К 70-летию ИГОРЯ МИХАЙЛОВИЧА ИЛЬИНСКОГО
Ректору Московского гуманитарного университета, Президенту Национального союза негосударственных вузов, Президенту Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, доктору философских наук, профессору И. М. Ильинскому исполняется 70 лет. Редакционный совет и Редакционная коллегия журнала «Знание. Понимание. Умение» присоединяются к поздравлениям и желают главному редактору нашего журнала здоровья и энергии, осуществления планов и творческих замыслов — и более всего дальнейшего претворения в жизнь концепции российского вуза, соответствующего вызовам и новым возможностям XXI века.
В этом номере журнала мы публикуем доклад И. М. Ильинского «Образование и кризис понимания», который он сделал на секции «Философия образования» IVВсероссийского философского конгресса, проходившей 25 мая 2005 г. в Московском гуманитарном университете, и разделы его вступительной статьи к составленному им документальному сборнику «Главный противник: Документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг.», опубликованному в мае 2006 г. В журнале также публикуются статьи, содержащие анализ научного творчества И. М. Ильинского.
Распространенным является допущение, что человек есть продукт эволюции живой природы, что (в силу этого) его ментальные способности, познание и знание в конечном счете направляются механизмами этой эволюции. Способности, самосознание, язык, мораль Homo Sapiens теснейшим образом связаны с процессом естественного отбора, поисками способов выживания и воспроизводства. Всю историю человечества можно представить как историю его выживания в целом, историю борьбы особей и индивидов, конфликтов и войн, народов и стран, в которых побеждали те из них, которые обладали необходимыми и достаточными для этого выживания человече-
скими качествами, в первую очередь — интеллектуальными и духовными. Несомненно, что благодаря этому в целом человечество прогрессировало. И, прежде всего, потому, что духовные и нравственные императивы, которые мучительно вырабатывались в ходе борьбы за выживание, были направлены на обуздание природных инстинктов, воспитание чувств, формирование сознания. Это позволяло человеку в той или иной мере контролировать свои потребности, сознательно подчинять личные и групповые интересы интересам других людей и общества исходя из общественных моральных установлений и высших духовных ценностей.
И. М. Ильинский Образование и кризис понимания
Человечество не только училось познавать и накапливало все больше знаний, но придумало и способ передачи знаний друг другу и от поколения к поколению — образование как единый и целостный процесс воспитания и обучения.
Итак, человеческая эволюция, понимаемая как необратимый и направленный процесс постепенных экстенсивных и интенсивных изменений и развития, в ходе которого осуществляется переход от одного его состояния к другому с увеличением уже имеющегося или возникновением нового качества,
непосредственно связана с уровнем познания и образования. Справедливо говорится, что чем выше уровень науки и образования, тем выше темпы освоения природы, изменений окружающей человека среды, в том числе социокультурной.
Но, согласившись с тем, что между прогрессом и образованием существует прямая зависимость, необходимо признать, что такая же связь существует и между регрессом и образованием. Иными словами, если мы говорим сегодня о глубоком и многоаспектном кризисе современной цивилизации, о том, что человечество поставило себя на грань физического самоуничтожения, то это значит, что прежде и задолго до этого признания произошел глубочайший кризис, свершились катастрофические перемены в системе образования, которые и привели к трагическим изменениям в содержании и формах мышления, духовном мире, ценностных ориентациях людей. И это в первую очередь характеризует народы т. н. развитых стран, которые задают направление развитию всего человечества. Это обозначает также, что если образование этих стран не изменяется к лучшему в своей сущности и своем содержании, то мировой кризис может только углубляться, а катастрофа — только приближаться. И, следовательно, если мир хочет избежать катастрофы, то он должен обратить свой взор к образованию с тем, чтобы понять суть совершенных ошибок и исправить их.
На мой взгляд, именно кризис образования, который обусловлен различными при-
чинами, но более всего ошибочными представлениями о том, чту такое образование и каким оно должно быть, в чем высший смысл и высшая цель (предмет) образования, — и породил глобальную проблему человечества №1, кризис №1, который я определяю как кризис понимания.
Сущность кризиса понимания (я говорю о социальных процессах, о гуманитарной сфере), на мой взгляд, определяется в нескольких измерениях.
1. Вследствие нарастания темпов перемен и сложности Происходящего мы все хуже понимаем его.
2. В силу целого ряда причин, в том числе психологического свойства, мы не понимаем, что мы — не понимаем. И, прежде всего потому, что не хотим признать этот факт, не хотим понимать.
3. Мы не понимаем, чту же мы не понимаем. Объем происходящего столь велик и многопланов, в обществе происходит так много нового, что многие аспекты Происходящего оказываются за пределами понимания (например, что установление США нового мирового порядка — это в сущности мировая война нового типа; что глобализация в ее нынешнем исполнении — это главный инструмент данной войны и т. п.).
4. Мы не понимаем, что мы должны понять (например, глобальные проблемы человечества, идею устойчивого развития и др.). Мы знаем о многих вызовах и угрозах будущего. Но нет достаточного понимания их смертельной опасности. А потому нет и предотвращающих катастрофу адекватных действий.
Эти выводы могут показаться парадоксальными. Ведь ХХ век был веком научнотехнической и информационной революций, веком компьютера и Интернета, невероятно увеличивших возможности человека знать и понимать. Мы уже давно говорим не о нехватке, а об избыточности информации. Но информация еще не есть знание. А знать — не значит понимать.
Человечество попало в психологическую ловушку. Нам кажется, что если мы обладаем огромным и все более растущим объемом
информации, все увеличивающейся массой обученных людей, да еще с «высшим образованием», то нам все ясно и понятно. На самом деле мы все глубже проникаем в суть частного и особенного, но нам все больше не хватает понимания общего и целого. Мы все лучше анализируем и все хуже синтезируем. Ибо в обществе становится все больше высококлассных специалистов, а по сути дела — ремесленников, и все меньше людей широко образованных, эрудитов, не говоря уж об энциклопедистах.
Причины — все более ускоряющиеся (объективные!) процессы массовизации, все более узкой специализации и, как главное их негативное следствие, примитивизации образования. Поэтому в обществе все больше «силовиков» и все меньше «мозговиков».
И, тем не менее, «человеком понимающим» сегодня полагает себя едва ли не каждый, кто умственно здоров. Тем более, если он занял какую-то значительную позицию в системе управления обществом или государством, да еще каким-то образом приобрел ученую степень или просто заимел много денег.
Спросите такого человека: «Что же ты знаешь?». И окажется, что сплошь и рядом он знает слова и названия явлений, событий, процессов, но не их содержание, не их глубинный смысл. Знание сущности предмета сплошь и рядом подменяется знанием его названия, которое и принимается за понимание. На самом деле это иллюзия знания, иллюзия понимания.
При этом все более заметны симптомы снижения моральных начал в действиях властей, поведении не только отдельных индивидов, но целых народов и государств. Следствие — дикие масштабы насилия, агрессивности, экстремизма, террора и терроризма, коррупция, преступность, наркомания и алкоголизм, проституция и т. п. Набирают силу тенденции псевдокультуры и антикультуры, которые уже захватили значительную часть населения.
Но что означает снижение «этической планки» и общекультурного уровня? Это оз-
начает дальнейшее понижение качеств человечества, которые необходимы для его выживания. Мы являемся свидетелями процесса не естественного, а искусственного отбора индивидов, групп и народов, который, в силу предельной сжатости исторического времени, происходит (а может уже произошел?) мгновенно, на наших глазах в рамках всего нескольких (двух-трех) десятилетий, т. е. так быстро, что мы не успели заметить и понять, как псевдоценности заменили ценности истинные, а псевдокультура — собственно культуру. Не зная, как поступить в этой ситуации, мы не находим ничего лучшего, как ложное объявить истинным, безобразное — прекрасным, извращение признать нормой.
Псевдодемократия во всех странах выбрасывает на вершины власти людей именно этой «культуры» и «морали» и теперь псевдокультура уже организованно и всеми способами насаждается сверху. В том числе -с помощью системы образования. Не способные одолеть хаос политики и государственные чины начинают его оправдывать, выторговывая у массы «право на ошибку», а многие ученые упирают на неизбежность и необходимость хаоса, ибо из него рождается порядок, словно забывая, что и хаос, и порядок в своих крайних выражениях — это смерть.
Оказавшись в катастрофической ситуации, общество задается вопросом: «Зачем нам такое образование?». И затевает бесконечную череду реформ, пытаясь повысить качество образования. Но ничего не получается. Почему?
Реформа — это перемена. Перемены — враг устойчивости и стабильности. Между тем, качество требует сосредоточенности в труде, накопительности его результатов. Качество, как и золото, намывают, но в отличие от золота, в слитках оно не встречается. Приобретение образовательным процессом высокого качества требует от педагогического коллектива времени и немалого, огромных, целеустремленных и последовательных усилий. В условиях непрекращающихся пе-
ремен, нестабильности, неуверенности повысить качество образования попросту невозможно.
Но если бы в нашей стране шли реформы, т. е. преобразования с изменением содержания без изменения его формы; или формальные перемены без трансформации содержания; или содержательные либо формальные изменения без потрясения принципов и основ системы! Увы. То, что мы наблюдаем вот уже 14 лет, — это самая настоящая революция внутри системы образования.
Тем самым я не хочу сказать, что реформы не нужны. После либеральной революции 1991 года в нашей стране их необходимость очевидна. Однако реформационный процесс в образовании должен быть подчинен идеям этой революции, осуществлять ее лозунги, декларации и программы. Происходит же все с точностью до наоборот. Посмотрите, что произошло с некогда самыми демократичными в Европе законом «Об образовании», законом «О высшем и послевузовском образовании», и сразу станет ясно, что практические шаги законодательной и исполнительной власти России находятся в полном противоречии с заявленным курсом на построение «общества знаний» и приоритетную роль образования.
Думаю, что многие беды нынешней России часто проистекают именно из-за слабого понимания теми, кто осуществляет реформы, чту и кбк надо делать. В том числе и в области образования.
Так называемую модернизацию образования осуществляют люди, плохо подготовленные философски, плохо знающие основы философии образования и что такое образование вообще.
Грубейшей ошибкой, например, было исключение в 1992 г. из школ и вузов воспитательной функции. Ничем иным как организационной суетой, стоившей огромных денег и нервотрепки в образовательном сообществе, стал эксперимент по введению ЕГЭ и ГИФО. Ударом по образованию стало лишение образовательных учреждений льгот, принятие закона о налоге на имущество и землю. Ина-
че как управленческой несуразицей не назовешь слияние Министерства образования с Министерством науки и деление его на Минобрнауки, Ведомство и Службу. Если все происходящее не воспринимать как злой умысел, то объяснить его можно только одним: плохое понимание действительного смысла и целей современного образования.
Надо признаться, что и в образовательном сообществе в этом вопросе существуют огромные расхождения во взглядах. Нам стоит порассуждать на эту тему.
Что такое образование сегодня, в условиях выживания?
Во-первых, в нем надо видеть всеобщий,
всемирно-исторический процесс образования человечества вообще. А точнее сказать — процесс и инструмент исправления всей человеческой породы, сознания людей, которое искажено в итоге постепенного искажения смысла образования, происходившего в мире на протяжении столетий; сознания, народов, прежде всего развитых стран, заполненного множеством мифов и догм, ведущих ко все новым региональным и мировым конфликтам и войнам, ставящим мир на грань гибели. Что это дает? При таком понимании не остается ничего иного, как признать, что те модели американского (да и европейского) образования, которые усиленно навязываются сегодня России, выглядят совсем не безупречными; их надо не тиражировать, а исправлять.
В современном образовании надо видеть, во-вторых, особенный процесс становления и развития национальных культур в различных странах, в частности в России, народ которой в одних отношениях прекрасен и гениален, а в других случаях, мягко скажем, далеко не идеален. При таком понимании нашу образовательную систему надо признать хорошей и в определенной части она должна быть сохранена, а в другой части — разрушена и решительно переделана. И тогда ясно, что мы — не «лучшие в мире», как об этом заявляют некоторые, но и вовсе не худшие, какими нас хотят представить другие. Нам есть чему учиться у других, но мы и сами можем
поучить многих и многому. И тогда ясно, что когда нас хотят «интегрировать» в мировое и европейское образовательное пространство исключительно на «ихних» условиях, а то и вовсе не пускают в Европу, мы такой подход должны решительно отвергнуть. Но при этом должны хорошо знать и ценить свои достоинства и преимущества, иметь возможность продемонстрировать их.
К сожалению, оба этих широких взгляда на образование затушеваны в нашем сознании. Образование (это — в-третьих) в подавляющем большинстве случаев понимается как единичный процесс образования отдельного человеческого индивида. Применительно к высшему образованию — процесс подготовки специалиста, профессионала, а по сути дела «винтика», «человека-функции».
Тут я подхожу к вопросам сущности образования, которых только коснусь.
Что есть главное в человеке в отличие от природы? Известно: его духовное начало. Человек настолько человек, насколько он духовен. Всему, что он творит, человек обязан духовному началу.
Но что есть дух? Дух есть истина, которой владеет человек. Или не владеет. Сколько истины в человеке, столько в нем и человека.
Истина не выдается человеку вместе с метриками о рождении. Становление и развитие человека — это процесс постижения истины, процесс образования духа, процесс самовыработки человека человеком и формирования самого себя собственными усилиями — самообразования. Конечная цель образования — понимание и, прежде всего понимание того, кто ты, зачем ты в этом мире, что представляет собой этот мир и т. п.
Я согласен с теми, кто полагает, что главная беда случилась с образованием тогда, когда на Западе и в России наука и практика резко отделили материальную культуры от духовной, а степень образованности человека стали измерять количеством усвоенного им «практически полезного знания». С этого момента, на мой взгляд, и стал рушиться сам человек, а вместе с тем искажаться и ру-
шиться мир, который он создавал сообразно своему все менее духовно наполненному сознанию. Такой человек редко спрашивает о том, насколько истинно (иначе говоря, насколько духовно) то, что ему преподносят учителя, в чем смысл того, что его окружает. Его прежде всего волнует вопрос, а насколько выгодно то, что он узнал, и нельзя ли сразу превратить эти знания в деньги. Так появляются умные дураки, знающие свой предмет, но полные профаны в понимании жизни и Происходящего; так приходят в жизнь аморальные «специалисты», осуществляющие отрицательную, контрпродуктивную деятельность, т. е. деятельность не во благо, а в ущерб.
Хотел бы сказать несколько слов об особой роли высшей школы в разрешении кризиса понимания.
Известно, что процесс образования человека не только непрерывен, но и дискретен, т. е. имеет разные этапы, на каждом из которых человек, по мере взросления, сталкивается с соответствующим возрасту кругом знаний и культуры, должен усвоить их. Воспитание чувств, развитие способности созерцать, выработка представлений — эти первые три ступени постижения истины (формирование культуры духа) человек проходит в школе от ее начальных классов (счет, письмо, чтение, пение, рисование, наблюдения природы, человека и самого себя) до выпускных (изучение языков, античной культуры, всемирной и отечественной истории, географии, выработка представлений о мире и человеке в ходе основательного знакомства с эмпирическими и социально-гуманитарными науками и т. д.). Конечно, и на этих этапах он учится мыслить и понимать.
И все-таки развитие мышления до стадии понимания — это задача главным образом высшей школы. Причем, убежден, сегодня речь должна бы идти о развитии способности размышлять и понимать не только предмет своей специальности. Это само собой. Выпускник высшей школы должен обрести в ходе обучения мыслящий рассудок, понимание происходящего в своей стране и в ми-
ре, а также способность разумно осмысливать действительность в будущем, постигать смыслы событий и явлений.
Образование в XXI веке, если мы говорим о его спасительной роли, если ставим задачу исправить само образование, а с его помощью — человека и человечество (дабы выжить и избежать катастрофы), должно обрести смыслообразующий характер. На мой взгляд, для этого в курс обучения в вузах необходимо включить ряд дисциплин, знание которых необходимо человеку, живущему в XXI веке (синергетика, устойчивое разви-
тие, глобалистика и др.) значительно усилить курс философии, изучение которой должно происходить на всех курсах обучения. Как это сделать — другой вопрос, которого я не касаюсь в данном докладе.
У России нет иного способа выжить и встать в ряд великих держав, кроме как выстроить свою, новую и лучшую в мире систему образования — от дошкольного до высшего уровня. Довольно имитировать реформы. Пора действовать, укреплять дух нации на основе понимания самой главной мысли: «Если захотим, мы сможем все».