Научная статья на тему 'Образовательная миграция монгольских граждан'

Образовательная миграция монгольских граждан Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образовательная миграция / монгольские студенты / модель развития / educational migration / Mongolian students / development model

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Владимир Александрович Родионов, Давыд Мунгуншагай

В статье исследуется образовательная миграция монголов как элемент общественно-экономического и политического развития страны. Авторы дают обзор государственной стратегии в сфере образования, выявляют основные факторы, оказывающие влияние на динамику образовательной миграции монгольских граждан, описывают наиболее популярные у монголов страны для получения высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Migration of Mongolian Citizens

The article examines the educational migration of the Mongols as an element of the socio-economic and political development of the country. The authors give an overview of the state strategy in the field of education, identify the main factors influencing the dynamics of educational migration of Mongolian citizens, and describe the most popular countries among Mongols for higher education.

Текст научной работы на тему «Образовательная миграция монгольских граждан»

УДК 314.74

РОДИОНОВ Владимир Александрович — доктор политических наук, доцент кафедры истории и регионоведения стран Азии Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; rodionowa@bsu.ru) МУНГУНШАГАИ Давыд — аспирант Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; то^опсЫк@ mail.ru)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ МОНГОЛЬСКИХ ГРАЖДАН

Аннотация. В статье исследуется образовательная миграция монголов как элемент общественно-экономического и политического развития страны. Авторы дают обзор государственной стратегии в сфере образования, выявляют основные факторы, оказывающие влияние на динамику образовательной миграции монгольских граждан, описывают наиболее популярные у монголов страны для получения высшего образования.

Ключевые слова: образовательная миграция, монгольские студенты, модель развития

Миграции в современном мире перестали быть чем-то экстраординарным. Большие массы людей ежедневно перемещаются в пространстве под влиянием разных причин. Большинством мигрантов как правило движет желание улучшить свои экономические и бытовые условия. Монголы в этом смысле не являются исключением, для многих из них миграция стала одним из важнейших атрибутов жизненной стратегии. Получение качественного образования является одним из движущих факторов миграции в нынешней Монголии.

Современная (модернистская) система образования в Монголии была сформирована в течение XX в. в результате тесного сотрудничества с Советским Союзом. Именно у своего северного соседа монголы заимствовали модель начального, среднего и высшего образования. Кроме того, по разным оценкам, в течение всего социалистического периода в СССР обучались от 70 до 100 тыс. граждан МНР [Нямдолжин 2016], и престиж зарубежного высшего образования закрепился в системе ценностей монголов именно в тот период. Данный тезис подтверждается тем, что среди политической и интеллектуальной элиты страны значительную долю занимают люди, обучавшиеся в советских вузах. Из шести президентов постсоциалистической Монголии четверо получили высшее образование в СССР, 9 из 15 премьер-министров и практически все президенты Академии наук Монголии также обучались в Советском Союзе.

В 1990 г. с победой демократической революции в Монголии изменилась социально-экономическая и политическая модель общественного развития, что не могло не отразиться на системе образования. Страна, отказавшись от односторонней ориентации на СССР и страны социалистического содружества, взяла курс на многовекторную внешнюю политику, в т.ч. и в образовательной сфере. В законодательство об образовании были внесены существенные поправки. Например, постановлением Правительства Монголии № 89 от 1997 г. были утверждены Основные направления изменений в области образования в 1997-2005 гг., а постановлением № 12 от 2015 г. парламент Монголии утвердил Политику государственного образования на 2014-

2024 гг. Согласно данным документам, одной из важнейших задач в сфере развития образования в Монголии стало принятие специальных мер по подготовке молодых специалистов в ведущих вузах и научных центрах мира. Иными словами, монгольское государство стало активно способствовать развитию образовательной миграции своих граждан. По данным директора кредитного фонда образования при Министерстве образования, культуры, науки и спорта Монголии Б. Лхагвасурэна, докторская программа обучения за рубежом за счет кредита Госфонда реализуется с 1997 г., программа бакалавриата реализуется с2011г. В общей сложности около 2 ООО студентов обучались в магистратуре и докторантуре. Около 300 студентов приняли участие в программе бакалавриата.

Следует отметить отсутствие точных данных о числе граждан Монголии, выехавших за рубеж с целью получения образования за последние 30 лет. Однако данные национальной переписи 2010 и 2020 гг. показывают динамику роста доли тех, кто выехал из страны с образовательными целями. Если в 2010 г. эта доля составила 37% всех выехавших, то в 2020 г. - уже 46,7% [2020 Census of Mongolia 2021: 158].

Помимо политики монгольского руководства, к факторам образовательной миграции можно отнести:

- демографический рост на фоне нехватки качественного высшего образования в Монголии;

- социально-экономические проблемы монгольской молодежи, выражающиеся в высоком уровне бедности и безработицы;

- политика иностранных государств по привлечению монгольских студентов.

В демографическом отношении Монголия с уверенностью может быть отнесена к категории молодых стран. В 2020 г. доля людей в возрасте от18до 35 лет составила около 25% всего населения [2020 Census of Mongolia 2021: 44]. Также фиксируется рост удельного веса лиц с высшим образованием: в 2010 г. - 18,3%, в 2020 г. - 26,5% [2020 Census of Mongolia 2021: 94]. При этом качество высшего образования в монгольских вузах оставляет желать лучшего. Монгольские университеты не могут похвастаться высокими местами в международных рейтингах высших учебных заведений. По состоянию на 2023 г. Монгольский государственный университет (главный вуз страны) занимает лишь 3 048-е место среди всех вузов мира1. Это обстоятельство вынуждает многих талантливых представителей монгольской молодежи мигрировать за рубеж в поисках более качественного образования.

К еще одному фактору образовательной миграции можно отнести высокий уровень бедности и безработицы в Монголии. По данным за 2022 г., доля людей, относящихся к категории бедных, составила доля безработных -

8,5%3. Как заявила в апреле 2018 г. министр образования, культуры и науки Ц. Цогзолмаа, «40% выпускников монгольских вузов были безработными, потому что качество профессии и образования не соответствует требованиям

1 Ranking Web of Universities. 2023. URL: https://www.webometrics.info/en/search/Rankings/ National%20University%20of%20Mongolia%20type%3Apais (accessed 25.11.2023).

2 Poverty main indicators, by urban and rural, region and location. URL: https://www.1212.mn/ en/statistic/statcate/573066/table-view/DT_NS0 1900_007Vl (accessed 25.11.2023).

^ Unemployed, by reason, region, aimags and the Capital, sex, age group, by quarter, annual. URL: https://www.1212.mn/en/statistic/statcate/573055/table-view/DT_ NSO_ 0400_ 036V0 (accessed 25.11.2023).

рынка труда»1. В связи с этим для многих монголов выезд за рубеж с образовательной целью нередко означает перспективу дальнейшего оседания и трудоустройства в стране обучения.

Ярким примером проблемы «невозвращенцев» является ситуация с правительственной программой «Монголы мира»2, реализация которой была рассчитана на 2016-2020 гг. Ее цель состояла в содействии возвращению из-за рубежа монгольских граждан. Однако результаты реализации данной программы до сих пор недоступны, что наводит на мысль о крайне скромных показателях.

Низкий уровень социально-экономического развития Монголии контрастирует с высоким интеллектуальным потенциалом страны. Монгольская молодежь демонстрирует значительные успехи в различного рода образовательных и интеллектуальных мероприятиях. В июле 2023 г. монгольские школьники завоевали двойную бронзовую медаль на 55-й международной химической олимпиаде, а на 53-й международной физической олимпиаде сборная Монголии завоевала одну серебряную, две бронзовые медали и одно личное первое место. 53-я международная олимпиада по физике проходила в столице Японии Токио с 10 по 17 июля 2023 г. В 2023 г. были подведены итоги 64-й международной математической олимпиады-2023, проходившей в Тибе (Япония), где монгольские учащиеся завоевали золотую медаль3. Достижения монгольских школьников на международной образовательной арене все больше дают о себе знать, тем самым привлекая потенциальных мировых работодателей и научные сообщества.

Качественное образование мигрантов дает возможность использовать человеческий потенциал, которого не хватает странам, где снизилась рождаемость. Инвестиции в образование высококвалифицированных и амбициозных мигрантов могут способствовать развитию и экономическому росту не только в принимающих их странах, но и в странах их происхождения. Например, проект HERP (Higher Education Reform Project)4 предоставил финансовую поддержку для создания пяти центров дистанционного обучения в г. Улан-Баторе, где проживает больше половины населения Монголии, и в четырех провинциях.

Одним из наиболее активных игроков на рынке монгольских абитуриентов является Япония и ее вузы. Для японского правительства, которое сталкивается с экономическими проблемами, вызванными снижением рождаемости, монгольская молодежь выступает объектом вовлечения в национальную образовательную и хозяйственную систему. По оценкам экспертов, к 2030 г. Японии потребуется 550 тыс. инженеров для заполнения рабочих мест в передовой ИТ-индустрии, что является одной из причин интереса страны к Монголии. По этой причине в 2014 г. в Монголии были созданы три японских технических колледжа под названием Косэн, которые установили отношения с Инженерно-технологическим институтом Университета науки и технологий и Технологическим институтом «Шинэ Монгол»5. Весной 2023 г. 140 студентов

1 Ц. Цогзолмаа: Ажуйлдвэрийн IV хувьсгалыг хийхэд чадварлаг инженеруудийг бэлтгэх нь чухал. Доступ: http://www.olloo.mn/n/59191.html (проверено 25.11.2023).

2 Дэлхийн Монголчуудхетелбер [Программа «Монголы мира»]. Доступ: https://mfa.gov. mn/government_programs/55685 (проверено 25.11.2023).

3MinistIyofEducationandScience.Дocтyп:https://www.meds.gov.mn/news?page=2&categoIy_ id=11390 (проверено 25.11.2023).

4 Higher Education Reform Project. - Сайт Азиатского банка развития (АБР). Монголия. Доступ: https://www.adb.oig/projects/43007-023/main (проверено 25.11.2023).

5 Mongolian University of Science and Technology. Доступ: https://www.must.edu.mn/mn/ asia/ (проверено 25.11.2023).

получили высшее образование в области искусственного интеллекта и других областях, а 29 компаний из Японии совместно организовали ярмарку вакансий1. В 2017 г. в Японии обучались 2 517 студентов из Монголии, а в 2018 г. -3 125, что на 24% больше, чем в предыдущем году2.

Не менее активна в последние годы и китайская сторона. Масштабная инвестиционная программа Китая «Один пояс - один путь» в Восточной Европе, Азии и Африке, многомиллиардные инвестиции, направленные на расширение глобального влияния Китая, позволили увеличить отток монгольской молодежи из страны. В целях роста своего влияния в мире китайская инвестиционная программа проекта «Один пояс - один путь» (которая представляет собой инициативу стоимостью в сотни миллиардов долларов и соединяет Восточную Европу, Азию и Африку, увеличивает инвестиционные возможности для этих стран) Институт Конфуция при Монгольском государственном университете предлагает курсы китайского языка для многих монгольских студентов и регулярно организует ярмарки вакансий, в которых принимают участие крупные китайские компании, такие как Huawei, Bank of China и Air China3.

По данным Министерства образования страны, более 10 100 монгольских студентов были зарегистрированы для обучения в Китае в 2018 г., что на 30% больше, чем в 2014 г. С 2014 г. Китай предоставил стипендии более чем 3 680 монгольским студентам. Только в 2018 г. стипендии получили 1 640 студентов4. Министр Ц. Цогзолмаа в одном из своих интервью заявила, что «для монгольских студентов Китай является наиболее удобным местом для учебы. Наряду с ростом числа студентов, выбирающих Китай, из года в год увеличивается и число студентов, получающих стипендии из этой страны»5.

Среди прочих стран по числу обучающихся там монголов выделяются Республика Корея, США, Канада, Австралия. По состоянию на 2018 г. число монгольских студентов, обучающихся в корейских вузах, достигло 7 300 чел.6 В Австралии в 2018 г. насчитывалось более 3 500 монгольских студентов, большинство из которых были зачислены на интенсивные курсы английского языка для иностранных студентов (ELICOS). В СШАв 2017-2018 гг. обучаются 1 480 студентов, что на 5% больше, чем в 2014 г. Число студентов, обучающихся в Канаде, не изменилось: в 2008 г. оно составляло 255 чел., на этом же уровне оно было и в 2014 г. В целом, по данным МИДа Монголии, в последние годы более 25 000 монгольских студентов обучались или продолжают обучаться за границей7.

Россия, несмотря на потерю своего статуса главного реципиента монголь-

1 Mongolian out bound higher than estimated, most of it going to Asian powerhouses. -ICEF Monitor. Доступ: https://monitor.icef.com/2019/09/mongolian-outbound-higher-than-estimated-most-of-it-going-to-asian-powerhouses/ (проверено 25.11.2023).

2 Там же.

3 Там же.

4 Дээд боловсролынстатистик [Статистика высшего образования]. - Сайт Министерства образования и науки. Доступ: https://www.meds.gov.mn/statistics-industry7category_ id=11403 (проверено 25.11.2023).

5 Mongolia gets aid to boost education. Доступ: http://www.chinadaily.com.en/a/201809/26/ WS5baaccd0a310c4cc775e8121.html (проверено 25.11.2023).

6 Mongolian out bound higher than estimated, most of it going to Asian powerhouses. - ICEF Monitor. Доступ: https://monitor.icef.com/2019/09/mongolian-outbound-higher-than-estimated-most-of-it-going-to-asian-powerhouses/ (проверено 25.11.2023).

7 Хилийн чанандрш ажиллагаа явуулж буй монголчуудын холбоо,терийн бус байгуулла-гууд [Монгольские ассоциации и неправительственные организации, действующие за рубежом]. - Сайт Министерства иностранных дел Монголии. Доступ: https://mfa.gov.mn/61511-2-сору (проверено 25.11.2023).

228

ВЛАСТЬ

2024'01

ских студентов, в последние годы также стремится активно привлекать обучающихся из этой страны. Практически каждый год увеличивается квота для граждан Монголии, имеющих право обучаться за счет средств российского госбюджета.

Таблица 1

Динамика квот для монгольских студентов в российских вузах

Учебные годы Число мест

2004-2005 200

2009-2010 230

2010-2011 270

2011-2012 300

2014-2015 383

2017-2018 450

2022-2023 600

2023-2024 620

По данным Министерства науки и высшего образования РФ, к 2022 г. в российских высших учебных заведениях около 3 ООО граждан Монголии обучались за счет средств федерального бюджета и на контрактной основе. По этому показателю Монголия оказалась на 4-м месте среди стран дальнего зарубежья после КНР, Индии и Вьетнама. Для Монголии ежегодно выделяется одна из самых больших квот стипендий на обучение в российских вузах среди стран дальнего зарубежья1. В целом, Россия продолжает оставаться одним из приоритетных партнеров для Монголии в области подготовки кадров высшей квалификации.

Таким образом, образовательная миграция монгольских граждан напрямую связана с социально-экономическими и общественно-политическими процессами в стране, отражает успехи и проблемы Монголии в постсоциалистический период.

Список литературы

2020 Census of Mongolia: National Report. 2021. Ulaanbaatar: National Statistics Office ofMongolia. 298 p.

Нямдолжин A. 2016. Монголо-российские отношения на современном этапе. Улаанбаатар. 144 с.

1 Россия и Монголия подтвердили свою заинтересованность в развитии сотрудничества в сфере образования и науки. 19.11.2022. Доступ: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/22253/ (проверено 25.11.2023).

2024'01

ВЛАСТЬ

229

RODIONOV Vladimir Aleksandrovich, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Asian History and Regional Studies, Banzarov Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; rodionovva@bsu.ru)

MUNGUNSHAGAI Davyd, postgraduate student at Banzarov Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, RepublicofBuryatia, Russia, 670000; mongonchik@mail.ru)

EDUCATIONAL MIGRATION OF MONGOLIAN CITIZENS

Abstract. The article examines the educational migration of the Mongols as an element of the socio-economic and political development of the country. The authors give an overview of the state strategy in the field of education, identify the main factors influencing the dynamics of educational migration of Mongolian citizens, and describe the most popular countries among Mongols for higher education.

Keywords: educational migration, Mongolian students, development model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.