ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Е. В. Гребенюк,
доцент кафедры музыкального воспитания и образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ПРОСТРАНСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В последнее десятилетие российская система высшего педагогического образования претерпевает целый ряд масштабных изменений, обусловленных как вхождением в мировое образовательное пространство, так и трансформацией социокультурной ситуации в России. Сориентирован-ность системы высшего педагогического образования на развивающее, личностно-ориентированное и инновационное обучение основывается на обеспечении условий для раскрытия творческого потенциала студентов, а также для инициативы педагогов и образовательных учреждений в целом. Последние все чаще переходят к использованию таких технологий, которые позволяют трансформировать передаваемые обучаемым способы деятельности из цели обучения в средство развития их способностей — познавательных, личностных, духовно-нравственных. Становится очевидной необходимость по-новому взглянуть на систему подготовки будущих специалистов, на способ организации такой образовательной среды, которая обеспечила бы каждому будущему специалисту возможность наиболее полного раскрытия и развития его способностей.
Образовательная среда в последние годы все чаще становится предметом специальных исследований в педагогике. Рассматривают ее как условие существования образовательных систем (Г. Н. Сериков), как совокупность отношений, формирующихся между субъектами образования (Ю. В. Васильев, Е. С. Комраков), как взаимосвязь процессов превращения налич-
ного социокультурного окружения в средства осуществления современного образования (В. И. Слободчиков, В. К. Рябцев, В. В. Ряшева и др.). Ряд исследователей (В. В. Рубцов, В. И. Панов, Б. Д. Эльконин, О. С. Газман, М. В. Кларин, И. Д. Фрумин, В. А. Ясвин и др.) обращает свое внимание на вопросы конструирования образовательной среды применительно к практике обучения и воспитания.
Образовательная среда есть прежде всего подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, набор связанных между собой условий, обеспечивающих образование человека. Кроме того, образовательная среда также испытывает влияние индивида, поскольку каждый развивается согласно своим способностям, создает свой собственный путь вхождения в историю и культуру, освоения ценностей и приоритетов познания. Образовательная среда обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней. К глобальному уровню относятся общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования. К региональному уровню (страны, крупных регионов) следует отнести те же позиции, но в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями. С локальным уровнем (конкретным образовательным учреждением) целесообразно связать его микрокультуру, микроклимат, ближайшее окружение, семью. В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное окружение индивида. Имен-
Образовательная среда вуза как пространство реализации..
но это окружение и общение с ним может оказывать наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.
В научной литературе исследователи описывают компоненты, которые может включать среда любого образовательного учреждения, при которых творческое развитие специалиста может быть наиболее эффективным. Так, Ю. Кулюткин и С. Тарасов обозначают: пространственно-семантический компонент, подразумевающий архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, предметная организация среды, трансформация помещений для минимизации чувства неуверенности, тревожности учащегося и др.), символическое пространство (различные символы — герб, гимн, традиции и др.); содержательно-методический компонент, включающий насыщенность среды культурно значимыми объектами, концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.; формы и методы организации образования (формы организации занятий, исследовательские общества, структуры самоуправления и др.), выбор образовательного маршрута. Коммуникационно-организационный компонент подразумевает распределение статусов и ролей в образовательной среде, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы; стиль общения и преподавания, организацию всех видов отношений в соответствии с обозначенными нормами и правилами, организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.). Кроме того, образовательную среду конкретизируют по стилю взаимодействия (конкурентная — кооперативная, гуманистическая — технократическая и т. д.); по
характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная — инновационная, национальная — универсальная и т. д.); по степени творческой активности (творческая — регламентированная); по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая — замкнутая). Существенно то, что в одном образовательном учреждении возможно сочетание разных, иногда весьма противоречивых условий среды. Активное взаимодействие с различными образовательными средами: в организации, где индивид работает, учреждениях постдипломного образования (институтах повышения квалификации), профессиональных сообществах, литературных источниках, информационных сетях и др., способствует раскрытию личностных и профессионально значимых качеств специалистов.
Университетский уровень социально-культурной среды обеспечивается путем организации «полей жизнедеятельности», формирующих духовно-нравственную и социально-психологическую культуру студента. Учреждение, в котором удается создать условия для всестороннего развития личности силами администрации, педагогического коллектива и при обязательном участии учащихся, превращается в территорию грамотной, комплексной заботы о физическом и духовном здоровье будущих специалистов. Иначе говоря, развивающая роль образовательной среды определяется как ее состоянием и содержанием, так и степенью активности каждого субъекта в процессе взаимодействия со средой.
Научно-исследовательский институт непрерывного педагогического образования РГПУ им. А. И. Герцена в настоящее время осуществляет ряд исследований (в частности, проблем развития педагогического образования) с целью выявления оптимальных средств и возможностей его совершенствования. В связи с укреплением позиций гуманистического образования остро встают задачи проектирования новой образовательной среды как многомерного пространства,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
адекватного современным потребностям учащихся и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства и технологий. Разрабатывая программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, сотрудники НИИ непрерывного педагогического образования ориентировались на необходимость освоения проектировочной деятельности как ресурса компетентно ст-ного подхода.
Проектирование образовательной среды влечет за собой необходимость модернизации учебного пространства, организации особой культурной деятельности в студенческих сообществах, планирования образовательных программ на принципах вариативности и альтернативности. Механизм проектирования образовательной среды становится эффективым при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; построении гибкого расписания путем учета модульности содержания образования, временных сезонов; увеличении числа практических занятий во всех курсах за счет разумного сокращения лекционного блока. Это обеспечивает учащемуся возможность реализации знаний, выбора профессиональной деятельности, линии поведения. Расширение образовательного пространства субъекта ведет к изменению границ его компетенции и как следствие — к принятию на себя большей ответственности. Педагогу в этом случае предоставляется интегрированное средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся и возможность повысить свою профессиональную культуру. А управление образовательной средой ведет к смене психологических установок работников образовательного учреждения.
Социальное проектирование как вид деятельности имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных проблем будущих специалистов. Опыт преподавателей в
организации работы по социальному проектированию предполагает: формирование у учащихся навыков социального поведения, работы в команде; умения вести диалог, работать с официальными документами, отстаивать свои права; расширение знаний о сложностях, многомерности окружающей действительности; вовлечение студентов в реальную практическую деятельность.
Социально-культурное проектирование представляется способом более глубокого, многопланового и, вместе с тем, личностного освоения культуры. И это не только ее воспроизведение в совокупности элементов, но и наследование, развитие ценностей. Смыслы культуры обнаруживаются, порождаются и развиваются в собственной исследовательской деятельности обучающегося. Мотивируя учащегося на расширение собственных возможностей, педагог получает возможность мотивировать его также на культурное развитие познания. В этом случае субъект принимает активное участие по линии «замысел — реализация — рефлексия» в процессе организации эстетического события в социально-культурном и историко-культурном контекстах.
Весь комплекс особенностей проектирования делает актуальным вопрос диагностики выраженности психологических факторов в образовательной среде конкретного учебного заведения. Диагностика психологических условий (например, интенсивности образовательной среды; эмоционально-психологического климата; удовлетворенности образовательной средой; демократичности образовательной среды; содействия формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой); удовлетворенности качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, и др.) призвана оказать реальную помощь педагогам при проектировании и моделировании образовательной среды как отдельного курса, так и всего образователь-
Информационная среда современного вуза
ного учреждения. Формирование образовательной среды носит творческий характер, ориентированный на актуальные интересы и социальные заказы сегодняшнего дня. Проблема развития личности в образовательной среде актуальна для всех уровней образования (школьного, вузовского, пост-
дипломного). Освоение проектировочной деятельности способствует изменению ауры пространства образовательного учреждения от нормативно-административной к образовательной, творческой, профессиональной позиции преподавателя института от знаниево-умениевой парадигмы к ком-петентностной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов. М.: МГППУ, 2006.
2. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1.
3. Крылова Н. Культурные модели образования с позиций постмодернистской педагогики // Новые ценности образования: Культурные модели школ. М., 1997.
4. Слободчиков В. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ. М., 1997.
5. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000.
6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.