Научная статья на тему 'Образование в эпоху кризиса: смена программы развития'

Образование в эпоху кризиса: смена программы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СИНЕРГЕТИКА / БИФУРКАЦИЯ / СМЕНА ПРОГРАММЫ / ИЕРАРХИЕЗАЦИЯ И ДЕИЕРАРХИЕЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизова Елена Александровна

Статья посвящается исследованию сущности гуманитаризации как программы выхода из кризиса современного образования. Автор дает определение данному понятию, раскрывает его смыслы, описывает методологию «включения» инновационной программы гуманитаризации с позиции синергетического подхода функционирования системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в эпоху кризиса: смена программы развития»

РАЗДЕ HIV ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА

УДК 37.01

Елизова Елена Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, paideia@ mail.ru, Красноярск

ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ КРИЗИСА:

СМЕНА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Elizova Elena Aleksandrovna

Candidate of the Pedagogical Science, Assistant Professor, Chair ofProfessional Pedagogic of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, paideia@mail.ru, Krasnoyarsk

EDUCATION IN THE CRISIS EPOCH: CHANGE OF THE DEVELOPMENT PROGRAMME

На рубеже XX-XXI вв. образование в России теряет эффективность привычных моделей трансляции знаний. В такой ситуации педагогика, как и вся система образования, переживает кризис, возможно, самый глубокий, за всю историю существования этой науки, связанный с поиском новой парадигмы образования.

Выход из сложившейся ситуации многие научные круги и педагогическая общественность связывают с гуманитаризацией [6; 8]. Потребность в гуманитаризации отечественного образования тесно коррелирует с двумя глобальными планетарными изменениями в современном мире. Первая причина - формирование новой картины мира [6; 8]. Из этой причины вытекает вторая - изменение стиля мышления современного человека [8]. Прокомментируем их.

Сегодня, действительно, мы можем наблюдать смену научной парадигмы. В течение трех последних столетий в науке господствовала ньютоно-карте-зианская модель мира как система мышления, основанная на трудах физика Ньютона и философа Рене де Карта. Эта парадигма привела к экспансии жестко детерминированного причинно-следственного стиля мышления, в т.ч. философии и педагогике. Это был негибкий, «жесткий» мир, в котором все процессы были сведены к механическому взаимодействию и перемещению. Здесь сложные явления были представлены в упрощенной форме через сумму более простых. Жестко детерминированный стиль мышления стал господствующим даже в гуманитарных науках. Чему свидетельством является бихевиористическое направление в психологии и педагогике с его формулой «стимул-реакция».

Данная научная парадигма привела к головокружительным техническим достижениям. Она доказала, что обладает всеми возможностями для решения многих проблем человечества. Но эти успехи сотворили мир, триумф которого - космическая техника, лазер, атом, компьютер, технологизация жизни - обернулись трагедией для человека. XX век стал веком сумерек и заката, глобальных катастроф, абсурда и хаоса, войны и терроризма, инстинктов, наслаждения и вседозволенности. Кроме того, мы видим экспансию технического мира, породившую киборгкультуру, приведшую к неразвитости и истощению эмоциональных переживаний и примитивизму того, ради комфортной жизни которого это все и задумывалось, - человека. Сторонники киборгкультуры предполагали, что будущие информационнокомпьютерные технологии откроют простор новым формам самовыражения человека в новой технологической эре, которая освободит человека от материальной рутины повседневного труда. Но на самом деле человек стал существовать в нечеловеческой среде: зомбированной, манипулятив-ной, агональной. В бытии человека начинают проступать черты небытия. Конец бытия - апокалипсис и утрата самоидентификации человека. На этом фоне современная космопланетарная и социокультурная ситуация развития человека рождает проблемы неведомого ранее уровня, связанные с необходимостью ориентации человека на сохранение своей сущности. Именно в ориентации не только на творение, но и на сохранение человеческого образа, кроются подлинные истоки гуманизации современного образования и его гуманитарная направленность. Но ситуация такова, что в структуре личности современного человека не редко появляется нечеловеческое, в смысле античеловеческого в ответ на дегуманизацию современной системы образования. Поэтому возникает насущная потребность в поиске такой инновационной концепции образования, в которой бы решалась задача замещения, преобразования разрушительного, животного, асоциального, агрессивного в структуре личности, в системе ее жизнедеятельности на созидательное, творческое, нравственное, позитивное. И поиск путей такого преобразования - проблема социально-философско-педагогическая, связанная с работой по осмыслению новой модели образования, которая была бы сообразной истинной природе человека. Разработка такой модели происходит на фоне кризиса науки, отвечающей за образование современного человека -педагогики. К особенностям современного кризиса в педагогике относится совмещение кризисов в разных областях духовной и материальной культуры: экологии, политике, экономике, искусстве, морали, культуре, религии. И поиск путей выхода из создавшейся ситуации - проблема не только педагогическая, но и социальная и философская одновременно, т. к. только через дискурс разных наук мы сможем построить другую природосообразную педагогику.

Академик Д. С. Лихачев в свое время сказал пророческую фразу: «XX век должен либо стать веком человека, либо его не будет совсем». Теперь мы стоим на пороге культурной эволюции, где объектом изменений становится не материальная среда человеческой жизни, а сам человек, его ментальные

и духовные способности. Признание этого тезиса ставит перед человечеством задачу - найти такую модель образования, которая соответствовала бы новому историческому этапу. Это оказывается возможным через осознание, неизбежности смены индустриально-технократического курса развития общества на гуманитарное, которое все больше должно овладевать людьми. Общее направление движения к гуманитарной системе ничем не может быть заменено. Однако движение будет только тогда заметным, когда в этот процесс подключится школа, которая и возглавит это движение. От качественного изменения системы образования в целом будет зависеть изменение ситуации в обществе. В принципе альтернативы гуманитаризации на сегодня не существует.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что уже в 70-е гг. прошлого века представители науки и педагогическая общественность остро ставили вопрос о гуманизации и гуманитаризации процесса образования и воспитания [4; 10]. Гуманитарная образовательная парадигма в России формировалась в соответствии с программными документами, предполагающими осуществление глубоких преобразований в структуре, содержании образования, экономике школы, методах управления ею. Однако время бросает вызов, связанный с незавершенностью образовательных реформ в 90-е гг. На новом этапе модернизации образования продолжают вестись дискуссии о «форме» и «содержании» гуманитарного образования [7; 9]. К числу факторов, тормозящих процесс модернизации науки и образования, можно отнести как отсутствие целостной фундаментальной концепции реформирования образования на основе методологии гуманитаризации, так и слабую интеграцию и координацию научной деятельности и практики. Реализация гуманитаризации как стратегического направления реформирования системы российского образования, сформулированного в нормативных документах, осложняется тем, что систему образования затронул кризис на всех уровнях ее функционирования - методологии, цели, содержания, технологии, управления, - но лицо этого кризиса от нас скрыто внешним благополучием. Мы должны признать, что кризис образования - это отрезок эволюции в его развитии, - это время, когда происходит смена программ развития соответствующих педагогических структур. Смена программы системы образования, обслуживавшей технократическое общество, на программу в рамках системы, порождающей гуманитарное общество. Причем, гуманитарная программа функционирования системы образования не «сбрасывается» и не подается сверху, а вырабатывается по ходу развития самой образовательной системой и это - естественная часть ее эволюционного процесса развития.

Наступает момент, когда необходимо пояснить наше понимание сущности гуманитаризации как инновационной категории. Дело в том, что сложность определения гуманитарности связана с подвижностью смыслового информационного поля данного понятия. Оно строится заново в каждый новый исторический период. В зависимости от того, как понимается человек и его

сущность, таким смыслом наполняется и понятие «гуманитарность». Более того, это понятие не только исторически эволюционирует, но и в настоящее время неоднозначно, по-разному понимается различными общественными и научными группами [1; 4; 10]. Мы считаем, что гуманитаризация образования - система инновационных методологических мер, направленных на приоритетное развитие образа личности человека как существа понимающего, толкующего, и интерпретирующего текст своего бытия. Образование в контексте гуманитаризации - это сложная деятельность, направленная на то, чтобы в любой новой или сложной ситуации воссоздать способность человека не только понимать, толковать и интерпретировать свое бытие как текст, но и находить себя и свое место в мире через адекватный этому миру язык, открывающий ему определенные смыслы. Поэтому целью гуманитарного образования выступает формирование личности через язык и текст не столько в лингвистическом, сколько в философско-педагогическом измерении. Фактически система образования может считаться гуманитарной тогда, когда она даст человеку возможность найти себе место в том мире, который адекватно описывается языком той или иной модели, и язык этой модели понимаем личностью. Данный концептуальный посыл отражается в отборе образовательных технологий, методов, содержания, взывая к потребности в смене инвариантной педагогической модели, описывающей стратегию образования. Ценность образования в гуманитарном измерении определяется организацией образовательного процесса, реализация которого потребует и новой модели подготовки педагога, способного строить свою практическую деятельность в контексте гуманитарной концептосферы.

Каким образом произойдет внедрение разработанной научной концепции гуманитаризации образования в школьную практику? Методология выделяет два вида «включения» новых программ функционирования системы образования. Во-первых, возникновение таких функций и программ, которые не имели аналогов в прошлом, т. е. тех, которые считаются инновационными. Нововведение при этом осваивает «пустующую нишу», не встречая сопротивления со стороны конкурентов в образовании. Инновационная программа завоевывает «место под солнцем», доказывая свое преимущество перед прежними обитателями уже занятой «ниши». На этом фоне можем встретить и, что греха таить, встречаем, явление псевдотрансформации системы образования. Когда система, не меняя внутренней сущности, вводит использование новой гуманитарной терминологии, новых гуманитарных форм при сохранении старой структуры и сохранения прежнего основания системы - авторитарного взаимодействия в системе «учитель - ученик». И чаще всего, к сожалению, мы можем наблюдать псевдотрансформацию, которая приводит к дальнейшему углублению дегуманизации школьной жизни. Мы же ведем речь о гуманитаризации как системной педагогической инновации, являющейся условием, средством гуманизации школьной жизни. Переход к ней потребует длительного времени, понимания истинной сущности процесса трансформации системы образования.

Если проинтерпретировать ситуацию процесса смены программы развития образовательной системы с позиции синергетики, то становление качественно новой системы образования - типичный результат действия кризиса - перепрограммирования системы в точке бифуркации. Другими словами, если не будет кризиса, то не произойдет и перепрограммирования системы с технократического на гуманитарный путь развития, т. к. характер развития системы качественно меняется именно на перекрестке эволюционных ветвей, где возникает выбор в точке бифуркации. Бифуркация предполагает как минимум появление разветвления, двувекторности возможных направлений эволюционирования системы. Переход на другую траекторию развития зависит от множества случайных воздействий, так называемых флуктуаций.

Современный синергетический подход показывает, что смена программы развития системы образования произойдет через создание инновационных форм, которые достаточно стабильны, согласованы между собой и с окружающей обстановкой, и это будет либо технократическая школа, дегуманизированная в своей скрытой сущности. Либо гуманитарная школа, ведущая к гуманизации и личностной обращенности образования. Любой процесс самоорганизации системы образования способен реализовывать лишь те потенции, которые есть в окружающем пространстве. А в пространстве сегодня присутствуют и те и другие тенденции. И точка бифуркации обозначает рубеж «обозримого коридора эволюции, предполагающий переход к новым структурам».

В процессе самоорганизации системы образования в точке бифуркации существуют два очень важных явления иерархиезации и деиерархиезации [3]. Иерархиезация - последовательное объединение элементарных компонентов в структуру; деиерархиезация - последовательный распад структуры на составляющие компоненты, это хаос, в процессе которого создаются совершенно новые элементы, на базе которых возникает спектр других возможностей (новая методология, концепция, новая технология, новый тезаурус и пр.), которые были невозможны в рамках прежней структуры. Кроме того, благодаря деиерархиезации, взаимодействие между новыми элементами теперь протекает по-новому. Спектр направлений, в которых протекают иерархиезация или деиерархиезация отнюдь не произволен. Он задается внутренней природой развития образования, которая претерпевает кардинальные структурные преобразования, определяемые бифуркацией, - разветвлением старого качества на конечное множество новых качеств. Это называется нелинейность развития, которая придает процессу самоорганизации системы с самого начала неоднозначный, вероятностный («стохастический») характер. Переход системы образования от одного качественного состояния к другому качеству требует выбора из множества возможных структур какой-то одной. Поэтому на место традиционного детерминизма, о котором мы говорили в начале статьи, приходит существенно новый, «стохастический» или вероятностный детерминизм. Он является

отражением уже другого нелинейного вероятностного мышления, в котором отражается новая картина мира. Картина самоорганизации системы образования этим не ограничивается. Для того, чтобы система не вернулась в прежнее состояние, необходим аттрактор - предельное состояние, достигнув которое система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний. И это состояние возникает благодаря иерархиезации, придающей переменам в развитии системы радикальный, а не косметический характер.

Иерархиезация Деирарзиезация Иерархиезация

Эти процессы носят системный характер, затрагивая не только практику, но и все грани науки образования. Переход протекает крайне не просто, проявляя себя в судьбе современной школы особенно драматически, привлекая пристальное внимание государства, всех кругов ученых, общественности и политики. Нередко приобретая черты искусственного демонтажа системы, уводящего ее с истинного эволюционного пути развития. Все проблемы, носят, с одной стороны, объективный характер, а, с другой - в России они более обострены и ярко выражены в силу кризисных трудностей перехода, связанных с трансформацией всех институциональных основ образования, осложненных парадигмальными сдвигами.

На этапе реформирования системе образования нужна помощь в понимании, прежде всего того, что изменять существующую модель, стремясь получить в старой системе новое качество, - это принципиально неверный ход. Поэтому изменение существующей системы образования видится не на пути совершенствования или частичного реформирования ее, а в создании качественно новой модели, соответствующей гуманитарному этапу развития нашего общества. Гуманитарные подходы к образованию, проявляемые системно, связаны с иными способами его понимания на всех уровнях бытия:

1. Онтологическом (науровне системы образования).

2. Гносеологическом (на уровне концепции и методологии).

3. Аксиологическом (на уровне ценностей и смыслов).

4. Праксиологическом (на уровне деятельности ).

Попытаемся кратко сформулировать схему эволюции системы образования как смены программы ее развития с информационно-технократического на гуманитарное измерение.

Первый этап - это латентный период формирования будущей гуманитарной модели образования. В это время сопротивление окружающей среды такое, что оно создает барьер, который новые формы образования не

могут пока преодолеть. Для преодоления сопротивления среде необходимо накопить критическую массу инновационного опыта. Причем, чем дольше длится латентный период, тем больше инноваций накапливается в образовательном банке школы, тем радикальнее отличается новорожденное произведение от всего, что существовало ранее.

Второй этап - это организация взаимодействия между носителями нового опыта в образовании внутри педагогической системы. В современных условиях такой формой выступает сеть.

Третий этап - период идиоадаптации, распространения нового социально-ценного гуманитарного педагогического опыта, когда «младенец» захватывает все доступное пространство, еще не занятое конкурентами.

Таким образом, мы видим, что принципиально новый гуманитарный педагогический опыт складывается их двух величин:

1. Из частоты порождения гуманитарных инноваций, которая определяется свободой «на творчество» в условиях науки и практики;

2. Вероятности получения инновации «вида на жительство», во-первых, со стороны администрации и, во-вторых, со стороны управленческого аппарата.

3. Постепенного расширения гуманитарного образовательного пространства как на уровне образовательного учреждения, так и в условиях города, края, страны.

В заключение скажем, что в содержании данной статьи была попытка понять особенность трансформации системы образования в условиях кризиса как смены программы её развития с технократического пути на гуманитарный. Были обозначены сложности этого процесса в России, связанные с трансформацией всех институциональных основ образования на всех уровнях его бытия: онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и праксиологическом, что приводит к необходимости разработке модели гуманитарного образования как системной педагогической инновации, внедрение которой происходит по всем законам синергетики.

Библиографический список

1. Буланкина, Н. Е. Концептосфера гуманистического образования [Текст] / Н. Е. Буланкина, В. Н. Турченко. Новосибирск; Томск, 2004. 185 с.

2. Буланкина, Н. Е. Методологические основы гуманизации полиязыкового образовательного пространства [Текст] / Н. Е. Буланкина. - Новосибирск, 2004. 200 с.

3. Буланкина, Н. Е. Философское осмысление концепта «деирархиезация образования» [Текст] / Н. Е. Буланкина, А. П. Кондратенко // Современное терминоведение Сибири. Язык. Культура. Образование: сб. науч. ст. Новосибирск, 2007. С. 25-33.

4. Елизова, Е. А. Гуманитарное образование: опыт философского осмысления [Текст] / Е. А. Елизова - Красноярск, 2008. 222 с.

5. Закон РФ от 10.07.1992 «Об образовании» [Текст] // Вестник образования. 1992. № 11. С. 2-59.

6. Капица, С. П. Синергетика и прогнозы будущего [Текст] / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий - М., 1997

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. М.: Изд-во Центр гуманитарной литературы, 2004.

8. Моисеев, Н. Н. Универсум. Информация. Общество [Текст] / Н. Н. Моисеев. -М.: Устойчивый мир, 2001

9. Постановление Правительства РФ «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации» от 13.04.92; Приказ Миннауки России «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации» от 30.04.92

10. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования [Текст] / Ю. В. Сенько. - М, 2000. 240 с.

УДК 152.32

Павлова Любовь Владимировна

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой английского языка Магнитогорского государственного университета, pavlovaluba405@mail.ru, english@ masu.ru, Магнитогорск

Цыганова ОльгаДенисовна

Старший преподаватель кафедры перевода и переводоведения Магнитогорского государственного университета, engphilol@masu.ru, Магнитогорск

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Pavlova Lubov Vladimirovna

Candidate ofPedagogy, professor, Head of the English Department of the Magnitogorsk State University,pavlovaluba405@mail.ru, english@masu.ru, Magnitogorsk

Tsyganova Olga Denisovna

Senior teacher of translation department, of the Magnitogorsk State University, engphilol@ masu.ru, Magnitogorsk

CONCEPTUAL MODEL OF THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS’HUMANITARIAN CULTURE IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Проблема развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе является актуальной в современных условиях модернизации высшего профессионального образования. Актуальность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.