П. М. Козырева
ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВО: ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛЬНОСТЬ
КОЗЫРЕВА Полина Михайловна — доктор социологических наук, первый заместитель директора ИС РАН, директор Центра лонгитюдных обследований НИУ ВШЭ, pkozyreva@isras.ru.
Аннотация. Статья посвящена анализу ряда важных проблем, раскрывающих влияние образования на решения граждан о выходе на рынок труда, прекращении работы и последующем трудоустройстве. Эмпирической базой работы выступают данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (Р1_МБ-НБЕ), который проводится с 1994 г.
Автор рассматривает образование в качестве важнейшего адаптационного ресурса, определяющего поведение человека на рынке труда, который позволяет работнику укрепить свои позиции, снизить риск безработицы и повысить возможности трудоустройства в случае потери работы. Эти обстоятельства выступают в качестве важнейших причин, которые обусловили быстрый и существенный рост спроса на качественное профессиональное образование в России, что в условиях масштабных структурных преобразований в экономике повлекло за собой ряд существенных издержек. Одним из таких неблагоприятных последствий, подробно анализируемых в статье, является несбалансированность предложения и потребности экономики в квалифицированной рабочей силе. Обращается внимание на особенности влияния образовательных планов на уровень занятости молодежи.
На основе анализа социологических данных выявляется, что образование относится к важным факторам, определяющим причины прекращения работы, будь то завершение трудовой деятельности или увольнение, связанное со сменой работы. К значимым тенденциям, характеризующим рост адаптационных возможностей россиян, относится повышение активности граждан при решении проблемы трудоустройства. При этом за время радикальных преобразований произошли существенные перемены в структуре способов поиска работы и поступления на работу, отражающие не только главные тенденции изменения социально-экономической ситуации и сдвиги в массовом сознании россиян, но и рост уровня образования на-
селения. В последние годы наблюдается снижение значимости ряда традиционных и стремительное нарастание важности более современных способов устройства на работу, основанных на использовании возможностей современных информационных технологий. Показано, что качественное высшее образование в значительной степени эффективно при обращении к различным способам решения проблемы трудоустройства. Ключевые слова: образование, трудоустройство, поведение на рынке труда, образовательные планы, занятость молодёжи.
Углубление и расширение экономических преобразований, возросшая динамика социально-экономических процессов влекут за собой огромные изменения в условиях жизни людей, вынуждая их оперативно реагировать на новые вызовы, вносить существенные коррективы в жизненные планы, менять привычные стратегии и осваивать более эффективные способы адаптации к происходящим переменам. Одной из наиболее заметных особенностей современной жизни стало настойчивое стремление людей к поиску работы, обеспечивающей достойную жизнь, и трудоустройству в случае потери рабочего места.
Реальное состояние этих и ряда других важных проблем в различных регионах и сферах занятости указывает на то, что их характер и содержание не остаются неизменными, вызывая необходимость постоянного изучения всего комплекса вопросов, затрагивающих сферу занятости и трудоустройства. В данной статье мы попытались, опираясь на данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE)1, уточнить и проанализировать некоторые проблемы, раскрывающие влияние образования на решения граждан о выходе на рынок труда, прекращении работы и последующем трудоустройстве.
Как известно, важнейшим адаптационным ресурсом было и остаётся образование. Его весомость определяется тем, что на основе образования формируется весь ресурсный потенциал человека.
1 «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)» проводится Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН (сайты обследования RLMS-HSE: http://www.hse.ru/org/hse/rlms, http:// www.cpc.unc.edu/projects/rlms).
Исследования показывают, что в российских условиях образование оказывает очень сильное влияние на все ключевые индикаторы рынка труда — экономическую активность, занятость, безработицу [см.: 1, с. 59-67]. В частности, более высокое и более качественное образование «окупается» в виде укрепления профессионального статуса и возросшей стабильности занятости. Оно помогает быстрее найти интересную и высокооплачиваемую работу, трудоустроиться и удержаться на рабочем месте. Уровень безработицы среди высокообразованных граждан ниже, чем среди малообразованных, которые постоянно находятся в группе риска и в кризисных условиях первыми сталкиваются с угрозой потери работы. Профессиональное образование не только обогащает человеческий капитал, помогающий получить и удержать необходимую работу, но и формирует такие трудовые ценности, которые генерируют трудовую активность, готовность преодолевать адаптационные затруднения на новом рабочем месте, трудиться добросовестно, качественно и продуктивно.
Всё это обусловило быстрый и существенный рост спроса на качественное профессиональное образование в период перехода к рыночной экономике. В результате по доле высокообразованных работников Россия превратилась в одного из мировых лидеров. Но при таком стремительном росте в условиях масштабных структурных преобразований в экономике не удалось избежать серьёзных издержек, оказывающих значительное влияние на развитие процессов в сфере занятости и трудоустройства. Одной из них является заметное превышение предложения над потребностями экономики в квалифицированной рабочей силе. Согласно данным RLMS-HSE, только 24,3 % занятых в экономике уверены, что для выполнения их нынешней работы требуется высшее образование (включая послевузовское); и всего лишь 17,3 % полагают, что им достаточно знаний, которые даёт техникум. Следовательно, около 60 % работников, до трети которых имеют высшее и среднее профессиональное образование, выполняют работу, которая не требует высокой квалификации. Почти четверть опрошенных работников (23,6 %) уверены, что их работа настолько проста или примитивна, что вообще не требует профессионального образования.
С другой стороны, 26,5 % занятых считает уровень своего образования выше требований, которые предъявляет их нынешняя профессиональная деятельность. И больше всего таких работников среди граждан с высшим и средним профессиональным образованием
(соответственно 31,7 % и 32,3 %). В этом уверены также 23,3 % опрошенных работников с начальным профессиональным образованием и даже 19,7 % — со средним общим. Подобные ситуации, когда полученное образование оказывается избыточным по отношению к выполняемой работе, оцениваются как переинвестирование в человеческий капитал. Кроме того, примерно каждый пятый занятый (19,8 %) считает, что его профессиональные знания и опыт используются на основной работе незначительно, неэффективно или совсем не используются. Недовольство по этому поводу чаще других выражают работники молодого и пожилого возраста.
Наконец, 44,8 % занятых работают совсем по другой специальности и 19,5 % по близкой к той специальности, которую получили в учебном учреждении. Среди респондентов с высшим образованием доля лиц, работающих совершенно по другой специальности, достигает 32,5 %, а среди работников со средним профессиональным образованием — 47,7 %. Во многом это связано с тем, что профессиональное образование ориентировано на удовлетворение социальной потребности в образовании, но не потребностей нынешнего рынка труда. На протяжении многих последних лет выпускники общеобразовательных учреждений стремятся стать финансистами, экономистами, юристами, управленцами, а работодатели чаще ищут квалифицированных инженеров, техников и рабочих, хорошо подготовленных специалистов в сфере транспорта и продаж. Всё это приводит к тому, что огромное число выпускников вузов, как, впрочем, и других учреждений профессионального образования, годами не могут устроиться на работу по полученной специальности. Незакреплённые на практике знания и первичные профессиональные навыки и умения у таких работников быстро ослабевают или утрачиваются. Если у людей среднего возраста, не имеющих возможности трудоустроиться по своей специальности, частичная профессиональная деквалификация, по оценкам экономистов, наступает примерно через три года, то у молодых людей этот показатель приближается к одному году [см.: 2, с. 151].
Обращает на себя внимание и тот примечательный факт, что никогда не работали по приобретенной специальности каждый пятый выпускник вузов и каждый третий выпускник ссузов. Среди молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет, т.е. в том возрасте, в котором чаще всего происходит вступление молодого человека на рынок труда, формируются механизмы первичной адаптации юношей и девушек к рынку
труда, закладываются основы их профессиональных качеств, доля таких работников достигает 42 %. Основную причину этого специалисты усматривают в низком потенциале вакантных рабочих мест, предлагаемых молодым специалистам [см.: 3, с. 135-136].
Рассуждая о широком охвате населения третичным образованием, в особенности высшим, нельзя забывать и о том, что рост данного показателя не обеспечен соответствующим качеством образования [см.: 4, с. 211]. Это обусловливает значительный дефицит высококвалифицированных специалистов, определяемых не по формальным признакам, а действительно обладающих необходимым объёмом знаний, навыков и умений, по ряду специальностей, растущая потребность в которых нередко удовлетворяется за счёт приглашения иностранцев. Поскольку ценность массового профессионального образования становится всё более сомнительной, работники интуитивно начинают отдавать предпочтение либо специфическому человеческому капиталу (обучение в процессе профессиональной деятельности на конкретном предприятии), либо накоплению других видов нематериальным ресурсов (социальный, властный и т.д.), либо простому росту потребления вместо инвестиций в свой человеческий капитал [см.: 5, с. 86].
Высокий уровень потребности в высококвалифицированных кадрах ощущается главным образом в бизнесе, на современных высокотехнологичных предприятиях, которых в стране не так уж и много. Руководство таких предприятий и организаций, следуя современным тенденциям, постоянно повышает требования к уровню подготовки поступающих на работу специалистов. Многие из них требуют даже от молодых людей, только вступающих на рынок труда, широкого спектра знаний и умений, как в сфере своей профессиональной деятельности, так и в какой-то конкретной области, прочных навыков работы на компьютере, уверенного знания одного или нескольких иностранных языков и т.п. Но основную долю наиболее крупного производственного сектора, потребляющего наибольшую часть трудовых ресурсов, составляют всё же предприятия с изношенным оборудованием, использующие устаревшие технологии. Одной из характерных особенностей этого сегмента остаётся недоиспользование или неэффективное использование потенциала квалифицированной рабочей силы.
Специалисты, особенно высокообразованные, обладающие высоким уровнем профессиональной квалификации и большим опытом
работы, но берущиеся за работу, не соответствующую уровню их профессиональной подготовки, интересам, склонностям и способностям, становятся источником постоянной социальной напряжённости и потенциальными кандидатами на увольнение. Таким людям сложнее добиться профессионального признания, реализовать свои способности и сделать успешную карьеру на непривлекательной, нежеланной работе. Они чаще других недовольны тем, как складывается их жизнь, испытывают психологический дискомфорт, воспринимая свою нынешнюю трудовую деятельность как скучное и монотонное занятие, не удовлетворены своей работой в целом и отдельными её сторонами: условиями труда, оплатой, социальными гарантиями и льготами, возможностями профессионального развития.
Дальнейший анализ показал, что образование относится к важным факторам, определяющим причины прекращения работы, будь то завершение трудовой деятельности или увольнение, связанное со сменой работы. Об этом, в частности, позволяют судить приведённые в табл. 1 данные относительно мотивов увольнения респондентов, не имеющих работы на момент опроса в 2006 и 2012 гг., которые ушли с последней работы, перестали работать соответственно в 20042006 гг. и в 2010-2012 гг.
Анализ изложенных данных показывает, что, если абстрагироваться от таких значимых, но очевидных причин прекращения трудовой деятельности, как уход на пенсию, ухудшение состояния здоровья и сложные семейные обстоятельства, то наиболее весомым мотивом увольнения оказывается неудовлетворённость размером заработной платы. Но его значимость за последние годы заметно снизилась, что особенно хорошо видно, даже с учётом некоторых изменений в методике опросов, в группах респондентов с начальным профессиональным, незаконченным высшим и средним профессиональным образованием. Наиболее вероятным объяснением этого снижения является двукратный рост доли работников, в большей или меньшей степени удовлетворённых оплатой труда, с 20,4 % в 2004 г. до 38,2 % в 2012 г., и сокращение за этот же период доли тех, кто считает свою зарплату несправедливой, с 63,7 % до 38,7 %. Хорошо заметно и то, что среди респондентов с низким уровнем образования работники, которых не устраивает заработная плата, встречаются чаще, чем среди лиц с высшим образованием. Но в то же время последние реже попадают под сокращение или остаются без работы в связи с закрытием или перепрофилированием предприятия.
Ещё одной существенной причиной увольнения работников является неудовлетворённость условиями труда. Причём, работники с начальным и основным общим образованием, а также со средним профессиональным образованием стали увольняться по этой причине реже, а специалисты с высшим образованием чаще, чем в самом начале 2000-х гг. Эти изменения происходили на фоне роста
Таблица 1
Причины прекращения работы на последнем рабочем месте, 2004-2006 гг. и 2010-2012 гг., %
Причины прекращения работы Имеют сегодня образование:
Начальное и основное общее Среднее общее Начальное профессиональное Среднее профессиональное Незаконченное высшее Высшее
20042006 20102012 20042006 20102012 20042006 20102012 20042006 20102012 20042006 20102012 20042006 20102012
Пошли учиться 23,1 22,9 25,4 12,4 2,4 1,6 1,9 1,8 3,8 - 1,5 1,6
Ушли на пенсию 11,3 8,9 10,5 15,2 12,2 15,8 21,4 20,8 23,1 6,7 16,3 20,7
Сократили должность или закрыли предприятие 7,2 4,7 11,0 12,8 13,4 11,2 14,9 12,6 3,8 17,8 11,8 11,8
Закончился контракт 4,5 5,8 5,7 4,3 4,3 7,4 3,9 3,6 - - 5,8 2,9
Уволили по каким-либо другими причинам * 10,2 * 5,8 * 4,5 * 1,8 * 4,4 * 0,3
Не устраивала зарплата 15,4 12,5 11,2 12,7 25,0 12,8 14,3 8,8 19,2 11,2 10,4 10,9
Не устраивали условия труда 5.9 2,3 6,2 6,9 4,9 4,6 7,8 5,9 11,5 11,0 4,5 6,8
Не сложились взаимоотношения с руководством, коллегами 6,8 4,6 2,4 2,7 11,6 5,9 7,1 4,7 19,2 8,9 2,9 3,8
Переехали на другое место жительства 0,4 1,2 1,4 0,9 2,4 0,5 1,9 2,6 - 6,7 2,2 3,1
По состоянию здоровья 13,1 8,0 10,1 11,0 10,3 19,9 14,9 16,3 - 15,6 17,0 14,4
По семейным обстоятельствам 2,3 6,7 5,7 7,8 6,7 6,9 7,8 10,2 15,4 11,1 14,1 10,7
Призвали на военную службу * 1,1 * 0,3 * - * 0,4 * 2,2 * 0,8
Имели возможность перестать работать 2,3 3,3 1,4 2,3 0,6 3,8 1,3 3,9 - 2,2 5,9 2,5
Ликвидировали собственное дело * - * 0,6 * 1,3 * 1,4 * - * 0,6
По другой причине 7,7 7,8 9,0 4,3 6,2 3,8 2,8 5,2 4,0 2,2 7,6 9,1
* Вопрос не задавался
удовлетворённости работников условиями своего труда. Так, за 20042012 гг. доля респондентов, которых устраивают условия работы, увеличилась с 42,1 % до 64,2 %, тогда как доля тех, кто недоволен ими, сократилась с 35,7 % до 14,1 %, т.е. в два с половиной раза. Во многих случаях негативные оценки являются следствием технико-технологической запущенности производственной среды, значительных отклонений от норм по санитарно-гигиеническим и психофизиологическим элементам условий труда, низкого уровня социально-бытовых условий на производстве. Очень часто инициирует принятие решения об увольнении несоблюдение работодателем Трудового кодекса, особенно не предусмотренные контрактом сверхурочные работы, которые лишают работника полноценного отдыха и отрицательно сказываются на его здоровье. Работников не устраивают также проблемы, постоянно возникающие в кризисных условиях, среди которых использование на предприятиях режима неполного рабочего дня, предоставление неоплачиваемых отпусков, задержки заработной платы, игнорирование предусмотренных законами социальных льгот и гарантий и т.п.
Многих работников вынуждают уволиться напряжённые или конфликтные взаимоотношения с руководством предприятия или коллегами. Эта причина наиболее характерна для молодых специалистов, особенно обладающих начальным профессиональным и незаконченным высшим образованием. При уменьшении значимости данной причины среди респондентов широкого образовательного диапазона, некоторое повышение её весомости выявлено только в группе лиц с высшим образованием. И в то же время работники с высоким уровнем образования чаще увольняются в связи с переменой места жительства, что свидетельствует о более высоком уровне мобильности данной категории занятых, которая проявляется в готовности и способности учиться, повышать квалификацию, перенимать новое, сменить в случае необходимости профессию или специальность, род деятельности, место работы и даже место жительства и привычный образ жизни.
Образовательные планы стали важным мотивом снижения уровня занятости среди молодёжи. Этот вывод хорошо иллюстрирует резкое сокращение доли лиц, которые прекратили работу для того, чтобы продолжить обучение, в когортах респондентов со средним и незаконченным высшим образованием. Как показывают исследования, за последние годы сложилась новая модель образовательного поведения и трудовой занятости молодёжи. Если в середине 1990-х гг. работали
около четверти молодых людей в возрасте до 20 лет, то сегодня лишь десятая их часть. Среди молодых людей в возрасте от 20 до 25 лет тогда имели занятость почти три четверти, в настоящее время — не более половины. Прежний уровень занятости сохранился только в самой старшей молодёжной когорте (от 25 до 30 лет). Стремление получить полное среднее и высшее профессиональное образование отодвигает на более поздний возраст получение рабочего места с постоянной и полной занятостью. И в то же время более широкое распространение получили выход на рынок и обретение первого трудового опыта ещё во время учёбы, раньше по возрасту, чем это было в прежние годы [см.: 6, с. 14-41].
Другими, не упомянутыми выше, причинами прекращения работы по желанию работника являются различные обстоятельства, в том числе неудовлетворённость возможностями профессионального роста и повышения квалификации, полноценного применения знаний и способностей, отсутствие условий для инновационной деятельности, потеря интереса к работе, физическая и психологическая усталость, стремление к переменам, встречные предложения с более высокой зарплатой, привлекательным пакетом социальных гарантий и льгот или новыми интересными проектами и др. Специалистов, особенно обладающих высоким уровнем образования и профессиональной квалификации, не устраивает, когда владельцы или руководители предприятий, выстраивая свои управленческие стратегии, исходят из представления о работнике только лишь как об одном из многих производственных факторов. Среди не упоминавшихся причин увольнений по инициативе администрации предприятия или организации лидируют нарушения трудовой дисциплины, игнорирование внутренних правил предприятия или компании, нецелевое использование рабочего времени и высокий уровень конфликтности работника.
Неудовлетворённость своей работой в целом и отдельными её сторонами не всегда ведут к увольнению. Так, среди полностью недовольных своей трудовой деятельностью респондентов только две трети демонстрируют намерение сменить работу. Большинство остальных «недовольных» не заявляют о таком намерении только потому, что не видят реальных путей для его осуществления в силу отсутствия поблизости другой подходящей работы, сложных семейных обстоятельств и некоторых других причин. Многие из них в той или иной степени приспособились к существующей организации труда, смирились
с присущими ей недостатками и оценивают её состояние как неудовлетворительное, но терпимое. Оказавшись в сложной ситуации, такие работники не претендуют на многое и не выдвигают требований к руководству предприятия. Кроме того, необходимо учитывать, что характер соответствия между вербально выраженной удовлетворённостью или неудовлетворённостью и фактическим поведением, реальными действиями зависит от ряда других важных условий, в том числе от типичных для профессионально-квалификационных групп ценностей и образцов поведения. Недовольство одними сторонами работы может частично компенсироваться удовлетворённостью другими её сторонами.
На протяжении всех лет мониторинга до четверти и более респондентов выражали твёрдое желание найти более подходящую, в том числе новую, работу. В 2012 г. их удельный вес среди занятых составил 18,9 %. К значимым тенденциям, характеризующим рост адаптационных возможностей россиян, относится повышение активности граждан в поиске работы. Если в 1990-х гг. поиском работы активно занимался каждый седьмой-восьмой из числа желающих найти работу, то, начиная с 2002 г.— примерно каждый третий-четвертый. В 2009-2012 гг. доля респондентов, которые обращались в целях поиска работы куда-либо в течение 30 дней, предшествующих опросу, составляла около 34-35 % от числа желающих найти работу. Наибольшую активность и настойчивость в поиске работы демонстрировали выпускники вузов и специалисты с высшим образованием молодого и среднего возраста.
Возможность трудоустройства наряду с коммунальными сложностями и низким качеством медицины входит в тройку проблем, которые в наибольшей степени волнуют россиян. И, как отметили специалисты Экспертного совета при Правительстве РФ, эти зоны общественного беспокойства полностью совпадают со сферами, в которых не действует или сильно ограничена конкуренция [см.: 7]. В случае с трудоустройством это во многом обусловлено низкой профессиональной мобильностью россиян, в основе которой лежит неготовность, а в ряде ситуаций и невозможность или крайняя сложность при необходимости переменить профессию или специальность, место работы, место жительства и т.д. В условиях сохраняющейся неопределённости как перспектив социально-экономического развития страны, так и личного, семейного будущего массовые настроения в значительной степени ориентированы на стабильность, что находит выражение
в стремлении многих россиян сохранить, не растерять приобретённое и накопленное. Отсюда вытекают и причины, объясняющие неослабевающие установки граждан на государственные гарантии и стабильный заработок, которые ограничивают развитие активности, нацеленность на перемены, мешают расширению сферы достижительного поведения, освоению всего того нового, что может сделать жизнь более благополучной и счастливой.
За время радикальных преобразований произошли существенные перемены в структуре способов поиска работы и поступления на работу, отражающие не только главные тенденции изменения социально-экономической ситуации и сдвиги в массовом сознании россиян, но и рост уровня образования населения. Рынок труда кардинально изменил экономическую и социальную приоритетность секторов и отраслей экономики, предприятий и организаций, профессий и специальностей. Быстро распространяются различные формы нестандартной занятости — рабочие места с непостоянной, временной, неполной
Таблица 2
Распространённость способов поиска работы, 1994-2012 гг., %*
Обращались в поисках работы: Год
1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012
В государственные службы занятости 38,2 45,2 35,1 26,0 30,5 31,0 24,4 20,4 27,7 19,8
В негосударственные службы занятости 13,1 12,0 15,6 15,9 16,7 13,1 13,4 10,1 9,2 9,7
К друзьям, знакомым 60,5 66,3 75,6 76,5 78,8 76,0 82,9 78,2 81,9 80,6
К родственникам 29,5 41,5 40,6 42,7 37,3 36,5 42,1 39,4 50,0 46,2
Непосредственно на предприятия 45,0 47,3 47,8 52,0 48,9 48,3 50,5 47,7 47,2 45,8
К рекламным объявлениям 29,6 34,8 41,5 41,0 44,2 40,9 51,8 44,2 40,1 38,4
К рекламным объявлениям в интернете 13,1 19,6 32,9 45,6
* Доля обращавшихся к способам поиска работы оценивается относительно всех лиц, обращавшихся куда-нибудь или к кому-нибудь в поисках работы в течение последних 30 дней.
занятостью, сверхзанятостью, самозанятостью и др. Стремительно растёт рынок фриланс-услуг, вовлекающий всё новых участников как со стороны исполнителей, предлагающих свои услуги, так и со стороны потребителей услуг. В соответствии с новыми профессиональными ориентациями, образовательными траекториями россиян и тенденциями развития информационной среды поменялись и модели трудоустройства.
Из табл. 2 следует, что сегодня ведущее место среди способов поиска работы принадлежит обращению за помощью к друзьям, товарищам и знакомым (80,6 %). Наиболее распространённым данный способ оставался на протяжении всех лет нашего мониторинга, но со второй половины 1990-х гг. его значимость существенно повысилась. Сбор информации через друзей и знакомых является ведущим инструментом поиска на рынке труда в большинстве стран мира. Однако в России его доминирование на протяжении многих лет проявляется особенно наглядно. Экономисты объясняют это сохраняющейся информационной непрозрачностью процесса поиска работы на российском рынке труда, когда значительные потоки информации как о вакантных рабочих местах, так и о рабочей силе циркулируют по неформальным сетям, вовлекая в обмен информацией всех участников рынка [см.: 8, с. 126].
Следующие позиции в постоянно меняющейся структуре способов поиска работы занимают помощь родственников (46,2 %) и обращения непосредственно на предприятия, в организации (45,8 %). Отдельного внимания заслуживает стремительный рост популярности интернета как наиболее современного и одновременно надёжного и эффективного метода поиска работы (с 13,1 % в 2006 г. до 45,6 % в 2012 г.). Благодаря наличию развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и широкому применению компьютерной техники поиск работы в интернете особенно популярен в крупных городах, характеризующихся высоким уровнем компьютеризации семей и отдельных граждан. Этот рост происходит на фоне медленного снижения значимости обращений к традиционным рекламным объявлениям (соответственно с 51,8 до 38,4 %). Речь идёт о рекламных объявлениях, которые размещаются в специализированных печатных изданиях, содержащих информацию от работодателей, кадровых агентств, и информационных сообщениях в других средствах массовой информации. И, наконец, к наименее распространённым приёмам поиска работы относятся обращения за содействием в трудоустройстве
в государственные и негосударственные службы занятости, агентства (бюро) по трудоустройству (соответственно 19,8 % и 9,7 %), значимость которых за последние годы снизилась вдвое. Главными причинами этого падения является повышение эффективности других способов поиска работы и рост недоверия к службам занятости.
Как следует из табл. 3, работники с начальным и основным общим образованием стали чаще пытаться решить проблему поиска подходящей работы с помощью друзей и знакомых, тогда как обладатели профессионального образования, от начального до высшего, в последнее время пользовались этим способом реже. Что касается обращений к родственникам, то к их помощи стали чаще прибегать лица как с самым низким, так и с самым высоким уровнем образования. Ещё одной особенностью поиска работы респондентами с высшим образованием
Таблица 3
Зависимость выбора способов поиска работы от уровня образования, 2006-2012 гг., в %*
Обращались в поисках работы: Имеют сегодня образование:
Начальное и основное общее Среднее общее Начальное профес-сиональ-ное Среднее профес-сиональ-ное Незаконченное высшее Высшее
2006 2012 2006 2012 2006 2012 2006 2012 2006 2012 2006 2012
В государственные службы занятости 24,3 13,5 18,3 17,4 21,7 19,5 28,8 22,6 21,0 15,0 30,7 19,5
В негосударственные службы занятости 8,5 9,6 12,5 6,5 10,9 9,7 13,6 7,7 16,0 10,5 18,6 14,7
К друзьям, знакомым 78,0 88,5 80,8 79,4 84,5 81,5 87,9 82,6 84,3 77,9 82,1 77,9
К родственникам 37,8 57,7 46,2 42,6 41,9 46,7 44,7 50,8 48,1 30,3 37,9 43,7
Непосредственно на предприятия 59,8 59,6 51,0 39,4 46,5 50,8 42,4 44,1 41,0 37,5 56,4 46,8
К рекламным объявлениям 42,7 38,5 59,6 33,5 44,2 35,4 47,7 41,0 37,5 24,6 57,9 42,9
К рекламным объявлениям в интернете 3,6 34,6 12,5 50,3 5,4 32,3 8,3 46,7 24,0 62,7 27,9 48,4
* Доля обращавшихся к способам поиска работы оценивается относительно всех лиц, обращавшихся куда-нибудь или к кому-нибудь в поисках работы в течение последних 30 дней.
является значительное снижение популярности непосредственного общения с потенциальными работодателями на предприятиях до уровня распространённости его среди лиц с начальным и средним профессиональным образованием. Но чаще других пользуются этим способом лица с начальным и основным общим образованием.
Характерно, что снижение популярности обращений к традиционным рекламным объявлениям и огромный рост обращений к рекламным объявлениям в интернете наблюдается во всех анализируемых когортах, но темпы этих изменений разные. Наибольшей популярностью интернет пользуется сегодня у респондентов с незаконченным высшим образованием, многие из которых продолжают обучение в вузах, а наименьшей — у лиц с начальным и основным общим образованием, а также с начальным профессиональным образованием. Постепенное нарастание популярности способа поиска работы, связанного с откликами на традиционные рекламные объявления, по мере повышения уровня образования граждан, ищущих работу, что было особенно характерно для 1990-х гг., в последнее время прослеживается менее чётко.
До последнего времени обращения за содействием в трудоустройстве в государственные службы занятости, в том числе региональные и местные, их филиалы, бюро, центры и т.д., были особенно популярны у безработных с высоким уровнем образования. Но сегодня доверие к ним у наиболее образованной части граждан, активно ищущих работу, как, впрочем, и у наименее образованной, резко снизилось. В результате этих изменений популярность услуг государственных служб занятости в когортах безработных с разным уровнем профессионального образования выровнялась, но остаётся всё ещё выше, чем у лиц с начальным, основным общим и средним общим образованием. Во многом схожая картина, отражающая основные тенденции изменения предпочтений безработных, наблюдается и в отношении обращения к услугам негосударственных служб занятости.
О том, какие способы поиска работы в действительности приносят успех, позволяют судить данные, изложенные в табл. 4, где представлены сведения относительно последнего места работы всех опрошенных занятых и респондентов, которые устроились на последнее место работы в 2010-2012 гг. Они, в частности, показывают, что помощь друзей и знакомых является не только наиболее распространённым приёмом поиска работы, но и самым эффективным способом устройства
на работу. Через друзей и знакомых поступают на новую работу около трети тех, кто обращается к ним за поддержкой. Причём, в последние годы эффективность дружеского содействия увеличилась. Наилучшего результата добиваются те, кто успели обзавестись солидным багажом деловых и профессиональных контактов. Анализ также показывает, что чем выше уровень образования респондентов, тем чаще они устраиваются на работу через своих друзей и знакомых. Исключение составляют только лица с высшим образованием, которые находят работу с их помощью реже других, но чаще добиваются успеха, используя некоторые другие способы трудоустройства. Так, среди них вдвое больше, чем среди остальных респондентов доля лиц, получающих работу по приглашению руководства или сотрудников предприятий и посредством использования возможностей интернета.
Приглашение на работу от руководства или администрации предприятий может осуществляться на основании информации, полученной от собственных источников (отдел кадров, сотрудники предприятия, родственники, друзья и знакомые и т.д.) или кадровых, рекрутинговых агентств, которые выступают посредником на рынке труда, оказывающим услуги как работодателям по поиску и подбору персонала, так и соискателям по поиску работы и трудоустройству. Зачастую приглашение на работу высококвалифицированного специалиста выглядит как «перевербовка» посредством предложения более высокого заработка и лучших условий труда.
Эффективность трудоустройства с помощью Интернета в последние годы очень быстро меняется в лучшую сторону. Если ориентироваться только на тех респондентов, которые трудоустроились в 2012 г., то удельный вес лиц, которым помог в этом интернет, составил 9,9 % (2,6 % разместили рекламное объявление в интернете, и 7,3 % увидели рекламное объявление в интернете). Но среди респондентов с высшим образованием их доля достигла 13,7 % (соответственно 5,1 и 8,6 %). Чрезвычайно активно пользуются интернетом фрилансеры и другие лица, более самостоятельные в своей трудовой деятельности и менее зависимые от собственников бизнеса, предлагая свои услуги заинтересованным лицам и организациям. К ним относятся также представители «класса интеллектуалов», которые, как отмечает В. Л. Иноземцев, предлагают кампаниям и корпорациям не свою рабочую силу, а результаты своего труда, воплощённые в информационных продуктах или новых производственных технологиях, а также другие категории
Таблица 4
Зависимость выбора способов трудоустройства от уровня образования, 2010-2012 гг., %
Способы трудоустройства Имеют сегодня образование:
Начальное и основное общее Среднее общее Начальное профес-сиональ-ное Среднее профес-сиональ-ное Незаконченное высшее Высшее
Все годы 20102012 Все годы 20102012 Все годы 20102012 Все годы 20102012 Все годы 20102012 Все годы 20102012
По распределению - - 0,2 0,2 1,6 0,3 4,9 1,7 2,2 0,9 6,1 1,6
Через родственников 13,4 15,5 15,8 14,1 11,5 10,8 12,6 12,1 9,8 9,4 10,3 9,7
Через друзей или знакомых 39,4 44,1 42,2 44,8 45,5 48,9 41,4 46,6 45,9 52,9 37,0 39,8
Пришли непосредственно в отдел кадров предприятия 28,1 20,9 20,5 16,4 22,2 15,4 22,0 16,1 13,8 10,4 16,8 13,0
По приглашению руководства или сотрудников предприятия 7,1 7,0 6,8 7,1 6,6 8,4 8,2 8,0 9,7 8,5 14,8 14,5
Сами создали предприятие, собственное дело 3,1 2,3 3,0 2,3 3,3 2,1 3,2 2,9 5,8 2,8 5,0 3,8
Подали рекламное объявление через интернет - - 1,3 1,7 0,7 1,5 0,6 1,4 2,2 2,8 2,0 4,4
Подали рекламное объявление не через интернет 0,9 0,8 0,6 1,2 0,9 1,5 0,6 0,6 0,9 - 0,4 0,7
Увидели рекламное объявление в интернете 2,2 3,1 2,8 5,3 1,3 2,8 2,3 4,7 3,1 5,7 3,7 7,2
Увидели, услышали рекламное объявление не в интернете 4,0 4,7 4,8 5,5 4,6 6,5 3,0 4,6 4,8 4,7 2,5 2,8
Через государственную службу занятости 1,8 1,6 0,9 1,2 1,5 1,5 1,1 1,3 1,8 1,9 1,2 2,2
Через негосударственную службу занятости - - 0,1 0,2 0,3 0,3 0,1 - - - 0,2 0,3
работников, трудовая деятельность которых не укладывается в рамки традиционной организации [см.: 9]. Очевидно, что популярность интернета как способа трудоустройства будет нарастать и дальше. Обращение к подобным современным методам будет более естественным в будущем для нынешних молодых людей, которые приобретают знания в условиях развития информационного общества, где обладание качественным образованием, умение пользоваться современными информационными технологиями превращается в главный ресурс, обеспечивающий профессиональную карьеру и жизненный успех.
Прямое общение с потенциальным работодателем по инициативе кандидата и обращение к родственникам, занимающие по степени значимости второе и третье места, являются более эффективными способами трудоустройства для граждан среднего и старшего возраста с невысоким уровнем образования. Это же относится и к традиционным рекламным объявлениям, распространяемым через печатные издания, радио и телевидение, роль которых в трудоустройстве сегодня не велика.
За годы радикальных преобразований, сопровождающихся повышением адаптационных возможностей населения, усилением роли активных адаптационных практик в формировании и реализации жизненных стратегий, заметно увеличилось количество граждан, предпочитающих опираться на собственные силы, не перекладывать ответственность за происходящее с ними на других людей и различные внешние обстоятельства. Но несмотря существенные позитивные изменения, большинство россиян, как и прежде, отличаются невысокими социальными амбициями, заражены патернализмом и не проявляют практического интереса к самостоятельной предпринимательской деятельности. В течение 2010-2012 гг. только 2,8 % наших респондентов решили проблему трудоустройства, создав своё предприятие, организовав собственное дело. Заметно чаще включались в самостоятельную предпринимательскую деятельность люди с высоким уровнем образования (3,8 %, что на 1-1,5 % больше чем среди лиц с более низким образованием). Отсутствие более или менее существенного уровня предпринимательской активности во многом объясняется и тем, что в своей повседневной деятельности бизнесменам приходится сталкиваться с массой огромных, трудно решаемых проблем. Речь идёт о разного рода административных и налоговых барьерах, коррупционных поборах, нехватке инвестиций, отсутствии надёжной системы финансовой поддержки в регионах, слабости судебной системы
и недобросовестности представителей правоохранительных органов, нестабильности законодательства и многом другом.
В силу указанных и некоторых других причин далеко не все люди, предполагающие заняться предпринимательской деятельностью, достигают успеха на этом поприще. Из всех респондентов, опрошенных в 2012 г., примерно каждый десятый когда-нибудь пытался организовать собственное предприятие, начать свое собственное дело. Но в итоге сумели преодолеть все трудности и осуществить задуманное только 4,7 % опрошенных, т.е. около половины тех, кто пытался заняться предпринимательской деятельностью. Полностью самостоятельно, без посторонней помощи справились с этой непростой задачей примерно 55 % респондентов, тогда как остальные прибегали к помощи родственников, друзей и знакомых.
Интересно, что предприниматели, которые смогли отстоять свой бизнес, отличаются очень высоким уровнем деловой активности. По данным международных исследований, по показателю готовности предпринимателей к риску Россия занимает восьмое место в мире и первое место в Восточной Европе. Наиболее высокие баллы набраны в части предшествующего опыта и уровня коммерческой активности на начальных стадиях проектов [см.: 10, с. 4]. Важным фактором, определяющим успех начала и продолжения предпринимательской деятельности, выступает образование. Среди тех, кто организовал своё дело, оказалось намного больше людей с высшим образованием, чем среди тех, кто никогда не пытался заниматься предпринимательством или пытался, но не смог добиться успеха.
Сравнительно небольшими оказались группы респондентов, которые указали, что устроились на работу с помощью государственной службы занятости. И лишь единицы решили проблему трудоустройства через негосударственные службы занятости. Как показывает опыт, эффективность работы этих служб, призванных проводить политику в области занятости, повышать конкурентоспособность безработных, содействовать трудоустройству населения, остаётся крайне низкой. Очень многие безработные, в том числе официально зарегистрированные в государственной службе занятости, считают её бесполезной организацией, обслуживающей в основном свои собственные интересы. Прежде чем обратиться к её услугам, безработные предпринимают немало самостоятельных попыток решить проблему трудоустройства. И только в случае полного
провала всех шагов, направленных на поиск достойного места приложения своих профессиональных знаний, навыков и способностей, они обращаются за содействием в трудоустройстве в ту или иную службу занятости.
Большинство граждан, прибегающим к услугам служб занятости, не верят, что они помогут им устроиться на приемлемую работу. Зачастую только лишь понимание крайней сложности или безысходности своего положения на рынке труда вынуждает людей вставать на учёт в государственную службу занятости, чтобы получить запас времени для поиска работы, не прерывая трудовой стаж и регулярно получая денежное пособие. В 2012 г. указали, что были зарегистрированы в государственной службе занятости как безработные немногим менее 200 респондентов. Из них 89,2 % получали пособие по безработице, но только 23,7 %о отметили, что служба занятости в течение трёх последних месяцев помогала им трудоустроиться, пройти обучение или переобучение, оказывала необходимую психологическую помощь.
Таким образом, заинтересованность в трудоустройстве и эффективной занятости, приносящей доход, обеспечивающий достойные условия жизни, превратилась в доминирующий фактор социально-экономической адаптации населения. Важнейшим адаптационным ресурсом, определяющим поведение человека на рынке труда, выступает образование, позволяющее укрепить свои позиции, снизить риск безработицы и повысить возможности трудоустройства в случае потери работы. В последние годы наблюдается снижение значимости ряда традиционных и стремительное нарастание ценности более современных способов устройства на работу, основанных на использовании возможностей интернет-технологий. Наличие или отсутствие высшего образования в значительной степени эффективно при использовании различных способов решения проблемы трудоустройства.
Литература
1. Российский работник: образование, профессия, квалификация / под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 574 с.
2. Резник Г. А. Социально-экономическая устойчивость молодёжи в условиях рынка // Европейские социальные модели: подходят ли они
для России: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2005. С. 146-155.
3. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодёжи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСПиМ, 2014. 560 с.
4. Константиновский Д. Л. Качественное образование: ресурс и его использование // Россия реформирующаяся. Вып. 11. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2012. С. 202-212.
5. Ключарев Г. А., Диденко Д. В., Латов Ю. В., Латова Н. В. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общ. ред. Ю. В. Латова. М.: УСПиМ, 2014. 433 с.
6. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А., Хохлуш-кина Ф. А. Образование и жизненные траектории молодежи: 19982008 годы. М.: ЦСПиМ, 2011. 296 с.
7. Шавлохова М. Дмитрию Медведеву рассказали о пользе конкуренции // Независимая газета. 2014. 25 июня.
8. Обзор занятости в России. Вып. 1 (1991-2000 гг.). М.: ТЕИС, 2002. 352 с.
9. Иноземцев В. Л. О судьбе частной собственности в России // НГ-Сцена-рии. 2013. № 5.
10. Рейтинги: русские любят стартапы // Эксперт. 2014. № 27.