Научная статья на тему 'Образование и деятельность церковно-приходских попечительств на территории Томской епархии'

Образование и деятельность церковно-приходских попечительств на территории Томской епархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / CIVIL SOCIETY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / PARISH GUARDIANSHIPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Адаменко Алексей Михайлович

Рассматривается деятельность приходских попечительств в Томской епархии как пример самодеятельности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Адаменко Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A civil society suggests the activities of voluntary associations without a direct interference of the state. However, the historical realities of the Russian Empire at the turn of the 20th century do not allow us to find institutions that would be totally independent of the state. There were associations with a relatively high level of self-organization and self-governance, but they were either initiated by the government or controlled or partly financed by the state. At that time it was characteristic for the Russian Orthodox Church also where parish guardianships, a prototype of autonomous institutions of self-government, began to be established at the lowest structures, such as parish communities. Their establishment was spurred by the government's initiative. In the 1860s within the activities of the Special Committee for the Amelioration of Clergymen's Well-Being, established on June 18, 1862, the "Statute on Parish Guardianships of Orthodox Churches" was developed. It was signed into law on August 2, 1864. A special place in the activities of the guardianships belonged to the struggle with poverty and beggary. Much money was spent on the renovation of the existing churches and chapels and the construction of new ones. Special attention was paid to the conditions in parish schools and the building of new schools not only in the center of the parish, but also in the nearby villages (expenses were sometimes up to 50 % of guardianships' revenues). At the beginning of the 20th century much attention was paid to the development of the movement for sobriety, in Mariinsk attention was paid to the struggle with card games. Besides, guardianships paid special attention to the measures aimed at helping the victims of natural calamities, such as fires, and anti-epidemic measures in their parishes, provinces and the whole of the country. Ideally, guardianships were to become a link in the overarching system of public influence on the development of a concrete parish which often united several villages. The experience of the development of parish guardianships in Tomsk Province in the late 19th early 20th century allows us to trace the general tendency to a greater role of public in the life of the country and concrete localities which was interrupted by the World War I and the revolutionary events of 1917.

Текст научной работы на тему «Образование и деятельность церковно-приходских попечительств на территории Томской епархии»

2011 История №3(15)

УДК 94(470)«19)

А.М. Адаменко

ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВ

НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ

Рассматривается деятельность приходских попечительств в Томской епархии как пример самодеятельности населения. Ключевые слова: церковно-приходские попечительства, Томская губерния.

Гражданское общество предполагает деятельность добровольно формирующихся организаций людей без прямого вмешательства государства. Но исторические реалии Российской империи конца XIX - начала XX в. не позволяют нам найти институты, которые полностью не зависели бы от государства. Существовали организации с довольно высоким уровнем самоорганизации и самоуправления, но в то же время либо созданные по инициативе правительства, либо их деятельность контролировалась или частично финансировалась государством. Это стало характерным явлением данной эпохи и не обошло стороной и Русскую православную церковь, где при низовых структурах, каковыми являлись приходские общины, начали организовываться церковно-приходские попечительства, своеобразный прообраз самостоятельно действующих органов низового самоуправления.

Толчком для их создания стала инициатива правительства. В рамках деятельности в 60-х гг. XIX в. Особого присутствия для изыскания способов к большему обеспечению быта духовенства, созданного 18 июня 1862 г., было разработано «Положение о Приходских Попечительствах при Православных церквах», получившее силу закона 2 августа 1864 г. Именно этот законодательный акт положил начало созданию и постепенному развитию по всей территории Российской империи полусамостоятельных общественных структур, позволявших частично освободить государство от заботы по содержанию приходских храмов и белого духовенства. В преамбуле к Положению оговаривалось, что процесс организации церковноприходских попечительств должен быть постепенным и учитывать местные условия. Главной целью попечительств определялась забота о содержании храмов и причтов. Так, уже в первом пункте положения закреплялось: «Для попечения о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения

детей и для благотворительных действий в пределах прихода, учреждаются Приходские Попечительства из лиц, отличающихся благочестием и преданностью вере Православной» [1. С. 689]. Сами попечительства должны были состоять из непременных членов и выборных от прихожан. Четко прописывались функции попечительств: «5. Приходские Попечительства обязаны заботиться: 1) о содержании и удовлетворении нужд приходской церкви и об изыскании средств для производства нужных исправлений в церковных строениях и для возведения новых, в замен пришедших в упадок; 2) о том, чтобы приходское духовенство пользовалось всеми предоставленными ему средствами содержания, а в случае недостатка сих средств, об изыскании способов для увеличения оных; 3) об устройстве домов для церковного причта; 4) об изыскании средств для учреждения в приходе школы, больницы, богадельни, приюта и других благотворительных заведений, устройство и заведывание коими лежит на обязанности Попечительства; 5) вообще об оказании бедным людям прихода, в необходимых случаях, возможных пособий, также о погребении неимущих умерших и о содержании в порядке кладбищ» [1. С. 690]. Функционирование попечительств должно было обеспечиваться добровольными пожертвованиями, а в случае их нехватки мог устанавливаться и сбор с прихожан. В основе деятельности попечи-тельств должен был лежать принцип гласности и периодической отчетности перед общим собранием [1. С. 691].

В Томской епархии процесс создания попечи-тельств начался с опозданием, и по материалам «Справочных книг по Томской епархии» за разные годы, а также «Томских епархиальных ведомостей» мы можем выстроить следующую динамику изменения числа церковно-приходских попечи-тельств в епархии: 1870-е гг. - 2; 1880-е гг. - 5; 1890-е гг. - 199; 1900-е гг. - 236; 1910-е гг. - 24 [2-5]. Как мы видим, именно на период 18901900-х гг. приходится наибольшее количество

созданных попечительств, что связано как с деятельностью на посту епископа Томского и Барнаульского Макария (Невского), так и с общими процессами, идущими в Русской православной церкви, направленными на все большее вовлечение мирян в церковную жизнь во всех ее аспектах, кроме литургических. Особенная активность приходится на 1895 г., когда было создано 34 попечительства, 1900 г. - 38, 1901 г. - 50 попечительств. Епископ Макарий даже идет на то, чтобы открытие попечительств стало обязательным элементом приходской общины. Так, 24 марта 1899 г. последовало «постановление епископа о том, чтобы во всех приходах были открыты церковноприходские попечительства в течение 3 лет с распоряжения, а в новых приходах в течение 5 лет с открытия» [5. 1899. № 8]. Однако, несмотря на столь бурный рост числа попечительств и попытки регламентации их организации со стороны епархиального управления, в 1914 г. в 446 приходах церковно-приходских попечительств не существовало по разным причинам: недавнее открытие прихода, отсутствие храмов или штатов священнослужителей, нежелание прихожан организовывать подобный орган, в связи с отсутствием в приходе церковных школ и богоугодных заведений.

В «Томских епархиальных ведомостях» подчеркивалось, что «... церковно-приходская община представляет из себя полнее твердую основу религиозной взаимопомощи, чем какие-то бы ни было частные союзы. община (не более 2000 человек) лучше, чем кто-либо посторонний, знает все свои нужды и потребности, знает степень их настоятельности, знает возможность или невозможность выполнения их в данное время. выборным председателем может быть не только священник. Подобный выборный председатель будет живым свидетелем того особенного уважения и доверия, которыя питает к своему духовному пастырю его паства.» [5. 1891. № 24]. Именно в попечительст-вах видели силу, которая способна активизировать общественную деятельность самих мирян, направленную на поддержание в должном порядке жизни в самом приходе и даже в целом по епархии.

Немалое значение развитие попечительств имело и в осознании человека себя как личности и своей значимости в развитии общества. «Тяжело сознавать, что громадное большинство церковных общин почти лишено всего того, что человека делает человеком и что так или иначе, в большей или меньшей степени облегчает его нравственные и физические страдания. Без христианской любви, сплачивающей общими воедино, составляющей из них, как бы, единого человека, воодушев-

ленного мыслию помочь ближнему, попечительства не достигнут и миллионной доли той пользы, какая может быть достигнута ими. Таким образом, русский православный народ в общей своей массе представляет из себя благоприятную почву для развития благотворительности» [5. 1892. № 3]. Кроме того, указывалось, что одной из причин, которая подталкивала к развитию приходской благотворительности, являлось распространение раскола и сект [5. 1905. № 17]. Численность попечи-тельств, существовавших в Томской епархии, была различной - от 5 (с. Кетское) до 78 (г. Каинск) членов, причем не обязательно большое количество членов присутствовало в городе, зачастую сельские попечительства были более многочисленными.

В тех приходах Томской епархии, где попечительства были созданы, их задачами были: сбор и расходование денежных средств, помощь бедным и неимущим, забота о людях во время эпидемий, сбор денежных средств в помощь переселенцам из европейской части России, постройка домов и отвод квартир под причты, устройство школ, помощь пострадавшим от пожаров в приходах епархии и пр. Об этом нам говорят и отчеты попечи-тельств о своей деятельности, публиковавшиеся в «Томских епархиальных ведомостях». Особое место в деятельности попечительств занимала борьба с бедностью и нищенством: «Епископом предписано попечительствам переписать всех бедных и нищих и разузнать, кто из них способен к труду и, следовательно, может зарабатывать кусок хлеба и помимо попрошайничества и кто по своему без-силию и неспособности к труду нуждается в помощи. Этим последним от имени священника выдаются особого рода билетики, удостоверяющие бедность и беспомощность просителя. Кроме этого, попечительствами заведены кружки для нищих, которые раздаются последним для сбора пожертвований вместо поручной милостыни. В известное время собранное высыпается из кружек церковным старостою и разделяется поровну между нищими этого прихода» [5. 1894. № 1]. Именно помощь бедным (как в своем приходе, так и за его пределами) составляла основную заботу попе-чительств.

В городах, где сборы средств были намного больше, зачастую открывались специальные заведения для помощи бедным и нищим. Так, 29 октября 1895 г. открыта богадельня в г. Бийске при Александро-Невской церкви в 2-этажном доме с баней, амбаром, погребом, сеновалом и скотным двором, пожертвованном купеческой вдовой Прасковьей Трифоновной Соколовой; в г. Каинске

существовала богадельня и действовал ночлежный дом, построенный купцом 1-й гильдии Иваном Васильевичем Шкроевым [5. 1899. № 18], в Мари-инске был приют для бездомных [5. 1896. № 15]. В городе Томске при Никольской церкви с 30 мая 1893 г. открылся дневной приют «Ясли». Попечительницей «Яслей» с 16 ноября 1896 г. по 1899 г. была жена профессора Надежда Ивановна Образцова, начальницей приюта Анна Дмитриевна Но-ренберг до мая 1899 г.; в 1899 г. попечительница Александра Архиповна Кухтерина, начальница Мария Федоровна Хроновская. При приюте действовал кружок рукоделия «Муравейник», проводились благотворительные базары. Кроме того, существовал Дом убежища с 26 сентября 1893 г., в 1896 г. 20 человек. 2.10.1899 г. купеческая вдова Фекла Степановна Пастухова пожертвовала одноэтажный деревянный дом на 20 человек с 1485 квадратными саженями земли, произведен его ремонт и выстроена ограда (268,5 руб.). В 1899 г. выдано пособие деньгами 282,81 руб. [5. 1897. № 11]. Немало средств шло на заботу о благоустройстве уже существующих храмов и часовен и строительство новых. В 1897 г. попечительство при Александро-Невской церкви просило о разрешении на строительство на площади нового базара часовни в память коронации Николая II [5. 1898. № 10]. Через приходские попечительства осуществлялся контроль за выплатами средств на содержание духовенства, ремонт и постройку причтовых домов, церковных хоров.

Особое внимание попечительств обращалось на состояние школ в приходе и строительство новых школ не только в центре прихода, но и в окрестных деревнях (расходы иногда достигали до 50 % от доходной части попечительств). В 18991901 гг. значительная доля средств попечительства шла на строительство и обустройство школы в с. Кожевниковское [5. 1902. № 20]. В 1901 г. в с. Ново-Кусковском попечительство на сельском сходе возбудило вопрос о постройке нового здания для церковно-приходской школы, на что из доходов питейного заведения было пожертвовано 482 руб. [5. 1902. № 12]. Именно попечительства-ми выплачивались суммы на оплату труда учителей, закупку необходимого инвентаря и учебников. Немалое внимание уделялось заботе о религиозно-нравственном состоянии жителей, поддержании в должном порядке библиотек с выдачей и покупкой книг. Иногда попечительства вмешивались и в хозяйственную жизнь населенного пункта. Например: в 1897 г. в г. Бийске по инициативе попечительства при Александро-Невской церкви был открыт второй базар [5. 1898. № 10]; в 1896 г.

в Мариинске устроены три перехода по площади к собору в связи с грязью [6]; в 1903 г. в с. Парфе-новском предполагалось открыть кирпичный завод, а также по инициативе священника открылось потребительское общество «Сотрудник» [5. 1902. № 23]. В попечительствах организовывали различные общественные мероприятия, например, в 1898 г. в Каинске организован духовный концерт [5. 1899. № 18], в 1901 г. сеансы волшебного фонаря в с. Кожевниковское; детские праздники в с. Лебедянское [5. 1913. № 18] и пр.

В начале XX в. довольно много внимания обращалось на развитие трезвеннического движения и борьбу за трезвый образ жизни, в Мариинске обращалось внимание на борьбу с игрой в карты [6]. В годы Русско-японской и Первой мировой войны попечительствами неоднократно организовывались сборы для нужд армий (как деньгами, так и вещами - сухари, масло, сало, крупы, теплые вещи (варежки, валенки и др.), махорка), в помощь раненым и инвалидам, а также оказывалась помощь семьям воинов, вдовам и сиротам внутри приходов; собирались пожертвования в пользу Общества Красного Креста. Кроме того, особое внимание в попечительствах обращалось на помощь пострадавшим от стихийных бедствий, в первую очередь, пожаров и на борьбу с эпидемиями, как внутри своего прихода, так и по губернии и стране в целом. Суммы попечительств обычно складывались из нескольких составляющих: 1) остаток от предыдущего года; 2) суммы в банковских билетах и проценты на них; 3) сборы; 4) членские взносы; 5) пожертвования; 6) продажа икон и книг. По отчетам попечительств за разные годы мы можем говорить, что доходы попечи-тельств отличались довольно значительно от 27 до 5782 руб. Хотя основная масса попечительств ограничивалась доходами до 100 руб. в год, с доходностью более 1000 руб. были только те попечительства, где строились новые храмы или проводился их капитальный ремонт. Расходная часть чаще всего включала: 1) пособия и ссуды; 2) жалованье учителям; 3) школьные расходы; 4) на хоры; 5) возвращение займов и ссуд; 6) ремонт храмов и причтовых домов, покупка церковной утвари и книг; 7) устройство кладбищ; 8) пожертвования на внеприходские нужды. Расходы обычно не превышали доходов.

Немало места на страницах епархиальной газеты занимали и вопросы деятельности попечи-тельств: «... даже во внешней деятельности большинства приходских попечительств слишком заметно проявляется какая-то апатия, какая-то вялость и косность. идея живого и деятельного

участия всякого верующего в религиозно-нравственных делах своей общины, - забытая и совершенно изгладившаяся из сознания нынешних приходских общин, слишком важна и дорога» [5. 1892. №4]. В 1901 г. священником Митрофаном Владимировичем Дагаевым даже была сформулирована целая программа дальнейшего развития церковно-приходских попечительств: «... попечительства должны выйти из узких рамок хозяйственно-материального благоустройства прихода. ставили бы такие вопросы: куда деваются эти грамотеи, выходящие из школы, приносят ли они пользу себе и людям, и как сделать, чтобы грамотность имела живое приложение к жизни. Итак, мы призываем всех стать за живое и великое приходское дело, оживить деятельность попечи-тельств, найти основы к объединению, к деятельному союзу, по примеру первохристианских общин. Стоит только дать более широкое приложение союзному началу, усилить взаимопомощь, материальную и нравственную, и тогда начнется истинная народно-приходская жизнь. Деятельность попечительств, по нашему мнению, может быть подразделена на следующие самостоятельные отделы: церковный: сооружение церквей и их благоустройство, обеспечение причтов, борьба с расколом и сектантством; образовательный: устройство школ и библиотек, читален, книжных лавок и т. д.; врачебный: оказание медицинской помощи, учреждение аптек, приемных покоев и т. п.; благотворительный: пособия бедным, ссуды, приюты;

сельскохозяйственный: поднятие экономики деревни, распространение рациональных приемов сельского хозяйства, распространение машин и орудий, организация образцовых хозяйств, изучение климата; нравственный: воздействие на население для поддержания добрых нравов, религиоз-

но-нравственные беседы, борьба с пьянством и другими пороками, учреждение обществ трезвости» [5. 1902. №14].

Как мы видим, в идеале попечительство было полностью самоуправляющейся структурой, которая должна заниматься самой широкой деятельностью, начиная от экономики и заканчивая нравственным состоянием прихожан. Именно попечительства должны были в идеале стать комплексным звеном общей системы общественного влияния на развитие конкретного прихода, который зачастую объединял несколько деревень. Развитие прихода должно было улучшить состояние благо-чиний, как церковной единицы, и уездов, а также повлиять на развитие епархии и губернии в целом. Опыт развития института церковно-приходских попечительств в Томской губернии в конце XIX -начале XX в. позволяет нам проследить общую тенденцию к усилению роли общественности в жизни страны и конкретных населенных пунктов, которая была прервана Первой мировой войной и революционными событиями 1917 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 1867. Т. 39. № 41144.

2. Справочная книга по Томской епархии за 19021903 год / сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Берёзова. Томск: Тип. Епархиального братства, 1903. 531 с.

3. Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. Томск: Типография приюта и дома трудолюбия, 1911. 784 с.

4. Справочная книга по Томской епархии. Томск: Печатня С.П. Яковлева, 1914. 587 с.

5. Томские епархиальные ведомости. 1880-1917.

6. Отчет о церковно-приходском попечительстве при Градо-Мариинском Никольском соборе за 1896 г. Томск, 1897.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.