Научная статья на тему 'Образовательная политика государства и развитие общества (на примере современной России)'

Образовательная политика государства и развитие общества (на примере современной России) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
638
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная политика государства и развитие общества (на примере современной России)»

Автономов А.С., Гаврилова И.Н.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

(НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ)

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Образовательная политика является одним из важнейших компонентов социальной политики государства, в особенности социального государства. Это связано с тем, что политика в сфере образования формирует во многом саму основу развития государства, поскольку именно население, его качество выступают одновременно и целью общественного развития как такового, и средством, обеспечивающим продвижение к ней. Цели и приоритеты в сфере образования, объём и порядок его обеспечения определяют конструкцию всей системы образования в любом государстве, а также главные направления образовательной политики. Последняя представляет собой систему мер по обеспечению передачи и восприятия знаний, умений и навыков, а также по обеспечению воспитания, что создает основу для саморазвития человека и общества. Конечно, для осуществления задач, которые ставятся и решаются в ходе реализации государственной образовательной политики, требуются актуальная и сбалансированная по объёму информация, ясность изложения материала, определённый уровень доступности образования для лиц, относящихся к тем или иным возрастным, социальным, этническим, территориальным группам, сочетание теории с элементами практики, адекватная потребностям подготовка педагогических кадров, соответствующая инфраструктура и т. д. Собственно, всё это (и многое другое) реализуется благодаря усилиям, предпринимаемым в рамках соответствующей потребностям общественного развития государственной образовательной политики. При этом давно доказано, что в социальном государстве система образования выполняет важную роль, создавая условия для движения социального «лифта» для молодёжи, для некоторого сглаживания социальных различий и для сближения в какой-то мере стартовых возможностей молодых людей. Это закладывает, в свою очередь, основу социальной стабильности и мира конкретной страны. Именно образование содействует обеспечению социальной мобильности и равенства возможностей человека. Особенно это актуально для подрастающего поколения; более того, стало уже об-

щепризнанным, что для соблюдения прав детей и молодёжи требуются специальные меры со стороны государства [см.: 1, с. 32].

Образование всегда играло, играет и, очевидно, будет играть ключевую роль в развитии и даже в сохранении человечества как такового. Обучение подрастающего поколения известно, как уже научно доказано, у различных видов животных, но лишь у человека такое обучение становится систематическим процессом, заботу о котором проявляет всё сообщество. Причём такое обучение в сочетании с воспитанием осуществляется специализированными усилиями, а разделение труда в этой сфере происходит на ранних стадиях развития человеческого опыта. Уже в условиях первобытнообщинного строя, как показывают этнографические и исторические исследования, практически у всех народов обучением детей занимаются назначенные для этого лица. У некоторых народов в целях обучения дети (чаще всего мальчики) с определённого возраста поселяются отдельно от родителей и занимаются исключительно учёбой. Во все эпохи та или иная часть населения (временами эта часть сокращалась, временами увеличивалась) имела и имеет доступ к образованию, но без системы образования человечество никогда не обходилось. Собственно, благодаря образованию в широком смысле и системе образования в более узком и происходило развитие цивилизации. Образование всегда сочетало обучение знаниям, умению, навыкам с воспитанием, т. е. готовило человека, прежде всего детей и молодёжь, к различным видам деятельности, способствуя при этом их социализации. В то же время в любую эпоху передовое образование создавало и создаёт наилучшие условия для поступательного развития общества.

Значение образования в современном мире весьма многоаспектно: оно служит делу просвещения населения, воспитания, социализации, прежде всего молодёжи, подготовки, а также повышения квалификации трудовых ресурсов для экономики, преодоления в определённой степени неравенства и т. д. Более того, в ходе исторического развития значимость образования для социума постоянно возрастает; в этой связи можно упомянуть теории государства всеобщего благосостояния, человеческого капитала, информационного общества, общества знаний; без должного уровня образования немыслим научно-технический прогресс. В соответствии с современными подходами к образованию оно начинает рассматриваться в качестве наиболее востребованной и надёжной инвестиции в развитие человека и общества в целом, в экономику, тем самым снимая дихотомию «затраты/ эффективность».

КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА?

Отметим, что роль образования в экономическом развитии в качестве вложения в экономику государства была осознана и учтена в ходе выработки социальной политики многих европейских стран (да и не только европейских) ещё во второй половине ХХ в. Повышение уровня образования рассматривалось как весомый фактор экономического процветания, преодоления безработицы и внедрения новых технологий, а также в качестве одного из компонентов, лежащих в основе социальной сплочённости. Однако в конце того же века это вйдение было подвергнуто серьёзной переоценке, чему в немалой степени способствовали изменения в мировой экономике и демографическом развитии, а также развал социалистической системы, прежде всего СССР, с которыми прежде приходилось постоянно конкурировать в социальном плане. В итоге произошёл отход от политики всеобъемлющей поддержки государством социальной сферы и, в частности, системы образования, включающей обеспечение наиболее широкого доступа населения к образованию. В систему образования начали активно внедряться рыночные механизмы, несмотря на заметное общественное недовольство.

Именно тогда заговорили о кризисе социального государства, отход же от государственного патернализма в образовании и, шире, в социальной сфере в целом был преподнесён, да и в настоящее время преподносится новыми правыми в качестве необходимой меры в условиях обострения конкурентной борьбы на глобальном рынке для повышения экономической эффективности. Получили развитие взгляды, согласно которым куда большая ответственность ложится на человека, а не на государство. И надо сказать, что некоторые основания для пересмотра прежних представлений были. В частности, действительно появились иждивенческие настроения (хотя остаётся вопрос: из-за пороков ли подхода как такового, или из-за недостаточно продуманных шагов по его претворению в жизнь), являющиеся, несомненно, тормозом экономической эффективности и противоречащие принципу социальной справедливости. Безусловно, не теряет своей актуальности вопрос о мере, чего бы это ни касалось, того же патернализма в образовательной политике.

По мнению английского социолога и политолога Т. Маршалла, развивающего теорию гибридного или дефисного типа общества (по мысли автора, в нём три компонента: капитализм, или рынок-благосостояние-демократия) [см.: 2, с. 439-458], нет однозначно-

го ответа на вопрос, «не душит ли патерналистское благосостояние благотворные и ценимые качества инициативы, независимости и, если угодно, самостояния» [2, с. 451]. В то же время он отмечает весьма важный момент, а именно: «Потребность в услугах благосостояния даёт один из ключевых стимулов к такому типу социального действия, который наиболее эффективно интегрирует разнородные элементы сообщества», хотя «в некоторых отношениях чрезмерный патернализм в благосостоянии может приносить обществу вред» [там же]. Иными словами, социальная солидарность должна быть уравновешена ответственностью за свою собственную судьбу1, которая создаёт, по логике, устойчивую основу этой самой общественной солидарности.

Кроме того, нередки упрёки в адрес государства социального благосостояния, когда речь заходит о необходимости равного распределения «бремени и преимуществ», что «выглядит сегодня как нельзя более актуальным для России», где, по мысли И.А. Григорьевой, «каждый человек, скорее, осознаёт свои права, а не ответственность перед обществом» [3, с. 470-471]. Безусловно, симметричность прав и обязанностей важна и даже неизбежна в настоящем демократическом обществе, хотя вряд ли здесь уместна ссылка на К. Поппера, который прямо не упоминал «равенство возможностей», когда писал о связи прав и обязанностей с понятием социальной справедливости. Но кто возьмётся ныне отрицать диалектическое единство прав и обязанностей? Тем не менее, тот же К. Поппер, как представляется, отнюдь не ставил под сомнение важность равенства возможностей в демократическом государстве, когда писал о «равном распределении преимуществ, а не только бремени» для граждан. Зачастую современные исследователи делают акцент на слове «благосостояние», несколько упуская из виду понятие «всеобщее», во многом ключевое в теории «государства всеобщего благоденствия» (welfare-state); эти термины тесно взаимоувязаны и даже неразрывны. Именно всеобщий доступ к базисным благам цивилизации (отнюдь не означающий принципиально недостижимое в силу разных причин равенство основных благ для всех) и даёт обществу возможность гармоничного поступательного развития, что и должно рассматриваться в качестве стратегической цели социальной политики [подробнее см.: 4].

1 Интернальная, или внутренняя ответственность в отличие от экстернальной, т. е. в зависимости от внешних факторов, исследована в ряде работ Р. Инглехарта, Р. Нисбетта, Л. Росса, Р. Хока и др.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ И НЕРАВЕНСТВА

Обратим внимание на неоднозначность позиции Т. Маршалла, не принимающего, как он пишет, неразделённость проблемы бедности и неравенства, отрицающего, что бедность невозможно искоренить, не решив проблему неравенства [см.: 2, с. 453]. Он критикует сторонников подхода, согласно которому не существует объективных показателей бедности и абсолютного понятия бедности, а о бедности можно говорить только в относительном смысле, т. е. в том смысле, что один человек беднее другого.

Поддерживая позицию Т. Маршалла, в соответствии с которой имеются объективные показатели бедности, и бедность должна рассматриваться не только в контексте неравенства (о реальности бедности без сосуществования с богатством свидетельствует, например, наличие в Африке зон, в которых все люди живут впроголодь — т. е. бедные есть, а богатых нет), самовосприятие (даже ложное с объективной точки зрения) людей как бедных, развившееся в результате сравнения себя с другими, которые представляются им более богатыми, способно серьёзно повлиять на социально-политическую ситуацию в той или иной стране.

Так, в Советском Союзе в 70-80-е гг. XX в. было широко распространено мнение, согласно которому якобы только в СССР существовали малогабаритные квартиры, тогда как в Западной Европе таких квартир вообще не бывает, все живут в больших отдельных квартирах или домах. Никому в СССР и в голову не приходило, что во Франции, например, никто не удивляется квартире в семь квадратных метров (по сути, комнате, в углу которой располагается небольшая плита и раковина с краном, общий туалет находится на лестничной площадке), а квартиры, именуемые в нашей стране малогабаритными, во Франции весьма распространены. Точно так же в СССР многие полагали, что земельные участки в шесть соток под сады и огороды — это чуть ли не издевательство над людьми. Между тем, к примеру, в Швейцарии, на подъезде к некоторым крупным городам (Берну, Цюриху и др.) можно обнаружить немало огородиков не более одной-двух соток, каждый из которых располагает сарайчиком, точнее будкой для сельхозинвентаря. Другими словами, значительная часть советских людей в конце существования СССР считали себя бедными именно на основе сравнения своего положения с тем, какой им представлялась жизнь в странах Западной Европы и Северной Америки, хотя такое представление опиралось на мифы. Восприятие себя как бедных, проявлявшееся и в бытовых раз-

говорах, и в публикациях в средствах массовой информации (в особенности с середины 1980-х гг.), и в лозунгах на оппозиционных митингах, предопределило массовость движения за смену политического и экономического строя на рубеже 80-90-х гг. XX в., что, в конечном счете, и привело к ликвидации СССР.

В конце 1980-х гг. острой критике подвергалось и состояние образования в Советском Союзе. Проблемы, конечно, накопились, однако, как показал опыт, особенно в условиях массового отъезда в 1990-е гг. граждан республик, входивших некогда в СССР, в поисках заработка в страны Европы, Америки и Азии, советское образование (а оно сохранялось, по сути, советским по инерции и в течение некоторого времени после развала Советского Союза) всех ступеней давало возможность находить работу и адаптироваться к условиям жизни в разных государствах. Вместе с тем любая система эволюционирует, и совершенствованию системы образования в конце 1980-х гг. уделялось внимание. Проблематика развития системы образования была столь популярна в советском обществе на рубеже 1980-1990-х гг., что один из первых, если не самый первый указ только-только избранного в 1991 г. первого Президента России Б.Н. Ельцина посвящался вопросам образования и был издан в ответ на озабоченность общественности, проявлявшуюся в ходе предвыборных дискуссий и наказов избирателей. Правда, в накале политических страстей об этом указе довольно быстро забыли, и деградация отечественного образования началась как раз в 90-е гг. XX столетия. И всё же это одно из свидетельств того, что общественное мнение в нашей стране издавна связывает доступ к качественному образованию (а в те времена образование было доступно для всех желающих) с преодолением бедности, мнимой или действительной, и с самореализацией личности.

Возвращаясь к идеям Т. Маршалла о бедности и неравенстве, отметим, что бедность действительно не искоренить в жизни общества без ликвидации неравенства, но не в его абсолютном смысле, естественно, а в том, что требуется преодолеть неравенство в вопросе всеобщего доступа к базовому благосостоянию. А к таковому, думается, относится и образование. Хотя автор совершенно прав, что эти основные социальные блага не тождественны эгоистически желаемым благам. Необходимо поддерживать баланс между общим и частным, государственным и рыночным. Это опять же проблема пропорций: не всем подряд предоставлять, к примеру, высшее образование (отсюда возникшая относительно недавно проблема обесценения дипломов, хотя это отдельная большая тема), а тем, кто серьёзно к этому стремится,

прилагает усилия и кто способен его получить (вот почему важны экзамены; одним ЕГЭ, тестированием не обойтись). Но вновь возникает дилемма о равных возможностях, поскольку сохраняются, а с приходом рынка в систему образования даже усиливаются различия, связанные с поляризацией доходов2 по классовому и национальному признаку, о чём пишут и западные исследователи, в частности Л. Пул, Ф. Браун, А. Хэлси, Х. Лаудер, А. Велс, отмечая сохраняющееся «воспроизводство привилегий» [цит. по: 6, с. 507].

УЧАСТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

Социальные противоречия решаются путём целенаправленных и солидарных действий, причём желательно — усилиями всех секторов общества. И потому трудно полностью согласиться с мнением, что открытое обсуждение принимаемых государственных решений и социальных действий важно — в том числе потому, что это сказалось бы «на улучшении их восприятия населением» [3, с. 477]. Лучше будут восприняты, как представляется, всё же те решения государства, даже очень трудные для населения, которые станут рассматриваться обществом как социально справедливые, а значит, оправданные, которые не сейчас, так в будущем будут полезными для общественного прогресса. Что предполагает, в свою очередь, и равноправный диалог с гражданским обществом.

В этом плане максимально открытое обсуждение нововведений в образовании, серьёзных изменений государственной образовательной политики способствовало бы снижению накала дискуссии в российском обществе, но не принятию тех новаций, что считаются большинством населения и педагогического сообщества стратегически неверными. Поэтому нельзя однозначно согласиться с другим выводом российских авторов, согласно которому нужна не критика сама по себе, а «прикладные исследования.., проведение оценки эффективности действующих и экспертизы планируемых проектов с позиций нон-дискриминации» [7, с. 192]. Дело в том, что требуется, во-первых, теоретическое переосмысление того, что предлагается обществу, причём

2 На решение проблемы преодоления существующей в Москве большой разницы в финансировании школ разного типа нацелен масштабный эксперимент, проводимый в 125 столичных школах [см.: 5, с. 4].

предлагается зачастую без особых объяснений со стороны реформаторов. И, во-вторых, даже при проведении вполне прикладной экспертизы реформы образования в России, тем более с позиций недискриминации всех слоёв населения, неминуемо звучат весьма критические оценки. Но это уже вопрос не к экспертам, а к «реформаторам».

Однако сторонники разгосударствления социальной сферы в тех же европейских странах не смогли добиться всего, на что рассчитывали, внедряя рыночные механизмы, благодаря активному сопротивлению общества. Да и по-разному понималась задача повышения эффективности в этой сфере; например, в Финляндии и других скандинавских странах с осторожностью вводят рыночные подходы в управление и систему образования в целом. Можно предположить, что и в этом кроется относительная стабильность развития этих государств, если сравнивать с ситуацией в других экономически развитых странах. К тому же известно, что следствием расширения доступа к образованию является более успешное развитие самого человека и общества в целом [см.: 8], и это уже вряд ли кто ныне ставит под сомнение. Если вернуться к теоретическим обоснованиям, то вполне можно также утверждать, что в социальной сфере деонтологический либерализм лишь на короткий срок частично отступил перед либертаризмом в развитых демократических странах, и рано говорить о закате социального государства. Более того, в теоретических разработках западных исследователей всё чаще можно встретить доводы против исключительно рыночного подхода к образованию; доказывается, в частности, что привнесение рынка в образование не ведёт к росту гарантированной эффективности образовательной системы, а политика государственных инвестиций в человеческий капитал должна рассматриваться в качестве стратегического инвестирования в экономику [см.: 6, с. 514].

По мнению философа-футуриста Дж. Нейсбита, автора нашумевшей книги «Мегатренды», чтобы выиграть от кризиса, «начинать нужно с образования», нужно учить учиться всю жизнь, в чём и состоит цель образовательной системы [9]. Специальные исследования вновь подтверждают тезис, согласно которому дополнительные инвестиции в образование детей из малообеспеченных семей, например, позволяют преодолеть стагнирующую бедность, повысить стартовые возможности таких детей [см.: 10, с. IX]. Можно напомнить и вывод Т. Парсонса, считающего наиболее фундаментальным социальный компонент, т. к. «члены общества должны иметь не просто формальные, но реальные возможности конкурировать с другими членами, причём с достаточными шансами на успех» [11, с. 113]. Понятие образования, как отмечал

Комитет ООН по правам ребёнка в своём Замечании общего порядка № 1 за 2001 г., «выходит далеко за рамки формального школьного образования и охватывает широкий круг жизненных ситуаций и процессов познания, которые позволяют детям как индивидуально, так и в коллективе развивать свою личность, таланты и способности и жить полноценной и приносящей удовлетворение жизнью в обществе» [12, с. 378].

МАРКЕТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В 1990-2000-е гг.

Известный тезис, что надо давать людям «не рыбу, а удочку для её ловли», был взят на вооружение некоторыми сторонниками марке-тизации образования и всей социальной сферы слишком буквально; в случае с Россией, можно сказать, даже грубо, не вдаваясь в вопросы, какая «удочка» и что за «рыба» (к тому же надо, чтобы было вообще что ловить). Да, нашей системе образования необходимы были новые подходы в обучении, требования к которому постоянно и неизбежно возрастают в информационном обществе, вероятно, и в оценивании полученных знаний. И действительно не стоило столь непродуманно перегружать детей новыми школьными предметами, много вопросов относительно содержания учебников и пр. Но давать всем без исключения на бесплатной основе основные знания и навыки жизненно необходимо; государство обязано это гарантировать всем семьям. А вот это пока остаётся вопросом для россиян, поскольку в нынешней реформе образования подчеркивается, надо полагать, не без основания, что теперь детям будут давать не знания, как раньше (с точки зрения реформаторов это устаревший подход), а возможность их получать, что было сразу же озвучено представителем Министерства образования и науки РФ. Если бы к тому, что было в прежней системе образования, добавили и провозглашаемую возможность получения знаний, обучение саморазвитию с юношеского возраста, вряд ли нашлось столь много критиков новаций образовательной политики российского государства.

Вообще реформирование образовательной политики предполагает улучшение и совершенствование прежней системы образования. В случае России можно утверждать, что наша прежняя классическая система образования прошла хорошую проверку временем, была высоко оценена во всём мире, в достаточно сжатые сроки приве-

ла к всеобщей грамотности населения, а в послевоенный период — к научному и технологическому прорыву. Конечно, и в советские годы были нужны улучшение её материально-технической базы и финансирования, дальнейшее углубление специализации в старших классах и на старших курсах вузов, диверсификация форм обучения и т. п. После развала СССР потребовалась деидеологизация образовательных программ.

Важным направлением реформирования образовательной политики в современной России стоило бы назвать введение системы непрерывного образования, что является велением времени и что уже начало внедряться в развитых странах мира, а также расширение спектра образовательных учреждений, методик и подходов, включая инклюзивное образование, создание конкурентной среды в системе образовательных учреждений. Вместе с тем это не отменяет насущную необходимость сохранения, к примеру, сельских школ, даже малокомплектных, поскольку это крайне важно и для граждан, для нормального развития поселений, и для благополучия государства в целом, всего общества. С учётом плохой инфраструктуры в российской глубинке, тех же дорог, национальный проект, предусматривавший обеспечение небольших поселений школьными автобусами, не может достичь цели облегчения доступа детей к образованию, да и не лучшим образом сказывается на самих малых поселениях; напомним, что сейчас две трети сёл не имеют библиотек и клубов, созданных в советский период, за последние 20 лет в РФ запустело 13 млн га сельхозугодий, что также пагубно для села. Перепись показала, что 20 тыс. населённых пунктов в России полностью обезлюдели [см.: 13].

Всё это в определённой степени можно объяснить недальновидным подходом государства к организации жизни в малых городах и сёлах, отказу строить там дороги и газопроводы, сохранять больницы, дома культуры, школы. Вообще отказ от развития реального сектора экономики, переориентация на сырьевую её составляющую повлекли многие негативные тенденции в постсоветской России, включая сферу образования. Происходило не только снижение уровня образования, но и уменьшение спроса рынка труда на квалифицированные кадры, вообще грамотных людей. Проблема науки, теснейшим образом связанная с системой образования, образовательной политикой государства, — это отдельная большая тема; здесь наблюдается в последние 20-30 лет глубочайший кризис. И потому столь остро ныне стоят вопросы реиндустриализации страны, деградации многих сфер жизни общества.

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЯН: ТЕНДЕНЦИИ

На фоне деморализации общества, ставшей следствием кардинальных перемен, краха прежней общественной системы и перехода к капитализму, глубокого экономического и социального кризиса, все эти изменения образовательной политики, нескончаемые эксперименты, непродуманные новации ведут к опасной деградации страны. ВЦИОМ в ходе опроса в 2011 г. обнаружил, например, что треть респондентов не в курсе, чей спутник Земля. Орфографические и синтаксические ошибки можно встретить повсюду. Уровень образования россиян стремительно падает с начала 1990-х гг., это не удивительно, если учесть следующие факты: вне школы в 2007 г. оказалось не менее 4 млн детей, что раньше было невозможно априори; общеобразовательная школа находится в состоянии постоянной перестройки; снижается уровень квалификации преподавательского состава, падает его заинтересованность в результатах своей работы и т. д. При этом, несмотря на увеличение количества учеников в начальной школе, продолжаются увольнения учителей. В 2005-2009 гг. численность учителей ежегодно сокращалась на 3-4 %, в 2010 г. — на 14,6 %. Классы зачастую уплотняются, что неблагоприятно сказывается на уровне подготовки учеников, поскольку нередко администрация школ трактует цифру 25 человек в школьном классе, согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196), как минимальную. Продолжаются эксперименты с учебниками; их качество никто не контролирует, как отметил эксперт Всероссийского фонда образования О. Сергеев, посетовав, что конкурсы выигрывают не самые качественные издания, а самые дешевые [см.: 14]. И может, потому теперь уже не удивляют выпускники российских школ, не знающие азов отечественной истории или словесности.

Проведённые в середине первого десятилетия XXI в. исследования показали вполне ожидаемый результат: образовательный уровень среди 50-60-летних был в 2,5 раза выше, чем среди 22-24-летних россиян [см.: 15]. В настоящее время мы находимся на 54-м месте в мире по уровню образования, тогда как в советские годы занимали лидирующие позиции. Ныне в стране численность учёных составляет 38 % от уровня 1990 г. Впрочем, подобный регресс наблюдается во многих областях: если в 1980 г. СССР занимал 3-е место в мире по выпуску кораблей всех типов, а Китай — 16-е место, то в 2006 г. страны поменялись местами [см.: 16]. И никакая провозглашаемая модернизация не спасёт ситуацию, если продолжатся нынешние тенденции. А среди них, к при-

меру, следующие. В 2010 г. были зачислены на первый курс вузов по направлениям подготовки по среднему баллу ЕГЭ в наземном транспорте 3 % отличников, 43 % хорошистов и 54 % троечников, в авиа- и ракетостроении — 0 % отличников, 58 % хорошистов и 42 % троечников, в электронике, радиотехнике соответственно 4 %, 57 % и 39 % [см.: 17]. Вызывает обеспокоенность и качество подготовки военных кадров. В частности, после сокращения почти в 5 раз военных кафедр последовало серьёзное сокращение военных вузов, под «оптимизацию» попали и академии с мировым именем: две авиационные военные академии им. Жуковского и Гагарина сливаются в одну [см.: 18]. Не решило проблему коррупции и введение ЕГЭ; по мнению экспертов, она переместилась из приёмных вузов в средние образовательные учреждения.

Здесь стоит обратить внимание на такой аспект, как воспроизводство, трансляция поведенческих правил, воспитанных в раннем возрасте. Тот самый вопрос социализации молодёжи. Если молодые люди с ученической скамьи начинают воспринимать взятки, поборы как норму жизни3, они и в зрелом возрасте будут так же относиться к этому явлению, а затем обучать тому же своих детей. Вообще на проблему социализации, воспитания в широком смысле слова обращают внимание явно недостаточно, и напрасно. Несмотря на то, что основным каналом социализации молодёжи по-прежнему остаётся семья, в условиях кризиса роль школы, учителя заметно возрастает, точнее сказать, должна возрастать. В нынешних непростых условиях семья явно не справляется с воспитательной функцией, о причинах этого можно много рассуждать, но это приходится признать. Однако современная российская школа также зачастую не выполняет эту важнейшую функцию, хотя и обязана, если государство заинтересовано в этом. Логично предположить, что государство должно быть озабочено воспитанием молодых граждан. Но это требует определённых усилий с его стороны, чего общество пока не видит.

Согласно некоторым социологическим опросам, ситуацию в сфере образовательной политики 56,2 % россиян не так давно оценивали как катастрофическую и кризисную против 22,9 % тех, кто считал её терпимой [см.: 20]. Можно предположить, что число критических оценок после последних озвученных предложений в сфере преобразований российской образовательной системы (после 9-го класса обязательный базовый курс из 4 предметов плюс интегрированные предметы, остальные

3 По данным ФОМ, объём бытовой коррупции в 2010 г. составил 160 млрд руб., средний размер взятки вырос в детских садах до 8025 руб., в вузах — до 12 909 руб. [см.: 19].

за плату) увеличится. Сейчас эти предложения корректируются, но не меняют сути новых подходов. Население видит в этих изменениях отказ государства от предоставления всем бесплатного школьного образования, а в высшем образовании доля бесплатного образования уже понизилась до 40 %.

Приходится констатировать, что в процессе реформирования образовательной политики обязательства государства в отношении обеспечения равного доступа к образованию всем социально-экономическим группам населения становятся всё более расплывчатыми. Это чутко воспринимается россиянами, их опасения вызывают уже любые нововведения. Зачастую практика подтверждает небезосновательность подобных страхов. Так, острую дискуссию вызвало недавнее предложение по введению новых стандартов для старшеклассников, а затем — скоропалительное решение внедрить в младших классах всех российских школ новые стандарты с 1 сентября 2011 г., предполагающие, помимо всего прочего, свободу выбора учителем программы и учебных пособий и такие сомнительные новации, как детские порт-фолио, занесение заданий и оценок в электронный дневник, что для российской глубинки окажется невозможным по многим причинам. Но и для большинства столичных школьников представляются труднодостижимыми следующие цели: умение к концу 4-го класса писать электронные письма на русском и иностранном языках, работать в компьютерной сети, делать презентации, монтировать мультфильмы и пр. По мнению президента Общества «Знание» О. Смолина, в каждой школе детей будут учить чему и как захотят; выигрывают элитные школы с сильным педагогическим составом и хорошей материально-технической базой [см.: 21]4.

Иными словами, поляризация населения усилится5, причём и в перспективе, а уровень образования в целом по стране снизится. Закладывая сегодня такие дифференцированные условия в сфере образования, государство и общество получат завтра ещё большее неравенство, в том числе по имущественному и социальному признакам, что усугу-

4 На решение проблемы преодоления существующей в Москве большой разницы в финансировании школ разного типа нацелен масштабный эксперимент, проводимый ныне в 125 столичных школах [см.: 22]. Однако можно поставить под сомнение реализуемость этой попытки, если учесть всю совокупность новаций, включая свободу автономных учреждений зарабатывать дополнительные финансовые средства.

5 Представляется, что реформирование образования, во всяком случае, школьного, ориентировано у нас в основном на удовлетворение запросов обеспеченных слоев населения. Ранее они нанимали репетиторов, теперь им проще нанять школьного учителя.

бит и так непростую ситуацию с социальной справедливостью, столь востребованной социумом в любом цивилизованном государстве.

Ещё в июне 2007 г. опрос ВЦИОМ 1599 человек в 153 населенных пунктах выявил любопытную закономерность: среди россиян наибольшую приверженность социальной справедливости в области образования выразили москвичи и петербуржцы — 26 % против 13 % в среднем по стране. Можно предположить с высокой долей вероятности, что это связано с большей поляризацией населения по доходам в мегаполисах. Заметим, что в том же социологическом исследовании 44 % респондентов полагают, что социальную справедливость необходимо развивать во всех сферах жизни общества, тем самым выражая социальный запрос и на общедоступное качественное образование. Последнее предполагает не только сохранение преемственности в образовательной системе, а наше образование всегда было сильно фундаментальными знаниями, но и обеспечение государством как минимум бесплатного школьного образования. Без этого молодёжь не сможет стать конкурентоспособной, ориентироваться в постоянно меняющемся мире, развивать экономику своей страны по пути прогресса. Именно поэтому ректор МГУ, председатель Союза ректоров России В. Садовничий не меняет своего отрицательного отношения к ЕГЭ, считает большой ошибкой переход образования в рыночную сферу, введение таких стандартов, которые позволяют изымать из обязательной программы обучения основной набор дисциплин, что ведёт к дальнейшему снижению качества школьного и вузовского образования. В одном из своих недавних интервью он сказал о том, что нельзя слепо копировать образовательные модели других стран, «бакалавров промышленность на работу почти не берёт» [23].

Кстати, как-то министр образования Италии призналась, что их система образования вырастила целое поколение невостребованных бакалавров, но российские «реформаторы» не замечают очевидного, не говоря уже об опыте других стран, хотя в России иногда можно услышать такие эпитеты в адрес бакалавров, как «недоспециалисты», «недоучившиеся». Напомним, что главным элементом Болонского процесса, к которому подключились по состоянию на 2010 г. 46 европейских государств, является двухуровневая система обучения: бакалавр (BA-Bache-lor) — магистр (MA-Master), но ряд стран уже признали аспирантуру в качестве третьего уровня (Promotion). Задачей государств, подписавших Болонскую декларацию о создании единого общеевропейского образовательного пространства, было повысить академическую мобильность и конкурентоспособность европейских вузов путём внедрения близких

по типу учебных программ и дипломов. Однако та же Германия, которая относится к числу первых европейских государств, подписавших в 1999 г. Болонскую декларацию, и через 10 лет имела в своих вузах две параллельно существующие структуры обучения — новую двухуровневую и традиционную учебную программу с получением диплома (специалиста) или статуса магистра (Magister Artium) для будущих юристов и педагогов. Видимо, потому сохраняют свою старую систему высшего образования, чтобы граждане имели выбор, а новая система постепенно входила в их жизнь, прошла проверку временем.

Мы же предпочитаем ломать свою, отнюдь не худшую систему образования, не внимая желанию/нежеланию россиян, не учитывая их мнения и запросы. Можно упомянуть, что по итогам опроса 2500 человек [см.: 24] в 2011 г. 64 % родителей, воспитывающих детей школьного возраста, негативно относятся к ЕГЭ, одному из широко обсуждаемых нововведений. Причем подобное «реформирование», не отвечающее запросам людей, идёт постоянно, из года в год, вызывая явное раздражение населения. Как отмечается в итоговой резолюции проходившей 29-30 сентября 2011 г. пленарной дискуссии «Российское образование — основа будущего России» в рамках Социального форума России, организованного Общественной палатой РФ, «остро стоит проблема неуспевающих детей». По экспертным оценкам, сегодня 25-30 % молодых россиян не могут освоить школьную программу, не выходят к 15 годам даже на базовый уровень функциональной грамотности. Следует предположить, что это промежуточный результат реформирования нашего образования.

Возвращаясь к новым стандартам в школе, стоит упомянуть чрезмерное увлечение компьютерными технологиями (не считая тех регионов, где сохраняются перебои с подачей электроэнергии, там не до проблемы компьютеризации). Так, прослужившая многие годы обычная школьная доска заменяется на электронную, учащиеся младших классов по большей части ориентированы на обучение не правописанию, а компьютерному набору текста. Однако известно, что навыки письма, как и чтения, необходимо формировать постепенно, что требования, ныне предъявляемые к школьникам младших классов, например, зачитывать 120 слов в минуту, негативно отражаются на здоровье, что важно учить детей выписывать буквы и слова, т. к. это развивает моторику, мозг, в конечном счёте. Именно поэтому в своё время японцы отказались от полного перехода на персональные компьютеры при обучении детей, плюс потребовалось обучение межличностному общению, что невозможно при исключительно дистанционной форме обучения.

ОБРАЗОВАНИЕ - ЗАТРАТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИЛИ ВЫГОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ?

Но и это, пожалуй, не главная претензия к реформам в отечественном образовании. Опасной необходимо признать получившую развитие в последнее двадцатилетие тенденцию рассматривать преподавание в качестве одного из вида услуг, полный переход на рыночные взаимоотношения в образовании, что губительно для него. Представляется, что именно с этим связана столь стремительная девальвация учительского труда, знаний, вообще просвещения. И роль государства в этом весьма велика; оно определяет, насколько ценен труд педагога; насколько от уровня образования зависит успех в работе, карьерный рост; насколько государственные СМИ содействуют просвещению населения и т. д.

Образовательная политика, как и любая другая, должна иметь ясную цель, чёткие задачи и план по их претворению в жизнь, продуманную стратегию, финансовое и материальное основание. Особенностью же её являются вариативность результатов, их пролонгированность, а также то, что многочисленные системные связи там чрезвычайно хрупки. Это очень тонкая «ткань», которую легко порвать, но не так просто соткать вновь, выстроить гармоничную конструкцию системы образования и просвещения. Вот почему столь важна в этой сфере преемственность6, поэтому необходимо крайне бережно подходить к реформированию данной сферы.

Если же внедрять новые подходы в политике образования, то необходимо это делать постепенно, в первую очередь начинать с кадров, которым важно не только объяснить нововведения и предлагаемые методы их осуществления, создать все условия для переподготовки и повышения квалификации (включая материальное стимулирование повышения компетенции), но и обеспечить возможность повлиять на принимаемые решения. Кроме того, следует широко проинформировать общественность, открыто и максимально продуктивно обсудить с гражданским обществом проводимые реформы, причём таким образом, чтобы итоги дискуссий были на самом деле учтены в ходе осуществляемых государством реформ образовательной политики. И только в этом случае будет шанс на её успех.

Важно, чтобы образовательная политика не была внутренне противоречивой (впрочем, это опять же относится к любой политике). И здесь у нас имеется немало проблем, например, в системе школьного

6 Можно вспомнить о том, что отечественная система образования традиционно была ориентирована на немецкий образец, а ныне более ориентируется на американский опыт, если вспомнить пресловутый ЕГЭ.

образования: с одной стороны, говорят о формировании самостоятельно мыслящей личности, нацеленной на углубленную подготовку к будущей профессии, владеющей проектной деятельностью и прочим в старшей школе; с другой — процесс обучения настроен главным образом на сдачу ЕГЭ, который «создавался под старые стандарты, под систему образовательных услуг» [25], что несколько иное, не говоря уже о ныне необязательном полноценном изучении подрастающим поколением русского языка, литературы и истории. Да и точные и естественные науки вряд ли будут лишними для по-настоящему образованного человека, в какой бы сфере он в дальнейшем ни работал.

Есть противоречия и между светским характером образования и тем, что «конфессии приходят в школу» [26]. В новом варианте стандарта для старшей школы говорится, что он направлен на воспитание гражданской идентичности, формирование целостного мировоззрения, хотя до сих пор эти цели не достигнуты самим обществом, наблюдается идеологический вакуум. Заметны и другие противоречия. К тому же реальное претворение в жизнь законов в нашей стране далеко от идеала. Собственно, именно поэтому столь болезненно реагирует население на реформы образования в России.

До сих пор у нас образование считается затратным направлением экономики, хотя давно доказано обратное. Страна без хорошей системы образования в современных условиях обречена на аутсайдерство в мировой экономической системе и регресс. Мировой кризис лишь ускоряет эту крайне негативную тенденцию. Как показали последние специальные исследования, капиталовложения в образование и здравоохранение не только эффективнее, чем в сырьевые отрасли экономики, не только лучше поддерживают экономику, но и существенно снижают внешние неблагоприятные воздействия. Так, учёные Кембриджского университета К. Эрроу, П. Дастгуп, Л. Гоулдер и другие на основе проведённого в США, Китае, Индии, Бразилии и Венесуэлы исследования по данным за период 1995-2000 гг. «Устойчивость и измерение богатства» пришли к выводу, что «инвестиции в человеческий капитал значительно превысили последствия от истощения природных ресурсов и высоких цен на нефть» [27]. Схожие результаты были получены и в исследовании «Влияние человеческого капитала на экономический рост в Китае», ряде других работ. У нас же, к сожалению, поддержка образования и науки осуществляется в большей степени на словах. Хотя нельзя не признать, что за такое состояние образования и в целом социальной политики несёт долю ответственности и гражданское общество, недостаточно активно и солидарно противостоящее непродуманным нововведениям.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как всегда, основным вопросом, на который россияне хотели бы получить ответ, является «что делать?». Как видится, найти силы признать свои ошибки в ходе так называемого реформирования образования, отказаться от тех изменений, которые не принимает общество, несмотря ни на что, хотя бы от восприятия школы лишь как системы оказания образовательных услуг. Далее — выработать взвешенную стратегию модернизации отечественного образования с учётом лучших достижений в этой сфере, прежде всего своих собственных; вернуться к универсальной школьной подготовке, финансово обеспеченной федеральным бюджетом (чтобы изыскание учебными заведениями дополнительных финансовых средств не превращалось в самоцель); пересмотреть систему отношений «учитель-учащийся», что и позволит найти верный алгоритм решений в образовательной политике современной России. Не менее важно, чтобы вопросы воспитания вновь стали неотъемлемой частью образовательной политики государства. Но для этого потребуется изменить политику государства в целом, начать структурную перестройку экономики с упором на реальный её сектор и научно-технические достижения, немыслимые без должного уровня образования. Если не пересмотреть кардинально подходы к образованию, у нас вряд ли появятся гениальные учёные, талантливые инженеры, грамотные управленцы, не будет инновационной экономики и, соответственно, шанса преодолеть отставание и стагнацию.

Л итература

1. Положение детей в мире, 2006 год. Социально изолированные и невидимые. Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 2006.

2. Маршалл Т.Х. Ценностные проблемы welfare-капитализма // Журнал исследований социальной политики. 2010. Т. 8. № 4.

3. Григорьева И.А. Компетентность в социальной политике // Журнал исследований социальной политики. 2010. Т. 8. №4.

4. Социальная политика в контексте межсекторного взаимодействия / отв. ред. А.С. Автономов, И.Н. Гаврилова. М.: Изд-во Главного архивного управления города Москвы, 2009.

5. Осипов С. Пилоты и пионеры // Тверская, 13. Газета Правительства Москвы. 30 марта 2011.

6. Шпаковская Л.Л. Политика высшего образования в Европе в ХХ веке: от государства к рынку // Журнал исследований социальной политики. 2010. Т. 8. № 4.

7. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Методы прикладных социальных исследований : учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2008.

8. Сен А. Развитие как свобода / пер. с англ. М.: Новое изд-во, 2004.

9. Профиль. 2008. № 48. С. 81.

10. Morlay S., Coady D. From Social Assistance to Social Development: targeted education subsidies in developing countries. Washington: Center for global development, 2003.

11. Парсонс Т. Системы современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998.

12. Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека // Организация Объединённых Наций. Международные договоры по правам человека. HRI/GEN/1/ Rev.6. 12 мая 2003. С. 378. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ G03/417/05/PDF/G0341705.pdf?0penElement (02.09.2011).

13. Ильичёв Г., Колесников А. Александр Суринов, председатель Росстата: «Давайте, наши яйцелоговые, поднимите свои яйцеголовые головы и помогите нам!». Глава Росстата прокомментировал для «Новой» предварительные результаты переписи... // Новая газета. 3 июня 2011. С. 4. URL: http://www. novayagazeta.ru/data/2011/059/04.html (02.09.2011).

14. Школьные подвохи. Что ждёт учащихся в новом учебном году? // Аргументы и факты. Петербург. 1 сентября 2010. URL: http://www.spb.aif.ru/city/ article/36934 (02.09.2011).

15. Парламентская газета. 20 января 2006. С. 3.

16. Известия. 28 июля 2006. С. 11.

17. Экономика и жизнь. 2010. № 37. С. 6.

18. Таратута Ю. На военных снизошло просвещение // Коммерсантъ. 16 октября 2008. С. 16.

19. Нешевец М. Россияне научились давать взятки // Metro. 15 июня 2011.

С. 6.

20. Непрерывное образование и потребность в нем / отв. ред. Г.А. Клю-чарев. М.: Наука, 2005. С. 44.

21. Порошина М. НЕстандарт. Новые правила школам не подходят // Аргументы и факты. 2011. № 14. С. 13.

22. Осипов С. Пилоты и пионеры // Тверская, 13. 30 марта 2011. С. 4.

23. Никитина В. Минное поле знаний. Виктор Садовничий — о чиновниках, олигархах и липовых отличниках // Аргументы и факты. 2011. № 19. С. 3.

24. URL: www.subscribe.ru (02.09.2011).

25. ДанилюкА. Школа к услугам // Прямые инвестиции. 2011. № 5. С. 35.

26. КаспржакА. Вопросы без ответов // Прямые инвестиции. 2011. № 5. С. 28.

27. Резникова А. Экономике не помогают нефтяные реки // РБК daily. 2010. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.