Научная статья на тему 'Образовательная робототехника в дошкольной среде: проблемы и перспективы'

Образовательная робототехника в дошкольной среде: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА / КОНСТРУИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / EDUCATIONAL ROBOTICS / DESIGN / DEVELOPMENT OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова М. В.

В статье рассмотрены проблемы создания новой образовательной модели, включающей робототехнику в качестве средства развития детей и перспективы внедрения робототехники в дошкольное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ROBOTICS IN THE PRESCHOOL ENVIRONMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article considers the problem of creating a new educational model that includes robotics as a tool for children development and the prospects of introducing robotics in early childhood education.

Текст научной работы на тему «Образовательная робототехника в дошкольной среде: проблемы и перспективы»

Решение задач ППФП для конкретно профессии возможно только после разработки профессиограммы. В ее содержание включаются подробное описание условий труда, его характера (трудовые функции, режим труда и отдыха), санитарногигиенические условия, вредное воздействие. Дополнительные факторы: пол (м., ж.,), возраст, состояние здоровья,

профессиональные заболевания, географо-климатические условия, профессионально важные физические качества (ПВК), профессионально важные психические и личностные качества национальные традиции региона.

По общему мнению физиологов, психологов труда, педагогов все составляющие трудового акта тренируемы (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация, различные виды внимания, реакция выбора и др. психофизические качества). Общепризнано, что психофизиологические основы труда и спорта едины. Поэтому можно использовать механизмы тренировки и адаптации, разработанные в спорте на подготовку к трудовой деятельности. Профессионально важные качества специалиста таможенной службы:

1. личностные:

- организаторские способности и инициативность - (спортивные игры, судейская практика и т.п.);

- смелость и решительность, стойкость - воспитывается путем насыщения учебных занятий физическими упражнениями, предоставления большой самостоятельности студентам в выборе упражнений и порядка их выполнения, организация и проведение спортивно-массовой работы;

- эмоциональная устойчивость - воспитывается путем преодоления обучаемыми ситуаций, требующих мобилизации всех сил и волевого поведения;

- оперативное мышление - выработка у обучаемых способности к быстрой переработке поступающей информации и принятия решения в соответствии со стоящей задачей;

2. психофизические:

- статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии - формирование происходит в условиях применения динамических и статических упражнений, направленных на развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности;

- устойчивость к воздействию неблагоприятных метеорологических и производственных факторов - путем закаливания организма и мышечной тренировки;

- устойчивость внимания, постепенного усложнения двигательного задания, их новизны, неожиданности появления или изменения тех или иных ситуаций и сигналов;

3. физические:

- общая выносливость - обеспечивается двигательной тренировочной нагрузкой в режиме, который соответствует работе умеренной и большой мощности, общая выносливость развивается посредством выполнения разнообразных физических упражнений, вовлекающих в работу более 2/3 мышц тела;

- быстрота - выполнение простых по технике исполнения и хорошо освоенных обучаемыми упражнений, которые можно выполнять с максимальной скоростью;

- ловкость - освоение координационно-сложных двигательных действий и способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки;.

- сила - выполнение силовых упражнений, в основном, с внешним сопротивлением (штанга, гиря, набивные мячи и т.п.).

В области использования средств и методов физической культуры и спорта для решения служебных задач специалист таможенного дела должен обладать:

- знаниями (основных положений системы физического воспитания и ППФП);

- навыками - организация проведения в коллективе физкультурных мероприятий в рабочее время и после него, рациональной организации труда и отдыха своего и коллег, проведения мероприятий по реабилитации и восстановлению работоспособности;

-привычками - систематически заниматься физическими упражнениями.

После определения содержания ППФП важно подобрать адекватные средства, т.е. прикладные физические упражнения или виды спорта, чтобы обеспечить необходимую подготовку будущего специалиста. Физические упражнения являются основными средствами ППФП [4, с.368].

Кроме прикладной направленности отдельных видов спорта следует еще раз подчеркнуть значение занятий спортом вообще. Элемент состязания, сопряженный с повышенными физическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования и воспитания наиболее важных в современном производстве психических качеств и свойств личности (воля, самодисциплина, уверенность в себе, коллективизм и т.д.).

Литература

1. Сизова, Н.Н. Экспериментальная проверка эффективности использования комплексов упражнений преимущественно аэробной направленности на занятиях по самообороне с девушками вузов [Текст] / Н.Н.Сизова, Ю.И. Исмагилова //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014.No 6 (112). С. 173-177.

2. Теория и методика физической культуры: [Текст]: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2007. -464с.

3. Физическая культура студента [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд, перераб. /Под ред. В. Д. Дашинорбоева.. -Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. — 229 с.

4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/Ж. К.Холодов, В. С. Кузнецов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-480с.

References

1. Sizova, N.N. Jeksperimental'naja proverka jeffektivnosti ispol'zovanija kompleksov uprazhnenij preimushhestvenno ajerobnoj napravlennosti na zanjatijah po samooborone s devushkami vuzov [Tekst] / N.N.Sizova, Ju.I. Ismagilova //Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2014.No 6 (112). S. 173-177.

2. Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury: [Tekst]: uchebnik / pod red. Ju. F. Kuramshina. - M.: Sovetskij sport, 2007. - 464s.

3. Fizicheskaja kul'tura studenta [Tekst]: Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, 2-e izd, pererab. /Pod red. V.

D. Dashinorboeva.. -Ulan-Udje: Izdatel'stvo VSGTU, 2007. — 229 s.

4. Holodov, Zh. K. Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija i sporta [Tekst]: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. uchebn. zavedenij/Zh. K.Holodov, V. S. Kuznecov.- 3-e izd., ster.- M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2004.-480s.

Титова М.В.

Преподаватель дошкольного направления, АНО «Пермский центр развития робототехники», г. Пермь ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы создания новой образовательной модели, включающей робототехнику в качестве средства развития детей и перспективы внедрения робототехники в дошкольное образование.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательная робототехника, конструирование, развитие детей.

50

Titova MV.

Teacher of the preschool direction, Autonomous Non-Commercial Organization "Perm center of robotics development", Perm EDUCATIONAL ROBOTICS IN THE PRESCHOOL ENVIRONMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS

Abstract

The article considers the problem of creating a new educational model that includes robotics as a tool for children development and the prospects of introducing robotics in early childhood education.

Keywords: early childhood education, educational robotics, design, development of children.

Новое время диктует свои правила. Изменения в области технологий происходят настолько лавинообразно, что отработанные модели и схемы действий нуждаются в переосмыслении, а в некоторых случаях даже замены. Обновления затронули и сферу образования. Стандарт дошкольного образования [1] подчеркивает важность всестороннего развития, ориентированного на познавательные интересы детей. И поскольку известно, что новинки техноиндустрии входят в круг детских интересов, а сами техноигрушки постоянно обновляются, их технические возможности (в том числе игровые) растут, они вполне могут стать одним из средств развития ребенка и помощи педагогу в дошкольном образовании.

В настоящее время федеральные государственные требования к программам дошкольного образования подталкивают современных педагогов к созданию новой образовательной модели, включающей развивающие, игровые и информационнокоммуникативные технологии. Актуальность внедрения технологического направления в образовательный процесс подчеркивается, в том числе, и в нормативно-правовой базе. Так, в Стратегии инновационного развития российской федерации [2] на период до 2020 года (далее - Стратегия) в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научнотехнической политике" замечается, что система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) предлагает формировать и развивать навыки и компетенции, необходимые для инновационной деятельности. Данная Стратегия обусловлена необходимостью обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению.

Как показывает практический опыт реализации конструирования и робототехники в сферах дошкольного и школьного образования, данные средства способствуют развитию способностей детей, обозначенных в Стратегии. Кроме того, существует растущая популяризация данных направлений. Однако, анализ теоретических и методических разработок демонстрирует явный недостаток информации о широком спектре возможностей робототехники, особенно в дошкольной сфере.

Рассмотрим что же представляет собой робототехника? Какие цели и задачи она преследует? Какие проблемы несет своим появлением в образовательном пространстве? Насколько она применима в сфере дошкольного образования?

Робототехника (от робот и техника; англ. robotics) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства [3]. Робототехника - одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития школьников, объединяющим знания о физике, мехатронике, технологии, математике и ИКТ, позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества учащихся разного возраста. Она направлена на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди молодежи, развитие у молодежи навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой [3]. Естественно, применение робототехники в дошкольном образовании требует проверки, переосмысления существующих программ и обоснования подобных утверждений, но тем и интереснее становится работа.

Новые стандарты образования усиливают значимость освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности. Так, в Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в качестве основных принципов закладывается «реализация Программы... прежде всего игровой, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое и, возможно, креативное развитие ребенка. Конкретное содержание определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая ... а также конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.» [1]. Исходя положений Федерального стандарта и Стратегии инновационного развития, создаются Программы образовательных учреждений, в том числе программы по включению образовательной робототехники в учебный процесс.

Например, программа «Образовательная робототехника», предлагаемая А.К. Лукьянович, направлена на формирование всех видов регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста [4]. Наряду с техническими задачами в предлагаемой программе каждый урок курса направлен на решение общепознавательных и развивающих задач, таких как знакомство с различными предметами и явлениями окружающего мира, формирование навыков постановки цели работы, навыков саморегуляции и коррекции деятельности, навыков объективной оценки своей работы и работы одноклассников, навыка контроля за ходом выполнения работы и формирование умения рационально планировать свою деятельность.

Однако, следует отметить, что несмотря на создание программ по внедрению робототехники в образовательное пространство педагоги сталкиваются с множеством проблем, которые до сих пор не находят ответа. На стадии задумки программы и запуске ее реализации возникает серьезная проблема с отсутствием методической и теоретической базы, способной помочь педагогу грамотно внедрить робототехнику в свою профессиональную деятельность.

Кроме того, даже при достаточном уровне финансирования и достойном оснащении учебной среды робототехническими комплектами, что достаточно редко встречается в наши дни, педагогам, как показывает практика, непонятно зачем и как развивать креативность, изобретательность, способности к техническому творчеству и работе в команде. Вместе с тем, специалистам приходится зачастую самостоятельно разбираться в тонкостях робототехнических основ: принципы конструирования моделей, механики, основы программирования.

К тому же, анализ практической деятельности педагогов показывает, что программы по робототехнике создаются, в большинстве своем, для детей начиная со школьного возраста, без учета последовательности и преемственности знаний от младшей возрастной группы. Так, дети дошкольного возраста становятся оторванными от развивающих, воспитательных и обучающих возможностей, достигаемых за счет робототехники. А стоит ли использовать робототехнику в дошкольном возрасте?

Известно, что одним из базовых процессов робототехники является конструирование, которое, в свою очередь, широко применяется и в дошкольных учреждениях, поскольку способно развивать способности и творческие умения ребенка. Конструирование — это средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся [5]. Кроме того, это распространенный вид продуктивной детской деятельности; содержание, методы и формы организации которой зависят от возраста, подготовленности и естественных потребностей ребенка [6]. В дошкольном возрасте конструирование протекает в игровой деятельности: от взаимодействия со взрослым, до творческой игры.

Педагогическая ценность конструирования оценивается опытом, полученным ребенком в ходе деятельности. В процессе конструирования ребенку приходится решать целые комплексы задач: как и что строить, в какой последовательности и по каким принципам. Являясь видом деятельности, имеющим моделирующий характер, конструирование воссоздает окружающее

51

пространство в существенных чертах и отношениях. [7]. Применяя различные виды конструирования в деятельности ребенка, можно развивать специальные навыки конструктивной деятельности, навыки общения. В ходе конструктивной деятельности дети научаются согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложения, уступать, помогать друг другу, радоваться общему успеху [6]. К тому же, конструирование развивает представление о форме, величине и пространстве на основе зрения и кинестетики, играющих большую роль в умственном развитии [8].

Таким образом, можно отметить, что конструктивная деятельность, базируясь на привычной для детей игровой деятельности, является эффективным инструментом для развития детей дошкольного возраста. В свою очередь, образовательная робототехника, рассматриваемая практиками как новая педагогическая технология, направленная на приобщение к техническому творчеству, основана на навыках конструирования, моделирования и, соответственно, вполне может применяться в дошкольной сфере.

В своей профессиональной деятельности многие педагоги-новаторы находятся в поиске или уже используют разнообразные методы и приемы развития ребенка посредством новейших технологий, ведь дети уже с юных лет являются активными пользователями электроники, автоматики и Интернета. В сегодняшней ситуации, только мудрый и опытный профессионал, каковым является педагог, может разобраться, как донести до ученика самое ценное и успешно организовать процесс его обучения, развития его врожденных талантов и имеющихся способностей, а также приобретения новых умений, насущных и актуальных для его дальнейшей жизни [9]. Смелые и любознательные педагоги, высказывающие свое одобрение робототехнике в образовательном пространстве, появляются по всей стране. Активное внедрение направлений робототехники в образовательный процесс уже происходит в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Челябинской и Самарской областях, Пермском крае. Повсеместно разрабатываются программы, основной идеей преследующие соединение традиционных средств развития ребенка с современными технологиями.

Так, начиная с 2011 года МАОУ «Лицей № 9» г. Перми является апробационной площадкой по внедрению ФГОС на основной ступени образования. Образовательные учреждения, имеющие статус апробационной площадки, занимаются разработкой и апробированием инновационных образовательных практик. В рамках этой деятельности был разработан элективный курс «Робототехника для начинающих» для 5-6 классов [10], который апробируется в лицее во внеурочной деятельности и на уроках информатики и информационных технологий.

Усиливается интерес к робототехнике и со стороны дошкольных учреждений. Так, в МАДОУ «Детский сад №409» г. Перми в стадии активной разработки и внедрения находятся занятия по обучению компьютерной грамотности и основам робототехники. Занятия осуществляются педагогом с высшим психолого-педагогическим образованием Замятиной А.В. по авторской программе. 01 октября 2014 года на базе МАДОУ «Детский сад №409» г. Перми был организован семинар-практикум для работников дошкольного образования с целью презентации инновационного опыта работы учреждения в сфере робототехники.

Текущий год ознаменовался появлением Автономной Некоммерческой Организации «Пермский центр развития робототехники»[11], созданной при поддержке Министерства образования и науки Пермского края и Департамента образования г. Перми. Особенность данного центра состоит в образовательных программах, основанных на последовательном овладении робототехническими навыками, базируясь на пошаговую систему, в которой ребенок создает собственный и познает окружающий мир. Приоритетными направлениями деятельности центра являются: обучение детей основам робототехники, конструирования, программирования; проведение тренингов и семинаров для педагогов; разработка методической базы образовательной робототехники; участие в робототехнических соревнованиях, как внутреннего, так и регионального уровня. Центр является краевым ресурсным центром федеральной программы «Робототехника. Инженерные кадры современной России» [12] на территории Пермского края.

Подводя итоги, стоит отметить, что занятия робототехникой отвечают задачам современного образования, а именно «необходимости в организации среды, позволяющей ребенку свободно действовать, познавая среду и окружающий мир, с целью развития собственного потенциала» [9]. Кроме того, робототехника дает возможность внедрить информационные технологии в образовательный процесс, что благоприятно сказывается на овладении детьми современными техническими средствами и элементами компьютерной грамотности. И поскольку интерес детей к технологическим новинкам вполне устойчив появление центров и программ по робототехнике, моделированию и основам программирования, на наш взгляд является вполне обоснованным.

Однако, множество вопросов, таких как разработка и апробация методик по робототехнике для детей разных возрастных категорий, в том числе дошкольников; возможности негативного влияния робототехники на детей; влияние робототехники на развитие навыков критического восприятия информации, креативности, изобретательности, способности работать в команде и подготовки к школьному обучению педагогам и исследователям еще придется изучать. Но старт положен и «конструирование будущего» остановить уже практически невозможно.

Литература

1. Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. // Российская газета: Документы. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 27.10.2014).

2. Стратегия инновационного развития российской федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. // ЧИППКРО.

- URL: http://ipk74.ru/virtualcab/norm/doshkolnoe-obrazovanie/strategiya-innovacionnogo-razvitiya-rossijskoj-federacii-na-period-do-

2020-goda (дата обращения 27.10.2014).

3. Попов, Е. П. Основы робототехники: Введение в специальность. М.: Высшая школа, 1990. - 224 с.

4. Лукьянович, А. К. Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках внеурочного курса «Образовательная робототехника» // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 02. - С. 1-6

5. Электронный педагогический словарь. [Электронный ресурс]. - URL: http://pedagog-

dictionary.info/Педагогический_словарь/837/Конструирование, (дата обращения 27.10.2014)

6. Электронный психологический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://glossword.info/index.php/term/9-

psihologicheskiij-slovar-,4066-konstruirovanie-detskoe.xhtml, (дата обращения 27.10.2014)

7. Гаврилушкина, О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1991. - 95 с.

8. Максаева, Ю. А. Легоконструирование как фактор развития одаренности // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №

09. - С. 1-4

9. Гейхман, Л. К. Ставцева, И .В. Педагог XXI века // Вестник Пермского национального исследовательского университета. -Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. - №7. - С. 13-19.

10. Материалы апробационной площадки МАОУ «Лицей № 9». [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.lyceum9.ru/index/fgos_osnovnaja_shkola/0-46 (дата обращения 27.10.2014)

11. Сайт Пермского центра развития робототехники. [Электронный ресурс]. - URL: http://roboperm.center (дата обращения 27.10.2014)

12. Официальная страница проекта программы «Робототехника. Инженерные кадры современной России». [Электронный ресурс]. - URL: http://asi.ru/projects/7326/ (дата обращения 27.10.2014)

52

References

1. Prikaz ot 17 oktjabrja 2013 g. N 1155 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija» [Jelektronnyj resurs]. // Rossijskaja gazeta: Dokumenty. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (data obrashhenija 27.10.2014).

2. Strategija innovacionnogo razvitija rossijskoj federacii na period do 2020 goda. [Jelektronnyj resurs]. // ChIPPKRO. - URL: http://ipk74.ru/virtualcab/norm/doshkolnoe-obrazovanie/strategiya-innovacionnogo-razvitiya-rossijskoj-federacii-na-period-do-2020-goda (data obrashhenija 27.10.2014).

3. Popov, E. P. Osnovy robototehniki: Vvedenie v special'nost'. M.: Vysshaja shkola, 1990. - 224 s.

4. Luk'janovich, A. K. Formirovanie reguljativnyh UUD u mladshih shkol'nikov v ramkah vneurochnogo kursa «Obrazovatel'naja robototehnika» // Nachal'naja shkola pljus do i posle. - 2013. - № 02. - S. 1-6

5. Jelektronnyj pedagogicheskij slovar'. [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://pedagog-

dictionary.info/Pedagogicheskij_slovar'/837/Konstruirovanie, (data obrashhenija 27.10.2014)

6. Jelektronnyj psihologicheskij slovar' [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://glossword.info/index.php/term/9-psihologicheskiij-slovar-,4066-konstruirovanie-detskoe.xhtml, (data obrashhenija 27.10.2014)

7. Gavrilushkina, O. P. Obuchenie konstruirovaniju v doshkol'nyh uchrezhdenijah dlja umstvenno otstalyh detej. M.: Prosveshhenie, 1991. - 95 s.

8. Maksaeva, Ju. A. Legokonstruirovanie kak faktor razvitija odarennosti // Nachal'naja shkola pljus do i posle. - 2012. - № 09. - S. 1-4

9. Gejhman, L. K. Stavceva, I .V. Pedagog XXI veka // Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta. - Perm': Izd-vo PNIPU, 2013. - №7. - S. 13-19.

10. Materialy aprobacionnoj ploshhadki MAOU «Licej № 9». [Jelektronnyj resurs]. - URL:

http://www.lyceum9.ru/index/fgos_osnovnaja_shkola/0-46 (data obrashhenija 27.10.2014)

11. Sajt Permskogo centra razvitija robototehniki. [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://roboperm.center (data obrashhenija 27.10.2014)

12. Oficial'naja stranica proekta programmy «Robototehnika. Inzhenernye kadry sovremennoj Rossii». [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://asi.ru/projects/7326/ (data obrashhenija 27.10.2014)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бородаенко В.Н.1, Туревский И.М.2

'Кандидат педагогических наук, доцент, 2доктор педагогических наук, профессор Тульский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Цель статьи - формирование психологии здоровья студентов гуманитарных и технических специальностей. Задачи -исследование общего состояния студентов, уровень их соматического здоровья и функциональных возможностей, оценка психологического статуса. Материалы статьи могут использоваться в работе кафедр физического воспитания.

Ключевые слова: Социокультурное здоровье, психофизиологический паспорт, здоровый образ жизни, парадигма и философия здоровья, самооценка.

Borodaenko V.N.1, Turevskiy I.M. 2

*Ph.D., Associate Professor, 2doktor of pedagogical sciences, professor Tula branch of the Russian Legal Academy of the Ministry of Justice MYTHS AND REALITY SELF STUDENTS OF THE SOCIO- CULTURAL HEALTH

Abstract

The purpose of the article - the formation of health psychology students of humanitarian and technical specialties. Objectives - general state of research students, their level ofphysical health and functional capabilities, assessment ofpsychological status. Article Submissions may be used in the department of physical education.

Keywords: Socio-cultural health, psychophysiological passport, healthy lifestyle, and philosophy of the paradigm of health, selfesteem.

В настоящее время многие зарубежные и отечественные авторы придерживаются целостного подхода, предполагающего личную ответственность каждого человека за свое здоровье и благополучие. Изучение становления целостной личности как многоуровневой системы, процесса превращения человека из объекта социальных воздействий в субъект индивидуального и общественного развития, позволяет в динамике изучить этот многомерный процесс изменения различных жизненных показателей.

К сожалению, интересные и конструктивные исследования в этом направлении разрабатывались в известной мере фрагментарную, изолированную друг от друга, без поиска взаимосвязей между блоками и элементами личностной структуры, что сказывается на их масштабности и результативности. В этой связи изучение текущего и перспективного состояния деятельности студенческой молодежи можно исследовать с позиций акмеологии, которую определяют как науку, возникшую на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающую закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (Богданов Е.Н., Бодалев А.А., Деркач А.А., Кузьмина Н.В. и др.)

Объектом изучения в наших исследованиях является всесторонняя деятельность студентов университета. С одной стороны молодость рассматривается нами и др. авторами как социокультурная ценность, а с другой - высокая динамичность и малая предсказуемость сегодняшней российской действительности дает основания выделить молодежь как носителя человеческого потенциала страны. Сочетание российской специфики с новыми общецивилизационными тенденциями создает для молодежи, обладающей наименьшей социальной и психологической защищенностью, повышенную зону риска. Одним из основных факторов риска является состояние здоровья молодежи и отношение молодых людей к своему здоровью (Авдеева Н.Н. и др., 2000).

В Тульском филиале Российской правовой академии Минюста РФ делается попытка мониторинга физического, социального, психического и духовного состояния студентов разных направлений обучения, поиска взаимосвязей и взаимовлияния друг на друга этих сторон развития. В настоящее время создаются отдельные модули программы, позволяющие: проводить регистрацию всех параметров субъектов: осуществлять отдельные виды психологического тестирования; накапливать, хранить и анализировать информацию, полученную при исследовании отдельных функциональных систем организма; формулировать общее заключение по результатам обследования.

В программном обеспечении заложена идея создания динамического индивидуального психофизиологического паспорта студентов. Многокомпонентность описания, регулярное проведение обследований позволят формализовать «коридор индивидуальной нормы», что, в конечном счете, создаст условия для создания психофизиологического портрета.

В основу формирования психофизиологического паспорта (и, соответственно портрета) студентов положены представления о здоровье человека, как о способности взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, безусловно-рефлекторных, инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферу жизни. Здоровье обеспечивает приспособление организма к

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.