Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ МОНГОЛИИ В КАНАДУ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ МОНГОЛИИ В КАНАДУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / МОНГОЛИЯ / КАНАДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Винокурова Анна Викторовна, Оролмаа Мунхбат, Шагдар Оюунханд

В данной работе рассматриваются основные тенденции, характеризующие образовательную миграцию из Монголии в Канаду. В качестве основного исследовательского инструментария использованы данные международной и национальной статистики ООН, ЮНЕСКО, Правительства Канады и др. Монгольские мигранты в Канаде - это одна из самых быстрорастущих групп иностранных мигрантов. Хотя Канада пока еще не является высоко востребованным направлением для граждан Монголии в плане получения высшего образования, совершенствования знания английского языка, но имеет в этом отношении достаточно высокий потенциал. Образовательная миграция из Монголии в Канаду связана с дальнейшими перспективами трудоустройства и профессиональной самореализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Винокурова Анна Викторовна, Оролмаа Мунхбат, Шагдар Оюунханд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL MIGRATION FROM MONGOLIA TO CANADA

This paper examines the main trends characterizing educational migration from Mongolia to Canada. The data of international and national statistics of the United Nations, UNESCO, the Government of Canada, etc. were used as the main research tools. Mongolian migrants in Canada are one of the fastest growing groups of foreign migrants. Although Canada is not yet a popular destination for Mongolian citizens in terms of higher education, improving English language skills, it has high potential in this regard. Educational migration from Mongolia to Canada is associated with further employment prospects and professional self-realization.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ МОНГОЛИИ В КАНАДУ»

Известия Восточного института. 2023. № 2. С. 64-73. Oriental Institute Journal. 2023. No. 2. P. 64-73.

Научная статья УДК 316.44:314.74

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2023-2/64-73

Образовательная миграция из Монголии в Канаду Анна Викторовна ВИНОКУРОВА

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, vinokurova77@mail.ru Мунхбат ОРОЛМАА

Монгольский государственный университет, Улан-Батор, Монголия, munkhbat@num.edu.mn Оюунханд ШАГДАР

Монгольский государственный университет, Улан-Батор, Монголия, ondio_d@yahoo.com

Аннотация. В данной работе рассматриваются основные тенденции, характеризующие образовательную миграцию из Монголии в Канаду. В качестве основного исследовательского инструментария использованы данные международной и национальной статистики ООН, ЮНЕСКО, Правительства Канады и др. Монгольские мигранты в Канаде - это одна из самых быстрорастущих групп иностранных мигрантов. Хотя Канада пока еще не является высоко востребованным направлением для граждан Монголии в плане получения высшего образования, совершенствования знания английского языка, но имеет в этом отношении достаточно высокий потенциал. Образовательная миграция из Монголии в Канаду связана с дальнейшими перспективами трудоустройства и профессиональной самореализацией.

Ключевые слова: миграционные процессы, образовательная миграция, студенты, Монголия, Канада

Исследование выполнено при поддержке РФФИ (РЦНИ) и МОКНСМ в рамках научного проекта № 20-511-44003 "Российские и монгольские трудовые мигранты в странах АТР".

Для цитирования: Винокурова А.В., Оролмаа М., Шагдар О. Образовательная миграция из Монголии в Канаду // Известия Восточного института. 2023. № 2. С. 64-73. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2023-2/64-73

Original article

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2023-2/64-73

The Educational Migration from Mongolia to Canada

Anna V. VINOKUROVA

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian, vinokurova77@mail.ru Munkhbat OROLMAA

National University of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia, munkhbat@num.edu.mn Oyunkhand SHAGDAR

National University of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia, ondio_d@yahoo.com

Abstract. This paper examines the main trends characterizing educational migration from Mongolia to Canada. The data of international and national statistics of the United Nations, UNESCO, the Government of Canada, etc. were used as the main research tools. Mongolian migrants in Canada are one of the fastest growing groups of foreign migrants. Although Canada is not yet a popular destination for Mongolian citizens in terms of higher education, improving English language skills, it has high potential in this regard. Educational migration from Mongolia to Canada is associated with further employment prospects and professional self-realization. Keywords: migration processes, educational migration, students, Mongolia, Canada

The reported study was funded by RFBR and MECSS, project number 20-511-44003 "Russian and Mongolian migrant workers in the Asia-Pacific region".

For citation: Vinokurova A.V., Orolmaa M., Shagdar O. The Educational Migration from Mongolia to Canada" // Oriental Institute Journal. 2023. № 2. P. 64-73. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2023-2/64-73

Канада является одной из крупнейших стран мира (второе место по занимаемой территории), постоянное население которой во многом формировалось за счет мигрантов. По данным на 2021 год в Канаде проживало более 8 млн мигрантов, что составляет почти четверть (23%) от общей численности населения страны [см. подробнее: 11]. Население страны продолжает стареть, уровень рождаемости находится ниже границы воспроизводства населения, в данных условиях международная миграция является для Канады основным источником роста населения.

© Винокурова А.В., Оролмаа М., Шагдар О., 2023

№ п/п Страна % от общего числа международных мигрантов в 2016 г. % от общего числа международных мигрантов в 2021 г.

1. Индия 12,1 18,6

2. Филиппины 15,6 11,4

3. Китай 10,6 8,9

4. Сирия 2,5 4,8

5. Нигерия 1,4 3,0

6. США 2,7 3,0

7. Пакистан 3,4 2,7

8. Франция 2,0 2,0

9. Иран 3,5 1,9

10. Великобритания 2,0 1,7

Табл. 1. ТОП-10 стран, обеспечивающих наибольший приток международных мигрантов в Канаду. Источник: [17].

Table 2. TOP-10 Places of Birth Reported by Recent Immigrants, Canada. Source: [17].

В настоящее время масштабы международной миграции в Канаду продолжают увеличиваться, и если указанные тенденции сохранятся, то, по прогнозам Статистической службы Канады, доля международных мигрантов может составить от 29,1% до 34,0% всего населения Канады к 2041 году.

На протяжении достаточно длительного периода (с момента освоения североамериканского континента европейцами) большинство международных мигрантов в Канаде были выходцами из Великобритании и Франции. Но за последние 50 лет численность мигрантов из Европы существенно сократилась, а доля мигрантов - выходцев из стран Азии, включая государства Ближнего Востока, продолжает расти. Данный тренд доминирует и в настоящее время (см.: табл. 1).

Как видим, доля мигрантов из Индии за последние пять лет существенно возросла, практически каждый пятый международный мигрант в Канаде - это выходец из Индии. Также высока доля мигрантов из других азиатских стран, в частности, из Филиппин и Китая, но в последнее время наметилась тенденция к снижению их численности. Кроме того, практически в два раза выросло число мигрантов из Сирии и Нигерии. Миграция из других государств в Канаду, входящих в ТОП-10, практически не меняется либо имеет место незначительное снижение миграционного прироста.

Монгольские мигранты не обладают столь высокой численностью, как мигранты из других стран, обозначенных нами выше, но представляют собой одну из самых быстрорастущих групп иностранных мигрантов в Канаде (см.: рис. 1).

Как показывают данные, представленные на рис. 1, за последние почти тридцать лет численность монгольских мигрантов увеличилась более чем в шестьдесят раз. Другим словами, темпы роста мигрантов - выходцев из Монголии - значительно выше, чем мигрантов из других государств.

Статус мигрантов из Монголии (как и мигрантов из других иностранных государств) в Канаде регламентируется нормативно-правовыми актами, регулирующими потоки долгосрочной и временной миграции. Часть временных мигрантов в Канаде являются обладателями различных типов рабочих виз. По данным Статистической службы Канады, из временных иностранных работников 44% относятся к категории высококвалифицированных специалистов, 39% составляют работники низкой квалификации, еще 17% - это мигранты без подтвержденной

1600

1512

1000 ■

1400 ■

1200 ■

400

800 ■

600

200

0

1985

1990

1995

2000

2005

2010

2015

2020

2025

Рис. 1. Численность монгольских мигрантов в Канаде в 1990-2019 гг., чел. Источник: составлено авторами на основе: [12]. Fig. 1. The Number of Mongolian Migrants in Canada in 1990-2019, pers. Source: compiled by the authors based on: [12].

квалификации, но имеющие официальный заработок [см. подробнее: 20]. В дальнейшем, как показывают результаты различных исследований [см. подробнее: 7; 10; 18], около четверти временных мигрантов получают вид на жительство и в перспективе канадское гражданство.

Еще одной категорией временных виз для иностранных мигрантов являются студенческие визы. Образовательная миграция позволяет иностранным гражданам в возрасте от 18 до 35 лет приезжать в Канаду по студенческой визе для очного обучения в колледжах и университетах, других высших и средних специальных учебных заведениях.

Имеется два основных типа виз. Виза SW-1 выдается иностранным гражданам, в том числе и гражданам Монголии, которые проходят различные программы стажировок, в том числе и языковых, с выдачей соответствующих подтверждающих сертификатов, продолжительностью не более шести месяцев. Также есть виза S-1, как раз именно этот тип визы чаще всего получают монгольские студенты. Наличие такой визы означает, что срок пребывания в Канаде составляет более полугода, и предполагается обучение по программам среднего специального и высшего образования в колледжах и университетах с получением соответствующего диплома. Если монгольский студент обладает такой визой, то он может совмещать учебу и работу.

Канада является одним из мировых лидеров в области образования, занимает третье место (после США и Австралии) по количеству иностранных студентов. По данным Канадского бюро международного образования, контингент иностранных студентов, обучающихся по программам всех уровней обучения, по итогам 2022 года составил 807 750 человек, из них 373 599 чел. - студенты вузов, доля иностранных студентов - 17,2% [см. подробнее: 6; 13]. Количество иностранных студентов неуклонно растет (см. табл. 2).

Представленные в табл. 2 сведения репрезентируют, что с 2010/11 по 2015/16 год количество иностранных студентов увеличилось на 61%; в период с 2015/16 по 2018/2019 гг. - на 39,6%; с 2018/19 по 2019/2020 гг. - на 13,6%. Некоторое снижение численности иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, отмечено в 2020/2021 году по сравнению с 2019/2022 годом, что обусловлено введением жестких ограничений в связи с пандемией COVID-19. Но в

Год Всего иностранных студентов (высшее образование), чел.

2010/11 142170

2011/12 158106

2012/13 174 249

2013/14 199 059

2014/15 217 521

2015/16 228 924

2016/17 256 494

2017/18 296 496

2018/19 341 964

2019/20 388 782

2020/21 373 599

Табл. 2. Численность иностранных студентов в Канаде в 2010/11 - 2020/21 гг.. Источник: [9].

Table2. Number of Foreign Students in Canada in 2010/11 - 2020/21. Source: [9].

целом за прошедшие десять лет численность иностранных студентов в Канаде увеличилась на 162,7%.

По данным 2022 года подавляющее большинство иностранных студентов в Канаде среди студентов всех уровней обучения составляют граждане Индии - 319 000 чел. (39,4%). На втором месте по численности - студенты из Китая (100 010 чел. или 12,3%). Третье место занимают студенты из Филиппин (32 425 чел. или 4,1%). Далее по убывающей следуют: студенты из Франции - 27 110 чел. (3,3%); Нигерии - 21 645 чел. (2,7%); Ирана - 21 105 чел. (2,6%); Республики Корея - 16 500 чел. (2,1%); Вьетнама - 16 130 чел. (1,9%); Мексики - 14 920 чел. (1,8%); США - 14 465 чел. (1,7%) [см. подробнее: 14].

Если говорить о студентах из Монголии, обучающихся в Канаде по программам высшего образования, то динамику их численности можно представить следующим образом (см. рис. 2).

Данные, приведенные на рис. 2, показывают, что численность монгольских студентов, получающих высшее образование в Канаде, неуклонно росла. Так, в 2019 году, до пандемии, в Канаде обучалось 265 монгольских студентов. Это число упало до 230 в 2020 году, после начала пандемии. Несмотря на небольшое число монгольских студентов в абсолютном выражении, в Канаде наблюдается их значительный процентный рост. Например, в 2004 году в стране было всего 20 монгольских студентов. С 2011 по 2012 год их число почти удвоилось: с 90 до 170 студентов. В целом численность монгольских студентов в Канаде за прошедший двадцатилетний период увеличилась более чем в двадцать пять раз.

Определенным образом это связано с положительной динамикой внешнеполитических монгольско-канадских отношений. Так, Канада признала независимость Монголии в 1964 году, дипломатические отношения были установлены в 1973 году. Монголия открыла свое посольство в Канаде в 2001 году, а посольство Канады в Монголии было открыто в Улан-Баторе в сентябре 2008 года. Именно в этот период (после открытия посольств) наблюдается наиболее активный рост численности монгольских студентов в канадских вузах.

И хотя пока Канада не является высоко востребованным направлением для монгольских студентов в плане получения высшего образования, все же определенный потенциал имеется. Хотелось бы отметить, что между Монголией и Ка-

Рис. 2. Численность студентов из Монголии, обучающихся в Канаде по программам высшего образования в 2000-2021 гг., чел.

Источник: составлено авторами на основе: [15].

Fig. 2. The Number of Mongolian Students in Canada in 2000-2021, pers.

Source: compiled by the authors based on: [15].

надой, особенно ее северными провинциями, имеется поразительное сходство, в частности, климат, суровая география и малочисленность населения. Можно предположить, что это некоторым образом смягчает процесс адаптации монгольских студентов в Канаде, положительно влияет на их интеграцию в принимающей стране. Также действует более двухсот различных стипендиальных программ для граждан Монголии на обучение в колледжах и университетах Канады. В частности, Йоркский университет предоставляет ежегодно три стипендии монгольским гражданам, предусматривающим возможность обучения по двойным программам бакалавриата в области социальных и гуманитарных наук: экономика и политология; психология и информационные технологии; социология и урбанистика; международные отношения и география; история и политология. Кроме того, у студентов из Монголии есть возможность получить степень бакалавра, пройдя обучение в Университете Манитобы, Хамбер колледже, Виндзорском университете. Стипендии для получения образования по магистерским программам для монгольских граждан предоставляют Университет Британской Колумбии, Университет Макгилла, Университет Торонто. Помимо этого, в 2023 году заключены новые партнерские соглашения между Монгольским государственным университетом и вузами Канады - Университетом коренных народов Канады и Университетом Регины, предусматривающие совместную образовательную и исследовательскую деятельность, реализацию обменных программ в рамках академической мобильности обучающихся и преподавателей.

Граждане Монголии - обладатели студенческих виз S-1, находясь в Канаде, имеют возможность совмещать работу и обучение, не получая специального разрешения именно на ведение трудовой деятельности. Продолжительность рабочего дня в таком случае должна составлять не более 20 часов в неделю в течение семестра, также возможна занятость на полный рабочий день во время каникул. Средний заработок монгольских студентов составляет чуть более 37 тыс. канадских долларов в год, это около 3 100 канадских долларов в месяц. Позиции начального уровня предполагают заработную плату от 27,3 тыс. канадских долларов в год, а студенты, имеющие опыт работы и занятые на должностях более высокого уровня, могут зарабатывать около 63 тыс. канадских долларов год. Это весьма привлекательные условия. Так, Национальный статистический комитет Монголии приводит данные о среднемесячной заработной плате сотрудников предприятий и учреждений, она составляет 1 279 400 тугриков в месяц [16], что эквивалентно сумме примерно в 500 канадских долларов. Другими словами, работая в Канаде, у монгольских студентов есть возможность в среднем получать ежемесячный доход приблизительно в шесть раз выше, чем работая в своей стране.

Отметим, что имеют место и другие стимулы. Как мы уже указали, это возможность легально совмещать обучение и работу, а также перспектива овладеть английским и/или французским языком на более высоком уровне, получить диплом с квалификацией, признаваемой в других государствах мира. Также Канада - это страна, характеризующаяся высоким уровнем толерантности, безопасности и качества жизни.

Примечательный факт, что большинство монгольских студентов, обучающихся в Канаде - это семейные женщины с детьми. Поэтому "притягивающим" фактором является еще и то, что в Канаде нет особых трудностей в плане легитимного пребывания в стране супруга/супруги студента и их детей. Нет никаких ограничений на количество часов, в течение которых супруг, не имеющий статуса студента, может работать в Канаде в течение срока действия визы.

По завершении обучения у монгольских студентов есть возможность продолжить его на более высоком уровне (магистратура, докторантура и пр.), получить вид на жительство и в перспективе канадское гражданство. Студенты из Монголии, проучившиеся очно (дневная форма обучения) не менее двух лет в аккредитованном колледже или университете, имеют право подать заявление на получение постоянного вида на жительство по программе Canadian Experience Class (CEC). Получение визы CEC также является одной из причин, по которой граждане

I I

8

X < ГС ГС >s

3 S S X CD о го

о О го о О S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

то со го о с сц ^

s ,5

Рис. 3. ТОП-20 стран мира наибольшей численностью студентов из Монголии, чел. Примечание: данные по Китаю приводятся по состоянию на 2018 год; по России - на 2019 год; по Индии и Канаде - на 2021 год; по всем остальным государствам - на 2020 год. Источник: составлено авторами на основе: [8; 15; 19]

Fig. 3. T0P-20 Countries of the World with the Largest Number of Students from Mongolia, pers. Note: Data for China are as of 2018; in Russia - for 2019; in India and Canada - for 2021; for all other countries - for 2020.

Source: compiled by the authors based on: [8; 15; 19].

Монголии стремятся получить образование в Канаде, это прямой путь к получению канадского гражданства. Также после завершения образовательной программы, продолжительность которой составляет два года и более, можно претендовать на получение трехлетней рабочей визы, что в дальнейшем также облегчает получение вида на жительство и канадского гражданства.

В целом Монголия является очень перспективным образовательным рынком. Мы, как и многие другие авторы, неоднократно отмечали, что такая динамика обусловлена значительной долей молодого населения, популярностью высшего образования среди различных слоев населения [см. подробнее: 1; 2; 3; 4; 5]. Полагаем, что число монгольских студентов в зарубежных университетах будет продолжать расти (см.: рис. 3).

Представленные на рис. 3 данные наглядно демонстрируют, что по числу монгольских студентов Канада хоть и значительно отстает от стран АТР и США, но при этом существенно обгоняет европейские страны. У Канады есть потенциал в плане увеличения спроса на высшее образование среди монгольской молодежи.

В целом можно сделать вывод, что образовательная миграция из Монголии в Канаду связана с дальнейшими перспективами трудоустройства, профессиональной самореализацией. Канадское образование - это хорошие стартовые возможности. Однако это вовсе не значит, что диплом канадского вуза автоматически дает молодым монголам какие-либо преференции. Монгольские мигранты сталкиваются с высокой конкуренцией не только со стороны канадцев, но и выходцев из других стран, в том числе и Азии. Зачастую молодые люди, получившие образование в Канаде, возвращаются в Монголию и строят карьеру в своей родной стране. Власти Монголии стремятся активизировать процесс возвратной миграции молодежи посредством различных мер. Так, Правительство Монголии предоставляет ссуды студентам, выезжающим для получения высшего образования за пределы страны через специальный государственный фонд, который требует, чтобы студенты после получения высшего образования за рубежом вернулись на родину и работали в Монголии в течение как минимум пяти лет после завершения обучения.

Полагаем, что исследование рассматриваемой нами проблемы в будущем целесообразно дополнить не только статистическим анализом, но и социологическими методами. Это позволит нам более детально описать образовательные стратегии монгольских мигрантов.

Литература

1. Бадараев Д. Д. Демографическая динамика и модернизационные изменения в системе жизнеобеспечения монгольского общества // Власть. 2021. Т. 29. № 5. С. 278-284. DOI: 10.31171/vlast.v29i5.8573

2. Винокурова А. В., Мунхбат Оролмаа, Оюунханд Шагдар. Демографическое поведение и миграционные настроения населения современной Монголии: основные тренды и динамика развития // Социальные и экономические системы. 2021. № 3 (21). С. 190-202.

3. Галиймаа Нямаа. Миграция монголов за рубеж: почему они уезжают и почему возвращаются // Восток на Востоке, в России и на Западе: трансграничные миграции и диаспоры: сборник статей / отв. ред. С. А. Панарин. М.: Нестор-История, 2016. С. 19-34.

4. Дагбаев А. Д. Актамов И. Г. Ценностные ориентации и установки современной молодежи Монголии // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 2. С. 73-80. DOI: 10.18101/1994-08662017-2-73-80

5. Цэцэнбилэг Цэвээн, Пурэвханд Жаргалсайхан. Монгол дахь албан бус хеделмер эрхлэлтийн одо-огийн байдал (статистикийн шинжилгээ) = Неформальная занятость в Монголии: состояние и тенденции развития (статистический анализ) // Мир Центральной Азии - V: сборник научных статей. Новосибирск: СО РАН, 2022. С. 603-606. DOI: 10.53954/9785604788981_603

6. Canada International Student Statistics // Study in Canada: website. URL: https://studying-in-canada.org/ canada-international-student-statistics/#:~:text=International%20Students%20in%20Canada%20Through%20 the%20Years&text=As%20a%20consequence%2C%20the%20proportion,17.8%20percent%20by%20 2019%2F2020 (дата обращения: 10.04.2023).

7. Choi Y., Crossman E., Hou F. International Students as a Source of Labor Supply: Transition to Permanent Residency // Economic and Social Reports. 2021. No 1 (6). P. 1-10.

8. Global Flow of Tertiary-Level Students // UNESCO Institute for Statistics: website. URL: http://uis.unesco.

org/en/uis-student-flow (дата обращения: 12.04.2023).

9. Historical International Student Statistics in Canada // ERUDERA.com: website. URL: https://erudera. com/statistics/canada/canada-international-student-statistics/ (дата обращения: 11.04.2023).

10. Hou F., Crossman E., Picot G. Two-Step Immigrant Selection: an Analysis of Its Expansion in Canada // Economic Insights. 2020. No. 112. URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/11-626-x/11-626-x2020010-eng. htm (дата обращения: 12.04.2023).

11. Immigrants Make Up the Largest Share of the Population in over 150 Years and Continue to Share Who We Are as Canadians // Statistics Canada: website. URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/221026/dq221026a-eng.htm (дата обращения: 11.04.2023).

12. International Migrant Stock - 2019 // Департамент по социальным и экономическим вопросам ООН: сайт. URL: https://www.un.org/development/desa/pd/content/international-migrant-stock (дата обращения: 10.04.2023).

13. International Students in Canada // Canadian Bureau for International Education: website. URL: https:// cbie.ca/infographic/ (дата обращения: 10.04.2023).

14. International Students in Canada on a Study Permit // ERUDERA.com: website. URL: https://erudera. com/statistics/canada/canada-international-student-statistics/ (дата обращения: 11.04.2023).

15. Loo B., Narantuya D., Enkhtuya G. Education in Mongolia // World Education News & Reviews (WENR): website. URL: https://wenr.wes.org/2022/08/education-in-mongolia (дата обращения: 11.04.2023).

16. Mongolian Statistical Yearbook - 2021 // Mongolian Statistical Information Service: website. URL: https://downloads.1212.mn/Statistical_Yearkbook_2021_eng.pdf#pdfjs.action=download (дата обращения: 12.04.2023).

17. Nearly One of Five Recent Immigrants Were Born in India, the Highest Proportion from a Single Place of Birth since 1971 // Statistics Canada: website. URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/221026/g-a005-eng.htm (дата обращения: 11.04.2023).

18. Prokopenko E., Hou F. How Temporary are Canada's Temporary Foreign Workers? // Population and Development Review. 2018. Vol. 44. No. 2. P. 257-280. URL: https://www.jstor.org/stable/26622912 (дата обращения: 12.04.2023).

19. Statistical Report on International Students in China // Ministry of Education of the People's Republic of China: website. URL: http://en.moe.gov.cn/documents/reports/201904/t20190418_378692.html (accessed: 12.04.2023).

20. Transition to Permanent Residency by Lower- and Higher-skilled Temporary Foreign Workers // Statistics Canada: website. URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/36-28-0001/2022001/article/00002-eng.htm (дата обращения: 12.04.2023).

References

1. Badaraev D. D. Demographic Dynamics and Modernization Changes in the Life Support System of Mongolian Society // Vlast'. 2021. T. 26. No. 5. P. 278-284. DOI: 10.31171/vlast.v29i5.8573 (In Russ.).

2. Vinokurova A. V., Munkhbat Orolmaa, Oyunkhand Shagdar. Demographic Behaviour and Migratory Sentiments Among the Population in Modern Mongolia: Main Trends and Dynamics of Development // Social and Economic Systems. 2021. No. 3. P. 190-202. (In Russ.).

3. Galiimaa N. Migration of the Mongols Abroad: Why Do They Leave and Why Do They Come Back // East in the East, in Russia and in the West: Cross-Border Migrations and Diasporas / ed. by S. A. Panarin. M.: Nestor-History, 2016. P. 19-34. (In Russ.).

4. Dagbaev E. D., Aktamov I. G. Value Orientations and Attitudes of Modern Youth in Mongolia // Vestnik Buryat State University. 2017. No. 2. P. 73-80. DOI: 10.18101/1994-0866-2017-2-73-80 (In Russ.).

5. Tsetsenbileg Tseveen, Purevkhand Jargalsaihan. Current State of Informal Employment in Mongolia // The World of Central Asia - V: collection of scholarly articles. Novosibirsk: SB RAS, 2022. P. 603-606. DOI: 10.53954/9785604788981_603 (In Mong.).

6. Canada International Student Statistics // Study in Canada: website. URL: https://studying-in-canada.org/ canada-international-student-statistics/#:~:text=International%20Students%20in%20Canada%20Through%20 the%20Years&text=As%20a%20consequence%2C%20the%20proportion,17.8%20percent%20by%20 2019%2F2020 (accessed 10.04.2023).

7. Choi Y., Crossman E., Hou F. International Students as a Source of Labor Supply: Transition to Permanent Residency // Economic and Social Reports. 2021. No. 1 (6). P. 1-10.

8. Global Flow of Tertiary-Level Students // UNESCO Institute for Statistics: website. URL: http://uis.unesco. org/en/uis-student-flow (accessed 12.04.2023).

9. Historical International Student Statistics in Canada // ERUDERA.com: website. URL: https://erudera. com/statistics/canada/canada-international-student-statistics/ (accessed 11.04.2023).

10. Hou F., Crossman E., Picot G. Two-Step Immigrant Selection: an Analysis of Its Expansion in Canada // Economic Insights. 2020. No. 112. URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/11-626-x/11-626-x2020010-eng. htm (accessed 12.04.2023).

11. Immigrants Make Up the Largest Share of the Population in over 150 Years and Continue to Share

Who We Are as Canadians // Statistics Canada: website. URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/221026/dq221026a-eng.htm (accessed 11.04.2023).

12. International Migrant Stock - 2019 // UN DESA: website. URL: https://www.un.org/development/desa/pd/ content/international-migrant-stock (accessed 10.04.2023).

13. International Students in Canada // Canadian Bureau for International Education: website. URL: https:// cbie.ca/infographic/ (accessed 10.04.2023).

14. International Students in Canada on a Study Permit // ERUDERA.com: website. URL: https://erudera. com/statistics/canada/canada-international-student-statistics/ (accessed 11.04.2023).

15. Loo B., Narantuya D., Enkhtuya G. Education in Mongolia // World Education News & Reviews (WENR): website. URL: https://wenr.wes.org/2022/08/education-in-mongolia (accessed 11.04.2023).

16. Mongolian Statistical Yearbook - 2021 // Mongolian Statistical Information Service: website. URL: https:// downloads.1212.mn/Statistical_Yearkbook_2021_eng.pdf#pdfjs.action=download (accessed 12.04.2023).

17. Nearly One of Five Recent Immigrants Were Born in India, the Highest Proportion from a Single Place of Birth since 1971 // Statistics Canada: website. URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/221026/g-a005-eng.htm (accessed 11.04.2023).

18. Prokopenko E., Hou F. How Temporary are Canada's Temporary Foreign Workers? // Population and Development Review. 2018. Vol. 44. No. 2. P. 257-280. URL: https://www.jstor.org/stable/26622912 (accessed 12.04.2023).

19. Statistical Report on International Students in China // Ministry of Education of the People's Republic of China: website. URL: http://en.moe.gov.cn/documents/reports/201904/t20190418_378692.html (accessed 12.04.2023).

20. Transition to Permanent Residency by Lower- and Higher-skilled Temporary Foreign Workers // Statistics Canada: website. URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/36-28-0001/2022001/article/00002-eng.htm (accessed 12.04.2023).

Анна Викторовна ВИНОКУРОВА, канд. соц. наук, доцент департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия, e-mail: vinokurova77@mail.ru

Мунхбат ОРОЛМАА, PhD in Sociology, директор Центра социальных исследований, декан УлаанБаатар Школы Монгольского государственного университета, г. Улан-Батор, Монголия, e-mail: munkhbat@num.edu.mn

Оюунханд ШАГДАР, PhD in Sociology, профессор кафедры социологии и социальной работы Монгольского государственного университета, г. Улан-Батор, Монголия, e-mail: ondio_d@yahoo.com

Anna V. VINOKUROVA, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Social Sciences, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: vinokurova77@mail.ru

Munkhbat OROLMAA, PhD in Sociology, Director of Social Research Institute, Dean of the Ulaanbaatar School, National University of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia, e-mail: munkhbat@num.edu.mn

Oyunkhand SHAGDAR, PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Sociology and Social Work, National University of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia, e-mail: ondio_d@yahoo.com

Поступила в редакцию Одобрена после рецензирования Принята к публикации

(Received) 16.04.2023 (Approved) 16.05.2023 (Accepted) 05.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.