Научная статья на тему 'Образованность как ценность и критерий социокультурной идентичности личности'

Образованность как ценность и критерий социокультурной идентичности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
566
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАННОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / IDENTITY / EDUCATED / VALUE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поспелова Татьяна Павловна

Исследована проблема идентичности в современном обществе. Определена роль образования в ее разрешении. Дан анализ образованности как ценности и критерия идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATED AS THE VALUE AND THE CRITERION OF PERSONS SOCIO-CULTURED IDENTITY

In the article produce reasons about problem of identity in contemporary society. Defined the education role in its solve. The article analysed educated as the value and the criterion of identity.

Текст научной работы на тему «Образованность как ценность и критерий социокультурной идентичности личности»

ных этапах его исторического развития, воплощает лучшие национальные качества народного характера, имеет свои специфические эстетические нормы и выполняет воспитательную функцию, развивая народное самосознание.

Традиции имеют значение не сами по себе, а как та кровная часть, живущая внутри целого, благодаря которой воссоздается картина бытия народа, целостность исторического бытия целостностью миросозерцания народа.

Итак, наряду с эмпирическими знаниями и здравым смыслом важным структурным элементом обыденного сознания выступают этнические традиции. Хотя народ и не является единственным носителем обыденного сознания, тем не менее основная масса обыденных знаний принадлежит ему. Он создает обыденные знания и руководствуется ими в своей повседневной жизни. Традиции этноса существуют не одно тысячелетие, они оказывают огромное влияние на развитие духовной жизни общества в любую эпоху.

Литература

1. Кант И. Основы метафизики и нравственности // Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. С. 1-544.

2. Федотов В.А. Нравственные традиции этноса как социокультурное явление: дис. ... докт. филос. наук. Чебоксары, 2004.

ЛАПИНА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель кафедры теоретической и экспериментальной физики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sveta_lapina@mail.ru).

LAPINA SVETLANA NIKOLAYEVNA - senior teacher of Theoretical and Experimental Physics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ФЕДОТОВ ВАСИЛИЙ АРТЕМЬЕВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vasilij.fedotov@mail.ru).

FEDOTOV VASILIY ARTEMYEVICH - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy and Science Methodology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 1 (130.2)

ББК Ю0/7

Т.П. ПОСПЕЛОВА

ОБРАЗОВАННОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ И КРИТЕРИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: идентичность, образованность, ценность, образование.

Исследована проблема идентичности в современном обществе. Определена роль образования в ее разрешении. Дан анализ образованности как ценности и критерия идентичности.

T.P. POSPELOVA

ЕDUCATED AS THE VALUE AND THE CRITERION OF PERSONS SOCIO-CULTURED IDENTITY

Key words: identity, educated, value, education.

In the article produce reasons about problem of identity in contemporary society. Defined the education role in its solve. The article analysed educated as the value and the criterion of identity.

Проблема социокультурной идентичности личности в динамично меняющемся современном мире становится одной из ведущих тем философской антропологии и философии культуры. Активная трансформация социальных процессов и институтов в последние десятилетия породила кризис идентичности. Глобализационные процессы, рост социальной мобильности, культурная диффузия, расширение Интернет-пространства и иные подобные явления нашего времени лишили человека традиционной «почвы» для личностной идентифика-

ции, стали для него препятствиями в формировании понимания своего места и роли в сложившихся социокультурных реалиях. Для человека, утратившего возможность личностной идентификации, стала характерна психодуховная пустота, неврозы духовного одиночества и экзистенциальной опустошенности. Эти явления становятся все более выраженными факторами девиантного поведения, конфликтности и агрессии в отношениях человек-человек, человек-общество. В этой связи проблемы социокультурной идентичности личности становятся в ряд наиважнейших для сохранения и развития современного общества.

Идентичность развивается на протяжении всей жизни, проходит через преодоление кризисов, изменчива как в прогрессивном, так и в регрессивном направлениях, т.е. может быть «успешной» (эффективной) или «негативной» (индивид избегает любых взаимодействий). Под таким углом зрения идентичность есть необходимое условие для развития личности, а затянувшийся (продолжительный) кризис становится препятствием для ее формирования. Теоретики единодушны во мнении о происхождении идентичности - она социальна, потому что формируется в результате взаимодействия с людьми и усвоения языка, выработанного в процессе социальной коммуникации. Социальные изменения обуславливают изменения идентичности.

Сущность социокультурной идентичности заключается в том, что человек принимает (вплоть до самоотождествления) культурные нормы, образцы и модели поведения, ценностные ориентации, язык (носящие порой навязчивый характер) с позиций культурных характеристик значимых других групп, общностей.

Различение «истинной» социокультурной идентичности личности (реальное следствие идентификации субъектом себя с социокультурными образованиями и самоопределения по отношению к демонстрируемым образам - образцам) и «отраженной» («предписанной», «навязанной») социокультурной идентичности, по мнению М.В. Шакуровой, имеет принципиальное значение. Различение происходит с помощью критериев: субъектная позиция индивида (мера субъектно-сти) в группе (общности); избирательность (выбор) способов и стилей самоосу-ществления, в определенной мере согласующихся с групповым контекстом; наличие собственного мнения как отражение смыслотворчества в отношении своего положения и места в группе (общности); эмоционально-ценностное реагирование на «предписанные идентичности» (согласие - отвержение) [5].

Но под натиском воздействия массовых технологий, однородной информации, СМИ и средств массовой коммуникации человек получает уже готовые запрограммированные решения и мыслительные штампы, разучивается критически осмысливать и воспринимать поступающую информацию. В глобальном масштабе через расширение межчеловеческих связей обесценивается традиционное культурное наследие, оказывая разрушительное влияние на структурообразующие компоненты всей системы культуры. В.В. Миронов считает, что аналогичных процессов в истории человеческого общества не существовало. Любые новые образования достаточно гармонично вписывались в систему культуры, постепенно адаптируясь к ней. «Сегодня все как бы меняется местами, и мы наблюдаем скорее процесс необходимой адаптации всей системы культуры к становящемуся глобальному информационному пространству. Активность информационных процессов столь высока, что заставляет подчинять себе традиционные элементы культуры, прежде всего, изменяет традиционную систему культурной коммуникации» [2. С. 34]. Происходящее резкое увеличение образований, которые претендуют на статус культурных, стремительно увеличивают процесс разрушения традиционных ценностей - это не позволяет новым символам и знакам приспособиться и закрепиться к старой знаковой системе ценностей. Временные рамки настолько сжаты, что изменения происходят в

течение жизни одного человека или даже еще быстрее. И тем острее встает проблема социокультурной идентичности в современном обществе, и помочь разобраться в этом призвано образование, миссия которого заключается в подготовке сознания граждан своей страны к жизни в меняющемся мире [1].

В решении проблем идентичности, на наш взгляд, образованию принадлежит ведущее место. Формирование личности протекает как длительный многогранный процесс, в ходе которого складываются понятия и представления человека о себе, окружающем мире и обществе, вырабатывается его жизненная позиция, складывается система духовных ценностей и жизненных ориентаций. В процессе образования определяются важнейшие стороны духовной жизни человека, его способности, познавательные потребности и мотивы, задается направленность его деятельности и определяется ее характер. Для общественного индивида образование выступает в виде целого комплекса процессов и средств формирования и удовлетворения его многообразных познавательных и духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил. Действительный член РАО Ф.Т. Михайлов считает, что человеческая деятельность вообще, «образовательная» - в частности, есть, прежде всего, рефлексивная деятельность, относящаяся к себе как таковой, себя оценивающая и корректирующая» [4. С. 447]. Образование - уникальная среди прочих культура, роль которой отнюдь не сводится к социализирующей функции. Образование - это основа живых культур человечества, выражающая достижения, проблемы и трагические провалы в мире человеческих отношений. В данном контексте особую актуальность приобретают слова В.С. Соловьева: «Нужно умственное и нравственное развитие, деятельность разума, усвоение научной истины, одним словом, нужна образованность, не как цель сама по себе, не как безусловное благо, а как необходимое средство для укрепления, развития и полнейшего осуществления всех добрых начал жизни и веры» [3. С. 613-614].

В условиях современной российской реальности, когда общество переживает духовный, нравственный кризис, актуально осмысление тех ценностей отечественной культуры, которые могли бы позитивно повлиять на общественное сознание, гуманизировать характер межчеловеческих отношений. На наш взгляд, одной из таких ценностей является образованность. Сегодня, как никогда, важно осмыслить данный феномен в контексте национальной культуры, актуализировать его потенциал для осуществления прорыва на новый уровень культурного развития нашего общества.

Сложившаяся в отечественном образовании ситуация, обусловленная новыми политико-правовыми к нему требованиями, не предполагает учета культурно-исторического опыта российского общества в сфере формирования общественного сознания по отношению к образованию и образованности, как его цели-ценности. Ориентация на западный - «болонский» вариант модернизации нашего образования стимулирует концептуальное осмысление феномена образованности в контексте национальной культуры, поскольку за всей многогранностью понимания сущности образования и характера современной образованности стоит цель развития конкретного человека - представителя определенной культуры, ее охранителя и творца. Такой подход актуализирует знание механизмов, позволяющих задавать интенции развития ценностного сознания, способствующего всемерному обогащению объединяющей силы феномена образованности.

Образованность - это понятие, данное в уникальном культурном опыте саморазвития человека и межчеловеческих отношений, образующемся под воздействием специально функционирующей образовательной системы. Образованность не только аккумулирует социокультурный опыт жизнедеятельности определенной человеческой общности, организует процесс взаимодей-

ствия между ее членами, но и формирует толерантное мировосприятие, готовность к культурному взаимообогащению.

В России сформировался свой специфический культурный код образованности. Этот код - продукт деятельности многих поколений субъектов образовательного процесса в ходе его исторической эволюции. В сознании граждан образовательные ценности представлены в форме идеалов, целей, правовых норм, педагогических отношений и воплощаются в поступках, поведении. Ценностные ориентации входят в структуру ценностного сознания каждого человека, выступают одним из источников мотивации поведения, являются важным фактором формирования отношения к образованию и образованности, выработки стратегии личностного достижения их определенных ступеней.

Образованность - универсальное средство культуры, которое воплощает в себе основополагающие для общественного сознания образы, идеалы и духовные ценности, выполняя в культуре познавательную, адаптивно-регулятивную, интегративную, информационно-коммуникативную функции, функцию социализации. В контексте заявленной проблематики необходимо актуализировать идентификационную функцию образованности, ее значение как критерия социокультурной идентичности личности. В ходе образования происходит идентификация, а результат образования (образованность) - есть результат идентификации (идентичность). Так, мы видим, что образованность и идентичность определяемы друг через друга, характеризуют и дополняют друг друга.

Образованность является показателем различных форм идентичности, в ней проявляется соотнесение индивидом себя с культурой конкретного общества, полом и возрастом, определенной профессией, уровнем физического и (или) интеллектуального развития и др. Так, получая образование за рубежом, человек ресоциализируется, погружается в иную социокультурную реальность, ориентируется на функционирование в ней, и, в конце концов, воспринимает себя как неотъемлемую ее часть. Его ино-образованность становится условием и показателем его социокультурной идентичности. Подобный же результат возможен в случае принятия национальной образовательной системой ценностей и стандартов зарубежного образования. В этом случае складывается широкий пласт факторов разрушения национальной идентичности, роста социально-культурного кризиса.

Различные уровни образованности - есть показатель идентичности личности. Избравший в качестве цели получение высшего образования идентифицирует себя с иными профессиями, иными социальными группами, нежели сторонник образования среднего. Учащиеся спецшкол идентифицируют себя: спортивных - с физически развитыми людьми, а научных, прежде всего, - с интеллектуально развитыми. Сам подход, отношение к образованию есть показатель идентификации. «Отличник» или «троечник» - это не просто обозначения успеваемости ученика или студента, это их отношение к себе, обществу, будущей профессии. Кризис идентичности проявляется в кризисе успеваемости учащихся, в кризисе их интересов и стремлений в области образования.

Стоит отметить, что именно образованность выступает в связке с идентичностью в роли критерия, так как характер и уровень своей образованности субъект выбирает самостоятельно как цель деятельности, опираясь на уже сформированные мировоззренческие позиции, идеалы, ценности и корректируя их в процессе образования. Следовательно, образованность всегда выступает качественным показателем идентичности, а идентификация - процесс, сопутствующий образованию и определяемый его спецификой. Отметим, что именно качество образования на любом его уровне определяет успех личностной идентификации. Не существует прямой зависимости идентичности от уровня получаемого (полученного) образования. Высшее, например, обра-

зование не означает автоматически успешность идентификации. Но, в идеале, в «обществе знаний» оно должно становиться наиболее востребованным элементом самопонимания и жизнеутверждения индивида.

В этой связи считаем необходимыми повышение внимания научной общественности к проблемам образованности, разработку основных ее характеристик, востребованных уровнем развития современного общества, формирование на этой основе государственной образовательной политики.

Литература

1. Лубков А. Образование и идентичность в меняющемся мире [Электронный ресурс]. 1^1.: http://pereformat.ru/2012/02/obrazovanie-i-identichnost.

2. Миронов В.В. Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2006. № 4. С. 34-48.

3. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Вып. второй // Сочинения: в 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 1.

4. Философия, психология и педагогика Ф.Т. Михайлова (Публикация архивных материалов) / сост. предисл. Л.К. Арсенкина, А.А. Воронин, А.Ф. Михайлова. М.: Индрик, 2009.

5. Шакурова М.В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс]. иР1_: http://www.e-culture.ru/Articles/2007/ Shakurova.pdf.

ПОСПЕЛОВА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА - аспирантка кафедры философии, Нижегородский государственный педагогический университет, Россия, Нижний Новгород (tatjanapospelowa@yandex.ru).

POSPELOVA TATYANA PAVLOVNA - post-graduate student of Philosophy Chair, Nizhniy Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhniy Novgorod.

УДК 165:316 ББК Ю 611

А.Г. СТЕПАНОВ, В .А. ТОБОЕВ

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОГО КОМПЛЕКСА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МИФОЛОГЕМЫ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ РЕАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: когнитивность, социальность, мифологема, картина социально-исторической реальности.

Значение социально-когнитивных ресурсов в организации мифологемного комплекса картины социально-исторической реальности состоит в том, что, реализуясь как имманентные структуры первоначального образа организации мыслей, знаний, методологических установок субъекта, они создают условно непротиворечивый образ реальности, адекватный общественным запросам.

A.G. STEPANOV, V.A. TOBOEV THE VALUE OF SOCIAL AND COGNITIVE COMPLEX IN THE COURSE OF THE MYTHOLOGEME FORMATION OF REALITY

Key words: cognitiveness, sociality, mythologeme, picture social historical reality.

The value of social and cognitive resources in the organization of the mythologeme complex of a picture of sociohistorical reality consists in the matter that they create the reality image accumulating only available characteristics of historical process being realized as immanent structures initial of systems of the organization of thoughts, knowledge, methodological intentions of the subject and owing to that the maintenance of a picture of sociohis-torical reality can be characterized only as a mythologeme.

Проблема формирования целостной картины реальности является определяющим разделом философского знания как учения, претендующего на представление исчерпывающего знания о сущности организации действительности. В самом общем виде становление образа социально-исторической реальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.