Проблемы экономики и менеджмента
Е.Ю. Сапожникова
аспирант, ФГБОУВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР КАЧЕСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Аннотация. Рассмотрены требования современной экономики к качеству рабочей силы. Установлена важность образования при формировании качественной рабочей силы в условиях инновационного развития общества.
Ключевые слова: воспроизводство рабочей силы, формирование качественной рабочей силы, кадровый потенциал.
E.Y. Sapozhnikova, Baikal State University of Economics and Law
EDUCATION AS A MAJOR FACTOR QUALITY WORKFORCE
Abstract. The requirements of the modern economy to the quality of the workforce. Established the importance of education in the formation of a quality work force in terms of innovative development.
Keywords: reproduction of labor power, the formation of a quality work force, human resources.
Современное индустриальное общество переживает завершающие стадии своего развития, когда в качестве определяющего элемента экономического потенциала страны, отрасли выступает рост объемов производства. На смену индустриальному обществу приходит новое, постиндустриальное, для которого характерны совершенно иные способы производства и средства производства. Интерес ученых-экономистов всего мира направлен на исследование интеллектуального капитала как основного фактора производства. Процессы информатизации и повышения роли знаний в производстве ставят систему образования на первый план.
По мере изменения мировых экономических тенденций, изменяется само общество и коренным образом пересматриваются требования к современной рабочей силе. Повышение культурного и образовательного уровня человека становится залогом повышения эффективности производства. Многочисленные исследования показывают, что работник, имеющий больший культурный запас, лучше воспринимает новые знания и обладает большим творческим потенциалом. Наука в постиндустриальном обществе рассматривается как самостоятельная отрасль производства с конечным продуктом в виде интеллектуального капитала, который, в свою очередь, является главным фактором производства и накопления национального богатства. На заре перехода общества к новому качественному уровню оценка состояния российской образовательной системы приобретает особое стратегическое значение. Современное образование должно учитывать потребности национальной экономики и место России в мировом хозяйстве.
По словам социологов, переходный период современного общества ознаменован появлением нового класса - «меритократии» (от англ. merit - заслуга), т.е. людей выделившихся за счет своих личных достоинств, индивидуальных качеств. В производственном процессе исключительное значение приобретают интеллектуальные и морально-психологические способности работника, которые носят сугубо индивидуальный
№ 1 (5) - 2012
73
Проблемы экономики и менеджмента
характер и трудно поддаются систематизации и оценке. Физические способности и профессиональные навыки рабочей силы переходят в разряд основных данных среднестатистического работника. Радикальные изменения в экономике, усложнение материального производства, колоссальное развитие техники и технологии ведет к кардинальным преобразованиям в производительных силах, когда знания и информация приобретают материальный характер и представляют собой потенциал развития страны. Отсутствие барьеров в информационном пространстве общества означает неограниченные возможности использования данного ресурса. Важно, что направления использования, объем знаний и их качество предстоит выбирать каждому отдельному индивидууму самостоятельно. Осмыслить информацию, отбросить ненужное и выбрать необходимое для своей профессии или деятельности иного рода способен только образованный человек. Образование генерирует в себе новейшие научные знания и опыт, накопленные обществом, и передает их учащемуся определенной сферы в установленном порядке и определенного качества. Для каждого человека полученное образование становится «проводником» в систему общественных отношений. Дальнейшее развитие человек осуществляет путем самостоятельного поиска в интересующей его области знаний. Таким образом происходит воспроизводство интеллектуального капитала, повышение уровня профессиональных знаний и увеличение качества рабочей силы. Общее, специальное, высшее или надвысшее образование дает возможность человеку накопить объем знаний, на которые предъявляется спрос в обществе.
Процесс получения образования достаточно длительный в нашей стране, высшее образование человек получает в течение 5 лет обучения (в данной статье будет рассматриваться система ВПО как основополагающий базис наукоемкого производства). Наличие диплома подтверждает завершение процесса обучения по программе высшего профессионального образования и означает, что человек обладает установленным набором знаний по определенной профессии. Качественной же считается та рабочая сила, которая способна выполнять работу определенного вида и сложности, т.е. такая рабочая сила должна обладать профессиональными знаниями и квалификацией. Уникальность рабочей силы состоит в том, что по мере труда, развития личности и накопления опыта, приобретения профессиональных знаний, происходит ее воспроизводство в узком смысле. Чем больше человек трудиться, тем выше становиться качество рабочей силы.
Для оценки динамики кадровой подготовки в сфере ВПО используем данные 90х, 2000-х и 2010-х гг.
По данным табл. видно, что в течение двух десятилетий происходит значительный прирост числа высших учебных заведений и одновременно прирост количества обучающихся в них студентов. При этом в период с 90-х по 2000-е годы наблюдается прирост ВУЗов почти в 2 раза и количество студентов тоже увеличилось практически вдвое, во втором периоде - с 2000-х по 2010-е годы прирост студентов остался таким же как в первом периоде, но количество самих ВУЗов увеличилось не столь значительно - на 149 единицы, что означает рост эффективности использования имеющейся материальной базы для обучения большего числа студентов. С другой стороны, наращивание объемов подготовки специалистов с высшим образованием требует пристального внимания со стороны государства, поскольку уровень безработицы среди таких подго-
74
№ 1(5) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
товленных кадров от года к году только растет - в 2000-м году 7,5%, в 2008 - 9,5%. Оценивая занятость в экономике за период с 2000-го по 2009 гг., видна интересная зависимость - до 2005 года из занятых большее число лиц имеет среднее профессиональное образование, с 2005 года ситуация меняется - из общего числа занятых преобладают лица с высшим образованием. Конечно, можно сказать, что работодатели отдают предпочтение работникам с высшим образованием и охотнее принимают таковых на работу. Однако, массовое российское производство за рассматриваемый период кардинально не изменилось под влиянием новейших технологий. Скорее наоборот, объем промышленности в сопоставимых ценах в 2010 году по сравнению с 1990-м сократился на 21%, а количество промышленно-производственного персонала уменьшилось за тот же период в 1,7 раза. Значит, рабочие места занимают специалисты с более высоким уровнем образования, чем требуется для обслуживания производства. Таким образом, система образования обеспечивает накопление квалификационо-кадрового потенциала страны и, одновременно, готовит избыточное число специалистов с высшим профессиональным образованием.
Таблица - Образовательные учреждения ВПО
Год Число об-разова-тельных учреждений В них студентов, всего, в тыс. чел. В т.ч. обучавшихся на отделениях На 10 000 человек населения приходилось студентов
очных очно- заочных (вечер- них) заоч- ных экс- тернат
1990/91 514 2824,5 1647,7 284,5 892,3 - 190
2000/01 965 4741,4 2625,2 302,2 1761,8 52,2 324
2009/10 1114 7418,8 3280,0 323,6 3639,2 175,9 523
*По данным Росстата
Если увеличение производительности труда служит отголоском уходящего индустриального прошлого, увеличение числа работников с высшим образованием тоже нельзя оценивать однозначно... Возникает правомерный вопрос: что будет подтверждением качественного сдвига российской экономики? Ответ кроется в самом понятии постиндустриального общества. Развитие сферы услуг с одновременным увеличением научно-технических кадров может быть одним из индикаторов развития общества по новому типу. Постиндустриальное общество не противостоит индустриальному, а продолжает поступательно развивать его производственную составляющую с качественно новыми машинами и технологиями. Повышение производительности труда в материальном производстве остается важной задачей современной экономики, однако, в условиях технотронной индустрии, компьютеризации и автоматизации требуется постоянное приращение знаний, интеллекта, развитие умственных способностей, т. е. увеличение не только основных параметров человеческого капитала - здоровья и квалификации, но и приращение интеллектуального потенциала страны. Подготовка качественной и конкурентоспособной рабочей силы возможна только при наличии эффективной системы образования, под которой понимается хорошая материально-техническая база в совокупности с исследовательскими кадрами, уче-
№ 1 (5) - 2012
75
Проблемы экономики и менеджмента
ными и специалистами, способными заниматься рационализаторской и изобретательской деятельностью. Налаженный механизм воспроизводства рабочей силы (подготовка, обучение, участие в наукоемком производстве, накопление и передача опыта, своевременный уход на пенсию) и распределения квалифицированных сотрудников на рынке труда является необходимой предпосылкой развития интеллектуального потенциала страны.
Список литературы:
1. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 1995.
2. В.Буланов, Е. Китайцева. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика. - 2011. №1. С .13
3. Труд и занятость в России - 2010. Статистический сборник.
List of references:
1. Marcinkiewicz, VI, IV Sobolev Economics of Rights: A manual for higher education. - Moscow: Aspect Press, 1995.
2. V. Bulanov, E. Kitaytseva. Human capital as a form of human / / Society and Economy. - 2011. №1. P.13.
3. Labor and Employment in Russia - 2010. Statistical Compendium.
Д. О. Халикова
аспирант, ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный горный университет»
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ СЛИЯНИЯ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АНК «БАШНЕФТЬ»
И ОАО НК «РУССНЕФТЬ»
Аннотация. В данной статье автор попытался представить в структурированном виде мотивы, побуждающие разные предприятия к реструктуризации путем слияний и поглощений. Отмечается, что основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений заключается в стремлении получить и усилить синергический эффект. Возникающая при слиянии новая корпорация может использовать ряд преимуществ (синергий), которые появляются в результате объединения ресурсов этих корпораций. Автор рассматривает основные мотивы слияний нефтегазодобывающих компаний на примере ОАО «АНК «Башнефть» и ОАО НК «Русснефть».
Ключевые слова: слияние и поглощение компаний, синергический эффект, реструктуризация, нефтегазовые компании, мотив монополии, налоговые мотивы, экономия на масштабе, прямая и косвенная выгода.
D.O. Khalikova, Saint-Petersburg State Mining University
MOTIVES OF MERGERS OF OIL AND GAS COMPANIES AS EXEMPLIFIED BY “BASHNEFT, JSC” AND “RUSSNEFT, JSC”
Abstract. In this article author tried to present in a structured way the reasons, prompting different companies to restructure through mergers and acquisitions (M&A). Also it considers that the main reason of company’s restructuring by the way of M&A is in the longing to get and to intensify synergic effect. New corpo-
76
№ 1(5) - 2012