прививает навык самостоятельного поиска ответа на дискуссионные религиозные вопросы.
Изучение истории религий создает уникальную возможность межкультурного взаимообогащения и межконфессионального диалога. Знакомство с каждой религией показывает бесконечное многообразие религиозных идей, культурную неповторимость религиозных практик многих народов и вместе с тем единство в их гуманистической направленности. На занятиях наряду с изучением особенностей взглядов и истории отдельных конфессий осуществляется непосредственное межконфессиональное общение студентов как представителей народов, традиционно исповедующих разные религии, нейтрализуется отчужденность, реализуется возможность лучшего взаимопонимания.
Изучение религиоведческих дисциплин единственная по сути возможность получить светский объективный квалифицированный ответ на волнующие молодых людей религиозные мировоззренческие и жизненные вопросы, предостеречь их от увлечения ложными религиозными идеями. Вместе с другими формами воспитательной работы, знакомство с содержанием этих дисциплин способствует межконфессиональному согласию, не допускает появления религиозного экстремизма в студенческой среде.
УДК 37.015.3
В.И. Екимова, Е.А. Орлова г. Москва
Образовательная среда кадетского корпуса как фактор формирования суверенности психологического пространства личности воспитанников-юношей
В статье определены теоретические аспекты проблемы влияния образовательного процесса, осуществляемого в кадетском корпусе, на формирование суверенности психологического пространства личности юношей-воспитанников.
Психологическая суверенность, психологическое пространство личности, самоопределение, образовательная среда.
V.I. Ekimovu, E.A. Orlovu, Moscow
Educational Environment Cadet Corps as a factor in the formation of the
sovereignty of psychological space of the individual students-boys
The article defines the theoretical aspects of the impact of the educational process on the formation of the Cadet Corps sovereignty ofpsychological space of the individual youths.
Keywords: Psychological sovereignty, of psychological space of the individual, self-learning, environment.
В последнее время изучение проблемы суверенности психологического пространства личности все больше привлекает внимание как ученых, так и психологов-практиков.
Это обусловлено тем, что в условиях интенсивности, грандиозности и избыточности современной жизни, возрастает потребность человека в личной самобытности и чувстве целостности своего «Я». Высокая взаимозависимость социальных интеракций, информационная и коммуникативная перегруженность ставят перед необходимостью селекции средовых влияний и усиления способности творить независимое, некомформное, аутентичное бытие (С.К. Нартова-Бочавер, Х. Ортега-и-Гассет, Г.Д. Торо). Достижение данной способности позволяет человеку ощутить целостность границ своего психологического пространства, обрести умение самостоятельно организовывать собственную жизнь, направлять вектор саморазвития и переживать чувство собственной суверенности.
Психологическая суверенность в современной психологии понимается как способность человека управлять, контролировать и развивать свое психологическое пространство, основанная на опыте успешного автономного поведения (С.К. Нартова-Бочавер), «способность выбирать точки приложения своих возможностей, менять свое жизненное пространство и самого себя», а также как «способность к самополаганию благодаря имеющейся силе» (В.Е. Клочко и Д.Ю. Дорофеева). Суверенность также определяют как состояние границ психологического пространства личности, в состав которого входит все то, с чем человек себя соотносит и считает своим: физическое тело, личные вещи, привычки, вкусы и ценности, социальные связи и т.д. По данным формулировкам становится ясно, что говоря о человеке суверенном исследователи в первую очередь имеют ввиду «человека становящегося» (В.П. Зинченко), способным совершить акт превосхождения себя» (М.К. Мамардашвили).
Суверенность не является врожденным качеством человека, а приобретается на определенных этапах жизненности пути и основывается на опыте успешного автономного поведения. Особенно значимо переживание суверенности в юношеском возрасте, это обусловлено тем, что решение задач и развитие новообразований этого возраста глубоко связаны с состоянием границ психологического пространства личности и во многом определяются ими. Так самосознание напрямую связано с ситуациями, в которых человек определяет себя как способный или не способный защитить свое личное пространство, тело, вещи и т.д. Понимание, где заканчиваются свои границы и начинаются границы других людей, позволяет обрести адекватное чувство ответственности, «истинную» идентичность, целостность и непрерывность своего «Я». Формирование собственного мировоззрения, способности самостоятельного выбора и самоопределения обуславливается уважением со стороны социума к ценностям и взглядам отдельного человека. Таким образом, особое значение в становлении суверенности играет внешнее окружение и условия в которых находиться человек.
Так как основное время учащиеся проводят в образовательной среде школы, изучение влияния образовательных процесса на формирование суверенности психологического пространства личности юношей является в настоящее время наиболее актуальным. Тем более, что исследование развития субъектности обучающегося является главным содержанием деятельности по изучению образовательной среды школ (Гущина Т.Н.) . На фоне великого разнообразия образовательных программ, способов организации обучения, условий в которых находятся учащиеся, наибольший интерес для нас составили кадетские корпуса. Этот новый тип социализации современных подростков и юношей имеет ярко выраженную военно-патриотическую направленность воспитания, развитие личности, проходит в условиях, значительно отличающихся от традиционной школы:
- во-первых: это образовательное учреждение закрытого типа, предусматривающее нахождение учащихся внутри школы шесть дней в неделю;
- во-вторых - смена ведущей деятельности и эмансипация от родителей происходит в ускоренном темпе независимо от индивидуальных различий учащихся;
- в-третьих - развитие личности происходит в непростых условиях социального уравнивания и подчинения доминирующим аспектам кадетской жизни;
- в-четвертых - воспитательная и образовательная среда кадетского корпуса заключает в себе отношения «ученик-учитель», свойственные традиционной школе и, в то же время, отражает специфику отношений принятых в военной среде - «командир -рядовой», построенные на принципе единоначалия.
Такой способ организации образовательной процесса, на наш взгляд, ограничивающий некоторую свободу личности в своем самовыражении, выбора окружения для общения, отсутствие возможности побыть одному и носить ту одежду, которая нравиться, то есть, ситуаций, препятствующих развитию суверенности личности, требует к себе пристального внимания и изучения.
Важность рассмотрения данной проблемы обостряется еще и тем, что дефицит комплексных исследований, дающих представление о формировании суверенности личности воспитанников-юношей (и не только юношей) в условиях образовательной среды кадетского корпуса, приводит нас к необходимости проведения исследования в данном направлении. Возможно, данная работа даст ключ к большему пониманию не только влияния школ-интернатов на становление зрелой и автономной личности, но и пониманию развития личности в целом.
Правомочность такого заключения может быть объяснена функциями, которые выполняет суверенность (С.К. Нартова-Бочавер и др.):
- Она дает человеку ощущение своей «уместности» и востребованности;
- Обеспечивает экзистенциональную уверенность (осмысленность, свободу, ценность бытия);
- Обеспечивает принятие личной ответственности за собственные действия;
- Делает возможной социальную и личностную идентичность;
- Освобождает субъекта от избыточной дефезивности и внутренних конфликтов, т.к. он принимает себя в естественном сочетании своих достоинств и недостатков;
- Делает возможной самоактуализацию и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баева, И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / И. А. Баева. - СПб. : Речь, 2006.
2. Беленко, О.Г. Проявление процесса суверенизации личности в стратегиях коммуникативного поведения: на примере старших подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. Г. Беленко. -Барнаул, 2006. - 20 с.
3. Забродин, Ю.М. Образовательная среда феноменология и практика безопасности / Ю.М. Забродин, В.В. Рубцов // Безопасность образовательной среды : сб. ст. / отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М. : Экон-Информ, 2008. - Ч. II.
4. Коджаспирова, Г.М. Безопасность детского образовательного учреждения: концепции / Г. М. Коджаспирова, О. В. Вихристюк, В. В. Ковров, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Экон-Информ, 2009. - 385 с.
5. Клауд Г. Брак: где проходит граница? / Г. Клауд, Дж. Таунсенд. - СПб. : Триада, 2000. - 352 с.
6. Кондратьев, М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М. Ю. Кондратьев. - СПб. : Питер, 2005.
7. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности : монография / С. К. Нартова-Бочавер. - М. : Прометей, 2005. - 312 с.
8. Панина, Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Н. Панина. - Крсноярск, 2006. - 22 с.
9. Пучкова, Л.Г. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. Г. Пучкова. - Хабаровск, 2003. - 17 с.
10. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина. - М. : МГППУ, 2002. - 272 с.
11. Шкопоров, Н.Б. Психологическое пространство личности / Н.Б. Шкопоров // Социально-психологические основы средообразования / под ред. Т. Нитта, Ш. Хеймедса, Ю. Круусвалла. - Таллин : Теллинский пед. инт-т, 1985. - С. 106-108.
12. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365 с.
УДК 378
С.М. Зырянова, г. Сургут
Поликультурное образовательное пространство педагогического вуза как условие формирования художественной культуры личности
В статье раскрывается проблема формирования художественной культуры личности будущих педагогов дошкольного образования в рамках поликультурного образовательного пространства педагогического вуза. Особое внимание автор уделяет формированию музыкальной культуры личности при изучении курса «Теории и технологии музыкального воспитания детей».
Художественная культура, музыкальная культура, личность, педагогический вуз, поликультурное образовательное пространство, педагог дошкольного образования
S.M. Zyryanova, Surgut
Multicultural educational space of pedagogical high school as a condition of formation of art culture of the person
The article deals with the problem of the formation of the artistic culture of the person of the future teachers of pre-school education within a multicultural educational environment of pedagogical university.Particular attention is paid to formation of musical culture of the person in the study course "Theories and techniques of musical education of children."
Keywords: Art culture, musical culture, identity,pedagogical university, multicultural educational environment, teacher of preschool education.
Актуальность исследования особенностей поликультурного образовательного пространства педагогического вуза как условия формирования художественной культуры личности определяется возникающими проблемами адаптации молодежи к новым социокультурным ценностям. В этих условиях усиливается значимость культурологической составляющей гуманистического личностно ориентированного образования по разработке содержательных основ поликультурного образовательного пространства педагогического вуза как среды педагогической поддержки личности студента. Сфера высшего образования является одним из главных социальных