Научная статья на тему 'Образовательная система ннгасу: традиции и новации'

Образовательная система ннгасу: традиции и новации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / СИСТЕМА УРОВНЕВОГО И НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / NIZHNY NOVGOROD STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE AND CIVIL ENGINEERING / SYSTEM OF LEVEL AND CONTINUING EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / INNOVATIVE EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимов Александр Николаевич, Бобылев Владимир Николаевич, Янченко Андрей Владимирович, Щеголев Дмитрий Львович, Филин Владимир Александрович

В статье проанализированы этапы становления и развития системы уровневого и непрерывного образования в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете в контексте модернизации современной отечественной вышей школы. В работе раскрывается специфика образовательной деятельности ННГАСУ как одного из ведущих архитектурно-строительных университетов России. Публикация обобщает инновационный опыт университета в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимов Александр Николаевич, Бобылев Владимир Николаевич, Янченко Андрей Владимирович, Щеголев Дмитрий Львович, Филин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SYSTEM OF NNGASU: TRADITIONS AND INNOVATIONS

The article analyzes the stages of formation and development of the system of level and continuing education in Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction (NNGASU) in the context of the modernization of modern national higher school. The work shows the specifics of educational activities of NNGASU as one of the leading architectural and engineering universities in Russia. The publication summarizes the innovative experience of university education.

Текст научной работы на тему «Образовательная система ннгасу: традиции и новации»

98

Высшее образование в России • № 6, 2015

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ННГАСУ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

АНИСИМОВ Александр Николаевич - канд. техн. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, главный методист, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

БОБЫЛЕВ Владимир Николаевич - канд. техн. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, чл.- корр. Российской академии архитектуры и строительных наук, советник при ректорате, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. E-mail: bobylev@nngasu.ru.

ЯНЧЕНКО Андрей Владимирович - канд. техн. наук, главный методист, профессор, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.

ЩЕГОЛЕВ Дмитрий Львович - канд. техн. наук, доцент, проректор по учебной работе, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. E-mail: sdl@nngasu.ru

ФИЛИН Владимир Александрович - канд. техн. наук, доцент, начальник управления по оценке качества образования, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. E-mail: fva@nngasu.ru

НИКУЛИНА Ольга Витальевна - начальник научно-методического отдела учебно-методического управления, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. E-mail: nmo@nngsu.ru

Аннотация. В статье проанализированы этапы становления и развития системы уровневого и непрерывного образования в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете в контексте модернизации современной отечественной вышей школы. В работе раскрывается специфика образовательной деятельности ННГАСУ как одного из ведущих архитектурно-строительных университетов России. Публикация обобщает инновационный опыт университета в сфере образования.

Ключевые слова: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, система уровневого и непрерывного образования, образовательная деятельность, инновационный опыт

Одним из приоритетных направлений в развитии отечественной высшей школы является совершенствование системы инженерного образования. Вхождение России в Европейское пространство высшего образования, связанное с интеграцией и гармонизацией образовательных систем европейских стран, поставило перед академическим сообществом новые задачи [1-4]. Реализуемый в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете учебный процесс опирается на традиции вуза с учетом тенденций модернизации современного образования и строится на принципах опережающего обучения, индивидуализации, непрерывности

образования, мобильности обучающихся и профессорско-преподавательского состава и др. [5-10].

Эффективным механизмом внедрения принципов опережающего обучения, индивидуализации и непрерывности образования является уровневая система образования. К переходу от традиционной моносистемы к уровневой ННГАСУ приступил в 1992 г. При этом можно выделить три этапа развития уровневой системы в университете, отражающие изменение федеральной нормативной базы и собственные разработки наших специалистов по ее детализации.

Первый этап. Принятая в начале

Юбилей

99

М <

Б

+2г.

2г. '

+1г.

~г~,

I

\ I

-► С

2г.

М - магистр;

С - специалист; Б - бакалавр;

□ - научная ветвь подготовки

□ - специальные дисциплины программы специалитета

□ - обобщенная (базовая) подготовка

Рис. 1. Структура уровневого высшего образования ННГАСУ (с 1992 по 2007 гг.)

90-х гг. модель уровневого высшего образования соответствовала требованиям ГОС (1994 г.). Предусматривалось, что студент поступает в вуз на направление бакалавриата. По окончании I уровня обучения (2 года) студент продолжает осваивать общую по направлению программу бакалавриата, но имеет возможность выбрать дифференцированный компонент подготовки - блок дисциплин,ориентированных на специальность. По окончании бакалавриата студент либо идет на производство, либо продолжает образование по траектории специалитета или магистратуры. При этом выбравшие ветвь доподготовки специалиста одновременно выбирают специализацию, а поступающие в магистратуру - магистерскую программу. Учебными планами ННГАСУ предусматривалось частичное сопряжение содержания программ магистратуры и доподготовки специалистов, что позволяло магистрантам параллельно освоить и программу специалиста. Таким образом, выпускник ННГАСУ мог получить три диплома о высшем профессиональном образовании: дипломы бакалавра, специалиста и магистра (рис. 1).

Позитивный опыт реализации в вузе данного варианта уровневой структуры подтвердил его результативность, в том числе с позиции повышения качества подготовки специалистов (через усиление индивидуализации образовательного процес-

са при поэтапном выборе траектории обучения).

Второй этап. В соответствии с Федеральным законом № 232-ФЗ от 24.10.2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», утвердившим модифицированную модель с раздельной реализацией программ уровневой под-готовки(бакалавриата + магистратуры) и моноподготовки (специалитета), ННГАСУ

100

Высшее образование в России • № 6, 2015

приступил к организации соответствующей структуры высшего образования. Прием на программы бакалавриата и спе-циалитета осуществляется раздельно. Набор студентов в магистратуру предусматривается из числа выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры других направлений.

Третий этап развития структуры уров-невого высшего и непрерывного образования ННГАСУ определяется положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. Графическая интерпретация этой структуры, к реализации которой ННГАСУ приступил с 2013 г., представле-

на на рис. 2. При этом нужно отметить следующее:

• довузовская подготовка включает дополнительные программы предвузовской подготовки (различной протяженности и содержания, направленные на помощь абитуриентам, планирующим поступить на программы высшего образования), а также дополнительные общеобразовательные программы художественно-эстетической и социально-педагогической направленности, ориентированные на детей дошкольного возраста;

• программы высшего образования, наряду с бакалавриатом, специалитетом и магистратурой, теперь включают и уровень

Послевузовское и дополнительное профессиональное образование

◄-I ДН Докторантура

J i КН

ДПО

Т

►ДПО-

►ДПО-2

Б, С, М

КН

Высшее образование

ДА

С, М, *(ДА, КН)

Б, *(С, М)

► Б

КР

СОО, СПО, *(Б, С, М)

Довузовская подготовка

Программы предвузовской подготовки

Дополнительные общеобразовательные программы

М

С

ДН

КН

ДПО

ДА

М

С

Б

СОО

СПО

КР

*

- доктор наук;

- кандидат наук;

- программы дополнительного профессионального образования различной протяженности;

- диплом об окончании аспирантуры;

- магистр;

- специалист;

- бакалавр;

- среднее общее образование;

- среднее профессиональное образование;

- квалифицированный рабочий;

- второе образование

Рис. 2. Обобщенная структура непрерывного образования в ННГАСУ

Юбилей

101

подготовки научно-педагогических кадров - аспирантуру. Предусматривается, что выпускник аспирантуры получает диплом об окончании аспирантуры (а в случае последующей защиты кандидатской диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук);

• послевузовское образование пока сохраняет докторантуру, а дополнительное профессиональное образование -спектр программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки различного содержания и протяженности.

С 2014/2015 учебного года ННГАСУ приступил к реализации программ прикладного бакалавриата по следующим направлениям подготовки: «Строительство» (с профилями «Промышленное и гражданское строительство », «Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций», «Строительство автомобильных дорог »); «Геодезия и дистанционное зондирование» (с профилем «Инфраструктура пространственных данных»); «Техносферная безопасность »(с профилем «Безопасность технологических процессов и производств »); «Дизайн » (с профилями «Промышленный дизайн », «Графический дизайн», «Дизайн среды») [11]. При этом предусмотрено структурно-содержательное сопряжение этих программ как с программами академического бакалавриата, так и с программами среднего профессионального образования. Это позволяет повысить эффективность апробированных в практике ННГАСУ механизмов развития индивидуализации образования, которые в структурно-методическом аспекте связаны с развитием вариативности образовательных траекторий.

Расширение спектра основных образовательных программ всех уровней образования рассматривается нами как одно из основных направлений реализации в университете принципа индивидуализации образования. Несмотря на достаточно широкий спектр укрупненных групп направле-

ний и специальностей (14 -по ГОС-2 и 15 -по ФГОС), доминирующим по количеству студентов остается архитектурно-строительный блок (группы «Техника и технологии строительства» и «Архитектура» -суммарно 54,2% приведенного контингента). На втором месте - «Экономика и управление »(16,6%). По остальным укрупненным группам составляющие приведенного контингента студентов не превышают 5% {рис. 3).

В настоящее время в ННГАСУ по ФГОС ВО реализуются 82 образовательные программы по 19 направлениям бакалавриата, 18 - магистратуры и двум специальностям. В учебный процесс активно внедряются дистанционные образовательные технологии, а также технологии электронного обучения, в первую очередь - по заочной форме. Так, с 2014 г. в университете введено электронное обучение с использованием системы Moodle по направлениям подготовки «Менеджмент», «Экономика» и «Юриспруденция». Успешно реализуются программы обучения совместно с зарубежными и российскими вузами-партнерами: ННгАсУ участвует в проекте TEMPUS

102

Высшее образование в России • № 6, 2015

Рис 3. Распределение приведенного контингента студентов ННГАСУ по укрупненным группам

«Магистерские программы в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности в строительстве зданий Центральной Азии и России (Mapree)». Сетевая форма обучения применяется также в рамках магистерского направления «Менеджмент», профиль «Международный менеджмент» (программа «Предпринимательство будущего - Entrepreneurs for Tomorrow») совместно с Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарёва и Самарским государственным архитектурно-строительным университетом с привлечением иностранных преподавателей - профессоров Университетов прикладных наук Зюйда (Нидерланды), Кельна (Германия), Са-такунты (Финляндия), Университета Лю-вена (Бельгия). В 2014 г. в рамках межвузовского обмена студентов осуществляется совместная работа с Архитектурной

Юбилей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

103

школой Гренобля, Таллиннским техническим университетом и другими вузами.

ННГАСУ одним из первых технических вузов начал реализацию программ магистратуры. Введение магистерской подготовки в университете осуществлялось поэтапно. В 1997 г. была открыта магистратура по направлению «Строительство» (после первого выпуска бакалавров по соответствующему направлению). В том же году был создан отдел магистратуры, организующий совместно с выпускающими кафедрами образовательный процесс магистрантов. После успешной апробации подготовки по направлению «Строительство» была открыта магистратура еще по целому ряду направлений.

В области совершенствования образовательного процесса следует отметить внедрение практико-ориентированных технологий обучения на основе расширения связей с производством и привлечения к процессу обучения работодателей (в том числе в качестве внешних экспертов). Студенты вуза участвуют в проектных работах и исследованиях в рамках госбюджетной и хоздоговорной научной тематики, что служит базой их учебной и научно-исследовательской работы, а также основой для подготовки магистерских диссертаций. Организуются студенческие конкурсы, выставки, олимпиады, творческие мастерские и творческие лаборатории. Силами студентов в рамках курсового и дипломного проектирования, а также в рамках инициативных работ осуществляется выполнение работ по заказам предприятий и организаций, органов власти, общественных организаций, граждан. Благодаря опыту такой деятельности студент, находясь в реальных производственных условиях, может наработать практические умения, необходимые для его будущей трудовой деятельности и приобрести навыки взаимодействия с коллегами, заказчиками и др.

Одним из важнейших показателей качества подготовки обучающихся в послед-

ние годы является трудоустройство выпускников. ННГАСУ на протяжении многих лет проводит мониторинг трудоустройства выпускников университета на региональном рынке труда. Его результаты, а также данные от служб занятости населения позволяют сделать вывод, что наши выпускники востребованы на рынке труда; по этому показателю университет является одним из лидеров среди вузов города.

Начиная с 2010 г. профильные образовательные программы ННГАСУ признаются как «Лучшие образовательные программы инновационной России » в рамках всероссийского конкурса, организованного Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации, Гильдией экспертов в сфере профессионального образования и журналом «Аккредитация в образовании» (2010 г. - три программы, 2011 г. - 10 программ, 2012 г. - пять, 2013 г. - шесть, 2014 г. - девять программ). Сегодня ННГАСУ является лидером среди архитектурно-строительных вузов России по призовым местам на всероссийских студенческих олимпиадах и конкурсах по строительным направлениям подготовки и спе-

104

Высшее образование в России • № 6, 2015

циальностям. Неоднократно дипломным работам и проектам выпускников в области строительства и архитектуры присуждались дипломы и медали Российской академии архитектуры и строительных наук: им. А.Г. Рочегова (2000, 2002, 2009 гг.), Н.В. Никитина (2004, 2009, 2010, 2014 гг.).

Еще одним крупным достижением в области образования стала международная аккредитация направления подготовки «Менеджмент» с программой «Международный бизнес» европейским агентством FIBA (Германия).

С 2012 г. в ННГАСУ реализуются дополнительные общеобразовательные программы художественно-эстетической и социально-педагогической направленности, ориентированные на воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Для этого при вузе функционируют Центр дополнительного образования детей и Детская архитектурно-художественная студия, где созданы все условия для получения непрерывного образования младшими возрастными группами обучающихся. Реализуемая комплексная программа образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста нацелена на сохранение и укрепление психофизического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, личностного становления, на подготовку детей к социальным ситуациям развития и кризисным особенностям возраста, оказание помощи дошкольникам, имеющим особые образовательные потребности.

За последние годы в целом отмечено повышение заинтересованности абитуриентов в обучении в ННГАСУ. Этому способствует усиление профориентационной работы, проводимой университетом в школах, техникумах и в стенах вуза, а также укрепление статуса вуза в регионе. Предвузовское образование, ориентированное на помощь молодежи в выборе профессии, углубление знаний, необходимых для поступления и дальнейшего обучения в вузе, на адаптацию будущих студентов к усло-

виям высшей школы, осуществляется в вузе более 55 лет. Для целенаправленной плановой работы в этой области было создано управление довузовской подготовки и маркетинга образовательной деятельности (УДПМ). Накопленный в университете опыт работы с одаренными школьниками, проведение олимпиад различного уровня (предметных, вузовских, региональных, министерских), конкурсов работ и проектов, семинаров и конференций с участием школьников, стремление привлечь в вуз творческую, талантливую, определившуюся с выбором профессии молодежь способствовали созданию в рамках УДПМ центра поддержки и развития одаренности. Деятельность этого центра направлена на обеспечение устойчивого притока одаренных абитуриентов в университет, а в итоге - на обеспечение качественного контингента студентов. Работа в данной области ведется по следующим направлениям:

а) развитие олимпиадного движения школьников (в 2014 г. ННГАСУ стал соорганизатором и региональной площадкой для проведения пяти школьных олимпиад, входящих в перечень Минобрнауки России);

Юбилей

105

б) реализация программ поддержки талантливой молодежи и организация на базе университета научно-исследовательской работы школьников (организована подготовка научно-исследовательских проектов школьников с использованием АИС «ОДАРМОЛ » - в рамках сетевого взаимодействия с вузами-партнерами Международной ассоциации строительных высших учебных заведений, участие в проекте «Создание системы школьных проектных лабораторий «STEM-центров »);

в) организация семинаров, конференций, конкурсов с участием школьников и талантливой молодежи.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, которая представляет собой совокупность различных структур, занимающихся повышением квалификации и профессиональной переподготовкой специалистов, а также подготовкой научно-педагогических кадров. Основное звено системы ДПО университета - Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров (МИПК), созданный в соответствии с Постановлением Правительства СССР № 166 от 06.02.88 г. приказом Минвуза РСФСР № 463 от 20.10.1988 г. С 1991 г. МИПК является координатором и организатором всей сети институтов и факультетов повышения квалификации Нижегородской области. С 2006 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 09.03.2006 г. № 306р и приказом Федерального агентства по образованию от 27.03.2006 г. № 200 МИПК является структурным подразделением ННГАСУ. На протяжении всего периода функционирования МИПК ННГАСУ является одним из ведущих институтов дополнительного профессионального образования России.

Отличительная особенность работы ННГАСУ в сфере дополнительного профессионального образования - создание отраслевой системы непрерывного опере-

жающего кадрового обеспечения строительной отрасли, формирующейся на основе единой образовательной, научной и правовой базы подготовки, переподготовки и повышения квалификации современных кадров строительного профиля всех уровней.

Литература

1. Кинелев В.Г. Объективная необходимость.

История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995. 328 с.

2. Образовательная политика России на со-

временном этапе. Доклад рабочей группы президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросам реформы образования, 29 августа 2001 г. // Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред.-сост. Э.Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002. С. 26-84.

3. Федоров И.Б., Коршунов С.В., Караваева Е.В. Структура подготовки в высшей школе: анализ изменений в законодательстве РФ // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 3-14.

4. ГусляковаЕ.В, Демчук А.Л., ТелешоваИ.Г.

Вхождение системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования: проблемы и задачи // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 5-9.

5. Бобылев В.Н., Анисимов А.Н., Никольский

Е.К., Самойлов Ю. Г., Шульц Г.Л. К разработке структуры многоуровневого образования в архитектурно-строительном ВУЗе (вариант НАСИ): информ. материал. Н. Новгород: НАСИ, 1992.

6. Найденко В.В., Бобылев В.Н., Анисимов

A. Н. О некоторых тенденциях развития высшего образования в XXI веке// Вестник отделения строительных наук. 2000. Вып. 3. С. 55-64.

7. Копосов Е.В., Анисимов А.Н., Бобылев

B. Н., Янченко А.В., Никулина О.В. О проблемах развития структуры уровневого высшего и непрерывного образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 1. С. 25-29.

8. Анисимов А.Н., Бобылев В.Н, Веселова Е.А.

106

Высшее образование в России • № 6, 2015

К реализации уровневой системы высшего образования // Высшее образование в России. 2013. №4. С.100-106.

9. Лапшин А.А., Анисимов А.Н., Бобылев В.Н.,

Янченко А.В., Никулина О.В. О перспективах развития уровневого высшего и непрерывного образования // Приволжский научный журнал. 2014. №4. С. 252-259.

10. Лапшин А.А., Анисимов А.Н., Бобылев В.Н., Янченко А.В., Никулина О.В. Состояние и перспективы развития уров-невого высшего и непрерывного образования // Труды конгресса 16-го Международного научно-промышленного фору-

ма «Великие реки’2014»: В 3 т. Т. 2 / Ни-жегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред. А.А. Лапшин. Н. Новгород: ННГАСУ, 2014.

С. 18-21.

11. Анисимов А.Н., Веселова Е.А., Никулина

О.В., Янченко А.В. К вопросу реализации программ прикладного бакалавриата в структуре ФГОС на примере направления подготовки Строительство // Труды конгресса международного научно-промышленного форума «Великие реки-2013». Н. Новгород, 2013. С. 35-38.

Статья поступила в редакцию 27.04.15.

EDUCATIONAL SYSTEM OF NNGASU: TRADITIONS AND INNOVATIONS

ANISIMOV Alexander N. - Cand. Sci. (Technical), Prof., Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, chief methodologist, N izhny Novgorod State University of Architecture and Construction, Nizhny Novgorod, Russia

BOBYLEV Vladimir N. - Cand. Sci. (Technical), Prof., Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Corr. member of the Russian Academy of Architecture and Building Sciences, Advisor to the Rector, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: bobylev@nngasu.ru YANCHENKO Andrey V. - Cand. Sci. (Technical), Prof., chief methodologist, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russia SHCHEGOLEV Dmitriy L. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Vice-Rector for Academic Affairs, Nizhny Novgorod State University ofArchitecture and Construction, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: sdl@nngasu.ru

FILIN Vladimir A. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Head of Department for quality assessment, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: omag-nngasu@yandex.ru

NIKULINA Olga V. - Head of Scientific-methodical department of Educational Department, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: nmo@nngsu.ru

Abstract. The article analyzes the stages of formation and development of the system of level and continuing education in Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction (NNGASU) in the context of the modernization of modern national higher school. The work shows the specifics of educational activities of NNGASU as one of the leading architectural and engineering universities in Russia. The publication summarizes the innovative experience of university education.

Keywords: Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, system of level and continuing education, educational activities, innovative experience

References

1. Kinelev V.G. (1995) Ob’ ektivnaya neobkhodimost’. Istoriya, problemy iperspektivy reformirovaniya

vysshego obrazovaniya Rossii [Objective necessity. History, problems and prospects of higher education reforming in Russia]. Moscow: Republic Publ., 328 p. (In Russ.)

2. Dneprov E.D. (ed.) (2002) [Educational policy of Russia on the modern stage. Report of the working group of the presidium of the State Council of the Russian Federation for education

Юбилей

107

reforms, 2001, Aug 29,]. Modernizatsiya rossiiskogo obrazovaniya: dokumenty i materialy [Modernization ofthe Russian education: documents and materials]. Moscow: Higher School of Economics Publ., pp. 26-84. (In Russ.)

3. Fedorov I.B., Korshunov S.V., Karavaeva E.V. (2009) [Preparation structure at higher school:

analysis of changes in the Russian Federation legislation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 5, pp. 3-14. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Guslyakov E.V., Demchuk АХ., Teleshova I.G. (2014) [Introduction of the Russian higher education system into the European space of higher education: problems and tasks]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 10, pp. 5-9. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Bobylyov V.N., Anisimov А.№, Nikolsky Е.К., Samoylov Yu.G., Shults G.L. (1992) Krazrabotke

struktury mnogourovnevogo obrazovaniya v arkhitekturno-stroitel’nom VUZe (variant NASI): inform. material [To the development of a multilevel education structure at the university of architecture and civil engineering (NASI variant): inform. material]. Nizhny Novgorod: NASI Publ. (In Russ.)

6. Naydenko V.V., Bobylyov V.N., Anisimov А.№ (2000) [About some trends of higher education

development in the XXI century]. Vestnik otdeleniya stroitel’nykh nauk [Bulletin ofthe branch of building sciences]. Issue 3, pp. 55-64. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Koposov E.V., Anisimov А^., Bobylyov V.N., Yanchenko А/V., Nikulina O.V. (2013) [About development ofthe structure of multilevel higher and continuous education]. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly) [Alma mater (Bulletin of higher school)]. No. 1, pp. 25-29. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Anisimov АЖ, Bobylyov V.N., Veselova Е.А. (2013) [To the realization ofthe system of multilevel

education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 4, pp. 100-106. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Lapshin А.А., Anisimov А.№, Bobylyov V.N., Yanchenko А^., Nikulina O.V. (2014) [About the

prospects of multilevel higher and continuous education development]. Privolzhskii nauchnyi zhurnal [Privolzhsky Scientific Journal]. No. 4, pp. 252-259. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Lapshin А.А., Anisimov А.^, Bobylyov V.N., Yanchenko А.У., Nikulina O.V. (2014) [State and prospects of multilevel and continuous education development]. 16 Mezhdunarodnyi nauchno-promyshlennyi forum «Velikie reki’2014». Trudy kongressa [16th International scientific and industrial forum “Great Rivers 2014”. Proceeding of congress]. Vol. 2. Nizhny Novgorod: NNGASU Publ. pp. 18-21. (In Russ)

11. Anisimov А^., Veselova Е.А., Nikulina O.V., Yanchenko А.У. (2013) [To the issue of realization of the applied bachelor programmes in the FGOS structure by the example of the field of education “Construction”]. Trudy kongressa mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma «Velikie reki-2013» [Proceedings of the international scientific and industrial forum “Great Rivers 2013”]. Nizhny Novgorod, pp. 35-38. (In Russ.)

The paper was submitted 27.04.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.