Научная статья на тему 'Образовательная политика Российской Федерации: общественные механизмы разработки'

Образовательная политика Российской Федерации: общественные механизмы разработки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
518
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ / МЕХАНИЗМ / НАСЕЛЕНИЕ / СИСТЕМА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИКА / ВЛАСТЬ / ПРАВО / КОНТРОЛЬ / КОРРУПЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕСУРСЫ / АНАЛИЗ / ЭКОНОМИКА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ГЛАСНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / СТУДЕНТЫ / РОДИТЕЛИ / РАБОТОДАТЕЛИ / ВУЗ / ШКОЛА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ПАРТИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гостев А.Н., Демченко Т.С.

В статье представляются и обосновываются: уточненные понятия и содержание общественных механизмов вовлечения населения в систему разработки образовательной политики России; значимость общественной активности в обеспечении образовательной безопасности государства; проблемы реализации образовательной политики страны. На основе результатов конкретного социологического исследования показывается содержание и состояние дееспособности нескольких механизмов: правового, экономического, общественной ответственности, политического, общественного контроля, информирования, гласности, традиций и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гостев А.Н., Демченко Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная политика Российской Федерации: общественные механизмы разработки»

Гостев А. Н.

доктор социологических наук, профессор, профессор Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Gostev A. N.

doctor of sociological sciences, professor;

professor of the Public budgetary educational institution of the higher education of the city of Moscow "Moscow city pedagogical university".

Демченко Т. С.

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом и кадровой политики РГСУ

Demchenko T. S.

candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor ofpersonnel management and personnel policy Russian state social university

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗРАБОТКИ

Educational policy of the russian federation: public mechanisms of development

Аннотация. В статье представляются и обосновываются: уточненные понятия и содержание общественных механизмов вовлечения населения в систему разработки образовательной политики России; значимость общественной активности в обеспечении образовательной безопасности государства; проблемы реализации образовательной политики страны. На основе результатов конкретного социологического исследования показывается содержание и состояние дееспособности нескольких механизмов: правового, экономического, общественной ответственности, политического, общественного контроля, информирования, гласности, традиций и других.

Summary. Are represented and proved in article: the specified concepts and content of public mechanisms of involvement of the population in system of development of educational policy of Russia; the importance of public activity in ensuring educational safety of the state; sales problems of educational policy of the country. On the basis of results of specific social research content and a condition of capacity to act of several mechanisms is shown: legal, economic, public responsibility, political, public control, informing, publicity, traditions and others.

Ключевые слова. Общественный, социальный, механизм, население, система, образование, политика, власть, право, контроль, коррупция, управление, ресурсы, анализ, экономика, ответственность, информация, гласность, традиции, студенты, родители, работодатели, вуз, школа, благотворительность, общественные движения, партии.

Keywords. Public, social, mechanism, population, system, education, policy, power, right, control, corruption, management, resources, analysis, economy, responsibility, information, publicity, traditions, students, parents, employers, higher education institution, school, charity, social movements, batches.

Общественный, социальный, народный ... механизм, как показывает содержательный анализ научной литературы, - это слова-синонимы, если в их анализе основываться на ст. 3 Конституции РФ, где определяется. что "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления"[1].

В отечественной социологической, правовой, политической терминологии в последнее время (в советское - постоянно) чаще используется категория "общественный механизм". Собственно, категория "социальный" в настоящее время заменена на "общественный" даже в нормативных правовых документах [3], что является положительной тенденцией в практике описания научных результатов на русском языке.

Актуальность проблемы общественных механизмов вовлечения участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации обусловливается несколькими причинами: во-первых, образовательная политика страны не в полной мере соответствует современным и прогнозным требованиям социально-экономического развития страны; во-вторых, ускоренным развитием средств передачи информации; в-третьих, глобализацией международных отношений; в-четвертых, возросшим уровнем политических, экономических, военных и других опасностей (угроз).

Практика показывает, что в институте образования еще не организована соответствующая потребностям общества система обеспечения работы основных общественных механизмов формирования и реализации политики обучения и воспитания трудовых ресурсов.

Результаты комплексного исследования подобных механизмов, проведенного на эмпирической базе 5 вузов, 10 школ, 8 производственных организаций города Москвы, позволяют объяснить этот факт следующим обстоятельством: в процессе разработки, контроля и коррекции образовательной политики государства ограниченно учитывается мнение представителей институтов и практик гражданского общества (организаций учащейся молодежи, родителей, работодателей, общественных движений, негосударственных образовательных организаций, партий и других объединений граждан).

В ходе исследования данной проблемы решалась задача определения системообразующих причин низкого уровня позитивной (на принципе добровольности, на основе социального партнерства, меценатства и других форм) вовлеченности населения в формирование и реализацию

образовательной политики. С этой целью опрашивались эксперты из числа родителей и законных представителей студентов, представлявших разные профессии (см. рис. 1), а в инструментарии (бланк экспертного опроса) для юристов (7 из 27), например, предлагалось назвать пробелы в законе "Об образовании в РФ".

Профессиональный статус

Не работаю

Юридические ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Транспортные Творческие Сервис и обслуживание Пищевые Научные Информатика и связь Военные

0,00% 5,00% " ПР^Й10^$дастгщ2о,оо%

Рис. 1. Сведения о выборке (показатель - профессии респондентов родителей и законных представителей студентов).

Специалистами юриспруденции было отмечено, что в нем не указаны некоторые важнейшие гарантии прав и свобод человека в сфере образования; не установлены отдельные базовые нормы, регулирующие общественные отношения (правовые, организационные, экономические и другие) в сфере высшего образования.

Эти и другие причины, как показали результаты исследования, в целом обусловили многие дисфункции в системе высшего образования, что способствовало формированию у значительной части участников образовательного процесса отрицательного мнения о системе высшего образования. Так, все респонденты-сотрудники вуза убеждены, что высшему образованию нужны изменения. Солидарны с ними и студенты (лишь 13,5 % заявили, что высшее образование "не требует изменений"). О низком качестве высшего образования заявили и родители студентов (48%).

Как видно, значительное большинство респондентов-участников образовательного процесса показали свое скрытое недовольство существующим положением дел в образовательной системе. Как свидетельствует общественная практика, это недовольство - явный конфликтоген образовательных организаций, который в ближайшее время, безусловно, активизируется и обусловит протестные действия.

Между тем, результаты исследования показали, что в нормативной правовой базе России регламентированы некоторые условия для обеспечения непосредственного, активного и профессионального участия, например,

работодателей, руководителей предприятиями, других специалистов. Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте ВПО установлены конкретные показатели для формирования штатов профессорско-преподавательского состава из числа действующих специалистов, по профилю которых ведется подготовка в бакалавриате (не менее 5%), магистратуре (20%). Однако, как показал опрос работодателей, этот факт им оказался неизвестен. Безусловно, это пробел в работе кадровых служб, служб по связям с общественностью, которые, априори, включены в социальные механизмы вовлечения населения в формирование образовательной политики (см. ниже).

Конечно, законодатель в условиях рыночных отношений пытается ограничивает государственное регулирование во многих сферах, в том числе, в образовании. Эту нишу занимает крупное и среднее предпринимательство. Например, уже в год интенсивного распада СССР (Беловежское соглашении заключено 8 декабря 1991 г. В начале 1992 - распад страны), был принят Закон РФ «Об образовании», основной целью которого было законодательное закрепление негосударственных некоммерческих образовательных учреждений (ННОУ), а Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" стимулирует переход на бизнес-поле и государственные вузы. В ходе исследования (анализ статистики, опрос экспертов) не удалось выявить государственные вузы, в которых бы общее число внебюджетных мест было меньше бюджетных.

По сути, современный вуз сопоставим с крупным производственным предприятием. Являясь научной, социальной, экономической, хозяйственной структурой, он имеет достаточно сложную открытую систему управления, которая, априори, должна устанавливать рыночные связи, отношения, вступать в кооперацию, обмениваться ресурсами с производственными компаниями. А последние, в свою очередь, обязаны решать главные задачи "общественной ответственности бизнеса" - увеличивать производительность труда, что невозможно сделать без высококвалифицированных людских ресурсов; удержать массы обездоленного населения от различных разрушительных протестных действий.

И этот процесс обязательно должен быть управляем. Исследование показало, что есть и негативные стороны и у благотворительности, если она неорганизованна. Бесспорно, что благотворительные средства для любого частного предпринимателя - это издержки, вывод организации из равновесия, нарушение ее планов. Для восстановления равновесия издержки всегда восстанавливаются за счет потребителей в виде повышения цен.

Для России - это жизненно важное явление. Например, производственные компании зачастую становятся градообразующими организациями, единственным местом трудоустройства населения (выпускников вузов и других образовательных организаций), поэтому участие предпринимателей в формировании образовательной политики становится частью бизнес-интереса.

Разумеется, законодатель обязан стимулировать мероприятия в контексте социальной ответственности предпринимателей.

В ходе анализа научной литературы был выявлено, что понятие "общественный механизм" трактуется в теории очень расплывчато. Этот факт не способствует точному моделированию, планированию многих механизмов.

В этой связи, с целью решения задач исследования, было осуществлено теоретическое обоснование сущности и содержания "механизма вовлечения участников образовательного процесса в формирование образовательной политики". Было принято во внимание, что все механизмы объединены в систему, в которой каждый из них выполняет специфические функции, позволяющие обеспечивать жизнедеятельность всей организации.

Дисфункция любого механизма побуждает систему саморегулироваться, перестраиваться, либо она разрушается. Существует, как показывает анализ теории, ошибочное мнение, что общественный механизм управления может быть автономен. В этой связи любое действие (например, в контексте образовательной политики) без учета функций всех механизмов системы -всегда наносит ей ущерб. Так, принятый закон (см. выше) без полного учета мнений общественных структур, дезорганизует систему его реализации, например, усилением протестной деятельности.

Другая системная ошибка в разработке образовательной политики, как показали результаты экспертного опроса, анализа научных трудов, - не совсем точное определение показателей (критериев) качества подготовки трудовых ресурсов, что, разумеется, никогда не принесет успеха даже при самой полной, материально обеспеченной ее реализации [15, с. 12].

Разработчикам современной образовательной политики, безусловно, известно, что, например, в советской педагогике качество образования оценивалось по конечному результату - деловым и личным качествам выпускника, включавшим пять системных показателей: мировоззрение и общественно-политические убеждения, организаторские способности, уровень знаний, умение руководить, дисциплина и отношение к труду (прилежность! -А.Г.). Как видно, мировоззрение и убеждения оценивались в первую очередь. Т.е., в образовательной деятельности в СССР реализовывался принцип научности.

Так, в то время всем педагогам было известно, что знания молодому поколению необходимо передавать имея ввиду стратегическую цель -воспитание патриотического мировоззрения. Собственно, изучение опыта западных стран (например, США), показывает, что там сегодня реализуются основные элементы советского опыта, а России навязывается тот, который приносит разрушительные последствия. Безусловно, они в сложившихся условиях (см. выше - глобализация, конкуренция) по-другому делать не будут, лучших образовательных технологий России для создания себе конкурентов не передадут [7, с.28].

В ныне действующем ФЗ «Об образовании в РФ» под этим феноменом понимается "целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных образовательных

уровней (образовательных цензов)"[2]. Безусловно, это определение в зависимости от занимаемой жизненной позиции (или мировоззрения) гражданина позволяет по-разному трактовать содержание образования, и, следовательно, разрабатывать образовательную политику. А если учесть факт командной системы управления, сложившейся в России, то гражданин ее возглавляющий имеет право собственного понимания "интересов личности" и разрабатывать политику "обучения и воспитания". Разумеется, этот факт не обеспечивает единого целеполагания в образовании, что, бесспорно, вносит разногласия и конфликтность в среду участников образовательного процесса, затрудняет процесс их вовлечения в реализацию рассматриваемой политики.

Анализ суждений об образовании в средствах массовой информации, высказываемых многими экспертами, позволяет думать о наличии в нем признаков как коррупционной так и непосредственно образовательной диверсионной деятельности, если знать, что в информационной войне (как и в традиционной) все средства хороши, если поражают противника. Этот факт, к сожалению, и, безусловно, не от незнания проблемы (см. - диверсия), не учитывается в образовательной политике. Достаточно сказать, что даже из паспортов научных специальностей кто-то, конечно, умышленно убрал показатель присуждения ученой степени связанный с "укреплением обороны государства" [10, с.7]. Проведенные в ходе этого исследования опрос экспертов, ретроспективный анализ советской практики (см. ниже - Г.К. Жуков) показывают, что подобные решения снижают уровень вовлеченности и активности в реализацию образовательной политики патриотически настроенных, понимающих опасность, знающих угрозы в обеспечении военной безопасности государства, граждан страны.

Результаты содержательного анализа правовых документов позволяют сделать и такой вывод: вовлечение населения в формирование образовательной политики становится затрудненным из-за того, что законодатель создает условия для выезда за рубеж подготовленной в российской системе образования молодежи (см. Программу развития образования в РФ на период 2012-2020 гг.). Например, переход на западные стандарты образования, усиленное изучение иностранного языка, пропаганда западных ценностей, образа жизни и другого в ущерб отечественным (см. ниже - механизм традиций). Разумеется, этим у участников образовательного процесса, не планирующих трудоустраиваться в России, снижается уровень мотивации на деятельность по уточнению, формированию, реализации лучших практик образовательной деятельности.

Если оценить современную политику государства, то она, как показывают результаты опроса студентов, их родителей (законных представителей), работодателей, сотрудников различных образовательных организаций (см. ниже), априори, обеспечивает движение молодежи по социальному маршруту: село - крупный город - дальнее зарубежье. Например, ликвидация филиалов вузов в малых и средних городах страны направляет поток молодежи в крупные города, дальше - объяснений не требуется. Это - еще один, вероятно,

преждевременный шаг. По сути этим реформированием ставится еще одна преграда на пути вовлечения неформальных сил и средств в формирование образовательной политики. Объяснение этого суждения очевидно: родители обучающихся, работодатели, направляющие молодежь в вузы по своим планам для создания кадрового резерва (например, в сельскохозяйственных вузах - это уже устоявшаяся практика) и оплачивающие ее обучение, искусственно изолируются от процесса обучения. Бесспорно, это затрудняет и непосредственную реализацию ФГОС (см. выше - бакалавры, магистры). Кроме того, по мнению экспертов, в образовательной политике не учтен и другой факт. Ведь, априори, сегодня вуз (его филиалы) - это часть рыночного механизма экономики. Он выполняет важнейшие социальные функции не только в образовательной, но и в других сферах общества. Его ликвидация, вызовет осложнения в социальной среде связанного с увеличением численности безработных (будет же уволен преподавательский и обслуживающий персонал), поиском новых мест получения знаний и социализации молодежи, возникновением новых проблем у работодателей, родителей абитуриентов и студентов, оттоком из мест постоянного проживания молодежи, что, в свою очередь, осложнит демографические противоречия, жилищную проблему и многое другое. Кроме того, государство в условиях осложнения геополитических противоречий с целью выживания обязано готовить молодое поколение, закреплять его на местах проживания с целью обеспечения равномерного экономического развития всех регионов страны, обеспечения быстрого комплектования в угрожаемый период всех силовых структур, дислоцированных в отдаленных от центра местностях и многим другим. [11, с. 27]

Такая образовательная политика, кстати, в некоторых частях не обеспечивает и государственную стратегию "обеспечения социальных гарантий", заявленных в Указах Президента РФ. Например, ликвидация филиалов и создание 11 крупных вузов в регионах страны затруднит обучение инвалидов и других граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. А в Российской Федерации насчитывается 13 млн. людей с ограниченными возможностями, что составляет 8,8% населения страны [16, с. 95]. Анализ статистических данных позволяет представить общую картину, например, общественных организаций, безусловно, созданных для защиты прав инвалидов. Одно только Всероссийское общество инвалидов включает в себя 24 300 первичных организаций, 2 100 районных и городских объединений, 81 республиканскую, краевую, областную и окружную организацию [6]. Эти организации, априори, будут инициировать протесты. А реализация этого замысла вынудит приехать молодежь в крупные города, что не только принесет им дополнительные страдания, но и нанесет вред общественному порядку.

Разумеется, эксперименты с такими массами людей не добавляют стабильности, активизируют протестные движения, множат число радикальных организаций, повышают уровень миграции, вносят хаос в обеспечении практически всех видов национальной безопасности.

Другая проблема, которую призваны разрешать общественные структуры, - низкий уровень качества российского образования. За последние годы она стала одной из актуальнейших в стране. Т.к. она системная, то в стороне от ее изучения не остается ни административные (государственные), ни научные и образовательные организации, ни обыватель, ни общественность.

Разумеется, все они объективно включаются в состав тех или иных социальных механизмов, работающих в сфере формирования и регулирования исполнения образовательной политики.

Очевидно, что таких механизмов теоретически может быть создано очень много. Их количество зависит от числа организаций, работающих совместно в данной сфере. Так если в системе 5 структур, то они могут быть включены в 25 механизмов; если 25, то в 625 и т.д.

Анализ социальной практики, опрос экспертов, логическое умозаключение, прогнозирование и моделирование позволили в процессе исследования определить и обосновать несколько основных (системообразующих) механизмов: правовой, экономический, общественной ответственности, политический, общественного контроля, информирования, гласности, традиций. Очевидно, что без них разработать реальную, рациональную эффективную образовательную политику будет затруднительно. Безусловно, допускается, что рассматриваемые организационные структуры того или иного механизма могут быть включены и в другие системные группы.

Результаты конкретного исследования проблемы вовлечения населения в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации показывают, что в правовом механизме, имеется много недостатков, обусловленных как пробелами в законодательстве (см. выше), так правоохранительной (судебной) практикой.

Возможными организационными элементами такого механизма могут быть: структуры, обладающие конституционными правами инициировать законопроекты [1, ст. 104]; органы законодательной власти; различные институты гражданского общества, которые, как правило, представляют участники образовательного процесс; вузы и другие образовательные организации; структуры судебной власти и другие.

Опросы студентов, родителей и законных представителей студентов, сотрудников школ и вузов на репрезентативной эмпирической базе (см. выше) позволили установить, что все они испытывают трудности в деятельности, обусловленные низким уровнем качества правового обеспечения.

На этот факт указали сотрудники школ (см. рис. 2).

50,00% 43,18%

45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

Полностью не Несогласен Затрудняюсь Согласен Полностью согласен ответить согласен

■ Нормативное обеспечение реализации стратегии развития

1

31,82%

1

11.36% 12,12%

1,52% ■ ■

Рис. 2 Мнение сотрудников школ о необходимости совершенствования нормативного правового обеспечения реализации стратегии образования.

Как видно на рисунке почти 44 % (31,82 + 12,12) респондентов согласились с мнением о необходимости совершенствования нормативного правового обеспечения реализации стратегии образования, а 43,18% -затруднились с ответом, что не является случайностью, т.к. этот факт обусловлен в целом низким уровнем развития правового сознания населения страны, а также негативной правоприменительной практикой.

Например, более 31 % респондентов заявили об "игнорировании их мнения" о состоянии дел в образовательной организации, а 54,46 % не дали ответа (см. табл. 1).

Между тем, среди респондентов, например, родителей и законных представителей студентов нет равнодушных к состоянию дел в системе образования. Большинство из них (86, 61 %) внимательно наблюдают за положением дел в системе образования, а 13,39 % уже включились в работу общественных советов.

Таблица 1 - Мнение респондентов о возможности реализации своих прав

на участием в социальном управлении образовательной организации

Никто никогда моим мнением как родителя не интересовался, администрация вуза его игнорирует 31,25%

Администрация вуза иногда интересуется моим мнением, но скорее формально, «для галочки» 1,79%

Администрация вуза интересуется моим мнением только по ключевым вопросам жизни вуза, но чаще всего его учитывают 11,61%

Я как родитель имею большое влияние на дела вуза. Мнение родителей в нашем вуза являются решающим по всем основным вопросам 0,89%

Затрудняюсь ответить 54,46%

Сотрудники вузов предлагают включить в этот механизм "управляющий совет", который, по их мнению, обеспечит мотивацию законодателя на разработку эффективных норм реализации стратегии развития образования (см. рис.3).

50% 43,30% 45%

Полностью не Не согласен Затрудняюсь Согласен Полностью

согласен ответить согласен

■ Нормативное обеспечение реализации стратегии развития

38,30%

11.70%

ЬУо ■ 1,70%

Рис. 3. Мнение сотрудников вуза о включении в правовой механизм "управляющего совета" с целью мотивации законодателя на разработку эффективных норм реализации стратегии развития образования.

Таким образом, представляется необходимо совершенствовать или разрабатывать новые нормы права, которые бы стимулировали заинтересованных граждан на добровольный труд по развитию образования.

Разумеется, правовой механизм связан с экономическим. Известно, что закон, это официально признанные и юридически закрепленные обществом традиции, повседневная длительная во времени практика, которая почти всегда обусловлена материальными стимулами. Интерпретация этого суждения в контексте образовательной политики может быть такова: во-первых, закон должен соответствовать отечественным традициям образования; во-вторых, он должен быть исполнимым, т.е., в числе прочего, обеспечен материальными средствами.

Анализ современной практики показывает, что необходимыми элементами экономического механизма должны быть: органы управления материально-технического обеспечения; материально-техническая база; структуры, обеспечивающие внебюджетное финансирование (спонсорская помощь, благотворительность, меценатство и т.п.); потребители (обучающиеся, вспомогательный персонал, преподаватели и т.д.). Т.е., вовлечение населения в систему разработки и оценки образовательной политики России экономическим механизмом возможно, как минимум, на четырех путях (см. ниже).

В ходе исследования установлено, что, например, сотрудники вузов (50%) высказались за участие в создании (совершенствовании) материальной базы вуза.

Родители и законные представители студентов могут быть вовлечены в работу экономического механизма приняв добровольное участие в подготовке и оглашении публичных отчетов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности организации (см. рис. 4).

35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

Полностью не согласен

30,36%

30,36%

¿и,Ь47о

14,29%

4,46%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Согласен

Полностью согласен

1 Публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности

Рис. 4. Готовность родителей и законных представителей студентов к добровольному участию в подготовке и оглашении публичных отчетов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности организации

Таким образом, есть все условия и готовность населения работать в структурах экономического механизма, однако реализация их желания (и готовности) затруднено недостаточной степенью его правового обеспечения, а также относительной закрытостью вузовской финансовой отчетности, что обусловлено рыночными факторами.

В настоящее время становится обязательным механизм общественной ответственности, основными элементами которого становятся различные негосударственные производственные и иные компании, взаимодействующие с образовательными организациями (см. ниже).

Существование этой социальной практики, по мнению экспертов, с одной стороны, тоже обусловлено рынком; конкуренцией за ресурсы (людские, материальные) и рынки сбыта; слабостью государства и другими условиями; с другой, - объективной, традиционной и необходимой связью с образовательными организациями.

Граждане страны платят налоги, т.е. вносят плату в бюджет государства, из которого финансируется деятельность по созданию благоприятных, безопасных условий для работы производственных и иных организаций. В таком случае, все организации в долгу перед обществом. Поэтому они, в свою очередь, обязаны часть своей прибыли отчислять как в бюджет, так и населению по месту своего расположения, если оно в должной мере не обеспечивается государством. В этом, как показывает практика, и есть смысл общественной (социальной) ответственности.

Отечественный опыт показывает, что общественная ответственность основывается на моральных качествах предпринимателя, нравственных отношениях между людьми. Одна из форм такой ответственности -благотворительность. Творить благо - значит строить для общества театры и музеи, школы, больницы и т.п. там, где бездействует государство [13, с. 112].

В условиях рынка, бесспорно, главная задача общественной ответственности бизнеса - удержать массы обездоленного населения от различных разрушительных протестных действий.

Результаты опроса экспертов в г. Белгороде (N=5) показали, что в н.в. крупные предприниматели стали активно участвовать в благотворительности. Например, там всем многодетным семьям бесплатно предоставляются легковые автомобили, все операции на сердце, глазах, по лечению онкологических заболеваний для людей пенсионного возраста производятся за счет состоятельных граждан.

Анализ научной литературы [4,5,8,11, 19], наблюдения практики позволили выявить и негативные стороны неорганизованной благотворительности. Как известно, в обществе и природе, как в высоко организованных системах, не может быть пустоты. Она немедленно заполняется из смежных сфер, областей системы. Поэтому, благотворительные средства для любой организации - это издержки, вывод из равновесия, нарушение ее планов. Для восстановления равновесия издержки всегда восстанавливаются за счет потребителей в виде повышения цен.

В этой связи, нужны новые теоретические и практические изыскания в сфере этого социального явления.

Анализ статистики показывает, что градообразующих производственных компаний в России около 936, значит они, по сути, являются жизнеобеспечивающими структурами для 155 средних городов (с населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек) и 788 малых (с населением до 50 тыс. человек -781) [24, 87-90]. В этих условиях на них возлагаются такие, например, обязанности, как: трудоустройство инвалидов; создание рабочих мест, предоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий, организация повышения квалификации и переобучения работников, материальная помощь представителям социально уязвимых групп населения, развитие материальной базы объектов социальной и культурной инфраструктуры (здравоохранения, образования и науки, культуры, спорта и т.п.), денежное поощрение талантливым деятелям науки и культуры, поддержка деятельности институтов гражданского общества в сферах защиты прав человека, поддержки социальных инициатив граждан, дискриминации в сфере труда, профилактики принудительного и детского труда и другие.

Очевидно, что предпринимательство входит в сложнейшую систему общественных отношений, где они связано всеми видами коммуникаций, в той или иной степени зависимости, с множеством других структур, в т.ч. образовательными.

Опрашиваемые в контексте рассматриваемого механизма предложили варианты условий, при которых они будут добровольно и заинтересованно участвовать в системе разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации:

- Убрать лишние административные барьеры (в том числе посредничество) и, соответственно, снизить уровень коррупции в распределении благотворительных средств.

- Обеспечить отчетность и гласность в расходовании материальных ресурсов, направляемых производственными компаниями. С этой целью создать в системе управления образованием Общественный совет по реализации средств с контрольными функциями.

- Предоставить производственными компаниями право на инициативу выбора путей реализации предоставляемых финансовых, материальных и иных средств.

Наблюдения общественной практики, анализ документов показывают, что все основные механизмы социальной системы зависимы, подотчетны, контролируемы политическим.

В решении рассматриваемой проблемы политический механизм может состоять из структур законодательной, исполнительной, судебной властей, а также общественных движений, политических парламентских и непарламентских партий и других институтов гражданского общества. Его цель - борьба за удержание или завоевание власти с привлечением на свою сторону электората, недовольного образовательной политикой и заинтересованного в ее совершенствовании.

Практика показывает, что этот механизм и в системе образования является центральным. Так, например, парламентские политические партии делят "министерские портфели", непарламентские ведут на поле образования борьбу за электорат, субъекты образовательной деятельности - потенциальные члены этих партий.

Результаты опроса учителей и других сотрудников школ показывают, что в настоящее время парламентские партии на поле образования имеют сомнительный успех. Большинство выборщиков не согласны с их деятельностью в законодательном собрании. Поэтому возможно усиление политического давления на власть со стороны оппозиционных партий, которые будут использовать протестные настроения участников образовательного процесса. Вероятно, этот процесс в скором времени ускорится, судя по результатам опроса. Например, респонденты недовольны, что общественность не получила признание в качестве полноправного субъекта образовательной политики, а общественное мнение не учитывается в процессе формирования стандартов образования (см. табл. 2)

Таблица 2. - Мнение сотрудников вуза о тезисе: "общественность получила

признание в качестве полноправного субъекта образовательной политики, а общественный заказ признан как важнейшее основание для формирования _стандартов образования"_

Полностью не согласен 0,00%

Не согласен 71,97%

Затрудняюсь ответить 6,82%

Согласен 6,06%

Полностью согласен 15,15%

Как видно с указанным тезисом не согласны почти 72 % респондентов, что можно считать основанием для возможных протестных действий.

А респонденты представители школ сомневаются, что политика информационной открытости позволит обеспечить права потребителей образовательных услуг и станет важным фактором обеспечения конкурентоспособности учреждений в условиях нормативного финансирования (48 % не согласны; 31 % не дали ответа). Здесь очевидна причина неверия (несогласия). Власть теряет доверие участников образовательного процесса.

Результаты исследования также показали, что респонденты, не смотря на продолжающиеся уже 25 лет реформы, высказываются за их ... продолжение. (67%).

Этот факт позволяет сделать, как минимум, три вывода: первый -организация современного высшего образования себя не полностью оправдала; второй - политический механизм дисфункционирует и нуждается в изменении; третий - он не обеспечивает позитивного (а обеспечивает протестное) вовлечения участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации.

Конечно, структуры вышеназванных механизмов для получения достоверной информации всегда взаимодействуют с организациями общественного контроля, которые образуют одноименный механизм.

Структуры, механизмы этого социального явления представлены в Федеральном законе Российской Федерации "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Общественный контроль в законе определяется как "деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений"[2]. Анализ научной литературы, наблюдений практики позволяют утверждать, что такое определение является не очень точным. Например, оно не согласуется со ст. 3 Конституции РФ (см. выше). Так, если "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления", то он не только "наблюдатель", но и регулятор деятельности органов государственной власти. Во-вторых, оно не согласуется с научной мыслью. Например, контроль осуществляется не только "субъектами общественного контроля", но и объектами (традициями, правом, социальными институтами, практиками и т.п.) [9, с.11].

Это же основание позволяет определить целью общественного контроля образовательной политики обеспечение реализации и защиты прав и свобод

человека и гражданина в образовательной сфере, как единственного источника власти в Российской Федерации.

Общественный контроль, как показывают результаты исследования социальных механизмов вовлечения участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации, призван решить следующие основные задачи:

- повысить эффективность деятельности органов федеральной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в образовательной сфере;

обеспечить прозрачность и открытость деятельности органов государственной власти и иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами публичные полномочия в сфере образования;

выявлять (противодействовать) коррупции в образовательных организациях;

содействовать предупреждению и разрешению конфликтов в образовательной сфере и других.

Результаты опроса респондентов на вышеуказанной выборке позволяют утверждать, что механизм общественного контроля получит значительное усиление участниками образовательного процесса, если в вузах будет разработан кодекс лучших практик общественного участия в управлении образованием (см. рис. 5).

70,00% 63,30%

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Да Нет

■ Создание кодекса лучших практик общественного участия в управлении

образованием

Рис. 5. Информированность респондентов о наличии в организации кодекса лучших практик общественного участия в управлении образованием.

Как видно на рисунке о таком документе известно лишь 36,7% опрошенным.

Безусловно, мотивация участников образовательного процесса на участие в разработке образовательной политики значительно возрастет, если им будет предоставлена возможность работать в организациях, имеющих законные полномочия. Такая организация в советское время была и работала очень результативно. Так, Комитет Народного Контроля СССР, который работал на правах министерства, мог вносить в Совет Министров СССР предложения по проблемам общегосударственного значения, представлять доклады о состоянии

дел в отраслях экономики, об организации работы в министерствах и ведомствах. Ведомственные, отраслевые, производственные комитеты народного контроля издавали постановления, имеющие обязательную юридическую силу. Руководители предприятий и ведомств должны были устранять вскрываемые недостатки, нарушения и о результатах сообщать комитетам народного контроля. Прочим организациям и должностным лицам вменялось в обязанность оказывать содействие органам народного контроля. Комитеты народного контроля имели право давать указания об устранении недостатков, заслушивать доклады и объяснения, запрашивать необходимые материалы, назначать и проводить ревизии и экспертизы, приостанавливать распоряжения и действия должностных лиц, отстранять должностных лиц от занимаемых постов за срыв выполнения решений, направлять материалы о злоупотреблениях в органы прокуратуры, налагать на виновных взыскания, объявлять выговор [12, с. 21].

Процесс создания общественных организаций с формализованными правами идет медленно, что подтверждается известностью общественной экспертизы и общественного аудита в системе государственно-общественного управления. Этот механизм известен 38,3% респондентов-сотрудников вузов, т.е. профессионалов (см. рис. 6).

Разумеется, там где люди, представляющие организации общественного контроля имеют полномочия, которые, априори, заставляют окружающих их уважать и слушать, там уровень участия заинтересованных граждан в реализации образовательной политики значительно выше.

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Да Нет

■ Внедрение механизмов общественной экспертизы и общественного аудита в системе государственно-общественного управления

Рис. 6. Информированность респондентов об общественной экспертизе и общественном аудите в системе государственно-общественного управления.

Исследование показало, что большинство респондентов вузов, школ согласны осуществлять общественный контроль в системе образования, 82,6% считают необходимым включиться в работу общественных советов различного уровня.

Таким образом, механизм общественного контроля, при его правильной организации способен создать хорошие условия, которые обеспечат вовлечение участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации.

Очевидно, что процесс вовлечения участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации будет затруднен без хорошо отлаженного информационного механизма.

Известно, что любое информационное воздействие реализуется методами убеждения, внушения, информирования, дезинформирования, обмана, демонстрации, манипуляции, распространения слухов. Научно-технический прогресс в области информационных технологий, развитие средств массовой информации, свободный обмен идеями и ценностями создали беспрецедентные возможности для совершенствования известных и создания новых концепций и технологий устранения политических (экономических и других) оппонентов. Очевидно, что если западные страны вводят экономические, политические и иные санкции, то они (новые технологии) есть, но скрытые, и в сфере образования. Например, как можно вовлечь участников образовательного процесса в систему разработки и позитивной оценки образовательной политики Российской Федерации, если она в некоторой степени не соответствует ни отечественным традициям, ни условиям, ни культуре? (См. ниже - механизм традиций).

Есть, конечно, и положительные итоги работы информационного механизма. Так, результаты данного исследования показали, что, например, вовлечение участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации может быть оптимизировано если размещать в сети Интернет публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности. С эти мнением согласны 63,3% респондентов.

В ходе исследования выявлены организационные и содержательные пробелы в работе информационного механизма. Например, информацию об органах общественного управления вузом не используют в своей деятельности (очевидно, что они ей не владеют, не знают где найти) более 40% респондентов-сотрудников вузов.

Другой пробел в работе информационного механизма - низкий уровень организации пропаганды (рекламирования, презентации) своего предназначения в педагогическом процессе. Например, более 75,4% участников образовательного процесса не пользуется информацией на сайте вуза для родителей об их правах и обязанностях как участников образовательного процесса.

Часть вышеназванных структур (информационный механизм), априори, включены в механизмы общественного контроля и, безусловно, в механизм гласности.

Гласность - это важнейшее средство побуждения (стимулирования) человека к активной деятельности; это главное условие эффективности моральной мотивация.

Активное или пассивное участие людей в той иной деятельности зависит от того, насколько они глубоко знают, осознают ее сущность, в какой мере она затрагивает их интересы. Разумеется, эта мысль актуальна и для разработки путей вовлечения участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации.

В ходе данного исследования ставилась задача поиска путей предания гласности основных процедур, технологий, содержания обучения с целью вовлечения в процесс их совершенствования всех его участников или заинтересованных лиц.

Например, для разработки технологии обеспечения открытости (гласности) определялось мнение респондентов о их возможном участии в образовательном процессе с целью его организации и контроля.

Как видно на рисунке (см. рис. 7) почти половина родителей хотят непосредственно видеть чему и как учат их детей.

Безусловно, гласность необходима и в других сферах организации образовательного процесса, например, в участии общественных экспертов в аккредитации и лицензировании вузов. Примечательно, что даже некоторые студенты, которые, безусловно, в большинстве своем не знают эти процедуры, заявили о необходимости гласности (57 %).

Гласность нужна для обеспечения доверия к руководителям образовательного процесса.

■ Участие общественности и родителей в образовательном

процессе

Рис. 7. Отношение родителей студентов к участию в образовательном процессе.

Честный и открытый руководитель всегда был и будет уважаем подчиненными, что, априори, облегчит и сделает его труд основной жизненной ценностью, будет приносить радость, а не страх и горе. Это понимают почти все. (см. рис. 8)

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

53,03%

25,76%

15,91%

2,27% 3,03% Щ

Полностью не согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Согласен

Полностью согласен

■ публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной

деятельности

Рис. 8. Отношение сотрудников школ к необходимости публичных отчетов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности.

Особо важным в вовлечении участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации является механизм традиций. Традиции - исторически сложившийся групповой опыт, закрепленный в социальных стереотипах. Другими словами - это, по сути, привычки, основанные на знании конкретного явления, умении его преобразовывать; на навыках работы с ним без затраты значительной нервной энергии, постоянной тяге к работе в его сфере. Привычка (традиция) - это необходимый этап к формированию твердого осознанного убеждения, а в последующем мировоззрения. Исходя из этого традиция в совокупности с ее носителями, а также членами образовательной организации становится сильнейшим магнитом вовлечения любого человека в образовательный процесс.

Сила традиций в том, что они связаны с культурной самобытностью, жизненным укладом человека. О силе русских образовательных традиций писал литератор-философ Н.В. Гоголь: «Еще пройдет десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, а за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках»[26, с.204]. Представление об уровне знаний на Руси того времени могут предоставить «Изборники» 1073 года и 1076 года, где имелись статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам» [20, с. 11]. Русские люди того времени хорошо осознавали, что «... книги суть реки, напояющие вселенную мудростью» [25, с. 240].

Князь Владимир (960-1015 гг.) в приказном порядке вовлекал в "учебный процесс" местное духовенство, повелевал учить грамоте детей, для чего были возведены училища в каждом городе. Великий же князь Ярослав (978-1054 гг.) не только самостоятельно занимался изучением наук, но и ставил цель просветить своих граждан. «Для этой цели он поставлял в города и села

церковнослужителей и платил им жалование, чтобы они лучше обучали детей» [22, с. 143].

И так было на протяжении всей истории нашего государства. В приказном порядке все заинтересованные граждане были включены в процесс обучения населения. Поэтому представления о «темноте», «невежестве», «дикости» русского населения в крепостной России - это вымысел тех, кто приезжал в нашу страну зарабатывать деньги.

Исследования показывают, что, например, значительная часть челобитных XVIII века была написана собственноручно крестьянами, чего, кстати, не было на Западе. Эта традиция (порочить русскую действительность) была подавлена в советское время, но ... возрождена в настоящее.

Мало известный факт - в России в 1908 году вступил в силу закон о введении системы всеобщего обучения. Между прочим, ни в одной западной стране такой нормы не было. В связи с этим, ежегодно открывалось около 10 ООО школ. В 1914 году в стране было 50 ООО земских школ с 80 ООО учителями и 3 ООО ООО учеников. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек [22, с. 234]. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование. Советская власть, этот проект реализовала. А через 100 лет (наше время), все идет к тому, что его постепенно уничтожат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиционным в российской практике был и отбор преподавателей, наставников-воспитателей в учебные организации (тьюторов?).

Кстати, результаты опроса родителей студентов показывают (см. рис. 9), что они не владеют ситуацией, и не участвуют в образовательном процессе. Например, подавляющее число респондентов уверено, что вуз обеспечен хорошими преподавательскими кадрами. Практика, опросы экспертов же свидетельствует о другом. Возможно, мнение респондентом правильно в отношении какой-то группы вузов, например, технических. Но экстраполировать эти данные на все образовательные организации и, таким образом, оценивать качество реализации образовательной политики нельзя.

70%

64%

Полностью не Не согласен Затрудняюсь Согласен Полностью

согласен ответить согласен

Обеспечение системы высшего образования квалифицированными

преподавателями

Рис. 9. Мнение родителей студентов об обеспеченности системы высшего образования квалифицированными преподавателями.

Представляется, что сравнение большей их части с примером М.С.

Перского или Г.К. Жукова (см. ниже) не выдерживает критики.

Разумеется, вызывает сомнение и знание респондентами технологии оценки качества образования (см. рис. 10).

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Полностью не согласен

48,60%

30,20%

21,20%

0% 0%

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Согласен Полностью согласен

Формирование современных механизмов оценки качества образования

Рис. 10. Мнение родителей студентов о качестве современных механизмов оценки образования

Русский писатель Н.С. Лесков в рассказе «Кадетский монастырь» писал с гордостью о руководящем составе Московского Императрицы Екатерины II кадетского корпуса. Его директор, М.С. Перский, до назначения на эту должность 14 лет отслужил в этом же корпусе. Все современники отзывались о нем всегда только положительно : «... Директор считал своим долгом досконально знать любой предмет, который преподавали в корпусе» [ 23, с. 108]; «... у Перского была и доблесть... Михаил Степанович Перский был воспитанник нашего кадетского корпуса и в лице своем олицетворял для нас дух и предания кадетства» [21, с. 200]. «Он жил», — пишет Н.С. Лесков, — «и умер честным человеком, без пятна и упрека» [ 21, с. 202].

Корпус часто посещал царь, а его выпускники, независимо от заслуг и должностей, находясь даже проездом, всегда считали за честь посетить "свой второй родной дом". Уже своим посещением выпускники, ставшие уже легендами, героями нации, влияли как на образовательную, так и воспитательную "политику" корпуса.

О коррупции, воровстве, неблагородном проступке никто даже не помышлял. Исследование же, проведенное на эмпирической базе 5 вузов в современных условиях, показывает на результаты другой, негативной традиции

В системе образования становится все меньше и меньше людей, подобных М.С. Перскому, знавшему все предметы, преподававшиеся в корпусе.

Уже в начале XVIII века патриотизм становится российской государственной идеологией. Слова «Бог, Царь и Отечество» отражали главные идеологические ценности того времени.

Подобные традиции были возрождены в советское время. В СССР все руководители имели обязанность лично участвовать в подготовке молодежи к трудовой деятельности. Даже командному составу Вооруженных Сил всех уровней рекомендовалось участвовать в образовательном процессе вузов, школ в местах дислокации воинских частей и соединений. устанавливать тесные связи военных формирований с гражданскими организациями. Такие же указания поступили и в гражданские учреждения. И этим рекомендациям органы государственного и военного управления следовали повсеместно. Так, например, Белорусский государственный университет им. В.И. Ленина шефствовал над Мелекесско-Пугачевским кавалерийским полком, которым тогда командовал Г.К. Жуков. Председателем военно-шефской комиссии был ректор университета, профессор В.И. Пичета. Преподаватели и студенты университета читали лекции для личного состава полка, руководили общеобразовательными кружками. Жуков Г.К., будучи командиром полка, одновременно работал в университете преподавателем кафедры военно-допризывной подготовки.

Практика показывает, что социальные механизмы вовлечения участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации могли бы быть эффективно реализованы в следующих (традиционных!) формах:

• групповые занятия в образовательных организациях по программе, например, «Равенство в получении образовательных услуг»;

• телевизионные занятия с получателями образовательных услуг «Российские традиции в образовании», «Образование, долг, честь, страна»;

• встречи с ветеранами советской системы образования, выдающимися учеными, исследователями и других.

Безусловно, что лидирующее положение здесь должно принадлежать представителям религиозных конфессий, которые, как известно, более консервативны, для них традиции - это условие выживания. Поэтому в решении рассматриваемой проблемы необходимо использовать и религиозные технологии воздействия на сознание всех участников образовательного процесса. Кроме того, силы и средства религиозных организаций могут быть использованы как составные части светских технологий возрождения и внедрения в образовательную сферу российских традиций. Церковь обладает огромной потенциальной возможностью воздействовать на сознание людей. Там сосредоточены не только кадры с высоким уровнем образования, но и значительные финансовые, материальные, технические и другие ресурсы. Церковь высокоорганизованна, ее структура, внутреннее устройство подобно военной организации. В отличие от государственного управления, позволившего развалить страну, Православная Церковь сохранила свое влияние везде, где ей удалось единожды закрепиться [17, с. 92]. Думается, что в течение века в церкви, благодаря прочности ее норм и традиций, не удалось насадить в обществе атеизм, так не удастся окончательно разрушить отечественные ценности в образовании [14, с.171].

Безусловно, в социальный механизм должны быть призваны ветеранские организации. Обладающие значительным жизненным опытом, ветераны могли бы здесь принести неоценимую помощь: быть научными консультантами, работать с письмами и жалобами людей в структурах образования и т.п. Они способны занять особое место в системе патриотического воспитания молодежи. Есть, конечно, и другие силы (средства) усилить работу механизма традиций в деле вовлечения участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации.

ВЫВОДЫ

Системообразующими причинами низкого уровня позитивной вовлеченности участников образовательного процесса в формирование и реализацию образовательной политики являются пробелы в законодательстве об образовании.

Принятие и реализация Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не принесли прогнозируемых результатов в совершенствовании образования в контексте социально-экономического развития страны, существенно не повысили его рейтинг в мировой образовательной системе.

Значительное большинство участников образовательного процесса проявляют скрытое недовольство существующим положением дел в образовательной системе.

Системной причиной этого факта является низкий уровень развития структур и механизмов социального управления образованием. Практика показывает, что решить многие проблемы образования можно, если сформировать и задействовать новые социальные механизмы вовлечения участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации. После уточнения, дополнения новыми структурами таковыми механизмами должны стать: правовой, экономический, общественной ответственности, политический, общественного контроля, доверия, информирования, гласности, традиций.

Процессуальными функциями социальных механизмов по вовлечению участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации могут быть:

• целевая (определение, обоснование и разработка целей);

• обеспечение условий для прогнозирования, выработки, принятия управленческих решений, планирования воздействий;

• влияние на подбор, расстановку и воспитание кадров в системе управления образованием;

• регулирование деятельности образовательной организации;

• контроль материально-технического обеспечения;

• сбор информации и передача ее в системы управления организаций;

• обеспечение социальной защиты персонала подсистем управления, своевременное разрешение противоречий и т.п.;

• мотивация (всемерное стимулирование активности в деятельности участников образовательного процесса.

• создание условий для объективной оценки эффективности решения задач по вовлечению участников образовательного процесса в систему разработки и оценки образовательной политики Российской Федерации и другие.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. -М., 1994. - 63с.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, №6735. - 23 июля 2015 г.

3. Бондалетов В.В. Молодежные общественные объединения: теория и методология исследования. Социальная политика и социология. 2010. № 5 (59). С. 72-89.

4. Бондалетов В.В. Общественная самоорганизация как механизм формирования гражданского общества: методология исследования. Ученые записки российского государственного социального университета. 2009. № 2. С. 20-26.

5. Демченко, Т. С. Протестные формы неформального социального контроля высшего образования (социологический анализ). [Текст] / Т.С. Демченко // Управление мегаполисом. - М. - 2012. - № 1. - С. 125-128.

6. Всероссийское общество инвалидов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.voi.ru/.

7. Гостев, А.Н. Гражданская религия США: организация, опыт, подготовка кадров / А.Н. Гостев // Социология образования. - 2015. - № 7.- С. 23-38.

8. Гостев, А.Н. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства [Текст]: Монография / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко. - М.: Изд-во СГУ, 2011. - 193 с.;

9. Гостев, А.Н. Институт высшего образования в системе общественного контроля Федеральной системы исполнения наказаний [Текст] / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко. // Социология образования. - М.,2014. № 10. С. 4 - 22.

10. Гостев, А.Н. Коррупция в системе образования: проблемы и пути разрешения [Текст] / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко, Е.А. Борисова // Социология образования. - 2013. - № 7. - С.4-22.

11. Гостев, А.Н. Муниципальное управление трудоустройством населения [Текст] / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко, В.Г. Семенова // Социология образования. - 2015. № 2. - С. 23-33.

12. Гостев, А.Н. Общественный контроль деятельности мировых судей: образовательный аспект [Текст] / О.А. Алтухова, А.Н. Гостев // Социология образования. - 2015. № 9. - С.17-27.

13. Гостев, А.Н. Общественный контроль производственных компаний [Текст] / А.Н. Гостев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия. История, социология, политология, культурология», 2015. - С. 108-116.

14. Гостев, А.Н. Русская Православная Церковь: конфликтологический аспект: Психология нравственности и религия: XXI век. Материалы международной конференции (16-17 ноября 2011 г) [Текст] / А.Н. Гостев / ГОУ ВПО МГПУ.- М.: Щелково: Издатель Мархотин П.Ю., 2011. - С.165-178.

15. Гостев, А.Н. Система трудоустройства населения: социологический аспект [Текст] / А.Н. Гостев, Т.С.Демченко Т.С. // Социология образования. -2015. -№ 2. - С. 9-23.

16. Гостев, А.Н. Социальное управление общественными объединениями инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы: монография [Текст] / А.Н. Гостев, А.В. Бодрикова. - М.: СГУ, 2015. - С. 45.

17. Гостев, А.Н. Социальный институт Русской православной церкви / Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: Проблемы политики, экономики и права [Текст] / А.Н. Гостев. - М. МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2009. - С. 89-105.

18. Гостев, А.Н. Управление информационно-психологической защитой социальной организации: монография [Текст] / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко. -М.: СГА, 2013. - 252 с.

19. Демченко, Т.С. Факторы активизации государственного контроля высшего образования. [Текст] / Т.С. Демченко // Социология образования. - М. - 2012. - № 11. - С. 23-29.

20. История среднего профессионального образования в России [Текст] / П. Ф. Анисимов [и др.].— М.: НМЦ СПО, 2000.— 432 с.

21. Лесков, Н.С. Кадетский монастырь: повесть и рассказы [Текст] / Н.С. Лесков; [сост., вступ. ст. и коммент.В.Ю. Троицкого].— М.: Детская литература, 2012.— С.200.

22. Миндибекова, Л. А. Управление системой образования в транзитивной России: монография [Текст] / Л.А. Миндибекова. - Орел: Издательство Орловской академ. гос. службы, 2005. - С. 43.

23. Посмертные записки Алексея Алексеевича Одинцова [Текст] // Русская старина, 1889.— № 11.— С.308.

24. Россия в цифрах. 2012: Крат.стат.сб./ Росстат- М., Госкомстат, 2012. -С. 87-90.

25. Рыбаков, Б.А. Из истории культуры Древней Руси [Текст] / Б. А. Рыбаков.— М.: МГУ, 1984.— С. 240.

26. Щеглова, Л. В. Судьбы российского самопознания (П. Я. Чаадаев и Н. В. Гоголь): монография [Текст] / Л. В. Щеглова.— Волгоград: Перемена, 2000.— 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.