Научная статья на тему 'Образование в техногенном мире: гуманизм vs трансгуманизм'

Образование в техногенном мире: гуманизм vs трансгуманизм Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Ключевые слова
ГИБРИДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / HYBRID INTELLIGENCE / ДИФФУЗНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / DIFFUSIVE INTELLIGENCE / ИСКУССТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ARTIFICIAL CONSCIOUSNESS / ИСКУССТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ / ARTIFICIAL SENSES / ИНТЕЛЛЕКТНЫЕ СИМБИОНТЫ / INTELLIGENT SYMBIOTES / СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SYNTHETIC PSYCHOLOGY / ТЕХНОИНТЕГРАЦИЯ / ТЕХНОМОДИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / TECHNO MODIFICATION PERSON / ТРАНСГУМАНИЗМ / TRANSHUMANISM / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / TECHNO INTEGRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергеев Сергей Фёдорович, Сергеева Анастасия Сергеевна

Рассматриваются проблемы изменения содержательного и понятийного строя психологопедагогического знания в связи с модификацией посредством технологий социальных и психобиологических механизмов развития человека. Выделены и представлены в виде экзои интро-векторов применяемые методы и технологии интеграции и модификации человека. Исследованы основные направления психологии и педагогики техноинтеграции и техномодификации человека в условиях технологической эволюции. Показаны проблемы и ограничения трансгуманизма, используемого в качестве философского обоснования возможности тотального изменения и техноконструирования человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education In Technogenic World: Humanism vs. Transhumanism

In current article we discuss the problems of changing the content and conceptual structure of psychological and pedagogical knowledge connected with new technologies which dramatically changed the social and psychobiological mechanisms of human development. We highlighted the methods and technologies of human integration and modification and presented these methods in the form of exoand intro-vectors. During the course of research the main directions of psychology and pedagogy of techno-integration and technomodification of a human being were investigated with a stress to the problems and limitations of transhumanism (which oftenly used as a philosophical justification for the possibility of total change and techno-construction of a person).

Текст научной работы на тему «Образование в техногенном мире: гуманизм vs трансгуманизм»

ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ ГУМАНИЗМ VS ТРАНСГУМАНИЗМ

Сергей Фёдорович Сергеев,

доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Эргономика сложных систем» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]

Анастасия Сергеевна Сергеева,

кандидат психологических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]

рассматриваются проблемы изменения содержательного и понятийного строя психолого-педагогического знания в связи с модификацией посредством технологий социальных и психобиологичЕских механизмов развития человека. выделены и представлены в виде эк-зо- и интровекторов применяемые методы и технологии интеграции и модификации человека. исследованы основные направления психологии и педагогики техноинтеграции и техномодификации человека в условиях технологической эволюции. показаны проблемы и ограничения трансгуманизма, используемого в качестве философского обоснования возможности тотального изменения и техноконструирования человека.

• гибридный интеллект • диффузный интеллект • искусственное сознание • искусственные органы чувств • интеллектные симбионты • синтетическая психология • техноинтеграция

• техномодификация человека • трансгуманизм • образование • обучение

Введение

Симбиоз человека с создаваемой им посредством технологии искусственной средой жизнедеятельности может рассматриваться как следующий этап развития человеческой цивилизации. Рост технологических возможностей и интеллекта техногенной среды ведут к появлению и развитию антропосферы - сложной системы, в которой биота составляет несущую подсистему, а разум становится управляющим звеном. Можно говорить о глобальных изменениях ноосферы отражающей состояние эволюции биосферы, возникшее в результате «действия научной мысли на глобальные геологические процессы» [1, с. 242]. Ноос-ферный этап развития биосферы, непрерывно усложняясь по векторам науки и технологии, порождает антропосферу и в конечном итоге конституирует планетарное эволюционирующее самоорганизующееся единство - технобиод [2, с. 245]. Его влияние на человека и человечество отличается от распространённого в современном гума-

нитарно-социологическом дискурсе представления об определяющей, организующей общество роли социальной коммуникации [3] и трудовой деятельности. Технобиод является эволюционирующей системой ор-ганизменного типа, строящей свою индивидуальную историю.

При этом перестают работать традиционные модели взаимодействий человека и природы, оперирующие идеальными представлениями о социальной и психобиологической эволюции человеческой цивилизации, в которых ведущую роль играют индивидуальные, личностные, научные и коллективные творческие способности человека, организующего мир. Технобиод становится самостоятельным самоорганизующимся системным объектом, порождающим формы симбиотического и искусственного интеллекта и их гибриды [4, 5]. Некогда ведущая роль индивидуального человеческого разума постепенно уходит на второй план. Отделяясь от биосферы, человек превращается в разумный элемент эволюционирующе-

СОШУЛШЖ......У.......ПШГОГИтаИЕ.......НОИШШ.......ТШ0Л0П13ШШ

го техногенного мира, в котором активность человека теряет определяющее значение для процессов развития технобиода. Человек становится в значительной мере регулируемым механизмами самоорганизации элементом нового планетарного системного единства, включающего в своём развитии активно-рефлексивные процессы сборки и эволюции систем различной природы [2, 6]. Образуются ранее неизвестные техно-социальные и технологические формы, резко ускоряющие появление новых и утилизацию старых системных объектов организованной сложности. Они должны учитываться при создании систем обучения и образования.

Проблемы обучения в сложном мире

Процессы био-социо-техно-интеграции, реализуемые конвергентными технологиями (NBICS, GNR, GRIN, GRAIN, BANG), меняют всё в жизни человека, модифицируя его организм, психическую и социальную сферы [7-10]. Наблюдаются в известной мере парадоксальные изменения в формах и свойствах основных психических механизмов человека: сознания, интеллекта, эмоционально-чувственной и когнитивной сферы, а также порождающего их физиологического субстрата. Можно сказать, что механизмы естественной адаптации человека к среде не работают при столкновении со сложной искусственной средой, которая более динамична и непредсказуема, обладает собственной памятью, внутренней активностью и логикой развития. Появляются опасные формы модификации человека и общества. Нарушаются процессы социализации, интеллектуального и нравственного развития человека, который теряет мотивы к свободному индивидуальному труду и развитию. За него всё решает техно организованный самореференсный биосоциальный организм, реализующий собственные смыслы отражающие законы самоорганизации и самосохранения.

Здравого смысла и обыденного опыта явно недостаточно для эффективного и безопасного поведения в сложном мире. Частично проблема адаптации решается классическими образовательными и обучающими системами, но и они в существующей форме бессильны перед перманентным регули-

рующим диктатом и управляющим действием эволюционирующей техногенной среды. Известные нам методы обучения и образования основаны на пластичности человеческого мозга и его способности к адаптации к социальным и природным средам. Они реализуют в своём большинстве методы ассоциативного обучения и их методические варианты [11]. Однако в них не учитывается модифицирующее влияние техно организованной среды.

Сложный мир ведёт к появлению новой психологии обучения - психологии обучения человека с модифицированным организмом (включая мозг), который существует в искусственной среде, изменяемой и тотально управляемой социальной и средовой коммуникацией. Основной комплекс возникающих при этом проблем связан с решением вопросов определения и обеспечения направленного влияния технологии на человека и его сознание для создания гармоничного сочетания искусственного и естественного в человеке. Отметим, что до техногенного этапа развития цивилизации человек и его психика формировались, главным образом, механизмами социального и естественного отбора, а в период формирования технобиода добавляется влияние «умных» технологий. И здесь большое значение имеют «лекала», по которым будет создаваться человек и формироваться общество будущего. Роль психологии в решении возникающих при этом вопросов неоценима.

Психология - это прежде всего наука о субъективной реальности и живущем в ней субъекте (личности), которые порождаются особыми формами рекурсивных взаимодействий мозга с физической и социальной реальностью [12]. Именно в мире субъекта проходит вся психическая, сознательная активность человека, осуществляющего свою созидательную и творческую деятельность. Заметим, что субъективная реальность - это не конечный продукт мозга, а всего лишь рефлексируемая субъектом часть процесса его циклической самоорганизации, в котором участвуют индивидуальная внутренняя (обусловлена структурно-функциональными особенностями системной организации и биомолекулярными процессами, протекающими в мозге) и внешняя (осуществляющая воздействия на перцептивные системы организма) среды.

Мир субъекта, погружённого в организованную посредством технологии среду, становится всё более простым и определённым. В тоже время техногенный мир становится всё более сложным и организованным. Под его воздействием проявляются эффекты модификации базовых функций психики человека, его поведения, личности. Правомерен вопрос о психическом содержании и свойствах субъекта, возникающего под влиянием технологии, социальной коммуникации и методов модификации личности. Возможно ли появление гармоничной личности, активно действующей в техногенном мире? «Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их совершенствования, - считал президент Римского клуба Аурелио Печчеи. - Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации» [13, с. 43]. И далее: «И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному будущему, нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции самого человека» [Там же].

В традиционном обществе эти вопросы решаются классическими методами обучения и воспитания в рамках традиционной культуры. Однако в условиях активного влияния технологии резко меняются свойства обучаемого и обучающей системы, и границы этих изменений нам пока непонятны.

Возникающий комплекс проблем психологического плана не может быть решён в рамках классической психологии, которая изучает психологию человека, развивающегося в рамках естественной биологической эволюции. Можно говорить о появлении нового направления в изучении модифицированных под воздействием сложного мира и искусственных вариантов психики, которое можно назвать психологией организованной сложности. Одним из вариантов данного направления, связанным с проектированием новых форм субъективной реальности и действующего в них разума, является синтетическая педагогическая психология, некоторые методологические и технологические основания которой будут обозначены в настоящей статье.

Векторы техноинтеграции и проблемные поля модификации человека

Рассмотрим основные направления психологии техноинтеграции и техномодифика-ции человека в условиях технологической эволюции, которые могут быть представлены в виде экзо - и интро-векторов, определяющих особенности применяемых методов и технологий интеграции и модификации.

Экзовектор - это сумма технологий, направленных на физическую модификацию тела и создание интерфейсов между телом человека и управляемыми элементами тех-носреды (киборгизация). Используются NBICS (N-nano, B-bio, I-info, C-cogito, S-social) технологии, виртуальное мультимодальное моделирование, микромехатроника, технологии дополненной реальности и индуцированных иммерсивных сред [14, 15]. Основные методологические категории: взаимодействие, адаптация, регулирование [16].

Интровектор - это технологии, прежде всего связанные с модификацией мозга, сенсорных и сенсомоторных систем, механизмов психического и сознательного регулирования и интеграции заданных вариантов психической деятельности в системное целое. Основные технологии: геномная инженерия (технологии редактирования генома CRISPR-CAS9, TALEN и др.), синтетическая биология и их варианты, связанные с изменениями мозга на генетическом, молекулярном и структурно-функциональном уровнях, а также технологии в рамках конвергентных кластеров: GNR - genetics, nanotechnology, robotics; GRIN -genetic, robotic, information, nanoprocesses; GRAIN - genetics, robotics, artificial intelligence, nanotechnology, BANG -bits, atoms, neurons, genes [17]. Основные методологические категории: взаимоориентация, интеграция, механизмы жизни, операциональная замкнутость, организованная сложность развитие, самоорганизация.

Можно выделить следующие проблемные поля, этапы, направления и формы техно-модификации психики и техноинтеграции человека с технобиотической средой:

- взаимодействие человека с естественным миром и его объектами (проблема интерфейса);

С01ШУШУ№......У.......ИМ-ЧШИ-Е.......НОИШШ.......ТШ0Л0П13ШШ

- взаимодействие человека с искусственными объектами, системами и средами (проблема присутствия в среде, иммер-сивность, интерактивность);

- взаимодействие человека с искусственными системами и средами, наделёнными искусственным интеллектом (проблема интеллектного симбиоза, энакти-вация);

- техномодификация субъективной реальности (проблемы создания новых и дополнительных сенсорных модальностей и их интеграция в новые формы субъективных реальностей);

- техномодификация эмоционально-чувственной сферы (новые формы чувственности и эмоций);

- техномодификация человеческого «Я» (проблема искусственного субъекта);

- проблема мультипликативных интеллек-тных форм симбиоза (связь и усиление, умножение интеллекта человека в интеллектуальной среде);

- искусственный разум, искусственный распределённый в среде разум (проблема конструирования);

- социальные процессы в сетевой коммуникации;

- техногенная личность (проблема отбора и воспитания полезных обществу, не отвергаемых механизмами технобиотиче-ской иммунной системы личностей);

- техномодифицированное общество.

Психология техноинтеграции включает в сферу своих интересов психологические дисциплины, отражающие результаты целенаправленного изменения человеческой психики под воздействием техносреды и эволюционирующих глобальных механизмов интеграции человека с искусственным миром технобиода. Психология техномоди-фикации рассматривает проектирование и реализацию новых психических форм с заданными с помощью технологий свойствами.

философско-этические проблемы техномодификации человека

Любое вмешательство в процессы и механизмы, формирующие биологические и социальные свойства человека, меняет его индивидуально-психологические и личностные характеристики, нарушает привычный комплекс свойств, которые принято называть

«человеческие качества». Они возникли и совершенствовались в процессе эволюционного исторического процесса общественного и биологического развития человека в результате действия механизмов естественного и социального отбора. Попытки вмешательства человека в эти процессы с помощью технологий меняют сложившееся в гуманитарных и био-социаль-ных науках положение и образуют целый пласт нового социо-гуманитарного знания.

Философская и психологическая рефлексия данного направления представлена в рамках трансгуманизма, представляющего собой интеллектуальное и культурное движение, систему взглядов, поддерживающих использование новых данных науки и технологий для увеличения познавательных и физических способностей человека, а также качества жизни [8]. Понятие «трансгуманизм» ввёл в научно-гуманитарный дискурс основатель ЮНЕСКО биолог Джулиан Хаксли (Julian Huxley) в своём эссе «Трансгуманизм», опубликованном в сборнике «Новые сосуды для нового вина» (1957). Он с позиций глобального эволюционизма считал возможным самосовершенствование человека. «Человеческий род, - пишет Хаксли, - может, если того захочет, превзойти самого себя, и делать это не только спорадически: кто-то в чём-нибудь одном, кто-то - в чём-нибудь совсем другом, а совершенно иначе, в масштабах человечества в целом. Нам необходимо дать название этому новому убеждению. Возможно, здесь подойдёт слово трансгуманизм: человек останется человеком, но превзойдёт себя, реализуя новые возможности своей собственной природы» [18, с. 17]. Важно, что Хаксли оставил природу человека неизменной. Однако в дальнейшем трансгуманисты стали говорить о необходимости тотального технологического вмешательства во все сферы человеческой природы, заменяя естественное в человеке искусственным. В их интерпретации творения живой природы несовершенны, и человек должен взять на себя дальнейшее улучшение своей природы. Инструментом для реализации этого замысла стала технология.

К основателям современной версии движения трансгуманизма можно отнести Ганса Моравека (Hans P.Moravec), Рэймонда Кур-цвейла (Raymond Kurzweil), Дэвида Пирса

(David Pearce), Ника Бострома (Nick Bost-rom). В настоящее время среди сторонников и интерпретаторов данного направления наблюдаются специалисты достаточно широкого научного спектра, из всех сфер знания и технологии. нНа основании достижений в области науки и технологии они создают прогнозы влияния на человека. Такой подход в значительной мере сближает их деятельность с научной фантастикой, футурологией и политической деятельностью. Каждая из этих дисциплин содержит значительную компоненту веры.

С 1998 года существует Всемирная трансгуманистическая ассоциация (WTA), объединяющая сторонников технологического совершенствования человека и решения проблемы физического бессмертия. Действуют Российское трансгуманистическое общественное движение (РДТ) и общественное движение «Россия 2045». Идей трансгуманистической эволюции придерживаются серьёзные отечественные и зарубежные учёные и футурологи: В.И. Арши-нов, В.Г. Буданов, В.А. Глазунов, В.Г. Горохов, В.Л. Дунин-Барковский, Д.И. Дубровский, А.Я. Каплан, С.В. Кричевский, В.Е. Лепский, А.П. Назаретян, Ю.М. Сердюков, В.С. Степин, А.Ю. Нестеров,В.В. Чеклецов, Б.Г. Юдин, Р. Эттингер (RobertC.W. Ettinger), М. Минский (Marvin Lee Minsky), К.Э. Дрек-слер (Kim Eric Drexler), Ф.М. Эсфендиари (Fereidoun M. Esfandiary), П. Тейяр де Шар-ден (Pierre Teilhard de Chardin) и другие.

Это в основном представители когнитивно-технологического и эпистемологического направления философии и инженерии, задача которых показать потенциальные формы техноэволюции.

Вместе с тем педагогическая компонента, формы и средства передачи опыта в техногенном мире разработаны слабо. Прежде всего, нет подтверждений со стороны ней-робиологии о принципиальной возможности непосредственной передачи социального опыта. Скорее эта проблема относится к «трудным проблемам», решение которых невозможно на существующем уровне развития науки и технологии.

Несмотря на достигнутые успехи в развитии технико-технологического базиса современного мира, что косвенно поддержи-

вает идеи трансгуманизма, существует и обширная критика данной технократической формы мировоззрения. Она в основном сводится к анализу возникающих этических проблем и сомнениям в практической возможности реализации некоторых идей. Так, по мнению Е.В. Введенской, «у трансгуманистов явно доминирует вера в невероятные перспективы технического усовершенствования человечества и полностью отсутствует критический анализ негативных последствий этого, учёт экзистенциальных рисков, подрывающих основы существования как отдельного человека, так и человеческого общества» [19, с. 39].С точки зрения биоэтики «главное противоречие в трансгуманизме заключено в отрицании морально-нравственного совершенствования человека и сведении его сущности только к улучшению соматических и когнитивных характеристик» [Там же].

Близкие рассуждения о нарушении границ человеческого Я и исчезновении субъекта в процессе техномодификации тела и мозга присутствуют у Е.В. Маревой: «Если на-нотехнологии и имитация живой ткани сделают возможным замену человеческого мозга, сохранит ли человек при этом свою индивидуальность, личность? Ведь, в конце концов, зачем мне бессмертие тела, если это буду уже не Я? Если личность - производная телесной организации, то, меняя тело, мы её утрачиваем. Если личность - производное общения с себе подобными, не только современниками, но и предками через мир культуры, то можно предположить, что иное существование скажется на духовном самочувствии, но это будет моё самосознание и самочувствие при помощи "отремонтированного" мозга как средства, но не сути моего Я» [20, с. 173].

По мнению американского философа Фрэнсиса Фукуямы Fukuyama), реализация трансгуманистической идеологии сделает человека придатком созданных им машин, лишив его вместе со старением и болезнями всего человеческого. Останется ли человек самим собой с наступлением эры постчеловека, когда все его органы будут заменены на новые, более долговечные, а сознание выгружено в информационную реальность и подключено к коллективному супермозгу, становится одним из актуальнейших философских вопросов [21].

СОШУЛШЖ......У.......ПШГОГИтаИЕ.......НОИШШ.......ОТЛОГИМ

Особая озабоченность в отставании знания человечества о самом себе от его практической деятельности проявляется в трудах известного российского философа Д.И. Дубровского, который сформулировал проблему фундаментальной асимметрии в познавательной и преобразующей деятельности человека. Именно в ней проявляется рост дефицита самопознания, характерный для нынешнего состояния так называемого «общества знания», в котором человек «знает всё, но только не себя». «Однако уже элементарный анализ, - пишет Дубровский, - может показать, что цели и способы внешней деятельности в существенной мере зависят от уровня самопознания, от знания человеком своих подлинных свойств, потребностей, творческих возможностей и перспектив. Поддержание иллюзорных, "удобных" представлений о себе и других, уход от себя есть средство оправдания того, что мы творим вокруг» [22, с. 53]. В результате неразумной деятельности человечества возникает антропологический кризис, ведущий к экологическому коллапсу. Выход из кризиса, по мнению Дубровского, лежит в двух направлениях: в изменении биологической природы человека и в сфере воплощения разума и социальной индивидуальности в небиологической самоорганизующейся системе, то есть на пути трансгуманистических преобразований. Давид Израилевич выбирает второй вариант, который, по его мнению:

- «оставляет в стороне радикальное вмешательство в геном человека и необходимость погружения в бездну генетических сложностей и немыслимых последствий, позволяет оставаться на уровне сравнительно контролируемых результатов цифрового моделирования;

- опирается на сравнительно развитую теоретическую базу информатики, кибернетики, робототехники, может использовать достижения психологии, генетики и нейронауки в области исследований познавательных процессов, феноменов сознания и личностной самоорганизации;

- находится в главном русле конвергентного развития НБИКС (нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных технологий); это особенно важно подчеркнуть, так как именно НБИКС определяет сейчас создание принципи-

ально новых интегральных, конструктивных объектов, объединяющих в себе биологические и физические начала, разработку самоорганизующихся систем на небиологических субстратах;

- создаёт перспективу радикального продления жизни вплоть до кибернетического бессмертия и тем самым новую антропологическую перспективу, формирует такую систему смыслов и ценностей, которая расширяет горизонт нашей биологически ограниченной мен-тальности и духовности, что служит условием преодоления антропологического кризиса;

- открывает реальные возможности замены вещественно энергетического потребления информационным, это может не только устранить энергетическую проблему, но кардинально изменить отношения со средой, прекратить её разрушение;

- не препятствует параллельным процессам исследования биологических систем и поддержания условий сохранения жизни на Земле; ведь если представить, что человечество вдруг перестало существовать (или прекратило, наконец, свою разрушительную деятельность), то даже при нынешних серьёзных экологических нарушениях жизнь на Земле способна всё же укрепиться и существовать многие тысячелетия;

- имеет то стратегическое преимущество, что гарантирует сохранение и развитие человеческого разума - ведь биологическая жизнь подвергается постоянным угрозам и может быть уничтожена в результате катаклизма, вызванного воздействием из космоса или физическими изменениями на самой Земле; а вместе с жизнью будет уничтожен и человеческий разум» [22, с. 53-54].

Последователей современной версии трансгуманизма не смущает активное вмешательство человека в генетические и социальные механизмы природы. По мнению Ж. Оттуа, они считают, что «конкретная биологическая форма человека не есть нечто сакральное. Она не является неизменной и не имеет монополии на уважение и достоинство, ущемление интересов или прав на основании видовой принадлежности. Трансгуманисты предпочитают использовать понятие "личность", определяя его на осно-

вании таких свойств, как осознание, чувствительность, способность рассуждать и выбирать, и т.д. Отличие человека от других живых существ - не абсолютно, оно, скорее, вопрос степени присутствия определённых качеств: животные в той или иной мере могут иметь признаки личности. Эти же соображения применимы и к таким фантастическим для настоящего времени существам, как транс- или пост-человек, которые также могли бы обладать некоторыми свойствами личности. Трансгуманизм утверждает, что все наделённые чувствительностью существа, возможно, обладающие сознанием, будь то пре-люди, не-лю-ди (животные) или пост-люди, обладают и моральным статусом, требующим уважать их благополучие и преуспевание» [23, с. 48-49].

Технонаука по-новому ставит проблему человека, включая в механизм его эволюции достижения науки, которые сами по себе не отражают моральных и этических категорий. Это серьёзная проблема для всех гуманитарных наук, включая психологию и педагогику. Возможности техномодификации человека столь широки, что встаёт вопрос о возможных границах, в рамках которых человек остаётся человеком. И здесь ведущая роль также принадлежит психологии.

Симбиоз человека с глобальными

информационно-коммуникационными

средами

Наиболее ярко эффекты техноинтеграции проявляются при включении человека в среду сети Интернет. Можно сказать, что это постоянно действующая лаборатория по исследованию процессов нарушения или изменения форм социальной и личностной коммуникации. По мнению ряда исследователей (А.Е. Войскунский, Г.У. Солдатова, Н.С. Хомерики, Е. Шамис и др.), интернет является сильным фактором, ведущим к появлению феноменов зависимости человека от виртуальной среды [24, 25]. Наблюдаются изменения в функционировании высших психических функций: «трансактивная память, сниженная концентрации внимания, синдром дефицита внимания, рассеянное внимание, сенсорная деприва-ция, искажение в восприятии людей, снижение способности к эмпатии, клиповое мыш-

ление, калейдоскопическое знание, неспособность к работе с большими текстами и воспроизведению смыслов, к проведению анализа, дефицит словарного запаса, способность к поиску информации, а не решению задач, неспособность к системному мышлению» [25, с. 50].

Добавим к вышеперечисленному списку феномены упрощения сознания, потери и/ или модификация ряда базовых когнитивных функций, появление новых, ранее не существовавших свойств психической и когнитивной организации.

Вместе с тем именно в Интернете наблюдаются эффекты значительного усиления когнитивных возможностей человека, что проявляется в появлении эффектов интеллек-тного симбиоза [4]. Проблема искусственного интеллекта является самой модной в научно популярной и фантастической литературе, вызывая мрачные прогнозы апокалиптического будущего в мире умных машин. Кроме того, эта тема интересна и психологам, но по другим причинам. Нас интересует не доминирование искусственного интеллекта над естественным интеллектом, а возникающие возможности их объединения и взаимного усиления в сети. Возникает новое психологическое явление - интел-лектный симбиоз, демонстрирующий си-нергетическое объединение и дополнение интеллектов, имеющих естественное и искусственное происхождение и сопровождающих их функций.

По нашему мнению, все организующие мир и природу силы можно обозначить термином «интеллект» - вне природы их носителей, что радикально отличается от психологического определения интеллекта как понятия, отражающего форму «организации когнитивного опыта человека, представленного в виде "накопленных" в ходе онтогенеза понятийных психических структур» [26]. Механизмы искусственного интеллекта вырвались за пределы человеческого разума и наполняют гибридную искусственную среду техно-организуемого мира. Возникают новые формы интеллекта - гибридный и диффузный, которые отражают результаты селекции самоорганизующейся системой эффективных способов достижения цели в организованной среде [4, 5].

СОШУЛШЖ......У.......ПШГОГУЧШУЕ.......НОИШШ.......ОТЛОГИМ

Организующее воздействие интеллекта глобальных информационных сетей и их динамического контента на пользователя формирует также и в значительной мере стандартное социальное поведение человека в сети.

Вместе с тем излишняя организующая сила техногенного общества может деформировать механизмы естественной эволюции человека, заменяя их воздействием самоорганизующейся среды. В результате повышаются риски криминализации человека техногенного (па^1ес1то1оду), воспринимающего внешнее организующее действие сети как форму насилия, принуждения. Возникает новая сфера психологической деятельности - психология девиантного поведения в условиях техногенного давления.

Синтетическая психология

Развитие процессов и технологий техноин-теграции и техномодификации создаёт новые направления психологии, которые можно объединить термином синтетическая психология.

Под синтетической психологией будем понимать новое научное направление в психологии, трансграничное с синтетической биологией, которое изучает методы создания и последствия социального и иного существования психических структур с заданными, неизвестными ранее функциями и свойствами.

Одним из важных вопросов данной дисциплины будет вопрос о минимально возможной структуре, порождающей психику и стабильные формы сознания. Кроме того, рассматриваются психологические особенности человека, наделёенного:

- искусственными органами и системами чувств (в том числе и с новыми функциями и свойствами);

- искусственными эмоциями;

- искусственным сознанием;

- искусственной памятью (искусственной, гибридной, распределённой в глобальной и локальной информационных средах).

Заметим, что сейчас мы многого не знаем о сущности возникающих искусственных

психических явлений, диапазонов и границ, в которых они существуют, что не позволяет перейти к решению технологических задач техномодификации. По настоящее время создание интерфейсных объединений «человек - машина» не затрагивало сущностных особенностей субъективной реальности, а именно:

- мультимодального характера, проявляющегося в целостности восприятий и наличии качественной организации, редуцирующей спектры физических воздействий на перцептивные системы в субъективные образы;

- наличия пространственно-временной структуры и событийного характера изменений, отражающих причинно-следственные связи объективного мира;

- наличия субъекта, играющего роль активного наблюдателя и деятеля [27].

Вмешательство в перцептивную сферу человека, расширение её возможностей позволяют когнитивной системе человека эффективнее использовать диапазоны электромагнитных волн, недоступные естественным органам чувств. Однако в настоящее время эта операция производится лишь путём аппаратного преобразования интересующих диапазонов в перцептивно доступные формы (электрооптические преобразователи, тепловизоры, приборы ночного видения, ультразвуковые локаторы, эхолоты и т.д.). Техномодифика-ция субъективной реальности представляет собой форму целенаправленного изменения свойств субъективной реальности человека посредством технологий, и здесь основную роль играют технологии генной инженерии. Психология возникающих искусственных чувственных форм в дополнение к психологии человека в естественном мире делает первые шаги, и очень важно, чтобы она не стала жертвой технократических представлений о жизни.

Искусственные органы чувств (сенсорная инженерия) приводят к появлению искусственных дополнительных модальностей в субъективной реальности. Возможно появление новых или модифицированных органов чувств.

«Радикальная генная модификация биологической природы человека, по чаяниям

трансгуманистов, является лишь этапом в дальнейшем развитии человеческой автоэволюции, когда должен будет осуществиться синтез человека и машины, путём внедрения в тело и мозг искусственных имплан-татов и чипов. Человек, согласно трансгуманистам, уходит в прошлое как биовид и переходит в будущее как техновид. Мир патологической искусственности убивает в человеке всё живое, он сам конструирует себя, определяет свою физическую качественность. В сознании постчеловека оказывается демонтированной граница между реальным и искусственным, исчезает не только его телесность, но и подлинное индивидуальное «Я» [19, с. 39].

Заключение

Эволюция техногенной цивилизации планеты Земля ведёт к появлению в процессе эволюции технобиотической среды самоорганизующегося единства в форме техноби-ода, организующего человека и его социальную среду и дающего возможность технологического влияния на природу человека и его психику.

Трансгуманизм как радикальная форма материалистического мировоззрения, отражающая технократический оптимизм, поддерживаемый главным образом представителями инженерного и естественнонаучного знания, довольно легко относится к глубинным психологическим феноменам. В том числе его адепты полагают возможным копирование человеческого разума с помощью технологической процедуры, позволяющей перенести идеальное содержания живого мозга на иные, не только биологические, носители. Это философское отражение вульгарного тотального когнитивизма, приверженцы которого считают феномены разума и психики чисто информационными процессами, а человека - компьютерной биологической системой, широко распространено в современной науке.

Второй проблемой является самоорганизующийся характер всего живого, что препятствует управлению этими процессами извне. Действия, связанные с конструированием живого, являются технологической интервенцией в процессы, имеющие апри-

орно неизвестные нам внутреннюю логику и механизмы существования. В результате могут быть повреждены базисные структуры, определяющие механизмы жизни.

Генетические эксперименты могут вести к безграничному процессу модификации тела, и неясно, какие формы психического будут в них порождаться и насколько они жизнеспособны. Возникает нравственная проблема в вопросе, что делать с «неудачными образцами» человеческого материала, полученными в результате глубокой техномодификации? Радикальные решения напоминают попытку создания нового человека в советской идеологии и создание сверхчеловека в гитлеровской Германии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В синтетической психологии и педагогике должен быть поставлен вопрос о морально-нравственных и этических барьерах, образующих границы допустимого воздействия технологии на человека, не разрушающего базовые гуманистические принципы и свободы. Важно решение вопросов психологии и социализации техномодифицированных организмов и человека. Необходимо переосмысление методологии воспитания и обучения в рамках новой концептуальной структуры картины мира, объединяющей биосоциальную и техногенную эволюцию ноосферы и человека. □

Литература

1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991.

2. Сергеев С.Ф. Рефлексивная автоэволюция глобальных интеллектных техногенных сред // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов IX Международного симпозиума 17-18 октября 2013 г., Москва / Отв. ред. В.Е. Лепский. - М.: «Когито-Центр», 2013.- С. 245-248.

3. Луман Н. Общество общества. - М.: Логос, 2011.

4. Сергеев С.Ф. Интеллектные симбионты в эргатических системах // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2013. -№ 2 (84). - С. 149-154.

5. Сергеев С.Ф. Интеллектные симбионты организованных техногенных средств управления подвижными объектами //

СОШУЛШЖ......У.......ПШГОГКШ.......НОИШШ.......ТШОЛОГУЗАиУУ

Мехатроника, автоматизация, управление. - 2013. - № 9. - С. 30-36.

6. Рефлексивный подход: от методологии к практике / Под ред. В.Е. Лепского. -М.: Когито-Центр, 2009.

6. Сергеев С.Ф. Глобальные техногенные среды в эволюции человеческой цивилизации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2013. -№ 1. - С. 80-86.

8. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. Под ред. проф. Д.И. Дубровского.- М.: ООО «Издательство МБА», 2013.

9. Сергеев С.Ф. Мехатроника как конвергентная научно-практическая дисциплина // Мехатроника, автоматизация, управление. - 2012. - № 1.- С. 2-6.

10. Голиков Ю.Я. Психологические проблемы конвергентных технологий // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 6. / Под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. - М.: Изд-во «Институт психологии» РАН», 2014. - С. 13-31.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.

12. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. - М.: Ка-нон+, 2002.

13. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985.

14. Сергеев С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. - М.: Народное образование, 2009.

15. Сергеев С.Ф. Эргономика иммерсив-ных сред: методология, теория, практика: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.03: защищена 7.04.10: утв. 28.01.11 / Сергеев Сергей Фёдорович. - СПб, 2010.

16. Сергеев С.Ф. Регуляция, саморегуляция, самоорганизация, саморазвитие в понятийном базисе психологии // Акту-

альные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 4 / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - С. 238-259.

17. Быков Е.М. NBIC-конвергенция технологий: исторический обзор. Часть I: 2001-2006 гг. // NBICS-Наука. Технологии. - 2017. - № 1. - С. 12-24.

18. Huxley J. Transhumanism, in Huxley, J., New Bottles for New Wine. - London: Chatto & Windus, 1957. - P. 13-17.

19. Введенская Е.В. Биоэтический анализ противоречий трансгуманизма // Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. - № 3. - 2014. -С. 35-40.

20. Марева Е.В. От искусственного интеллекта к искусственной душе // Вопросы философии. - 2014. - № 1. - С. 171178.

21. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Пер. с англ. М.Б. Левина. - М.: ООО «Издательство ACT»: ОАО «ЛЮКС», 2004.

22. Дубровский Д.И. Биологические корни антропологического кризиса. Что дальше? // Человек. - 2012. - № 2. - С. 51-54.

23. Оттуа Ж. Трансгуманизм - это гуманизм? // Человек. - 2014. - № 6. - С. 46-53.

24. Войскунский А.Е. Психология и интернет. - М.: Акрополь, 2010.

25. Кишиков Р.В. Интернет-аддикция подростков цифрового поколения // Современная прикладная психология: теория и практика. Сб. статей Международной научно-практической конференции. XII Ле-витовские чтения. Отв. ред. Н.Т. Колесник. Т. 1. - М.: МГОУ, 2017. - С. 49-53.

26. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: Учебное пособие. - М.: ПЕРСЭ, 2002.

27. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. - М.: Наука, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.