2011 История №3(15)
УДК 94(470)«19)
А.М. Адаменко
ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВ
НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ
Рассматривается деятельность приходских попечительств в Томской епархии как пример самодеятельности населения. Ключевые слова: церковно-приходские попечительства, Томская губерния.
Гражданское общество предполагает деятельность добровольно формирующихся организаций людей без прямого вмешательства государства. Но исторические реалии Российской империи конца XIX - начала XX в. не позволяют нам найти институты, которые полностью не зависели бы от государства. Существовали организации с довольно высоким уровнем самоорганизации и самоуправления, но в то же время либо созданные по инициативе правительства, либо их деятельность контролировалась или частично финансировалась государством. Это стало характерным явлением данной эпохи и не обошло стороной и Русскую православную церковь, где при низовых структурах, каковыми являлись приходские общины, начали организовываться церковно-приходские попечительства, своеобразный прообраз самостоятельно действующих органов низового самоуправления.
Толчком для их создания стала инициатива правительства. В рамках деятельности в 60-х гг. XIX в. Особого присутствия для изыскания способов к большему обеспечению быта духовенства, созданного 18 июня 1862 г., было разработано «Положение о Приходских Попечительствах при Православных церквах», получившее силу закона 2 августа 1864 г. Именно этот законодательный акт положил начало созданию и постепенному развитию по всей территории Российской империи полусамостоятельных общественных структур, позволявших частично освободить государство от заботы по содержанию приходских храмов и белого духовенства. В преамбуле к Положению оговаривалось, что процесс организации церковноприходских попечительств должен быть постепенным и учитывать местные условия. Главной целью попечительств определялась забота о содержании храмов и причтов. Так, уже в первом пункте положения закреплялось: «Для попечения о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения
детей и для благотворительных действий в пределах прихода, учреждаются Приходские Попечительства из лиц, отличающихся благочестием и преданностью вере Православной» [1. С. 689]. Сами попечительства должны были состоять из непременных членов и выборных от прихожан. Четко прописывались функции попечительств: «5. Приходские Попечительства обязаны заботиться: 1) о содержании и удовлетворении нужд приходской церкви и об изыскании средств для производства нужных исправлений в церковных строениях и для возведения новых, в замен пришедших в упадок; 2) о том, чтобы приходское духовенство пользовалось всеми предоставленными ему средствами содержания, а в случае недостатка сих средств, об изыскании способов для увеличения оных; 3) об устройстве домов для церковного причта; 4) об изыскании средств для учреждения в приходе школы, больницы, богадельни, приюта и других благотворительных заведений, устройство и заведывание коими лежит на обязанности Попечительства; 5) вообще об оказании бедным людям прихода, в необходимых случаях, возможных пособий, также о погребении неимущих умерших и о содержании в порядке кладбищ» [1. С. 690]. Функционирование попечительств должно было обеспечиваться добровольными пожертвованиями, а в случае их нехватки мог устанавливаться и сбор с прихожан. В основе деятельности попечи-тельств должен был лежать принцип гласности и периодической отчетности перед общим собранием [1. С. 691].
В Томской епархии процесс создания попечи-тельств начался с опозданием, и по материалам «Справочных книг по Томской епархии» за разные годы, а также «Томских епархиальных ведомостей» мы можем выстроить следующую динамику изменения числа церковно-приходских попечи-тельств в епархии: 1870-е гг. - 2; 1880-е гг. - 5; 1890-е гг. - 199; 1900-е гг. - 236; 1910-е гг. - 24 [2-5]. Как мы видим, именно на период 18901900-х гг. приходится наибольшее количество
созданных попечительств, что связано как с деятельностью на посту епископа Томского и Барнаульского Макария (Невского), так и с общими процессами, идущими в Русской православной церкви, направленными на все большее вовлечение мирян в церковную жизнь во всех ее аспектах, кроме литургических. Особенная активность приходится на 1895 г., когда было создано 34 попечительства, 1900 г. - 38, 1901 г. - 50 попечительств. Епископ Макарий даже идет на то, чтобы открытие попечительств стало обязательным элементом приходской общины. Так, 24 марта 1899 г. последовало «постановление епископа о том, чтобы во всех приходах были открыты церковноприходские попечительства в течение 3 лет с распоряжения, а в новых приходах в течение 5 лет с открытия» [5. 1899. № 8]. Однако, несмотря на столь бурный рост числа попечительств и попытки регламентации их организации со стороны епархиального управления, в 1914 г. в 446 приходах церковно-приходских попечительств не существовало по разным причинам: недавнее открытие прихода, отсутствие храмов или штатов священнослужителей, нежелание прихожан организовывать подобный орган, в связи с отсутствием в приходе церковных школ и богоугодных заведений.
В «Томских епархиальных ведомостях» подчеркивалось, что «... церковно-приходская община представляет из себя полнее твердую основу религиозной взаимопомощи, чем какие-то бы ни было частные союзы. община (не более 2000 человек) лучше, чем кто-либо посторонний, знает все свои нужды и потребности, знает степень их настоятельности, знает возможность или невозможность выполнения их в данное время. выборным председателем может быть не только священник. Подобный выборный председатель будет живым свидетелем того особенного уважения и доверия, которыя питает к своему духовному пастырю его паства.» [5. 1891. № 24]. Именно в попечительст-вах видели силу, которая способна активизировать общественную деятельность самих мирян, направленную на поддержание в должном порядке жизни в самом приходе и даже в целом по епархии.
Немалое значение развитие попечительств имело и в осознании человека себя как личности и своей значимости в развитии общества. «Тяжело сознавать, что громадное большинство церковных общин почти лишено всего того, что человека делает человеком и что так или иначе, в большей или меньшей степени облегчает его нравственные и физические страдания. Без христианской любви, сплачивающей общими воедино, составляющей из них, как бы, единого человека, воодушев-
ленного мыслию помочь ближнему, попечительства не достигнут и миллионной доли той пользы, какая может быть достигнута ими. Таким образом, русский православный народ в общей своей массе представляет из себя благоприятную почву для развития благотворительности» [5. 1892. № 3]. Кроме того, указывалось, что одной из причин, которая подталкивала к развитию приходской благотворительности, являлось распространение раскола и сект [5. 1905. № 17]. Численность попечи-тельств, существовавших в Томской епархии, была различной - от 5 (с. Кетское) до 78 (г. Каинск) членов, причем не обязательно большое количество членов присутствовало в городе, зачастую сельские попечительства были более многочисленными.
В тех приходах Томской епархии, где попечительства были созданы, их задачами были: сбор и расходование денежных средств, помощь бедным и неимущим, забота о людях во время эпидемий, сбор денежных средств в помощь переселенцам из европейской части России, постройка домов и отвод квартир под причты, устройство школ, помощь пострадавшим от пожаров в приходах епархии и пр. Об этом нам говорят и отчеты попечи-тельств о своей деятельности, публиковавшиеся в «Томских епархиальных ведомостях». Особое место в деятельности попечительств занимала борьба с бедностью и нищенством: «Епископом предписано попечительствам переписать всех бедных и нищих и разузнать, кто из них способен к труду и, следовательно, может зарабатывать кусок хлеба и помимо попрошайничества и кто по своему без-силию и неспособности к труду нуждается в помощи. Этим последним от имени священника выдаются особого рода билетики, удостоверяющие бедность и беспомощность просителя. Кроме этого, попечительствами заведены кружки для нищих, которые раздаются последним для сбора пожертвований вместо поручной милостыни. В известное время собранное высыпается из кружек церковным старостою и разделяется поровну между нищими этого прихода» [5. 1894. № 1]. Именно помощь бедным (как в своем приходе, так и за его пределами) составляла основную заботу попе-чительств.
В городах, где сборы средств были намного больше, зачастую открывались специальные заведения для помощи бедным и нищим. Так, 29 октября 1895 г. открыта богадельня в г. Бийске при Александро-Невской церкви в 2-этажном доме с баней, амбаром, погребом, сеновалом и скотным двором, пожертвованном купеческой вдовой Прасковьей Трифоновной Соколовой; в г. Каинске
существовала богадельня и действовал ночлежный дом, построенный купцом 1-й гильдии Иваном Васильевичем Шкроевым [5. 1899. № 18], в Мари-инске был приют для бездомных [5. 1896. № 15]. В городе Томске при Никольской церкви с 30 мая 1893 г. открылся дневной приют «Ясли». Попечительницей «Яслей» с 16 ноября 1896 г. по 1899 г. была жена профессора Надежда Ивановна Образцова, начальницей приюта Анна Дмитриевна Но-ренберг до мая 1899 г.; в 1899 г. попечительница Александра Архиповна Кухтерина, начальница Мария Федоровна Хроновская. При приюте действовал кружок рукоделия «Муравейник», проводились благотворительные базары. Кроме того, существовал Дом убежища с 26 сентября 1893 г., в 1896 г. 20 человек. 2.10.1899 г. купеческая вдова Фекла Степановна Пастухова пожертвовала одноэтажный деревянный дом на 20 человек с 1485 квадратными саженями земли, произведен его ремонт и выстроена ограда (268,5 руб.). В 1899 г. выдано пособие деньгами 282,81 руб. [5. 1897. № 11]. Немало средств шло на заботу о благоустройстве уже существующих храмов и часовен и строительство новых. В 1897 г. попечительство при Александро-Невской церкви просило о разрешении на строительство на площади нового базара часовни в память коронации Николая II [5. 1898. № 10]. Через приходские попечительства осуществлялся контроль за выплатами средств на содержание духовенства, ремонт и постройку причтовых домов, церковных хоров.
Особое внимание попечительств обращалось на состояние школ в приходе и строительство новых школ не только в центре прихода, но и в окрестных деревнях (расходы иногда достигали до 50 % от доходной части попечительств). В 18991901 гг. значительная доля средств попечительства шла на строительство и обустройство школы в с. Кожевниковское [5. 1902. № 20]. В 1901 г. в с. Ново-Кусковском попечительство на сельском сходе возбудило вопрос о постройке нового здания для церковно-приходской школы, на что из доходов питейного заведения было пожертвовано 482 руб. [5. 1902. № 12]. Именно попечительства-ми выплачивались суммы на оплату труда учителей, закупку необходимого инвентаря и учебников. Немалое внимание уделялось заботе о религиозно-нравственном состоянии жителей, поддержании в должном порядке библиотек с выдачей и покупкой книг. Иногда попечительства вмешивались и в хозяйственную жизнь населенного пункта. Например: в 1897 г. в г. Бийске по инициативе попечительства при Александро-Невской церкви был открыт второй базар [5. 1898. № 10]; в 1896 г.
в Мариинске устроены три перехода по площади к собору в связи с грязью [6]; в 1903 г. в с. Парфе-новском предполагалось открыть кирпичный завод, а также по инициативе священника открылось потребительское общество «Сотрудник» [5. 1902. № 23]. В попечительствах организовывали различные общественные мероприятия, например, в 1898 г. в Каинске организован духовный концерт [5. 1899. № 18], в 1901 г. сеансы волшебного фонаря в с. Кожевниковское; детские праздники в с. Лебедянское [5. 1913. № 18] и пр.
В начале XX в. довольно много внимания обращалось на развитие трезвеннического движения и борьбу за трезвый образ жизни, в Мариинске обращалось внимание на борьбу с игрой в карты [6]. В годы Русско-японской и Первой мировой войны попечительствами неоднократно организовывались сборы для нужд армий (как деньгами, так и вещами - сухари, масло, сало, крупы, теплые вещи (варежки, валенки и др.), махорка), в помощь раненым и инвалидам, а также оказывалась помощь семьям воинов, вдовам и сиротам внутри приходов; собирались пожертвования в пользу Общества Красного Креста. Кроме того, особое внимание в попечительствах обращалось на помощь пострадавшим от стихийных бедствий, в первую очередь, пожаров и на борьбу с эпидемиями, как внутри своего прихода, так и по губернии и стране в целом. Суммы попечительств обычно складывались из нескольких составляющих: 1) остаток от предыдущего года; 2) суммы в банковских билетах и проценты на них; 3) сборы; 4) членские взносы; 5) пожертвования; 6) продажа икон и книг. По отчетам попечительств за разные годы мы можем говорить, что доходы попечи-тельств отличались довольно значительно от 27 до 5782 руб. Хотя основная масса попечительств ограничивалась доходами до 100 руб. в год, с доходностью более 1000 руб. были только те попечительства, где строились новые храмы или проводился их капитальный ремонт. Расходная часть чаще всего включала: 1) пособия и ссуды; 2) жалованье учителям; 3) школьные расходы; 4) на хоры; 5) возвращение займов и ссуд; 6) ремонт храмов и причтовых домов, покупка церковной утвари и книг; 7) устройство кладбищ; 8) пожертвования на внеприходские нужды. Расходы обычно не превышали доходов.
Немало места на страницах епархиальной газеты занимали и вопросы деятельности попечи-тельств: «... даже во внешней деятельности большинства приходских попечительств слишком заметно проявляется какая-то апатия, какая-то вялость и косность. идея живого и деятельного
участия всякого верующего в религиозно-нравственных делах своей общины, - забытая и совершенно изгладившаяся из сознания нынешних приходских общин, слишком важна и дорога» [5. 1892. №4]. В 1901 г. священником Митрофаном Владимировичем Дагаевым даже была сформулирована целая программа дальнейшего развития церковно-приходских попечительств: «... попечительства должны выйти из узких рамок хозяйственно-материального благоустройства прихода. ставили бы такие вопросы: куда деваются эти грамотеи, выходящие из школы, приносят ли они пользу себе и людям, и как сделать, чтобы грамотность имела живое приложение к жизни. Итак, мы призываем всех стать за живое и великое приходское дело, оживить деятельность попечи-тельств, найти основы к объединению, к деятельному союзу, по примеру первохристианских общин. Стоит только дать более широкое приложение союзному началу, усилить взаимопомощь, материальную и нравственную, и тогда начнется истинная народно-приходская жизнь. Деятельность попечительств, по нашему мнению, может быть подразделена на следующие самостоятельные отделы: церковный: сооружение церквей и их благоустройство, обеспечение причтов, борьба с расколом и сектантством; образовательный: устройство школ и библиотек, читален, книжных лавок и т. д.; врачебный: оказание медицинской помощи, учреждение аптек, приемных покоев и т. п.; благотворительный: пособия бедным, ссуды, приюты;
сельскохозяйственный: поднятие экономики деревни, распространение рациональных приемов сельского хозяйства, распространение машин и орудий, организация образцовых хозяйств, изучение климата; нравственный: воздействие на население для поддержания добрых нравов, религиоз-
но-нравственные беседы, борьба с пьянством и другими пороками, учреждение обществ трезвости» [5. 1902. №14].
Как мы видим, в идеале попечительство было полностью самоуправляющейся структурой, которая должна заниматься самой широкой деятельностью, начиная от экономики и заканчивая нравственным состоянием прихожан. Именно попечительства должны были в идеале стать комплексным звеном общей системы общественного влияния на развитие конкретного прихода, который зачастую объединял несколько деревень. Развитие прихода должно было улучшить состояние благо-чиний, как церковной единицы, и уездов, а также повлиять на развитие епархии и губернии в целом. Опыт развития института церковно-приходских попечительств в Томской губернии в конце XIX -начале XX в. позволяет нам проследить общую тенденцию к усилению роли общественности в жизни страны и конкретных населенных пунктов, которая была прервана Первой мировой войной и революционными событиями 1917 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 1867. Т. 39. № 41144.
2. Справочная книга по Томской епархии за 19021903 год / сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Берёзова. Томск: Тип. Епархиального братства, 1903. 531 с.
3. Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. Томск: Типография приюта и дома трудолюбия, 1911. 784 с.
4. Справочная книга по Томской епархии. Томск: Печатня С.П. Яковлева, 1914. 587 с.
5. Томские епархиальные ведомости. 1880-1917.
6. Отчет о церковно-приходском попечительстве при Градо-Мариинском Никольском соборе за 1896 г. Томск, 1897.