Научная статья на тему 'Образование и культура – приоритеты развития России'

Образование и культура – приоритеты развития России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
242
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ В НАЧАЛЕ XXI В / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА / RUSSIA IN THE EARLY 21 ST CENTURY / EDUCATION / CULTURE / CULTURAL POLICY / SCIENTIFIC POLICY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Запесоцкий Александр Сергеевич

То, что происходит с образованием в современной России, многим кажется непонятным. Трудно соотнести действия чиновничества с традиционными представлениями о задачах государства в этой сфере. Cозданная в 1990-е годы в нашей стране ультралиберальная версия капитализма в корне противоречит интересам Российского государства и общества как неконкурентоспособная в контексте мирового экономического и социально-культур-ного развития, в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and Culture – Priorities of Russia’s Development

Many Russians cannot understand what happens to education in their country at present. It is hard to correlate the actions of the officialdom with traditional notions of the state’s tasks in this sphere. The ultraliberal version of capitalism created in Russia in the 1990’s radically contradicts with the interests of the Russian state and society as non-competitive in the context of the world economic and socio-cultural development in the conditions of globalization.

Текст научной работы на тему «Образование и культура – приоритеты развития России»

РАЗМЫШЛЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ

А.С. Запесоцкий

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА -

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ*

Запесоцкий Александр Сергеевич - член-корреспондент

Российской академии наук, академик Российской академии образования.

То, что происходит с образованием в современной России, многим кажется непонятным. Трудно соотнести действия нашего чиновничества с традиционными представлениями о задачах государства в этой сфере.

Гражданам, в особенности образованным, кажется само собой разумеющимся, что реформы должны проводиться с целью улучшения образования. Между тем представления инициаторов реформ об улучшении могут существенно отличаться от общественных ожиданий. Кстати, эти инициаторы и разработчики обществу, как правило, в последние десятилетия неизвестны, что неслучайно. Еще более существенно, что улучшение вообще может не быть целью реформ, когда речь идет о современном российском чиновничестве.

Это особый, мало изученный слой населения, имеющий собственное мировоззрение, целостный и законченный взгляд на мир. В нем содержится ценностная шкала, есть пафос веры и истины. Мировоззрение чиновников сопряжено с самоуверенностью и спесью, верой в собственную непогрешимость, которые затрудняют диалог с носителями других мировоззрений и нередко даже делают его невозможным. Основная масса сегодняшнего российского чиновничества - прослойка в общем-то малокультурная, неподготовленная к руководству государством, занявшая высокое положение благодаря беспринципности, аморальности, способности умело «ловить ветер» и угождать начальству, входить в движущиеся «наверх» в их иерархии «команды» и «обоймы». Свои высокие должности такие ловкачи и проныры рас-

* В основе статьи — доклады автора на пленарном заседании VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27 июня 2012 г.) и на заседании клуба академика О.Т. Богомолова (Москва, 19 февраля 2013 г.).

сматривают как свидетельство особой значимости, исключительности, результат обладания неким особым пониманием жизни.

Они задают тон в правящем слое современной России, который постепенно складывается в правящий класс. Помимо чиновников, в этот слой, видимо, следует включить: олигархические элементы общества вместе с обслуживающими их управленцами; псевдонаучные институты, разрабатывающие угодные чиновникам концепции, законы, программы и планы; федеральные СМИ, обрабатывающие население нужным образом.

Российский правящий слой - особый жизненный мир, который обладает дефективным мировоззрением, дефективной философией. Что и делает едва ли не любые его усилия губительными для России. Попросту говоря, эти люди убеждены, что являются носителями абсолютных истин. Увы, это не так. Более того, их заблуждения исключительно опасны для страны.

Разрушение образования -

закономерный процесс системной деградации

Развал системы образования приобрел в России последнего десятилетия поистине трагический характер.

Страна впадает в дремучее невежество. Престиж знаний в обществе понизился до уровня допетровских времен. Характерно, что, по последним опросам социологов, свыше 93% жителей России не могут назвать ни одного современного ученого. О Дмитрии Лихачёве и Жоресе Алфёрове слышали порядка 1% наших сограждан. Если люди еще понимают, почему день сменяет ночь, то уже мало кто способен объяснить причины смены времен года. Многие живущие сейчас в России люди искренне убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли. По последним опросам, так считают свыше 30% наших сограждан [10].

Важнейший результат реформ последних 20 лет - превращение нашей системы образования в набор обучающих учреждений. Как известно, образование должно осуществляться в неразрывном единстве обучения и воспитания. Обучение без воспитания не может быть эффективным в принципе, однако функция воспитания отдана чиновниками на откуп социальной среде, которая, в свою очередь, функционирует теперь под управлением федеральных каналов телевидения. Телевидение в постсоветский период стало главным воспитателем масс [3].

И оно пропагандирует, навязывает стране весьма убогую философию: «Деньги - главная ценность». Соответственно образование - это услуга. В этой ситуации дошкольные учреждения становятся местом, где детей кормят и присматривают за ними, школы - коммерческими центрами, где учителя зарабатывают на учениках, вузы - корпорациями по оказанию платных

услуг, а аспирантура и советы по защитам - своего рода магазинами, торгующими кандидатскими и докторскими дипломами. Именно это видится правильным правящему слою.

Как известно, мощная сеть дошкольных учреждений, созданная в СССР, в 1990-е годы была практически уничтожена и теперь с большим трудом восстанавливается, в основном - для состоятельной части населения.

Школа как институт социализации в ходе реформ последних лет вошла в стадию системной деградации. Приведем один характерный пример. При нашем университете - базовой площадке Российской академии образования -существует гимназия. В нее поступают школьники из примерно 50 регионов страны. И каждый год перед началом занятий для них проводится стартовая диагностика. Выясняется, насколько реально обеспечены знаниями оценки, с которыми дети пришли из других школ. Пять-шесть лет назад при среднем балле региональных школ 4,2 реальные знания поступающих в нашу гимназию учеников соответствовали в среднем оценке 3,8. Теперь «на входе» - дети с тем же средним баллом 4,2, а обеспеченность оценок знаниями уже совсем другая - 2,8. По нашим наблюдениям, сегодняшний отличник не дотягивает до «хорошиста» 1980-х годов.

Получается, что в среднем из российских школ выходят недоучки, невежды. К начальным, простейшим формам научной работы под руководством педагога оказываются готовы примерно 30% старшеклассников. Остальные 70% в лучшем случае могут пересказать информацию, полученную от учителя или из учебника. Они легко заимствуют тексты из Интернета, но не способны подвергать их простейшему анализу. А ведь речь идет о детях, стремящихся к поступлению в университет!

Тесты психологов показывают резкое падение мотивации школьников к труду, к соблюдению дисциплины. Коллективизм уступает место индивидуализму. Исчезают сострадание, взаимопомощь. Возрастают душевная черствость, жестокость, стремление к подавлению окружающих на пути к личному успеху. Таковы результаты реформирования российской школы.

Ее системное разрушение происходит под влиянием ряда факторов. По всей видимости, на первое место среди них следует поставить коммерциализацию - фальсификацию целей деятельности педагогических коллективов, осуществленную органами управления образованием. Вместо педагогической цели образовательным учреждениям навязана цель предпринимательская, коммерческая. Известно, что интеграция рыночных механизмов в деятельность различных социальных институтов имеет различные пределы. Превышение этих пределов приводит к перерождению самих институтов. Именно это и происходит сегодня со школой.

Цели формирования личности школой во многом утрачены. Но именно цель в педагогике является системообразующей. Напомним, что именно че-142

рез цель воспитания осуществляется связь педагогики с философией. Именно цель обусловливает системное единство задач, содержания, форм, методов, условий, приемов воспитания. В отсутствие педагогической цели образование утрачивает системность, становится обучением, причем хаотичным. Размываются критерии качества, утрачивается опора на предшествующий отечественный и международный опыт, связь с педагогической наукой и т.д. [4]. Отсюда и результаты.

В вузах постсоветского периода почти повсеместно произошел отказ от проведения воспитательной работы со студентами, что негативно сказалось на качестве образования. Ректоры ведущих университетов страны серьезно озабочены падением мотивации студентов к учебе, их нежеланием соблюдать дисциплину и трудиться, овладевая знаниями. Общественность бьет тревогу в связи с невероятным ранее коррупционным разложением вузов. Оценки успехов в образовании все чаще покупаются. Работодателей все меньше устраивает качество подготовки выпускников и их способность к продуктивной деятельности.

Наши исследования фиксируют сущностное перерождение высшей школы под влиянием реформ последних лет, содержание, методы и темпы которых не приняты обществом. Но главное - обществом не приняты их цели и задачи. Высшее образование теряет свою фундаментальность, ранее основанную на формировании у студентов целостного, системного видения картины мира за счет акцентированного внимания к базовым, обобщающим теориям. Теперь фундаментальные концепции постепенно выводятся из вузовских учебных программ. Профессиональная подготовка все чаще оказывается не связанной с обретением ориентиров в морали, что побуждает студентов к самостоятельной выработке критериев оценки своей деятельности и деятельности других людей. В итоге нормой становится выпуск вузами во взрослую жизнь морально неустойчивых и социально безответственных субъектов, легко подбирающих оправдания под любые поступки, связанные с сиюминутной выгодой.

В научных кругах, и тем более в обществе, еще не началось осознание перспектив трансформации аспирантуры, на которую в последние годы быстрыми темпами распространяется неолиберальная идеология. Однако в сформированной государством новой концепции аспирантура понимается как «образовательная услуга». Не приходится сомневаться, что такой подход уже в самое ближайшее время даст свои негативные плоды и в аспирантуре.

Советская образовательная система была нацелена на создание личности творческого типа. Переход к воспроизводству «человека потребляющего», осуществленный в постсоветской России, затрудняет возможность реализо-вывать в сфере производства даже модель «догоняющего» развития, не говоря уже о развитии инновационном. Современное состояние образования не

соответствует общим задачам такого развития, что катастрофически снижает конкурентоспособность страны в условиях глобализации. В современной России численность молодежи в возрасте от 15 до 29 лет составляет 33 млн. человек, это 23% от общей численности населения [6, с. 11]. И опасность того, что с ней происходит, трудно переоценить.

Дальнейшее развитие нынешних тенденций может привести к трагедии Российского государства: сегодня практически все, что еще сохраняется в стране, держится на плечах поколений, взрослевших при социализме. Этих людей становится все меньше, а в новую жизнь вливаются недостаточно дееспособные поколения. И нас не должны успокаивать победы юных российских программистов на международных чемпионатах: несколько десятков одаренных детей мы еще можем вырастить и натренировать, а вот сотни тысяч квалифицированных инженеров, врачей, учителей, управленцев, офицеров, юристов, экономистов, журналистов и т.д. - уже нет: система не позволяет.

Громадное большинство людей, профессионально причастных к образованию в России, замечает разнообразные симптомы катастрофической деградации этого социального института. Причины данного процесса видятся моим коллегам чаще всего в субъективных факторах - ошибках управления, некомпетентности чиновников. «Начальство не понимает, что...» - одна из формул объяснения происходящего, которую являет нам обыденное массовое сознание родителей, учителей, вузовских педагогов.

Между тем реальные причины развала российского образования - вовсе не в глупости начальства, а в дефектах социально-экономической системы, построенной в постсоветской России. Идеологи реформ фактически отбросили не только коммунистическую идеологию, но и христианскую мораль. Их божество - деньги, их мораль - выгода. При таком взгляде на вещи все остальные ценности, выстраданные человечеством за тысячелетия его развития, теряют смысл: труд, честность, патриотизм, уважение к старшим, любовь, дружба, служение закону - все это может быть только предано осмеянию и глумлению. Поруганию предаются и такие либеральные ценности, как демократия, свобода слова, равенство перед законом, уважение к личности, право частной собственности. Прямыми производными от этой идеологии являются: тотальная экономическая неэффективность, судебный произвол, коррупция, аномия и социальная дезорганизация, практически всесторонняя деградация социума, разрушение нашего главного национального богатства -великой российской культуры.

Разрушение великой культуры

Как убедительно показал в ряде работ академик В.С. Степин, никакие экономические реформы невозможны без преобразования культуры [11]. В связи с этим закономерно, что в 1990-е годы проведение ультралиберальной политики выдвинуло на первый план перед власть имущими задачу формирования новой культуры, не имеющей ничего общего в базисных основах не только с советской, но и с российской культурой дореволюционного периода, а также с мировой культурой.

Формально провозглашается полная свобода культурной жизни в стране. Реально же резко сужается доступ населения к учреждениям культуры: библиотекам, музеям, театрам, выставочным залам и др. В России об этом мало говорят, но право на доступ к ценностям культуры давно признано мировым сообществом одним из важнейших прав человека - не менее важным, чем избирательное право или свобода слова. К сожалению, с реализацией данного права в России дело обстоит не лучшим образом.

Недавно в составе группы ученых Российской академии наук мы специально изучали этот вопрос. Проанализировали массу данных по посещаемости театров, музеев, выставочных залов, библиотек, кинотеатров, по книгопечатанию, газетному делу и т.д. [9]. Оказалось, и здесь мало чему можно порадоваться. Если сравнивать положение с первой половиной 1990-х годов -вроде бы все совсем неплохо. По сравнению с последними годами советской власти - резкий спад. От Западной Европы имеет место отставание почти по всем количественным показателям в 2-3 раза. Говоря же о качестве применительно к основной массе театральных постановок, кинопродукции, книг, журналов, газет, следует констатировать сущностное перерождение многих форм культурно-досуговой деятельности населения. Это касается не только социальных функций кинематографа, содержания театрально-концертной деятельности, художественного уровня книгоиздания, но и коллективных форм проведения свободного времени, самодеятельного творчества, занятий спортом и т.д.

В целом произошло разительное обеднение структуры досуга граждан, его «одомашнивание» [2, с. 169]. Образно говоря, вся страна «уселась у телеэкрана». В свободное время около 60% россиян предпочитают дома смотреть телевизор [1]. Телевидение абсолютно доминирует в структуре досуга жителей страны как по затрачиваемому на просмотр телепередач времени, так и по числу людей, занимающих ежевечерне места перед экранами телевизоров. По данным различных исследований, величина среднесуточной аудитории телевидения (выраженная в показателях охвата - количество человек, включивших телевизор) колеблется в интервале 75-80% населения [8].

Чиновники нас уверяют, что современное российское телевидение демократично и показывает то, что хочет видеть народ. Это, конечно, не соответствует действительности. Процитирую выступление руководителя «Первого канала» Константина Эрнста перед студентами МГУ: «Телевидение воспитывает, но косвенно. Это система пилюль. В определенной степени многие вещи выглядят гораздо более развлекательными, чем на самом деле являются. Люди не любят горькие таблетки. Облатка - веселенькая и сладкая - нужна для того, чтобы ты проглатывал такие вещи. Людям кажется, что они смотрят сериал для того, чтобы развлечься, просто провести время, похохотать или поужасаться. А на самом деле... Почему в первые годы такая популярность была у русских сериалов про реальность? Потому что, когда глобально изменилась ценностная шкала, люди не знали, как себя вести в новой реальности. И они принимали это как модель поведения. Которая проговаривалась под видом развлекухи. В целом общество само выработать модели поведения не может. Основная суть телевидения - в том, чтобы проговаривать текущую ситуацию и правильные моральные модели поведения. Формировать модели поведения - ненавязчиво и опосредованно - это эффективнее, чем просто учить. Учителя, извини меня, можно послать. Просто сказать: "Ты кто такой? Кто дал тебе это право?" А того, кто опосредованно формирует модели поведения, послать трудно, потому что ты этого не чувствуешь. Это происходит помимо твоей воли и сознания. Ты же развлекаешься!» [12].

Что же вынуждена «проглатывать» наша молодежь по воле господина Эрнста? Пропаганду всевластия денег; утверждение неизбежности и необходимости насилия; перегруженность сексуальной тематикой, далеко выходящей за рамки разумного; дегероизацию жизни и деятельности поколений, предшествующих современной молодежи, антипатриотическое влияние.

Анализ актуального контента средств массовой информации и тому подобного позволяет нам отметить ряд мировоззренческих постулатов, активно внедряемых в сознание подрастающего поколения: негатив и зло в мире преобладают над добром; наш мир есть мир насилия, противостояния и соперничества, что надо считать естественным; сексуальный инстинкт - основа всего на свете; культ «красивой жизни», богатства вообще и денег в частности, естествен и необходим, «воспитание разумных потребностей» - пережиток коммунистических времен, высшие (духовные) потребности - либо от скудости, либо от глупости; рынок правит миром, причем не только в экономике, но и во всех взаимоотношениях людей; конкуренция и соревнование за выгоды и ресурсы естественны, взаимопомощь и тем более альтруизм - исключение, удел оригиналов и святых («бери от жизни все») [7].

Федеральные каналы Центрального телевидения с 1990-х годов превратились в решающий, системообразующий элемент не только информационного поля, но и формирования всего духовно-нравственного пространства 146

страны. Конструирование картины мира и системы ценностей человека, багажа знаний, отношения к жизни и отдельным ее явлениям, структуры интересов, мотивации к той или иной деятельности, культуры речи и бытового поведения и т.д. и т.п. - все то, чем раньше занимались родители, педагоги, профессора, деятели культуры и искусства, выдающиеся писатели, - берет на себя телевидение. Оно фактически контролирует всю нашу культуру.

Телевидение не информирует зрителя о реальности, а создает в сознании аудитории иную «реальность» - это производство, фабрика смыслов. Якобы идя навстречу запросам населения, телекомпании на самом деле удовлетворяют тот спрос, который сами же и формируют. Реализуется формула К. Маркса, согласно которой потребности производятся так же, как и продукты. Фактически имеет место производство духовного мира, системы потребностей, мотивов деятельности телезрителей.

Нередко народный юмор отражает «болевые точки» своего времени: «Учительница проверяла детские сочинения и плакала: теперь-то она уже знала, как надо проводить лето. Но денег не было, да и годы были уже не те...» Это грустное эссе лукаво. У громадного большинства наших детей нет средств для летнего отдыха. А на содержательном уровне советских времен его провести и за большие деньги невозможно.

Еще более существенно другое: молодежи навязан радикальный культурный разрыв с предшествующими поколениями. Как говорил известный шекспировский герой: «Распалась связь времен». Подобная ситуация существовала в теории, но никогда и нигде ранее не воплощалась на практике.

Образно говоря, новая культура строится СМИ не на фундаменте старой, а в стороне от нее, из груды обломков культурных элементов, в свое время уже доказавших несостоятельность и отвергнутых человечеством. В России формируется новый самобытный тип культуры, не имеющий прямых исторических аналогов и современных аналогов за рубежом. Наиболее близкий образчик - Древний Рим эпохи деградации и упадка, фактически принятый за образец московской «элитой» в начале 1990-х годов.

Особо влияет на подрастающие поколения содержание рекламы. С начала 1990-х годов реклама заняла в массовом сознании нишу идеологии, осуществляя демонтаж и реконструкцию фундаментальных мировоззренческих ценностей населения.

Во многом благодаря ей в это время происходит коренная переориентация предпочтений молодежи от нематериальных ценностей к материальным. Зарплата утверждается на первом месте в мотивах труда, оттеснив такие ценности, как содержание труда, самоопределение в труде, возможность реализации своих знаний и способностей через труд. Под воздействием рекламы понятие «уметь жить» начинает сводиться к формуле «иметь»: носить модную одежду, посещать дорогие клубы и дискотеки, не утруждать себя тяже-

лой работой. Меняются понятия счастья, смысла жизни. Современная реклама в России меняет представления о приемлемом социальном поведении. В целом же формируется тип деградирующей культуры, основным содержанием которой является проедание ранее накопленных ресурсов.

Здесь следует упомянуть о некоторых принципиальных особенностях, свойственных современному информационно-индустриальному обществу. Речь идет о том, что в конце XX в. рынок перестал быть игрой свободных производительных сил, описанных Карлом Марксом и его современниками. Рынок больше не подчиняется утилитарным потребностям людей и влиянию свободной конкуренции, превращаясь в систему, производную от идей. На смену производству материальных ценностей приходит производство смыслов. Роль смыслов кардинально меняет структуру производства. Смыслы производятся как продукты. Манипулирование вытесняет конкуренцию. Произошли радикальные перемены в соотношении между влиянием объективных экономических законов и влиянием механизмов изменения сознания людей [5, с. 283-290]. Реальная политика Российского государства в сфере управления строительством нового социума, сложившаяся в 1990-е годы и осуществляемая в настоящее время, привела к потере культуры, взращивающей в гражданах гуманизм, творческие начала, систему ценностей, испытанную тысячелетиями развития мировой цивилизации.

Следует заключить, что созданная в 1990-е годы в нашей стране ультралиберальная версия капитализма в корне противоречит интересам Российского государства и общества как неконкурентоспособная в контексте процессов мирового экономического и социально-культурного развития, в условиях глобализации. Перед Россией вновь встает задача выхода из очередного тупика - на магистральные пути общественного развития.

Литература

1. Большинство россиян в свободное время смотрят телевизор // ВЦИОМ: Ьир:/Ле1есош. cnews.ru/news/1me/mdex. shtm1?2008/05/06/299506

2. Дубин Б.В. Читатель в обществе зрителей // Знамя. - 2004. - № 5.

3. Запесоцкий А.С. Метаморфозы СМИ: Новое качество или новые болезни // Социологические исследования. - 2010. - № 7.

4. Запесоцкий А.С. Образование и культура: Проблемы российской модернизации // Социология образования. - 2010. - № 7. Примеч.: Статья написана на основе доклада на заседании Секции философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН, 28 апреля 2010 г.

5. Мамардашвили М.К. Интеллигенция в современном обществе // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992.

6. Молодежь в России. 2010: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Федер. служба гос. статистики. - М.: Статистика России, 2010.

7. Никандров Н.Д. Воспитание и социализации молодежи: Проблемы гармонизации // Проблемы современного образования. - 2011. - № 2.

148

8. Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения: Ав-тореф. дис. ... д-ра социол. наук. - М., 2008 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://dibase.ru/article/22092008_poluekhtovaia

9. Права человека и правовое социальное государство в России / Н.А. Воронина, А.С. Запесоцкий, В.А. Карташкин, А.Г. Лисицын-Светланов [и др.]; отв. ред. Е.А. Лукашева. -М.: Норма, 2011.

10. «Солнце спутник Земли», или Рейтинг научных заблуждений россиян // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459& uid=111345

11. Степин В.С. Цивилизация и культура. - СПб.: СПбГУП, 2011.

12. Эрнст К. Телевидение и эволюция // Научные и учебные тетради Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Алгоритм, 2010. - Тетр. № 1. - сент.-дек. 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.