ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ: ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТА ФРАНКЛИН ПИРС (США)
С.В. Венидиктов, Ф.С. Шавы
Могилевский высший колледж МВД Республики Беларусь ул. Крупской, 67, Могилев, Республика Беларусь, 212011
Университет Франклин Пирс 40, ул. Драйвриндж, штат Нью-Хэмпшир, США, 03461-0060
В статье обоснована доминирующая роль системной идеологической работы в формировании положительного имиджа учреждений высшего образования США, приведен анализ и классификация основных образовательных идеологем в университете Франклин Пирс.
Ключевые слова: образовательная идеология, учреждение высшего образования, имидж, слоган, учебная деятельность, локальное сообщество.
Понятие идеологии как системы концептуально оформленных взглядов и идей, отражающих интересы различных социальных групп, активно используется в современной образовательной парадигме.
На наш взгляд, учреждения образования в идеологическом процессе выполняют двойную функцию: с одной стороны, действуют в рамках национальной идеологической модели, с другой стороны, создают собственную, локальную систему идей, отражающую специфику конкретного учебного заведения, его интересы и стратегию развития.
В условиях возрастающей конкуренции в системе высшего образования, которая во многом носит рыночный характер, эффективность идеологической работы определяет жизнеспособность вуза и его привлекательность. Это позволяет рассматривать идеологию в системе факторов формирования имиджа учебного заведения.
Под имиджем в широком смысле понимается распространенное представление о совокупности естественных и сконструированных свойств объекта; в узком смысле — сознательно сформированный образ объекта, который наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать впечатление об объекте.
В этом значении имиджем учреждения образования (УО) будет являться «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» [4. C. 45].
Исследованию факторов формирования положительного образа УО посвящены исследования как российских, так и зарубежных авторов: И.А. Аликперова, А.К. Самохиной, В.М. Шепеля, О.А. Морозова, И.В. Преображенской, И.Р. Лаза-ренко, И.Е. Зуевой, Д. Мэтьюса, Р. Берни, Л. Херсона и др.
В.М. Шепель приводит основные характеристики имиджа УО [2], И.Р. Ла-заренко рассматривает закономерности функционирования УО как открытой социально-педагогической системы [3], И.А. Аликперов сравнивает российскую и западную образовательную идеологию [1], Р. Берни раскрывает процесс гражданской социализации студентов под влиянием образовательных идеологем в университетах и колледжах США [6].
Исследователи отмечают, что составляющие образа УО формируются в рамках существующей идеологической парадигмы и образуют релевантную систему, включающую общую репутацию учреждения, соответствие запросам потребителей, инновационный потенциал, престиж образовательных программ, международную деятельность, финансовую устойчивость, конкурентный статус и т.д.
Однако вопросы влияния на приведенную сложную модель имиджевых составляющих образовательной идеологии в высших учебных заведениях, на наш взгляд, не нашли адекватного отражения в научной литературе и требуют дополнительной детализации.
Объектом данного исследования является локальная образовательная идеология в университете Франклин Пирс (штат Нью-Хэмпшир, США). В университете студенты из 30 штатов США и 15 стран мира обучаются по 24 основным и 29 дополнительным специальностям.
Франклин Пирс входит в Ассоциацию колледжей Новой Англии, агентством Forbes включен в перечень 600 лучших учебных заведений США, внесен в почетный список фонда Джона Темплтона в категории «Развитие характера молодежи».
Направленность и предмет проведенного нами анализа определила гипотеза о доминирующей роли образовательной идеологии: (а) в формировании положительного имиджа университета Франклин Пирс в студенческой среде, в локальном сообществе и в национальной системе образования США в целом, (б) в обеспечении жизнеспособности учреждения на рынке высшего образования.
Анализ информационной политики Франклин Пирс позволил выделить доминирующую особенность идеологической работы в рассматриваемом УО — четкое определение своих конкурентных преимуществ и их формулировка в виде привлекательных слоганов-сообщений (идейно-ценностное измерение идеологии): «Преимущества маленького колледжа — с возможностями университета», «Кто сказал, что больший — значит лучший?» (относительно формата университета), «Будь замечен. Будь услышан. Будь вдохновлен» (описывает личностно ориентированную методику преподавания), «Забудь анонимность» (призыв к самовыражению), «Лидерство может быть разным. Найди свое!» (касается многообразия форм студенческой активности) и т.п.
Данные слоганы-сообщения системно употребляются в собственных СМИ, рекламно-информационных буклетах, озвучиваются во время публичных мероприятий, т.е. являются наиболее открытой формой проявления идеологической работы.
Все слоганы, отражающие образовательную идеологию университета Франклин Пирс, мы предлагаем условно классифицировать в соответствии с их содер-
жанием и направленностью: (а) статусные: отражают систему представлений об учебном заведении в целом; (б) педагогические: формируют понимание специфики образовательного процесса и принятых в нем поведенческих моделей; (в) социальные: направлены на гражданское образование и дальнейшую социализацию обучаемых, т.е. на поведенческие изменения.
Имиджевый слоган, который предлагается абитуриентам на этапе выбора учебного заведения — «Кто сказал, что больше — значит лучше?», — отражает преимущества регионального формата Франклин Пирс. Преподавание в университете основывается на принципе тесного сотрудничества в малых учебных группах (средний размер не превышает 16 человек).
Исходя из этого образовательная политика в данном УО подкрепляется педагогическим слоганом «Индивидуальные таланты и способности нуждаются в индивидуальном внимании». Его реализации способствует следование принципу связи теории с практикой: с первого года обучения студенты участвуют в национальных научных конкурсах, археологических исследованиях, создают собственные телерадиопрограммы, выпускают периодические издания.
Утверждение «Забудь анонимность» призывает к самовыражению в учебном процессе и в общественной жизни. У обучаемых развивают способность определять личные интересы в дискуссионных сферах, что отразилось в широком применении делиберативной стратегии. На наш взгляд, делиберативный диалог способствует формированию личностных компетенций студентов, превращая их в активных и влиятельных участников локального сообщества, развивая способность к эмпатии, осуществлению социальных изменений, что несет очевидную идеологическую нагрузку.
Подход к учебному процессу выражается в педагогическом слогане: «Образовательное пространство — вместо учебных аудиторий». Университет Франклин Пирс постепенно отказывается от традиционной доминирующей роли преподавателя, полностью контролирующего работу студентов. Этому способствует тенденция к персонализации педагогического процесса, максимально возможному сокращению межличностной дистанции между педагогами и обучаемыми, созданию в учебном помещении условий для активного сотрудничества.
В итоге понятие «учебный класс» трансформируется в понятие «учебное пространство», основные характеристики которого затронули: (а) принципы расположения учебного оборудования; (б) позицию преподавателя по отношению к студентам; (в) использование технических средств обучения.
В одном из учебных корпусов университета создана экспериментальная аудитория, которая отражает суть новой образовательной идеологии, имеющей целью формирование личности активного студента-исследователя.
Мультифункциональная аудитория площадью на 30% больше стандартной оснащена модульной мебелью (столы, стулья, стеллажи), которая обладает широкими возможностями для трансформации в соответствии с задачами различных дисциплин. При этом преподаватель помещается «внутрь» студенческой аудито-
рии, выполняя функции скорее куратора, помощника, что ни в коем случае не означает преднамеренного принижения статуса педагога, но требует его высокой психологической компетентности.
Учебное пространство также включает в себя высокотехнологичное оборудование: Wi-Fi, интерактивный экран и проектор, DVD-плеер, камеры, беспроводную систему удаленного контроля через планшетный компьютер преподавателя.
Технологии не являются доминантой: они служат основанием для эффективного процесса обучения. Убежденность студентов в положительных его результатах в условиях эмоционального комфорта, развитие социальной активности и ответственности при этом выступает, скорее, побочным продуктом нового подхода.
Со становлением гражданской позиции связан социальный слоган «Свободное время должно приносить пользу».
Ежегодно студенты объединяются на время весенних каникул в рабочие группы, чтобы реализовать благотворительный проект, которым может быть реставрация домов, театральная постановка в школе, помощь малоимущим и т.п. Направленность социального развития студентов также сформулирована в слогане «Мир ждет тебя: решай, куда ты хочешь добраться на дороге жизни».
Выражение связано с возможностью получать дополнительное образование вне США. В университете действуют программы академического обмена, позволяющие студентам посетить Афины, Вену и Лион. Франклин Пирс установил тесные контакты с университетами Италии, Коста-Рики, Австралии, Новой Зеландии, Испании, Англии, Шотландии и Ирландии, которые готовы принять американских студентов на обучение.
Деятельность организаций университета стимулируется социальным слоганом «Лидерство может быть разным. Найди свое!».
Многообразие сфер проявления студенческой активности: ассоциации самоуправления, курсы скорой медицинской помощи, пожарных-спасателей, спортивные команды, волонтерские программы, театральные группы, бизнес-объединения, работа в службе безопасности университета и т.п., — позволяет моделировать функционирование всего американского социума в условиях университетского локального сообщества.
Провинциальный университет Франклин Пирс в этом отношении обладает рядом конкурентных преимуществ перед «большими» учебными заведениями: практика показывает, что в университетах, расположенных в крупных городах, студенты социальную активность реализуют вне заведения.
Таким образом, система статусных, педагогических и социальных слоганов направлена на поддержание положительного имиджа учебного заведения в значении эмоционально окрашенного его образа. При этом оказывается психологическое влияние на конкретные группы социума — абитуриентов, студентов, лиц, связанных с учебным процессом.
Положительный образ университета Франклин Пирс обладает целенаправленно заданными характеристиками, формирующими полное представление о конку-
рентных преимуществах образовательного процесса: (а) личностно ориентированной методике преподавания; (б) приоритете малых учебных групп; (в) практической направленности обучения; (г) использовании инновационных технологий; (д) высокой квалификации преподавателей; (е) участии студентов в программах академического обмена; (ж) интеграции в деятельность общественных организаций и учреждений; (з) открытости информационного пространства.
Отмеченные особенности гарантируют устойчивость учебного заведения в условиях конкуренции в образовательной системе США, а также создают предпосылки для максимального вовлечения студентов в различные формы общественной активности и гражданской социализации.
Кроме того, анализ положений образовательной идеологии в университете Франклин Пирс позволяет сделать вывод о полном соответствии ее основных идей американской идеологической доктрине, включающей в себя три компонента: идейный, ценностный и поведенческий. Как и в национальной идеологии, в локальной университетской модели утверждается приоритет индивидуализма, свободы самовыражения, частных интересов, прогрессивность развития, потребность в координации личных интересов с общественными [7].
Последовательная и системная идеологическая работа, отраженная в эмоционально окрашенных слоганах-призывах, формирует благоприятное информационное поле для учебной и общественной деятельности.
Относительная нейтральность предлагаемых принципов и их очевидная связь с практическими потребностями обучаемых способствует быстрому определению ролей студентов в локальном сообществе и не вызывает реакции отторжения, характерной для искусственно навязанных идеологических систем.
Максимальное соответствие открыто декларируемых миссии, целей и задач университета базовым требованиями американского социума определяют эффективность образовательной идеологии в университете Франклин Пирс (США) как фактора формирования положительного имиджа учебного заведения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Аликперов И.А. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты. — Омск, 2001. URL: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/53.htm
[2] Имидж корпорации // Имиджелогия. Как нравиться людям / Авт.-сост. В.М. Шепель. — М.: Народное образование, 2002. — С. 392—402.
[3] Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. — 2009. URL: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog_9.html
[4] Пискунов М. С. Имидж образовательного учреждения // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. — № 5. — С. 45—55.
[5] Mathews David. Listening to the Public: A New Agenda for Higher Education? // Higher Education for the Public Good. — San Francisco, 2005. — Р. 71—86.
[6] Ronan Bernie. The Civic Spectrum: How Students Become Engaged Citizens. — The Kettering Foundation, 2011.
[7] Herson L.J.R., Hofsteller C.R. Tolerance, Consensus and American Creed // Journal of Politics. — 1974. — № 37. — Р. 19—36.
EDUCATIONAL IDEOLOGY AS A FACTOR OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS' POSITIVE IMAGE FORMATION: FRANKLIN PIERCE UNIVERSITY (USA) EXPERIENCE
S.V. Venidziktau, F.S. Zrzavy
Mogilev high college of MVD, Belorussia Krupskaya str., 67, Mogilev, Belorussia, 212011
Franklin Pierce University 40 University Drive Rindge, NH 03461-0060
The article is devoted to domination role of systematical ideological work in US institutions' of higher education positive image formation, and to analysis and classification of the basic educational ideology phrases in Franklin Pierce University.
Key words: educational ideology, institution of higher education, image, slogan, educational activity, local community.