ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ И НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Х. Рашидов
Неотъемлемой частью глобальных процессов, происходящих одновременно с переходом к информационному обществу, стало движение интеллектуальных ресурсов - информации, научных идей, технологий, квалифицированных кадров. Образовательная миграция представляет собой перемещения людей с целью получения образования различного уровня и на различные сроки. Составной частью образовательной миграции можно назвать поток учебных мигрантов, которые ориентированы на учебные заведения [4]. Все страны мира определяют повышение уровня образования своих граждан как приоритетное направление социально-экономического развития, как одно из главных средств поддержания конкурентоспособности государства и личности, обеспечения национальной безопасности. Усилившаяся интернационализация непрерывного образования и расширение услуг в этой сфере сопровождаются активизацией образовательной миграции. Образовательная миграция прочно заняла в миграционном потоке третье по значимости место после трудовой миграции и переселения соотечественников[3]. Участников образовательной миграции можно считать одной из наиболее желательных категорий мигрантов. Как правило, это молодые и инициативные люди, которые отличаются открытостью и готовностью воспринимать новые знания и технологии.
В международной практике учета миграции перемещения студентов выделяют в самостоятельную категорию, поскольку эта миграция выполняет вполне определенную социальную функцию, связанную с интернационализацией непрерывного образования. Статистика показывает, что образовательная миграция с целью продолжения образования - это один из динамично развивающихся миграционных потоков. Если в середине 1980-х гг. прошлого века общее число иностранных студентов университетского уровня в мире оценивалось на уровне 800 тыс. человек, то по данным ЮНЕСКО сегодня в мире насчитывается более 4 млн. иностранных студентов [5]. С позиции экономики образование все чаще рассматривается как вид высокоприбыльной услуги. Образование включено в перечень торговых услуг «Генерального соглашения по торговле услугами» Всемирной торговой организации (ВТО). Несмотря на неоднозначность и риски отдаленных последствий коммерческого подхода к образованию, все развитые страны рассматривают экспорт образовательных услуг как важнейшее экономическое направление. По мнению экспертов ЮНЕСКО, обучение иностранных граждан становится одним из самых прибыльных видов экспорта. Сегодня мировой рынок образовательных услуг оценивается в 5060 млрд долл. [1]. Лидер по экспорту образовательных услуг - США, которые контролируют почти треть мирового финансового образовательного оборота.
Безусловно, активную роль в стимулировании образовательной миграции играет государство, так госдепартамент США на протяжении нескольких лет выделяет значительные средства на реализацию за рубежом программ
176
по развитию студенческих обменов и привлечению иностранных студентов и преподавателей для учебы и стажировки в системе образования США. Результатом этих усилий является то, что образование - пятая по величине статья экспорта американской экономики [4]. С точки зрения качества образовательных услуг США наиболее привлекательны для студентов, поскольку такого богатства выбора и образовательных возможностей не может предложить ни одна другая страна. Высокая конкурентоспособность обеспечивается отличной технической базой и библиотеками, именитыми преподавателями и, как следствие, высоким уровнем преподавания дисциплин, наиболее востребованных на рынке труда.
Процессы европейской интеграции продолжают развиваться в направлении создания единого многомерного пространства без промежуточных границ и таможен. Политический и прагматический аспект создания европейскими странами единого пространства системы образования состоит в повышении конкурентоспособности европейского образования. Одним из региональных интеграционных процессов по унификации системы образования является Болонский процесс [2]. Образовательная миграция внутри Европейского региона объясняется такими факторами, как географическая близость, открытость границ, наличие соглашений между университетам, унификация образовательных стандартов, программ, распространенность практики зарубежных стажировок, предоставление стипендии и материальных льгот студентам при подобном обмене, а также наличие в ЕС образовательных центров с мировой известностью.
В современном мире существуют три центра предоставления образовательных услуг иностранным гражданам: североамериканский (США, Канада), европейский (Великобритания, Германия, Франция) и австралийский (Австралия с Новой Зеландией). Однако сегодня конкуренция стран-экспортеров образования выходит на новый рубеж, появляются новые мировые центры образовательных услуг. В ближайшее десятилетие вполне вероятен образовательный передел мира. По прогнозу ЮНЕСКО, иностранных студентов к тому времени будет 57 млн, из них две трети составят выходцы из Азии. Лидерство в этой области будет за Индией и Китаем, стало быть, борьба развернется именно за эти регионы [5].
Список литературы
1. Маркова Т. С. Направления развития экспорта образовательных услуг высшей школы РФ: дис. ... канд. эконом. наук. - М.: ГУУ, 2006. - 163 с.
2. Методология и методы изучения миграционных процессов: междисциплинар. учеб. пособие / под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. - М.: Центр миграцион. исслед., 2007. 370 с.
3. Миграционная интеграция, переселение и адаптация в России: сб. - М., 1997.
4. Черноморова Т. В. Глобализация образования: роль международных организаций // Глобализация образования. - М.: ИНИОН РАН, 2001.
5. Companing Education Statistics Across the World. - Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2010.
177