Научная статья на тему 'Образование как элемент развития современного общества'

Образование как элемент развития современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2197
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / EDUCATION / FUNCTIONS OF EDUCATION / FUNDAMENTAL KNOWLEDGE / TECHNOLOGICAL KNOWLEDGE / INFORMATION SOCIETY / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стадникова Елена Сергеевна

В статье подробно рассматривается фундаментальный характер знания и образование в современном обществе. Рассматривается осуществление моделирование процессов социального и культурного обмена в современном обществе, оказывает свое влияние на разработку образовательных стратегий. Определяется роль образования в снижении социальных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discussed in detail the fundamental nature of knowledge and education in contemporary society. We consider the implementation of the modeling of social and cultural exchanges in contemporary society has an effect on the development of educational strategies. Determined the role of education in reducing social risks.

Текст научной работы на тему «Образование как элемент развития современного общества»

УДК 378.1 Стадникова Елена Сергеевна,

ассистент

Омский государственный институт сервиса е-mail: stadnikova e c@mail.ru 644099, г.Омск, ул. Певцова, д. 13 р.т. 8 (3812) 25-84-14

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В статье подробно рассматривается фундаментальный характер знания и образование в современном обществе. Рассматривается осуществление моделирование процессов социального и культурного обмена в современном обществе, оказывает свое влияние на разработку образовательных стратегий. Определяется роль образования в снижении социальных рисков.

Ключевые слова: образование; функции образования; фундаментальное знание; технологическое знание; информационное общество; экономика знаний.

В современном обществе важно найти оптимальное соотношение между фундаментальным характером знания и образования. С этой целью рассмотрим некоторые аспекты соотношения этих понятий.

Природа и социум представляют собой целостное естественное образование, которое сформировалось независимо от сознания и воли человека, поэтому важно рассмотреть единое фундаментальное знание, включающее в себя познания о природе и об обществе. Особенность фундаментального знания и заключается в выявлении естественных механизмов функционирования природы и общества. Современному обществу нужны люди, умеющие учиться, самостоятельно работать с информацией - только они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе. Подтверждением могут стать слова экономиста Лестера Туроу: «Знание становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции, но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов» [6, с.92].

Процессы научно-технических изменений привели к формированию со второй половины XX в. так называемого информационного общества. Знание и информация не только стали организующим началом постиндустриального общества, но и сам характер знаний модифицировался. Техническим

базисом постиндустриального общества выступает развитие компьютерных технологий и средств коммуникации, кардинально преобразующие различные сферы современного общества. Знание не является определяющей особенностью современной экономики, но и становится организующим принципом всего общества - как главная интеллектуальная база новейших, инновационных технологий XXI века (гуманитарного, социального и технико - технологического направления).

Можно сказать, что наука и есть «всеобщее знание» становясь основной производительной силой общества. Научное знание связанно с процессами интеграции фундаментального и технологического знания, предполагая не только обобщение научного материала, но и его методологического осознание. Основным методологическим интегративным принципом должна выступать, на наш взгляд, созидательность. Необходимо усиливать созидательную роль науки, что и представляет собой высшую цель, которая должна объединить все человечество в целом, это то «общее дело, перед лицом которого умолкают все интересы: личные, сословные, народные...» [1, с. 20].

Рассмотрим соотношение между фундаментальным и технологическим знаниями. Длительное время в официальной науке наблюдается дихотомия: фундаментальные исследования

- прикладные исследования. Еще в XIX в. В. И. Даль наряду с чистой (отвлеченной, умозрительной, абстрактной) наукой выделял науку прикладную, приложенную к делу, опытную, ее практическую часть [3, с.418]. Согласно данной концепции, фундаментальные науки являются теоретическими, прикладные же - не имеют собственного теоретико-познавательного смысла и сводятся, по сути, к определенным технологическим рецептам внедрения результатов фундаментальных наук в производство, в практику. Однако при таком подходе получается, что существует только один класс фундаментальных наук, а прикладные представляют собой научно-методические поиски в рамках той или иной науки. К таким результатам приходит академик Б.М. Кедров [5, с.40]. Он разворачивает

классификационные системы фундаментальных наук и прикладных, лишенных своего собственного предмета исследования. Например, вслед за такими фундаментальными науками, как математика, физика, химия, следуют прикладные -математика, физика, химия. Наряду с фундаментальными появляются науки, тесно связанные как с организацией производства (промышленного, сельскохозяйственного), так и с непроизводственными сферами человеческой деятельности.

Поэтому целесообразно перейти от варианта дихотомии «фундаментальное-прикладное» к варианту «фундаментальное-технологическое». Фундаментальным наукам, прежде всего, противостоят технологические, исследующие объекты (процессы), искусственные, проектируемые, организованные человеком.

В современной науке постоянно происходит превращение прикладных отраслей фундаментального знания в технологическое. Однако это возможно лишь в том случае, если фундаментально-прикладное знание «нащупывает» свою теорию, теорию искусственного, и в результате выступает в качестве инструмента организации тех или иных производственных и непроизводственных задач.

Фундаментальные поиски носят достаточно опосредованный характер, граничные условия проведения исследования весьма неопределенны. Как писал известный ученый-физик Я.Б. Зельдович: «Фундаментальные исследования ставят себе целью познание, создание картины микро- и макромира без заранее определенных практических задач» [4, с.42]. Прикладные же разработки в рамках фундаментальных наук носят конкретный, технологический характер. По мере ужесточения их связи с технологическими исследованиями граничные условия (при постановке и разрешении задач) в свою очередь приобретают все более конкретный характер.

Одной из проблем является, то, что нельзя сводить фундаментальную науку к технологической. Несмотря на существующие разграничительные линии между рассматриваемыми видами знаний, они составляют различные стороны единого целого. Нет абсолютно фундаментальных или абсолютно технологических знаний. Есть смысл говорить только о преобладании одних или других в зависимости от тех функций, которые они выполняют [7, с.83- 84].

В современных условиях значительно возрастает роль фундаментальной науки, поскольку большая доля научных знаний приобретается в процессе фундаментальных исследовании. Задачей образования в новых условиях все более становится неполучение готового знания, а приобретение его в результате самостоятельного учебно-научного поиска.

Современная наука - движущая сила функционирования и развития общества в целом, образования в частности. В современных условиях важно создать такой процесс образовательной системы, которая формировала бы целостное мировоззрение общества, основанное на принципах единства существования человека и природы. В основе такой системы

должны лежать фундаментальные знания, среди которых высокое значение приобретают гуманитарные и междисциплинарные знания, формирующие целостноэволюционное мышление человека. Именно в фундаментальных исследованиях происходит увеличение объема знаний, включая знания о человеке, культуре и обществе, тогда как в прикладной науке эти знания преимущественно используются в практических целях. На основе достижений фундаментальных и прикладных исследований, а также практического опыта создаются новые материалы, продукты, процессы, услуги и т.п. При этом выявляются новые сферы применения результатов фундаментальных исследований. Уровень фундаментальных исследований - важный показатель состоятельности государства и один из критериев, определяющих его роль в мире. В России же фундаментальные исследования выпали из перечня приоритетных направлений науки и технологий. Чем раньше и интенсивнее будет поддержана фундаментальная наука, тем большую часть ее удастся сохранить, тем раньше станет конкурентоспособной промышленность, мощнее и независимее военно-промышленный комплекс, сильнее экономика, лучше медицина и условия жизни, слабее социальные, демографические и иные проблемы.

Образование и наука, взаимодействующая система, жизнедеятельность которой определяется во многом информационными ресурсами и знанием. Сегодня остро встает вопрос о том, какое образование необходимо для формирования личности, подготовленной к жизнедеятельности в информационном обществе (обществе знания), как можно оценить результативность и качество системы образования и необходимые направления ее изменений. С ростом ценности знания и информации неизбежно возрастает и ценность научной составляющей в системе образования. Говоря об обществе знания, в первую очередь, необходимо отметить значимость не научнотехнического, а научно-образовательного знания для всех аспектов преобразования социальной жизни.

Считается, что в области научного образования подлинно фундаментальным является «личностное знание». Для формирования фундаментальных знаний необходимы новые технологии обучения, разработка и внедрение которых составляет важнейшее звено реформы образования. В качестве ведущего императива реформы, как показывает анализ научных работ по данной проблеме, выделяется фундаментализация образования на современной основе. М. Шелер писал, что образовательное знание - это приобретенное на одном или

немногих хороших, точных образцах и включенное в систему знания сущностное знание, которое стало формой и правилом схватывания, категорией всех случайных фактов будущего опыта, имеющих ту же сущность [2]. Таким образом, «образовательное знание» в этом смысле является фундаментальным.

Мощной интеграции высшего образования способствует Болонский процесс. Болонское соглашение стало примером нового варианта организации высшего образования и призвано содействовать росту конкурентоспособности образования в международных масштабах. Но, образование и наука имеют интернациональный характер, следовательно, в каждой стране присутствует своя национальная специфика. Российская модель образования выстраивается на основе двух принципов: фундаментальность при интеграции науки и образования; опора на классические научные школы. Болонское соглашение разрушает оба эти принципа. Таким образом, интеграция России в мировое научно-образовательное пространство - сложный и противоречивый процесс, не получивший еще должных оснований. Переход на Болонское соглашение предполагает введение того, что генетически не свойственно России (кредитно-зачетные единицы, тестовую систему). Российская диалектическая система образования всегда предполагала диалог преподавателя и ученика.

Фундаментализация образования - это переход на новый уровень понимания мироздания, основанного на гармонии мира, где человек должен ощущать себя во взаимозависимости от окружающего мира. Главным здесь становится не освоение прежних рецептов, а овладение методами познания и практической деятельности, а также фундаментальным знанием, способствующим осознанию сущности явлений и обеспечивающим свободу в получении новых знаний и их использовании. Причем акцент необходимо поставить на изучении фундаментальных законов природы и общества. Образовательный процесс - это процесс передачи и получения знания и умения. Создание нового знания и умения - это процесс фундаментального исследования. Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая атмосфера

интеллектуального, личного общения, нужен университет.

В настоящее время перед Россией стоит проблема перехода экономики к качественно новому этапу развития, основанному на науке, знаниях и инновациях, в котором нематериальная сфера превращается в важнейший фактор конкурентоспособности экономики. Таким образом, экономика

знаний - это новый этап хозяйственного развития, где главным экономическим ресурсом выступают знания, представляющие собой самостоятельную экономическую ценность и

присутствующие в каждом виде экономической деятельности, приращение которых обеспечивает эффективный рост и развитие хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим хронологию появления теоретических концепций экономики знания: Г-ый период (50-е гг. - сер. 60х гг.), который может быть обозначен как «новое индустриальное общество», характеризующееся интенсивным внедрением науки в производство и ростом количественных показателей экономической деятельности. И-ой период (сер. 60х гг. - сер. 70-х гг.) - «постиндустриальное общество» - связан с появлением многочисленных технологий, которые позволили автоматизировать производства, в результате чего возникла тенденция к индивидуализации спроса и, как следствие, ускоренное развитие сферы услуг. Ш-ий период (сер. 70-х гг. -сер. 80-х гг.) - становление «информационного общества». В его рамках происходит интенсивное оснащение производства компьютерной техникой и информационными технологиями. В ГУ-ом периоде (сер. 80-х гг. - сер. 90-х гг.) заметную роль в экономической деятельности приобретает менеджмент качества. Информатизация общества вызвала необходимость

реформирования системы образования. Национальные программы инновационного развития становятся очередным действием государств в экономической политике.

У-ый период (сер. 90-х гг. - нач. XXI в.) - «сетевое глобальное общество» - характеризуется интенсивным расширением производства электронной индустрии,

информатизация воздействует на все сферы экономической и социальной деятельности, в экономике нарастает конвергенция технологий и отраслей. Последнему этапу собственно и свойственно оформление экономики, основанной на знаниях по средства образования. Поэтому правительства ведущих стран мира принимают национальные программы создания наноиндустрии.

В отличие от ведущих стран мира, в России развитие экономики знаний сдерживается рядом обстоятельств: до сих пор сохраняется зависимость хозяйствования от административно-бюрократической системы; вынужденный приоритет остается за сырьевым сектором; имеет место занижение стоимости рабочей силы; невысока вовлеченность в экономику науки; бизнес зачастую самоустраняется от инновационного процесса; доминирующее положение занимает

серый (теневой и полутеневой) бизнес; государство фактически не участвует (незначительным образом участвует) в поддержке малого бизнеса; высока коррумпированность государственного аппарата; сохраняется монополизм и неэффективность ряда отраслей хозяйствования; преобладает нецелевой характер использования инвестиционных ресурсов; высоким уровнем экономической дифференциации отличается положение разных регионов страны и т.п. Однако можно выделить те моменты, которые необходимо для решения проблем обеспечения перехода страны к новой экономике: сохранение достаточно высокого научного потенциала; традиции фундаментальной подготовки в системе образования; относительно быстрые темпы информатизации общества; создание коммуникационных инфраструктур; целенаправленная политика государства на борьбу с коррупцией; разработка и внедрение социальных программ; стабилизация политико-правового режима в стране; ориентир на рыночное ведение хозяйства и построение правового социального государства, др.

Особое значение в экономике знаний имеют альянсы, объединяющие бизнес-структуры, научно-исследовательские организации и образовательные учреждения.

Образование неотъемлемый элемент развития современного общества, благодаря ее функциям, играет интегрированную роль при формировании социальных общностей, социальных институтов общества, формирование взаимодействующей личности. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, на государство возложена в качестве основной задачи обеспечить «интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций»[8]. Целью образования является ускорить модернизацию российского образования, в том числе через инновационные программы, усилить роль воспитательной функции образования. Воспитательная функция образования заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. В целом основные функции образования можно условно поделить на:

- социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль;

- социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;

- социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы.

При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко. Роль этих функций заключается в том, что гуманистическая функция определяет развитие системы образования и воспитания. Благодаря тому, что распространение информации стало значительным, требуется выпускать уже не узкопрофильных специалистов, а компетентных личностей, благодаря чему преобразуются социально-культурные функции образования и функция социального и культурного изменения, что предполагает уже гуманитаризацию процесса образования и более гибкую подготовку квалифицированных кадров учебных заведения.

Основные тенденции в развитии образования в современном мире определяются коллективной волей государства, и экономический подход существенно формирует реализацию присущих образованию функций, и реальную образовательную политику. Образование готовит для человечества готовые образцы поведения и обуславливает возможность развития их. Именно благодаря образованию осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми; так осуществляется коммуникативная функция образования. Всякие функции образования обуславливают взаимодействие, интеграцию в обществе, что обуславливает гуманитарная функция образования, из которой происходят все остальные функции института образования, роль и значение которых в обществе очень существенные.

Литература

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1977. Т.2. 20 с.

2. Голубева О.Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 23-54.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского слова. М., 1980. Т. 3. 418 с.

4. Зельдович Я.Б. Социальное общечеловеческое значение фундаментальной науки//Философия, естествознание, социальное развитие. М., 1999. 42 с.

5. Кедров Б.М. О науках фундаментальных и прикладных //Вопросы философии. 2006. № 10. 40 с.

6. Лестер Туроу. Будущее капитализма. Новосибирск, 2005. 92 с.

7. Московченко А.Д. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания. Томск, 2008. С. 83-84.

8. Основные задачи государства в сфере образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 окт. 2000 г. № 751)//Бюллетень Министерства образования Российской Федерации (высшее и среднее профессиональное образование). 2000. № 11. 9 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.