Научная статья на тему 'Образование как вариативный компонент локальной этнокультурной системы'

Образование как вариативный компонент локальной этнокультурной системы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
35
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование как вариативный компонент локальной этнокультурной системы»

© 2008 г. И.И. Дьяченко

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛОКАЛЬНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЫ

Рассматривая образование как культурную область, составную, неотъемлемую часть этнической культуры, мы можем говорить о нем как о вариативном культурном компоненте. С содержательной стороны вариативность образования имеет по меньшей мере два уровня: внутренний и внешний. На внутреннем возможно определение ранга образования в ценностной системе различных этнических культур, сочетаемости с этническим ядром, национальным характером, долговре-менности его существования в этнокультурном пространстве конкретного этноса, количества людей, принадлежащих к этой культурной области, и ряда иных факторов, позволяющих выявить вероятность его влияния на иные сферы этнической культуры. Поэтому для этого уровня принципиальное значение имеет использование концепции локальных этнокультурных систем (ЛЭК-систем или ЛЭКС), с ее помощью можно представить культуру этноса не просто в виде структуры взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимоопределяющих компонентов, но и в их количественном выражении.

Подробное изучение внутренней организации этнической культуры особо важно для описания вариативности образования на внешнем уровне. В этом случае образование может рассматриваться как фактор влияния политики на сферу межэтнических отношений. То есть структурные особенности ЛЭК-систем обусловливают способы и инструменты воздействия политики на характер межэтнических контактов. Зная особенности ЛЭК-систем, дислоцированных в едином политико-правовом пространстве, можно определить дистанцию между ними и по отдельным вариативным культурным компонентам (ВКК), и по их интегральным особенностям, а также выявить области наиболее эффективного воздействия и характер влияния (прямое или опосредованное, например, через систему образования и др.) на этнические отношения в целом.

Такой подход выглядит актуальным, так как предлагает новый инструмент для анализа сферы межэтнических отношений и проектирования политической деятельности в этом поле с учетом ряда изменчивых не только внешних, но и внутренних структурных особенностей этнической культуры взаимодействующих этнических групп.

Отсюда особую значимость приобретает образование, роль которого в современной жизни общества неоспорима и признается многими исследователями. Так, С.Ю. Иванова констатирует, что «значение роли образования в гуманизации общественной жизни определяется следующим: во-первых, образование осталось ведущим элементом общественной гуманистической практики; во-вторых, образование несет в себе потенциал развития - результат внутреннего развития, а не внешнего влияния; в-третьих, будучи включенным в различные системы и отношения, образование является поликультурным пространством, «местом встречи» различных

этносов» [1, с. 565]. Это касается и Северного Кавказа, ведь он признан «достаточно сложным в плане межэтнического взаимодействия регионом. Данную территорию населяют народы, отличающиеся между собой как по уровню развития экономики, так и по культурным основаниям, а наличие подобного рода противоречий на сравнительно небольшой территории выступает конфликтогенным фактором. Именно поэтому школа здесь должна обеспечивать воспитание на основе поликультурности, уважения других культур и этнических особенностей» [2, с. 577]. Осложнения межнациональных отношений не могут быть разрешены вне и помимо системы образования. Мы разделяем мнение М.Р. Радовеля о том, что «именно эта система представляет собой такой инструмент социального воздействия на ситуацию, который является сегодня наиболее доступным, экономным, безболезненным для общества и способным обеспечить быструю позитивную отдачу. В этом смысле система образования не заменима и не компенсируема никакими иными социальными институтами» [3, с. 104-105]. В этом процессе образованию отводится весомая, глобальная роль - оптимизация межэтнических отношений в поликультурном обществе и формирование культуры мира с учетом ряда особых обстоятельств.

Образование, представляя особую социальную и культурную ценность, оказывает влияние на систему отношений в современном обществе и являет собой некое культурное пространство. Если понимать под культурой, в широком смысле этого слова, любую человеческую деятельность, то сферу образования следует рассматривать как культурную область. Это один из основных элементов, характеризующих любую культуру в целом, например, этническую. Иначе говоря, этническая культура - это спектр взаимосвязанных культурных областей человеческой жизнедеятельности: политики, экономики, образования и т.д. Это определенная структура, состоящая из взаимосвязанных, взаимообусловленных, количественно выраженных, оказывающих влияние друг на друга компонентов, т.е. локальная этнокультурная система.

Введение данного понятия обусловлено необходимостью углубленного анализа этнических культур, отношений и взаимодействий между ними. Этнос (этно-группа) живет в непосредственном контакте с другими этническими группами в рамках единого политико-правового пространства, приобретает черты и признаки, нередко существенно отличающиеся от традиционно приписываемых ему. Культура этногрупп всегда «дополнена» признаками, которые определяются конкретными обстоятельствами их существования. Причем эти признаки, а вместе с ними и вся конфигурация этнокультуры исключительно подвижны, динамичны, трансформируются в соответствии с изменением окружающих условий. ЛЭК-система, обстоятельно и систем-

ным образом отражая эту ситуацию, позволяет более эффективно действовать в таких сферах деятельности, как регуляция межэтнических отношений, управление многонациональным сообществом, образование.

Согласно теории, ЛЭК-система - это культура конкретной этнической общности (как правило, некоторой части этноса), сложившаяся в определенных условиях ее существования: природных, производственно-экономических, политико-правовых, духовных, культурно-языковых (соседних, контактирующих с данным этносом народов и культур) и т.п. Иначе говоря, это специфические социокультурные образования, интегральные характеристики которых определяются одновременно: 1) исконными этнокультурными особенностями некоторой общности людей; 2) характеристиками этой группы, обусловленными проживанием в конкретном регионе страны с его особыми условиями; 3) общенациональным контекстом (данное государство, страна в целом); 4) влиянием общечеловеческой культуры; 5) совместным, интегрированным влиянием всех перечисленных факторов. Приоритетность их различна в каждом случае и является переменной величиной.

Поскольку характеристики ЛЭК-системы зависят от разнообразных факторов - внутренних (глубинных, обусловленных историей народа и его происхождением), внешних (самых широких, общемировых), - эта система соответственно структурирована. Она имеет этнокультурное ядро (этноядро, ЭЯ), которое в значительной мере инвариантно, и целый ряд «наслоений», т.е. более или менее изменчивых культурных приобретений, возникающих в соответствии с вышеперечисленными условиями существования этноса, - так называемые вариативные культурные компоненты (далее - ВК-компо-ненты или ВКК).

Этнокультурное ядро подразумевает наиболее прочные, глубоко укоренившиеся, трудно поддающиеся изменению элементы культуры - обычаи, традиции, формы поведения, образ мыслей и чувств. Это те самые элементы культуры, потеря которых воспринимается ее носителями как «потеря самих себя», т.е. потеря собственной идентичности. ВК-компоненты - это целый ряд «наслоений», «напластований», т.е. культурных приобретений, которые возникают и меняются в связи с изменением условий существования этноса. Согласно такой позиции, образование следует рассматривать как вариативный культурный компонент, характеризующий любую ЛЭК-систему, хотя бы потому, что получение среднего образования является обязательным условием для граждан нашего государства.

Отметим, что ЛЭК-система отнюдь не сводится к выделению в культуре некоего «центра» или «ядра», вокруг которого располагается остальная часть культуры, и элементы ее определяются этим ядром и зависимы от него. В отличие от такого достаточно упрощенного строения ЛЭК-система представляет собой множество различных по своей сложности и значимости составляющих - ВК-компонентов, которые имеют определенные количественные характеристики и четко упорядочены (субординированы и координированы) в рамках

ЛЭКС по определенному критерию (основанию). Последнее обеспечивает необходимое разнообразие способов структурирования и упорядочения культурного мира этногрупп, что весьма существенно и ценно в методологическом плане.

Упорядочение этнокультурной реальности может происходить, например, по таким критериям, как дол-говременность присутствия некоторого компонента в культуре данного этноса (этногруппы), его ценность (аксиологический ранг и знак) для жизнедеятельности и перспектив развития этноса, распространенность в данной этнической общности (доля этногруппы, причастная к данной сфере культурной деятельности) и т.д. Такая многоаспектность теоретического упорядочения этнической культуры достижима благодаря использованию различных подходов и методов ее анализа. Именно за счет методологического разнообразия, используемого для анализа этнокультуры, обеспечивается получение такой теоретической проекции культурного мира этноса, т.е. такой разновидности ЛЭК-системы, которая наиболее адекватна для решения тех или иных конкретных практических задач в области управления, образования, организации работы СМИ и т.д.

ЛЭК-система в целом характеризуется четырьмя основными (базовыми) параметрами (с которыми, в свою очередь, связаны четыре группы закономерностей). В соответствии со своим содержанием, эти параметры могут быть обозначены как: 1) пространственный; 2) временной; 3) социальный; 4) ценностный.

В рамках базового пространственного параметра выделяются два типа (со)отношений - внутренние и внешние. Первые означают дистанцию между компонентами этнокультуры внутри ЛЭК-системы. Это своеобразные «расстояния» между ВК-компонентами, а также между ними и ЭЯ. В этом случае имеется в виду мера сочетаемости конкретного ВКК с ЭЯ: не все вновь приобретаемые этногруппой культурные компоненты легко согласуются с исконными, «корневыми» признаками этноса, некоторые вызывают активное отторжение. Такого рода дистанции (между ВКК и ЭЯ, а также между отдельными ВКК) в количественном выражении могут быть представлены как мера корреляции, или теснота связи между указанными составляющими ЛЭК-системы. Внешний тип отношений внутри пространственного параметра - дистанция между определенным ВК-компонентом одной этногруппы и соответствующим ВКК другой этногруппы. То есть дистанция между двумя локальными этнокультурными системами, правда, только по одному компоненту. Хотя возможно также исчисление общей, интегральной культурной дистанции.

Временные параметры связаны с различной длительностью, долговременностью существования ВКК в составе ЛЭК-системы, а также с темпами изменения характеристик ВКК в данной ЛЭК-системе.

Социальный параметр - это, по существу, социальный масштаб, или доля этногруппы, причастная к тому или иному ВКК. Социальный масштаб ВКК - это

степень «охваченности» этнической группы определенной областью человеческой культуры.

Ценностные параметры ВКК определяются значимостью данного культурного компонента для этно-группы - значимостью, которая не обязательно совпадает с такими характеристиками, как «близость к ядру», «долговременность», «социальный масштаб».

Высокая степень отчужденности возникает между этносами при полном несовпадении их культур, национальных признаков и т.п. Соответственно, чем больше степень отчужденности между этносами, тем менее стабильны отношения между ними, тем выше вероятность межэтнических конфликтов.

Так, например, с помощью социального масштаба ВКК можно выявить некоторый порядок важнейших культурных сфер в рамках конкретной ЛЭКС, т.е. определить взаиморасположение в ней самих вариативных компонентов. Полученные данные дают представление о структурных (пространственных) особенностях ЛЭКС, взаиморасположении (рангах) и удельном весе различных ВКК по критерию «социальный масштаб», а также количественно выраженную картину культурных особенностей конкретной этнической общности, т.е. представление о степени значимости тех или иных «слоев» культурного мира данной общности, их соотношении между собой. Этот способ замера этнических дистанций позволяет более точно описать и рассчитать дистанции как по отдельным элементам культурной деятельности ЛЭКС, так и по интегрированным ВКК. В литературе существуют и иные методы замера этнокультурной дистанции [4].

Такое подробное описание ЛЭКС неслучайно, так как на взаимоотношения между этносами можно оказывать влияние посредством образовательного процесса и неотъемлемого, пожалуй самого значимого, интегрирующего звена - учителя, который с помощью личных контактов с представителями разных этнических групп способен оказывать воздействие на оптимизацию межэтнического взаимодействия, формирование культуры межэтнического общения, толерантности, терпимости, добрососедства. Образование является таким ВКК, который характерен для структуры многих ЛЭКС, принадлежащих как к одному этнояд-ру, так и к разным. Это связано с тем, что оно необходимо любой этногруппе для ее жизнедеятельности и полноценного, равноправного существования в многонациональном государстве. Более того, в отличие от иных ВКК данный, как правило, легко сочетается с ЭЯ в силу его долговременного существования (с определенной трансформацией от народной педагогики к специализированному обучению) и т.д. Все это позволяет рассматривать сферу образования как культурную область, посредством которой возможно и прямое, и опосредованное воздействие на межэтническое взаимодействие. Благодаря этому обстоятельству, образованию отводится особая роль при формировании диалога на межэтническом уровне.

Выделяются следующие ЛЭКС: разноэтничные, т.е. относящиеся к разным этносам, имеющие прежде всего разные ЭЯ, независимо от конфигурации ВКК; одно-

этничные, относящиеся к одному и тому же этносу, проживающему в разных природных и социокультурных условиях, т.е. ЛЭКС с одинаковым ЭЯ, но с различным набором, сочетаемостью, устойчивостью ВКК. Различные виды взаимодействующих ЛЭКС будут давать неодинаковые результаты межэтнических отношений. Можно рассматривать различные взаимодействующие этногруппы, проживающие на территории одного государства как своеобразные, специфические этнокультурные феномены, а значит и способы, и средства, направленные на оптимизацию межэтнических отношений (даже посредством системы образования), должны быть своеобразными, особенными.

Одной из основных задач образования как культурной области для каждой ЛЭКС, в частности, и для каждого человека в общем является формирование культуры терпимости. Конечно же, существование последней только на теоретическом уровне возможно, но ведь основное ее предназначение быть признанной, принятой, необходимой для современного общества и каждого отдельного человека. В осуществлении данной задачи особая роль отводится образованию. Причем обучение терпимости должно начинаться с раннего возраста и, в первую очередь, в семье, в противном случае оно будет навязанным, а значит рискует быть отвергнутым. Ведь этническую культуру каждый человек усваивает еще с пеленок, с молоком матери, заботой и лаской бабушки, отца и иных родственников. Быть может, поэтому она воспринимается как самая значимая и «родная», «близкая», нормы которой усваиваются без существенной ломки и насилия. Ситуация усугубляется еще и положением современной семьи. Она состоит в большинстве случаев из родителей, старающихся хоть как-то обеспечить существование своих детей и работающих с утра до вечера, и детей, ко -торые оказываются «ненужными» и «брошенными». Причем, даже такие близкие родственники, как бабушка и дедушка, вынуждены продолжать работать, чтобы оказывать помощь своим близким. Современный темп жизни, потребности и желание выжить заставляют многих российских женщин оставлять своих малышей на воспитание няньки, которая предоставляет свои услуги с целью получения заработной платы. Все это и многие другие общественные, экономические и даже политические проблемы выдвигают на первый план образование, основная задача которого состоит в обучении, формировании толерантного, терпимого отношения.

Именно ему под силу гармонично сочетать региональный, этнокультурный, общероссийский, общечеловеческий компоненты. Благодаря способности воздействовать на отдельного представителя этногруппы, появляется возможность посредством процесса образования влиять на характер межэтнических отношений. Ведь само по себе образование включает в себя не просто передачу знаний, но и воспитание, формирование системы представлений и ориентаций, моделей поведения в современном мире с ныне существующей системой отношений и ценностей.

Итак, рассматривая образование как вариативный культурный компонент, характеризующий любую локальную этнокультурную систему, мы можем выявить не только его ранг в ценностной системе любой 2. этнической культуры, но и определить долю представителей этнической группы, причастной к этой сфере человеческой жизнедеятельности, выявить дистанции 3. между ними (по уровню образования, образованности и т.д.), выбрать средства воздействия на характер межэтнических отношений (язык преподавания, предметно-содержательный уровень и т.д.), способы влия- 4. ния (непосредственно или опосредованно) и т.д.

В заключение еще раз подчеркнем важность образования как культурного компонента в структуре ЛЭК-системы и как общественной ценности. По нашему мнению, этническая культура - это некоторая совокупность общих, но в то же время специфических, своеобразных ЛЭК-систем, представляющих не просто определенного рода данность, но и динамические особенности, которые могут отражаться в этнокультурных дистанциях, оказывающих воздействие на толерантное межэтническое взаимодействие. Это в свою очередь позволяет более глубоко изучить особенности межэтнических контактов для выработки системы мероприятий, посредством которых возможно их регулировать. Необходимо учитывать такого рода информацию при реализации мер, направленных на оптимизацию сферы межэтнического взаимодействия. Так, непродуманные действия без учета аналогичных особенностей контактирующих этногрупп могут еще больше раздвинуть этнические границы между ними, что приведет к обострению межэтнических отношений.

Литература

1. Иванова С.Ю. Принципы толерантности в образовательном процессе. Этнические конфликты и их

Педагогический институт Южного федерального университета

урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества: Сб. науч. ст. Москва; Ставрополь, 2002.

Красюкова Н.С. Противоречия функционирования общеобразовательной школы в полиэтническом регионе // Там же.

Радовель М.Р. Системно-ценностный контекст межэтнических отношений: актуальные проблемы его анализа // Дороги в общество третьего тысячелетия. Ростов н/Д, 2001.

См.: Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. СПб., 2003; Дробижева Л.М. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997; Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999; Панина Н. Факторы национальной идентичности, толерантности, ксенофобии и антисемитизма в современной Украине // Вестн. обществ. мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2006. № 1; Самойлова И.И. Дистанция между ценностно-культурными системами этносов (предварительный анализ) // Педагогическая наука и образование в России и зарубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты // rspu.edu.ru/university/publish /ped nauka/1_2004; Дьяченко И.И. Способы замера этнокультурной дистанции, актуальные для социологического исследования // Там же // rspu.edu.ru/univer-sity/publish/pednauka/1_2007; Журавлев А.Л., Купрей-ченко А.Б. Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий // http: //www. auditorium.ru/books/1555.

6 февраля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.