Коровникова Н.А.1
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ2
Ключевые слова: образование, человеческий капитал, национальная безопасность, образовательная безопасность, культурная безопасность, современная Россия.
Keywords: education, human capital, national security, educational security, cultural security, modern Russia.
Важным условием скорейшего формирования общества знаний, цифровизации социально-экономической сферы, укрепления геополитической позиции России в современном мировом контексте является качество человеческого капитала3, высокий уровень его кадрового, интеллектуального и научного потенциала. Очевидно, что человеческие ресурсы представляют собой результат функционирования образовательного пространства4 и целостной системы образования5, которое служит одним из главных факторов поступательного развития экономической, политико-правовой, технологической и культурной сфер жизнедеятельности социума на базе комплексного обеспечения национальной безопасности субъектов всех уровней (личность, социальные группы, общности, институты, государственные организации и структуры6).
В современном научном дискурсе циркулирует множество представлений, значений и трактовок образования как междисциплинарного феномена и сложносоставного процесса, но с точки зрения его влияния на безопасность государства, социума, индивида наиболее интересными представляются дефиниции, согласно которым образование -это:
- социально-экономический, духовно-культурный феномен;
- процесс трансляции культуры, которая представляет собой результат функционирования образовательной системы7, другими словами, общественно значимый процесс, в результате которого человек на базе освоенного им опыта транслирует его во внешнюю среду;
- институт государства, формирующий духовные основы личности, общества, страны8;
- источник созидательного потенциала социума, гарант его интеллектуальной независимости;
- определяющий фактор функционирования субъектов национальной безопасности и средство обеспечения безопасности во всех сферах общественной жизнедеятельности.
1 Коровникова Наталья Александровна - к.п.н., с.н.с. Отдела экономики ИНИОН РАН, доцент МИЭПП. Сфера научных интересов: экономическая история, история экономической мысли, экономика культуры; идеологии в современной политике; роль «идеальных» факторов в социально-экономических процессах; идентичность; социальная психология; патриотизм: патриотическое воспитание как основа ментальной безопасности; лидерство: современные инструменты диагностики, развития и коррекции лидерских качеств, моделей и стилей; информационное обеспечение управленческой деятельности. E-mail: [email protected]
Доклад, представленный на Международный геополитический конгресс «Глобальная безопасность и научно-технологический прогресс».
3 В терминах инновационного поступательного развития наиболее полной представляется трактовка, согласно которой «человеческий капитал» аккумулирует совокупность ЗУНов (знания, умения, навыки), компетенций, способностей и талантов, формирующихся на основе инвестиций «в образование, науку, культуру, спортивные и профессиональные достижения индивида» и применяемых для создания интеллектуальных продуктов и новейших технологий с целью обеспечения «личного и общественного социального и экономического благополучия». См. Грачев С.А., Доничев О.А., Малкова Т.Б. Человеческий капитал как ресурс инновационного развития региона // Экономический анализ: теория и практика. 2016. - № 5. - С. 65-66.
4 Понятие «образовательное пространство» применяется в широком смысле и охватывает два ключевых элемента образования как сферы жизнедеятельности и социального процесса, а именно: а) образовательную среду, которая представляет собой совокупность внешних условий становления и развития субъектов образования, в том числе «педагогические условия, ситуации, систему отношений между лицами, объединенными общностью педагогической и учебной деятельности» см. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. 2015. - № 6 (40). - С. 25; б) образовательный процесс, который предполагает «целенаправленное, планомерное, систематическое взаимодействие педагога и преподавателя с учащимися, решающее задачи обучения, воспитания и развития личности, выстроенное в определённых организационных формах» см. Кузьмина Н.В., Жаринов Н.М., Жаринова Е.Н. Акмеологические факторы развития коммуникативной культуры преподавателя-исследователя // Акмеология. 2017. - № 1. - С. 13.
5 В данном случае под системой образования понимается структурно-институциональное воплощение образовательного пространства.
6 Более подробно см.: Усмонова Н.Р. Государство как основной субъект обеспечения национальной безопасности: механизм реализации // Молодой ученый. 2018. - № 44. - С. 186-189. -https://moluch.ru/archive/230/53398/
7 Бенин В. Л., Жукова Е.Д. Понятие «образовательная безопасность» и его ценностная составляющая. - https://www.google. ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=2ahUKEwjUgO6m0sDhAhXD86YKHei1Ct0QFjAAegQIARAC&url=http%3A% 2F%2Fwww.culturalnet.ru%2Fmain%2Fgetfile%2F1872&usg=AOvVaw1emi5bdgMzadcOzBOJsgve
8 Там же.
В свою очередь, национальная безопасность представляет собой сложное системное явление, охватывающее экономический, социальный, интеллектуальный, техногенный, духовно-нравственный сегменты социума, развитие которых детерминировано состоянием образовательного потенциала страны1. Поэтому система национальной безопасности государства не может эффективно функционировать без высококвалифицированных кадров2.
Согласно правовым документам национальная безопасность предполагает «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации»3. Следовательно, само понятие безопасности содержит в себе одно из основных конституционных прав - право на образование всех граждан РФ4.
Важной характеристикой национальной безопасности является то, что она должна быть адекватна культуре и ментальности определенного социума, поскольку в полной мере может быть обеспечена только в рамках определенной территории в отношении конкретного народа в границах его исторического развития5 с опорой не только на материально-техническую, экономическую, социальную, политическую базу страны, но и на ее культурно-интеллектуальный потенциал.
Для обоснования того, что образование служит важным фактором национальной безопасности, российские исследователи используют смежные понятия, которые по своей сути отражают взаимодополняющие аспекты (части) целостной системы безопасности страны, а именно: а) культурная безопасность, направленная на разработку и реализацию мер по защите национальной культуры, традиций, нравственных и аксиологических основ народа; б) образовательная безопасность, направленная на разработку и реализацию мер по защите субъектов образовательного процесса от угроз, связанных с реализацией данного процесса, а также возможность ими управлять, прогнозировать и преду-преждать6; в) национальная безопасность системы образования, подразумевающая обеспечение эффективного функционирования образовательного пространства на основе своевременного противодействия эндогенным и экзогенным вызовам и угрозам безопасности общества и государства.
Несмотря на актуальность и востребованность проблематики взаимосвязи образования и безопасности, в данной области до сих пор остается целый ряд открытых вопросов, в их числе7: определение места образовательной безопасности в системе социокультурных и административно-правовых основ обеспечения национальной безопасности России; выявление качественно-количественных показателей реальной подготовки кадров в соответствии с потребностями страны; учет социальной значимости крупномасштабных инноваций в системе образования и их воздействия на социально-политическую стабильность и безопасность; формирование и укрепление системы аксиологических (ценностно-телеологических) основ современного российского образования, влияющих на национальную безопасность. Последний пункт представляется особенно интересным с точки зрения обеспечения безопасной ментальной эволюции современной России, причем фундамент аксиологической системы формируют ценности, исторически присущие российскому народу и российской государственности, а именно8: патриотизм; трудовое воспитание, трудолюбие; общественное согласие, взаимопомощь; семья, семейные скрепы; историческое наследие, духовный опыт; русский язык.
Приоритетные цели развития образования как источника кадров для грамотного обеспечения национальной безопасности рассматриваются не только в рамках теоретико-методологических работ, но уже сформулированы в нормативных документах Российской Федерации, например9: развитие взаимодействия образовательных организаций и научно-исследовательских центров с промышленным сектором, расширение практики софинансирования государством и субъектами предпринимательства долгосрочных фундаментальных научных исследований и программ; развитие системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями; повышение роли школы в воспитании молодежи
1 Хорина Г.П. Образование как фактор национальной безопасности России // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. - № 1. - С. 5. - https://cyberleninka.rU/article/n/obrazovanie-kak-faktor-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii
2 Мороз Е.Ф. Система образования России - стратегический фактор эффективного обеспечения национальной безопасности: социально-философский аспект / Автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. - Красноярск, 2017. - С. 21. - http://www.bsu.ru/con tent/disser/617/avtoreferat-moroz-e.f..pdf
3 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/223b900e0dec1c0c3fd536922b569468b1f12581/
4 Конституция Российской Федерации. Ст. 43. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f 07ca7744f87beddac2947282/
5 Мороз Е.Ф. Система образования России - стратегический фактор эффективного обеспечения национальной безопасности: социально-философский аспект / Автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. - Красноярск, 2017. - С. 12-13. - http://www.bsu.ru/con tent/disser/617/avtoreferat-moroz-e.f..pdf
6 Бенин В. Л., Жукова Е.Д. Понятие «образовательная безопасность» и его ценностная составляющая. - https://www.google. ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=2ahUKEwjUg06m0sDhAhXD86YKHei1Ct0QFjAAegQIARAC&url=http%3A% 2F%2Fwww.culturalnet.ru%2Fmain%2Fgetfile%2F1872&usg=A0vVaw1emi5bdgMzadc0zB0Jsgve
7 Там же.
8 Более подробно см.: Хорина Г.П. Образование как фактор национальной безопасности России. // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. - № 1. - С. 7-9. - https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-faktor-natsionalnoy-bezopa snosti-rossii
9 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/223b900e0dec1c0c3fd536922b569468b1f12581/
как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей; повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий и т.п.
Своевременное достижение вышеперечисленных целей требует скорейшего решения задач, стоящих сегодня перед российским обществом и государством, среди которых1:
- повсеместная реализация права на образование и повышение его качества для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов личности, равномерность распределения образовательных учреждений в стране;
- защита целостности общества, его социальных и моральных ценностей, в том числе приобщение личности к общественным ценностям и идеалам, гармония между общественной моралью и индивидуальным поведением, между личным и общим интересами;
- борьба с коррупцией во всех сегментах образовательного пространства;
- обеспечение системы образования (в первую очередь, средней и высшей школы) квалифицированными кадрами;
- выполнение вузами функции формирования интеллектуального и исследовательского потенциала для поступательного развития экономики, социальной и политико-правовой сфер;
- и, наконец, сохранение и приумножение культурно-образовательного и научного капитала России.
Таким образом, можно констатировать, что место и роль России как государства, цивилизации, нации в современном мировом пространстве, ее конкурентоспособность и значимость как одного из ведущих международных акторов, обусловлены требованиями соблюдения национальных интересов и обеспечения национальной безопасности, реализация которых зависит от качества кадровых ресурсов и системы их подготовки/переподготовки. Поэтому образование сегодня является основным элементом формирования интеллектуально-культурного потенциала России и, следовательно, неотъемлемым фактором реализации эффективной государственной политики в сфере национальной безопасности в XXI веке.
1 См.: Матюшева Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению функционирования системы образования как фактора национальной безопасности. - https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/Теоретико-методологические-подходы-к-изучению-функционирования-системы-образования-как-фактора-национальной-безопасности.