УДК 94(470.23-25)-055.2"1851 /1917" ГРНТИ - 03.23.31
О.В. Северцева
Образование, воспитание и мечты женщин-работниц фабрик и заводов Санкт-Петербурга во второй половине XIX - начале XX вв.
В статье анализируется морально-нравственное состояние женщин - фабричных работниц Санкт-Петербурга во второй половине XIX - начале XX вв. Мечты этих женщин сводились к удовлетворению самых простых человеческих потребностей. Причины таких чаяний очевидны: отсутствие качественного образования и воспитания, низкий материальный уровень жизни, тяжелый монотонный труд, постоянное психологическое и физическое насилие со стороны мужчин. Даже государственная власть не считала своей обязанностью менять годами сложившийся стереотип отношения к женщине.
Ключевые слова: женщины, Санкт-Петербург, вторая половина XIX - начало XX вв., образование, воспитание, мечты.
O.V. Severtseva
Education, training and dreams of women-workers of St. Petersburg factories and plants in second half XIX - early XX centuries
In article it to be told about female factory workers of St. Petersburg in the second half of XIX - the beginning of the 20th centuries. Dreams of these women were reduced to satisfaction of the lowest human wants. The reasons of such expectations were simple: lack of quality education and training, a low material standard of living, hard monotonous work, a constant psychological and physical abuse from men. Even the government didn't consider as the duty to change for years the developed stereotype of the attitude towards the woman.
Key words: women, St. Petersburg, the second half of XIX - the beginning of the 20th centuries, education, education, dreams.
Реформы, проводимые в нашем государстве во второй половине XIX - начале XX вв., затронули различные сферы общественных отношений. Не обошли нововведения и сферу народного образования. Необходимость преобразований на поприще просвещения была продиктована ужасающими цифрами уровня грамотности среди населения
© Северцева О.В., 2016 © Severtseva O.V., 2016
Российской империи. Только 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин в стране к концу XIX столетия были грамотны [1, с. 64].
В среде петербургских рабочих эти цифры были значительно выше. Так, процент грамотных мужчин, работников столичных фабрик и заводов был равен 74,8 %, женщин - 40,8 % [1, с. 64]. Но процесс модернизации в России требовал не просто работников, которые умеют читать и писать, а высококвалифицированных специалистов, занятых в промышленном производстве.
Однако многие общественные деятели считали, что детям из бедных семей ни к чему получать образование. По их мнению, «большинству этих подростков предстоит трудовая жизнь, причем исключительно физический труд, а соответственно школа для них является «предметом роскоши», поэтому бедным нужно давать только те знания, которые можно применить в будущей жизни» [2, с. 23].
И сами родители, сохраняя традиции патриархального общества, не видели необходимости в получении образования для своих детей. Так, родители крестьянского мальчика, который упрашивал отпустить его в школу, отвечали ребенку: «Ну, полно, дитя, мы и неграмотны, да живем» [3. Л. 2].
Образование же для женщин из бедных семей, по мнению многих, вообще не имело никакого смысла. Не только правительство России, но и либеральные деятели в области народного образования не видели необходимости давать женщине глубокую образовательную и профессиональную подготовку. «Назначение женщины - это семья, - говорилось в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на I съезде по техническому и профессиональному образованию, - всякого рода познания, и общеобразовательные, и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи» [4].
Так, например, в Санкт-Петербурге в 1882 г. только 29,9 % девочек в возрасте 7-12 лет обучалось в низших школах. И только 7,1 % девочек этого же возраста посещали городские училища [5, с. 97].
Чуть подросших детей старались как можно раньше устроить на работу. По словам Я. Абрамова: «...наши фабриканты и заводчики не церемонятся принимать на работу детей 8, 7 и даже 6 (!) лет» [6]. Некоторые девушки рассказывали, что стали работать на фабрике даже с пятилетнего возраста [7].
Тем не менее устройство детей на фабрику было большой удачей для родителей и для самого ребенка. По мнению А.Н. Ацаркина: «Вот почему молодежь всеми силами стремилась на фабрики, заводы; 10, 11 ч все же лучше, чем полная прикованность к станку; 40-60 коп. в день казались богатством в сравнении с 10-15 коп., которые подросток зарабатывал на дому или у хозяина кустаря» [8, с. 60].
Сами «родители нередко подделывали документы своим детям -приписывали лета - и были рады, когда удавалось умолить мастера или
мастерицу принять дочку в мастерскую» [9, с. 65]. Обучение проходило в самих цехах фабрики или завода. Большой радостью было, когда работница получала «свой» станок [8, с. 69].
Но, работая на фабрике, молодые девушки не переставали мечтать
0 лучшей жизни. «Одна из работниц описывала ситуацию в пролетарской семье следующим образом: «При 11-часовом рабочем дне [я] получала в день 13 коп. Заставляли работать сверхурочно, платили за 1 час -
1 коп.... Мои сверстницы искали выхода из этого положения в замужестве. Думали так - вот поработаю до 18 лет на фабрике, потом выйду замуж, муж будет работать, а я дома по хозяйству. Но выходило совсем не так: заработок мужа мал, а появлялся ребенок, другой, и поневоле она бросала детей без присмотра и возвращалась опять к станку»» [цит. по: 10, с. 51].
Таким образом, получение образования девочками, воспитывавшимся в рабочих семьях, было довольно затруднительно. Это было связано с традициями и обычаями российского общества, низким материальным уровнем жизни семьи и нежеланием государства взять на себя расходы по образованию бедных слоев населения страны.
Другой традицией родительского воспитания девочек в России было требование от них совершенного подчинения не только родителям, но и вообще мужчине. Мальчиков и девочек в семьях воспитывали по-разному. Девочкам прививали умение быть послушной, терпеливой, уступчивой. «.Поведение девочек ограничивалось в большей степени, чем мальчиков, им прививалась их подчиненность, а мальчикам - превосходство. Девочек воспитывали физически и психологически беззащитными, внушая им послушание и второсортность и навязывая определенный комплекс вины [2, с. 30].
Хозяева, администрация фабрик грубо обращались с женщинами, а сами рабочие-мужчины нередко применяли физическую силу, в случае непослушания работниц [11, с. 270].
Одна из работавших на текстильном предприятии столицы женщин так описывала отношение администрации к работницам фабрики: «Особенно плохо приходится в этом отношении женщинам и девочкам-подросткам, с которыми как с более слабыми и безответными мастера совсем не стесняются, а за отказ от гнусных предложений работницы нередко подвергаются расчету» [8, с. 44].
Воспитанные в постоянном страхе, необразованные девочки становились объектом для домогательств со стороны администрации фабрик. Огромное количество случаев сексуальных притязаний к работницам фабрик и заводов описаны исследователями жизни фабричных рабочих [12, с. 27; 9, с. 85; 8, с. 44]. Но еще ужасней, когда сексуальное насилие совершалось с позволения родителей девушки. Такой случай произошел на фабрике по производству резиновых изделий «Треугольник» в Санкт-Петербурге в 1912 г. К фабричной работнице Казиковой выказывал свое
расположение мастер этого предприятия. Девушка не отвечала ему взаимностью. Тогда он познакомился с ее отцом, который проживал в богадельне. Отец, веря в порядочность мастера, поручил ему присматривать за дочерью, «чтобы она не избаловалась». Мастер стал вести себя нагло и фамильярно. Девушке пришлось уволиться с фабрики. Мастер пожаловался ее отцу, что «его дочь груба, непослушна, непокорна». Отец забрал у дочери все деньги и вещи, оставив ей только одежду, которая на ней была одета. Девушке пришлось вернуться на фабрику. «Преследование закончилось изнасилованием» [13].
Никаких правовых возможностей для защиты своей чести и достоинства у работниц не было. Однажды работницы одной из столичных фабрик решились опубликовать материалы о мастере на их предприятии, который постоянно заставлял девушек вступать с ним в половые отношения. Статья об этом человеке появилась в газете. Мастер немного притих, и некоторое время девушки могли работать спокойно. Но затем, когда он понял, что никакого наказания ему не грозит, вновь принялся за свое. Девушки фабрики принесли в газету доказательства непотребного поведения их начальника. Но корреспондент решил, что совершенно незачем «шельмовать какого-нибудь одного Кузьму Сидо-ровича или Сидора Кузьмича, когда ему подобные не лучше» [14].
Понимая, что никакого наказания за домогательства, избиение, насилие хозяевам и администрации фабрик не грозит, девушкам оставалось только терпеть и молчать, что еще больше унижало и угнетало их, уничтожая женское самолюбие и уважение к себе. Бывали случаи, когда работницы кончали жизнь самоубийством. «Каждый год на нашей фабрике травятся; мотивы: «не выдержала крепостного гнета», «опозоренная». «со стыда» [8, с. 44].
Именно из среды работниц и прислуги столицы выходило более всего женщин, занимавшихся проституцией [15]. Проституция, в том числе и детская, была в пореформенные годы настоящим позором для С.-Петербурга. Она явно отображала все социально-экономические проблемы низших слоев населения города. По данным врача Федорова за 1909 г. «при вечерних полицейских обходах бань, гостиниц, ночлежных домов попадаются иногда проститутки детского возраста, начиная с 15 лет и кончая 11-летним возрастом» [16].
Но проституцией девушки начинали заниматься не только по принуждению, но и в попытке найти более легкую, красивую жизнь. Ведь в городе, в отличие от деревни, откуда прибывало большинство фабричных работниц, они смогли увидеть другой уровень жизни.
Городская жизнь для женщин-крестьянок была более насыщенной и разнообразной, чем в деревне. Все свободное время женщины-работницы фабрик и заводов могли посвятить себе. Они стали интересоваться модой, могли посещать городские праздники и гулянья, катать-
ся на качелях, слушать песни, смотреть кукольный театр с участием Петрушки или цирковые представления [17].
Помимо этого, в Санкт-Петербурге в начале XX столетия стали открываться различные легальные просветительские общества, воскресные школы, где молодежь могла получить знания по тем или иным предметам. Это были общества «Знание и свет» на Нарвской заставе, «Источник света и знаний» на Васильевском острове, культурно-просветительное общество «Наука» и другие [18, с. 94; 19, с. 66]. Там работников фабрик обучали арифметике, русскому языку, географии, читали произведения классической и современной литературы [18, с. 94; 19, с. 66]. Вместе с тем в этих обществах подчас уделялось больше внимания агитационной работе, чем повышению уровня образования женщин. «Зачастую большевики были ведущей силой преподавательского коллектива. Кроме общеобразовательных знаний, они несли в среду рабочих идеи научного социализма» [8, с. 67]. Но для женщин-работниц идеи социального равноправия были совсем не понятны, их интересовала сентиментальная литература такая, как говорила одна из работниц, «чтобы я поплакать могла» [20, с. 55]. Книги, в которых рассказывалось об их тяжелой жизни, также были мало интересны работницам. «Возможность слез, потрясения, умиления, разрядки чувств -для них основное, что ценно в искусстве» [20, с. 55].
Результатом недостатка образования и должного воспитания в среде женщин-работниц стал и их уровень нравственного развития. В их обществе были приняты пьянство, ругань, шумные гулянья и песнопения. Многие конфликтные вопросы решались с помощью драк. Отношения в женской среде работниц строились на подчинении силе и мнению большинства. «Бабьи праздники», «женские сходки», «магарычи» с вновь поступившей работницы всегда сопровождались обилием спиртных напитков, громких разговоров, песен, плясок [21; 22, с. 343; 23. Л. 13-15].
Загруженная с раннего детства работой, отягощенная постоянными домашними заботами и хлопотами, унижаемая мужчинами на работе и дома, малообразованная и не очень хорошо воспитанная женщина-фабричная работница мечтала только о том, что однажды в ее жизни наступит такой день, когда ей можно будет вообще не трудиться.
Вот как такую ситуацию описывала одна молодая учительница. Она взяла себе в помощницы женщину, которая работала раньше на фабрике. Это «была красивая молодая баба, как говорится, кровь с молоком. Она нисколько не походила на бледных худых фабричных работниц, с 12-13 лет, закупоренных в душном и сыром здании фабрики» [24]. Оказалось, что Матрена, так звали женщину, сбежала от мужа, которого не любила. Учительница очень гордилась своей помощницей. Ведь Матрена смогла «сбросить тупую покорность, которая заставляет быть рабом обычаев, предрассудков, которые со временем утратили свою силу и
только коверкают жизнь людей» [24]. Долгое время поговорить по душам учительнице с Матреной не удавалось. Но наконец, она поведала, что мечта ее родиться в большом и красивом доме, «я бы тогда в шляпах ходила, хорошо бы ела и ничего не делала» [24].
Подводя итог, можно с грустью отметить, что грезы работниц столичных фабрик во второй половине XIX - начале XX вв. сводились к удовлетворению самых простых человеческих потребностей. Женщины мечтали только о том, чтобы вдоволь наесться, красиво одеться и развлечься. Отсутствие качественного образования и воспитания, неустроенный быт, тяжелые условия труда, постоянно униженное состояние не позволяли им мечтать о чем-то более высоком. Женщины не имели никакой правовой возможности получить поддержку и защиту от государственной власти. Неудивительно, что работницы Санкт-Петербургских фабрик поддавались агитации различных, революционно настроенных организаций.
Список литературы
1. Бернштейн-Коган С.В. Численность, состав и положение петербургских рабочих. Опыт статистических исследований: тр. студ. эконом. отд. С.-Петерб. политехн. ин-та императора Петра Великого; № 4. - СПб.: Петерб. политехн. ин-т им. Петра Великого, 1910. - 188 с.
2. Синова И.В. Дети трудящегося населения в городском российском социуме в 1861-1914 гг.: проблемы девиантности и виктимизации (на материалах Санкт-Петербурга): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - СПб., 2014. - 37 с.
3. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. Архив И.И. Срезневского. Ф. 734. Д. 36.
4. Шубович В.Г. Становление профессионального образования в России на рубеже XIX-XX вв. // Право и образование. - 2012. - № 2. - С. 139-140.
5. Статистический ежегодник Санкт-Петербурга: материалы по статистике С.-Петербурга. - СПб.: Изд. статист. отд. городской управы, 1882.
6. Абрамов Я. Из фабрично-заводского мира. Ч. I // Отеч. зап. - 1882. - № 3. -С. 12-13.
7. Покровская М.И. Условия жизни петербургской фабричной работницы // Женский вестн. - 1903. - № 3. - С. 76.
8. Ацаркин А.Н. Жизнь и борьба рабочей молодежи в России (1900 - октябрь 1917), 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Мысль, 1976. - 415 с.
9. Шабалин Б.И. Фабрика на Обводном. Очерк истории завода «Красный треугольник». Кн. 1. 1860-1917. - Л.: Лениздат, 1949. - 340 с.
10. Веременко В.А., Тропов И.А. История модернизации в России во второй половине XIX - начале XX вв.: учеб. пособие. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. -93 с.
11. Северцева О.В. Охрана труда женщин-фабричных работниц во второй половине XIX - начале XX века // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития. (Навстречу 300-летию российской полиции): материалы междунар. науч.-теорет. конф. Т. I. - СПб.: СПб ун-т МВД, 2016. - С. 270.
12. Сукновалов А.Е., Фоменков И.Н. Фабрика «Красное знамя». Очерки истории Ленинградской государственной ордена Ленина трикотажно-чулочной фабрики «Красное знамя». 1855-1967. - Л.: Лениздат, 1968. - 448 с.
13. Покровская М.И. Женский труд в России. // Женский вестник. - 1913. -№ 9. - С. 181.
14. Иванова. Женщина-работница // Женский вестник. - 1911. - № 2. - С. 48-49.
15. Покровская М.И. // Женский вестник. - 1908. - № 3. - С. 67.
16. Покровская М.И. О проституции малолетних // Женский вестн. - 1912. -№ 7-8. - С. 150.
17. Engel B. Between the fields and the city: women, work, a family in Russia, 18611914. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1994. - P. 155-156.
18. Артюхина А.В. и др. Женщины в революции. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1959. - 471 с.
19. Ганелин Р.Ш., Ушаков В.А. Крушение царизма. Воспоминания участников революционного движения в Петрограде (1907 - февраль 1917 гг.). - Л.: Лениздат. 1986. - 432 с.
20. Шагинян М.С. Фабрика Торнтон. - М.; Л.: Центр. упр. печати ВСНХ СССР, 1925. - 71 с.
21. Полищук Н.С. Обычаи и нравы рабочих России (конец XIX - начало XX вв.). Электронный ресурс. - URL: http:hist.msu.ru. (дата обращения: 09.05.2015). - С. 118-121.
22. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т. 1. - СПб.: Дмитрий Буланин. 2003. - 548 с.
23. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА СПб.). Ф. 1229. Оп. 1. - Фабричная инспекция Петроградской губернии (г. Петроград). Д. 15.
24. Пронина К. Матрена // Женский вестник. - 1907. - № 3. - С. 68-71.
References
1. Bernshtejn-Kogan S.V. Chislennost', sostav i polozhenie peterburgskih rabochih. Opyt statisticheskih issledovanij. (Trudy studentov Jekonomicheskogo otdela Sankt-Peterburgskogo politehnicheskogo instituta imperatora Petra Velikogo; № 4). [Number, structure and position of the St. Petersburg workers. Experience of statistical researches.] -St. Petersburg.: St. Petersburg polytechnical institute of Peter the Great, 1910. - 188 p.
2. Sinova I.V. Deti trudjashhegosja naselenija v gorodskom rossijskom sociume v 1861-1914 gg.: problemy deviantnosti i viktimizacii (na materialah Sankt-Peterburga). avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora istoricheskih nauk. [Children of the worker of the population in city Russian society in 1861-1914: problems of deviance and victimization (on materials of St. Petersburg)] - St.Petersburg, 2014. - 37 p.
3. Rossijskaja nacional'naja biblioteka. Otdel rukopisej. Arhiv I.I.Sreznevskogo. [I. I. Sreznevsky's archive]. F. 734. D. 36.
4. Shubovich V.G. Stanovlenie professional'nogo obrazovanija v Rossii na rubezhe XIX-XX vv. [Formation of professional education in Russia at a boundary of the 19-20th centuries.] // Pravo i obrazovanie. [Right and education.] - 2012. - №2. - P. 139-140.
5. Statisticheskij ezhegodnik Sankt-Peterburga: Materialy po statistike S.-Peterburga. [Statistical year-book of St. Petersburg: Materials according to St.-Petersburg.] - St. Petersburg, 1882.
6. Abramov Ja. Iz fabrichno-zavodskogo mira. Chast' I. [From the factory world. Part I.] // Otechestvennye zapiski. [Domestic notes.] - 1882. - № 3. - P. 12-13.
7. Pokrovskaja M.I. Uslovija zhizni peterburgskoj fabrichnoj rabotnicy. [Living conditions of the St. Petersburg factory worker] // Zhenskij vestnik. [Female messenger] - 1903. -№3. - P. 76.
8. Acarkin A.N. Zhizn' i bor'ba rabochej molodezhi v Rossii (1900 - oktjabr' 1917), 2-e pererabotannoe i dopolnennoe izdanie. [Life and fight of young workers in Russia (1900 - October, 1917)]. - Moscow, Thought. 1976. - 415 p.
9. Shabalin B.I. Fabrika na Obvodnom. Ocherk istorii zavoda Krasnyj Treugol'nik. Kniga pervaja. 1860-1917. [Fabrik on Bypass. Sketch of history of plant Red Triangle. Book the first. 1860-1917]. - Leningrad: Lenizdat, 1949. - 340 p.
10. Veremenko V.A., Tropov I.A. Istorija modernizacii v Rossii vo vtoroj polovine XIX -nachale XX vv.: uchebnoe posobie. [Modernization history in Russia in the second half of XIX - the beginning of the 20th centuries: aid for studies]. - St. Petersburg: LGU, 2015. -93 p.
11. Severceva O.V. Ohrana truda zhenshhin-fabrichnyh rabotnic vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka. [Labor protection of female factory workers in the second half of XIX - the beginning of the 20th century] // Gosudarstvo i pravo: jevoljucija, sovremennoe sostojanie, perspektivy razvitija. (navstrechu 300-letiju rossijskoj policii): Materialy mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. T. I. [State and right: evolution, current state, prospects of development. (towards to the 300 anniversary of the Russian police): Materials of the international scientific-theoretical conference. T. I]. - St. Petersburg, 2016. - P. 270.
12. Suknovalov A.E., Fomenkov I.N. Fabrika «Krasnoe znamja». Ocherki istorii Len-ingradskoj gosudarstvennoj ordena Lenina trikotazhno-chulochnoj fabriki «Krasnoe znamja». 1855-1967. [Factory "Red Flag." Studies in the History of the Leningrad State Order of Lenin, the knitted hosiery factory "Red Flag." 1855-1967]. - Leningrad: Lenizdat, 1968.
- 448 p.
13. Pokrovskaja M.I. Zhenskij trud v Rossii. [Female work in Russia.] // Zhenskij vestnik. [Female messenger.] - 1913. - № 9. - P. 181.
14. Ivanova. Zhenshhina-rabotnica. [Female worker] // Zhenskij vestnik. [Female messenger]. - 1911. - № 2. - P. 48-49.
15. Pokrovskaja M.I. // Zhenskij vestnik. [Female messenger]. - 1908. - № 3. -P. 67.
16. Pokrovskaja M.I. O prostitucii maloletnih. [About prostitution of juveniles.] // Zhenskij vestnik. [Female messenger]. 1912. - № 7-8. - P. 150.
17. Engel B. Between the fields and the city: women, work, a family in Russia, 18611914. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1994. - P. 155-156.
18. Artjuhina A.V. i dr. Zhenshhiny v revoljucii. [Women in revolution]. - Moscow: State publishing house of political literature, 1959. - 471 p.
19. Ganelin R.Sh., Ushakov V.A. Krushenie carizma. Vospominanija uchastnikov revoljucionnogo dvizhenija v Petrograde (1907 - fevral' 1917 gg). [Collapse of tsarism. Memoirs of participants of revolutionary movement in Petrograd (1907 - February, 1917)].
- Leningrad: Lenizdat, 1986. - 432 p.
20. Shaginjan M.S. Fabrika Tornton. [Factory Thornton.] - Moscow, Leningrad: Central management of the press of VSNKh of the USSR. 1925. - 71 p.
21. Polishhuk N.S. Obychai i nravy rabochih Rossii (konec XIX - nachalo XX vv.) [Traditions and customs workers in Russia (end of XIX - early XX centuries.)]. Jelektronnyj resurs: URL: http:hist.msu.ru. Data dostupa: 09.05.2015. - P. 118-121.
22. Mironov B.N. Social'naja istorija Rossii perioda imperii (XVIII - nachalo XX v.): genezis lichnosti, demokraticheskoj sem'i, grazhdanskogo obshhestva i pravovogo gosu-darstva. [Social history of Russia of the period of the empire (XVIII - the beginning of the 20th century): genesis of the personality, democratic family, civil society and constitutional state. T. 1-2]. - St. Petersburg: Dmitry Bulanin, 2003. - 548 p.
23. Central'nyj gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (CGIA SPb.). F. 1229. Op. 1. -Fabrichnaja inspekcija Petrogradskoj gubernii (g. Petrograd). D. 15. [Central state historical archive (CSHA St.Petersburg.). Fund 1229. Inventory 1. - Factory inspection of the Petrograd province Petrograd) Delo 15].
24. Pronina K. Matrena [Matrna.] // Zhenskij vestnik [Female messenger]. - 1907. -№ 3. - P. 68-71.