Научная статья на тему 'Образование и профессиональная подготовка как инструменты формирования человеческого капитала'

Образование и профессиональная подготовка как инструменты формирования человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий капитал / трансформирующаяся экономика / потребности общества в специалистах / система высшего образования / профессиональная подготовка квалифицированных кадров / человеческий потенциал / human capital / transforming economy / society’s needs for specialists / higher education system / professional training of qualified personnel / human potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Николаевич Молчанов

Предмет исследования — подходы к раскрытию сущностных сторон человеческого капитала в условиях формирующейся новой российской модели экономического развития. Цель работы — рассмотрение особенностей накопления человеческого капитала, проявляющихся в процессе объективных устремлений населения разных возрастных групп к получению образования определенного уровня и квалификации, в условиях расширяющихся возможностей трансформирующейся экономики. Новизна исследования состоит в предметном представлении места, которое занимает человеческий капитал в составе человеческого потенциала как фундаментальной научной категории, и его взаимосвязей с интеллектуальным капиталом и образованием, как базовой сферой его формирования. В статье устанавливаются причины различий во взглядах на концептуальное понимание человеческого капитала, раскрывается содержательное наполнение этой сложной по структуре дефиниции. Для установления характеристик базовых элементов, отражающих отдельные стороны человеческого капитала, анализируется ряд отечественных и зарубежных научных публикаций. При обосновании значения и роли образования и профессиональной подготовки в накоплении человеческого капитала применяются диалектический и системный подходы, методы сравнительного и контент-анализа. Аргументированы рекомендуемые для принятия меры по профессиональной ориентации обучающихся, созданию системы мотивации и совокупности моральных и материальных стимулов профессорско-преподавательского состава высшей школы в целях приведения структуры подготовки кадров в соответствие с динамично изменяющимися запросами рынка труда. Сделаны выводы о необходимости разработки обновленной концепции развития российского высшего образования, концентрации творческих усилий научно-педагогических работников, всего профессионального сообщества на основополагающих векторах формирования и накопления человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and Professional Training as Tools for the Formation of Human Capital

The subject of the research is approaches to the disclosure of the essential aspects of human capital in the conditions of the emerging new Russian model of economic development. The purpose of the work is to consider the features of the accumulation of human capital, manifested in the process of objective aspirations of the population of different age groups to receive education of a certain level and qualification, in the conditions of expanding opportunities of the transforming economy. The novelty of the research consists in the objective representation of the place occupied by human capital in the composition of human potential as a fundamental scientific category and its interrelations with intellectual capital and education as the basic sphere of its formation. The article establishes the reasons for the differences in views on the conceptual understanding of human capital, reveals the content of this structurally complex definition. To characterize the basic elements reflecting certain aspects of human capital, a number of domestic and foreign scientific publications are analyzed. When substantiating the importance and role of education and vocational training in the accumulation of human capital, dialectical and systematic approaches, methods of comparative and content analysis are used. The measures recommended for the adoption of vocational guidance of students, the creation of a system of motivation and a set of moral and material incentives for the teaching staff of higher education in order to bring the structure of personnel training in line with the dynamically changing demands of the labor market are reasoned. Conclusions are drawn about the need to develop an updated concept for the development of Russian higher education, the concentration of creative efforts of scientific and pedagogical workers, the entire professional community on the fundamental vectors of the formation and accumulation of human capital.

Текст научной работы на тему «Образование и профессиональная подготовка как инструменты формирования человеческого капитала»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-2-108-118

УДК 338.2(045)

JEL A21, A22, A23, J24

(CC) ]

Образование и профессиональная подготовка

как инструменты формирования человеческого капитала

И. Н. Молчанов

МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; Финансовый университет, Москва, Россия АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - подходы к раскрытию сущностных сторон человеческого капитала в условиях формирующейся новой российской модели экономического развития. Цель работы - рассмотрение особенностей накопления человеческого капитала, проявляющихся в процессе объективных устремлений населения разных возрастных групп к получению образования определенного уровня и квалификации, в условиях расширяющихся возможностей трансформирующейся экономики. Новизна исследования состоит в предметном представлении места, которое занимает человеческий капитал в составе человеческого потенциала как фундаментальной научной категории, и его взаимосвязей с интеллектуальным капиталом и образованием, как базовой сферой его формирования. В статье устанавливаются причины различий во взглядах на концептуальное понимание человеческого капитала, раскрывается содержательное наполнение этой сложной по структуре дефиниции. Для установления характеристик базовых элементов, отражающих отдельные стороны человеческого капитала, анализируется ряд отечественных и зарубежных научных публикаций. При обосновании значения и роли образования и профессиональной подготовки в накоплении человеческого капитала применяются диалектический и системный подходы, методы сравнительного и контент-анализа. Аргументированы рекомендуемые для принятия меры по профессиональной ориентации обучающихся, созданию системы мотивации и совокупности моральных и материальных стимулов профессорско-преподавательского состава высшей школы в целях приведения структуры подготовки кадров в соответствие с динамично изменяющимися запросами рынка труда. Сделаны выводы о необходимости разработки обновленной концепции развития российского высшего образования, концентрации творческих усилий научно-педагогических работников, всего профессионального сообщества на основополагающих векторах формирования и накопления человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал; трансформирующаяся экономика; потребности общества в специалистах; система высшего образования; профессиональная подготовка квалифицированных кадров; человеческий потенциал

BY 4.0

Для цитирования: Молчанов И. Н. Образование и профессиональная подготовка как инструменты формирования человеческого капитала. Экономика. Налоги.Право. 2023;16(2):108-118. DOi: 10.26794/1999-849Х-2023-16-2-108-118

ORiGiNAL PAPER

Education and Professional Training as Tools for the Formation of Human Capital

i. N. Molchanov

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; Financial University, Moscow, Russia ABSTRACT

The subject of the research is approaches to the disclosure of the essential aspects of human capital in the conditions of the emerging new Russian model of economic development. The purpose of the work is to consider the features of the accumulation of human capital, manifested in the process of objective aspirations of the population of different age groups to receive education of a certain level and qualification, in the conditions of expanding opportunities of the transforming economy. The novelty of the research consists in the objective representation of the place occupied by human capital in the composition of human potential as a fundamental scientific category and its interrelations with intellectual capital and education as the basic sphere of its formation. The article establishes the reasons for the differences in views on the conceptual understanding of human capital, reveals the content of this structurally complex

© Молчанов И. Н., 2023

definition. To characterize the basic elements reflecting certain aspects of human capital, a number of domestic and foreign scientific publications are analyzed. When substantiating the importance and role of education and vocational training in the accumulation of human capital, dialectical and systematic approaches, methods of comparative and content analysis are used. The measures recommended for the adoption of vocational guidance of students, the creation of a system of motivation and a set of moral and material incentives for the teaching staff of higher education in order to bring the structure of personnel training in line with the dynamically changing demands of the labor market are reasoned. Conclusions are drawn about the need to develop an updated concept for the development of Russian higher education, the concentration of creative efforts of scientific and pedagogical workers, the entire professional community on the fundamental vectors of the formation and accumulation of human capital.

Keywords: human capital; transforming economy; society's needs for specialists; higher education system; professional training of qualified personnel; human potential

For citation: Molchanov i. N. Education and professional training as tools for the formation of human capital. Ekonomika. Nalogi.Pravo = Economics,taxes & law. 2023;16(2):108-118. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2023-16-2-108-118

ВВЕДЕНИЕ

Современный период функционирования мирового хозяйства характеризуется возрастанием макроэкономической нестабильности, для преодоления которой требуется максимальное задействование способностей и компонентов творческого потенциала человека. В гуманистически ориентированной среде человек рассматривается как личность, разностороннее развитие которой есть процесс накопления человеческого капитала, и одновременно источник экономического роста. Человеческий капитал характеризуется показателями уровня образования и квалификации, продолжительности жизни, состояния здоровья индивидов.

В условиях современной геополитической реальности ключевыми векторами перехода России к обновленной социально ориентированной модели экономики становятся достижение опережающих темпов научно-технологического развития, создание импортозамещающих производств, формирование институтов нового индустриального общества второго поколения. Системное решение поставленных задач возможно только при условии кадрового обеспечения российской экономики.

Согласно экспертным оценкам в экономике страны по состоянию на 1 февраля 2021 г. был выявлен дефицит специалистов (от 500 тыс. до 1 млн человек) в различных сферах, связанных с информационными технологиями. Исходя из сложившейся ситуации сформулированы предложения по увеличению бюджетного набора студентов в отечественные вузы по приоритетным направлениям подготовки, в том числе связанным с информационными технологиями. Особое внимание при этом обращается на различие условий предоставления и погашения (либо полного списания) кредита в зависимости

от места будущего трудоустройства выпускника вуза и количества лет работы в стране молодого специалиста1.

Целевыми ориентирами государственного управления и финансового регулирования в социально ориентированной экономике становятся создание максимально благоприятных условий для жизнедеятельности всех членов общества, наиболее полное удовлетворение разнообразных запросов студентов в получении образования соответствующего уровня и направления (профиля) подготовки. Такой вектор преобразований деятельности по обучению и воспитанию подрастающего поколения ставит новые задачи перед социальными акторами2 в аспекте воспроизводства человеческого капитала. Особую актуальность приобретают вопросы проведения всеми участниками экономических отношений согласованной, ориентированной на перспективные общественные потребности образовательной политики. Становится очевидным, что эволюция сферы образования, объективно связанная с изменением как внутри-, так и внешнеполитических условий деятельности, зависит от сочетания интересов государства, организаций и домохозяйств, отражающего разнообразие трендов глобализации и приоритетов экономического развития в многополярном мире.

1 Экономика новой реальности: вызовы и возможности. URL: http://freeconomy.ru/bez-rubriki/ekonomika-novoj-realnosti-vyzovy-i-vozmozhnosti.html.

2 Актор — действующий субъект; индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на другие объекты. Например, государство является главным политическим актором на поле политики и ведущим социальным актором в обществе.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В отечественной и зарубежной экономической литературе представлены оригинальные научные обоснования состава человеческого капитала, что обусловлено сложностью его анализа и оценки. Человеческому капиталу отводится приоритетное внимание в зарубежных теориях эндогенного роста. Представители неоклассической экономической школы едины не только в понимании ведущего вклада человеческого капитала высокопроизводительных, квалифицированных и образованных работников в обеспечение экономического роста, но и в его значимой роли как источника инноваций и фактора, генерирующего восприятие и распространение новшеств и нововведений [1-3].

Однако по результатам ряда исследований установлено отсутствие существенной корреляции между экономическим ростом и человеческим капиталом во временном и страновом аспектах [4-6]. Это объясняется различными причинами: разнообразием и несовершенством методических подходов к измерению человеческого капитала, ограниченностью информационных материалов для предметного анализа его состояния и др. [7-9]. Следует признать справедливость мнения о том, что «канонического определения человеческого капитала не выработано до сих пор, равно как нет единства мнений по поводу содержательного наполнения этого понятия» [10, с. 6]. Общепризнанным и достаточно распространенным является понимание человеческого капитала как совокупности «знаний, компетенций и свойств, воплощенных в индивидах, которые способствуют созданию личностного, социального и экономического благополучия»3. Характерной для рыночных отношений является трактовка данного термина как сочетания «навыков, свойств и способностей, которыми обладает индивид, позволяющих ему зарабатывать доход»4.

Ключевая роль инвестиций в формировании человеческого капитала постулируется в следующем определении: «Квалифицированный труд, в отличие от неквалифицированного, становится более производительным благодаря инвестициям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Эти инвестиции и образуют человеческий капитал» [11, p. 419]. Внимание исследователей кон-

3 OECD. The Well-being of Nations: The Role of Human and Social Capital. Paris: OECD; 2001. P. 18.

4 The Penguin Dictionary of Economics. L.: Penguin Books; 2004. P. 36.

центрируется на понимании того, что человеческий капитал «создается в результате преобразования людей, чтобы наделить их навыками и способностями, позволяющими осваивать новые способы и виды деятельности» [12, р. 304].

Проблемы воспроизводства человеческого капитала связаны с количественными и качественными параметрами его носителей, а инвестиционные вложения призваны генерировать эффекты производства и потребления.

Значимость процесса накопления человеческого капитала для научно-технологического и социально-экономического прогресса ярко проявляется в увязке с состоянием и тенденциями развития формирующих его отраслей национальной экономики — образования, науки, здравоохранения.

Термин «человеческий капитал» достаточно сложен по составу входящих в него элементов, поскольку отражает материальные возможности своего формирования и накопления. Именно поэтому человеческий капитал является основанием для предметного изучения учеными разных специальностей. Во множестве публикаций исследователей (как российских, так и зарубежных) на основе сущностных признаков обосновываются основополагающие характеристики человеческого капитала. Результатом сравнения отдельных трактовок и мнений ученых стала синони-мизация ряда терминов, среди которых человеческий фактор, человеческие ресурсы, кадры, социальный капитал и др. Однако при построении соотношений между этими категориями выявляются существенные различия в их структуре и содержании [13]. Традиционно понимание человеческого капитала разграничивается на разных уровнях: индивидуальном (личностном), организационном (например, определенного сообщества), территориальном, страновом, региональном, мировом.

Широко известно высказывание одного из первых исследователей этой научной категории Г. Беккера: «Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах» [14, с. 39].

Согласно одному из определений индивидуальный человеческий капитал представляет собой совокупность «врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческих способностей, нравственного, психологического и физического

здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность получения дохода» [15, с. 98].

Отдельные элементы индивидуального человеческого капитала отражают фундаментальные качества человека: знания, умения, опыт, культуру, мотивацию. Именно на основе этих качеств выстраивается комплексная картина индивидуального человеческого капитала как синтеза капитала здоровья, культурно-нравственного капитала, трудового капитала, организационно-делового капитала, интеллектуального капитала [15, с. 100]. Человеческий капитал действует в сферах, которые изначально составляют условия жизни индивидов. Его дальнейшее развитие является частью непрерывного образовательного процесса.

Следует указать на оригинальную трактовку «человеческого капитала экономики» как своего рода результирующей, синтетической категории, понимаемой как накопленный населением совокупный запас не только здоровья (физического и нравственного), но и способностей (общекультурных и профессиональных), а также разнообразных проявляющихся в различных сферах деятельности видов активности (творческой, предпринимательской, городской), в сочетании с достигнутыми среднестатистическими показателями уровня и структуры человеческих потребностей [16, с. 12]. Наряду с этим, в научных публикациях все более широко применяется понятие интеллектуального потенциала человека, который складывается из сложной совокупности интеллекта, умственных средств и неотъемлемых неявных знаний. Для его содержательной характеристики используется ряд элементов интеллектуального капитала человека на индивидуальном (личностном) и организационном (институциональном) уровнях, но в конкретном выражении [17, с. 72].

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕННОГО АНАЛИЗА

Базой для формирования человеческого капитала служат государственные расходы на образование и здравоохранение. Их уровень (в % к ВВП) и соотношение по странам БРИКС существенно различаются. Наибольший удельный вес в структуре используемого ВВП данные виды расходов занимают в развивающихся экономиках (табл. 1).

В табл. 2 представлена информация по охвату населения России и стран БРИКС образованием в разрезе его определенных уровней в рамках Международной стандартной классификации образования — МСКО 2011 г. (International Standard Classification of Education —ISCED 2011). По Индии, Китаю и ЮАР

данный показатель превышает 100% по некоторым позициям, что объясняется отклонением фактического возраста обучающихся от возраста, официально соответствующего данному уровню образования.

Для России характерен широкий охват населения обучением по ступеням третичного (высшего) профессионального образования (уровни 5-8 МСКО 2011 г.) (International Standard Classification of Education — levels 5-8 of the ISCED 2011), что свидетельствует о накопленном потенциале высшей школы и высоком уровне развития системы высшего образования в стране (табл. 2).

На основе распределения выпускников по областям системы третичного (высшего) образования (уровни 5-8 МСКО 2011 г.) можно судить о сложившейся специализации учебных заведений в России и странах БРИКС (табл. 3).

Высшая школа России сохранила профессорско-преподавательский состав по подготовке инженерных кадров и специалистов для работы в базовых отраслях национальной экономики, что имеет исключительно важное значение в период трансформации секторальной структуры производства и ускоренного наращивания выпуска продукции, остро востребованной народным хозяйством в условиях санкционных ограничений импорта товаров и услуг из «недружественных» стран.

Приоритетная роль в раскрытии результатов работы образовательных организаций по подготовке специалистов отводится показателю «Численность студентов на 1000 человек населения», который исчисляется в промилле. Его величина свидетельствует об уровне развития третичного образования в стране и косвенно характеризует материально-технический и кадровый потенциал системы профессионального образования (табл. 4).

Удельные показатели численности студентов в системе профессионального образования России существенно выше индикаторов Индии и Китая (табл. 4), что является весомым аргументом в доказательстве целесообразности разработки ведущими университетами стратегий по привлечению граждан зарубежных государств к получению высшего профессионального образования в нашей стране. В табл. 5 представлены данные о численности иностранных студентов из разных регионов мира, обучающихся в России по программам высшего образования (в сравнении с 2010/2011 и 2021/2022 учебными годами).

В целях расширения подготовки граждан зарубежных стран в планах приема колледжей и вузов

Таблица 1 / Table 1

Государственные расходы на образование и здравоохранение в России и странах БРИКС / Public spending on education and health care in Russia and the BRiCS countries

Показатели / Indicators Россия*/ Russia (2021) Бразилия / Brazil (2017) Индия/ india (2020) Китай / China (2020) ЮАР / EU countries (2021)

Расходы на образование (в % к ВВП) / Expenditure on education (in % of GDP) 3,6 6,3 4,5 6,4

Расходы на здравоохранение"" (в % к ВВП) / Health spending"" (in % of GDP) 3,9 4,6 (2020) 1,1 3,1 5,3 (2020)

Примечание/Note: "Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов / Expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation and budgets of state extra-budgetary funds; ** По зарубежным странам - внутренние государственные расходы / By foreign countries - domestic government expenditures.

Источник/Source: составлено автором по статистическому сборнику «Россия и страны мира». М.: Росстат; 2022: 143-144 / compiled by the author according to the statistical collection "Russia and the countries of the world". Moscow: Rosstat; 2022: 143-144.

Таблица 2 / Table 2

Охват населения образованием в России и странах БРИКС* / Education enrollment in Russia

and the BRiCS countries*

Показатели / Indicators Россия / Russia (2021/22) Бразилия / Brazil Индия / india (2020/21) Китай / China (2020/21) ЮАР / EU countries (2019/20)

Уровень 1 МСКО 2011 г. (начальное образование) / level 1 of the ISCED 2011 (primary education) 99 н/д 102 104 97

Уровни 2-3 МСКО 2011 г. (среднее образование) /levels 2-3 of the ISCED 2011 (secondary education) 98 н/д 78 102

Уровни 5-8 МСКО 2011 г. (высшее образование) / levels 5-8 of the ISCED 2011 (higher education) 88 н/д 29** 58 24

Численность обучающихся по программам третичного (высшего) образования (уровни 5-8 МСКО 2011 г.) """ / Number of students in tertiary (higher) education programs (levels 5-8 of the ISCED 2011) """ 41 н/д 27 36 н/д

Примечание/Note: "Удельный вес численности обучающихся на определенном уровне образования в % от общей численности населения в возрасте, официально соответствующем данному уровню / The proportion of the number of students at a certain level of education in % of the total population at the age officially corresponding to this level; "" 2019/20 учебный год / 2019/20 academic year; """ 2020 год / 2020 year.

Источник/Source: составлено автором по статистическому сборнику «Россия и страны мира». М.: Росстат; 2022: 151-154 / compiled by the author according to the statistical collection "Russia and the countries of the world". Moscow: Rosstat; 2022: 151-154.

России практикуется установление квот на набор иностранных студентов. Это в целом соответствует общемировым новациям современной политики по интернационализации среды обучения и тенденциям возрастающей международной мобильности

молодежи. В таком контексте одним из приоритетов образовательной организации становится разработка для обучающихся на первом курсе иностранных граждан системы мер по их адаптации к новой социокультурной среде (включая особенности проживания

Таблица 3 / Table 3

Распределение выпускников учебных заведений системы третичного (высшего) образования (уровни

5-8 МСКО 2011 г.) по областям образования в России и странах БРИКС* / Distribution of graduates of educational institutions of the tertiary (higher) education system (levels 5-8 of the iSCED 2011) by field

of education in Russia and the BRiCS countries*

Области образования / Areas of education Россия / Russia (2020) Бразилия / Brazil (2020) Индия/ India (2021) Китай / China ЮАР / EU countries (2020)

Гуманитарные науки, искусство / Humanities, arts 4,4 2,8 5,4 н/д 5,1

Общественные науки, журналистика / Social Sciences, Journalism 11,4 4,6 27,0 н/д 16,6

Предпринимательство и право / Entrepreneurship and Law 27,3 34,0 18,1 н/д 34,0

Естественные науки, математика, статистика, ИКТ / Natural sciences, mathematics, statistics, ICT 7,9 5,6 19,9 н/д 10,4

Инженерное дело, производство, строительство, сельское хозяйство / Engineering, Manufacturing, Construction, Agriculture 24,6 14,6 15,0 н/д 10,1

Образование / Education 8,3 18,5 9,6 н/д 18,8

Здравоохранение и социальное обеспечение / Health and welfare 7,6 16,6 4,8 н/д 5,6

Сфера услуг и прочие области / Services and other areas 8,4 3,2 0,3 н/д 0,7

Примечание / Note: * В процентах от общей численности выпускников системы высшего образования / * As a percentage of the total number of graduates of the higher education system.

Источник/Source: составлено автором по статистическому сборнику «Россия и страны мира». М.: Росстат; 2022: 155 / compiled by the author according to the statistical collection "Russia and the countries of the world". Moscow: Rosstat; 2022: 155.

и овладение русским языком) и детальному ознакомлению с особенностями преподавания и правилами построения учебного процесса [18, с. 140]. Одновременно возрастает актуальность работы по созданию новых методик овладения знаниями, учитывающих политическую социализацию граждан зарубежных стран [19]. Данное направление деятельности вузов является одним из ключевых для укрепления позиций российской высшей школы в международном образовательном пространстве и оказания влияния на глобальные экономические и социальные процессы.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ

1. Современные проблемы развития высшего профессионального образования. Качество человеческого капитала является одним из значимых факторов,

которые в долгосрочной перспективе будут определять положение и роль России в мировом сообществе. В условиях отказа от экспортно-сырьевой модели, на которую ориентировалась российская экономика в 1990-2010 гг., беспрецедентно возрастает роль образования как базовой сферы формирования человеческого интеллектуального капитала. Высшее образование генерирует возможности для многостороннего развития личности и ее активного включения в деятельность, направленную на удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Высшее образование:

• предоставляет его обладателям инструментарий для управления происходящими в природе и обществе процессами, регулирования экономических и финансовых отношений;

* Примечание/Note: по России - студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по программам подготовки специалистов среднего звена, студенты образовательных организаций высшего образования, аспиранты, с 2019 г., включая ординаторов и ассистентов-стажеров; по другим странам БРИКС - обучающиеся по программам третичного (высшего) образования (уровней 5-8 МСКО 2011 г.) / in Russia - students of professional educational organizations studying under programs of training of mid-level specialists, students of educational institutions of higher education, postgraduates, from 2019 - including residents and trainee assistants; in other BRICS countries - students studying under programs of tertiary (higher) education (levels 5-8 of the ISCED 2011).

Источник/Source: составлено автором по статистическому сборнику «Российский статистический ежегодник». М.: Росстат; 2022: 645 / compiled by the author according to the statistical collection "Russian Statistical Yearbook". Moscow: Rosstat; 2022: 645.

Таблица 4 / Table 4

Численность студентов в России и странах БРИКС (на 1000 человек населения) / Number of students in Russia and the BRiCS countries (per 1000 population)

Годы / years Россия*/ Russia Бразилия / Brazil Индия/ India Китай / China ЮАР / EU countries

2010 65 34 18 23 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021 42 42 28 38 -

• подготавливает научную базу для проведения структурной перестройки национального хозяйства;

• создает методологические основы для последовательной реализации системы мер, направленных на повышение доступности обучения и качества подготовки специалистов на разных ступенях получения образования.

Ключевым ориентиром развития системы высшего образования становится приоритетное следование национальным интересам в целях возрождения традиций классического отечественного образования и сохранения лучших мировых достижений в различных областях обучения и воспитания.

В официальных документах, выступлениях ведущих ученых и практиков, публикациях научных организаций и отдельных исследователей указывается, наряду с происходящими в течение последних десятилетий позитивными нововведениями в образовании и воспитании подрастающего поколения, на существенные и не в полной мере решенные проблемы, которые до настоящего времени сохраняются в системе высшего образования и характерны для вузов различного профиля. В их числе:

• недостаточные объемы финансирования по сравнению с рядом развитых и развивающихся стран мира;

• неудовлетворительное обеспечение уровня оплаты труда и социальных гарантий для научно-педагогических работников;

• неравномерное по отраслям и образовательным организациям высшего образования качество подготовки научно-педагогических кадров и в целом их серьезный дефицит [20].

Руководители российских вузов дискутируют о целесообразности сохранения привычного для высшей школы России модельного стратегирования как идеального образа видения будущего высшего образования через пять, десять, пятнадцать лет. Так, первый проректор НИУ ВШЭ В. Радаев полагает, что вследствие возрастания уровня неопределенности из-за неконтролируемого влияния большого количества факторов более приемлема и эффективна векторная форма проектирования развития вуза, которая определяет начальное направление его движения на ближайшую перспективу. Затем в процессе деятельности отслеживается множество влияющих на текущую ситуацию факторов, по результатам учета которых траектория развития вуза периодически уточняется. Таким образом «выстраивается стратегия на видимую перспективу, которая затем постоянно корректируется в зависимости от ситуации»5.

Ректор Новосибирского национального исследовательского государственного университета М. Фе-дорук уверен: университет «нового типа» должен базироваться на «треугольнике Лаврентьева»6: «наука, образование, индустрия». «Без образования через генерацию новых знаний не будет ни настоящего

5 Тюкина С. «Образование в университете — это не продажа услуг, а форма наставничества». Интервью с Вадимом Ра-даевым, первым проректором Высшей школы экономики. URL: https://rectorspeaking.ru/obrazovanie-v-universitete-ehto-ne-prodazha-uslug-a-forma-nastavnichestva [дата публикации: 6 декабря 2022 г.]

6 М. А. Лаврентьев (1900-1980) — основатель Сибирского отделения АН СССР и Новосибирского Академгородка, академик АН СССР и вице-президент АН СССР.

Таблица 5 / Table 5

Иностранные студенты, обучающиеся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в образовательных организациях высшего образования и научных организациях Российской Федерации (на начало учебного года) / Foreign students studying in Russian Federation higher education institutions and scientific organizations with Bachelor, Specialist and Master programs (beginning

of academic year)

Иностранные студенты / Foreign students 2010/2011 2021/2022

Принято на обучение/ Admitted to study Численность студентов / Students Выпущено/ Graduated Принято на обучение/ Admitted to study Численность студентов / Students Выпущено / Graduated

Всего, тыс. чел. / total, thou. persons 37,3 153,8 24,1 104,1 324,1 51,4

из них граждане стран: / of them citizens of countries:

СНГ, Балтии и Грузии / the CIS, Baltic and Georgia 27,9 116,7 15,8 60,2 191,6 24,0

Европы / Europe 0,3 1,3 0,3 0,9 2,8 0,7

Азии / Asia 7,3 28,1 6,8 23,3 78,9 14,0

Центральной и Южной Америки / Central and South America 0,2 0,9 0,1 1,2 1,3 0,5

Северной Америки (США и Канады) / North America (USA and Canada) 0,1 0,1 0,0 0,1 0,3 0,0

Африки / Africa 1,4 6,7 1,0 8,5 29,9 3,5

Удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов, % / Share of foreign students in total number of students, percent, % - 2,2 - - 7,9 -

Лица без гражданства, тыс. человек / Stateless persons, thou. persons 1,8 7,2 1,3 0,1 0,5 0,1

Источник/Source: составлено автором по статистическому сборнику «Российский статистический ежегодник». М.: Росстат; 2022:210 / compiled by the author according to the statistical collection "Russian Statistical Yearbook". Moscow: Rosstat; 2022: 210.

исследовательского университета, ни фундаментального образования»7.

2. Новые векторы российской образовательной политики. На основе рассмотрения различных мнений вырисовывается понимание масштабности проблем функционирования высшей школы в сложившихся геополитэкономических условиях.

Принципиально важным является системное обновление стратегических и тактических ориентиров деятельности национальной системы высшего образования, базирующихся на приоритетных потребностях общества и интересах российского государства. Исходя из данной концепции ключевые направления развития высшего образования следует определять на основе располагаемого арсенала научных и практических новшеств, с применением инструментария долгосрочного прогнозирования потребностей отраслей национального хозяйства в кадрах определенных профессий и квалификаций. Отправной точкой для решения поставленной задачи является приведение образовательных программ высшего образования разного уровня (бакалавриат, специалитет, магистратура) в соответствие с требованиями работодателей к квалификации нанимаемых работников. Сам факт введения санкций (политических, экономических и иных) со стороны «недружественных» стран в отношении Российской Федерации, юридических и физических лиц служит акселератором интеграции высшего образования в сферу науки и реальный сектор экономики.

3. В составе первоочередных мер, направленных на повышение качества высшего образования, целесообразно выделить:

во-первых, деятельность по определению основных направлений развития высшего образования на перспективу, которая по сути своей носит комплексный, системный характер и предполагает решение целевой задачи кадрового обеспечения реализации федеральных и региональных программ социально-экономического развития. Ее решение возможно на основе разностороннего, детального учета, с одной стороны, многоаспектных потребностей динамично изменяющегося под влиянием цифровизации рынка труда; с другой стороны — текущих и перспективных запросов национальной экономики в условиях новой

7 А. Никифоров, Е. Позднякова. «Ничего лучше модели вуза, где образование опирается на науку, пока не придумано». Интервью с ректором НГУ Михаилом Федоруком. URL: https://rectorspeaking.ru/nichego-luchshe-modeli-vuza [дата публикации: 31 августа 2022 г.].

геополитэкономической реальности. Однако для реализации данной целевой задачи необходимыми предпосылками (условиями) являются обеспечение гарантий качества получаемого образования, максимально эффективное использование профессионального и научного потенциала организаций, реализующих программы высшего образования, для активизации на качественно новой основе подготовки научно-педагогических кадров.

Особое значение отводится поддержке отраслевых вузов;

во-вторых, целесообразность выстраивания развития высшего образования на основе использования инструментария системного подхода посредством применения следующих принципов: фундаментальность, конкурентоспособность, непрерывность, преемственность уровней образования, гибкость образовательных программ, образовательных и профессиональных направлений, междис-циплинарность и практико-ориентированность, единство преподавания и научных исследований, автономия вузов и академическая мобильность студентов, преподавателей и образовательных программ. Это позволит расширить возможности для реализации права обучающихся на получение дополнительных квалификаций в процессе освоения основных образовательных программ высшего образования;

в-третьих, возрастание актуальности вопросов обновления нормативно-правовой базы по обеспечению поэтапного наращивания финансирования научных исследований вузов в целях повышения качества высшего образования. Это становится возможным на основе формирования системы долгосрочного финансового обеспечения отрасли в соответствии с законодательно установленным порядком.

Сохраняется востребованность разработки предложений по повышению престижа профессии педагога и оплаты труда научно-педагогических работников, в том числе в части дополнительных гарантий для преподавателей вузов, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность или имеющих ученую степень, а также проработки иных мер по созданию условий для увеличения притока инвестиций в сферы образования и науки;

в-четвертых, необходимость разработки предложений по совершенствованию структуры и обеспечению согласованности взаимосвязей уровней высшего образования. Особого внимания заслуживает формирование таких моделей, которые спо-

собствовали бы поддержанию мобильности между уровнями высшего образования и направлениями подготовки, расширению возможностей для выпуска востребованных региональной экономикой междисциплинарных специалистов. Например, существует необходимость нормативного установления возможностей перехода на обучение по программам специалитета для студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Особую актуальность приобретают меры по закреплению подготовленных образовательными организациями кадров в регионах и трудоустройству их выпускников согласно профилю обучения и полученной квалификации;

в-пятых, необходимость концентрации внимания на обновлении программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре. Основанием для этого может стать определение в качестве основной цели обучения подготовленного, полностью завершенного научного исследования на соискание ученой степени

с его обязательным представлением (до завершения срока обучения) в диссертационный совет и последующей защитой.

В динамично развивающейся экономике постоянно возрастает роль человеческого капитала, основным источником которого является обучение, организация образовательной деятельности в целом. Человеческий капитал создается в процессе воспитания и обучения людей посредством системно структурированной образовательной деятельности, координируемой по уровням образования и под контролем государства. В условиях объективно назревших преобразований российской действительности концепция образовательной политики находится на стадии существенного обновления, приведения в согласование образовательных программ с запросами рынка труда и многократно возрастающими требованиями к компетенции и квалификации персонала для работы в цифровой экономике.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES

1. Lucas R. E. On the mechanics of economic development. Journal of Monetary Economics. 1988;22(1):3-42.

2. Romer P. Endogeneous technological change. Journal of Political Economy. 1990;98(5).

3. Romer P. Human capital and growth: theory and evidence, NBER Working Paper 3173. 1989.

4. Barro R., Lee J. International data on educational attainment: updates and implications. Oxford Economic Papers. 2001;53(3).

5. Bils M., Klenow P. Does schooling cause growth? American Economic Review. 2000;90(5).

6. Pritchett L. Where has all the education gone? World Bank Economic Review. 2001;15(3).

7. Cohen D., de Soto M. Growth and human capital: good data, good results. Journal of Economic Growth. 2007;12(1).

8. Fuente A. de la, Domenech R. Human capital in growth regressions: how much difference does data quality make? Journal of the European Economic Association. 2006;4.

9. Le T. V. T., Gibson J., Oxley L. Measures of human capital: a review of the literature. New Zealand treasury working paper 05/10. November 2005.

10. Соболева И. В. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН; 2009. 50 с.

Soboleva I. V. Paradoxes of measuring human capital. Scientific report. Moscow: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences; 2009. 50 p. (In Russ.).

11. Machlup F. Knowledge: its creation, distribution, and economic significance. Vol. II. The Economics of Information and Human Capital. Princeton: Princeton University Press; 1984.

12. Coleman James S. Foundations of social theory. Cembridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press; 1990.

13. Иванов О. И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). СПб.: Скифия-принт; 2013. 336 с.

Ivanov O. I. Human potential (formation, development, use). St. Petersburg: Srifiya-print. (In Russ.).

14. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ-ВШЭ; 2003.

Becker G. S. Human Behavior: An Economic Approach. Selected works on economic theory. Moscow: GU-HSE; 2003. (In Russ.).

15. Смирнов В. Т., Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И.В Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование. Монография. М.: Машиностроение-1; 2005. 513 с.

118

И.Н. Молчанов

Smirnov V. T., Soshnikov I. V., Romanchin V. I., Skoblyakova I. V. Human capital: content and types, evaluation and stimulation. Monograph. Moscow: Mashinostroenie-1; 2005. 513 p. (In Russ.).

16. Соболева И. В. Человеческий потенциал российской экономики: проблема сохранения и развития. М.: Наука; 2007. 203 с.

Soboleva I. V. Human potential of the Russian economy: the problem of conservation and development. Moscow: Nauka; 2007. 203 p. (In Russ.).

17. Лосева О. В., Абдикеев Н. М. Концепция человеческого интеллектуального капитала в условиях цифровиза-ции экономики. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(2):72-83. DOI: 10.26794/1999-849X- 2021-14-2-72-83 Loseva O. V., Abdikeev N. M. T he concept of human intellectual capital in the context of digitalization of the economy. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(2):72-83. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X- 2021-14-2-72-83

18. Воеводина Е. В., Тюриков А. Г. Социокультурные барьеры адаптации иностранных обучающихся в условиях российского высшего образования. Народонаселение. 2021;24(4):134-146. DOI: 10.19181/ population.2021.24.4.11

Voevodina E. V., Tyurikov A. G. Socio-cultural barriers to the adaptation of foreign students to Russian higher education. Narodonaselenie = Population. 2021;24(4):134-146. (In Russ.). DOI: 10.19181/population.2021.24.4.11

19. Салин П. Б. Методологические основы политической социализации обучающихся в Российской Федерации иностранных студентов. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(1):72-76. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-1-72-76

Salin P. B. Methodological foundations of political socialisation of international students studying in the Russian Federation. Gumanitarnye Nauki.Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(1):72-76. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-1-72-76

20. Университеты России в эпоху пандемии COVID-19. Монография. В. А. Садовничий В. А., ред. М.: Издательство Московского университета; 2022. 391 с.

Russian universities in the era of the COVID-19 pandemic. Monograph. Sadovnichiy V. A., ed. Moscow: Moscow University Publishing House; 2022. 391 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Игорь Николаевич Молчанов — доктор экономических наук, профессор, профессор департамента общественных финансов Финансового факультета, Финансовый университет, Москва, Россия; профессор кафедры политической экономии экономического факультета, МГУ имени М. В. Ломоносова; Москва, Россия Igor N. Molchanov — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Prof. of the Department of Public Finance, Faculty of Finance, Financial University, Moscow, Russia; Professor of the Department of Political Economy, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University; Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-4252-2387 INMolchanov@fa.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 14.01.2023; принята к публикации 20.03.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received 14.01.2023; accepted for publication 20.03.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.