ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕССИЯ «LOMONOSOV_LAB»: РАСШИРЯЕМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНУЮ И ГУМАНИТАРНУЮ КАРТИНУ МИРА ШКОЛЬНИКОВ
С 25 апреля по 29 апреля 2022 года ГБОУ гимназия №24 имени И.А. Крылова совместно с ГБУ ДО Домом детского творчества «На 9-ой линии» Василеостровского района Санкт - Петербурга в рамках недели науки провели образовательную Сессию «1отопоБОУ_1аЬ». Гимназисты ежегодно принимают участие в профильных сменах Академии талантов Санкт-Петербурга, в программах образовательного центра «Сириус». Идея таких смен - образовательный интенсив, т.е. погружение на непродолжительное время в науку или искусство.
В Сессии приняли участие 15 гимназистов 8-х классов. Сессия проводилась с отрывом от основного образовательного процесса и была посвящена великому российскому ученому М.В. Ломоносову. Почему именно М.В. Ломоносову? Во-первых, с именем этого ученого связаны замечательные открытия в области разных предметных знаний. Во-вторых, гимназия №24 находится в той исторической части Санкт-Петербурга, где ученый жил и работал - на Васильевском острове.
Целью проведения Сессии было создание мотивирующей образовательной среды для учеников гимназии, увлеченных наукой, искусством, литературой, инте-
ресующихся проектной и исследовательской деятельностью. Сессия проходила в течение пяти учебных дней. Каждый день предполагал свою тематическую направленность. В конце учебного дня учащиеся могли размещать отзывы о мероприятиях на платформе Ра^е1:.
День первый: открытие Сессии, знакомство с биографией М.В. Ломоносова
Программа дня:
1. «Давайте познакомимся». После приветственного слова директора для учащихся была проведена игра на командообразо-вание. Им были розданы именные бейджи,
92 | MAGISTER, 2022, №2
блокноты и значки с символикой Сессии, зачетные книжки.
2. «Слово о Ломоносове». Участники Сессии познакомились с биографией М.В. Ломоносова, совершили виртуальное путешествие из деревни Мишанинской в Москву, составив интерактивную карту с маршрутом, которым шел будущий ученый. В конце мероприятия учащиеся составили синквейны:
Ломоносов.
Любопытный, гениальный. Создавал, открывал, познавал. Он был нашим первым университетом. Гений научного мира!
Ломоносов. Талантлив, умен. Учился. Учил. Изобрел. Трудился каждый день. Вот это гений!
Ломоносов.
Гениальный, целеустремленный. Экспериментировал, исследовал, открывал. Первый русский университет. Величайший ученый!
3. Игра «Что? Где? Когда?» - «Удивительный ученый и человек». Учащимся были предложены вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Ломоносова. Таким образом, итогами первого дня стали интерактивная карта пути Ломоносо-
ва в Москву, синквейны и интеллектуальная игра.
День второй: лонгрид «Ломоносов»
Во второй день учащиеся знакомились с понятием «тексты новой природы» и под руководством кураторов, старшеклассников, составляли лонгрид о жизни и деятельности М.В. Ломоносова с помощью сайта Tilda Publishing.
Программа дня:
1. Лекция о текстах новой природы. Участники Сессии узнали о том, что такое облако слов, инфографика, тайм-лайн, интеллект-карта. Познакомились с платформами Canva, Padlet.
2. Мастер-классы по работе с «текстами новой природы». Мастер-классы провели кураторы этого дня - старшеклассники. Они показали работы, выполненные с помощью различных средств визуализации.
3. Работа в группах - создание лонгри-да. Учащиеся разделились на три группы: 1 группа - работала с текстом лонгрида, 2 группа - создавала видео и аудио материалы для лонгрида, 3 группа оформляла его, используя средства визуализации текста.
Продуктом дня стал лонгрид о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
День третий: Ломоносов и искусство
Этот день проводили педагоги Дома детского творчества «На 9-ой линии».
Программа дня:
1. Погружение в эпоху. Костюмированный литературный батл. Учащиеся примеряли костюмы 18 века, соревновались в чтении од М.В. Ломоносова.
2. Творческие мастер-классы по созданию мозаичных картин. Участники Сессии имели возможность познакомиться с историей создания мозаичной картины М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» и создать свои картины, используя различные техни-
MAGISTER, 2022, №2 | 93
ки, среди которых были лоскутная мозаика, компьютерная графика и анимация.
Продуктами дня стали видеоролик «Читаем Ломоносова», мозаичные картины, выполненные с помощью различных технологий.
Отзыв участника Сессии Лебединской Екатерины, 8а класс: «Это было здорово. Третий день прошёл не менее интересно и познавательно, чем первых два дня. Узнала новое о театре 18 века, читала оды, а также занималась декоративно-прикладным творчеством и компьютерной графикой».
День четвертый: день научных открытий и творческих экспериментов
Программа дня:
1. Практические занятия. Научные открытия Ломоносова в области химии и математики. Учащиеся познакомились с историей химической лаборатории М.В. Ломоносова, смогли провести следующие опыты: растворение нитрата калия в воде (эндотермический процесс) и растворение гидроксида натрия в воде (экзотермический процесс). Увидели демонстрацию опыта со взаимодействием цинка и меди с азотной кислотой. Во второй части этого
занятия они познакомились с несколькими способами решения химических задач.
2. Научные открытия в области физики. На этом занятии ученики смогли познакомиться со строением громоотвода, увидели его в действии.
3. Научные открытия в области географии и астрономии. Учащиеся имели возможность узнать об открытиях ученого в данных областях, сравнивали географические карты и карты звездного неба 18 века с современными.
4. Творческий эксперимент - создание оды. Накануне учащиеся познакомились с одами М.В. Ломоносова. Теперь их задачей было написать свою оду, посвященную гимназии.
Благая школа
О эти дни учебного познания! Вы наслаждение даете в будний час! Благая школа нам дарует знания, Все двери распахнув для нас!
Мы входим в школу, улыбаясь и счастливо! Под этой кровлей тёплой и родной Учителя встречают нас учтиво. Гордись, прекрасная, собой!
И хочется сказать учителям: «Спасибо!» За то, что знанья нам передают И учат нас не допускать ошибок. Пример терпенья и заботы подают.
Продуктами четвертого дня стали видеозаписи научных опытов и оды учащихся.
День пятый: по местам Ломоносова
1. «Перевернутая» экскурсия по местам Ломоносова. Учащиеся заранее выбирали темы для проведения экскурсии, подготовили рассказы. Среди мест, которые посетили учащиеся и о которых они рассказали, - Андреевский собор, Румянцевский садик, памятник Ломоносову, Академия наук, Кунсткамера, Бонов дом.
2. Экскурсия в музей Ломоносова (Музей этнографии и антропологии им. Петра
94 | М^^ТЕ^ 2022, №2
Великого - Отдел истории Кунсткамеры и отечественной науки XVIII века). Участники Сессии познакомились с местом, где когда-то работал великий ученый. Увидели макет химической лаборатории, Готторпский глобус.
2. Презентация продуктов (итоговых работ по каждому дню) Сессии. После возвращения с экскурсии учащиеся провели презентацию своих работ. Все фотографии, видео и аудиозаписи вошли в итоговый вариант лонгрида о великом ученом - Михаиле Васильевиче Ломоносове.
3. Закрытие Сессии - вручение сертификатов. Каждому участнику Сессии был вручен сертификат участника образовательной Сессии районного уровня.
Отзыв участника Сессии Кравчук Анастасии, 8а класс: «За эти несколько дней мы успели побыть учёными и исследователями, прикоснуться к жизни и великим открытиям М.В. Ломоносова. В последний день мне очень понравился поход в Кунсткамеру, где мы увидели знаменитый Готторпский глобус. Также мы самостоятельно подготовили и провели экскурсию про значимые места в Петербурге, связанные с именем русского учёного. Спасибо гимназии за такую возможность и интересные проекты!»
Участники и организаторы образовательной Сессии высоко оценили программу мероприятий. Учащиеся смогли расширить свои знания по таким учебным предметам, как литература, математика, физика, химия, история, география, астрономия.
Важным стало то, что ученики гимназии смогли по-другому взглянуть на изучение учебных предметов, научились работать в команде. Так как Сессия проводилась силами педагогов гимназии, то учащиеся получили отметки по соответствующим учебным предметам (в конце дня отметки выставлялись в зачетную книжку). Среди положительных сторон проведения Сессии в стенах гимназии можно отметить, что данный образовательный интенсив является ступенькой к участию школьников в профильных сменах Академии талантов Санкт-Петербурга. Некоторые учащиеся не хотят принимать участие в сменах из-за дороги, незнакомого коллектива и, главное, непонимания сущности процесса. Сессия проводилась в апреле, а уже в июне 70% участников Сессии принимали участие в профильных сменах регионального центра.
В планах гимназии проведение образовательных Сессий по иностранным языкам, робототехнике и информатике, историческим наукам, АРТ-дизайну. Проведение подобных мероприятий - достойная альтернатива традиционным предметным декадам. Материал подготовили: Дивина Анастасия Вячеславовна, директор ГБОУ гимназия № 24 имени И.А. Крылова Санкт-Петербурга.
Воробьева Елена Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Рогова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы.
М^^ТЕ^ 2022, №2 | 95