Научная статья на тему 'Образование в инновационном развитии российского общества'

Образование в инновационном развитии российского общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГО ТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ЧЕРЕЗ ИНСТИТУТ АСПИРАНТУРЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬ НАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзагалямова Зульфия Нурулловна

Обоснована необходимость разработки стратегии инновационного образования для подготовки работников интеллектуального труда. Вы явлены противоречия современного высшего образования, а также проблемы подготовки науч ных и научно-педагогических кадров через институт аспирантуры. Даны предложения по инсти туциональной трансформации системы подготовки кадров для инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in Innovative Development of the Russian Society

Need of development of strategy of innovative education for training of workers of intellectual work is proved. Contradictions of modern higher education, and also problem of preparation of scientific and scientific and pedagogical shots through postgraduate study institute are revealed. Offers on institutional transformation of system of training for innovative economy are given. Keywords: innovative economy, strategy of innovative education, preparation of scientific and scientific and pedagogical shots through postgraduate study institute, institutional transformation.

Текст научной работы на тему «Образование в инновационном развитии российского общества»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4

Экономика

УДК 338

Образование в инновационном развитии российского общества

Мирзагалямова З.Н.

Кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории, заместитель директора по науке и развитию образования Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева - КАИ

Обоснована необходимость разработки стратегии инновационного образования для подготовки работников интеллектуального труда. Выявлены противоречия современного высшего образования, а также проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров через институт аспирантуры. Даны предложения по институциональной трансформации системы подготовки кадров для инновационной экономики.

Ключевые слова: инновационная экономика, стратегия инновационного образования, подготовка научных и научно-педагогических кадров через институт аспирантуры, институциональная трансформация.

Перед российским обществом на современном этапе стоит задача достижения технологического лидерства, обеспечения устойчивого экономического роста, увеличения реальных доходов граждан. Условием решения этой задачи выступает инновационность экономики, которая проявляется в постоянной трансформации знаний, как итога образовательной и научной деятельности, и их воплощении в новых продуктах, услугах, процессах. Воспроизводство данного типа экономики предполагает также систему стимулирования отдельных индивидов, целых предприятий и организаций для создания следующего поколения знаний, технологий, бизнеспроцессов, продуктов. Новые знания, наука, новые идеи, интеллектуальная собственность, элементы неосязаемых активов обеспечивают экономический рост в инновационной экономике. В этой связи возрастает творческая составляющая труда. Подлинно творческая деятельность возможна только в рамках гражданского общества. Гражданское общество формирует условия для самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций. В реализации своих способностей люди в таком обществе не зависимы от политических течений, прямого вмешательства и произвольной регламентации творческого процесса, его результатов со стороны государственной власти.

Учитывая основную характеристику инновационной экономики, для ее развития важным является система подготовки работников интеллектуального

труда. Научно-технический персонал, ученые, инженеры, изобретатели - главный ресурс инновационной экономики. Между тем в обществе накопился ряд проблем в подготовке работников интеллектуального труда. К ним следует отнести нарастающее отставание уровня среднего образования, замедление темпов воспроизводства научных работников, эмиграцию квалифицированной рабочей силы. Учитывая, что кадры интеллектуального труда в современных условиях становятся главным объектом глобальной конкуренции, возникает реальная угроза превышения спроса на научно-технический персонал над его предложением. В этой связи в стране должна быть разработана и реализована стратегия инновационного образования.

Осуществление национального проекта в области образования, включающее упорядочение количества и структуры учебных заведений, ступеней и уровней обучения, содержания учебных курсов, диверсификацию источников финансирования, присуждение грантов за успехи в обучении, улучшение материально-технического оснащения, представляет серьезные шаги по пути трансформации образовательной системы. В старой системе образования существовали чрезмерная регламентированность, единообразие программ обучения, идеологизация, идущая вразрез с научностью, ориентация на посредственность и шаблоны, препятствовавшие проявлению творческой инициативы и потенциала личности.

41

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4

Экономика

Такая модель усредненного массового образования отвечала потребностям крупномасштабного индустриального производства, условиям командно-административной экономики. Но даже в этом полного соответствия не было.

На сегодняшний день качество подготовки специалистов, востребованных новой экономикой, оставляет желать лучшего. На фоне массовизации образования сотни тысяч студентов ежегодно заканчивают вузы, но не находят возможности работать по специальности. Выпускник учебного заведения выходит на рынок труда, имея слабое представление о своей будущей работе. Недостаточно реализуется главная функция образования - быть инструментом развития. Перед обществом стоит задача превращения образования из объекта постоянных безвозвратных инвестиций со стороны государства в систему, которая является источником доходов для бюджета и вносит значимый вклад в ВВП. Стратегические ориентиры в сфере образования определяются в соответствии с Концепцией долгосрочного развития образования на период до 2020 г., а также задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в указах от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и № 599 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Начиная с 2013 г., осуществляется реализация первого этапа государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р. Общий объем финансового обеспечения Государственной программы из средств Федерального бюджета в 20132020 гг. в текущих ценах составляет 3992,2 млрд. руб. При этом ежегодный объем финансового обеспечения возрастает с 446,9 млрд. руб. в 2013 г. до 631,2 млрд. руб. в 2020 г. [1].

Очень важно, чтобы система образования быстро реагировала на запросы рынка труда. Чтобы обеспечить связь образования с реальной экономикой, нужны новые институты.

В настоящее время по поручению Президента РФ В.В. Путина Агентством стратегических исследований по продвижению новых проектов разработана и реализуется Дорожная карта «Создание национальной системы компетенций и квалификаций». Цель этого проекта: создание в России современного рынка труда, связанного с современной системой образования. Дорожной картой предусмотрено создание в стране ряда сетевых федеральных «электронных университетов». При этом предполагается использование широко распространенной в мире практики blended learning, то есть совмещение электронных и неэлектронных форм обучения. В рамках разработанной модели предлагается интеграция сетевых федеральных «электронных университе-

тов», в том числе и международных университетов, которые будут создаваться на территории России и осуществлять образовательные программы под требования российского малого и среднего бизнеса, а также иностранных инвесторов, которые работают на территории нашей страны с бизнес-сетями сотрудничества малых и средних предприятий. Таким образом будут формироваться так называемые малые связанные группы влияний, включающие образовательные сети и бизнес-сети.

Для целенаправленного формирования малых связанных групп влияния необходимо иметь соответствующие социальные сети. Такие сети могут создаваться в каждом регионе. При этом могут использоваться уже имеющиеся сетевые ресурсы, созданные в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия», которая была направлена на внедрение технологий «электронного правительства». На наш взгляд, используя такую модель взаимодействия, можно выстраивать необходимые вектора взаимного влияния в образовательных, социальных и бизнес-сетях. В процессе тесного взаимодействия с существующими международными бизнес-сетями и научным сообществом экономически развитых стран появится возможность формирования российских региональных и международных бизнес-сетей сотрудничества. Такое сотрудничество направлено, с одной стороны, на достижение интегрированности образования с реальной хозяйственной практикой, с другой стороны, включение международной составляющей будет способствовать мировой диффузии инноваций.

Отдельным вопросом должны стоять преобразования в сфере науки. Наука связана с производством нового знания. Ее достижения оказывают непосредственное влияние на содержание и качество преподаваемых знаний, на систему обучения и воспитания. Существует множество проблем социально-экономического развития, решение которых повышает значимость научных исследований различных аспектов экономики, теоретического обоснования ее правовой, хозяйственной, структурной перестройки, модернизации. Проекты в области науки на 2013-2020 гг. оцениваются в 789 млрд. руб., что составляет 12,8 % от расходов на приоритетные проекты. На поддержку инновационных кластеров и вузов будет направлено 35 млрд. руб., что означает развитие инфраструктуры исследований. Основная часть прикладных научных исследований реализуется через Федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» и «Научно-педагогические кадры инновационной России на 2007-2013 годы». На продолжение этих программ в 2014-2020 гг. предусмотрены дополнительные расходы бюджета в 621 млрд. руб. [1].

42

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4

Экономика

Социальным институтом, интегрирующим высшее профессиональное образование, науку и хозяйственную практику, выступает аспирантура. По оценкам экспертов, число ученых в стране для решения инновационных государственных задач должно составлять примерно 1 % от численности экономически активного населения. Динамика изменения численности ученых в разных странах мира в сочетании с сокращением абсолютного числа исследователей в России требуют изменения существующей системы подготовки научных кадров высшей квалификации в нашей стране. В нынешнем виде она не справляется с функцией кадрового обеспечения текущих и перспективных потребностей научно-технической сферы и высшей школы. Численность ученых находится в прямо пропорциональной зависимости от доли ВВП страны, выделяемой на проведение научных исследований. Для повышения статуса ученого, престижа научного труда, стимулирования научной активности как обязательного условия инновационной экономики эта доля в России должна быть увеличена в 2,5 раза. В этой связи необходим активный поиск диверсифицированных источников финансирования проводимых исследований.

Главная задача аспирантуры как института подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров - достижение уровня мировых квалификационных требований.

Фактором, негативно влияющим на качество подготовки аспирантов, является снижение уровня подготовки выпускников высшей школы. Эту проблему нельзя решить только усилением конкурсного отбора в аспирантуру. В системе вузовского образования должен быть сформирован специальный модуль подготовки, нацеленный преимущественно на последующую профессиональную научную деятельность. Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования, введение учебных программ с выпускной квалификацией «магистр» в наибольшей степени способствуют селекции талантливых и мотивированных на научную деятельность студентов.

Для ужесточения входного барьера при поступлении в аспирантуру необходимо ввести формальные критерии оценки научного задела претендента. С этой целью в системе дополнительного послевузовского профессионального образования следует предусмотреть образовательную программу для подготовки претендента к вступительному экзамену.

Образовательный процесс в аспирантуре должен быть построен таким образом, чтобы подготовить ученого-специалиста в своей области исследования, узнаваемого в научном сообществе, подготовленного для эффективной интеллектуальной деятельности.

Нерешенные вопросы в сфере научно-инновационной деятельности молодых ученых связаны

также с проблемами в сфере подготовки студентов к научной деятельности. К ним следует отнести недостаточную мотивацию студентов, низкую информированность студентов и молодых ученых о перспективах научной деятельности, преподаватели работают с большими группами студентов и неохотно идут на модернизацию способов подачи материала, диверсификацию форм преподавания, у студентов нет времени на творческое осмысление изучаемого материала, на работу в исследовательских группах. Отдельно следует отметить низкую коммуникативную грамотность студентов и молодых ученых, связанную с тем, что незаслуженно мало внимания в учебных планах высшего профессионального образования уделяется дисциплинам гуманитарного профиля. Данная проблема включает в себя и низкую культуру написания письменных работ разных жанров.

Обозначенные проблемы носят комплексный характер и должны решаться на всех уровнях: административном, документальном, информационном.

В высших учебных заведениях должны быть созданы условия для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки.

В Институте экономики, управления и социальных технологий КНИТУ-КАИ принята Программа подготовки студентов-исследователей, направленная на подготовку резерва научно-педагогических кадров, повышение уровня выпускных квалификационных работ, а также создание научного задела для подготовки кандидатской диссертации, обеспечение комплексной подготовки к поступлению в магистратуру и аспирантуру, участие студентов в городских, региональных, всероссийских, международных форумах и конкурсах.

Положительной является практика определения индекса научной активности студентов. С этой целью разработан перечень индикаторов научной активности, критерии результативности и баллы за каждый вид научно-исследовательской работы. По результатам активности научной деятельности определяются надбавки к стипендии.

К другим факторам, обеспечивающим качество подготовки научных и научно-педагогических кадров, следует отнести: наличие современной инструментальной и лабораторной базы; развитую систему доступа к информационным ресурсам; повышение аспирантских стипендий; систему научных коммуникаций; наличие внешнего финансирования научных исследований (гранты, договоры, научно-технические программы и др.); наличие авторитетных научных школ.

43

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4

Экономика

Литература:

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) - URL: www.Consultant.ru

Education in Innovative Development of the Russian Society

Z.N. Mirzagalyamova

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

Need of development of strategy of innovative education for training of workers of intellectual work is proved. Contradictions of modern higher education, and also problem ofpreparation of scientific and scientific and pedagogical shots through postgraduate study institute are revealed. Offers on institutional transformation of system of training for innovative economy are given.

Key words: innovative economy, strategy of innovative education, preparation of scientific and scientific and pedagogical shots through postgraduate study institute, institutional transformation.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.