Научная статья на тему 'Образование новых лексических единиц в русской молодежной речи'

Образование новых лексических единиц в русской молодежной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
949
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE / МОЛОДЕЖНАЯ РЕЧЬ / YOUTH SPEECH / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / WORD FORMATION / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / LEXICAL UNITS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джошкун Жале

В последние десятилетия вновь появился интерес ученых-лингвистов к изучению русской молодежной речи. Исследователи занимаются систематизацией данной лексики и ее словообразовательными характеристиками, выявляют новые единицы, пополняющие ряды синонимов современной молодежной речи. В данной статье проанализированы способы образования слов в молодежной речи, описаны источники пополнения данной группы слов. На основании проделанной работы в статье сделаны следующие выводы: главным источником молодежной речи является кодифицированный литературный язык, разговорная речь, территориальные диалекты, потому что это основные формы существования языка. Кроме этого, молодежная речь пополняется за счет арго, жаргонов различных социальных групп, неформальных молодежных объединений, представителей разных профессиональных сообществ, школьников, студентов. Одним из основных современных источников пополнения молодежной речи являются также иностранные языки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF NEW LEXICAL UNITS IN THE RUSSIAN YOUTH SPEECH

In recent decades, we can see the interest of linguistic scientists in the study of Russian youth speech. Researchers involved in the systematization of the language and its word-formation characteristics, identify new units join the ranks of modern youth synonyms speech. On the basis of the work, the article draws the following conclusions: the main source of youth speech is the codified literary language, spoken language, territorial dialects, because these are the main forms of language existence. In addition, youth speech is supplemented by argo, jargons of various social groups, unformal youth associations, representatives of different professional communities, schoolchildren, students. Foreign languages are one of the main modern sources of replenishment of youth speech.

Текст научной работы на тему «Образование новых лексических единиц в русской молодежной речи»

ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В РУССКОЙ

МОЛОДЕЖНОЙ РЕЧИ

Жале Джошкун, канд. филол. наук Стамбульский Айдын университет (Турция, г. Стамбул)

Аннотация. В последние десятилетия вновь появился интерес ученых-лингвистов к изучению русской молодежной речи. Исследователи занимаются систематизацией данной лексики и ее словообразовательными характеристиками, выявляют новые единицы, пополняющие ряды синонимов современной молодежной речи.

В данной статье проанализированы способы образования слов в молодежной речи, описаны источники пополнения данной группы слов.

На основании проделанной работы в статье сделаны следующие выводы: главным источником молодежной речи является кодифицированный литературный язык, разговорная речь, территориальные диалекты, потому что это основные формы существования языка.

Кроме этого, молодежная речь пополняется за счет арго, жаргонов различных социальных групп, неформальных молодежных объединений, представителей разных профессиональных сообществ, школьников, студентов. Одним из основных современных источников пополнения молодежной речи являются также иностранные языки.

Ключевые слова: русский язык, молодежная речь, словообразование, лексические единицы.

Введение. В современном языкознании учение о молодёжной речи складывалось в соответствии с развитием идеи о социальной стратификации языка. Молодёжная речь рассматриваль исследователями вначале как разновидность общенародного языка.

С середины 20 века сформировалось представление о молодёжной рече как об «испорченном» языке. В этот период молодежная речь рассматривалась как данное, но ненужное для нормированного языка явление.

Изучению молодежной речи посвящено много научных работ. Самое активное изучение молодежного языка началось в конце 19 - начале 20 вв. Русский молодёжный жаргон 70-80-х годов 20 в. изучался достаточно активно, но в то время рассматривались лишь вопросы перехода в молодёжную речь разных арготизмов и этимология некоторых слов и выражений.

В последние десятилетия опять появился интерес ученых к изучению русской жаргонной лексики. Было издано большое количество словарей различных жаргонов и арготизмов. В 1999 г. вышел словарь -О.П. Ермакова, Е.А. Земской, Р.И. Розина,

«Слова, с которыми мы все встречались: Толковый словарь русского общего жаргона». В 2000 г. «Словарь русского арго» B.C. Елистратова, «Историко-

этимологический словарь воровского жаргона» М.А. Грачева, В.М. Мокиенко, «Словарь русского военного жаргона» В.П. Коровушкина. «Большой словарь русского жаргона» 2001 г. Т.Г. Никитиной. В 2003 г. вышел «Толковый словарь молодежного сленга, слова непонятные взрослым» этого же автора и «Словарь молодежного сленга 1980-2000 гг.» В этом же году С.И. Левикова опубликовала «Большой словарь молодежного сленга». В 2004 г. вышел «Молодежный

сленг.Толковый словарь» Т.Г. Никитиной и др.

Результаты исследования. В настоящее время исследователи выделяют три главных источника пополнения молодежной речи. Это метафоризация, аффиксация и иноязычные заимствования. При помощи метафоры в молодежной речи возможно точно и кратко описать особенности внешности, характера, поведения, кроме этого метафора всегда позволяет создать яркий и запоминающийся образ. Основ-

ными сферами заимствования иноязычной лексики являются интернет, средства массовой информации, массовая культура.

«Аффиксация - один из самых распространенных способов словообразования, который представляет собой присоединение аффикса к основе» [1].

Метафора - это тоже заимствование, только не из другого языка, потому что заимствуется не только само слово, но и образ, стоящий за ним.

Если говорить о продуктивности, то на первое место выходят иноязычные заимствования. В современном русском языке иностранные слова широко распространены. Известно, что иноязычные заимствования - это перемещение разных слов из одного языка в язык другой.

В начале 70-х годов 20 века в русский язык был большой приток слов из английского языка. Но, в то время, как отмечает Е.Г. Борисова, «имело место по большей части заимствование слов и их частичная трансформация: «шузы» - обувь, «герла» -девушка» [2].

Можно выделить определенные группы заимствований из английского языка:

1.Т ранслитерация - это прямое заимствование. Слово в русском языке встречается примерно в том же значении, что и в оригинальном языке, например: сайз^2е-размер, сейл-Ба1е-скидки

2. Гибриды. Они образуются путем присоединения к иностранному корню русской приставки, суффикса, окончания. В этом случае значение иностранного слова-источника часто немного меняется, например: литловый, бедовый.

3. Слова на русском языке, которые звучат практически по-английски и используются в значении соответствующих английских слов, например: мыло - емеля - e-mail - электронная почта, аська - ася -система «он-лайн».

При помощи способа словообразования «усечение» образовались слова: «шиза» -шизофрения; «комп» - компьютер; «препод» - преподаватель; «нал» - наличные деньги и т.д.

Отметим, для русской речи традиционно аффиксальное образование слов. Это явление имеет место и в

молодёжной среде. Например, слова: дискач, стукач образованы с помощью суффикса -ач; видак, примак -ак; еж -балдеж (от «балдеть»). Также активно используются приставки: с- слинять, свалить (уйти, уехать).

Метафорика - это также один из источников пополнения лексического состава молодежного сленга: аквариум, обезьянник - это скамейка в отделении полиции для задержанных лиц.

Отметим, современная молодежная речь в словообразовательной области имеет некоторые особенности. Это дает возможность сделать вывод, что она «самостоятельна» в данной сфере. Молодежная речь, в данном случае, выполняет различные функции: номинативную, компрес-сивную и экспрессивную.

Известно, что имена существительные, субстантивные и отглагольные образуются, чаще всего, с помощью суффиксов. Наиболее продуктивными являются суффиксы: -ак, -ак, -ач, -аг(а), -аг(а), -арь, -ух(а), -он, -льник, -лк(а), -ёж, -ух(а), -лов(о), например, «лысый человек» -плешкарь, «пьяница» - выпивонщик, «спиртное» - выпивон, «неудача» - непруха, «болтун» - трепач.

Существует целая группа других словообразовательных элементов: -оз(а), -баш, -дель, -бан, например: «китаец» - китаёз, «оценка три» - тройбан. Собирательность в жаргоне молодежи выражается с помощью суффиксов -от(а), -онк(а), -ьё, например, «наркотики» - наркота, «спиртное-зельё».

У имен существительных экспрессивность выражается при помощи определенных суффиксов: -ач, -ан, -фан, -бан, -дель, -ушк(а), -ак, -як, -ешник, -ар(а).: ржач «смех», корефан «друг», джипяра «джип», двояк «оценка два» и др. У прилагательных их гораздо меньше: -еньк-: красненькое «красное вино», рваненькие «рубли».

Имена прилагательные в молодежном жаргоне образуются от основ жаргонных слов, самыми продуктивными суффиксами здесь являются: -н-, -ов-, -ск, -ист-: кайфовый «приятный», прикольный «смешной», пацанский «превосходный» и др.

Категория оценивания, которая бывает или положительной, или отрицательной, выражается при помощи суффиксов -н-, -ов-: атасный / клёвишный, обломный / отличный. Усиление значения придается слову с помощью суффикса -нн-: офигенный / обалденный.

Экспрессивная функция в

словообразовании наречий, которые употребляются в молодежной среде отличается использованием суффикса -як: верняк «наверно», точняк «точно, верно», кисляк «неудачно». Более продуктивным является суффикс -о: стрёмно «стыдно, неудобно», круто «очень хорошо», окейно «хорошо» и другие. Выражению высшей степени признака «очень» служат наречия: офигенно - охренительно - обалденно -офигительно и др.

Отличительная черта словообразования слов молодежной речи - сочетание разных приемов словопроизводства для создания нового слова.

Другой источник пополнения лексического состава молодежного жаргона - метафорика - голяк - полное отсутствие чего-либо, улетать -чувствовать себя превосходно.

В метафорике присутствует часто комическая трактовка: баскетболист -человек маленького роста, лохматый -лысый, мерседес - велосипед.

Метонимии: корочки - диплом, волосатые - хиппи.

Полисемия также характерна для образования слов в молодежном дискурсе: Кинуть - украсть что-либо; взять и не отдать; обмануть; Ништяк — все в порядке; неплохо, сносно; пожалуйста; Торчать - находиться под действием наркотика; получать большое

удовольствие.

Заимствование арготизмов: беспредел -полная свобода, разгул; клёво - хорошо; мочить - бить, убивать.

Словообразование глаголов в молодежной речи не очень разнообразно. При образовании глаголов применяются следующие способы:

1. Префиксальный: за-, под-, при-, про-, о- и др. (задолбать «надоесть, утомить»,

подсётъ «стать наркотически зависимым», пригубитъся «выпить»);

2. Суффиксальный: -ну(ть), -ану(ть), -и(ть), -а(ть), -е(ть), -ова(ть) (звякнуть «позвонить», рингануть «позвонить», скатйтъ «списать»);

3. Префиксальнопостфиксальный: на-.-ся, за-.-ся, про-.-ся, от-.-ся и др. (надринь-каться «напиться»; задолбатъся «сильно устать», прошвырнутсья «гулять, прогуляться»).

Особенно активны производные с -ну, -ану, обозначающие мгновенность, однократность действия: тормознуть, лопухнуться, ломануться. Но основную роль играет префиксация, приставки, продуктивные и в литературной разговорной речи: с-со значением удаления: слинять, свалить (уйти, уехать); от- отвалить, откатиться, отгрести (лит. отойти); от- со значением уничтожения результата другого действия: отмыть (грязные деньги), отмазать(ся), отмотать.

В словообразовании прилагательных не зафиксированы специфические приставки и суффиксы. Наиболее активны те же, что и для литературного языка: -ов, -н-, -ск-: лом - ломовой, чума - чумовой, жлоб -жлобский.

Молодежной речи свойственна синонимическая или антонимическая деривация, например, один из компонентов фразеологизма заменяется близким или противоположным по значению словом общенационального языка или сленга: сесть на иглу -начать регулярно использовать наркотики - подсесть на иглу - приучить кого-либо к употреблению наркотиков; слезть с иглы -перестать употреблять наркотики; забить косяк - набить папиросу наркотиком для курения - прибить косяк, заколотить косяк.

Заключение. Таким образом, характерная черта молодежного речи - сочетание разных приемов словопроизводства для создания нового слова.

Лексика молодежной речи образуется двумя способами: морфологическим и неморфологическим. К морфологическим способам образования молодежного жаргона относят суффиксацию, префиксацию, суффиксально-префиксальный способ, со-

кращение слов или выражений, сложение территориальные диалекты, т.е. основные основ и аббревиацию. формы существования языка. Кроме этого,

К неморфологическим - переосмысле- арго, жаргоны различных социальных ние и метафорический перенос, заимство- групп, неформальных молодежных вание из иностранных языков. объединений, музыкантов, школьников,

Главным источником молодежной речи студентов. Иностранные языки, также, является кодифицированный один из главных источников пополнения

литературный язык, разговорная речь, молодежной речи.

Библиографический список

1. Елисеева В.В. Лексикология английского языка. - СПб., 2003.

2. Борисова Е. Г. Коллокации. Что это такое и как их изучать? - М., 1996.

3. Агузарова К., Молодежный сленг. -№ 6. 2004.

4. Пеллех И.В. Молодежный сленг как социальная разновидность речи // Вестник Адыгейского государственного университета, 2008 http://www.vestnik.adygnet.rU/files/2008.2/669/Pellikh2008_2.pdf

5. Словарь молодежного и интернет-сленга. Толкование более 10 000 слов и выражений // Авт.-сост. Н.В. Белов- Минск, 2007 - 256 с.

THE FORMATION OF NEW LEXICAL UNITS IN THE RUSSIAN YOUTH SPEECH

Zhale Dzhoshkun, candidate of philology sciences Istanbul Aydin university (Turkey, Istanbul)

Abstract. In recent decades, we can see the interest of linguistic scientists in the study of Russian youth speech. Researchers involved in the systematization of the language and its wordformation characteristics, identify new units join the ranks of modern youth synonyms speech.

On the basis of the work, the article draws the following conclusions: the main source of youth speech is the codified literary language, spoken language, territorial dialects, because these are the main forms of language existence.

In addition, youth speech is supplemented by argo, jargons of various social groups, unformal youth associations, representatives of different professional communities, schoolchildren, students. Foreign languages are one of the main modern sources of replenishment of youth speech.

Keywords: Russian language, youth speech, word formation, lexical units.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.