К. Д. Щеглова
ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛНОГО ТОВАРИЩЕСТВА
Работа представлена кафедрой гражданского права.
Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор А. А. Молчанов
В статье исследуется порядок образования полного товарищества.
The order of unlimited partnership formation is investigated in the article.
Следует отметить, что порядок образо- ственных органов в легализации статуса
вания отражает степень участия государ- полного товарищества в придании ему ста-
туса законного субъекта права. Объем предоставленных законом полномочий указанному органу различен в том или ином порядке создания коммерческих организаций.
В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации полного товарищества наука гражданского права традиционно выделяет нормативно-явочный способ его образования.
Нормативно-явочный способ является общим способом создания юридических лиц и характеризуется тем, что полное товарищество создается на основе нормативного акта, предусматривающего создание юридических лиц. Нормативно-явочный порядок не исключает необходимости получения специальной лицензии для определенных видов деятельности полного товарищества, но и в этом случае орган, выдающий лицензию, проверяет только соответствие заявителя требованиям закона в отношении данного вида деятельности и не может отказать в ее выдаче, ссылаясь на то, что считает нецелесообразным осуществление данной деятельности полным товариществом.
Следовательно, норматив но-явочный способ создания в большей степени соответствует потребностям развития экономики нашей страны.
Создание полного товарищества доста-точно сложный и длительный процесс, направленный на образование нового субъекта права. Чтобы создать полное товарищество, необходимо совершение ряда юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание ему правового статуса. Это подразумевает исполнение двух основных стадий: учреждение полного товарищества и его государственную регистрацию. Создание полного товарищества иногда обозначается термином «учреждение». По сути дела, это синоним, но различие состоит в том, что термин «создание» охватывает два способа создания полного товарищества - путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего полного товарищества
(в порядке слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования). При учреждении полного товарищества оно возникает заново, а при реорганизации видоизменяется уже существующий субъект права. Различие этих двух способов создания состоит в том, что хотя в результате реорганизации по общему правилу и возникает новое юридическое лицо, но это новое юридическое лицо возникает не на «пустом месте», а обремененное перешедшими в порядке правопреемства обязательствами реорганизованного юридического лица. Реорганизация является не только способом возникновения новых, но и прекращения существующих полных товариществ.
Стадия учреждения состоит из совокуп-ности действий учредителей по созданию полного товарищества.
Полное товарищество может состоять не менее чем из двух участников, занимающихся предпринимательской деятельное -тью от его имени. Участниками полного товарищества могут быть как физические лица (индивидуальные предприниматели), так и юридические лица (коммерческие организации), но одно и то же лицо может состоять участником только в одном полном товариществе. Участие органов власти, депутатов, судей, прокурорских работников, государственных служащих, сотрудников органов внутренних дел и т. п. в создании полного товарищества исключено законами публичного права и иными нормативными актами, определяющими их правовой статус. Содержащиеся в них ограничения на участие в любых юридических лицах, в том числе в полных товариществах, могут быть связаны с исполнением служебных обязанностей.
Создание полного товарищества предполагает проведение большой подготовительной работы. Учредители, определившись с организационно-правовой формой, должны сформулировать коммерческую идею, которая основывается на осуществлении конкретных видов деятельности, для
того чтобы товар пользовался спросом на рынке. Идея материализуется в целях коммерции для систематического получения прибыли, для чего необходимо обоснование целесообразности создания полного товарищества - его способности производить конкурентоспособную продукцию, т. е. такую продукцию, которая будет пользоваться спросом со стороны совершенно определенного круга граждан, юридических лиц.
В этих целях учредители полного товарищества разрабатывают особый документ. Его можно назвать «бизнес-план» или как-то иначе, который затем обсуждается, при необходимости корректируется и после этого принимается полными товарищами.
Следующей задачей является разработка учредительного договора полного това-рищества, который должен быть подписан всеми его участниками (выражающими тем самым свою волю не только на создание товарищества, но и на свое участие в нем) и подлежит государственной регистрации, с момента которой товарищество существует как юридическое лицо.
В учредительном договоре о создании полного товарищества наряду с общими сведениями, необходимыми для всякого учредительного документа (п. 2 ст. 52 ГК), должны содержаться положения о порядке формирования и использования его складочного капитала, в том числе о порядке внесения участниками своих вкладов и об ответственности за нарушение обязательств по их внесению, а также о долях его участников, включая порядок возможного изменения этих долей (п. 2 ст. 70 ГК). Кроме того, учредительный договор регулирует и иные взаимоотношения товарищей, в частности по организации ведения общих дел (которое, например, поручается лишь одному или некоторым из товарищей), касающиеся последствий выхода или исключения одного из участников, и др.
Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и сло-
ва «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество».
Регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией полного товарищества путем внесения данных о фирме в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ).
Другим индивидуальным элементом юридического лица является его место на -хождение. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ оно определяется местом его государствен -ной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
Следующим этапом создания полного товарищества является его государственная регистрация. По нашему мнению, государственная регистрация - это властный акт федерального органа исполнительной власти государства, подтверждающий законность создания, реорганизации и ликвидации юридического лица путем внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Государственная регистрация - это завершающий этап образования полного товарищества.
Статья 51 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо, в том числе полное товарищество, подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Законом РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей »1, а также Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»2, в соответствии с которым на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации возложены функции уполномоченного феде-
рального органа исполнительной власти по государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, реализуется принцип «одного окна» путем объединения двух направлений деятельности исполнительной власти: государственной регистрации юридических лиц и их постановки на учет в налоговых органах. Данный порядок также предусматривает взаимодействие регистрирующего органа с государственными орга-нами, осуществляющими в связи с выполнением своих функциональных обязанностей учет юридических лиц. Причем это взаимодействие будет организовано без привлечения юридических лиц. В этих целях Законом РФ «О государственной регистра -ции юридических лиц» устанавливается, что
регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации.
Перед налоговыми органами поставлена задача организации осуществления государственной регистрации юридических лиц при создании, реорганизации, ликвидации, а также внесении изменений в учредительные документы либо в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Таким образом, полное товарищество возникает путем регистрации учредительного договора, подписанного всеми участниками товарищества, уполномоченным государственным органом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 СЗ РФ. 2001. № 33. Часть I. Ст. 3431.
2 СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1872.