УДК: 94(47)
DOI: 10.24412/2070-9773-2024-10-129-136
Дата поступления (Submitted) 29.09.2024
Дата принятия к печати (Accepted) 11.10.2024
Образовательная и политическая подготовка экстерриториальных меньшинств Запада в СССР. Опыт Коммунистического университета им. Ю.Ю. Мархлевского
(1921-1925 гг.). Часть 1
ОЛЕГ ДМИТРИЕВИЧ ПАВЛОВ
аспирант кафедры истории России XX-XXI веков исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4
e-mail: odpavlov@mail.ru
Аннотация. В центре внимания настоящей статьи история Коммунистического университета национальных меньшинств Запада высшего учебного заведения, предназначенного для подготовки партийных работников из числа экстерриториальных меньшинств, проживающих в европейской части РСФСР (евреи, немцы, поляки, литовцы, эстонцы, финны), а также иностранных коммунистов. Хронологические рамки исследования ограничены первым пятилетием университета, когда ректором КУНМЗ был известный деятель международного революционного движения Ю.Ю. Мархлевский. На основании архивных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, анализируются события, связанные с созданием университета национальных меньшинств Запада: деятельность комиссии по организации КУНМЗ, формирование административной структуры университета и системы национальных секторов, образование Петроградского филиала КУНМЗ, вступление Ю.Ю. Мархлевского в должность ректора университета. Прослеживается взаимосвязь межнациональной и международной политики советского государства и актуализацией вопроса политической подготовки национальных меньшинств. В заключении статьи представлен вывод о двойственности задач (советских и международных), поставленных партией перед Коммунистическим университетом национальных меньшинств Запада и их практическим решением за время ректорства Мархлевского.
Ключевые слова: КУНМЗ, М.Я. Фрумкина, Коминтерн, История СССР, национальные меньшинства, Ю.Ю. Мархлевский
Educational and political preparation of extraterritorial minorities
of the West in the USSR. The experience of the Communist University of national minorities of the West: (1921-1925). Part 1
OLEG DMITRIEVICH PAVLOV
postgraduate, Department of Russian History of the 20th-21st centuries, History Faculty, Moscow State University.
119192, Moscow, Lomonosovsky Prospekt, 27, Building 4
e-mail: odpavlov@mail.ru
Abstract. The focus of this article is the history of the Communist University of National Minorities of the West (KUNMZ), a unique institution of higher education designed to train party workers from among the extraterritorial minorities living in the European part of the RSFSR (Jews, Germans, Poles, Lithuanians, Estonians, Finns), as well as foreign communists. The chronological framework of the study is limited to the first five years of the university, when the rector of KUNMZ was a well-known figure in the international revolutionary movement, Yu. Markhlevsky. Based on the archival sources of the Russian State Historical and Political Society (fond 529), many of which are being introduced into scientific circulation for the first time, the events associated with the creation of the university of national minorities of the West are analyzed: the activities of the commission for the organization of KUNMZ, the formation of the administrative structure of the university and the system of national sectors, the formation of the Petrograd branch of KUNMZ, and the inauguration of
Yu. Markhlevsky as the rector of the university. The relationship between the interethnic and international policy of the Soviet state and the actualization of the issue of political training of national minorities is separately traced. In conclusion, the article presents a statement about the duality of the tasks (Soviet and international) set by the party before the Communist University of National Minorities of the West and their practical solution during the rectorship of Marchlewski.
Keywords: KUNMZ, M. Frumkina, Comintern, History of the USSR, national minorities, J. Marchlewski
Введение
История СССР неразрывно связана с историей коммунистической партии. Всеобъемлющая характеристика роли партии в жизни советского общества была дана в тексте Устава КПСС в редакции 1971 года: «Коммунистическая партия прошла славный путь борьбы, привела рабочий класс и трудящихся крестьян к победе Великой Октябрьской социалистической революции, установлению диктатуры пролетариата в СССР» [1, с. 104]. Невозможно переоценить то влияние, которое партия оказывала на повседневную жизнь обычных советских людей.
В 1920-х гг. уровень образования и политической грамотности региональных партийных руководителей был далек от совершенства. На всесоюзном совещании руководителей Рабоче-крестьянской инспекции и представителей Контрольной комиссии РКП(б), прошедшем в феврале 1924 года в Москве, было установлено, что подавляющая часть делегатов Контрольной комиссии (70%) имела «низшее» образование, а высшее образование получили только 2% представителей комиссии [3, с. 101].
В 1921 году в Москве на X съезде РКП(б) проблеме повышения квалификации партийных кадров было отведено одно из центральных мест. В проекте тезисов к докладу «Главполитпро-свет и агитационно-пропагандистские задачи партии» была дана меткая характеристика партийной молодежи: «широко распространенный тип невежественного всезнайки, считающего излишним серьезное изучение марксистской теории» [4, с. 632]. В качестве практических шагов по повышению уровня партийного образования, резолюция съезда, принятая на вечернем заседании 15 марта, предусматривала: «кроме организаций 2-годичного курса партийного университета, 4-х университетов повышенного и областных совпартшкол выше губернского типа, в каждом губернском городе иметь хорошо поставленную совпартшколу с двумя-тремя выпусками в год и не менее чем в половине уездов республики организовать уездные совпартшколы по сокращенной программе...» [5, с. 572]. Данное постановление санкционировало создание разветвленной сети советских-партийных школ - специализированных учебных заведений, предназначенных для повышения квалификации партийных работников. Коммунистическим университетам в этой классификации отводилась роль совпартшкол повышенного типа, в чьи задачи входила подготовка руководящих
работников центральных и местных партийных организаций.
Заметим, что на X съезде РКП(б) был впервые поставлен вопрос о функционировании партийных организаций, которые «ведут свою работу среди национальных меньшинств» [6, с. 58]. В своем докладе секретарь ЦК РКП(б) Н.Н. Крестинский отметил «работу по организации университета трудящихся Востока (КУТВ); этот университет будет иметь программу, приближающуюся к Свердловскому университету, но будет обслуживать по преимуществу товарищей из тюркских республик и восточных окраинных областей Советской России» [6, с. 58]. КУТВ предстояло стать первым коммунистическим университетом, созданным с целью обучения национальных меньшинств. Кроме того, Н.Н. Крестинский упомянул пропагандистскую работу, которую проводили национальные бюро ЦК среди экстерриториальных меньшинств Запада: «беженцев-эмигрантов, поляков, эстонцев, латышей и литовцев, которые проживают на территории РСФСР» [6, с. 58]. Несколько месяцев спустя, опираясь на опыт университета трудящихся Востока и партийные школы национальных бюро, в ЦК РКП(б) началась работа по созданию высшего учебного заведения для представителей «западных национальностей» - Коммунистического университета национальных меньшинств Запада (КУНМЗ).
Хронологические рамки настоящего исследования затрагивают «начальный» период в истории университета национальных меньшинств Запада. Отправной точкой в истории КУНМЗ стала деятельность комиссии по организации университета, сформированной при агитационно-пропагандистском отделе ЦК в октябре 1921 года. В ходе своей работы комиссия разработала 2 важнейших документа - Постановление СНК «О Коммунистическом университете национальных меньшинств Запада» [7, л. 7], подписанное В.И. Лениным 28 ноября 1921 года, и Положение о КУНМЗ, ставшее уставным документом учебного заведения [7, л. 24-28.]. На должность ректора комиссией был намечен Ю.Ю. Мархлевский, ректорство (1922 - 1925 гг.) которого стало первым этапом в истории КУНМЗ.
Источники
Основные документы, касающиеся истории КУНМЗ, сохранились в хранилищах Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). 529-й фонд архива содержит свыше 8200 дел, охватывающих практически все аспекты деятельности университе-
та. Так, протоколы заседаний Правления КУНМЗ проливают свет на механизм функционирования университетской администрации [8]. На своих еженедельных заседаниях члены Правления коллегиально рассматривали все текущие вопросы университетской жизни: изменения в учебном процессе, организацию практической работы студентов, материальное положение университета и меры по его улучшению, воспитательную работу с обучающимися. Принятые на собраниях решения становились основой для формирования ректорских Приказов - нормативных документов, регламентирующих порядок работы КУНМЗ.
Международная деятельность университета нашла свое отражение в материалах переписки университета с Исполкомом Коминтерна (ИККИ) [9] и Центральными комитетами республиканских компартий [10]. Документы ИККИ (ходатайства, обращения, письма) приоткрывают завесу «секретной» деятельности КУНМЗ: создание «зарубежных» секторов университета, обучение иностранных студентов навыкам подпольной работы, распределение учащихся на «закордонную работу» и т.п.
При реконструкции социально-бытовой стороны университетской жизни незаменимую помощь оказывают материалы периодической печати. Печатным органом КУНМЗ являлся журнал «Красный Западник» [11], издававшийся в университетской типографии с 1924 по 1929 гг. В тематическом отношении статьи журнала поражают разнообразием: актуальные публикации национальных авторов, письма от выпускников, заметки о деятельности кружков и спортивных секций, аналитические сообщения о политических событиях в СССР и международной обстановке. Эти материалы по истории повседневности, написанные живым языком, дополняют сведения, полученные из сдержанных делопроизводственных документов.
Историография
На протяжении длительного времени, в связи с безраздельным господством идеологического тезиса об окончательном решении «национального вопроса», проблема подготовки национальных кадров оставалась вне поля зрения советских исследователей. Лишь в конце 80-ых годов, в результате ослабления идеологического контроля, историки получили возможность обратиться к исследованию образовательного аспекта межнациональных отношений. В 1988 году в стенах Московского Государственного Университета была защищена диссертация Н.Н. Тимофеевой, посвящённая истории Коммунистического университета трудящихся Востока [12]. Опираясь на материалы периодических изданий 1920-ых годов, Н.Н. Тимофеева попыталась реконструировать различные стороны образовательного процесса в КУТВ, студенческий и преподавательский состав, а также затронула
вопрос о международном значении университета.
Существенное влияние на развитие историографии вопроса оказала архивная революция. Благодаря вводу в научный оборот новых архивных источников, в последние десятилетия появились работы, которые значительно расширили наше представление о системе национального партийного образования. Отдельно стоит отметить исследования Д.А. Спичак [13, с. 3-11.], Е.В. Панина [14, с. 4-18.] и Е. Фаня [15, с. 5-15.], посвященные партийной подготовке коммунистов «восточных национальностей».
В отличие от КУТВ, коммунистический университет трудящихся Запада, пока не получил в историографии своего комплексного осмысления. Однако, в последнее время появляются публикации, затрагивающие отдельные аспекты истории КУНМЗ. Так, в статье А.А. Силкина рассматривается вопрос о роли, которую университет сыграл в подготовке партийной элиты коммунистической Югославии [16, с. 207]. Также, стоит отметить обширную статью О.В. Корчагина, в которой скрупулёзно восстановлена деятельность Ленинградского отделения КУНМЗ по подготовке финских и прибалтийских коммунистических кадров [17, с. 119]. Однако, несмотря на наличие данных публикаций, в историографии КУНМЗ можно констатировать известную фрагментарность.
Комиссия по организации КУНМЗ и итоги её работы
29 августа 1921 года, на заседании Оргбюро ЦК РКП(б), впервые был поднят вопрос «об организации университета народов Запада». Постановление, принятое по итогам заседания, и подписанное ответственным секретарем ЦК В.М. Молотовым, предписывало: «1. Наркомнацу и Главполитпросвету проработать вопрос о необходимости создания центральной школы для народов, которые объединяются в предложении совещания названием Запада» [7, л. 1].
Подобное внимание советского руководства к подготовке национальных кадров вряд ли можно назвать случайным. X съезд РКП(б) в своих резолюциях по национальному вопросу утвердил курс на ликвидацию «культурной отсталости» нерусского населения РСФСР. В этом контексте вопрос о создании национальных партийных школ был одним из элементов корениза-ции - политики, направленной на выдвижение национальных кадров.
Выступая на всесоюзном совещании коммунистических вузов, М.Я. Фрумкина, член комиссии по организации КУНМЗ, дала развернутую характеристику «культурной отсталости» национальных окраин: «сравнительно малый процент пролетариата или полное его отсутствие, преобладание в классовой структуре мелкобуржуазных элементов, крестьянства и мещанства, немногочисленность и молодость партийного
авангарда, слабость пролетарской интеллигенции, большее чем в русском народе влияние буржуазии, буржуазной интеллигенции, духовенства, большая культурность и приспособляемость буржуазии, наличие националистических и шовинистских настроений, хозяйственная отсталость - благоприятная обстановка для идеологических шатаний» [18, л. 22-23.].
Еще одна причина, актуализировавшая создание подобных учебных заведений, заключалась в том беспрецедентном значении, которое большевики уделяли идее мировой революции. «Мы и начали наше дело исключительно в расчёте на мировую революцию», - утверждал В.И. Ленин в 1920 году [19, с. 1]. Однако, для осуществления мировой революции советскому руководству требовались «подготовленные солдаты» - члены зарубежных коммунистических партий, прошедшие обучение в СССР. И эта ответственная задача также оказалась возложена на национальные коммунистические университеты, которые, по сути, становились учебными центрами Коминтерна. «По существу с самого начала имелась важнейшая задача (хоть и не озвученная официально) - обучение кадров братских партий...» - констатирует в своих воспоминаниях М.Я. Фрумкина [20, л. 4], впоследствии ставшая ректором КУНМЗ.
Осенью 1921 года, во исполнении решения Оргбюро «О создании специального учебного заведения для народов Запада», при отделе агитации и пропаганды ЦК РКП(б) было образовано специально совещание. В состав комиссии по организации КУНМЗ вошли представители национальных секций при ЦК РКП(б), сотрудники отдела агитации и пропаганды, ректор Коммунистического университета трудящихся Востока Г.И. Бройдо. Председателем комиссии был утвержден заместитель заведующего отдела агитации и пропаганды К.А. Попов. На своих заседаниях, проходивших как правило дважды в месяц, комиссия занималась выработкой общих принципов организации будущего университета. Так, на первом заседании комиссии, которое состоялось 21 октября 1921 года, была сформулирована основная задача создаваемого университета: «организовать подготовку партийных и советских работников на их родном языке» [7, л. 2].
Решение об организации образовательного процесса на национальных языках студентов КУНМЗ было принято в ходе ожесточенных дискуссий, и вызывало немало возражений, ставивших под сомнение необходимость создания университета. Так, на одном из заседаний ответственный работник ЦК, оставшийся неизвестным, заявил: «Все евреи и латыши понимают по-русски и могут учиться в Университете имени Свердлова» [11, с. 5]. М.Я. Фрумкина, присутствовавшая на совещаниях в качестве представителя Центрального бюро еврейской секции при
ЦК, активно протестовала против подобной «русификации» подготовки национальных кадров: «Нужно было разъяснять, что далеко не все говорят по-русски, и что даже если студенты говорят, то массы уж конечно нуждаются в работе на родном языке, а чтобы хорошо вести эту работу в особенности пропаганду, будущие работники должны и учиться на языке этих масс» [11, с. 5]. В итоге, данная аргументация возымела успех. Постановление очередного заседания комиссии утвердило создание ряда языковых секторов будущего учебного заведения: «Университет открывает следующие языковые отделы основного курса: латышский, еврейский, немецкий, литовский, польский, венгерский, югославянский, эстонский, чехословацкий» [7, л. 2].
Сектора КУНМЗ были образованы на базе центральных партийных школ, существовавших при национальных секциях ЦК еще до момента появления планов по созданию университета народов Запада. В конце 1920 года политическими эмигрантами из Литвы была создана литовская совпартшкола. Несколько месяцев спустя, в Москве были созданы латвийская и еврейская совпартшколы. К лету 1921 года, во многом из-за финансовых выгод, которые обеспечивались ведением общего хозяйства, три национальных учебных заведения были слиты в одну «Объединенную Литовско-Еврейско-Ла-тышскую совпартшколу». Осенью 1921 года, в процессе организации КУНМЗ, к объединенной школе присоединились немецкая и польская совпартшколы [11, с. 4]. Так, появились первые национальные сектора будущего Коммунистического университета национальных меньшинств Запада.
Важнейшей вехой в становлении КУНМЗ было постановление СНК от 28 ноября 1921 года. Данное постановление закрепило главную черту национального университета - преподавание на родных языках учащихся, и юридически приравняло положение КУНМЗ к университету им. Я. Свердлова, главному партийному вузу страны: «1. Для подготовки политических работников среди трудящихся масс Запада, населяющих РСФСР, при Наркомпросе учреждается, на основаниях равных с Коммунистическим Университетом им. Свердлова, КУНМЗ с преподаванием на языках учащихся 2. В отношении всех видов довольствия сотрудников, студентов и преподавателей, а равно и оплаты труда последних, КУНМЗ приравнивается к Университету им. Я.М. Свердлова. Председатель СНК СССР В. Ульянов (Ленин)» [7, л. 7].
Постановление СНК РСФСР «О создании КУН-МЗ» стало катализатором дальнейшего развития университета, сопряженного с разветвлением его административно-учебного аппарата. В декабре 1921 года на очередном заседании организационной комиссии при отделе агитации и пропаганды ЦК РКП(б) был поднят вопрос о при-
соединении к КУНМЗ трёх партийных школ (латышской, финской, эстонской), расположенных в Петрограде. Сотрудник Главполитпросвета Кантор Р.М., ранее командированный в «северную столицу» для обследования национальных совпартшкол, описывал их состояние следующем образом: «учебная работа была поставлена по-разному. Руководство из центра было очень слабое. Кроме того, все эти школы имели громоздкие, дорогостоящие аппараты и здания» [7, л. 9]. В целях унификации образовательных программ и экономии материальных ресурсов, Петроградский губернский комитет РКП(б) считал целесообразным объединить национальные партийные школы в местное отделение КУНМЗ: «На объединенном совещании в Питере по вопросу о школах высказывались за превращение школ в филиальное отделение организуемого в Москве Университета Запада» [7, л. 9]. Несмотря на возражения со стороны М.Я. Фрумкиной, связанные с ограниченностью университетских материальных ресурсов, Главполитпросвет поддержал позицию Петроградского губкома.
В Москве в то же время завершалось создание основного отделения КУНМЗ. 4 января 1922 года на заседании организационной комиссии при ЦК РКП(б) были приняты два ключевых кадровых решения. На пост ректора КУНМЗ комиссия планировала назначить знаменитого польского коммуниста и деятеля германского и русского революционного движения Ю.Ю. Мархлевского [7, л. 10].
Кандидатуру Ю.Ю. Мархлевского вряд ли можно назвать случайной. Всю свою жизнь Мархлевский посвятил революционной борьбе в странах центральной и восточной Европы, был членом Коммунистической партии Германии и Социал-демократии Королевства Польского и Литвы, возглавлял временный польский ревком в 1920 году, участвовал в создании Коминтерна и Международной организации помощи борцам революции (МОПР). Назначение Мархлевского лишний раз подчеркивало взаимосвязь между КУНМЗ и Коминтерном, одним из учебных центров которого, по существу, предстояло стать университету.
Не менее важным для университета было и второе кадровое назначение. В должности председателя временного правления КУНМЗ была утверждена М.Я. Фрумкина [7, л. 10]. Фрумкина была женщиной незаурядной судьбы. Родившись в еврейской буржуазной семье в 1880 году, М.Я. Фрумкина рано встала на путь революционной борьбы и уже в 17 лет присоединилась к минской организации Бунда. М.Я. Фрумкина была активной идишисткой, активно пропагандировала использование языка идиш для преподавания в средней школе. После ликвидации Бунда в 1921 году Фрумкина перешла в РКП(б). Будучи руководителем центрального бюро еврейской секции при ЦК, она оказывала всемерную поддержку,
открывшейся летом 1921 года объединенной Литовско-Еврейско-Латышской совпартшколе. Когда осенью 1921 года при агитпропе ЦК возникло совещание по вопросу организации университета народов Запада, М. Я. Фрумкина стала одним из самых активных ее участников. Ее авторству принадлежат многочисленные проекты университетского устава, организационная структура КУНМЗ, многочисленные методические разработки. Во время ректорства Ю.Ю. Мархлевского, Фрумкина, занимающая в те годы пост проректора по учебной работе, была фактическим руководителем университета. В 1925 году, после кончины Ю. Мархлевского вследствие затяжной болезни, ей было суждено стать вторым и последним ректором Коммунистического университета национальных меньшинств Запада.
Университетская администрация и национальные сектора
В феврале 1922 года Главполитпросвет утвердил положение о «Коммунистическом Университете Национальных Меньшинств Запада», ставшее уставом учебного заведения [7, л. 2428]. В данном документе была зафиксирована структура органов университетского управления, и в общих чертах проводилось размежевание между ними. Во главе КУНМЗ стоял ректор, утверждаемый ЦК РКП(б) [7, л. 24]. Ректор КУН-МЗ обладал широким спектром полномочий и являлся высшей инстанцией при решении всего спектра вопросов образовательного, хозяйственного и административного характера. Кроме того, ректор возглавлял университетскую партийную организацию. При ректоре на правах коллегии состояло правление КУНМЗ (Малый совет) [7, л. 24-25.]. В состав Правления входили: проректор по учебной части, заведующий административно-хозяйственной частью, заведующие секторами, секретарь бюро партийной ячейки, секретарь профкома, два представителя от преподавателей и секретарь. Правление должно было регулярно собираться для принятия решений по текущим вопросам жизни университета.
Учебная часть КУНМЗ подчинялась проректору по учебной работе и состояла из нескольких коллегиальных органов управления, имевших разный функционал. Так, университетский учебный совет объединял «работу Советов секторов, обсуждал и утверждал программы занятий, лекций, кружковых работ, экскурсий и проч. Выдвигал заведующих предметными секциями, обсуждал отчеты Отделов учебной части, секторов, предметных комиссий и т.п.» [7, л. 25-26.].
Ещё одним структурным подразделением учебной части была центральная методическая комиссия, отвечавшая за выработку оптимальных приемов педагогической работы. Если в своей деятельности учебный совет стремился найти ответ на вопрос чему учить, то методиче-
ская комиссия была призвана разъяснить преподавателям отдельных дисциплин каким образом организовать процесс обучения.
Минимальными подразделениями учебной части были предметные комиссии (кафедры), которые объединяли всех преподавателей определенной группы дисциплин. К примеру, комиссия по политической экономии объединяла преподавателей экономических дисциплин: «теории политической экономии, истории экономических учений, методологии политической экономии, статистики, экономической географии, современного хозяйства России в связи с экономикой переходного времени, аграрного вопроса и аграрной политики» [9, л. 52]. Первоначально, в 1922 году было образовано всего 5 предметных комиссий: политической экономии, истории, философии, языковедения и естественно-математического цикла. В дальнейшем, в связи с усложнением университетских образовательных программ количество комиссий неуклонно возрастало. В задачи предметных комиссий входила разработка программ, тезисов, конспектов, формирование списка необходимых книг, таблиц, диаграмм, а также иных учебных пособий, рецензирование новейшей научной литературы.
Совершенно особенное место в структуре учебной организации КУНМЗ занимали национальные сектора. Сектор объединял всех студентов и преподавателей по национальному признаку для построения образовательного процесса на родном языке учащихся [7, л. 26]. Каждый сектор осуществлял отбор абитуриентов, руководил практической работой студентов, а также был ответственен за распределение выпускников на работу. Учебной, административной и финансовой работой сектора руководил его заведующий. Кандидатура руководителя сектором первоначально утверждалась на заседании Центрального Бюро национальной секции при ЦК РКП(б), после чего следовал приказ ректора КУНМЗ о назначении заведующего. Как правило, заведующий сектором был авторитетным партийцем-националом, которому поручалась «организационно-воспитательная работа в секторе на тех же началах, как ректору во всем Университете» [22, л. 82]. За 15 лет существования КУНМЗ разными секторами университета руководили такие видные деятели международного революционного движения, как основатель компартии Литвы Винцас Мицкявичюс-Капсу-кас, основоположник Коммунистической партии Финляндии Сирола Юрьё Элиас, венгерский революционер Шандор Сиклаи, военный комиссар Литовской Социалистической Республики Расикас Рафаил Степанович, лидер коммунистического движения Черногории Брацан Брацано-вич, первый полномочный представитель БССР при правительстве РСФСР Михаил Иванович Мороз и др.
К моменту принятия СНК СССР декрета о соз-
дании Коммунистического университета национальных меньшинств Запада 28 ноября 1921 года, в КУНЗ существовало 5 секторов (литовский, латышский, польский, еврейский, немецкий), образованных на базе соответствующих партийных школ. В 1922 году, к университету присоединились три петроградских сектора (финский, эстонский и второй латышский) и румынский, который располагался в Москве. Открытие нового национального отделения начиналось с соответствующего запроса в правление КУНМЗ со стороны зарубежной коммунистической партии. Затем, следовало детальное обсуждение проекта создания нового сектора, в котором принимали участие представители университета, члены агитационно-пропагандистского отдела ЦК и Исполкома Коминтерна. Согласованный проект в форме постановления утверждался на заседании Оргбюро ЦК, и таким образом, процесс юридического оформления нового сектора завершался.
Начиная с лета 1922 года, когда Ю.Ю. Мархлевский официально приступил к исполнению обязанностей ректора КУНМЗ [9, л. 39], и вплоть до его кончины в марте 1925 года, в университете было создано ещё три новых сектора. В 1923 году по инициативе ЦК Коммунистической партии Белоруссии, в университете открылся белорусский сектор, заведующим которого был назначен М.И. Мороз, полномочный представитель БССР при правительстве РСФСР [10, л. 22]. Год спустя в КУНМЗ появился первый сектор, рассчитанный исключительно на иностранных студентов. Необходимо отметить, что среди студентов университета соотношение граждан РСФСР, принадлежащих к числу экстерриториальных меньшинств Запада (немцы, евреи, литовцы, латыши и др.), и иностранных поданных тех же национальностей (беженцы и военнопленные, политэмигранты и др.) изначально было примерно равным. Например, на немецком секторе за соседними партами обучались, как студенты, командированные в КУНМЗ из национальных районов немцев Поволжья, так и члены коммунистической партии Германии, специально приехавшие в Россию для получения образования. Однако, рост коммунистического движения в Европе обусловил необходимость создания ряда «иностранных» секторов.
Испытывая чувствительные потери в результате поражения сентябрьского восстания 1923 года, болгарская компартия на очередном заседании Исполкома Коминтерна подняла вопрос об открытии собственного национального сектора [23, л. 83]. Данное предложение получило всемерную поддержку, и уже осенью 1924 года, первые 17 болгарских коммунистов были зачислены в университет на вновь образованный болгарский сектор. В это же время, в КУНМЗ шла активная работа по открытию югославского отделения [10, л. 39]. По инициативе Исполко-
ма Коминтерна в университете планировалось открыть югославский сектор, который, также, как и болгарский, должен был готовить кадры исключительно для «работы за рубежом».
В самый разгар работы по созданию югославского отделения, в марте 1925 года, находясь на лечении в Италии, скончался первый ректор университет Ю. Ю. Мархлевский. Необходимо отметить, что в последний год своего пребывания на посту руководителя университета, Ю.Ю. Мархлевский фактически не принимал активного участия в его работе. Так, в письме от 18 августа 1924 года, адресованном в Оргбюро ЦК РКП(б), М.Я. Фрумкина прямо указывала на вынужденное самоустранение ректора от университетской работы: «Ректор нашего Университета т. Мархлевский уже очень давно вследствие болезни в университете не работает» [10, л. 55]. Напряженная работа в качестве ректора университета, совмещаемая с председательством в Международной организации помощи борцам революции (МОПР), негативно сказалась на состоянии здоровья Ю.Ю. Мархлевского. Зимой 1925 года Мархлевский направился на климатическое лечение в итальянскую коммуну Нерви, расположенную около Генуи. 22 марта сердце Ю.Ю. Мархлевского остановилось. 25 марта 1925 года в КУНМЗ прошел траурный вечер, посвященный памяти первого ректора университета. На объединенном заседании правления и бюро ячейки было принято решение направить ходатайство в ЦК РКП(б) по вопросу присвоения университету имени Ю.Ю. Мархлевского [24, л. 12]. С организации мемориальных мероприятий в честь первого ректора КУНМЗ, начиналась «эпоха» М.Я. Фрумкиной, второго и последнего руководителя Коммунистического университета национальных меньшинств Запада, чья жизнь была неразрывна связана с судьбой университета весь период его существования.
Заключение
Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, открывшийся в 1921 году в Москве, относился к уникальному типу партийных учебных заведений. Создание университета было во-многом обусловлено переплетением советской внутренней и внешней политикой. Коренизация национальных районов, а также оптимистичные прогнозы относительно
Литература и источники
близости мировой революции заставляли партийное руководство большое внимание уделять проблеме подготовки национальных кадров. В соответствии с поставленными задачами, университет осуществлял подготовку студентов из среды советских национальных меньшинств, проживающих на Западе РСФСР (немцы, литовцы, латыши, евреи и др.), а также иностранных поданных соответствующих национальностей. И хотя «иностранная» составляющая никогда широко не освещалась в конспиративных целях, руководство университета повышенное внимание уделяло «закордонной работе».
Для проведения практических мероприятий по созданию университета, в октябре 1921 года при агитационно-пропагандистском отделе ЦК РКП(б) была создана специальная комиссия. За четыре месяца своей работы комиссия сумела подготовить проект Постановления СНК «О Коммунистическом университете национальных меньшинств Запада», выработать университетский устав, сформировать структуру административной и учебной части и осуществить важнейшие кадровые назначения. Ректором КУНМЗ стал Ю.Ю. Мархлевский, именитый представитель мирового революционного движения. Его правой рукой, с первых дней связавшей свою судьбу с университетом национальных меньшинств Запада, стала М.Я. Фрумкина, выдающийся еврейский педагог, публицист, идишист.
На протяжении первой половины 1920-ых годов университет стремительно расширялся. Зимой 1922 года в результате слияния петроградских национальных партийных школ КУНМЗ обзавелся петроградским филиалом, состоящим из 3 секторов (латышский, эстонский, финский). В 1923 году в университете при содействии ЦК Белоруссии открылось белорусское отделение. Развитие мирового коммунистического движения актуализировало создание секторов, предназначенных исключительно для работы с иностранными студентами. В 1924 году был открыт болгарский сектор, а осенью 1925 - югославский. В марте 1925 года, находясь на лечении за рубежом, скончался первый ректор университета, Ю.Ю. Мархлевский. Началась новая эпоха, связанная с ректорством М.Я. Фрумкиной, последнего руководителя университета.
1. Устав Коммунистической партии Советского Союза // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1986. Т. 12. С. 104-122.
2. О приеме рабочих от станка в партию // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1984. Т. 3. С. 184-188.
3. Стенографический отчет Всесоюзного Совещания руководителей РКИ и представителей Контрольных Комиссий РКП(б) 3-4 февраля 1924 г. / Народный Комиссариат Раб.-Крестьян. Инспекции СССР. М.: Общее Упр. НКРКИ СССР, 1924. 213 с.
4. Главполитпросвет и агитационно-пропагандистские задачи партии // Протоколы X съезда РКП(б). М.: Партийное издательство, 1933. С. 626-634.
5. О главполитпросвете и агитационно-пропагандистских задачах партии // X съезд РКП(б). М.: Партийное издательство, 1933. С. 569-673.
6. Заседание второе // X съезд РКП(б). М.: Партийное издательство, 1933. С. 23-68.
7. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 529. Оп. 1. Д. 1.
8. РГАСПИ. Ф. 529. Оп. 1. Д. 2.
9. РГАСПИ. Ф. 529. Оп. 1. Д. 3.
10. РГАСПИ. Ф. 529. Оп. 1. Д. 9.
11. Фрумкина М.Я. Пять лет // Красный западник. 1927. № 11-12. С. 2-9.
12. Тимофеева Н.Н. Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ) — центр идейной подготовки коммунистических и революционных кадров Востока.: дис. канд. ист. наук: 07.00.04. М., 1988. 201 с.
13. Спичак Д.А. Красный авангард Кремля: революционеры Китая в московских школах Коминтерна: (19211939). М.: Вече, 2012. 287 с.
14. Панин Е.В. Создание и функционирование советских высших учебных заведений для национальных меньшинств. 1920-1930-е годы.: дис. канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2012. 242 с.
15. Е Фань. Кузница маршалов и революционеров. Подготовка военно-политических кадров для Китая в Советском Союзе 1920-1930-е гг. М.: Весь мир, 2020. 272 с.
16. СилкинА.А. ЮгославскийсекторКУНМЗкак зеркалосоветской действительности и прообразтитовской Югославии 1925-1936 гг. // Вместе в столетии конфликтов. Россия и Сербия в XX веке. Сб. ст. по материалам докладов конференции «Вместе в столетии конфликтов. Россия и Сербия. 1915 - 1945 - 1995», 7-8 сентября 2015 г. / М., 2016. С. 207-230.
17. Корчагин О.В. Ленинградское отделение Коммунистического университета национальных меньшинств Запада (1920-е гг.) // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. № 19. / Спб., 2019. С. 119-142.
18. РГАСПИ. Ф. 529. Оп. 1. Д. 35.
19. Ленин В.И. Речь на торжественном заседании пленума Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, МК РКП(б) и МГСПС, посвященном 3-ей годовщине Октябрьской революции // Полное собрание сочинений. 5-е изд. М., 1974. Т. 42. С. 1-6.
20. РГАСПИ. Ф. 529. Оп. 1. Д. 114.
21. РГАСПИ. Ф. 529. Оп. 1. Д. 63.
22. РГАСПИ. Ф. 529. Оп. 1. Д. 26.
23. РГАСПИ. Ф. 529. Оп. 1. Д. 79.
24. РГАСПИ. Ф. 529. Оп. 1. Д. 20.
References
1. Ustav Kommunisticheskoi partii Sovetskogo Soyuza [Charter of the Communist Party of the Soviet Union]. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s'ezdov, konferentsii i plenumov TsK [The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenary sessions of the Central Committee]. Moscow, 1986, Vol. 12, pp. 104-122.
2. O prieme rabochikh ot stanka v partiyu [About the acceptance of workers from the machine to the party]. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konferentsii i plenumov TsK [The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenary sessions of the Central Committee]. Moscow, 1984, Vol. 3, pp. 184-188.
3. Stenograficheskii otchet Vsesoyuznogo Soveshchaniya rukovoditelei RKI i predstavitelei Kontrol'nykh Komissii RKP(b) 3-4 fevralya 1924 g. [Report of the All-Union Conference of the leaders of the Workers' and Peasants' Inspection and representatives of the Control Commissions of the RCP(b), February 3-4, 1924.]. Narodnyi Komissariat Rab.-Krest'yan. Inspektsii SSSR [People's Commissariat of Workers' and Peasants' Inspection of the USSR.]. Moscow, Obshchee Upr. NKRKI SSSR Publ., 1924, 213 p.
4. Glavpolitprosvet i agitatsionno-propagandistskie zadachi partii [Glavpolitprosvet and propaganda tasks of the party]. Protokoly X s"ezda RKP(b) [Protocols of the 10th Congress of the RCP(b)]. Moscow, Partiinoe izdatelstvo, 1933, pp. 626-634.
5. O glavpolitprosvete i agitatsionno-propagandistskikh zadachakh partii [About Glavpolitprosvet and propaganda tasks of the party]. Protokoly X s"ezda RKP(b) [Protocols of the 10th Congress of the RCP(b)]. Moscow, Partiinoe izdatelstvo, 1933, pp. 569-673.
6. Zasedanie vtoroe [The second session]. Protokoly X s"ezd RKP(b) [Protocols of the 10th Congress of the RCP(b)]. Moscow, Partiinoe izdatelstvo, 1933, pp. 23-68.
7. Russian State Archive of Social and Political History (RGASPI). F. 529. Op. 1. D. 1.
8. RGASPI. F. 529. Op. 1. D. 2.
9. RGASPI. F. 529. Op. 1. D. 3.
10. RGASPI. F. 529. Op. 1. D. 9.
11. Frumkina M.Ya. Pyat' let [5th anniversary]. Krasnyi zapadnik [Red westerner], 1927, no. 11-12, pp. 2-9.
12. Timofeeva N.N. Kommunisticheskii universitet trudyashchikhsya Vostoka (KUTV) — tsentr ideinoi podgotovki kommunisticheskikh i revolyutsionnykh kadrov Vostoka [The Communist University of the Workers of the East (KUTV) — the center for the ideological training of communist and revolutionary revolutionaries of the East]. Dissertation of a candidate of historical sciences: 07.00.04, Moscow, 1988, 201 p.
13. Spichak D.A. Krasnyi avangard Kremlya: revolyutsionery Kitaya v moskovskikh shkolakh Kominterna: (1921-1939) [The Kremlin's Red Vanguard: Chinese Revolutionaries in Moscow's Comintern Schools (1921-1939)]. Moscow, Veche, 2012, 287 p.
14. Panin E.V. Sozdanie i funktsionirovanie sovetskikh vysshikh uchebnykh zavedenii dlya natsional'nykh men'shinstv. 1920-1930-e gody. [The establishment and functioning of Soviet higher education institutions for national minorities. 1920-1930s]. Dissertation of a candidate of historical sciences: 07.00.02, Moscow, 2012. 242 s.
15. E. Fan'. Kuznitsa marshalov i revolyutsionerov. Podgotovka voenno-politicheskikh kadrov dlya Kitaya v Sovetskom Soyuze 19201930-e gg [Forge of Marshals and Revolutionaries. Training of Military and Political Personnel for China in the Soviet Union in the 1920s-1930s]. Moscow, Vesmir, 2020. 272 p.
16. Silkin A.A. Yugoslavskii sektor KUNMZ kak zerkalo sovetskoi deistvitel'nosti i proobraz titovskoi Yugoslavii 1925-1936 gg. [The Yugoslav sector of KUNMZ as a mirror of Soviet reality and a prototype of Tito's Yugoslavia of 1925-1936 years]. Vmeste v stoletii konfliktov. Rossiya i Serbiya v XX veke. Cb. ct. po materialam dokladov konferentsii "Vmeste v stoletii konfliktov. Rossiya i Serbiya. 1915 - 1945 - 1995", 7-8 sentyabrya 2015 g. [Together in a Century of Conflicts. Russia and Serbia in the 20th Century. Collection of articles based on the reports of the conference "Together in a Century of Conflicts. Russia and Serbia. 1915-1945-1995", September 7-8, 2015.]. Moscow, 2016, pp. 207-230.
17. Korchagin O.V. Leningradskoe otdelenie Kommunisticheskogo universiteta natsional'nykh men'shinstv Zapada (1920-e gg.) [Leningrad branch of the Communist University of National Minorities of the West (1920s)]. Trudy kafedry istorii Novogo i noveishego vremeni [Proceedings of the Department of Modern and Contemporary History]. No. 19 St. Petersburg., 2019, pp. 119-142.
18. RGASPI. F. 529. Op. 1. D. 35.
19. Lenin V.I. Rech' na torzhestvennom zasedanii plenuma Moskovskogo soveta rabochikh, krest'yanskikh i krasnoarmeiskikh depu-tatov, MK RKP(b) i MGSPS, posvyashchennom 3-ei godovshchine Oktyabr'skoi revolyutsii [Speech at the ceremonial meeting of the plenum of the Moscow Council of Workers, Peasants and Red Army Deputies, the Moscow Council of the RCP(b) and the Moscow City Council of Trade Unions, dedicated to the 3rd anniversary of the October Revolution]. Polnoe sobrani sochinenii. 5-e izd. Moscow, 1974, Vol. 42., pp. 1-6.
20. RGASPI. F. 529. Op. 1. D. 114.
21. RGASPI. F. 529. Op. 1. D. 63.
22. RGASPI. F. 529. Op. 1. D. 26.
23. RGASPI. F. 529. Op. 1. D. 79.
24. RGASPI. F. 529. Op. 1. D. 20.
© «Клио», 2024 © Павлов О.Д., 2024