УДК 378.1 Стадникова Елена Сергеевна,
ассистент
Омский государственный институт сервиса е-mail: stadnikova e [email protected] 644099, г.Омск, ул. Певцова, д. 13 р.т. 8 (3812) 25-84-14
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В статье подробно рассматривается фундаментальный характер знания и образование в современном обществе. Рассматривается осуществление моделирование процессов социального и культурного обмена в современном обществе, оказывает свое влияние на разработку образовательных стратегий. Определяется роль образования в снижении социальных рисков.
Ключевые слова: образование; функции образования; фундаментальное знание; технологическое знание; информационное общество; экономика знаний.
В современном обществе важно найти оптимальное соотношение между фундаментальным характером знания и образования. С этой целью рассмотрим некоторые аспекты соотношения этих понятий.
Природа и социум представляют собой целостное естественное образование, которое сформировалось независимо от сознания и воли человека, поэтому важно рассмотреть единое фундаментальное знание, включающее в себя познания о природе и об обществе. Особенность фундаментального знания и заключается в выявлении естественных механизмов функционирования природы и общества. Современному обществу нужны люди, умеющие учиться, самостоятельно работать с информацией - только они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе. Подтверждением могут стать слова экономиста Лестера Туроу: «Знание становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции, но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов» [6, с.92].
Процессы научно-технических изменений привели к формированию со второй половины XX в. так называемого информационного общества. Знание и информация не только стали организующим началом постиндустриального общества, но и сам характер знаний модифицировался. Техническим
базисом постиндустриального общества выступает развитие компьютерных технологий и средств коммуникации, кардинально преобразующие различные сферы современного общества. Знание не является определяющей особенностью современной экономики, но и становится организующим принципом всего общества - как главная интеллектуальная база новейших, инновационных технологий XXI века (гуманитарного, социального и технико - технологического направления).
Можно сказать, что наука и есть «всеобщее знание» становясь основной производительной силой общества. Научное знание связанно с процессами интеграции фундаментального и технологического знания, предполагая не только обобщение научного материала, но и его методологического осознание. Основным методологическим интегративным принципом должна выступать, на наш взгляд, созидательность. Необходимо усиливать созидательную роль науки, что и представляет собой высшую цель, которая должна объединить все человечество в целом, это то «общее дело, перед лицом которого умолкают все интересы: личные, сословные, народные...» [1, с. 20].
Рассмотрим соотношение между фундаментальным и технологическим знаниями. Длительное время в официальной науке наблюдается дихотомия: фундаментальные исследования
- прикладные исследования. Еще в XIX в. В. И. Даль наряду с чистой (отвлеченной, умозрительной, абстрактной) наукой выделял науку прикладную, приложенную к делу, опытную, ее практическую часть [3, с.418]. Согласно данной концепции, фундаментальные науки являются теоретическими, прикладные же - не имеют собственного теоретико-познавательного смысла и сводятся, по сути, к определенным технологическим рецептам внедрения результатов фундаментальных наук в производство, в практику. Однако при таком подходе получается, что существует только один класс фундаментальных наук, а прикладные представляют собой научно-методические поиски в рамках той или иной науки. К таким результатам приходит академик Б.М. Кедров [5, с.40]. Он разворачивает
классификационные системы фундаментальных наук и прикладных, лишенных своего собственного предмета исследования. Например, вслед за такими фундаментальными науками, как математика, физика, химия, следуют прикладные -математика, физика, химия. Наряду с фундаментальными появляются науки, тесно связанные как с организацией производства (промышленного, сельскохозяйственного), так и с непроизводственными сферами человеческой деятельности.
Поэтому целесообразно перейти от варианта дихотомии «фундаментальное-прикладное» к варианту «фундаментальное-технологическое». Фундаментальным наукам, прежде всего, противостоят технологические, исследующие объекты (процессы), искусственные, проектируемые, организованные человеком.
В современной науке постоянно происходит превращение прикладных отраслей фундаментального знания в технологическое. Однако это возможно лишь в том случае, если фундаментально-прикладное знание «нащупывает» свою теорию, теорию искусственного, и в результате выступает в качестве инструмента организации тех или иных производственных и непроизводственных задач.
Фундаментальные поиски носят достаточно опосредованный характер, граничные условия проведения исследования весьма неопределенны. Как писал известный ученый-физик Я.Б. Зельдович: «Фундаментальные исследования ставят себе целью познание, создание картины микро- и макромира без заранее определенных практических задач» [4, с.42]. Прикладные же разработки в рамках фундаментальных наук носят конкретный, технологический характер. По мере ужесточения их связи с технологическими исследованиями граничные условия (при постановке и разрешении задач) в свою очередь приобретают все более конкретный характер.
Одной из проблем является, то, что нельзя сводить фундаментальную науку к технологической. Несмотря на существующие разграничительные линии между рассматриваемыми видами знаний, они составляют различные стороны единого целого. Нет абсолютно фундаментальных или абсолютно технологических знаний. Есть смысл говорить только о преобладании одних или других в зависимости от тех функций, которые они выполняют [7, с.83- 84].
В современных условиях значительно возрастает роль фундаментальной науки, поскольку большая доля научных знаний приобретается в процессе фундаментальных исследовании. Задачей образования в новых условиях все более становится неполучение готового знания, а приобретение его в результате самостоятельного учебно-научного поиска.
Современная наука - движущая сила функционирования и развития общества в целом, образования в частности. В современных условиях важно создать такой процесс образовательной системы, которая формировала бы целостное мировоззрение общества, основанное на принципах единства существования человека и природы. В основе такой системы
должны лежать фундаментальные знания, среди которых высокое значение приобретают гуманитарные и междисциплинарные знания, формирующие целостноэволюционное мышление человека. Именно в фундаментальных исследованиях происходит увеличение объема знаний, включая знания о человеке, культуре и обществе, тогда как в прикладной науке эти знания преимущественно используются в практических целях. На основе достижений фундаментальных и прикладных исследований, а также практического опыта создаются новые материалы, продукты, процессы, услуги и т.п. При этом выявляются новые сферы применения результатов фундаментальных исследований. Уровень фундаментальных исследований - важный показатель состоятельности государства и один из критериев, определяющих его роль в мире. В России же фундаментальные исследования выпали из перечня приоритетных направлений науки и технологий. Чем раньше и интенсивнее будет поддержана фундаментальная наука, тем большую часть ее удастся сохранить, тем раньше станет конкурентоспособной промышленность, мощнее и независимее военно-промышленный комплекс, сильнее экономика, лучше медицина и условия жизни, слабее социальные, демографические и иные проблемы.
Образование и наука, взаимодействующая система, жизнедеятельность которой определяется во многом информационными ресурсами и знанием. Сегодня остро встает вопрос о том, какое образование необходимо для формирования личности, подготовленной к жизнедеятельности в информационном обществе (обществе знания), как можно оценить результативность и качество системы образования и необходимые направления ее изменений. С ростом ценности знания и информации неизбежно возрастает и ценность научной составляющей в системе образования. Говоря об обществе знания, в первую очередь, необходимо отметить значимость не научнотехнического, а научно-образовательного знания для всех аспектов преобразования социальной жизни.
Считается, что в области научного образования подлинно фундаментальным является «личностное знание». Для формирования фундаментальных знаний необходимы новые технологии обучения, разработка и внедрение которых составляет важнейшее звено реформы образования. В качестве ведущего императива реформы, как показывает анализ научных работ по данной проблеме, выделяется фундаментализация образования на современной основе. М. Шелер писал, что образовательное знание - это приобретенное на одном или
немногих хороших, точных образцах и включенное в систему знания сущностное знание, которое стало формой и правилом схватывания, категорией всех случайных фактов будущего опыта, имеющих ту же сущность [2]. Таким образом, «образовательное знание» в этом смысле является фундаментальным.
Мощной интеграции высшего образования способствует Болонский процесс. Болонское соглашение стало примером нового варианта организации высшего образования и призвано содействовать росту конкурентоспособности образования в международных масштабах. Но, образование и наука имеют интернациональный характер, следовательно, в каждой стране присутствует своя национальная специфика. Российская модель образования выстраивается на основе двух принципов: фундаментальность при интеграции науки и образования; опора на классические научные школы. Болонское соглашение разрушает оба эти принципа. Таким образом, интеграция России в мировое научно-образовательное пространство - сложный и противоречивый процесс, не получивший еще должных оснований. Переход на Болонское соглашение предполагает введение того, что генетически не свойственно России (кредитно-зачетные единицы, тестовую систему). Российская диалектическая система образования всегда предполагала диалог преподавателя и ученика.
Фундаментализация образования - это переход на новый уровень понимания мироздания, основанного на гармонии мира, где человек должен ощущать себя во взаимозависимости от окружающего мира. Главным здесь становится не освоение прежних рецептов, а овладение методами познания и практической деятельности, а также фундаментальным знанием, способствующим осознанию сущности явлений и обеспечивающим свободу в получении новых знаний и их использовании. Причем акцент необходимо поставить на изучении фундаментальных законов природы и общества. Образовательный процесс - это процесс передачи и получения знания и умения. Создание нового знания и умения - это процесс фундаментального исследования. Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая атмосфера
интеллектуального, личного общения, нужен университет.
В настоящее время перед Россией стоит проблема перехода экономики к качественно новому этапу развития, основанному на науке, знаниях и инновациях, в котором нематериальная сфера превращается в важнейший фактор конкурентоспособности экономики. Таким образом, экономика
знаний - это новый этап хозяйственного развития, где главным экономическим ресурсом выступают знания, представляющие собой самостоятельную экономическую ценность и
присутствующие в каждом виде экономической деятельности, приращение которых обеспечивает эффективный рост и развитие хозяйствующих субъектов.
Рассмотрим хронологию появления теоретических концепций экономики знания: Г-ый период (50-е гг. - сер. 60х гг.), который может быть обозначен как «новое индустриальное общество», характеризующееся интенсивным внедрением науки в производство и ростом количественных показателей экономической деятельности. И-ой период (сер. 60х гг. - сер. 70-х гг.) - «постиндустриальное общество» - связан с появлением многочисленных технологий, которые позволили автоматизировать производства, в результате чего возникла тенденция к индивидуализации спроса и, как следствие, ускоренное развитие сферы услуг. Ш-ий период (сер. 70-х гг. -сер. 80-х гг.) - становление «информационного общества». В его рамках происходит интенсивное оснащение производства компьютерной техникой и информационными технологиями. В ГУ-ом периоде (сер. 80-х гг. - сер. 90-х гг.) заметную роль в экономической деятельности приобретает менеджмент качества. Информатизация общества вызвала необходимость
реформирования системы образования. Национальные программы инновационного развития становятся очередным действием государств в экономической политике.
У-ый период (сер. 90-х гг. - нач. XXI в.) - «сетевое глобальное общество» - характеризуется интенсивным расширением производства электронной индустрии,
информатизация воздействует на все сферы экономической и социальной деятельности, в экономике нарастает конвергенция технологий и отраслей. Последнему этапу собственно и свойственно оформление экономики, основанной на знаниях по средства образования. Поэтому правительства ведущих стран мира принимают национальные программы создания наноиндустрии.
В отличие от ведущих стран мира, в России развитие экономики знаний сдерживается рядом обстоятельств: до сих пор сохраняется зависимость хозяйствования от административно-бюрократической системы; вынужденный приоритет остается за сырьевым сектором; имеет место занижение стоимости рабочей силы; невысока вовлеченность в экономику науки; бизнес зачастую самоустраняется от инновационного процесса; доминирующее положение занимает
серый (теневой и полутеневой) бизнес; государство фактически не участвует (незначительным образом участвует) в поддержке малого бизнеса; высока коррумпированность государственного аппарата; сохраняется монополизм и неэффективность ряда отраслей хозяйствования; преобладает нецелевой характер использования инвестиционных ресурсов; высоким уровнем экономической дифференциации отличается положение разных регионов страны и т.п. Однако можно выделить те моменты, которые необходимо для решения проблем обеспечения перехода страны к новой экономике: сохранение достаточно высокого научного потенциала; традиции фундаментальной подготовки в системе образования; относительно быстрые темпы информатизации общества; создание коммуникационных инфраструктур; целенаправленная политика государства на борьбу с коррупцией; разработка и внедрение социальных программ; стабилизация политико-правового режима в стране; ориентир на рыночное ведение хозяйства и построение правового социального государства, др.
Особое значение в экономике знаний имеют альянсы, объединяющие бизнес-структуры, научно-исследовательские организации и образовательные учреждения.
Образование неотъемлемый элемент развития современного общества, благодаря ее функциям, играет интегрированную роль при формировании социальных общностей, социальных институтов общества, формирование взаимодействующей личности. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, на государство возложена в качестве основной задачи обеспечить «интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций»[8]. Целью образования является ускорить модернизацию российского образования, в том числе через инновационные программы, усилить роль воспитательной функции образования. Воспитательная функция образования заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. В целом основные функции образования можно условно поделить на:
- социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль;
- социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;
- социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы.
При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко. Роль этих функций заключается в том, что гуманистическая функция определяет развитие системы образования и воспитания. Благодаря тому, что распространение информации стало значительным, требуется выпускать уже не узкопрофильных специалистов, а компетентных личностей, благодаря чему преобразуются социально-культурные функции образования и функция социального и культурного изменения, что предполагает уже гуманитаризацию процесса образования и более гибкую подготовку квалифицированных кадров учебных заведения.
Основные тенденции в развитии образования в современном мире определяются коллективной волей государства, и экономический подход существенно формирует реализацию присущих образованию функций, и реальную образовательную политику. Образование готовит для человечества готовые образцы поведения и обуславливает возможность развития их. Именно благодаря образованию осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми; так осуществляется коммуникативная функция образования. Всякие функции образования обуславливают взаимодействие, интеграцию в обществе, что обуславливает гуманитарная функция образования, из которой происходят все остальные функции института образования, роль и значение которых в обществе очень существенные.
Литература
1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1977. Т.2. 20 с.
2. Голубева О.Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 23-54.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского слова. М., 1980. Т. 3. 418 с.
4. Зельдович Я.Б. Социальное общечеловеческое значение фундаментальной науки//Философия, естествознание, социальное развитие. М., 1999. 42 с.
5. Кедров Б.М. О науках фундаментальных и прикладных //Вопросы философии. 2006. № 10. 40 с.
6. Лестер Туроу. Будущее капитализма. Новосибирск, 2005. 92 с.
7. Московченко А.Д. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания. Томск, 2008. С. 83-84.
8. Основные задачи государства в сфере образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 окт. 2000 г. № 751)//Бюллетень Министерства образования Российской Федерации (высшее и среднее профессиональное образование). 2000. № 11. 9 с.