И доп. - М.: Экономистъ, 2007 - 96с.
2. Вайсман А. Стратегия менеджмента - М. 2008.- 80с.
3. Вершигора Е.Е. Менеджмент М.: ИНФРА-М, 2008.- 152с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: МТУ, 2008. -70с.
5. Лапин А. Н. Стратегическое управление современной организацией. Глава 2 // Управление персоналом. - 2007.-63 - 69с.
Арашин С.Н. старший научный сотрудник кафедра экономики ПГНИУ
филиал в г. Березники Пермского края
Арашина А. С. студент 3 курса институт философии СПбГУ
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ
ПОДДЕРЖАНИЯ СПОСОБНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ
В статье рассматривается образование как механизм социальной адаптации и интеграции пожилых людей в современное общество.
Ключевые слова: пожилые люди, образование, социальная адаптация, интеграция.
В современном обществе одной из актуальных проблем стала проблема старения населения. В России с ней столкнулись не только мегаполисы, но и не очень большие провинциальные города, а возможно даже в большей степени, чем крупные центры [1].
Для того, чтобы пожилые люди максимально длительный срок сохраняли физическое и духовное здоровье, были социально активны, необходимо помочь им адекватно осознавать происходящие, реализовывать собственные возможности, стимулировать стремление личности к осуществлению того, чего не удалось сделать вследствие объективных причин раньше. Реализация подобных задач невозможна без получения разнообразных знаний для дальнейшего полноценного существования в современном социуме. То есть, речь идёт о том, что необходимо развивать систему образования людей старшего возраста.
Ещё в 1997г. на V Международной конференции по образованию взрослых ЮНЕСКО был озвучен призыв к созданию «среды образования, благоприятствующей всем формам обучения пожилых людей: путем предоставления пожилым людям доступа ко всем службам и системам, обеспечивающим обучение и профессиональную подготовку взрослых и способствующим, тем самым, их активному участию в жизни общества»[5].
Но на этом пути встречается много проблем, в том числе и финансовых. Во многом это обуславливает определённый взгляд пожилых людей на властные структуры [3], не всегда позитивное их отношение к власти и современным социально-экономическим институтам [2].
Поскольку не только у российского государства, но и у более успешных в экономическом плане стран, на создание подобного типа неформальной образовательной системы нет средств, то остается путь стимулирования развития негосударственной системы образования пожилых людей и финансирования её из внебюджетных источников.
Образование в престарелом возрасте — важнейший механизм для поддержания способности «к социальной адаптации и интеграции через получение на системной основе сведений об изменяющемся мире. Право на образование — одно из основных прав человека — не может быть ограничено по признаку возраста, что подразумевает его непрерывность и возможность продолжения в пожилом возрасте. Образование взрослых в пенсионном возрасте не преследует цели получения профессии, оно относится к неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации и общения людей, сохранения их активной жизненной позиции»[5], именно этот факт зачастую используется государственными чиновниками разных рангов для аргументации отказа в государственном финансировании неформальных образовательных проектов. Между тем крупные международные организации утверждают, что в настоящее время «доля пожилого населения в мире по отношению к общему населению нашей планеты выше, чем когда бы то ни было, и она неуклонно растет. Этим пожилым людям предстоит внести значительный вклад в развитие общества. В связи с этим важно, чтобы они имели возможность учиться на равных условиях и соответствующим образом. Следует признать, по достоинству оценить и использовать их навыки и способности»[4]. «Ситуация в области неформального образования пожилых людей в зарубежных странах осуществляется следующим образом: в США пожилые люди могут пройти обучение на специальных отделениях в университетах. Во Франции существуют самостоятельные университеты для обучения пожилых, в Скандинавии, Германии, Австрии - специальные программы в Высших народных школах. При этом хорошо развита сеть неформального образования в виде кружков, консультационных пунктов, клубов встреч и др.»[5]. Обеспечение доступа пожилых людей к образованию стало важнейшим принципом мирового сообщества: «Пожилые люди должны иметь доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха»[7].
Российская система образования пожилых людей только зарождается. В СССР же «образование взрослых было представлено многочисленными лекториями, открытыми народными университетами, обществом «Знание», кружками во Дворцах и домах культуры и т.д., в деятельности которых пожилые люди могли принимать активное участие. К сожалению,
существовали недостатки, связанные с пропагандой «советского» образа жизни, однообразностью мероприятий. А социально-экономические проблемы 1990-х годов практически привели к прекращению работы культурно-просветительских учреждений»[5].
Но в то же время следует признать, что в «последнее время увеличивается количество исследований в области социологии, философии старости, социальной геронтологии. Реализуются проекты по созданию Высших народных школ для пожилых людей, центров образования взрослых, лекториев, клубов при музеях и библиотеках и др.»[5]. Тем не менее сложившаяся ситуация в обществе требует проведения в жизнь ряда мер в области образования людей старших возрастов, предполагающих:
- обеспечение возможности расширять круг межличностных контактов людям старшего возраста, при помощи объединений неформальной принадлежности и организационных структур типа консультативных пунктов, кружков различной направленности;
- стимулирование участия людей старшего возраста в организованных социокультурных объединениях, ассоциациях, группах;
- обеспечение доступа пожилых людей к образовательным программам, стимулирование их стремления к образованию непрерывного типа, в том числе в период, предшествующий выходу на пенсию;
- всемерное стимулирование самообразовательных усилий пожилых людей, предоставление доступа к библиотечным, музейным, архивным фондам, к ресурсам интернета;
- привлечение на федеральном, региональном и муниципальном уровнях СМИ к разработке и реализации научно-популярных (просветительских), информационных, консультативных, развлекательных проектов для пожилого населения страны с учетом их групповых предпочтений и интересов;
- развитие системы неформального образования людей старшего возраста, проживающих не только в крупных городах и региональных центрах, но и в городах, не имеющих подобного статуса и сельской местности.
С точки зрения автора данной статьи к решению проблемы образования пожилых людей должны быть подключены университеты, так как они обладают необходимым профессорско-преподавательским составом, материально-технической базой, являются центрами культурной и общественной жизни регионов нашей страны. «Учитывая большое количество специальностей университета, каждый факультет, выделяя наиболее подходящих преподавателей, может представить образовательный курс для пожилых слушателей. При этом главной целью является не только обеспечение разнообразия проводимых занятий и специальных мероприятий, но и приближение образовательных возможностей к дому слушателей с помощью создания сети учебных и консультационных пунктов. Это особенно важно не только в отношении пенсионеров, но и
других незащищенных категорий населения»[5]. В Меморандуме непрерывного образования ЕС говорится: «Приближение образования к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища - не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах» [6].
Осмысление социокультурных изменений, произошедших в конце XX начале XXI вв., позволяет утверждать, что именно сейчас, на наших глазах, идёт формирование философии инновационного восприятия пожилого возраста и понимания процесса старения населения. Философии ориентированной на понимание старости как социально-биологического и духовного феномена, продлевающего активность человека во всех сферах жизнедеятельности, а не ведущего человека к беспомощности. В экзистенциональном цикле отдельной личности и общества в целом появляется механизм, позволяющий избежать геронтофобии и способствующий укреплению межпоколенческого взаимодействия. Конечно, эффективность применения данного механизма во многом связана с разработкой новых концептуальных подходов к развитию системы образования и досуга пожилых людей.
Использованные источники:
1. Арашин С.Н., Мазанова Л.С. Особенности демографической ситуации в г. Березники Пермского края//е - Экономика и социум -2014. № 3(12).
2. Арашин С.Н., Арашина А.С. Уровень доверия и отношение людей старшего возраста к власти, современным социально-экономическим институтам (на примере г. Березники Пермского края) //е - Экономика и социум -2014. № 4(13).
3. Арашин С.Н. Власть глазами пожилых людей (на примере г. Березники Пермского края)//Актуальные проблемы развития человека и общества в XXfe. Матер. Межд. науч.-практ. конф. - Березники: ООО «Изд. дом «Типография купца Тарасова», 2014.С.127-133.
4. Гамбургская декларация об обучении взрослых[Электронный ресурс]. URL: http ://www. znanie. org/ doc s/Hdecl.html.
5. Лазуткина Е. Образование пожилых людей как путь нормализации межпоколенческих отношений в современном обществе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/derzhava/ed_awards/awards0003.html.
6. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза, Лиссабон, март 2000г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html.
7. Резолюция Ген. Ассамблеи ООН от 16.12.1991г. № 46/91 «Осуществление Международного плана действий по проблемам старения и связанных с ним мероприятий». Прил.: Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1312106&subID=100142854,10014285