УДК 37.01 ББК 74.0 Б - 38
Беданоков Рамазан Асланович, кандидат физико-математических наук, доцент, профессор кафедры физической химии и физики Майкопского государственного технологического университета, т.: 8(8772)523217
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ
(рецензирована)
Ключевыми девизами новой образовательной политики в начале XXI века со стороны государства были приняты: доступность, качество, эффективность. В этих условиях у университетов появляется особая миссия стабилизации процесса воспроизводства не только кадров, но и в целом культурно-социального пространства регионов.
Ключевые слова: система высшего образования, регион, университеты, социально - экономическая эффективность, профессиональные кадры.
Bedanokov Ramazan Aslanovich, Candidate of Physics and Mathematics, associate professor, professor of the Department of Physical Chemistry and Physics of Maikop State Technological University, tel.: 8 (8772) 523217
EDUCATION AS A FACTOR OF REGIONAL PUBLIC SYSTEMS DEVELOPMENT
(Reviewed)
The key motto of the new education policy at the beginning of the XXI century are accessibility, quality and efficiency. In these circumstances, there is a special mission of university to stabilize the process of reproduction of not only personnel but also of general cultural and social space of the regions.
Keywords: higher education, region, universities, social - economic efficiency, professional staff.
В последние годы многие государства усиливают внимание к проблеме развития системы образования. Однако, как показывает изучение мировой практики государственная политика образования не всегда является достаточным условием успеха. Если еще в середине XX столетия некоторые решения на государственном уровне в сфере образования позволяли получить достаточно эффективные результаты, то ныне такой подход оказывается все более неудовлетворительным.
Обратимся к зарубежному опыту [1]. Современные английские университеты утратили свой местный характер и особенности. Все последние годы они стремились изжить свой «провинциализм», превратившись в массовые учебные заведения национального масштаба, генераторы глобальной экономики знаний. И, тем не менее, комплекс неполноценности у английских университетов сохраняется. Они опасаются устанавливать тесные связи с местными организациями, полагая, что их идентификация с тем или иным городом может рассматриваться как отказ от высоконаучных амбиций. Кроме того, современное высшее образование - это национализированная отрасль; основные органы, регулирующие и финансирующие вузы, расположены в Лондоне, и именно они определяют направления развития университетов. К тому же большая часть студентов, обучающихся в английских университетах, расположенных на севере, приезжает с более материально благополучного юга и мало чем связана с университетскими городами.
Несмотря на все эти и многие другие препоны, университетам все же необходимо возродить свои местные связи. Особенно это важно потому, что нарождающееся сетевое общество требует «думать глобально и действовать локально». Речь идет не только об оказании помощи в возрождении региональной экономики, создании новых рабочих мест и подготовке необходимых квалифицированных кадров. Роль университетов существенно шире - им предстоит создать демократические основы для возрождения провинциальной Англии, поскольку бюрократические структуры регионального управления, подчиненные центру, не в состоянии обеспечить стимулов для активной деятельности местных властей.
Сегодня опыт Шотландии и Уэльса может пригодиться английским университетам. В частности, парламент Шотландии и Национальная ассамблея начинают проводить более независимую от центра политику развития университетов, ориентированную на потребности своих регионов. Названное обстоятельство объективирует рассмотрение образования в качестве фактора развития региональных общественных систем.
В свою очередь предлагаемый подход актуализирует конкретизацию для регионов обычно решаемых в общем вопросов как особые образовательные потребности, критерии социально-экономической эффективности высшего образования в регионе, оценка эффективности труда ППС, демографические особенности и динамика кадровых структур регионов, вузовская инфраструктура и направления ее развития, экономическая эффективность технологий производства образовательных услуг и ряд других.
Рассмотрим с той или иной степенью глубины анализа вышеперечисленные проблемы. Под особыми образовательными потребностями будем понимать желание использования своего потенциала личностью в данном конкретном регионе с учетом специфики регионального рынка труда. Знание требований рыночных отношений к жизни и труду человека, к личности необходимо для правильного решения проблем инновационного характера в общем и профессиональном образовании, для определения возможностей различных учебных заведений в подготовке к условиям конкуренции на рынке труда, для социальной защиты от безработицы, жизненных коллизий и конфликтов. Необходимо изменить подход к жизни, на всех ступенях непрерывного образования формировать именно трудовой ее образ, а не просто знания умения и навыки. Главные результаты образования - это здоровье, культура, трудолюбие, высокая нравственность, творческая самодеятельность выпускника как гражданина правового демократического государства.
Качества личности, к воспитанию и самовоспитанию которых рынок предъявляет повышенные требования: честность, совестливость и порядочность; предприимчивость и деловитость; достоинство и личная ответственность; инициативности и высокая дисциплина труда; компетентность и профессиональная мобильность; готовность к защите своих прав и свобод. Отмеченные общие
требования находят свое конкретное решение в условиях соответствующей институциональной среды каждого региона России.
Очевидно, что те или иные неформальные институты в значительной мере формируются системой образования. Не случайно государственные образовательные стандарты предусматривают региональную составляющую образования. Несомненно, что введение регионального компонента преследует цель формирования социокультурной составляющей личности. В то же время решается и другая задача -задача информирования молодого человека о состоянии региональной общественной системы. Другими словами, региональный компонент образования выполняет и роль профориентации.
Система профориентации в условиях рыночных отношений должна научить будущих выпускников реалистически оценивать себя, ориентироваться в социально -экономических условиях страны, конкретного региона и рынка труда; делать выбор и принимать решения, в том числе касающиеся продолжения образования и повышения квалификации по избранной профессии; трезво судить о возможностях и перспективах трудоустройства: попробовать себя практически в избираемой
профессии.
Одно из основных требований реализации такого подхода - изучение индивидуальных возможностей личности. Знание исходного уровня индивидуальных особенностей поможет рационально отобрать содержание профориентационной работы, формы и методы индивидуальных и групповых занятий, определить стратегию и наметить тактику моделирования различных вариантов выбора, осознанно распределить учащихся и студентов по профилям дифференцированного обучения.
Переход к рыночным отношениям требует коренного изменения содержания и процесса обучения, воспитания и развития учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студентов высших учебных заведений. Новации необходимы, прежде всего, для разрешения противоречий между:
• нынешними, грядущими требованиями рынка к рабочим, специалистам и отсутствием опережающего образования в экономике, праве, психологии, экологии,
организации, управлении;
• стремлениями определенной части молодежи к быстрому включению в предпринимательство, арендные, подрядные отношения и нравственно-трудовой, экономической, правовой неподготовленностью к этой деятельности;
• необходимостью расширить сферы подготовки выпускников к труду в условиях рынка и ухудшением нужных для этого условий (сокращение учебных площадей из-за аренды их кооперативами, малыми предприятиями взрослых, отток специалистов из учебных заведений в сферу предпринимательства);
• острой необходимостью повышения роли созидательного, в том числе производительного труда в образовании, воспитании, развитии, пробе профессиональных намерений подростков, молодежи и все еще невысоким престижем труда в системе общественных ценностей;
• интересами и потребностями свободного включения в творческую трудовою деятельность большого числа выпускников и ограниченными возможностями государства удовлетворить их;
• повышенными притязаниями молодых к свободному выбору профессиональной деятельности и неадекватными способностями, качествами личности, уровнем подготовленности;
• необходимости переориентации учебно-воспитательного процесса на новые социально-экономические условия и отсутствием кадровых, материальнотехнических, финансовых возможностей для этого.
Итак, особые образовательные потребности являются источником региональных особенностей воспроизводства квалифицированных кадров. В то же время нельзя не согласиться с позицией ряда авторов [2], согласно которой формирование профессионально-квалификационных структур работающих происходит в соответствии с определенными общими закономерностями вне зависимости оттого, в какой хозяйственной среде протекает процесс структурных преобразований - в рыночной или нерыночной экономике. Конечно, каждая общественная формация привносит свои особенности в распределение рабочей силы по профессиям и уровню квалификации, однако эта специфика имеет в большей мере качественный (отражающий мотивацию труда и его интенсивность), чем количественный характер.
Г ораздо более серьезная проблема - совершенствование всей совокупности профессий и квалификационных характеристик работающего населения. И решать ее сложнее, если нарушаются сложившиеся взаимосвязи по воспроизводству квалифицированных кадров и происходит фрагментация функционирующей в общем экономическом пространстве единой системы занятости рабочей силы при предстоящих крупномасштабных структурных преобразований экономики.
Профессиональная структура и квалификационные характеристики работающего населения имеют решающее значение при формировании трудовых ресурсов страны. Накопленный здесь качественный потенциал определяет в конечном итоге возможности структурной перестройки экономики и использования достижений научно-технического прогресса, уровень культуры населения.
На современном этапе задача формирования профессиональноквалифицированных структур прогрессивного типа осложняется, нарушается принцип функционирования единого рынка труда (свободного перераспределения трудовых ресурсов по территории страны), разрушаются устоявшиеся связи между территориями по воспроизводству квалифицированных кадров, усиливаются миграционные процессы (отток квалифицированных кадров из некоторых регионов страны). Нарушение нормального воспроизводства квалифицированной рабочей силы предъявляет особые требования к системе государственного и негосударственного регулирования прогрессивного изменения профессионально-квалифицированного состава работающих как в рамках отдельных территорий, так и в пределах единого экономического пространства.
Для профессиональной структуры занятости России характерно резкое уменьшение удельного веса сельскохозяйственного труда, которое сопровождалось увеличением доли индустриального труда и труда по обслуживанию населения. Такие сдвиги, несомненно, являются прогрессивными. Вместе с тем масштабы индустриального труда достигли своего порогового значения, за пределами которого рост данной сферы приложения труда является неэффективным: анализ показывает, что после достижения 56%-ой отметки доля индустриального труда начинает падать. В связи с этим можно предположить, что профессионально-квалификационная структура занятости в России в дальнейшем будет изменяться и количественно, и
качественно, т. е. будет происходить приоритетное развитие социальной инфраструктуры и сферы информационного труда.
Отметим еще раз, что система образования имеет решающее значение при формировании профессионально-квалифицированных структур занятых. Уровень ее развития существенно различается по региональным, причем в условиях усиливающегося федерализма эти различия усиливаются, так как не компенсируются как прежде, за счет подготовки специалистов и квалифицированных рабочих не в своих регионах.
Степень удовлетворения потребностей региональной общественной системы в высшем образовании является, на наш взгляд, тем общим критерием, который позволяет судить об эффективности высшего образования, а характер этих особых потребностей предопределяет подход к эффективности высшего образования как социально-экономической категории.
Социально-экономическая сущность категории эффективности высшего образования обусловливает необходимость ее оценки через систему показателей, хотя это не исключает возможности нахождения интегрального показателя. Система показателей социально-экономической эффективности высшего образования в соответствии с выбранным критерием должна отражать:
• всю совокупность потребностей общества в высшем образовании в их количественном и качественном выражении;
• степень и динамику удовлетворения каждой из потребностей. Вопрос о выработке системы показателей эффективности высшего образования требует еще тщательного исследования.
Оценка социально-экономической эффективности высшей школы с позиции региональной общественной системы предполагает индекативность не только по внешней, но и по внутренней составляющей. Будем относить к внутренней составляющей ППС Вуза как часть совокупности индивидов, постоянно проживающих в регионе. В связи с этим тезисом небезынтересным является вопрос оценки эффективности труда ППС Вузов, входящих в региональную систему образования. В литературе отмечается, что ни один из аспектов подготовки специалистов (выпускников Вуза) не является таким дискуссионным, как вопрос об ее
эффективности [3]. До сих пор нет однозначного, общепринятого толкования самого понятия «эффективность высшей школы», не разработана система ее критериев и показателей, даже содержание этих терминов, их соотношение между собой трактуются по-разному. Согласно имеющимся определениям: «эффект» - результат, следствие, а «эффективный» - дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный. Поэтому эффективность часто используется как синоним результативности. Однако для научно-педагогического труда отождествлять эти понятия не следует.
При системном анализе любых отраслей общественного производства, деятельности любых предприятий и учреждений. Вузов и их подразделений необходимо уметь оценивать конечные результаты производства (деятельности), т. е. уметь численно выразить общую итоговую характеристику деятельности большого коллектива людей за определенный промежуток времени. И вполне понятно, что такая оценка должна быть точной. В. Иванченко считает, что в общем виде конечные результаты - обобщенная характеристика результатов труда при достижении той или иной намеченной цели. Однако сама «результативность» - сводная, интегральная характеристика работы системы в целом и любой ее части. Для ее оценки необходимо дать самостоятельное содержательное представление о качестве деятельности, взаимоувязать качество и результативность. Нужно уметь учитывать также и значимость тех или иных частных результатов деятельности, ибо они, как правило, далеко не равноценны даже при одинаковых количественных показателях.
В осуществлении этого процесса, оптимальном управлении им важное внимание должно уделяться разработке критериев и показателей эффективности процесса обучения и прежде всего эффективности трудовой профессиональной деятельности студентов и преподавателей. Эффект от труда преподавателя Вуза представляет собой совокупность педагогических, социальных, научных, технических и экономических результатов его. Сопоставление этого эффекта с затратами на достижение его и характеризует суммарную эффективность преподавательского труда и других видов деятельности научно-педагогических работников. Исходя из этого, можно установить и критерии эффективности преподавательского труда.
При оценках эффективности высшей школы требуется системный подход. «Критерии эффективности системы высшего образования необходимо искать не только в нем самом, а прежде всего в том, насколько его «продукция» соответствует потребностям общества в специалистах как в количественном, так и в качественном отношении», -подчеркивает Д.И.Зюзин [4].
Система высшего образования - сложная система. Конечными результатами процесса вузовского обучения, в зависимости от уровня и масштабов анализа его, могут быть существенно различные показатели. Например, при анализе эффективности народного хозяйства страны в целом - эффектом системы подготовки кадров будет повышение суммарного вклада ее выпускников вследствие полученного ими образования. При оценке эффективности системы высшего образования -основным критерием эффективности ее является соответствие выпускаемых специалистов потребностям народного хозяйства.
Литература:
1. Скотт П.А. А вы местные? // Социология образования. 2003. №4.
2. Богомолов Ю., Балацкий Е., Лаврентьева О. Региональные особенности воспроизводства квалифицированных кадров // Экономист. 1992. №5. С. 72-82.
3. Крипский А.М., Голикова Т. А. Оценка и повышение эффективности труда профессорско-преподавательского состава вузов. Эффективность использования ресурсов высшей школы. М.: НИИ ВШ, 1995. С. 115-125.
4. Зюзин Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.: Наука, 1978.
5. Регера Луне. Изменение перспективы: от трудовой деятельности к школе // Перспективы. 1996. Т. XXV. №2. С.123.