Научная статья на тему 'Образование в интересах устойчивого развития в России'

Образование в интересах устойчивого развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Д. В., Перегудов В. А.

Характеризуются современные особенности понятия «устойчивое развитие» и рассматриваются проблемы становления в России образования в интересах устойчивого развития (ОУР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егоров Д. В., Перегудов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern features of sustainable development concept are characterized and problems concerning formation of education in interests of steady development in Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Образование в интересах устойчивого развития в России»

УДК 551.03

Д.В. Егоров, В.А. Перегудов

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия.

ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Modem features of sustainable development concept are characterized and problems concerning formation of education in interests of steady development in Russia are considered.

Характеризуются современные особенности понятия «устойчивое развитие» и рассматриваются проблемы становления в России образования в интересах устойчивого развития (ОУР).

В 2007 г. исполнилось 20 лет со дня публикации доклада «Наше общее будущее», подготовленного по заданию ООН специальной комиссией во главе с Гру Харлем Брундтланд. Именно в этом докладе мировой общественности впервые была предложена идея устойчивого развития (УР).

Очень непросто писать о концепции, 20 лет находящейся в центре всеобщего внимания, претендующей на общецивилизационную, судьбоносную роль, но явно недостаточно влияющую на реальные события и, как ни удивительно, не слишком активно развиваемую в теоретическом аспекте.

Будет преувеличением сказать, что мировая общественность имеет уже некий сложившийся взгляд на существо устойчивого развития. И поскольку его теоретическая база находится ещё в стадии формирования, разночтения в трактовке этого термина пока, увы, неизбежны. Причём особенный разнобой возникает там, где речь заходит о принципиальной совместимости устойчивости и роста или о соотношении роста и развития, с характерным смешением и даже путаницей двух последних понятий.

В этом плане интересной является новая работа В.И. Данилова-Данильяна, К.С. Лосева и И.Е. Райфа «Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России», которая опубликована в специальном выпуске газеты «Зелёный мир» №19-20 за 2006 г. В данной статье системно, на высоком научном уровне и вместе с тем популярно, излагается их видение проблем УР. Основной принцип, заложенный в основу глобальной концепции устойчивого развития, прост и понятен: взаимоотношения общества и природы, природопользование должны быть построены таким образом, чтобы не ущемлялись права и возможности ни настоящего, ни будущих поколений. Это предполагает формирование долгосрочной глобальной и национальной экологической стратегии, учитывающей интересы будущих поколений, что само по себе прогрессивно и сдерживает аппетиты временщиков (как политиков, так и деловых людей), стремящихся любой ценой добиться сиюминутных личных успехов и сверхприбылей, не заботясь о будущих поколениях.

В течение 10 лет после конференции в Рио более 100 государств (исключая Россию) обнародовали по образу принятой там «Повестки на XXI век» свои собственные повестки и программы, где отразилось их видение устойчивого развития, а также конкретные, планируемые ими на этом пути шаги. Правда, ни одна страна ещё не сделала сколько-нибудь серьёзного шага в направлении УР.

Насколько же отвечают эти национальные «Повестки» духу и букве КОСР-2 и принятым ею документам? Сравним, как видят устойчивое развитие США и Китай. Устойчивое развитие по США - рост, процветание, динамичная экономика. «Белая

книга» Китая: экономический рост, ограничение рождаемости, равнение на Америку. «Развитие как обычно» - лукавая стратегия или уход от проблемы.

Будущее как стихийное продолжение настоящего. Такова сила инерции мышления большинства стран мира. Нет в этих концепциях главного - ответственности за будущее всего человечества. Бизнес, как и прежде, делает ставку на технический прогресс, политики, озабоченные привлечением электората, всё внимание уделяют выигрышным для них вопросам местной, локальной экологии, что может лишь завуалировать, но никак не переломить тревожную глобальную тенденцию. Сосредоточившись на решении частных, локальных проблем, политики так и не сумели выйти за рамки привычных горизонтов и никак не прореагировали на существование глобальной угрозы. Авторы пишут, что возникает парадоксальная ситуация бега на месте. Когда собираются представительные конференции и «круглые столы», провозглашаются «стратегии» и «программы», пишутся монографии, защищаются диссертации, а тропические лесы как вырубались так и вырубаются. И всё так же идёт накопление атмосферного С02, а прогрессирующий процесс опустынивания и истощения водных источников ставит миллиарды человек перед угрозой дефицита пресной воды.

Ни на одном из мировых форумов не был признан тот факт, что планета практически уже вступила в фазу полномасштабного экологического кризиса (нет признанных критериев ситуации) и что кризис этот требует радикального пересмотра существующих принципов мирового развития. Сознательно ли такое умолчание? Думается, что да. Потому что сразу возникают два извечных вопроса: кто виноват и что делать? И ответы известны. Виноваты промышленно-развитые страны, обогатившиеся и продолжающие обогащаться за счёт стран третьего мира, хотя признавать им это не хочется.

Известно и что надо делать. Проблемы УР (кроме учёта внутреннего мира людей) изучена настолько, что не хватает только политической воли для начала её решения у лидеров мирового сообщества, так как при этом они и их страны теряют свои преимущества и льготы, а не инертность их мышления, как считают авторы публикации в газете «Зелёный мир». УР потребует от населения развитых стран готовности к известному самоограничению, без чего невозможно будет придти к приемлемому компромиссу с природой. Но соступить с достигнутого жизненного уровня, даже если это означает отказ от целого ряда очевидных излишеств, психологически очень непросто, особенно если данный шаг не диктуется очевидными для всех мотивами - военным положением, экономическим кризисом, последствиями стихийного бедствия и т.д. Надежды авторов на «глубокую демократизацию общества» призрачны, потому что в каждом из нас живёт неистребимая вера в светлое будущее, психология человека-потребителя, у ног которого рано или поздно окажется весь природный мир. Миллиарды людей хотят удовлетворить свои потребности немедленно и ведут себя на планете так, будто бы будущее их не касается.

Но можно отметить положительные сдвиги. Наметился международный консенсус в отношении того, что достижение УР представляет собой главным образом процесс обучения и что образование является одним из ключевых факторов преобразований. Исходя из этого, Генеральная Ассамблея ООН объявила десятилетие с 2005 по 2014 гг. десятилетием образования для устойчивого развития (ОУР). Образование для устойчивого развития - один из основных мировых инновационных процессов. В настоящее время, многие страны, независимо от их экономического развития, политического устройства, социальной обстановки, сделали его приоритетом своей государственной политики, активно включились в подготовку научно-методических и образо-

вательных материалов по этой проблеме. Россия и МГУ в частности играют в создании системы ОУР ведущую роль.

В МГУ разработан первый вариант плана действий по формированию и развитию образования для устойчивого развития Российской Федерации (РФ). Он подготовлен в рамках деятельности Учебно-методического совета по экологии и устойчивому развитию Учебно-методического объединения классических университетов России. Будучи первым в нашей стране подобным документом, он исходит, прежде всего, их долговременных интересов Российского государства и его граждан. При этом он основывается на опыте многолетней работы разработчиков проекта в сфере организации системы образования в стране, а также на результатах осмысления соответствующего зарубежного опыта. Настоящий проект разработан в единой научной идеологии и в общем пакете с проектом Национальной стратегии формирования и развития образования для устойчивого развития в России. Создан Интернет-портал по образованию для устойчивого развития в УМО классических университетов. План действий по ОУР и Стратегия формирования и развития образования для устойчивого развития в России ориентированы на национальные интересы РФ. В то же время эти документы, как и предусмотренная ими деятельность, являются вкладом России в провозглашённое ООН Десятилетие образования для устойчивого развития.

Россия имеет большой потенциал для развития ОУР во всех сферах образования и просвещения, а также опыт успешного лидерства в процессе осуществления Европейской стратегии ОУР. Многое сделано за последние 5 лет. В 2002 г. В УМО классических университетов был создан научно-методический совет по экологии и устойчивому развитию, ответственный за включение вопросов, связанных с УР, в новые образовательные стандарты и программы. Курс по УР уже включён в ГОСы по экологии и природопользованию. В МГУ совместно с Минобразования и науки и Министерством природных ресурсов проведены всероссийские совещания по ОУР, разработаны примерные программы курсов по ОУР. Большую работу по внедрению идей УР в инженерное образование ведёт РХТУ им. Д.И. Менделеева в лице Института химии и проблем устойчивого развития (ИПУР) и Новомосковского института через кафедру УР и БЖД.

Сейчас в России приходит осознание необходимости создания национальной системы ОУР. Важное значение для этого имели парламентские слушания «Об участии Российской Федерации» в реализации Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», проведённые 25 мая 2006 г. Комитетом экологии Государственной Думы по инициативе МГУ им. М.В. Ломоносова и Международного независимого эколого-политологического университета. Но для серьёзного формирования ОУР в России требуется поддержка ВУЗами Национальной стратегии образования в интересах УР. Эта стратегия должна учитывать процессы, происходящие во всех сферах и на всех уровнях образовательной системы России. Для её осуществления необходимо государственная, правовая и политическая поддержка, широкое обсуждение со специалистами и общественностью. По своим масштабам, несомненно, это самый инновационный проект в области образования в России, влияющий на роль России в ближайшем и отдалённом будущем в мировом глобальном процессе и нацеленный на гарантированное выживание всего человечества.

Итоги первого этапа становления ОУР в Европе планируется подвести на Конференции министров окружающей среды и образования Европы в Белграде в конце 2007 г. Для этого экспертная группа ЦЫЕСЕ в настоящее время разрабатывает индикаторы образования для устойчивого развития, направленные на оценку прогресса европейских стран на пути создания национальных систем ОУР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.