Научная статья на тему 'Образование как цивилизационный институт: вызовы и управление'

Образование как цивилизационный институт: вызовы и управление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / AND HUMAN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удальцова Мария Васильевна, Абрамова Елена Алексеевна

В статье обосновывается значимость института образования для цивилизационного развития, для формирования стратегии социальных действий в интересах человеческого развития. Показывается общая деградация современного российского образования, функции которого сужены, за его пределы выведены такие обязательные атрибуты жизнедеятельности людей как требования социальной справедливости, социальной ответственности, экологической культуры и в целом социально-гуманистической зрелости индивидов и общественных отношений. Рассматриваются вызовы современного развития необходимость повышения качества потенциала человеческого развития и «качества» тех, кто принимает управленческое решение, прежде всего в сфере образования. В статье отражена связь состояния института образования и института семьи. Предлагается обратить внимание на систему воспитания и обучения А.С. Макаренко. Обоснована роль института образования как внутренней силы общества, способной его творчески преобразовать. Сформулированы требования к самому институту образования, способствующие его возрождению как цивилизационного, влияющего на «качество» человека и человеческого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Удальцова Мария Васильевна, Абрамова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A CIVILIZATIONAL INSTITUTE: CHALLENGES AND MANAGEMENT

The authors explain the importance of the institution of education for the civilization development, the formation of a social action strategy for human development. They also show the general degradation of modern Russian education, which functions have been narrowed. Such required attributes of education as social justice, social responsibility, environmental culture and social and humanistic maturity of individuals and public relations as the whole are withdrawn from education process in Russia. The challenges of modern development the need to improve the capacity of human development and the "quality" of those who make management decisions, especially in the field of education are considered in the article. The connection between the institute of education and the institution of family is analyzed in the paper. It is recommended to draw attention to the system of education and training, put forward by A.S. Makarenko. The role of education as an institution of internal driving force of the society is stressed, which is capable of transforming the society. The requirements to education as an institution, contributing to its revival as a civilization affecting the "quality" of human rights and human development are formulated.

Текст научной работы на тему «Образование как цивилизационный институт: вызовы и управление»

УДК 316.422

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ:

ВЫЗОВЫ И УПРАВЛЕНИЕ

М.В. Удальцова

Новосибирский государственный университет экономики и управления — «НИНХ»

[email protected]

Е.А. Абрамова

Новосибирский государственный медицинский университет

[email protected]

В статье обосновывается значимость института образования для цивилизационного развития, для формирования стратегии социальных действий в интересах человеческого развития. Показывается общая деградация современного российского образования, функции которого сужены, за его пределы выведены такие обязательные атрибуты жизнедеятельности людей, как требования социальной справедливости, социальной ответственности, экологической культуры и в целом социально-гуманистической зрелости индивидов и общественных отношений. Рассматриваются вызовы современного развития — необходимость повышения качества потенциала человеческого развития и «качества» тех, кто принимает управленческое решение, прежде всего в сфере образования. В статье отражена связь состояния института образования и института семьи. Предлагается обратить внимание на систему воспитания и обучения А.С. Макаренко. Обоснована роль института образования как внутренней силы общества, способной его творчески преобразовать. Сформулированы требования к самому институту образования, способствующие его возрождению как циви-лизационного, влияющего на «качество» человека и человеческого развития.

Ключевые слова: образование, цивилизация, человеческое развитие.

Б01: 10.17212/2075-0862-2014-4.1-115-122

Спасение России заключается в расширении образования и знаний.

В.И. Вернадский

П.Я. Чаадаев в письме к Бенкендорфу ней давности можно отнести и к сегодняш-писал следующее: «Прежде всего нам сле- нему образованию в России. дует приложить все старания к тому, что- Достижения отечественного советско-бы приобрести серьезное и основательное го образования во многом были обуслов-классическое образование; образование, лены его связью с академической наукой позаимствованное не из внешних сторон и всегда выходили за пределы собствен-той цивилизации, которую мы находим в но обучения как такового. Однако в постнастоящее время в Европе, а скорее от той, советский период происходит общая де-которая ей предшествовала и которая про- градация системы образования и культу-извела все, что есть истинно хорошего в те- ры, все в большей степени утрачивается перешней цивилизации» [7, с. 227]. В пол- фундаментальная ценность образования ной мере это высказывание почти 200-лет- на общем фоне снижения его культурной

составляющей. Функции образования как института сужены, за его пределы выведены такие обязательные атрибуты жизнедеятельности людей, как требования социальной справедливости, социальной ответственности, экологической культуры и в целом социально-гуманистической зрелости индивидов и общественных отношений. В то же время сегодня во всем мире «развертывается» борьба за «качество» людей. Динамизм развития отдельных стран и застойность других есть прямое следствие качества человеческого потенциала. «Человечность как потенциал, как интенсивная глубина возможностей соединяет людей в неизмеримо большей степени, нежели их разъединяет индивидуализм» [5, с. 106, 107]. Парадокс нынешней российской социокультурной реальности состоит в том, что подавляющее большинство общества, с одной стороны, все более осознает, что оно потеряло в ходе реформирования, а с другой — оно же, это большинство, не хочет возвращаться в потерянное прошлое и боится неопределенного будущего. Если ограничиться только трансформацией социальных институтов и не учитывать «качеств» ценностей потребностей, социальных качеств людей, то российское общество никогда не выйдет из транзитивного состояния (в котором оно сейчас находится), а сами реформы не дадут значительных положительных результатов. В этих условиях роль и статус института образования значительно возрастает, он должен выступать как «пассионарное» звено не только социализации, но и цивилизационного развития в целом, от которого зависят и качество семейных отношений, и качество окружающей среды, и качество экономического роста, и в целом качество социальных взаимодействий.

Кроме того, становятся все более актуальными требования к нравственным и профессиональным качествам тех, кто принимает решения, и тех, кто обслуживает процесс управления.

Современное состояние института образования (и не только в российском обществе!) отражается и на уровне института первичной социализации — семье. Семья представляется как сожительство людей, не умеющих и не желающих создавать и поддерживать атмосферу тепла, сострадания и любви, но обладающих агрессивной манерой поведения по отношению друг к другу. Преобладает негативный семейный контекст, разгул сексуального поведения. Между тем именно в семье как институте первичной социализации человек должен обретать культуру и навыки, позволяющие ему нормально жить в обществе, и через них ценности и опыт общества передавать от поколения к поколению. Результатом современной первичной социализации является ущербность самого человека и ущерб, который он приносит другим людям. Неслучайно участились случаи убийства не только чужих людей, но и своих родственников, изнасилование детей, обман и грабежи (о чем регулярно сообщают средства массовой информации).

Как известно, цифры не управляют миром, но они показывают, как управляется мир. В России по всем международным рейтингам выпускники начальной школы занимают первое место в мире, но к концу обучения в школе они опускаются на 49-е место [1, с. 20]. Эти цифры свидетельствуют о больших потерях воспитания и обучения в средней школе. Почему не используется система воспитания знаменитого российского педагога А.С. Макаренко? А.С. Макаренко доверял своим мало-

летним преступникам, и они с нуля построили два высокотехнологичных завода: по производству электромеханических инструментов (австрийская лицензия) и по производству знаменитых ФЭДС (немецкая лицензия). Его воспитанники не только учились, они получали для своего времени инновационное образование в подлинном смысле этого слова, что является и современным вызовом общества. На практике же сегодня школа и требования современной цивилизации находятся на противоположных полюсах развития. В российской средней школе до сих пор уроки труда, например, проходят в швей-

Обновление профессиональной подготовки всех уровней (высшего, среднего, начального) становится важнейшим направлением развития образования, «продуктом» которого должен стать хорошо обучающийся профессионал, способный к самообразованию и воспитанию и воплощающий в себе ценности гуманизма, социальной справедливости, экологической культуры. Однако сегодня Россия утратила статус страны, в которой вообще не было неграмотного населения (табл. 2) [4, с. 136, 137].

Как известно, человеческое развитие включает в себя расширение индивидуального потенциала. Образование как инсти-

ных или столярных мастерских, которые по-прежнему являются альфой и омегой трудового воспитания.

Низкое качество среднего образования сделало массовым высшее образование, которое не всегда отвечает требованиям современной цивилизации. Если в советские годы высшее образование готовило научно-техническую и управленческую элиту, то в 2000-е годы оно не обеспечивает порой успешного социального старта выпускникам вузов. Но наибольшие потери понесло профессионально-техническое образование, особенно начальное (табл. 1) [3, с. 81, 82].

тут должно стать внутренней силой общества, творчески его преобразующей. И прежде всего оно должно способствовать интеграции людей, преодолению неравенства и исклю-ченности, выступающих в качестве форм социальной несправедливости и ограничивающих человеческие свободы. Без социальной справедливости институт образования не может выступать флагманом циви-лизационного развития. Более образованный человек не только знает свои права и свободы, свою ответственность, но имеет и большие возможности их реализовать. Он может более точно определить свою идентичность, свой выбор, в том числе выбор

Таблица 1

Число учреждений начального и среднего профессионального образования и численность обучающихся в них

Вид профессионального образования 1995 2000 2005 2010

Число учреждений Численность в тыс. чел. Число учреждений Численность в тыс. чел. Число учреждений Численность в тыс. чел. Число учреждений Численность в тыс. чел.

Начальное 4166 1683 3893 1679 3322 1509 2355 1007

Среднее 2634 1930 2703 2361 2905 2590 2350 2126

образа жизни, что в значительной мере является органичной частью благополучной жизнедеятельности. Другими словами, образование должно обеспечить формирова-

Реальное состояние данного института, к сожалению, приводит к выводу, что те, кто проводит нынешние реформы образования в России, не заинтересованы в образованности русских людей и в образованной России в целом. Н.А. Бердяев в свое время утверждал: «Кто не любит своего народа и кому не мил конкретный образ его, тот не может любить и человечество, тому не мил и конкретный образ человечества» И далее он продолжал: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный человек... И великий самообман — желать творить помимо национальности» [4, с. 95, 97]. Приходится констати-

ние социальных компетенций. Сама природа института образования должна благоприятствовать человеческому развитию и его перспективам.

ровать безнравственность российской политической элиты: детей учат за рубежом, собственность имеют за границей, капиталы тоже хранят там. И в целом их интересы — за рубежом.

Дополнительным аргументом о безнравственности российской политической элиты является повышение заработной платы не учителям, а депутатам (до 250 тыс. рублей в месяц!), что на фоне бедности значительной части населения выглядит совсем аморально. Какое-то самоограничение нынешних политиков необходимо для поддержания в стране хотя бы минимального согласия, доверия, социальной справедливости.

Таблица 2

Уровень образования в некоторых странах в 2009 году

Рейтинг стран по индексу человеческого развития (ИЧР) Страна Уровень грамотности среди взрослого населения (от 15 лет и старше), в % к общей численности населения

начальное образование среднее образование высшее образование

1 Норвегия 98,7 110,4 73,5

4 США 98,2 93,6 85,9

6 Канада 98,4 102,6 62,3

9 Германия 103,6 101,7

10 Швеция 96,2 102,6 71,5

12 Япония 102,3 101,0 58,6

20 Франция 108,7 113,0 55,3

28 Великобритания 106,4 99,0 59,0

65 Беларусь 99,0 90,1 77,0

66 Россия 96,8 84,8 77,2

76 Украина 97,5 94,5 81,1

101 Китай 112,7 88,9 24,5

Известно, что прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало. Российская реальность данному процессу способствует очень слабо, что, в свою очередь, ограничивает доступ значительной части населения (прежде всего талантливой молодежи из бедных слоев) к качественному (сегодня платному) образованию. Так, в 2013 году заработные платы рядовых работников были в 12,5 раз меньше, чем у их руководителей. В Европе и США этот разрыв гораздо меньше — в 3,5 раза [6, с. 15]. Кроме того, в развитых странах доля заработной платы в валовом продукте составляет около 50 %, в России — 25 % [6, с. 15]. Но даже в этих заниженных зарплатах основную часть составляют так называемые премии и стимулирующие выплаты, а не твердый тариф. Еще больший разрыв в

доходахруководителей крупных российских корпораций со средними доходами россиян: он превышен более чем в 200 раз, причем речь идет не о частных, а о государственных корпорациях [2, с. 6]. В то же время в 2013 году величина прожиточного минимума в России составила 7095 рублей в месяц, а минимальная заработная плата — 5205 рублей. Заработная плата учителя в России — 21 тыс. рублей (при отработке 845 часов в год); в Германии 150 тыс. рублей (при отработке 750 часов в год); во Франции — 110 тыс. рублей (при отработке 1080 часов в год); в США — 94 тыс. рублей (при отработке 618 часов в год) [4, с. 18]. Россияне относительно уровня благосостояния в развитых странах живут по-прежнему бедно (табл. 3) [6, с. 144, 145]. Именно об этом должны помнить высшие чиновники, реформируя основные сферы жизнедеятельности людей, прежде всего образование.

Таблица 3

Индекс человеческого развития и его компоненты в 2012 году

Рей- Ожидаемая Ожидаемая Валовый нацио- ИЧР, не связанный с доходом (значение)

тинг стран по ИЧР Страны ИЧР (значение) продолжительность жизни при рождении (в годах) продолжительность обучения (в годах) нальный доход (ВНД) на душу населения (в долл. США, 2005 г.)

1 Норвегия 0,955 81,3 17,5 48 688 0,977

3 США 0,937 78,7 16,8 43 480 0,958

5 Германия 0,920 80,6 16,4 35 431 0,948

7 Швеция 0,916 81,6 16,0 36 143 0,940

10 Япония 0,912 83,6 15,3 32 545 0,942

11 Канада 0,911 81,1 15,1 35 369 0,934

20 Франция 0,893 81,7 16,1 30 277 0,919

26 Великобритания 0,845 80,3 16,4 32 538 0,886

50 Беларусь 0,793 70,6 14,7 13 385 0,830

55 Россия 0,788 69,1 14,3 14 461 0,816

69 Казахстан 0,754 67,4 15,3 10 451 0,791

72 Грузия 0,745 73,9 13,2 5005 0,845

78 Украина 0,740 68,8 14,8 6428 0,813

101 Китай 0,699 73,7 11,7 7945 0,728

175 Афганистан 0,374 49,1 8,1 1000 0,393

Мир в целом 0,694 70,1 11,6 10 184 0,690

Образование должно определять стратегию социальных действий в интересах человеческого развития, обеспечивая при этом как можно большую вовлеченность в данный процесс всех групп населения: и бедных, и богатых. Разработка и реализация подобной стратегии требуют, чтобы все граждане ощущали себя вовлеченными в достижение общих социальных целей, демонстрировали доверие и причастность к формированию социальной сплоченности и справедливости.

Содержание стратегии социальных действий в интересах человеческого развития должно включать в себя следующие элементы:

• рост доступности образования;

• формирование социальных компетенций населения;

• воздействие на структурные источники бедности, а не на ее симптомы.

Особого внимания заслуживает содержательный элемент стратегии развития, определяемый институтом образования и предполагающий воздействие на структурные источники бедности. К их числу можно отнести, во-первых, сокращение несправедливого доступа к активам (результат приватизации 90-х годов XX века); во-вторых, сокращение несправедливого доступа к рынку, когда большинство населения участвует в нем либо как производители сырья, либо как наемные работники; в-третьих, особым источником бедности в России сегодня, как отмечалось, является несправедливое управление.

В России управление на всех уровнях, реализует в основном интересы богатых и социально сильных людей, которые используют свое положение для увеличения своего богатства и увековечивания своего контроля над властью. Сама

система управления в России такова, что определяющими являются процессы мобилизации и перераспределения — в кризисном состоянии и поддержания готовности к мобилизации — в спокойном, некризисном состоянии.

И расширение доступа ко всем видам активов, и более справедливое управление, направленное на усиление возможностей бедных для их участия на более равноправных условиях в жизнедеятельности общества, и доступ к качественному образованию и здравоохранению, к различным формам социальной защиты и т. д. должны стать действенной стратегией человеческого развития в целом и самого образования как цивилизационного института. Конечно, в реализации данной стратегии, как отмечалось, должны активно участвовать и рыночные, и государственные структуры. Однако государство (тем более социальное) должно прежде всего участвовать в реализации основных направлений экономического и социального развития, формирующих доверие и сплоченность населения. Приоритеты государственной политики должны быть ориентированы на людей, на их образование и здоровье, безопасность и экологическую защищенность. По сути, эти направления развития являются неотъемлемым условием и экономического роста. Экономический рост, сопровождающийся высоким неравенством по доходам, по возможностям человеческого развития обычно не может быть устойчивым. Мировой опыт убеждает, что между государственными мерами, направленными на основные направления человеческого развития и самим этим развитием, существует достаточно тесная связь (табл. 4) [3, с. 162-165].

Таблица 4

Индекс человеческого развития и государственные расходы на основные направления

человеческого развития

Страна ИЧР Государственные расходы (% ВВП)

На конечное потребление На здравоохранение На образование

2000 2010 2000 2010 2000 2010 2000 2010

Норвегия 0,913 0,941 19,3 21,5 6,4 8,0 6,6 7,3

США 0,897 0,903 14,3 17,5 5,8 9,5 5,4

Германия 0,864 0,903 19,0 19,5 2,2 9,0 4,6

Швеция 0,894 0,901 25,8 26,6 7,0 7,8 7,2 7,2

Франция 0,846 0,883 22,9 24,5 8,0 9,3 5,7 5,2

Великобритания 0,833 0,860 18,6 22,5 5,1 8,1 4,5 5,6

Россия 0,691 0,751 15,1 16,9 3,2 3,2 2,9 4,1

В целом сегодня необходима на всех уровнях, во-первых, гуманизация образования; во-вторых, социализация; в-третьих, его экологизация. Данные аспекты развития будут способствовать возрождению института образования не только как социального, но и как цивилизационного, влияющего на «качество» человека и человеческого развития.

Литература

1. Аргументы недели. — 2013. — № 49 (391).

2. Аргументы и факты. — 2013. — № 42 (1719).

3. Доклад о развитии человеческого потенциала Российской федерации, 2011 — М.: Весь Мир, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бердяев Н. Судьба России. — М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.

5. Булгаков С. Философия хозяйства. В 2 т. Т. 1. - М.: Магистр, 2010.

6. Доклад о человеческом развитии 2013 — М.: Весь Мир, 2013.

7. Чаадаев ПЯ. Избранные сочинения и письма. В 2 т. — М.: Наука, 1991.

EDUCATION AS A CIVILIZATIONAL INSTITUTE: CHALLENGES AND MANAGEMENT

M.V. Udaltsova,

Novosibirsk State University

of Economics and Management

[email protected]

E.A. Abramova

Novosibirsk State Medical University

[email protected]

The authors explain the importance of the institution of education for the civilization development, the formation of a social action strategy for human development. They also show the general degradation of modern Russian education, which functions have been narrowed. Such required attributes of education as social justice, social responsibility, environmental culture and social and humanistic maturity of individuals and public relations as the whole are withdrawn from education process in Russia. The challenges of modern development — the need to improve the capacity of human development and the "quality" of those who make management decisions, especially in the field of education are considered in the article. The connection between the institute of education and the institution of family is analyzed in the paper. It is recommended to draw attention to the system of education and training, put forward by A.S. Makarenko. The role of education as an institution of internal driving force of the society is stressed, which is capable of transforming the society. The requirements to education as an institution, contributing to its revival as a civilization affecting the "quality" of human rights and human development are formulated.

Keywords: education, civilization, and human development.

References

1. Argumenty nedeli [Arguments of the week], № 49 (391), 2013.

2. Argumenty i fakty [Arguments and Facts], №42(1719), 2013.

3. Doklad o razvitii chelovecheskogo potenciala Rossijskoj federacii, 2011 [Report on Human Development of the Russian Federation, 2011] Moscow: Ves' Mir [The Whole World Publ.], 2011.

4. Berdjaev N. Sud'ba Rossii [Fate of Russia]. Moscow: Izd-vo MGU [Publ.House of Moscow State University], 1990. 240 s.

5. Bulgakov C. Filosofija hozjajstva [Philosophy economy]. 2 vol. Vol. 1. Moscow: Magistr, 2010.

6. Doklad o chelovecheskom razvitii 2013 [Report on Human Development of the Russian Federation 2011] Moscow: Ves' Mir [The Whole World Publ.], 2013.

7. Chaadaev PJa. I%brannye sochinenija i pis'ma [Selected Works and Letters]. 2 vol. Moscow: Nau-ka [Science Publ.], 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.