Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ДИДАКТИКА БУДУЩЕГО'

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ДИДАКТИКА БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ДИДАКТИКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / DIDACTICS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова С.В., Таршис Л.Г., Мамонтова М.Ю.

В статье авторы рассматривает вопросы, связанные с образованием для устойчивого развития. Несмотря на то, что это направление развивается уже более 30 лет, в российских школах оно остается «педагогической экзотикой». Образование в интересах устойчивого развития является глобальной инновацией, изменяющей систему современного образования, что не позволяет использовать какую-либо уже применяемую образовательную технологию или методику, например, экологического образования. Необходима разработка дидактики устойчивого развития. Такие изменения требуют теоретического обоснования, в частности, поиска ответов на основные вопросы дидактики: «Зачем, чему и как учить?» в интересах устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова С.В., Таршис Л.Г., Мамонтова М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: DIDACTICS OF THE FUTURE

In the article, the authors consider issues related to education for sustainable development. Despite the fact that this direction has been developing for more than 30 years, it remains a "pedagogical exotic" in Russian schools. Education for sustainable development is a global innovation that changes the system of modern education, which does not allow using any already used educational technology or methodology, for example, environmental education. It is necessary to develop a didactics of sustainable development. Such changes require theoretical justification, in particular, the search for answers to the main questions of didactics: "Why, what and how to teach? » in the interests of sustainable development.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ДИДАКТИКА БУДУЩЕГО»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.101.11.093

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ДИДАКТИКА БУДУЩЕГО

Обзорная статья

Захарова С.В.1, *, Таршис Л.Г.2, Мамонтова М.Ю.3

1 Средняя Общеобразовательная Школа № 141, Екатеринбург, Россия;

2 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия;

3 Институт развития образования, Екатеринбург, Россия

* Корреспондирующий автор (zsv99[at]mail.ru)

Аннотация

В статье авторы рассматривает вопросы, связанные с образованием для устойчивого развития. Несмотря на то, что это направление развивается уже более 30 лет, в российских школах оно остается «педагогической экзотикой». Образование в интересах устойчивого развития является глобальной инновацией, изменяющей систему современного образования, что не позволяет использовать какую-либо уже применяемую образовательную технологию или методику, например, экологического образования. Необходима разработка дидактики устойчивого развития. Такие изменения требуют теоретического обоснования, в частности, поиска ответов на основные вопросы дидактики: «Зачем, чему и как учить?» в интересах устойчивого развития.

Ключевые слова: образование в интересах устойчивого развития, дидактика устойчивого развития, экологическое образование в интересах устойчивого развития.

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: DIDACTICS OF THE FUTURE

Review article

Zakharova S.V.1' *, Tarshis L.G.2, Mamontova M.Y.3

1 School 141, Yekaterinburg, Russia;

2 Ural state pedagogical University, Yekaterinburg, Russia;

3 Institute of education development of the Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Russia

* Corresponding author (zsv99[at]mail.ru)

Abstract

In the article, the authors consider issues related to education for sustainable development. Despite the fact that this direction has been developing for more than 30 years, it remains a "pedagogical exotic" in Russian schools. Education for sustainable development is a global innovation that changes the system of modern education, which does not allow using any already used educational technology or methodology, for example, environmental education. It is necessary to develop a didactics of sustainable development. Such changes require theoretical justification, in particular, the search for answers to the main questions of didactics: "Why, what and how to teach? » in the interests of sustainable development.

Keywords: education for sustainable development, didactics of sustainable development, environmental education for sustainable development.

Введение

Концепция устойчивого развития вот уже три десятилетия занимает значимое место в мировой экономике, политике, экологическом менеджменте и сопредельных сферах. Эта первая научная идея, имеющая столь широкий общественный резонанс, являясь по сути лишь нормативным прогнозом, который еще только предстоит реализовать [9].

Интенсивные глобальные социокультурные трансформации ведут к изменениям системы образования. Человечество использует образование как основной общественный механизм для целенаправленного влияния на ход своего развития. Особенностью современных изменений является то, что теория и практика образования в интересах устойчивого развития развивается одновременно с формированием самой концепции устойчивого развития. Становление новой образовательной парадигмы совпадает по времени с формированием нового типа культуры.

Основная часть

Ожидается, что образование в интересах устойчивого развития (ОУР) станет самым значимым нововведением ближайшего будущего, преобразующим современную систему образования, изменяющим ее цели, содержание, формы и методы обучения. В настоящее время концепция ОУР только формируется, интегрируя множество разрозненных направлений обучения и воспитания общей идеей улучшения качества жизни настоящего и будущих поколений. Широта и глубина изменений, вносимых ОУР, не позволяют ограничиться подбором какой-либо уже существующей образовательной технологии или предметной методики обучения. Необходима разработка теории обучения в интересах устойчивого развития, которая, возможно, получит название дидактики устойчивого развития. Как и любая дидактическая система, она должна дать ответы на следующие вопросы: «Кого, где, зачем, как и чему обучать?».

Ответы на два первых вопроса: «Кого и где учить?» кажутся нам наименее дискуссионными. Непрерывное образование становится основополагающим принципом современного образования. Принятая в 2005 году российская национальная стратегия образования для устойчивого развития декларирует, что «внедрение ОУР предусматривает совершенствование дошкольного, начального, среднего, высшего и постдипломного образования, переориентацию образования в направлении устойчивого развития...» [5]. Место обучения сегодня рассматривается как никогда широко. Понятие «образовательная среда» объединяет «совокупность всех возможностей обучения и развития личности» [11], предоставляемых формальным и неформальным образованием, семьей, обществом, средствами

массовой информации и т.д. Таким образом, ОУР — это обучение каждого на протяжении всей жизни, использующее все образовательные, просветительские и информационные возможности общества.

Вопрос целеполагания образования в интересах устойчивого развития - «Зачем учить?» - на первый взгляд, также имеет очевидный ответ: для обеспечения устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды. Сформулированная в той же стратегии образования для устойчивого развития в РФ конечная цель ОУР как «формирование мотивированной гражданской позиции сохранения природы, подлежащей передаче из поколения в поколение в неухудшенном состоянии и формирование на этой основе всей жизнедеятельности общества» [5], нуждается в уточнении. Обобщая результаты многочисленных педагогических исследований, Д.С.Ермаков уточняет определение ОУР: «образование в интересах устойчивого развития - процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств (знаний, умений и навыков, отношений, компетентностей, черт личности, стиля деятельности людей и сообществ), обеспечивающий повышение качества жизни в пределах естественной емкости природных экосистем» [2]. Предстоит большая работа по формулировке ожидаемых результатов образования в интересах устойчивого развития в формате измеримых, достижимых и ограниченных по времени результатов обучения конкретного ученика. Такие персонифицированные цели обучения позволят более эффективно искать ответ на вопрос: «Как учить?», то есть определять принципы, формы и методы образования в интересах устойчивого развития.

Значимым принципом ОУР является отказ от приоритета передачи знаний. Современное общество знает и прогнозирует негативные последствия своей деятельности, понимают необходимость соблюдения этических и экологических норм, но не связывает эти знания и понимание с реальной деятельностью. Поэтому ОУР должно исходить из того, что сами по себе знания недостаточны [4]. Такие традиционные образовательные задачи, как знакомство с концепцией устойчивого развития, пропаганда ее идей, и даже формирование умений и навыков, необходимых для устойчивого развития, должны рассматриваются в качестве вспомогательных. Главное -формирование целостного взгляда на мир со всеми его взаимосвязями в природе и обществе.

Принципу целостности в полной мере соответствует метод учебных проектов, теория и практика которого глубоко разработаны за более чем столетнюю историю. Особенности проектного мышления проявляются в умении продумывать будущее, используя для этого определенные процедуры: структурирование информации об объекте, о ситуации его развития, его внешних и внутренних связях, будущем состоянии. Человека, обладающего проектным мышлением, способного удерживать в сознании картины прошлого и будущего, рефлексировать, формулировать промежуточные и конечные желаемых результаты, генерировать новые идеи и способы их реализации, прогнозировать последствия своей деятельности, К.В. Сосновская назвала «Ното ргсуес^» [10].

Переход к устойчивому развитию требует от человека готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в проектировании социального развития, предвидеть последствия решений и предпринимаемых действий для сохранения устойчивости социальных структур и экосистем. Особенностью ОУР является его футуризация, то есть смещение акцентов на изучение и моделирование будущего. Не просто «вызов - ответ», а «предвидение опасностей и опережающая «реакция» на них, т. е. принципиально иная схема футуризированной деятельности» [7].

Самым «слабым звеном» ОУР, требующим безотлагательной разработки, является вопрос содержания обучения. Сложность ответа на вопрос: «Чему учить в интересах устойчивого развития?» связана, не только с общей неопределенностью, надпредметностью концепции устойчивого развития, но и с его «опережающей» функцией.

К настоящему времени сформировались три подхода к отбору содержания ОУР.

Первый, в том числе и по времени формирования, «просвещенческий» подход, получивший название «образование об устойчивом развитии», реализует идея национальной стратегии ОУР о включении в содержание образования информации о концепции устойчивого развития в форме отдельных учебных курсов, например, в УрГПУ будущим учителям естественнонаучных дисциплин читается курс «Основы устойчивого развития», а также модулей, тем, понятий, включаемых во внеурочную деятельность школьников.

Второй подход, наиболее распространенный в российском образовании, рассматривается ОУР как текущий этап развития экологического образования. Термин «экологическое образование для устойчивого развития - ЭОУР» закрепился в одноименной концепции [3], принятой РАО в 2010 году. Происходит отождествление экологического образования с ОУР, когда оно «реализуется вместо, а не вместе с ним» [1]. Зарубежный опыт не подтверждает правильность такого выбора. В материалах проекта «Образование для устойчивого развития в европейских начальных школах» [6], охватившего 11 стран, отмечается, что экологическое образование, существующее в Европе несколько десятилетий, не достигло своих целей. Основные причины «неуспеха» - переоценка роли экологических знаний и недостаточный уровень интеграции экологических вопросов с социальными, культурными, экономическими, политическими и другими. К такому же выводу пришли и российские исследователи, по мнению Е.Н.Дзятковской, «сохранение экологоцентрической направленности реализации ОУР в отечественном образовании, при незрелости его социально-ориентированного и экономического компонента может тормозить продвижение идей УР...при попытках ввести идеи ОУР в содержание школьных предметов сразу возникают общедидактические тупики, которые так и не удалось преодолеть теорией и многолетней практикой экологизации учебных предметов.» [1].

Третий подход к отбору содержания образования в интересах устойчивого развития основан на единстве его экологической, экономической и социальной сторон в практической реализации программ устойчивого развития локального уровня учебного заведения, семьи [8]. Эти идеи реализуются в проекте «Школа устойчивого развития» в школе № 141 Екатеринбурга при поддержке нескольких профессиональных образовательных учреждений.

Заключение

Многое в ОУР ново. Российская образовательная система в интересах устойчивого развития только формируется. Необходимо использовать уже имеющиеся разработки общей дидактики, проектной педагогики, экологического образования, дизайн-образования, в том числе при разработке форм, методик, средств обучения и системы оценки качества формирующегося образования в интересах устойчивого образования. Особое внимание необходимо уделить подготовке педагогов и создание для них возможностей для обмена опытом.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Дзятковская Е.Н. Концепция методической системы образования для устойчивого развития / Е.Н. Дзятковская // Вестник Бурятского университета, 2014, № 1 (4). - С.54-61

2. Ермаков Д.С. Образование в интересах устойчивого так как трудно переводится в формат измеримых, достижимых и ограниченных по времени результатов обучения конкретного ученика развития как инновационная педагогическая технология: Доклад проекта «Экология и охрана окружающей среды» / Д.С. Ермаков. - [Электронный ресурс] URL: // http://www.eco-oos.ru/ (дата обращения 28.06.2020)

3. Захлебный А.Н. Концепция общего экологического образования для устойчивого развития / А.Н. Захлебный и др. [Электронный ресурс] URL: raop.ru/content/Prezidium.2010.09.29 (дата обращения 29.06.2020)

4. Мамедов Н.М. От экологического образования к устойчивому развитию / Н.М. Мамедов // «Учительская газета Москва», № 52 от 29 декабря 2009 года.

5. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в РФ (преамбула) - [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org (дата обращения: 07.06.2020).

6. Образование для устойчивого развития: приоритеты и практика в регионе ЕЕК ООН // Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. - М.: Эко-Согласие, 2005. - С.122-143

7. Грачев В.А. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (экспертно-аналитический доклад) // В.А.Грачев, И.В.Ильин, А.Д.Урсул, Т.А.Урсул, А.И.Андреев. - М.: Московская редакция издательства «Учитель», Изд-во МГУ, 2017. - 207 с.

8. Рябова Н. Обучение демократии: в поисках гармонии. Образование для устойчивого развития / Рябова Н., Новикова Т. -Минск; Общественное объединение «Экодом», 2007 - 102 с.

9. Садовничий В.А. Становление образования для учтойчивого развития в России / В.А. Садовничий, Т.С. Касимов // Экология и промышленность России. - 2006, № 3. - С.13-17

10. Сосновская К.В. Проектное мышление в бытии человека / К.В. Сосновская: дис.....канд. философских наук: 09.00.13. -

Омск, 2013

11. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Dzyatkovskaya E. N. Koncepciya metodicheskoj sistemy obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya [The concept of the methodical system of education for sustainable development] / E. N. Dzyatkovskaya //Vestnik buryatskogo universiteta [Bulletin of the Buryat University], 2014 №1(4). P.54-61. [in Russian]

2. Ermakov D.S. Obrazovanie v interesah ustojchivogo tak kak trudno perevoditsya v format izmerimyh, dostizhimyh i ogranichennyh po vremeni rezul'tatov obucheniya konkretnogo uchenika razvitiya kak innovacionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya: Doklad proekta «Ekologiya i ohrana okruzhayushchej sredy» [Education for sustainable development as it is difficult to translate into the format of measurable, achievable and time-limited learning outcomes for a particular student development as an innovative pedagogical technology: report of the project "Ecology and environmental protection»] / D.S. Ermakov. - [Electronic resource]. URL: // http://www.eco-oos.ru/ (accessed: 28.06.2020). [in Russian]

3. Zahlebnyj A. N. Koncepciya obshchego ekologicheskogo obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya [Concept of environmental education for sustainable development] / Zahlebnyj A. N. et al. - [Electronic resource] URL:raop.ru/content/Prezidium.2010.09.29. (accessed: 29.06.2020). [in Russian]

4. Mamedov N.M. Ot ekologicheskogo obrazovaniya k ustojchivomu razvitiyu [From environmental education to sustainable development] / N.M. Mamedov // «Uchitel'skaya gazeta Moskva», № 52 ot 29 dekabrya 2009 [Uchitelskaya Gazeta Moscow, No. 52 of December 29, 2009]. [in Russian]

5. Nacional'naya strategiya obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya v RF (preambula) [National strategy of education for sustainable development in the Russian Federation (preamble)]. - [Electronic resource] URL: http://www.unece.org (accessed: 07.06.2020). [in Russian]

6. Obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya: prioritety i praktika v regione EEK OON [Education for sustainable development: priorities and practices in the UNECE region] // Obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya v mezhdunarodnyh dokumentah i soglasheniyah. [Education for sustainable development in international documents and agreements]. - M.: Eko-Soglasie, 2005. - P. 122-143. [in Russian]

7. Grachev V.A. Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya v Rossii: problemy i perspektivy (Ekspertno-analiticheskij doklad) [Education for sustainable development in Russia: problems and prospects (expert and analytical report)] // V.A. Grachev, I.V. Il'in, A.D. Ursul, T.A. Ursul, A.I. Andreev. - M.: Moskow university publ. house, 2017. - 207 p. [in Russian]

8. Ryabova N. Obuchenie demokratii: v poiskah garmonii. Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya [Learning democracy: in search of harmony. Education for sustainable development] / Ryabova N., Novikova T. - Minsk; Obshchestvennoe obedinenie «Ekodom», 2007 - 102 p. [in Russian]

9. Sadovnichij V.A. Stanovlenie obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya v Rossii [Formation of education for sustainable development in Russia] / V.A. Sadovnichij, N.S. Kasimov // Ekologiya i promyshlennost' Rossii [Ecology and industry of Russia]. — 2006. — № 3. — P. 13-17. [in Russian]

10. Sosnovskaya K.V. Proektnoe myshlenie v bytii cheloveka [Project thinking in human existence] / K.V. Sosnovskaya: dis.....of PhD

in filosofies: 09.00.13. - Omsk, 2013. [in Russian]

11. Yаsvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design] / V.A. Yаsvin. - M.: Smysl, 2001. - 365 p. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.