ВЕСТН И Криолог
Тема номера: Современное российское приграничье
Образование в приграничных районах
Левченко Наталья Валерьевна - младший научный сотрудник сектора по изучению социокультурного развития регионов России Институт социологии РАН, Москва
E-mail: [email protected]
ВЕСТНИI
чип .оциологии
35
Образование в приграничных районах
Аннотация
В статье анализируются особенности учебного процесса в образовательных учреждениях российского приграничья. Данные получены в результате проведённого исследования в трёх приграничных регионах РФ методом глубинных интервью с директорами и учителями районных школ, школ и техникумов искусств, учителями дополнительного образования, с представителями районной администрации. Проведён анализ официальных документов и публикаций в СМИ по данной теме. Выявлены проблемы, с которыми на современном этапе сталкиваются учебные заведения в исследуемых регионах. Рассматриваются перспективы выпускников общеобразовательных школ и их ориентированность на дальнейшее обучение в вузах, ссузах и т. п. Делается попытка оценить результаты учебного процесса в приграничных районах. Показаны методы воспитательного процесса во время обучения школьников. Несмотря на введение нового закона об образовании, представлены примеры сохранившихся традиций в обучении. Проанализировано отношение учителей к ЕГЭ и ГИА и влияние этих нововведений на учебный процесс. Представлены особенности ситуации, связанной с образованием на селе. Даны основные характеристики дополнительного образования, реализуемого как на базе общеобразовательных учреждений, так и отдельно от них. В статье показаны виды дополнительного образования и заинтересованность в них как учеников, так и их родителей. Во время исследования был выявлен преподавательский состав приграничных школ, а также показано, что часть выпускников возвращаются на малую родину и в родные учебные заведения уже как преподаватели.
Ключевые слова: школьные учреждения, дополнительное образование, учебный процесс, преподавательская деятельность
В сентябре 2013 г. вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании» [Федеральный закон РФ... 2013], согласно которому было введено несколько новых положений:
- среднее профессиональное образование теперь предпо-
^ лагает два вида программ - подготовка квалифицированных
£ рабочих и специалистов среднего звена вместо упразднённых
^ ПТУ и колледжей;
^ - чётко определены понятия «семейное образование»
, и «семейные детские сады»; семьям, в которых дети обучаются
^ дома, положена некоторая компенсация расходов;
^ - дошкольное воспитание стало самостоятельным уров-
01 нем образования и регулируется теперь федеральными госу-
дарственными стандартами.
В результате «при планировании деятельности учебных заведений и созидании новых программ происходит столкновение консервативных и прогрессивных тенденций» [Ключарёв 2013: 239]. В то же время новый закон вызвал массу споров и дискуссий. Самое распространённое мнение, что современное образование отдаляется от процесса воспитания детей и создания у них целостной картины мира, становится менее направленным на обучение фундаментальным основам науки, что может негативно отразиться на уровне культуры и образования российских школьников. Подобные дискуссии активно проходят на российском телевидении. Так, например, в одном из выступлений (31 августа 2014 г.) Патриарх Кирилл отметил, что «если образование не будет давать системы, не будет подвигать учащихся, чтобы они овладевали такой системой, мы никогда не будем образованными людьми. Человек становится культурным лишь тогда, когда он понимает причинно-следственные связи того, что происходит с культурой, с миром». Также Святейший Владыка полагает недопустимым самоустранение школы от воспитания: «Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не будет решать тех задач, которые перед ней стоят». При этом важно воспитывать детей в такой системе ценностей, которая формировала бы у них любовь к Отечеству, желание создать семью. «Мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции», - подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл [Важнейшей задачей образования... 2014].
В результате можно ожидать, что в российском приграничье, где ощутимо влияние со стороны соседних государств, ситуация в области системы образования складывается более драматично, чем в центальных областях страны.
Школьное образование: общая ситуация и проблемы
Несмотря на нововведения и на процессы обезлюжива-^ ния небольших районов и их объединения с более сильными,
о положение учреждений образования в приграничных район-
ных центрах превзошло наши ожидания. В основном средние Ц ^ школы сохранились, за исключением полностью ликвидиро-
¡1 ^ ванных деревень.
>¡3 ££ В школах учатся в среднем около 400 человек, причём
* ^-С. в некоторых районных центрах численность учеников начальных
^ ^ классов превосходит численность учащихся среднего и старшего
Н звеньев, о чём свидетельствует один из наших респондентов:
У 0| «Самые большие классы на данный момент в начальной школе,
ВО она полностью укомплектована. Пробелы только в 9-11 клас-
сах и то из-за демографической обстановки в то время, когда они родились». Этот факт иллюстрирует, что не все молодые люди стремятся покинуть периферию, т. е. процесс миграции населения в крупные города из небольших районов хоть и стал широко распространённым явлением, но всё же не массовым.
Если говорить о качестве населения, то, по мнению опрошенных респондентов, уровень образованности и культуры жителей приграничных районов достаточно высок: «Очень много хороших детей, у нас 12 медалистов, но всё по природе передаётся»; «Мало семей, которые не занимаются воспитанием своих детей».
Совсем иная ситуация складывается на селе. Здесь уже наблюдается чёткая миграция населения, сокращается количество общеобразовательных учреждений ввиду уменьшения количества населения, как результат - сокращение числа учащихся. Однако представители городских районных советов, учителя и директора школ стараются сохранить школы и там: «Мы любым способом стараемся сохранить школы, даже если там 8-9 человек. Это всё-таки ещё один культурный центр: дети ходят в библиотеку, в ту же самую, поселковую, и в дом культуры». Сокращение образовательных организаций происходит не только в сёлах, но и в городах малоресурсных районов, что приводит к объединению нескольких школ в одну: «В городе закрылась школа-интернат, и детей с разными проблемами отправили к нам [в общеобразо-вательую школу], но у нас есть специальные для них программы, и к нам ещё перевели детей из лингвистической гимназии, и некоторые уроки мы им преподаём».
Так же, как и в других регионах России, в исследованных нами приграничных районах остро стоит вопрос о доставке детей из удалённых населённых пунктов в школы. В большинстве случаев директора школ справляются с этим: «Есть два школьных автобуса, мы возим детей из пяти населённых пунктов». Но в вымирающих районах эта проблема приобретает неразрешимый характер, несмотря на все старания глав районной администрации: «Мы когда-то закупили автобус, но потом его сняли, так как невозможно было соблюсти все требования к перевозке детей. В результате пустили рейсовый автобус, но это привело к тому, что некоторые деревни оказались вне маршрута автобуса. У нас есть деревня, которая находится в шести километрах от автобусной остановки, но ребёнок всё равно ходит в школу, его водят родители». Однако совсем не везде обстановка столь удручающая, во многих районных центрах создаются специальные и относительно хорошие условия для обучения школьников: «В нашем районном центре есть школа-интернат областного комитета образования, где обучаются малообеспеченные дети со всей области, условия там прекрасные, пятиразовое питание, хорошее общежитие» .
Место воспитания в системе образования приграничных районов
Несмотря на то, что обучение проходит согласно федеральным стандартам, педагоги проявляют инициативу: дают знания сверх того, что требуется, и продолжают заниматься воспитанием учеников.
Во всех исследуемых районах приоритетной задачей образования остаётся обучение и воспитание детей. Несмотря на то, что обучение проходит согласно федеральным стандартам, педагоги проявляют инициативу: дают знания сверх того, что требуется, и продолжают заниматься воспитанием учеников. Вот примеры ответов директоров школ из разных приграничных районов, независимо от их экономического благополучия:
- «не воспитывать не получается: у нас много мероприятий, мы стараемся чем-то занять детей»;
- «в первую очередь в школе должно быть воспитание, мы детей любим, и они знают об этом»;
- «мы стремимся любыми способами вытягивать трудных ребят, мы должны хвататься за каждого ученика. Когда складывается безвыходная ситуация, мы приглашаем родителей и беседуем с ними».
Таким образом, благодаря заложенным моральным устоям, сложившимся традициям и стереотипам, российские учителя в провинции пока ещё не готовы принимать нововведения, не соответствующие их устоявшимся представлениям о преподавании. Скорее всего, учителя понимают, что «концепт ребёнка в современном обществе относится к разряду наиболее нуждающихся в заботе и приватном мире как необходимом условии успешной социализации» [Колесникова 2013: 133]. Тот факт, что учителя не должны терять навыков воспитания школьников, доказывают и другие исследования учёных Института социологии РАН: «Основным содержанием социального воспитания является обеспечение процесса социализации и саморазвития молодого человека как субъекта деятельности на основе новейших технологий и средств педагогической поддержки» [Пронина 2012: 8548].
Ещё одной иллюстрацией того, что российские школы пока не перенимают навязываемые европейские стандарты (несмотря на тесные контакты некоторых исследуемых районов со странами Евросоюза), является то, что в России редко где можно встретить школьные учреждения, ориентированные на уровень образования, доступный «отстающим». Во время полевых исследований был обнаружен только один лицей, выполняющий такую установку. В основном учителя продолжают практику обеспечения высокого уровня образования для всех.
Особенности восприятия ГИА и ЕГЭ
Следует ожидать, что современные дети получают не столько общие знания по различным дисциплинам, сколько обучаются механизму прохождения теста для получения высоких результатов. К удивлению, педагоги как в сфере воспитания, так и в самом процессе обучения не следуют неукоснительно предъявляемым ныне требованиям.
Помимо ЕГЭ, который проводится уже несколько лет, с принятием закона об образовании 2013 г. становится обязательной государственная итоговая аттестация (ГИА) после 9-х классов во всех регионах РФ. Экзамен проходит в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ [Десять основных положений. 2013]. Из-за того, что формой оценки знаний учащихся как после 9-го, так и после 11-го классов, становится тестирование, процесс образовательной деятельности педагогов тоже должен был существенно измениться: «Всё негативное усугубилось, идёт натаскивание на тест».
Следует ожидать, что в результате современные дети получают не столько общие знания по различным дисциплинам, сколько обучаются механизму прохождения теста для получения высоких результатов. К удивлению, педагоги как в сфере воспитания, так и в самом процессе обучения не следуют неукоснительно предъявляемым ныне требованиям: «Натаскивание идёт на дополнительных занятиях, а у кого -и в ходе репетиторства». Согласно федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, дополнительное образование в программах начального, основного и среднего общего образования становится платным [В костромских школах. 2014], однако многие школы продолжают подготавливать учеников, не взимая за это дополнительные средства: «У нас есть стимулирующий фонд, мы учителям из него доплачиваем». Ещё одним подтверждением сохранения советских традиций является сочувствие и сопереживание своим ученикам как со стороны учителей, так и директоров школ: «В этом году на ЕГЭ поставили камеры... Мне было плохо, потому что детям было плохо, хотя мы им создали комфортные условия, подкармливали их и поставили конфеты».
Преподавательский состав районных школ
^ В среднем возраст преподавательского состава в школах
о одинаков по всей России, и приграничье не является исклю-
_а чением. В основном школьные учителя - это высококвали-
|1 ю фицированные специалисты предпенсионного и пенсионного
Зо ПЗ
?§. ас возраста. Хотя нельзя сказать, что данная ситуация сильно
^ ^ удручающая, так как благодаря этому сохраняется уровень
образования и воспитания, существовавший в прежние времена: «наши учителя все местные», «по области у нас силь-^ нейшие учителя». Однако, по словам респондентов, в иссле-
Ш О! дуемых районах работают и молодые учителя, в возрасте от
30-ти лет, причём во многих районах учителя возвращались
Выпускники практически всех районных школ приграничья (нередко около 100%) поступают в вузы и ссузы районных и областных центров, в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
в районы, отучившись в областных центрах: «В нашей школе 29 основных специалистов и 7 совместителей из числа вернувшихся» . Такая же обстановка складывается и с учителями дополнительного образования. Несмотря на все неудобства, низкие зарплаты и особенности жизни на периферии, учителя и специалисты, получив образование, возвращаются обратно, о чём свидетельствовали наши респонденты - директора школ искусств: «90% преподавательского состава - это наши выпускники, закончившие ведущие вузы».
Директора школ стараются также сохранить квалификацию своих преподавателей, поддерживать необходимый уровень современной культуры учителя: «В городе находится районный центр по подготовке преподавателей именно по информационным технологиям».
Результаты преподавательской деятельности
Несмотря на все трудности и проблемы, с которыми сталкиваются директора, учителя и сами школьники, результаты школьной преподавательской деятельности поражают. Выпускники практически всех районных школ приграничья (нередко около 100%) поступают в вузы и ссузы районных и областных центов, в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга! Подтверждение данного факта иллюстрируют следующие высказывания респондентов:
- «начиная с 8-го класса мы приглашаем к детям представителей средних учебных заведений, к 9-11 классам мы приглашаем представителей вузов, стараемся, чтобы дети знали, куда можно пойти учиться. Наши дети ориентированы на обучение»;
- «у нас все два класса 100% поступили в вузы разного профиля»;
- «в нашем вузе в основном учатся из области, либо из самого областного центра» .
Скорее всего, такие результаты существуют в виду того, что это позволяет уровень полученного среднего образования и установки, которую ученики получают в школах, на продолжение обучения, что является способом и возможностью покинуть малоперспективный в плане работы и самореализации район. Определённое влияние семьи в этом направлении тоже прослеживается. При проведении фокус-группы среди студентов вузов выяснилось, что желание пойти учиться прививалось детям родителями - как из числа местной интеллигенции, так из семей рабочего класса или домохозяек: «Я пошла учиться в вуз потому, что родители так хотели, хотя мама - домохозяйка, а отец - водитель» .
Работа кружков и секций держится на инициативе и энтузиазме директоров и учителей школ. Сотрудники учреждений дополнительного образования полностью увлечены своей деятельностью, являются носителями культурных традиций и ремёсел и готовы работать за небольшие зарплаты
Однако многие выпускники стремятся не покидать свой район, а продолжить обучение где-нибудь по-соседству: «В 15-ти км от нас есть средняя школа, и дети после 9-го класса поступают туда или в ссуз, или в сельскохозяйственный техникум». Также нередко выпускники возвращаются после обучения: «Процентов 70-80 учащихся сельхозяйствен-ной академии возвращаются обратно, поскольку у нас постоянно есть работа для инженеров, механизаторов, требуются ветеринары». Вместе с тем, многие респонденты отметили, что в основном молодёжь не стремится вернуться обратно, главная причина - отсутствие рабочих мест и достойной зарплаты. Места их дислокации - областные центры, Москва и Санкт-Петербург. Но стоит подчеркнуть, что за границу современная молодёжь не стремится: «Раньше всем хотелось учиться в Эстонии, сейчас это не распространено, хотя некоторые там учатся, но потом возвращаются обратно» . Об этом свидетельствуют и исследования, проведённые Институтом социологии РАН -«Формирование гражданской и патриотической позиции молодёжи и подростков России» 2007 г. и «Формирование гражданской и патриотической позиции учащихся старшеклассников» 2011-2012 гг., по результатам которых можно говорить, что большинство школьников являются патриотами, и смысл патриотизма для них - в любви к Родине [Пронина 2012: 8540].
Дополнительное образование детей российского приграничья
Во всех исследуемых районах, осуществляется серьёзная работа по дополнительному образованию школьников, куда входят творческие, музыкальные и спортивные занятия, причём это образование осуществляется как на базе общеобразовательных учреждений, так и в специальных учреждениях: «На базе нашей школы есть дом творчества, там много кружков и спортивных секций. Есть два прекрасных спортивных зала, которые работают семь дней в неделю, детская спортивная юношеская школа района». Разнообразие направлений такого образования кажется безграничным: «В школе есть кружки по шахматам, шашкам, теннису, танцевальный кружок, вокальный; есть свой театр, который организовала наша учительница. Она закончила колледж культуры и организует мероприятия для родителей и детей». Таким образом, работа кружков и секций держится на инициативе и энтузиазме директоров и учителей школ: «Мы ведём разные кружки, и все они бесплатные» . Сотрудники такого рода учреждений полностью увлечены своей деятельностью, являются носителями культурных традиций и ремёсел, одухотворены своей деятельностью и готовы работать за небольшие зарплаты: «Самое главное - привить детям добро».
Учителя техникумов и школ искусств являются одними из главных носителей народной культуры, которые готовы многое сделать для её сохранения.
Однако с принятием нового закона об образовании ситуация для учителей дополнительного образования усугубилась: теперь зарплата учителей должна стать средней по региону, что нередко осуществляется за счёт сокращения ставок в образовательных учреждениях, в первую очередь это коснулось именно художественных школ: «Лучше бы нам оставили нашу зарплату в 5 тысяч руб., чем сделали среднюю, в связи с чем мне приходится увольнять сотрудников. Пока я сократил технический персонал, убираем теперь сами - и в помещении, и во дворе».
Как правило, учителя стараются вовлечь детей в тот или иной род занятий. Их внимание особенно сосредоточено на воспитании «трудных» детей и школьников из неблагополучных семей:
- «мы отправляем в кружки всех детей из неблагополучных семей всякими уговорами, процентов 50 всех школьников там занимаются точно»;
- «мы приходим в детский сад; если видим, что ребёнок талантливый, то убеждаем родителей отводить его к нам на обучение»;
- «30-40% школьников у нас занимаются в кружках на базе школы, но многие ходят и в дом пионеров, музыкальную школу и в спорткомплекс».
В некоторых районах работают специализированные заведения, основывающие обучение на русских традициях и культуре: «В учреждении есть два народных хора; хотим сохранить русские традиции. Мы выкупили у сгоревшего цеха станки, что позволило более 10 лет выпускать народных мастеров, сохраняя традиции нашего района. Появился казачий коллектив, который выступает благотворительно на различных мероприятиях, в домах престарелых и т. д.».
Таким образом, учителя техникумов и школ искусств являются одними из главных носителей народной культуры, которые готовы многое сделать для её сохранения: «<Нигде в мире нет аналога такой системы первоначального музыкального и художественного образования. Если его сейчас убьют, восстановить будет очень сложно»; «Мне бы хотелось, чтобы дети не просто лепили или ткали, а делали это, осознавая, к какой нации и к какому народу они принадлежат. Сохранить традицию - значит сохранить Россию».
Результаты исследования показали, что относительно большое количество школьников получают дополнительное образование. «В нашем учреждении учатся около 90 учеников, но больше и не надо: у нас индивидуальное обучение. Это дети со всей области, но бывает, что приезжают и из других областей»; «У меня есть два филиала - здесь и в посёлке в 20-ти км отсюда, там 107 учеников».
Активная деятельность ведётся и по экопросвещению школьников сотрудниками местных особо охраняемых природных территорий: «Мы ведём большую работу по воспитанию экологической культуры, ознакомлению с правилами поведения на охраняемых территориях, воспитанию экологического мировоззрения и у взрослых, и у детей. Есть отдельный центр экологического образования на базе соседнего дома отдыха»; «Мы проводим экологические беседы, занятия, экскурсии, экологические лагеря, практики, экспедиции, конкурсы, участвуем в акциях и мобилизуем волонтёров».
Несмотря на низкую зарплату и слабую востребованность (в плане перспектив занятости) в художественной сфере, дети продолжают обучение по интересующему их профилю, пытаясь занять свою нишу на рынке труда: «Наши выпускники открыли в детских школах искусств областного центра кружки ковроткачества и керамики. Наши прикладники работают в общеобразовательных школах в Москве и Санкт-Петербурге»; «Мы даём высокий процент поступающих в среднеспециальные и высшие учебные заведения по всей России, наши выпускники продолжают обучение в колледжах культуры, музыкальных колледжах, у нас поступали и в московский Институт культуры, Мусоргский музыкальный колледж, Орловский институт культуры, Московский архитектурный институт и т. д.».
В то же время учителя дополнительного образования не ставят целью для своих выпускников продолжение обучения только в этом направлении. Для них гораздо важнее сам факт повышения культурного уровня, возможность духовного воспитания и развития многих других положительных качеств в результате занятий детей разными видами творческой деятельности: «Если дети закончили не только общеобразовательную школу, но ещё и нашу, то они честнее, лучше, ярче видят мир».
Сотрудничество учреждений образования соседних стран
о В виду того, что исследуемые школы находились на при-
граничных территориях с разными странами, важно было узнать, Ц ^ существуют ли, дружественные связи между школами смежных
¡1 ^ государств, каким образом они реализуются и как это влияет на
>¡3 ^ выбор выпускников школ. Выявилось несколько форм такого вза-
ч* ^-с. имодействия: «У нас есть проект с Эстонией по визитам детей,
^ ^ хотя деньги на это не выделяются, но дети всё равно ездят за
Н счёт родителей»; «Наша лингвистическая школа - это бывшая
У 0| эстонская школа. Одно время там преподавали русские учителя
ВО на эстонском языке, так как у нас с ними очень тесные связи.
Каких-либо специальных образовательных программ, разработанных на региональном или федеральном уровне специально для приграничных районов, не обнаруживается.
Если её закроют, эстонцы подумают, что мы их притесняем. Там дети изучают их обычаи. Наши школы обмениваются учениками, мы выезжаем на футбольные соревнования».
Несмотря на то, что исследование проводилось уже в момент нарастания напряжённости политической ситуации и обострения отношений между РФ и Евросоюзом, ухудшения отношений между школами или ограничений в дружественных школьных визитах не было выявлено.
Сотрудничество с другими странами проходит как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе школ дополнительного образования: «Мы ведём совместный проект с Евросоюзом - это реставрация здания Народной дружины (современный дом культуры). У нас есть танцевальный детский кружок, руководители которого находят спонсорскую помощь и ездят выступать за границу».
Некоторые выводы
Проведённое исследование показало, что жизнь в районах российского приграничья значительно интереснее и заманчивее, чем в столице и в ближайших к ней районах, причём это достигается во многом благодаря деятельности учителей-энтузиастов. В целом картина вырисовывается следующим образом: в областях, расположенных на границе РФ, идёт усиленная подготовка школьников к поступлению в вузы как своего региона, так и двух столиц России. Ориентация на продолжение обучения присутствует почти у всех выпускников, однако особого стремления покинуть родину у молодёжи не наблюдается. Примерно половина школьников исследуемых районов активно посещают дополнительные кружки и спортивные секции, выступают в соседних государствах, а некоторые из них продолжают обучение именно в творческой сфере.
Местные власти оказывают возможную или, скорее, доступную для них помощь системе образования, однако каких-либо специальных образовательных программ, разработанных на региональном или федеральном уровне специально для приграничных районов, не обнаруживается.
Библиографический список
Ключарёв Г. А. 2013. «Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы // Вестник Института социологии. Сетевой научный журнал. № 6. С. 234-251. URL: http://www. vestnik.isras.ru/files/File/Vestnik_2013_6/Klucharev.pdf [Дата посещения: 05.11.2014].
Колесникова Е. М. 2013. Педагоги дошкольного образования: специфика профессиональной группы и рынка услуг // Вестник Института социологии. Сетевой научный журнал. № 7. С. 129-152. URL: http://www.vestnik.isras.ru/files/File/ Vestnik_2013_7/Kolesnikova.pdf [Дата посещения: 05.11.2014].
Пронина Е. И. 2012. Особенности гражданской социализации и социальной адаптации молодых в новых социальных условиях // Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСПИ. М.: РОС. С. 8536-8549. URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/ Pronina_IV_Kongress.pdf [Дата посещения: 05.11.2014].
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 2013 // Кодексы и законы РФ. Правовая навигационная система. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ [Дата посещения: 05.11.2014].
Святейший Патриарх Кирилл. 2014. Важнейшей задачей образования является формирование у учащихся целостной картины мира // Официальный сайт Московского патриархата URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3716487.html [Дата посещения: 08.11.2014].
Десять основных положений нового закона об образовании // РИА Новости. 26.08.2013 URL: http://ria.ru/ spravka/20130826/958263873.html#ixzz3GEn43Jq [Дата посещения: 06.11.2014].
В костромских школах появится платная продлёнка // RG.RU Российская газета. 23.09.2014 URL: http://www. rg.ru/2014/09/23/reg-cfo/prodlenka-anons.html [Дата посещения: 06.11.2014].
Education in Border Areas
Levchenko Natalia Valerievna
Junior researcher, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
Abstract. The paper analyses features of the educational process at educational institutions of the Russian border. Data are obtained from field research in three border regions of the Russian Federation using in-depth interviews with directors and teachers of regional schools, schools and technical schools of arts, teachers of additional education, and representatives of regional administration. The analysis is based on official documents and mass media publications on this ^ subject and reveals the current problems that educational institutions in the studied regions face
q at present. Prospects of graduates of schools and their focus on further training in Higher Education
<N Institutions, Average Education Institutions, etc. are considered. An attempt is made to estimate
^ the results of the educational process in border areas through examples of the educational process
|| during the training of school students. Despite the introduction of the new law "About Education",
TO examples are given of previous traditions that remain in training. The relationship of teachers to the
Jjo O) Unified State Examination and State Total Certification has influenced the educational process and
jj^ ^ is analysed. Features of the situation connected with education in the village are presented in terms
_ -—;- of the main characteristics of additional education both on the basis of educational institutions and
^ ^ separately from them. The paper shows the types of additional education and the interest in these
____. from pupils, as well as from their parents. During this research, the teaching structure of border
^ schools was demonstrated. Also documented was the fact that part of borderland school graduates
^ Ol come back to the small homeland and to native educational institutions as teachers.
Keywords: educational institutions, additional education, educational process, teaching activity.
I-
u
References
Desiat' osnovnykh polozheniy novogo zakona ob obrazovanii [Ten Guidelines of the New Law on Education]. RIA Novosti. Vypusk 26.08.2013. URL: http://ria.rU/spravka/20130826/958263873.html#ixzz3GEn43Jq [date of visit 06.11.2014].
Federal'ny zakon RF "Ob obrazovanii v Rossijskoy Federacii" № 273-FZ 2013 [Federal Law of Russian Federation "On Education in Russian Federation"]. Kodeksy i zakony RF. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf [date of visit 05.11.2014].
Kliuchariov G. A. «Problema meluzgi», obrazovatel'nye neravenstva i jeffektivnost' vuzov kak social'no-jekonomicheskie indikatory [The Prolems of "Small Fry", Educational Inequality and Efficiency of Universities as a Socio-economic Indicators] - Vestnik Instituta sotziologii, 2013, No. 6, pp. 234-251. URL: http://www.vestnik.isras.ru/files/File/ Vestnik 2013 6/Klucharev.pdf [date of visit 05.11.2014].
Kolesnikova E. M. Pedagogi doshkol'nogo obrazovanija: specifika professional'noy gruppy i rynka uslug [Teachers of Preschool Education: Specific Professional Group and Marker Services] - Vestnik Instituta sotziologii, 2013, No. 7, pp. 129-152. URL: http://www.vestnik.isras.ru/ files/File/Vestnik 2013 7/Kolesnikova.pdf [date of visit 05.11.2014].
Pronina E. I. Osobennosti grazhdanskoy socializacii i social'noj adaptacii molodykh v novykh social'nykh uslovijah [Features of Civic Socialization and Social Adaptation of the young in the new social conditions]. Materialy IV Ocherednogo Vserossiskogo Sociologicheskogo Kongressa. Moscow, ROS, 2012, pp. 8536-8549. URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/Pronina IV Kongress.pdf [date of visit 05.11.2014].
Sviateyshy Patriarkh Kirill. Vazhneyshey zadachey obrazovanija javljaetsia formirovanie u uchashhihsia tzelostnoy kartiny mira [The Most Important Task of Education is to Develop in Students a Holistic View of the World]. Moscow Patriarchate^ official website. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/3716487.html [date of visit 08.11.2014].
V kostromskikh shkolah pojavitsja platnaja prodlionka [In Kostroma Schools Parents will Pay for Afterschool Time of Their Children] -Rossijskaja gazeta. 23.09.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/09/23/reg-cfo/prodlenka-anons.html [date of visit 06.11.2014].