Научная статья на тему 'Образовательная среда как основа формирования социокультурной идентичности студентов высшей школы'

Образовательная среда как основа формирования социокультурной идентичности студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
образовательная среда / социокультурная идентичность / социокультурный код / высшая школа / студенчество / глобальные процессы / educational environment / sociocultural identity / sociocultural code / higher school / students / global processes

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаранина А.Б.

Сохранение и преемственность социокультурной идентичности, культурно-нравственных основ и традиций общества всегда играло значительную роль в политике государства. Сегодня на повестку дня выходит вопрос о передаче ценностей и традиций в условиях ускоренных темпов глобализации. Особое же значение приобретает процесс воспитания молодого поколения. В данной статье рассматриваются факторы, которые помогают формировать социальную идентичность у студентов высшей школы. Образовательная среда является благоприятным условием для развития чувства принадлежности к культурно-нравственным нормам, обычаям и традициям общества. Актуальность выбранной темы состоит в том, что образовательная среда играет ключевую роль в создании системы ценностей, социальных контактов, что в последствии формирует социокультурную идентичность молодого поколения. В условиях глобализации встает вопрос о разработке междисциплинарного комплекса методологических концепций по проекции культурных норм и ценностей в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ formation of sociocultural identity in higher school educational environment

Students’ formation of sociocultural identity in higher school educational environment The preservation and continuity of sociocultural identity, cultural and moral foundations and traditions of society has always played a significant role in state policy. Today, the issue of transferring values and traditions in the context of the accelerated pace of globalization is on the agenda. The process of educating the younger generation is of particular importance. This article examines the factors that help form social identity among higher education students. The educational environment is a favorable condition for the development of a sense of belonging to the cultural and moral norms, customs and traditions of society. The relevance of the chosen topic is that the educational environment plays a key role in creating a system of values and social contacts, which subsequently forms the sociocultural identity of the younger generation. In the context of globalization, the question arises of developing an interdisciplinary set of methodological concepts for the projection of cultural norms and values in the student environment.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как основа формирования социокультурной идентичности студентов высшей школы»

Гаранина А.Б.

Старший преподаватель. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Образовательная среда как основа формирования социокультурной идентичности студентов высшей школы*

Аннотация. сохранение и преемственность социокультурной идентичности, культурно-нравственных основ и традиций общества всегда играло значительную роль в политике государства. сегодня на повестку дня выходит вопрос о передаче ценностей и традиций в условиях ускоренных темпов глобализации. особое же значение приобретает процесс воспитания молодого поколения. В данной статье рассматриваются факторы, которые помогают формировать социальную идентичность у студентов высшей школы. образовательная среда является благоприятным условием для развития чувства принадлежности к культурно-нравственным нормам, обычаям и традициям общества. Актуальность выбранной темы состоит в том, что образовательная среда играет ключевую роль в создании системы ценностей, социальных контактов, что в последствии формирует социокультурную идентичность молодого поколения. В условиях глобализации встает вопрос о разработке междисциплинарного комплекса методологических концепций по проекции культурных норм и ценностей в студенческой среде.

Ключевые слова: образовательная среда, социокультурная идентичность, социокультурный код, высшая школа, студенчество, глобальные процессы.

Garanina A.B.

Senior Lecturer. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Students' formation of sociocultural identity in higher school educational environment

Abstract. The preservation and continuity of sociocultural identity, cultural and moral foundations and traditions of society has always played a significant role in state policy. Today, the issue of transferring values and traditions in the context of the accelerated pace of globalization is on the agenda. The process of educating the younger generation is of particular importance. This article examines the factors that help form social identity among higher education students. The educational environment is a favorable condition for the development of a sense of belonging to the cultural and moral norms, customs and traditions of society. The relevance of the chosen topic is that the educational environment plays a key role in creating a system of values and social contacts, which subsequently forms the sociocultural identity of the younger generation. In the context of globalization, the question arises of developing an interdisciplinary set of methodological concepts for the projection of cultural norms and values in the student environment.

Key words: educational environment, sociocultural identity, sociocultural code, higher school, students, global processes.

* © Гаранина А.Б., 2024.

образовательная среда как основа формирования социокультурной идентичности студентов высшей школы

На сегодняшний день известно много подходов к рассмотрению идентичности. Так, один из отцов основателей социологии, в своей концепции Пьер Бурдье выводит понятие «габитус», что представляет механизм восприятия индивидом моделей поведения в процессе социализации. Бурдье вывод понятие идентичность, как совокупность различных символических систем. О подвижности и изменчивой природе идентичности в своих трудах размышлял Андреас Виммер, который уделял большое внимание влиянию политических институтов на формирование национальной идентичности. По мнению А. Виммера, идентичность неразрывно связана с чувством национальной принадлежности. По своему характеру национальная идентичность не может статична, она очень подвижна и меняется в течении времени. Такую изменчивость Виммер связывал с трансформацией таких важных для идентичности характеристик как, культура, язык, история. С развитием общества происходит изменение набора социокультурных кодов, что и приводит к многомерности понятия идентичность.

обращаясь к социокультурной идентичности, можно также констатировать, что данный феномен является сложным социальным конструктом, который включает в себя различные категории жизнедеятельности общества. Идентичность в широком смысле означает чувство принадлежности социальной группе по тому или иному признаку, например, раса, пол, национальность, религия итд. с социальной точки зрения идентичность - это свойственное индивиду мировоззрение, которые сложились под действием взаимодействия с различными социальными группами. социальная

идентичность как динамически развивающаяся система норм и ценностей зависит в первую очередь от конкретного исторического и социльно-эконо-мического контекста отдельно взятого общества. С точки зрения социальной теории постмодернизма, индивидуум не может иметь постоянной идентичности, т.к. она непрерывно трансформируется под воздействием процессов глобализации, которые несут в общество различные модели социокультурных кодов разных стран и культур.

Говоря о современном российском обществе, стоит отметить многокомпонентный и многоструктурный характер русской национальной идентичности, т.к. в период СССР происходило «вливание» разнообразных этносов, социально-культурных кодов других стран и культур. Однако формирование модели социокультурной идентичности исторически шло под российским доминированием. Несмотря на многогранный и сложный этнокультурный характер населения, все народы, проживающие на территории РФ, говорят, учатся и работают на русском языке. общепринятый язык, язык СМИ, официальных обращений и договоров, как правило, является системообразующим звеном той или иной социальной идентичности. Язык представляет собой важнейший инструмент формирования идентичности, которая берет свое начало с самых первых лет жизни индивидуума. Так, по мнению современных российских ученых, принадлежность к социокультурной группе невозможно рассматривать без доминирующего языка коммуникации, который позволяет индивидууму приобщаться к системе культурно-нравственных норм и ценностей того или иного общества. Русский язык имеет глубокое исто-

рическое и культурное значение, поскольку на протяжении веков он был основным средством общения в стране. Для студентов язык является одним из важнейших аспектов их идентичности, т.к. отражает их принадлежность к культурному наследию и национальной гордости. Язык, используемый в образовательной среде, формирует социальные отношения и взаимодействия. использование различных региональных диалектов образует определенные лингво-социальные группы или сообщества, что, в свою очередь, также является важным этапом в формировании социокультурной идентичности студентов. В данном контексте язык также служит средством выражения культурных и личных ценностей.

на современном этапе развития института современного российского образования многими высшими учебными заведениями предоставляется возможность изучения второго иностранного языка. одним из наиболее распространенных средств международного общения является английский язык. В условиях глобализации, как было указано выше, невозможно избежать влияние западной культуры на российское общество. Растущая распространенность английского языка может снизить статус и влияние русского языка, что приведет к потере языкового разнообразия и культурной самобытности. Существуют также опасения, что широкое распространение английского языка может подорвать традиционные ценности и обычаи, поскольку молодые россияне становятся более открытыми для западных идей и образа жизни через англоязычные СМи и интернет. Необходимо транслировать социокультурные коды, культурно-нравственные ценности в образовательной среде. одной из основных задач современных

вузов является готовность к взаимодействию преподавателей со студентами, что означает разработка условий и развитие ценностно-ориентированного образовательного пространства. Необходимо осуществлять поддержку всех акторов данного процесса, а именно студентов и преподавателей, административного персонала.

образовательная среда вуза оказывает значительное влияние на студентов через различные аспекты, такие как педагогические методы, социальное окружение, культурные и образовательные программы, межличностные отношения. В этом контексте неоспорима роль университета как места, где формируются идентичность, ценности и культурные установки студентов. Педагогические методы могут способствовать формированию социокультурной идентичности студентов, т.к. преподаватели играют оказывают большое влияние на ценностные установки и культурно-нравственные ориентиры студентов через обучение и общение.

В заключении, стоит еще раз подчеркнуть важность социокультурной и образовательной среды вуза для развития и формирования социокультурного кода, культурно-нравственных ценностей молодого поколения. Помимо приобретения профессиональных навыков, высшие учебные заведения должны быть нацелены на трансляцию ключевых элементов российской культуры, а именно, язык, традиции, нравственность. создание благоприятной образовательной среды позволит воспитывать в студентах общепринятые ценности и традиции, что, в конечном итоге, будет содействовать не только личностному росту, но и формированию социокультурной идентичности.

References

[1] Apiok S.N. Inculturation: pedagogical, philosophical, sociological and historical aspects / S.N. Apiok, M.N. Demidko // Mastery online: international popular science magazine. 2016.

№ 2.

[2] Bourdieu P. Structure, habitus, practice // Journal of Sociology and Social Anthropology. (third part of "Practical Sense"), 1998. Volume I. № 2.

[3] Vishnyakova A.V. Educational environment as

a condition for the formation of information and communication competence of students / A.V. Vishnyakova: Diss. ...cand. ped. Sci. -Orenburg, 2002. 52 p.

[4] Dzyakovich E.V. Identity, identification, staging in the development of global and local sociocul-tural processes of our time // Observatory of Culture. 2010. № 4. P. 10-14.

[5] Drobizheva L.M., Ryzhova S.V. Russian identity and interethnic tolerance // Social factors of consolidation of Russian society: sociological dimension / Ed. Corresponding member RAS M.K. Gorshkova. - M.: New Chronograph, 2010. P. 116-135.

[6] Levashkina A.O. Interpretations of the concept of identification in domestic and foreign research // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2013. № 3. P. 208-211.

[7] Makarova E.Yu. Language in the system of ethnic

characteristics // Vestn. Volgograd State unta. Series 2: Linguistics. 2009. № 2. P. 184-188.

[8] Russell.B. Human knowledge, its sphere and boundaries // M.: Institute of General Humanitarian Research. 2001. P. 71.

[9] Shendrik I.G. Educational space of the subject and

its design [Text] / I.G. Shendrik. - M.: APK and PRO, 2003. P. 156.

[10] Thomas M., Lawrence M.S. Self, identity, and negative youth adaptation: Introduction to the special issue // Self and Identity. 2022. № 21 (1).

[11] Wimmer A. Nationalist exclusion and ethnic conflict: shadows of modernity, Cambridge: Cambridge University Press. 2002.

[4] Дзякович Е.В. Идентичность, идентификация, инсценировка в развитии глобальных и локальных социокультурных процессов современности // Обсерватория культуры. 2010. № 4.С. 10-14.

[5] Дробижева Л.М., Рыжова С.В. Российская идентичность и межэтническая толерантность // Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение / Под ред. чл.-корр. РАН М.К. Горшкова. - М.: Новый хронограф, 2010. С. 116-135.

[6] Левашкина А.О. Трактовки понятия идентификации в отечественных и зарубежных исследованиях // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. С. 208-211.

[7] Макарова Е.Ю. Язык в системе этнических признаков // Вестн. Волгоградского гос. унта. Серия 2: Языкознание. 2009. № 2. С. 184-188.

[8] Рассел.Б. Человеческое познание, его сфера и границы // М.: Институт Общегуманитарных Исследований. 2001. С. 71.

[9] Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование [Текст] / И.Г. Шендрик. - М.: АПК и ПРО, 2003. С. 156.

[10] Thomas M., Lawrence M.S. Self, identity, and negative youth adaptation: Introduction to the special issue // Self and Identity. 2022. № 21 (1).

[11] Wimmer A. Nationalist exclusion and ethnic conflict: shadows of modernity, Cambridge: Cambridge University Press. 2002.

Список литературы

[1] Апиок С.Н. Инкультурация: педагогический, философский, социологический и исторический аспекты / С.Н. Апиок, М.Н. Демидко // Мастерство online: международный научно-популярный журнал. 2016. № 2.

[2] Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. (третья часть «Практического смысла»), 1998. Том I. № 2.

[3] Вишнякова А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся / А.В. Вишнякова: Дисс. ...канд. пед. наук. -Оренбург, 2002. 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.