Научная статья на тему 'Образность сна в скульптуре'

Образность сна в скульптуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФОРМА В СКУЛЬПТУРЕ / АРХЕТИП БОГИНИ-МАТЕРИ / ХАОС / ПРОТОФОРМА ГОРИЗОНТАЛИ / СИМВОЛИКА СНА / SYMBOLIC FORM IN SCULPTURE / THE ARCHETYPE OF THE MOTHER GODDESS / CHAOS / THE PROTO-FORM HORIZONTAL / THE SYMBOLISM OF SLEEP

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Медкова Е.С.

Статья является частью большого исследования в области истории символических форм в скульптуре. Автор исходит из идеи зависимости формы скульптуры от первичных архитипов, в частности от архетипа Богини-матери. В статье рассматривается история развития горизонтальной протоформы сна / смерти в скульптуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imagery of sleep in sculpture

The article is part of a large study of the history of symbolic forms in sculpture. The author proceeds from the idea of the dependence of the form of sculpture on the primary archetypes, in particular, on the archetype of the Mother Goddess. The article discusses the history of the development of the horizontal form of sleep / death in sculpture.

Текст научной работы на тему «Образность сна в скульптуре»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 1156-1161

Образность сна в скульптуре* Е.С. Медкова

ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии

Российской академии образования

119121, Москва, Погодинская ул., дом 8, корп.1

The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str., 8, build. 1, Moscow 119121 Russia e-mail: ihoraodirect@mail.ru

Ключевые слова: символическая форма в скульптуре, архетип Богини-матери, хаос, протоформа горизонтали, символика сна.

Key words: symbolic form in sculpture, the archetype of the Mother Goddess, chaos, the proto-form horizontal, the symbolism of sleep.

Резюме: Статья является частью большого исследования в области истории символических форм в скульптуре. Автор исходит из идеи зависимости формы скульптуры от первичных архитипов, в частности от архетипа Богини-матери. В статье рассматривается история развития горизонтальной протоформы сна / смерти в скульптуре.

Abstract: The article is part of a large study of the history of symbolic forms in sculpture. The author proceeds from the idea of the dependence of the form of sculpture on the primary archetypes, in particular, on the archetype of the Mother Goddess. The article discusses the history of the development of the horizontal form of sleep / death in sculpture. [Medkova E.S. Imagery of sleep in sculpture]

Отличительной чертой скульптуры как вида искусства является то, что скульптура оперирует материальными физическими формами. В скульптуре именно форма имеет приоритет при определении смысловых, идейных и символических комплексов. В силу особенностей исторической социализации человека в его восприятии материальных объектов укоренилось стремлении к их упорядочиванию и упрощению, до неких протоформ. На первых этапах формирования семантических и символических смыслов протоформ в пластике большую роль сыграл мифологический субстракт архетипа Богини-матери. Архетип Богини-матери

* Работа выполнена в рамках Государственного задания Министерства Просвещения Российской Федерации на 2019 год

рассматривается нами в динамике становления космического порядка бытия из изначального Хаоса. На самом первом этапе архетип Богини-Матери предстаёт в виде Хаоса как небытия, чьим символическим знаком является горизонталь и хаотическая материя природного материала.

Предметом данной статьи является рассмотрение смыслового комплекса горизонтально ориентированной протоформы и символики сна / смерти / экстаза. Символика горизонтали оформилась в эпоху неолита на основе мифа творения путём разъединения Матери-Земли и Отца-Неба по вертикали. В рамках оппозиции «верх-низ», стоящий человек стал ассоциироваться с жизнью, а лежащий - с небытием/сном/смертью. Сравнительно-историческая

этимология даёт следующие ареалы смыслов понятий горизонталь/лежать. Слово лежать может соотноситься со словами, имеющими значение «жертвоприношение»: ср. др.-англ. Lac жертвоприношение, но нем. Liegen лежать. Индоевропейскому корню *kei лежать родственны: и.-е. k'ed жертвоприношение, прусск. gallan смерть, литов. Gelme глубина, бездна. С одной стороны, понятие горизонтали считалось олицетворением принадлежности мирового низа. С другой - можно проследить следующие цепочки: нем. Liegen лежать, но хетт. legan внутренности, др.-инд. loka вселенная, тох. А lyuke свет; алб. derdiem лежать, но кельт. trigio гармония, блаженство. Горизонтальная линия символизировала землю, рождающее начало, женщину: ср. латыш. gullet лежать, но тох А kuli женщина, ирл^о! любовь, русск. лежать, но хетт. Legan внутреннее как рожающее лоно (Маковский, 1996: 266269).

По термину «сон» обнаруживается связь англ. dream сон с др.-инд. dharmah порядок, гармония; русск. диал. кунеть дремать, но и.-е. *k^ent святой, англ. cuni блаженство, экстаз, и.-е. *konos сакральный акт. Общность понятий горизонталь/сон выявляется по линии таких смыслов как гармония, блаженство, женское порождающее начало, сакральное. Согласно М. Маковскому, «Магическому мышлению сон представлялся как сакрально-сексуальный экстаз - отрыв от всего земного ... приобщение к божеству,

слияние с божеством» (Маковский, 1996: 302).

В каждом историческом периоде смысловой комплекс горизонтальной протоформы/сна-смерти находил своё оригинальное воплощение. В Древнем Египте идея пассивности горизонтали, как символа временного небытия сна/смерти, потенциально заряженной жизнью, воплотилась в скульптурных изображениях умирающего и возрождающегося бога Осириса. Для мифологического сознания египтян жизнь и смерть были связаны кругом взаимопорождения, поэтому законосообразным считался факт зачатия богини Исиды от мёртвого, временно спящего подобно природе, Осириса. Мотив горизонтально распростёртого тела Осириса, готового зачать новую жизнь, характерен преимущественно для мелкой пластики оберегов (Амулет Осириса, Вена). Вариантом чудесного зачатия во сне является миф о зачатии Будды. Царица Майя увидела во сне белого слона, который вошел в её правый бок. Это означало что, Будда, выбрав страну и родителей, вселился в тело своей матери для своего последнего рождения. Сочетание горизонтали, спящей на правом боку Майя и вертикали, входящего хоботом в её тело слона - частый пластический мотив в рельефах буддийских храмов (рельеф на столбе ограды Бхархутской ступы, Ш-П вв. до н.э.; рельеф «Сон Майи», VI в. до н. э.).

В этой же парадигме можно трактовать ряд античных скульптур. Жизненная полнота состояния сна характеризует образ «Спящего Гермафродита» (римская копия, 2 в. до н.э.). В этом редком образце античной скульптуры помимо отсылки к горизонтали сна/смерти, содержится отсылка и к архаическим временам, когда в пучине Хаоса не было деления на женское и мужское начало - в одном дремлющем до воплощения существе была воплощена вся полнота и гармония человеческой существования. Образность спящего Диониса (терракотовый рельеф, 1 в. н. э., Лувр) под лозой в окружении поклоняющихся ему козлов символизирует полноту бытия макрокосма, с одной стороны. С другой, принимая во внимание страстной характер бога Диониса - Загрея, которого растерзали титаны и воскресили после смерти, сон Диониса можно трактовать как сон/смерть/возрождение под вечным Древом жизни.

Античность внесла новые нюансы в трактовку

горизонтали сна/смерти. Показателен миф об Эндимионе, в котором Зевс по просьбе влюблённой в юношу Селены даровал ему бессмертие и вечный сон, сохранив красоту и юность. Здесь важен мотив связи сна, бессмертия и нетленности прекрасной формы. Стоит помнить и о родстве Гипноса, бога сна и Танатоса, бога смерти. Именно с этих позиций можно истолковать такие работы как «Гибель детей Ниобы» (римская копия 1 в. до н.э.) и скульптуры «Мертвая амазонка», «Мертвый перс», «Мёртвый гигант», римские копии эллинистических оригиналов, некогда установленных в честь победы над галлами. В первом случае на уход человека в мир Аида указывает наклоненная горизонталь тел погибших от стрел Артемиды и Аполлона. Во втором, мы имеем абсолютную горизонтальность распростёртых навзничь тел, как знак поверженного врага. Однако, чувство гармонии и меры в обоих случаях не покинуло греческих мастеров и в трактовке смерти они всегда помнили о родстве Танатоса и Гипноса. Все вышеперечисленные персонажи выглядят погружёнными в вечный сон, сохраняющий прекрасные формы цветущих тел.

В средневековом искусстве мотив чудесного сна возникает в модусе контакта с божественными силами. Образцом романского искусства является капитель церкви Сен Лазар в Отене, на которой ангел является во сне трём волхвам. Вселенский масштаб этого события подчёркнут вписанностью горизонтали спящих в мистический круг небес. К проторенессансу можно отнести скульптуру А. ди Камбио «Оплакивание Иоанном Марии», в которой земная смерть Богоматери трактуется как временный сон.

Ренессанс дал нам два примера трактовки мотива сна / смерти - аллегорические фигуры «Утро» и «Ночь» Микеланджело. В обоих случаях представлены переходные моменты, выхода из состояния сна и погружения в смертный сон. Общий настрой обозначил сам Микеланджело: «Молчи, прошу, не смей меня будить. /О, в этот век преступный и постыдный / Не жить, не чувствовать - удел завидный. / Отрадно спать, отрадней камнем быть». Пессимизм Микеланджело, согласно П. Муратову, можно объяснить тем, что «Его резец освобождает дух не для гармонического и по-античному

примиренного существования вместе с материей, но для разлуки с ней». Интересную трактовку предложили П. Баренбойм и С. Шиян. Согласно их версии, Микеланджело представил триаду архетипа Богини-матери - небесную Венеру (Утро), земную Мадонну (Мадонна с младенцем) и связанную с нижним миром Персефону / Кибелу (Ночь). В первом случае выхода из сна подчёркнуты эротические смыслы сна, а в последнем -мистические (Баренбойм, Шиян, 2006).

Разрыв сакрального и земного в мировоззренческой модели барокко привел к тому, что полнота мистического переживания единения с богом становится доступной человеку только моменты изменённого состояния психики - сна-экстаза (Л. Бернини, Экстаз св. Терезы) или озарения сна смертной мукой (Л. Бернини, надгробие Людовика Альбертони). Для мастеров классицизма в трактовке сна актуализировались проблемы вечной совершенной формы. И в этом отношении неслучайным оказывается выбор Ж.-А. Гудоном образа Морфея (Дремлющий Морфей). Имя Морфея напрямую связано с понятием формы - с греческого оно переводиться как «формирователь», «тот, кто формирует (сны)». Идея вечного сна при сохранении вечной красоты волновала А. Канову. Выбор Эндимиона, символа сохранности прекрасной формы в вечности сна, в качестве объекта изображения говорит сам за себя (Спящий Эндимион). Инверсионная картина мира к. XIX века признала сон в качестве более достоверной реальности, чем реальность объективная. Вариацией праформы сна / смерти можно считать формулу В. Ходасевича «Закрой глаза, и падай, падай/ Как навзничь - в самого себя» и работы А.Т. Матвеева «Спящие мальчики» и надгробие В.Э. Борисова-Мусатова.

В поисках четвёртого измерения времени как пространственной координаты сновиденческие состояния оказались востребованными в качестве инициатора трансформации пространства в скульптуре XXI века. Э. Стинстрой в композиции «Девушки из Апелдорна» использует мотив сна для отмены законов тяготения - три бронзовые фигуры парят в воздухе параллельно земле. Э. Гормли благодаря состоянию сна шестидесяти, лежащих скульптур, создаёт поистине «критическую массу»

коллективного бессознательного на ограниченной площади в британском городе Бексхилл (Критическая масса). Безупречно прекрасные классической красотой обломки античных мифических героев скульптора И. Миторайя разбросаны по просторам современных и античных городов. Их изъеденные временем лики видят сны о прошлом и будущем, о вечности архетипических мифов сна / смерти.

ЛИТЕРАТУРА

Баренбойм П., Шиян С. 2006. Загадки Капеллы Медичи. М.: СЛОВО/SLOVO. 192 с.

Маковский М.М. 1996. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос». 416 с. Муратов П.П. 2008. Образы Италии в 3-х томах. М.: Арт-родник. 1024 с.

Получена /Received: 23.08.2019 Принята/Accepted: 31.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.