ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ОБРАЗОВАНИЕ В КЕНИИ: СОСТОЯНИЕ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Ротич Гладис Чепкируи
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается ситуация, сложившаяся на всех уровнях образования в Кении. Несмотря на усилия правительства, видимых успехов пока не наблюдается. Выход из сложившейся ситуации видится в использовании традиционных мер, способствующих улучшению образования.
Ключевые слова: Кения, ситуация в системе образования, меры правительства по улучшению системы образования.
Система обучения Кении переживала в 90-е годы ХХ века тяжелый период. Правительство страны, понимая важность образования для будущего страны, искало пути его улучшения. На проходившей в декабре 1999 г. в Йоханнесбурге конференции министров образования стран южнее Сахары президент ЮАР Т. Мбеки выступил за пересмотр программ обучения и наполнение их национальным содержанием, за расширение межафриканского сотрудничества в сфере образования. Президент Кении А. Мои, в свою очередь, сказал, что «без успеха в образовании грядущий век не может быть веком Африки. Как и везде в мире, только просвещение способствует социально-экономическому прогрессу народов континента» [1].
Несмотря на то, что КАНУ прочно занял правящие позиции и последовательно проводит политику, направленную на улучшение жизни населения, надо констатировать, что существенных изменений к лучшему в сфере обучения пока не произошло. Безусловно, за эти годы много сделано для ликвидации последствий колониального прошлого в сфере начального и среднего образовании — области, которая особенно сильно была затронута последствиями колониального прошлого. Бесспорным достижением правления КАНУ можно считать расширение доступа к образованию для всех слоев населения. Результатом стало снижение процента неграмотных граждан с 15,3% в 1992 г. до 9,2% в 2009 г., увеличение до 8% числа граждан, продолжающих обучение в высших учебных заведениях. За последние 10 лет охват детей начальным обучением вырос с 61,6% до 77,4%. Появились об-
разцовые школы, хорошо оборудованные и предоставляющие образование высокого уровня в традиционно отсталых провинциях Ньери, Меру, Накуру. Выступая перед учениками школы в Момбасе в 2007 г., министр образования Генри Косгеи отметил, что за последние годы условия обучения в провинции Момбасы улучшились коренным образом. Вместе с тем министр констатировал, что далеко не все дети сегодня имеют возможность посещать нормальные школы, есть и такие, кто занимается на улице, в импровизированных классах под кронами деревьев [5].
По данным Национального совета научных исследований, ученики школ Кении оказались одними из самых невежественных в мире. Фондом было проведено исследование уровня знаний учащихся восьмых классов из 50 стран мира. Данные этого исследования показали, что наиболее высокие оценки у школьников из Сингапура, Южной Кореи и КНР. Среди африканских школьников хороший уровень знаний у учеников из Египта, Туниса, Марокко, Ботсваны и Ганы. Кенийские школьники оказались в конце списка. Такие же результаты для Кении показало тестирование, проводившееся в 1999 г. Исследование, проведенное среди 9 тысяч учеников из 254 кенийских школ, установило разительный разрыв в уровне знаний учеников разных провинций Кении. Лучше всего проявили себя школьники провинций Найроби, Момбасы, Кисуму, хуже — Никуру, Меру, Тика.
Неудовлетворительным остается положение с выпускными экзаменами в школах. В конце 2006 г. правительство заявило, что более 73% выпускников школ сдали выпускные экзамены. Эта цифра выглядела весьма внушительно как сама по себе, так и в сравнении с данными за 1999 и 2005 гг.: 49% и 62% соответственно. Таким образом, за пять лет количество сдавших выпускные экзамены возросло почти на четверть. Столь разительный рост успеваемости учащихся вызвал подозрения, и была создана специальная комиссия, расследовавшая качество проведения экзаменов [7]. В 2004 г. число учеников, сдавших выпускные экзамены, стало сокращаться, а в 2005 г. сократилось еще на 2,5% и составило 68,5%. Но только 17% из них получили оценки, позволяющие им поступать в вузы. 98,4% выпускников частных школ успешно сдают экзамены и 74% из них получают право продолжить образование. Но у родителей большинства учеников нет денег на частные школы [2]. Годовая стоимость обучения в наиболее престижных из них достигает 15 тысяч долларов. И хотя формальных ограничений для детей на прием в частные школы нет, среди учеников этих школ очень редко можно встретить выходца из бедных слоев.
В сфере высшего образования ситуация также не меняется кардинальным образом. С 1999 по 2007 гг. количество студентов сократилось с 212 до 140 тысяч человек. Причинами этого являются не только высокая плата за обучение, но и эпидемия СПИДа, рост наркомании и случаев ранней беременности. Безусловно, рост числа африканских студентов можно назвать динамичным, сравнивая его со временем колониального статуса. Но вследствие отсутствия хороших, прочных знаний, вынесенных из средней школы, и бытовых проблем до 50% студентов отсеиваются после 1—2-го курсов.
Ротич Гладис Чепкируи. Образование в Кении: состояние и новые тенденции в начале ХХ! века
Снижению качества высшего образования во многом способствует непродуманная кадровая политика, которая реализуется уже много лет и может привести к катастрофическим последствиям. Это так называемая африканизация кадров. Черные преподаватели, даже молодые и не имеющие опыта и высокой квалификации, охотнее принимаются на работу. В результате индийцы и представители других национальностей вынуждены увольняться и часто эмигрировать.
По-прежнему главными причинами неудовлетворительного положения в сфере образования являются: недостаток средств, необходимых для обеспечения огромного количества школ современными зданиями, оборудованием, новыми учебниками, низкая квалификация учителей, отсутствие дисциплины и должной культуры преподавания во многих школах. Очень остро стоит проблема оснащения школ всем необходимым оборудованием. Во многих школах нет даже водопровода, сами здания обветшали.
Более важным вопросом, чем даже уровень квалификации учителей, является их физическая нехватка. 55% ныне существующих учителей желали бы сменить работу. 5 тысяч выпускников вузов ежегодно получают учительский диплом, но, по некоторым подсчетам, только 2 тысячи из них идут работать по специальности. Для того чтобы обеспечить сферу образования необходимым количеством преподавателей, ежегодно в школы должно приходить до 20 тысяч учителей [6. С. 4]. Таким образом, складывается очень тяжелая ситуация. Главные причины нежелания учителей продолжать работать в сфере образования — это в первую очередь низкая зарплата, очень большая нагрузка, переполненность классов (во многих школах по-прежнему нормой считается 40 учеников на одного учителя) и несогласие с политикой правительства в области обучения. Не сразу, но правительство признало проблему падения престижа профессии учителя. В одном из своих выступлений президент А. Мои отметил особую важность труда преподавателей. Он заявил, что страна должна проявлять о них большую заботу.
Вопрос о дисциплине остается очень болезненным. Нередки вспышки насилия в учебных заведениях. Традиционными являются митинги и демонстрации протеста студентов с требованием улучшения условий обучения и снижения платы за образование. Но по-настоящему страшным явлением остаются случаи насилия в школах. Конфликты часто возникают по совершенно незначительным поводам. Так, в одной из школ на окраине Меру в школьный инцидент пришлось вмешаться полиции и применить оружие, в результате чего огнестрельное ранение получили двое учащихся. Причиной конфликта между учениками и преподавателями стал отказ последних разрешить подготовку к проведению традиционного бала во время уроков. Учителям, которым грозила реальная опасность расправы, пришлось закрыться в кабинете директора и вызвать полицию.
Проявления насилия в школах — одна из сторон чрезвычайно болезненной для современной Кении проблемы — роста преступности. Согласно официальной статистике, в Кении, где проживает более 33 млн человек, в 2007/8 гг. зарегистрировано свыше 13 тысяч убийств, не считая других тяжких преступлений. Кенийские писатели выражают крайнюю озабоченность ростом преступности и нежеланием властей серьезно взглянуть на остроту этой проблемы. Выдающийся писа-
тель Эйю Карн сделал заявление о том, что разгул преступности достиг своей кульминации, а безразличие властей выходит за все допустимые пределы.
Безусловно, небывалый взрыв преступности порождают такие явления, как нищета большинства населения и безработица. По официальной статистике, в Кении безработным является каждый шестой житель. А среди юношей и девушек от 24 лет уровень безработицы возрастает до 30%, среди тех, кто моложе 24 лет, — до 50%. Если посмотреть на состав рядовой школы в бедной провинции, например Тика, то оказывается, что до 90% учеников происходят из очень бедных семей. Родители в таких семьях получают от 100 до 500 кен. шиллингов (от 80 до 100 долларов), некоторые живут только на пособие. У многих учеников нет одного из родителей [6]. Бедность порождает бедность. Дети не получают приличного образования и сталкиваются с теми же проблемами, что и их родители.
Что же может правительство противопоставить всем этим острейшим проблемам, что оно планирует сделать для улучшения состояния образования? Мероприятия, проводящиеся в сфере образования, очень разнообразны. Это и финансовая поддержка различных программ, например выделение субсидий способным студентам для погашения их долгов за оплату обучения, и беспрецедентно высокие бюджетные ассигнования для улучшения дел в образовании. В 2007 г. расходы государства на образование составили более 20% бюджета, а в 2009 г. еще на 10% больше [3].
В 2007 г. американская компания «Майкрософт» по соглашению с правительством Кении впервые в мире бесплатно оснастила компьютеры в государственных школах программным обеспечением, что позволило сберечь министерству образования свыше 100 млн кен. шилл. (10 млн долларов). Помимо школ программное обеспечение было предоставлено и некоммерческим организациям, занимающимся обучением населения в рамках образовательных проектов (составляющих около 2% всех школ).
Правительство пытается заставить и само общество решать проблемы образования тем или иным способом. Так, в 2006 г. в честь празднования годовщины КАНУ была объявлена кампания — «праздник добровольного труда», в ходе которой в течение 2006 г. были проведены «субботники» по благоустройству различных объектов. В январе 2007 г. усилия «добровольного труда» были направлены на оказание помощи учебным заведениям. В открытии этой кампании участвовали президент и министр образования. В одной средней школе, недалеко от Найроби, президент собственноручно красил стены и школьные парты, а затем вместе с министром образования сажал деревья на школьном дворе. Школу выбрали не случайно. В 2005 г. по результатам экзаменов она стала одной из лучших в стране.
В июне 2006 г. на совместном совещании министра образования и глав семи провинциальных департаментов был создан комитет, задачей которого была разработка новой программы обучения. На эту работу отводился один год. Новая программа должна была четко определить, какие знания и умения необходимы в работе преподавателя и какие знания должны продемонстрировать ученики по окончании
Ротич Гладис Чепкируи. Образование в Кении: состояние и новые тенденции в начале XXI века
каждого класса. В новой программе сохранялись ключевые моменты «программы 2005» (переходной). Например, для второго-четвертого классов основой были грамотность, счет и начала ремесел. В каждом стандарте одной из важнейших задач обучения оставалась социализация. В обязательном порядке планировалось развивать у ребенка навыки коммуникации, разрешения спорных ситуаций, самостоятельного мышления.
Главное в новой программе — критерии оценок по шести учебным дисциплинам, которые будут преподаваться в пятых-десятых классах. Это язык (английский — по сокращенной схеме обучения), естественные науки, социальные науки, искусство, культура, социализация. История и география, забытые в 90-е годы, восстанавливаются как основные составляющие социальных наук. 70% учебного времени во вторых-четвертых классах, которые занимают математика, естественные и социальные науки, будет отведено на математику и язык. В пятом классе эти предметы займут 50% учебного времени [4. С. 983].
В новой программе обозначены цели, задачи и стандарты по каждой из шести дисциплин (в «программе 2005» их было восемь), критерии оценок в каждом стандарте, почасовая разбивка материала, дифференцированный подход к работе учителя, преемственность целей обучения при переходе из класса в класс. Уменьшились объемы преподавания технологических, экономических и управленческих предметов в тех школах, где для этого нет достаточно подготовленных учителей и материальной базы. Изменились критерии оценок для тестирования [4. С. 983].
Но самым радикальным делом правительства в сфере образования стал план перестройки системы высшего образования. Цель данного мероприятия — покончить с наследием национализма в этой области. В данном случае наследием национализма, видимо, является традиционно высокий уровень преподавания и оснащенности университетов, традиционно ориентированных на национальную специфику. Речь шла о сокращении числа вузов путем их слияния. Правительство одобрило этот план в июне 2002 г., и к настоящему времени он практически реализован. Программа предусматривала создание в течение 5 лет на базе 7 университетов, технических вузов и колледжей 4 высших учебных заведения, но при этом — увеличение числа студентов на 100 тысяч, а также организацию новых высших учебных заведений. Над составлением плана работала специальная комиссия министерства образования. Предварительные рекомендации комиссии были опубликованы и подверглись резкой критике со стороны, прежде всего, бывших университетов. Оппоненты выражали недовольство тем, что упор в преобразованиях делается на сокращение числа вузов, и в первую очередь сокращаются бывшие университеты. В ответ министр образования заверил, что перестройка коснется всех вузов страны и «неприкасаемых» не будет [7].
Можно отметить чрезвычайно интересное явление, возникшее в последнее время, — возрождение интереса к языку суахили. Этот язык становится все более популярным среди большинства. Хотя в стране существуют 4 официальных языка, все чаще дети выбирают в качестве второго языка не свой родной язык и не английский, а именно суахили (хотя первое место по популярности занимает, безус-
ловно, английский язык). Из 350 тысяч учащихся, сдававших выпускные экзамены в 2006 г., 166 тысяч сдавали экзамены на суахили [2]. Причины для такого роста популярности суахили достаточно очевидны. Суахили воспринимается, в отличие от английского, как один из местных языков, он является родным для всего белого населения, а также для цветных. Кроме того, суахили становится языком межнационального общения для разных групп африканцев. На нем могут объясниться, например, представители бушменов и зулу.
Подводя итог преобразованиям в области обучения в начале XXI в., надо отметить, что, как и раньше, в 90-е годы ХХ века, главными задачами для правительства являлись: ужесточение требований к квалификации учителей и уровню знаний выпускников школ и вузов, возврат престижа фундаментальных наук, поддержание строгой дисциплины в школах, контроль за распределением средств, выделяемых на образование.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кения сегодня. Информационный бюллетень Посольства Кении в Москве выпуск. № 2000.
[2] Кения сегодня. Информационный бюллетень Посольства Кении в Москве выпуск. № 2. 2009.
[3] Кения сегодня. Информационный бюллетень Посольства Кении в Москве выпуск. № 3. 2009.
[4] Africa South of the Sahara. 27th ed. — L.: Europa Publications Ltd., 2009.
[5] Business Day. 30.XII.2007.
[6] Focus on Curriculum 2008 // Research Review. — Mombasa, 2008. — N 14.
[7] Nirobi News. 27.IV.2009.
. Специальный . Специальный . Специальный
EDUCATION IN KENYA: CONTEMPORARY SITUATION AND NEW TENDENCIES AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY
Rotich Gladys Chepkirui
Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198
The article considers the present situation on the different educational levels in Kenya. Despite of the government efforts one could hardly mark visual successes. The author considers traditional means to be the best in improving the quality of education.
Key words: Kenya, situation in the system of education, government efforts to improve the system of education.