Научная статья на тему 'Образование в постклассическую эпоху'

Образование в постклассическую эпоху Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОГНИТИВНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОЛИМОРФИЗМ / ПАРАДИГМАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIETY OF KNOWLEDGE / RESEARCH EDUCATION / COGNITIVE AND CULTURAL POLYMORPHISM / PARADIGMATICALLY DIFFERENTIATED STRUCTURE OF MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наливайко Нина Васильевна

В рецензии освещены ключевые вопросы, разработанные в монографии «Образовательный институт, власть и общество в эпоху роста культуры знаний» (автор – А.О. Карпов). В их числе – ведущая роль исследовательского образования в становлении нового технологического уклада; процессы деконструкции культуры знаний, в частности, политика коммодификации образования; принципы когнитивно-культурного полиморфизма образовательных систем, основанные на анализе моделей этнодиверсификации и социокогнитивных особенностей, характерных для общества знаний; парадигмально-дифференцированная структура современного образования. Отмечена высокая значимость представленного в тексте монографии материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in post-classical era

The review takes up the key issues elaborated in the monograph “Educational Institution, Power and Society in the Age of Knowledge Culture Growth” (A.O. Karpov). These key issues include: the leading role of research education in the process of the new technological setup formation; processes of knowledge culture deconstruction and the policy of education commodification, in particular; the fundamentals of cognitive and cultural polymorphism of educational systems, well-grounded by the analysis of ethno-diversification models and socio-cognitive specific features typical for the society of knowledge; paradigmatically differentiated structure of modern education. Special mention of the high significance of the material presented in the text of the monograph has been made.

Текст научной работы на тему «Образование в постклассическую эпоху»

РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ

і

Н.В. НАЛИВАЙКО, профессор Новосибирский государственный педагогический университет

Образование в постклассическую эпоху

В рецензии освещены ключевые вопросы, разработанные в монографии «Образовательный институт, власть и общество в эпоху роста культуры знаний » (автор -

А.О. Карпов). В их числе - ведущая роль исследовательского образования в становлении нового технологического уклада; процессы деконструкции культуры знаний, в частности, политика коммодификации образования; принципы когнитивно-культурного полиморфизма образовательных систем, основанные на анализе моделей этно-диверсификации и социокогнитивных особенностей, характерных для общества знаний; парадигмально-дифференцированная структура современного образования. Отмечена высокая значимость представленного в тексте монографии материала.

Ключевые слова: общество знаний, исследовательское обучение, когнитивно-культурный полиморфизм, парадигмально-дифференцированная система образования

Современное образование представляет собой весьма сложный социокультурный феномен. Его внутреннее содержание, методы обучения и место становящегося в нем человека претерпевают изменения па-радигмального характера. Эти изменения являются следствием культурного движения, в котором знание и его технологиза-ция играют все более значительную роль. Вместе с тем образование деформируется вследствие подчинения его экономическим нуждам общества и интересам так называемых доктринальных групп. Негативные проявления этих процессов подвергаются заслуженной критике со стороны общества. В то же время такой подход проблемати-зируется теми, кто оценивает происходящие изменения сугубо положительно. Они обосновывают свою позицию «высокими » целями, имеющими в виду, как они говорят, прежде всего интересы самого общества и образования.

Т аким образом, сегодня для отечественного и зарубежного образования жизненно важным оказывается исследование фун-

даментальных основ его функционирования в новых культурных условиях. Ясно, что такое исследование должно комплексно использовать ресурсы социологической, психологической, исторической, этнологической и педагогической науки, т.е., с одной стороны, быть метатеоретическим по своей сути, а с другой - опираться на широкий массив эмпирических данных.

Именно такую задачу поставил перед собой автор рецензируемой книги 1. В данном случае мы имеем дело с достаточно редким у нас типом текста, который с полной уверенностью можно отнести к весьма бурно развивающейся сегодня части философской науки - философии образования.

Стержнем изложения автор делает перспективный, на его взгляд, сценарий: формирование парадигмально-дифференциро-ванной системы образования, отдельные локусы которой способны создавать оригинальные познавательные условия для культурно и когнитивно комфортного обучения. Такое понимание далеко от «классического » отношения к образованию как

1 Карпов А.О. Образовательный институт, власть и общество в эпоху роста культуры знаний. СПб.: Алетейя, 2013. 260 с.

Рецензии. Информация

161

к тому, что формирует человека по некоему образцу, стандарту, предписанию. Автор приводит аргументы против образовательной стандартизации, которая зародилась в начале прошлого века в американской системе образования и является, по его мнению, пережитком индустриальной культуры. Такая позиция обосновывается наличием принципиально иной культурной ситуации, в которой развивается современное общество. Знание становится производящей силой всего жизненного уклада, будь то экономика, частная жизнь или социальная структура. Та культура знаний, которая вырастает на наших глазах, требует разнообразного и творческого мышления, поскольку именно таковое делает общество способным рождать нетривиальные новшества и двигаться по инновационному пути развития. Образование, построенное на принципах стандартизации, воспитывать такое мышление не может.

Сегодня мышление становится как местом риска, так и полем социальной ответственности человека. Автор так и пишет: главный антропологический вопрос, который должно решить для себя общество, -это вопрос о воспитании человека, способного развить в себе ценностно-осмысленное отношение к творчеству культурно нового. Пожалуй, это главный тезис, который, как мне кажется, звучит рефреном книги и раскрывается всем ее содержанием. Речь идет о возможности современного образовательного института создавать общество, способное развиваться в русле парадигмы «производящих знаний». И этот вопрос ставит задачи исследовать социальные условия жизни, познавательные принципы и культурные особенности групп, которые призваны совершить исторический переход к обществу, «работающему» на знаниях. При этом на первый план такого исследования выходит выяснение социокогнитивного устройства нового общества.

Подход к этой двойной проблеме наме-

чается через призму анализа культурноисторического повторения, позволяющего выстроить, так сказать, ретроспективную интерпретацию реалий сегодняшнего дня. Автор, основываясь на методологии веберовского анализа, совмещает психокультурный портрет эпохи религиозной Реформации с нашим временем, для обозначения сути которого он использует метафору «когнитивная Реформация ». При этом анализ ситуаций проводится под углом зрения деятельности социальных групп, духовные силы которых стимулируют и влекут изменения в материальном производстве и социальной структуре. Отсюда выводится авторская концепция духовной рациональности, которая описывается через понятие «транслогическое мышление », соответствующее духу культурных перемен. В обосновании и описании такого особого подхода автор опирается на работы В.А. Лекторского, В.С. Библера, В.В. Миронова, В.Д. Шадрикова,

В.Н. Поруса, Х.А. Альберта, И. Лакатоса, М. Полани, М. Хайдеггера и др.

А . О . КАРПОВ ——

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ,

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

В ЭПОХУ РОСТА

КУЛЬТУРЫ ЗНАНИИ

162 Высшее образование в России • № 6, 2013

Отсюда следует весьма органичный переход к социокогнитивной модели функционирования современного общества. В рамках данной модели автором разрабатываются такие концепты, как «когнитивный тип личности», «когнитивная роль», «когнитивно-ролевой комплекс», «динамическая компетентность», «когнитивная мобильность», позволяющие осмыслить происходящие трансформации образования, науки и социальной структуры.

Общее аналитическое рассмотрение со-циокогнитивных особенностей наступающего времени автор сопрягает с анализом конфликтных зон в области образования и науки, разрушающих процессы становления нового технологического уклада. Тем самым высвечивается диссонансная структура «странного » социума, стоящего у границ общества знаний и переживающего со-циокогнитивный излом. В частности, дается социально-философская интерпретация апорий существования социальных групп, исторически вовлеченных в процессы производства знаний. Вполне уместно говорится о «технологическом лицемерии», которое отказывает эпистемическим сообществам в статусе производителя основ становящейся культуры знаний. Анализируются процессы когнитивной инфляции сферы производства знаний. В их числе, например: спонсированная мобильность в образовании, перераспределяющая общественные ресурсы в пользу состоятельных слоев общества, участие которых в производстве и технологизации знаний минимально; захват когнитивного статуса со стороны «титульныхимитаторов» и «культура бедности», в которую погружена жизнь науки и образования.

В качестве одного из механизмов разрушения общества, «работающего» на знаниях, выделяется коммодификация образования и науки - политика и практика

представления их исключительно в терминах товарных отношений. Сильной стороной работы, проделанной автором, является обстоятельный анализ причин и последствий коммодификации. Ситуация образования, действующая как система обслуживания, говорится в книге, подавляет в индивиде стремление к пониманию и осмыслению гуманитарного существа дела, к построению собственного духовного мира и гражданской позиции. Такое образование разрушает не только точки роста будущего, но и само общество как сообщество.

Новым и интересным является социальный анализ кризиса идей мультикуль-турализма и оригинальная концепция «когнитивно-культурного полиморфизма», разработанная для понимания как общества, «работающего» на знаниях, так и его образовательного института. Особо значимым представляется тезис о том, что проблема когнитивного разнообразия имеет свое этнокультурное измерение; этот тезис отсылает к способности образования наделять личность ментально эффективными способами раскрытия истины. Вместе с тем, отмечается в книге, истина и ценности, предназначенные для усвоения, приобретают для индивида особое значение, если выражены на языке его этнокультуры, на ее литературном языке. На этом базируется авторская концепция «школы когнитивных ролей и социокультурного опыта».

Выполненная работа опирается на большой объем использованных первоисточников. Книга вводит в научный оборот ряд новых и малоизвестных российским специалистам материалов.

Образование меняется вместе с изменяющимся обществом. И от того, насколько правильно общество меняет образование, в конечном счете зависит его благополучие и будущее его детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.