Научная статья на тему 'Образование и социальная мобильность человека в свете хронотопа'

Образование и социальная мобильность человека в свете хронотопа Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
137
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нурмухаметова В. В.

Данная статья посвящена вопросу применения принципа единства пространства-времени в исследовании социально-философских проблем, в частности, проблемы образования как фактора социальной мобильности человека в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и социальная мобильность человека в свете хронотопа»

ности, отсутствие твердых оснований, обеспечивающих преемственность прошлого, настоящего и будущего.

Список литературы:

1. Богданова О. А. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века / Автореферат докторской диссертации. - Ростов-на-Дону, 2001. - С. 35-42.

2. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. -С. 198-202.

3. Зиммель Г. Кризис культуры // Зиммель Г. Избранное. - Т. 1. Философия культуры. - С. 491.

4. Фромм Э. Человек для самого себя. - Минск, 1992. - С. 12.

5. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - С. 241-243.

6. Уолцер М. О терпимости. Пер. с анг. - М., 2000. - С. 99-109.

7. Богданова О.А. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века/ Автореферат докторской диссертации. - Ростов-на-Дону, 2001. - С. 30-42.

8. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994. - С. 383.

9. Бенин В.Л. Гуманизм в контексте нового толкования // Проблема нового гуманизма в мировом и российском контекстах. - Екатеринбург, 2001. - С. 71.

10. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. - Тверь. -С. 60-78.

11. Об этом подробно см.: Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швы-рев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современную эпоху. - М., 1973. - С. 36-56.

ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ ХРОНОТОПА

© Нурмухаметова В.В/

Набережночелнинский филиал института экономики, управления

и права, г. Казань

Данная статья посвящена вопросу применения принципа единства пространства-времени в исследовании социально-философских проблем, в частности, проблемы образования как фактора социальной мобильности человека в современном обществе.

♦ Ассистент кафедры Социально-политических дисциплин

Хронотоп - это понятие, которое сегодня все чаще используется в социально-философской литературе. В социально-гуманитарных науках под хронотопом понимают пространственно-временное единство существования социальных явлений и человека. Ясперс К. описывал духовную ситуацию времени, исходя из пространственно-временных особенностей общества. Хайдеггер М. впервые сформулировал постулат, используемый в исследовании социально-философских проблем: «здесь и сейчас». Сутью этого постулата является признание необходимости изучать какое-либо социальное явление в определенное время и в определенном месте. В российской науке также признается важность учета единства пространства и времени не только при изучении природных процессов и явлений, но и при исследовании фактов, процессов и явлений духовной жизни человека и общества. Именно духовную атмосферу - «духовное время» -необходимо учитывать при решении социально значимых проблем, ибо она является одним из наиболее важных условий, факторов, гарантов их решения [5, С. 206].

В процессе исследования проблемы влияния образования на социальную мобильность человека методологически необходимо учитывать принцип единства социального пространства и времени, поскольку его недооценка может привести к различным неточностям и ошибкам, затрудняющим изучение обозначенной проблемы. Следует постоянно помнить, что система образования (макроуровень) - это продукт определенного общества, существующего и развивающегося на определенной территории и в строго определенное историческое время. На микроуровне, на уровне человека, необходимо исследовать его жизненный путь, важным событием которого являются получение образования и профессии, его место в обществе и т.д.

Социальное пространство - это расположение социальных объектов или социальных общностей на определенной территории относительно друг друга. Социальное пространство связано с таким важным явлением как социальная мобильность. А так как современное общество признается открытым, в нем идут интенсивные процессы социальной мобильности в ее основных формах: вертикальная и горизонтальная, индивидуальная и групповая, структурная и добровольная. Не учитывать особенности развития общества при рассмотрении проблем социальной мобильности и ее основных факторов, в частности образования, представляется недопустимым.

Социальная мобильность представляет собой сложный социальный процесс, предполагающий перемещение индивида или социальной группы в социальном пространстве с учетом социального времени. По определению П. Сорокина, социальная мобильность - явление перемещения индивида внутри социального пространства [3, С. 297]. Оно многомерно,

состоит из отдельных личностей и социальных групп, которые вступают между собой в самые разнообразные взаимодействия. Важнейшим проявлением социального бытия является образовательное пространство и время. Образовательное пространство является неотъемлемой частью культурного пространства, которое воспроизводится человеком и которое создает «культурного» человека.

Центром образовательного пространства является человек как субъект духовной и социальной активности. Духовность человека представляет собой неисчерпаемый источник знаний, ценностей, переживаний человека, складывающихся в определенном хронотопе, исторической реальности. Поэтому жизненное время отдельного человека осуществляется в соответствии с общественным временем [1, С. 25]. Каждый человек обязан каким-либо образом определить свое место в общественном времени и пространстве. Именно образование, выполняющее свои социокультурные функции, позволяет это сделать.

Сорокин П. выделил понятие социальной дистанции, обозначающее близость или удаленность объектов в социальном пространстве. Образование в качестве канала социальной мобильности обладает способностью увеличивать или уменьшать социальную дистанцию между индивидами или социальными группами. Например, два человека с различным уровнем образования в социальном пространстве могут быть удалены друг от друга на достаточно большое расстояние, а в геометрическом пространстве могут располагаться в непосредственной близости.

Многие современные исследователи, в частности Э. Тоффлер, отмечают новый аспект в изучении карьеры современного человека: сегодня профессионально-должностной путь человека воспринимается не как одна единственная «карьера», а как множественность «карьер», осуществляемых человеком на протяжении своей жизни. Действительно, в современном обществе прослеживается тенденция, проявляющаяся в стремлении молодого поколения к реализации своего образовательного капитала в самых различных сферах деятельности, в различных профессиях, и вовсе не обязательно в пределах одного города. В то же время указанная тенденция воспринимается старшим поколением скорее отрицательно. Такая ситуация объяснима тем, что объективные социально-экономические различия между событиями в ходе исторического развития определяют различия между поколениями людей, живущих в одной и той же общественной среде, но проходившим и проходящим одну и ту же возрастную фазу в изменяющихся обстоятельствах общественного развития [2, С. 128]. В современном же обществе все большую ценность приобретает наличие многосторонних знаний и опыта работы в самых разных областях деятельности. А это в свою очередь становится важной мобильностной чертой образования. Социальное пространство молодежи в наибольшей

степени обогащено разнообразными социальными связями и взаимодействиями. Вследствие изменения основ социального бытия в нынешнем российском обществе наблюдается интенсификация межпоколенной социальной мобильности.

Социальное время - это продолжительность существования определенных общностей людей, общественных явлений, отдельных личностей, а также социальных процессов, характеризующаяся темпом, цикличностью своего протекания. Образовательное время (в применении к формальному образованию) в настоящее время жестко синхронизировано, то есть время, отводимое на дошкольное, общее и профессиональное образование строго регламентировано. Оно характеризуется также своим поступательным и системным характером, который выражается в последовательном прохождении уровней образования, - от дошкольного к профессиональному. Важной чертой самообразования является его несводимость к формальным рамкам. Оно может осуществляться на протяжении всей жизни человека, что в совокупности с высокой степенью мотивации к учению ведет к его большей мобильностной эффективности, по сравнению с системой формального образования.

Особенностью современного образования является увеличения времени, отведенного на его приобретение. Такое понимание сегодня является актуальным, поскольку существует заметное противоречие между периодом получения образования и периодом обновления (полураспада) знаний в различных областях познавательной активности человека.

Прослеживается следующая закономерность современного образования в качестве канала социальной мобильности человека - чем больше длительность времени, затраченного на образование, тем выше вероятность осуществления восходящей вертикальной социальной мобильности человека в обществе. Причем профессиональная карьера современного человека безусловно подчиняется пространственно-временным характеристикам социального бытия. Она может строиться стремительно, но всегда поступательно, изменяя положение человека в социальном пространстве. Таким образом, возникает индивидуальная образовательная и профессиональная траектория, характеризующаяся пространственной локализаций и временной направленностью.

Исследователи жизненного пути современного человека отмечают существование кульминационного момента высших достижений в избранной деятельности. Это момент наибольшей продуктивности творчества и наибольшей значимости создаваемых человеком ценностей. Существует определенная зависимость кульминации от общего времени и объема деятельности с момента старта. Так, например, кульминационные моменты в хореографической деятельности располагаются между 20-25 годами, в музыкальной и поэтической - между 30-35 годами, в то время как в науч-

ной, философской и политической областях кульминация достигается значительно позже, между 40-55 годами [2, С. 133]. Получается, что существуют определенные возрастные рамки, в пределах которых повышены возможности человека в осуществлении своей социальной мобильности. Исходя из этого, немаловажным фактором социальной мобильности является наличие у человека определенного уровня образования, во многом благодаря которому, наряду с богатым опытом профессиональной деятельности, возможен успех человека в какой-либо области. Результатом такой кульминации является горизонтальная и вертикальная мобильность человека.

Социальное пространство и время, образовательное пространство и время в частности, могут восприниматься людьми в субъективном плане. Так объективное время представляет собой формально закрепленную продолжительность обучения в средней школе, вузе и т.д., не зависящую от желания человека. Субъективное время - время, воспринимаемое и переживаемое конкретным человеком, примером которого служит продолжительность времени, затраченного на усвоение какого-либо знания. Субъективное восприятие пространства связано, например, с тем, как человек рассматривает свой вуз или свою профессию как престижные или не престижные. Субъективное восприятие пространства и времени находится в тесной связи с объективностью хронотопа. Ведь все события жизни отдельного человека всегда располагаются относительно фактов общественного развития. Человеку нужно «встраиваться» в определенную систему общественных связей и отношений, ему приходится мириться с независящими от него обстоятельствами, фактами и явлениями общественной жизни.

Тоффлер Э. в книге «Шок будущего» указал на важную проблему сферы образования, непосредственно влияющую на процессы социальной мобильности, связанные с возможностями образования, которая по своей сути и является причиной кризиса в образовании. Он отмечал: «Школы наши обращены в прошлое и сориентированы не на нарождающееся новое общество, а на уже отжившую систему. Огромных усилий стоит воспроизводство человека индустриального - т. е. штамповка людей, пригодных для выживания в системе, которая умрет раньше, чем они сами» [4, С. 432]. Тем самым он подчеркивал искривление хронотопа образования, при котором уже устаревшая система образования готовит людей прошлого, непригодных для существования в нарождающемся супериндустриальном обществе. «Супериндустриальное образование возможно только при условии, что мы сместим вперед нашу субъективную парадигму времени» [4, С. 436].

Таким образом, рассмотрение образования в качестве канала социальной мобильности человека невозможно без соблюдения принципа единст-

ва пространства и времени. Еще К. Ясперс отмечал огромную важность соблюдения этого положения: «Я - то, что есть время» [6, С. 31]. Обнаруживается широкое поле научного поиска в изучении принципа хронотопа и его применении к исследованию социально-философских проблем, в частности, проблем образования в современном обществе. Важным моментом анализа данных проблем становятся вопросы образовательного пространства, соотношения времени, затраченного на получение образования, и времени полураспада знаний, взаимосвязи возраста человека и кульминации в его профессиональной и иной деятельности.

Список литературы:

1. Абульханова, К. А. Личность как субъект жизненного пути / В сб. Время как фактор изменений личности: Сборник науч. трудов / Под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Поликарпова. - Мн.: ЕГУ, 2003. - С. 24-65.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

3. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин / Под ред. А.Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

4. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 560 с.

5. Уледов, А.К. Духовное обновление общества / А.К. Уледов. - М.: Мысль, 1990. - 333 с.

6. Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы / К. Ясперс, Ж. Бодрийар. -М.: Алгоритм, 2007. - 272 с.

ЭТАПЫ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА В.Д. КУДРЯВЦЕВА-ПЛАТОНОВА

© Радионовская Т.И. *

Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск

Становление философской системы В.Д. Кудрявцева-Платонова (1928-1891), профессора кафедры философии Московской духовной академии, доктора богословия, представляет научный интерес как целостный образец формирования уникальной религиозно-философской традиции.

* Аспирант кафедры Философии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.