Научная статья на тему 'Образование на протяжении жизни и в объеме жизни для устойчивого развития'

Образование на протяжении жизни и в объеме жизни для устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование на протяжении жизни и в объеме жизни для устойчивого развития»

ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ

И В ОБЪЕМЕ ЖИЗНИ

ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

О. Бомбарделли

В докладе сделана попытка рассмотреть вклад образования на протяжении жизни и в объеме жизни в реализацию концепции гражданского образования для устойчивого развития в сфере формального и неформального образования. Воспитание гражданственности и гражданское образование осуществляется не только в рамках специальных занятий, включенных в школьное расписание, вопросы, касающиеся основ гражданственности, входят во все предметы, пронизывают жизнь школы в целом и присутствуют в социальной среде. Гражданские и культурные компетенции относятся к ключевым компетенциям образования на протяжении всей жизни1, которые играют решающую роль для развития личности, ее становления в мире труда и участия в жизни общества. Они направлены на повышение гражданского сознания и обеспечение устойчивого развития в природной, культурной и социально-экономической среде. Данная работа состоит из трех частей: сначала будут рассмотрены вопросы воспитания

гражданственности и гражданского образования, затем - концепция устойчивого развития, и наконец, - педагогические методы, способствующие обеспечению гражданского образования и устойчивого развития.

Воспитание гражданственности и гражданское образование. Согласно ряду недавних исследований, таких как Международное исследование по воспитанию гражданственности и гражданскому образованию (ICCS 2010)2, проект Международной ассоциации по оценке школьной успеваемости (IEA), Международные исследования грамотности и базовых навыков взрослого населения в регионе ОЭСР (2009) и Международная программа оценки компетенций взрослых3 между политикой и практикой гражданского образования все еще существует разрыв. Термин «гражданство», главным образом, обозначает правовой статус и юридические отношения между гражданином и государством. Гражданство также можно рассматри-

1 Рекомендация Парламента и Совета Европы по ключевым компетенциям в сфере непрерывного образования от 18 декабря 2006 г. (2006/962/EC), декабрь 2006 г., http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/doc42_en.htm .

2 Международное исследование по воспитанию гражданственности и гражданскому образованию, 2009, http://www.iea.nl/icces.html

3 Международная программа оценки компетенций взрослых (PIAAC) www.oecd.org/els/employment/piaac

96

вать с точки зрения знания и осуществления прав и обязанностей, а также гражданских ценностей, установок и тенденций. Гражданственность охватывает самые различные сферы: от социокультурной до политической и экономической, которые тесно связаны между собой.

Во многих странах гражданское образование в рамках официальной школьной программы обеспечивается на уровне соответствующего законодательства с учетом официальных документов национальных и международных институтов: национальных министерств, Совета Европы (2005, 2010)1, Европейского Союза и т.п. Воспитание гражданственности включает различные направления познания и формирования установок и касается знаний и концептуальных представлений, интересов, навыков и компетенций учащихся. Гражданская компетентность представляет собой сложный набор различных результатов обучения, необходимых человеку, чтобы стать активным гражданином2. Приоритетами в области формирования гражданственности и ответственного гражданского поведения на ближайшие годы и десятилетия, позволяющими делать правильный выбор, являются устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность.

Устойчивое развитие. ЮНЕСКО подчеркивает важность обеспечения устойчивого развития, рассматривая его в качестве общей цели всей педагогической и образовательной деятельности. Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005-2014)3 посвящена внедрению принципов, ценностей и практик устойчивого развития во все аспекты образования и обучения с целью решения социальных, экономических, культурных и экологических проблем, встающих перед человечеством в 21-м веке. Устойчивое развитие становится реальностью для будущего Европы и мира.

Концепция устойчивости была впервые изложена в 1987 г. в докладе Комиссии Брундтланд. «Устойчивое развитие означает развитие, при котором удовлетворение потребностей в настоящем не ставит под угрозу возможность удовлетворения потребностей будущих поколений»4. Оно означает придание коммерческой ценности

1 Совет Европы, Рекомендация CM/Rec(2010)7 Комитета министров государств-участников по Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека (Принята комитетом министров 11 мая 2010 года на 120 сессии).

2 Рекомендация Парламента и Совета Европы по ключевым компетенциям в сфере непрерывного образования от 18 декабря 2006 года (2006/962/EC)

3 Декада ООН по образованию для устойчивого развития http://www.unesco.org/new/en/education/

4 Brundtland G. H. (1987) World Commission on Environment and Development: Our Common Future, WCED, с.43.

97

принципам социальной ответственности1 в рамках повседневной деятельности путем использования корпоративных полномочий и ресурсов такими способами, которые не ухудшают социальные, экономические и экологические условия, в которых мы живем, а оказывают на них благоприятное воздействие. Устойчивое развитие необходимо во многих сферах, начиная с уважения к окружающей среде и людям (права человека, мир, справедливость, сокращение бедности и ликвидация голода, устойчивые связи с технологиями, борьба с произволом над человеком, здравоохранение, внимательное отношение к разнообразию), включая этичную экономику (соблюдение трудовых норм, отношения в трудовом коллективе, внедрение стандартов безопасности на рабочем месте и т.д.), гарантии регулярных покупок на принципах справедливой торговли, финансовую прозрачность и лоббирование, и заканчивая инвестициями в общественные интересы и социальным единством. Устойчивое развитие играет определенную роль при формировании лояльности клиентов на основе информации и четких нравственных ценностей, обеспечении осведомленности при выборе качественных продуктов и услуг, посредством выбора в пользу компаний, гарантирующих надежность и ответственность.

С. Андант и А. Сен (1996) отмечают, что традиционный подход к экономическому развитию на основе максимизации материального состояния противоречит идее гуманного устойчивого развития. Приветствуются новые показатели благосостояния. Наиболее распространенным показателем развития продолжает оставаться валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Его дополняет Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)2, который был предложен в рамках Программы развития ООН (UNDP). В процессе воспитания гражданственности и гражданского образования граждане, выступающие в роли клиентов, инвесторов, акционеров, покупателей товаров и услуг, работодателей, членов государственных и негосударственных учреждений и организаций по всему миру должны осознать актуальность своей роли для дальнейшего обеспечения устойчивого развития.

Образование для устойчивого развития. Концепция «образование для устойчивого развития» подчеркивает готовность, компетентность и обязательство вести себя ответственно. Кроме того,

1 Schwab K. (2008) Global Corporate Citizenship. Working with Governments and Civil Society, Foreign Affairs. Vol. 87 No. 1, с. 107.

2 McGillivray M., White H. (2006) Measuring development? The UNDP's human development index, Journal of International Development, Vol. 5, No. 2.

Sudhir A., Sen A.K. (1996) Human Development: Concepts and Priorities. United Nations Development Programme, Office of Development Studies.

98

она подразумевает осознание преимуществ наличия гражданских навыков у людей, работников, клиентов и предпринимателей в обществе, а также о недостатках, связанных с пренебрежением устойчивыми ценностями.

Школа играет соответствующую роль в подготовке молодого поколения к решению задач в гражданском обществе. Школьный этос, климат в классе, участие в жизни школы, нормы гражданственности во многом связаны с выполнением гражданских и социальных функций. Европейские учащиеся в возрасте от 7 до 14 лет проводят в школе большое количество времени - около 7000 часов (ОЭСР1, Eurydice2), что дает реальный шанс для того, чтобы направить их развитие в соответствии с демократическими принципами и внести вклад в формирование общества, способного обеспечить устойчивое развитие. В большинстве стран вопросы гражданского воспитания включены в официальную школьную программу3. В настоящее время официальные нормативные документы национальных министерств4 европейских стран и местных властей разрабатываются с учетом международных исследований по данной теме, а также рекомендаций таких международных органов как ЮНЕСКО, ОЭСР, Европейский Союз и Совет Европы5.

Вопрос о том, что входит в понятие «эффективное воспитание и обучение», направленное на формирование активной гражданской позиции, является предметом активного обсуждения6. Ответственное гражданское поведение учащихся можно развивать в повседневной школьной жизни с помощью обучения и формирования демократической атмосферы в школе, открытых партнерских отношений и сотрудничества, построения работы с учетом возрастных особенностей, а также взаимодействия с гражданским обществом. К эффективным стратегиям обучения относятся такие интерактивные формы как практические семинары, кооперативное обучение, обу-

1 OECD Education at Glance http://www.oecd.org/document/

52/0,3343,en_2649_39263238_45897844_1___1_1__1,00.html Индикатор D1. (февраль 2011 г.).

2 Key data on education in Europe 2009, http://eacea.ec.europa.eu/ education/eurydice/documents/key_data_series/107EN.pdf (февраль 2011).

3 По данным Международного исследования по воспитанию гражданственности и гражданскому образованию (ICCS, 2010), в 21 из 38 стран существует специальный предмет или курс, посвященный воспитанию гражданственности в рамках программы обязательного общего образования (или общего и профессионально-технического образования) для 8-го класса.

4 In Italy, D.L. 17 august 2008, Circular Letter 100, December 2008. Cittadinanza e Cos-tituzione.

5 Совет Европы объявил о начале европейского года формирования гражданственности через образование - (EYCE 2005).

6 Bombardelli O. (2010) Education for responsible citizenship and sustainable development, in Lifelong Learning and Active Citizenship, London: CiCe, 2010 London: CiCe, с. 364-371.

99

чение равными по статусу, исследования, проводимые учащимися, ролевые игры, анализ примеров из практики, обучение на основе опыта, стимулирование диалога и атмосферы открытости для обоснованной дискуссии, рефлексивное обучение и процесс сотрудничества. Наряду с традиционными источниками обучения полезно использовать актуализированные материалы и ресурсы в рамках учебной программы, различные средства распространения информации (фильмы, телевидение, видео, радио, Интернет, газеты, учебники, игры, ИКТ). Целесообразно развитие устойчивых навыков. Важное значение имеет внеклассная деятельность, например, участие в жизни сообщества, обмены между школами, выставки, ситуация в семье и дома. Определенную роль играют общие условия среды, в которой существует школа (социальное окружение, равноценные учебные заведения, возможности в области культуры и спорта), участие в делах внешних сообществ и социальных сетей, а также мнения и опыт коллег, качество политической, социальной и культурной грамотности, уровень активной гражданской позиции в социальной среде. Большое влияние в области развития гражданственности способны оказать средства массовой информации.

Образовательные политики в сфере начальной подготовки и повышения квалификации педагогов не должны пренебрегать гражданским образованием, поскольку то, как преподаватели воспринимают гражданственность и устойчивое развитие, имеет очень большое значение. По данным доклада информационной сети «Eurydice» (2005 г.) подготовка педагогов во многих странах не предусматривает обучения по вопросам гражданственности1.

Заключительные замечания. Автор постарался показать, как информация, продвинутое образование и обучение в рамках концепции образования для устойчивого развития помогают гражданам лучше осознать политические и социально-экономические последствия своих повседневных решений и поступков в отношении экологических и нравственных проблем, способствуя развитию сообщества, обретающего способность к долгосрочному планированию будущего на основе взаимной ответственности между разными поколениями.

1 Eurydice, Citizenship education at school in Europe, 2005, с. 2.

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.