Научная статья на тему 'Образование в АТР: влияние Болонского процесса на создание условий поликультурного образовательного пространства'

Образование в АТР: влияние Болонского процесса на создание условий поликультурного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КИТАЙ / АТР / INTERNATIONAL EDUCATION / INTERNATIONAL STUDENTS / BOLOGNA PROCESS / CHINA / ASIA-PACIFIC REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова Полина Валериевна

В работе приведены статистические данные о системе международного образования, проанализировано влияние Болонской системы образования на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Выявлены причины, обусловливающие высокий уровень зачисления студентов в вузы государств АТР, в частности Китая. Все источники, использованные для подготовки статьи, являются иностранными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in the Asia-Pacific region: the impact of the Bologna process on the creation of the multicultural educational space

The article presents statistical data about the system of international education. The author analyses the impact of the Bologna education system on the countries of the Asia-Pacific region. The paper discusses the reasons causing the high level of students' admission to the Asia-Pacific universities, in particular Chinese ones. All the sources used for the article are foreign.

Текст научной работы на тему «Образование в АТР: влияние Болонского процесса на создание условий поликультурного образовательного пространства»

УДК 311.311

Шаповалова Полина Валериевна

Shapovalova Polina Valeryevna

аспирант Дальневосточного федерального университета

PhD student, Far Eastern Federal University

ОБРАЗОВАНИЕ В АТР: ВЛИЯНИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА НА СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

EDUCATION IN THE ASIA-PACIFIC

THE BOLOGNA PROCESS ON THE CREATION OF THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE

REGION: THE IMPACT OF

Аннотация:

Summary:

В работе приведены статистические данные о системе международного образования, проанализировано влияние Болонской системы образования на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Выявлены причины, обусловливающие высокий уровень зачисления студентов в вузы государств АТР, в частности Китая. Все источники, использованные для подготовки статьи, являются иностранными.

The article presents statistical data about the system of international education. The author analyses the impact of the Bologna education system on the countries of the Asia-Pacific region. The paper discusses the reasons causing the high level of students' admission to the Asia-Pacific universities, in particular Chinese ones. All the sources used for the article are foreign.

Ключевые слова:

международное образование, иностранные студенты, Болонский процесс, Китай, АТР.

Keywords:

international education, international students, Bologna process, China, Asia-Pacific region.

Болонская декларация, принятая в целях организации единого образовательного пространства, первоначально была подписана 29 странами. На сегодняшний день количество государств увеличено до 48, при этом Болонский процесс открыт для новых участников.

В 2003 г. Россией официально подписаны документы на вхождение в Болонскую систему. Единое пространство для реализации принципов высшего образования получило несколько центров направленного привлечения иностранных студентов, а также заключения договоров взаимного студенческого обмена.

Дихотомия «Запад - Восток» породила соответствующее деление в образовании, в частности разграничение принципов российского образования на западные и восточные. Исторически эталоном высшего учебного заведения в западной части страны признан Московский государственный университет им. Ломоносова. С учетом последних событий в Европе (наводнения эмигрантами с Ближнего Востока и из Африки, массовых беспорядков, скандалов на международных аренах и тотального неприятия России ближайшими соседями и др.) резко возросла ориентация нашей страны в сторону Востока. В свою очередь азиатские государства не только стремятся заключить с Россией выгодные контракты на поставку сырья и топлива, но и активно соглашаются на международное сотрудничество в сфере образования.

Дальневосточный федеральный университет - уникальная по многим параметрам площадка для реализации Болонского процесса в восточной части страны. «Погоня» за улучшением позиций в международном рейтинге университетов с сентября 2016 г. дала начало реализации новой (по масштабам и структуре) системе образования, получившей название «Бакалавриат 2.0». По мнению экспертов, она должна сделать вуз в частности и Дальневосточный регион в целом привлекательными для получения международного образования, создания прочных партнерских отношений между государствами и урегулирования имеющихся конфликтов.

В 2015 г. был зафиксирован максимум зачисленных как в государственные, так и в частные образовательные заведения по всему миру. По данным China Scholarship Counci и Institute of International Education, опубликованным на сайте Project Atlas, количество иностранных студентов составило 974 926 человек [1].

Лидером Азиатско-Тихоокеанского региона по объему зачисленных иностранных студентов с недавних пор считается Китай. В 2005 г. число иностранцев, получающих образование в Китае, удвоилось по сравнению с данными 2004 г. В 2015 г. количество обучающихся из других государств в Китае составило 397 635 человек. Первые позиции в этом аспекте на сегодняшний день также удерживают страны, указанные в таблице 1.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 11)

Таблица 1 - Топ-5 стран по числу иностранных студентов [2] *

№ в рейтинге Страна Количество студентов Доля от общего числа, %

1 Китай 397 635 31,2

2 Индия 132 888 13,6

3 Южная Корея 63 710 6,5

4 Саудовская Аравия 59 945 6,1

5 Канада 27 240 2,8

* Примечание. Здесь и в таблицах 2, 3 приводятся данные China Scholarship Counci и Institute of International Educational.

Приоритетными для иностранных студентов по всему миру в прошлом учебном году стали направления, приведенные в таблице 2. Международная система образования не ограничена компетенциями общего уровня, она позволяет осуществлять подготовку научных сотрудников, профессоров, докторов высших учебных заведений. Количество обучающихся на академических уровнях отражено в таблице 3.

Таблица 2 - Топ-5 направлений подготовки [3]

№ в рейтинге Направление Количество студентов Доля от общего числа, %

1 Бизнес и менеджмент 197 258 20,2

2 Инженерия 196 750 20,2

3 Произвольные предметные области 131 332 13,5

4 Математика и компьютерные науки 112 950 11,6

5 Социальные науки 75 951 7,8

Таблица 3 - Количество обучающихся на разных академических уровнях [4]

Академический уровень Количество студентов Доля от общего числа, %

Степень бакалавра/квалификация иностранных студентов 116 404 30,9

Бакалавриат (обучение за рубежом) 209 456 55,6

Специалитет 47 990 12,7

Магистратура 3 204 0,8

Приведем наиболее явные причины выбора Китая в качестве страны для получения высшего зарубежного образования. Первая из них - стоимость обучения, которая не превышает 3 500 долл. США, в то время как в других странах она заметно выше и достигает десятков тысяч долларов.

Вторая причина - стоимость пребывания в стране. Затраты на комфортное проживание с самыми разными запросами составляют от 740 до 2 000 долл. США [5].

Третья причина - язык. Число высших учебных заведений современного развитого Китая практически удвоилось с 2000 г. (до 2 529) [6]. Почти каждое из них ставит перед учащимися задачу обязательного изучения языка. При этом он преподается либо совершенно бесплатно в качестве курсов, либо за символическую плату, что, безусловно, является еще одной притягательной стороной получения образования именно в Китае.

Четвертая причина - стипендии. Так, в Университете Шанхая они делятся на классы А, B и C. Полная стипендия - А - включает обучение, расходы на проживание и медицинское страхование для иностранных студентов в Китае. Частичная стипендия - В - предназначена для бакалавров и студентов более высоких ступеней, она покрывает затраты на обучение. Класс C предлагает поддержку зарубежным студентам-отличникам - единовременное пособие в течение учебного года [7]. В настоящее время этот тип тестируется в вузах в Шанхае.

Пятая, наиболее притягательная, причина получения образования в Китае - трудоустройство. По данным Metro Beijing, Министерство образования в Китае начало организовывать ярмарки вакансий для иностранных студентов, оканчивающих вузы в этой стране. На базе Пекинского университета раз в год проводится ярмарка 1 700 вакантных мест в 20 государственных учреждениях [8].

Подписание Болонской декларации ознаменовало появление совершенно нового, открытого международного обмена, позволяющего решать многочисленные вопросы в сферах экономики, политики, права, а также, что немаловажно, вести открытую политику в области развития техники, технологий, компьютеризации, медицины и энергетики. Болонский процесс, организо-

ванный в конце XX в., стал прорывом в международных отношениях. Общая цель, заключающаяся в воспитании и образовании в рамках поликультурализма, дает возможность не только подготовить специалиста международного класса с широким спектром компетенций, но и повлиять на формирование терпимости и взаимоуважения - основополагающих факторов при создании благополучной мирной обстановки.

Ссылки и примечания:

1. По данным China Scholarship Council и Institute of International Education (http://blogs.ft.com/beyond-brics/2016/09/14/chi-nas-lure-for-international-students-surges).

2. International Students in the United States [Электронный ресурс] // Project Atlas. United States. URL: http://www.iie.org/Services/Project-Atlas/United-States/International-Students-In-US (дата обращения: 11.11.2016) ; International Students in China [Электронный ресурс] // Project Atlas. China. URL: http://www.iie.org/Services/Project-At-las/China/International-Students-In-China (дата обращения: 11.11.2016).

3. Ibid.

4. Ibid.

5. Cost of Studying in China [Электронный ресурс]. URL: http://www.cucas.edu.cn/feature/index/2325/2325 (дата обращения: 11.11.2016) ; Study in Peking [Электронный ресурс]. URL: http://www.pku.edu.cn (дата обращения: 11.11.2016).

6. Te-Ping Chen, Jordan M. Why So Many Chinese Students Come to the U.S. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wsj.com/articles/why-so-many-chinese-students-come-to-the-u-s-1462123552 (дата обращения: 11.11.2016).

7. Shanghai Government Scholarships for International Students [Электронный ресурс]. URL: http://www.study-shang-hai.org/Scholarship_en.asp (дата обращения: 11.11.2016).

8. China is attracting a massive influx of international students, but what are the policies in place to help them stick around? [Электронный ресурс]. URL: http://www.globaltimes.cn/content/979551.shtml (дата обращения: 11.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.