Развитие территорий. 2023. № 1. С. 43—48. Territory Development. 2023;(1):43—48.
Государство и гражданское общество, идеология и политика
Научная статья УДК: 323.3
DOI: 10.32324/2412-8945-2023-1-43-48
ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЗМА В СОЗНАНИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Сергей Юрьевич Асеев
Алтайский государственный университет, Барнаул, Российская Федерация, [email protected]
Аннотация. Предметом исследования выступает структура и содержание образно-символической репрезентации патриотизма и российской идентичности в сознании старших школьников регионов СФО в современных условиях. На основе сравнения данных опросов 2020 и 2022 гг. выделяются значимые изменения в восприятии молодежью образа страны, национальных и патриотических символов. В заключение отмечается необходимость выстраивания системной работы различных акторов патриотического воспитания и политической социализации учащейся молодежи по закреплению в ее среде согласованной системы образов и символов, лежащих в основе национально-государственной идентичности. Ключевые слова: молодежь, школьники, патриотизм, политическое сознание, образ России, символы Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00346 «Фактор патриотического воспитания в конструировании гражданской идентичности старших школьников регионов Сибирского федерального округа в условиях информационного общества».
Для цитирования: Асеев С. Ю. Образно-символические основы патриотизма в сознании старших школьников Сибирского федерального округа // Развитие территорий. 2023. № 1. С. 43—48. DOI: 10.32324/2412-8945-2023-1-43-48.
State and civil society, ideology and politics
Original article
FIGURATIVE AND SYMBOLIC FOUNDATIONS OF PATRIOTISM AMONG OF SENIOR SCHOOL CHILDREN (CASE OF THE REGIONS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT)
Sergey Yu. Aseev
Altai State University, Barnaul, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The subject of the study is the structure and content of the figurative and symbolic representation of patriotism and Russian identity among senior students of the Siberian Federal District in modern conditions. Comparing the 2020 and 2022 survey data, the authors find significant changes in how the young people perceive the image of the country, as well as the national and patriotic symbols. The authors conclude that it is neccessary to create the systematic work for various actors of patriotic education and political socialization in order to consolidate a consistent system of images and symbols of national-state identity among the student youth. Keywords: youth, school students, patriotism, political consciousness; image of Russia, symbols
Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number № 20-011-00346 "The patriotic education as a factor of the civic identity formation of senior students in Siberian Federal District regions in the information oriented society".
For citation: Aseev S.Yu. Figurative and symbolic foundations of patriotism among of senior school children (case of the regions of the Siberian Federal District). Territory Development. 2023;(1):43—48. (In Russ.). DOI: 10.32324/2412-89452023-1-43-48.
Введение
Современная российская молодежь является свидетелем и участником значимых событий и процессов в социально-политической сфере: только за последние три года российское общество столкнулось с вызовами ковидной угрозы, нарастанием внешнеполитического и санкцион-ного давления, силовым противостоянием с «коллективным Западом» в ходе специальной военной операции на Украине (СВО). Долгое время значительная часть молодежной среды усваивала ценности постмодерна и в условиях глобализации и сетевого общества рассматривала для себя воз-
© Асеев С. Ю., 2023
можность интеграции в виртуальные социально -политические и наднациональные коммуникативные потоки. Новая реальность противостояния неожиданно для российской молодежи продемонстрировала угрозу перехода западными социумами к агрессивному восприятию россиян как «других». Эта ситуация во многом изменила дискурсивную среду молодых россиян и усилила воздействие на них патриотического контента с его системой образов, ценностей и символов.
Однако при такой быстрой информационной трансформации возникает вопрос о том, насколько согласованно и системно образно-символическое поле патриотизма и российской идентичности закрепляется в сознании учащейся молодежи.
В отечественной и зарубежной литературе значительная часть исследований патриотизма, символической политики и патриотического воспитания направлены на выявление их роли в формировании гражданской идентичности как ценностной основы сохранения национального государства в современных условиях [1—4]. Различные аспекты восприятия сферы политики молодежью, ее гражданского самосознания и мировоззренческих оснований изучаются А. В. Селезневой, А. А. Азарновой, Д. Е. Антоновым [5—8]. Специфика и механизмы формирования национально-государственной идентичности в молодежной среде современной России последовательно раскрываются в работах В. В. Титова [9— 11 ]. Выделяются им и современные тенденции изменения символического поля российской идентичности [12]. Т. В. Евгеньева рассматривает образно-символическое наполнение представлений студенческой молодежи о прошлом во взаимосвязи с другими аспектами ее политической культуры и процессом формирования национально-государственной идентичности [13 ; 14]. Актуализированные в сознании молодежи символические репрезентации образа России выделялись И. С. Палитай и А. В. Селезневой [15]. Преобладающий в сознании молодежи образ социально -политического будущего России исследователи рассматривают как один из ключевых компонентов их индивидуального и массового сознания, детерминирующий их поведенческие практики. На основе локальных кейсов, как правило, изучаются установки студенческой среды [16—18]. Ключевые составляющие образа будущего России и возможные последствия его влияния на мировоззрение и позиции российской молодежи анализируются в монографии коллектива под руководством В. С. Комаровского [19]. Содержание образа патриотизма в молодежной среде и наполнение его различными смыслами характеризует В. В. Маленков [20]. На роли патриотических символов в структуре компонентов патриотических ценностей подростков акцентируют внимание Г. В. Палаткина, А. А. Шаронов и А. С. Джангазиева [21].
В целом можно констатировать, что, несмотря на наличие научного интереса к отдельным аспектам образно-символических основ патриотизма и российской идентичности в молодежной среде, их текущее состояние и происходящие трансформации не получают системного осмысления. Особенно это касается старшеклассников, которые в российской политической науке редко становятся объектами специального изучения. Имеющиеся по данной тематике публикации, как правило, подготовлены на локальном материале, что актуализирует кросс-региональные исследования, отражающие современное событийно-информационное воздействие на российскую молодежь и ее восприятие национально-гражданской идентичности с соответствующей системой образов и символов. Дополнительную актуальность заявленная тема приобретает в регионах
Сибири, отличающихся сложной этнокультурной структурой и наличием развитых межрегиональных связей. Исходя из этого целью представленной статьи выступают характеристика образно-символического поля патриотизма и российской идентичности в сознании старших школьников регионов Сибирского федерального округа, оценка степени его трансформации в текущей политической ситуации.
Материалы и методы. В рамках тематики статьи по методике повторно-сравнительного исследования в сентябре 2020 г. и в октябре — ноябре 2022 г. Центром политического анализа и технологий Алтайского государственного университета были проведены опросы учащихся 9—11 классов регионов Сибирского федерального округа, посвященные изучению понимания старшими школьниками смысла патриотизма, доминирующей у них структуры идентичностей и места в ней ценности патриотизма, степени включенности школьников в систему патриотического воспитания, их оценки эффективности данной системы и видению перспектив ее развития. Объем выборки составил в 2020 г. 2 050 человек, в 2022 г. — 1 050 человек; выборка квотная с контролем возраста, класса, типа населенного пункта и региона проживания. Данные были собраны методом прямого анкетирования по месту учебы респондентов и обработаны в программе SPSS.
Результаты и обсуждение
Проведенное исследование показывает, что среди школьников 9—11 классов в СФО более характерна эмоциональная трактовка патриотизма как любви к Родине и родной природе, гордости за историю и военное прошлое страны, уважение традиций. Однако структура актуализированных в сознании старших школьников образно-символических основ патриотизма и формируемой с его помощью национально-государственной идентичности демонстрирует не только их ситуативную трансформацию, но и сохранение ряда негативных тенденций в виде размытого и фрагментированного образа исторического прошлого.
После начала СВО эволюция национально-государственной идентичности все больше переходит на «мобилизационный» сценарий, для которого, по мнению В. В. Титова, характерна консолидация общества на основе образа «врага» с переходом развития России в режим «осажденной крепости» [10, с. 19]. В новых реалиях происходит существенная динамика патриотических установок старших школьников. Прежде всего это отражается в их самоопределении себя в качестве патриотов: если в 2020 г. считающие себя таковыми составляли 47 % опрошенных, то в 2022 г. — 63 %. В соответствии с этим более чем на треть (с 32 до 20 %) сократилось число респондентов, не считающих себя таковыми, уменьшилась и доля затруднившихся с ответом на этот вопрос (с 21 до 17 %). При этом четко проявилась корреляция с возрастом (классом)
респондентов: по мере взросления и расширения представлений учащихся о патриотизме количество идентифицирующих себя как патриоты увеличивается.
В то же время характерный для периодов внешнеполитических конфликтов всплеск эмоционального и иррационального, «слепого» патриотизма происходит на фоне сохранения проблем закрепления в сознании старшеклассников устойчивых символических основ национальной идентичности. Так, несмотря на усилия государства по реализации политики «исторической памяти», образ исторического прошлого России не имеет в молодежной среде целостного содержания и зачастую содержит калейдоскоп взаимоисключающих объектов гордости среди знаковых исторических персон и событий.
В рейтинге исторических персон-символов лидирует Петр I (им гордились 15 % опрошенных в 2020 г. и 20 % в 2022 г.), далее следуют И. В. Сталин (5 и 6 % соответственно) и Ю. А. Гагарин (4 и 6 %). На уровне 4—5 % упоминаются В. И. Ленин, Екатерина II и ветераны Великой Отечественной войны. По 2—4 % старшеклассников отметили М. И. Кутузова, Г. К. Жукова, А. С. Пушкина, А. В. Суворова, М. В. Ломоносова, И. В. Грозного, А. Невского и Александра II. Однако сопоставление данного списка с возрастом (классом) респондентов ставит вопрос о его релевантности — представляется, что он в большей мере обусловлен изучаемым курсом истории, чем осознанным выбором респондентов. Подтверждает это и тот факт, что данный рейтинг исторических персон-символов во многом совпадает с результатами других исследований российской молодежи [15, с. 127].
В свою очередь, самым знаковым историческим событием, вызывающим у молодежи «чувство гордости за свою страну», стала Великая Отечественная война (ее назвали 16 % респондентов в 2020 г., и 17 % в 2022 г.), далее отмечается первый полет человека в космос (4 %), среди других ответов, набравших 1—2 % присутствовали отмена крепостного права, Отечественная война 1812 г., Октябрьская революция 1917 г., Ледовое побоище и «окно в Европу».
Структура и рейтинги упоминания исторических объектов гордости в опросах старших школьников 2020 и 2022 гг., по сути, повторились, что нельзя сказать относительно современных персонах и событиях. Свое влияние оказали произошедшие события последних лет, и если в 2020 г. образ современности в позитивном его компоненте был актуализирован у респондентов лишь в виде присоединения Крыма (5 %), то в 2022 г. Крым (5 %) дополняется СВО (з %) и присоединением ЛДНР (2 %). Для сравнения — переходом России к демократии гордится всего 0,1 % школьников.
Среди современных персон-символов в 2020 г. учащиеся гордились В. В. Путиным (11 %), А. А. Навальным (4 %) и С. К. Шойгу (2 %), далее шли Д. А. Медведев, представители оппозиции
С. Фургал, Е. Шульман и волонтер Е. Глинка (доктора Лиза). В 2022 г. существенно вырос уровень гордости за В. В. Путина (28 %). Здесь следует отметить, что как президенту ему доверяет 55 % старших школьников СФО, еще 21 % «в чем-то доверяют, в чем-то нет» (2020 г. — 33 и 27 % соответственно). На втором месте упоминаний В. В. Жириновский (4 %), что можно объяснить высоким уровнем присутствия в СМИ записей его выступлений относительно развития политической ситуации на Украине. Российские спортсмены как объект гордости разделили третью позицию с А. А. Навальным (1 %), далее в соответствии с актуальной политической повесткой разместились Р. А. Кадыров, С. К. Шойгу, «военные», С. В. Суровикин. Большинство вариантов ответов оказалось на грани статистической погрешности, но в них сильнее всего были заметны региональные различия в определении персон — объектов гордости среди современников, поскольку в качестве таковых зачастую указывались знаменитые земляки. Так, среди омских школьников в 2020 г. объектами гордости выступают спортсмены — боксер, двукратный олимпийский чемпион А. В. Тищенко, боец смешанного стиля А. П. Шлеменко и погибший при задержании преступника капитан полиции О. И. Охрименко.
Лидерами рейтинга современных персон, которые вызывали в 2022 г. у подростков чувство стыда, стали в основном лидеры оппозиции А. А. Навальный (8 %), К. А. Собчак (2 %) и представители шоу-бизнеса, уехавшие из России в знак протеста против проведения СВО — А. Б. Пугачева (2 %) и М. А. Галкин (1 %), В. В. Путина указали 4 % респондентов, что многократно уступает уже упомянутым его результатам лидера в рейтингах гордости и поддержки. Основными отрицательными историческими образами в сознании учащихся выступают Б. Н. Ельцин и М. С. Горбачев, прямо причастные к негативному событию в виде распада СССР. Эти ответы на уровне 6—7 %, бесспорно, выделяются на фоне статистически незначимых альтернатив.
Здесь необходимо учитывать, что политическое сознание современной молодежи формируется в условиях длительного отсутствия идейных контуров консолидирующего и социально поддерживаемого образа будущего, а также информационно-культурного давления внешней «деструктивной идеологии», отмечаемого в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Цифровое пространство и новая структура агентов политической социализации молодежи зачастую приводят к ее дезориентации в альтернативных потоках информации. Усиливающийся «кризис буквы» и клиповое мышление «цифровых аборигенов» поколения делает все сложнее их коммуникации с традиционными институтами социализации. При явном преобладании образовательного и развлекательного контента в ин-
формационных предпочтениях старших школьников, они не стремятся системно воспринимать получаемую информацию и анализировать ее. Установка на поиск трафаретных ответов для сдачи ЕГЭ приводит учащихся и к проблемам системного обобщения знаний для обоснования своей позиции на открытые вопросы. Как результат — в 2020 и 2022 гг. по 60 % респондентов не смогли или не захотели назвать ни одной персоны, а более 70 % — ни одного события в истории страны, которыми бы они гордились. Для характеристики последних 10—15 лет доля не определившихся по персонам составила 75 и 78 %; по событиям — 89 и 93,2 % соответственно.
Тем не менее полученные результаты позволяют говорить о том, что патриотизм школьников СФО, как и российского общества в целом, является ретроспективным и у них преобладает персонифицированное восприятие реальности, характерное для информационного общества и российской политической культуры. Подросткам оказалось легче назвать персоналии, чем знаковые для России события, и найти их в прошлом, нежели в настоящем.
В то же время патриотизм школьников сибирских регионов носит не только ретроспективный, но и преимущественно державнический (имперский) характер. Недаром в 2022 г. 59 % учащихся считает, что «Россия была и остается великой мировой державой». По сравнению с 33 % в 2020 г. этот результат отражает значимый рост среди молодежи веры в потенциал и перспективы развития страны на фоне внешнеполитического конфликта по защите своих интересов. Почти в два раза (с 35 до 19 %) сократилось число респондентов, отметивших, что «Россия перестала быть великой мировой державой, но может стать ею» и «Россия навсегда перестала быть великой мировой державой» (с 5 до 3 %); в три раза (с 2,4 до 0,8 %), что она «никогда не была и не будет великой мировой державой».
Все больше старшеклассников верят в усиление мирового статуса России, в их сознании растет и чувство гордости за свою страну: в 2022 г. об этом заявило более 32 % респондентов, еще 23 % заявили о том, что «гордятся, как и прежде».
Усиление державнического (имперского) типа патриотизма среди подростков отражают и доминирующие в их сознании патриотические и национальные символы. У большинства старшеклассников укрепляется ассоциация образа России с официальной государственной символикой (герб, флаг, гимн, столица, двуглавый орел, Георгий Победоносец) — она была характерна для 28 % в 2020 г. и для 43 % в 2022 г. Она же воспринимается четвертью молодежи и как главные патриотические символы. При этом с 59 до 73 % увеличилось число респондентов, считающих, что знание государственной символики соответствует образу патриота.
С 8 до 10 % выросло количество учащихся, для которых символом России и патриотизма выступает В. В. Путин («Президент Путин», «Путин
на медведе»). Среди неофициальных символов неизменно представлены символы-ярлыки (баня, блины, Кремль, матрешка и т. д.), в рейтинге которых все больше усиливается значимость медведя (5 % в 2020 г. и 11 % в 2022 г.). Для 7—8 % учащихся символом России выступает ее народ, значимыми являются лучшие черты национального характера (мужество, сила, доброта, сплоченность, уважение традиций, любовь к Родине, патриотизм, единство, великий дух народа, непобедимость), образы природы и пространства (огромная страна, березовый лес, Сибирь и др.).
Показательно, что почти на четверть (с 42 до 33 %) сократилось число респондентов, уклонившихся от ответа или не сумевших его сформулировать. В то же время, как показал опрос 2022 г., новая реальность внесла свое наполнение в структуру значимых национально-патриотических символов среди учащейся молодежи. Тактический знак российской армии «2», используемый в ходе СВО, из неофициальной военной символики превратился в один из самых узнаваемых патриотических символов в молодежной среде (11 %). Упоминаемый респондентами в различных текстовых и стилистических оформлениях (российский триколор, георгиевская лента, и т. д.), он стал символом неофициального патриотического движения и основой консолидации общества в вопросе поддержки армии.
Заключение
По итогам исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, отмеченный на фоне геополитического размежевания «мы — они» ситуативный и эмоциональный всплеск патриотизма и национально-гражданской идентичности в сознании старшеклассников регионов СФО привел к укреплению национального самосознания, что отражается в их восприятии в образе государства и системе национальных символов.
Во-вторых, сохраняется тенденция слабости образно-символических основ патриотизма и российской идентичности. Образ исторического прошлого размыт и фрагментарен в сознании большинства молодежи как в событийном, так и персоналистском аспекте, особенно по отношению к последнему периоду социально-политического развития страны.
В-третьих, для органичного сочетания любви и гордости за свою страну, т. е. эмоционального и деятельностного патриотизма, в сознании учащейся молодежи субъектам ее политической социализации необходимо выработать и закрепить согласованную систему национально-патриотических образов и символов, дополнив ее прежде всего социально консолидирующим образом будущего и образом «героя нашего времени». В них необходимо реализовать стремление общества к поднятию престижа страны в мире и закреплению за Россией статуса мировой державы, в которой молодежь сможет реализовать себя и обеспечить достойное будущее.
Список источников
1. Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. Кризис идентичности молодежи и становление Гражданина // Вестник Вятского государственного университета. 2019. № 2. С. 91—98. DOI: 10.25730/VSU.7606.19.023.
2. Символическая политика : сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. ; отд. полит. науки ; ред. коллегия: Малинова О. Ю. и др. М., 2017. Вып. 5: Политика идентичности. 356 с.
3. Erez L., Laborde C. Cosmopolitan Patriotism as a Civic Ideal // American Journal of Political Science. 2020. Vol. 64, no. 7. P. 191—203. DOI: 10.1111/ajps.12483.
4. Khimenes A., Portil'o D., Ardoy L. Social Patriotism: Populist Glue for a Multinational Democracy // National Identities. 2021. Vol. 23, no. 2. P. 127—148. DOI: 10.1080/14608944.2020.1735326.
5. Селезнева А. В., Азарнова А. А. Рождение гражданина: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 101—113. DOI: 10.17976/jpps/2020.05.08.
6. Селезнева А. В., Антонов Д. Е. Ценностные основания гражданского самосознания российской молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 227—241. DOI: 10.17223/1998863X/58/21.
7. Селезнева А. В., Яковлева А. Ф., Ибрагимов Э. С. Гражданское самосознание российской молодежи и медиапро-странство: «нескладывающийся пазл» // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. Т. 3, № 4. С. 109—138. DOI: 10.46539/gmd.v3i4.206.
8. Селезнева А. В. Политическая мораль современной российской молодежи: ценности представления, установки // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 3. С. 47—60. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-4.
9. Титов В. В. К вопросу о конструировании национально-гражданской идентичности российской молодежи в цифровую эпоху // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология.
2020. № 57. С. 257—264. DOI: 10.17223/1998863X/57/24.
10. Титов В. В. Национально-государственная идентичность в современной России: специфика формирования и сценарии эволюции // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 4 (105). С. 16—20. DOI: 10.24158/pep.2022.4.2.
11. Титов В. В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции. М., 2017. 184 с.
12. Титов В. В. Национально-государственная идентичность россиян: специфика символических оснований // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 5. С. 37—43. DOI: 10.21209/2227-9245-202026-5-37-43.
13. Евгеньева Т. В. Историческая память и национально-государственная идентичность в современной России // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21). С. 27—36.
14. Евгеньева Т. В., Селезнева А. В., Антонов Д. Е. Политическая культура российской студенческой молодежи: ценностные, образно-символические и поведенческие аспекты // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11, № 2. С. 63—71. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-2-63-71.
15. Селезнева А. В., Палитай И. С. Восприятие своей страны российской молодежью: ценностно-символический и политико-культурный аспекты // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, № 2. С. 123—135. DOI: 10.18721/JHSS.10211.
16. Будко Д. А., Лукьянова Г. В. Образ идеальной России в сознании студенческой молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019. Т. 21, № 2. С. 184—194. DOI: 10.22363/2313-1438-201921-2-184-194.
17. Великая Н. М., Шушпанова И. С. Российская молодежь о перспективах и образах будущего социально-политического развития страны // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14, № 2. С. 29—40. DOI: 10.17213/2075-2067-2021-2-29-40.
18. Захарова В. А. Студенты поколения Z: реальность и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 4. С. 47—55.
19. Образ будущего России глазами молодежи : моногр. [....] / В. С. Комаровский и др.. М. : Аспект Пресс, 2021. 224 c.
20. Маленков В. В. Образ патриотизма и гражданско-патриотические ориентации молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, № 1. С. 60—65. DOI: 10.18500/18189601-2022-22-1-60-65.
21. Палаткина Г. В., Шаронов А. А., Джангазиева А. С. Сущность и структура патриотических ценностей подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21, № 64. С. 14—19.
References
1. Koryakovtseva O.A., Bugaichuk T.V. Krizis identichnosti molodezhi i stanovlenie Grazhdanina [Youth Identity Crisis and Becoming a Citizen], Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Vyatka State University], 2019, no. 2, pp. 91—98. DOI: 10.25730/VSU.7606.19.023.
2. Malinova O.Yu (ed.) Simvolicheskaya politika [Symbolic politics], sb. nauch. tr. Moscow, 2017, issue 5: Politika iden-tichnosti, 356 p.
3. Erez L., Laborde C. Cosmopolitan Patriotism as a Civic Ideal, American Journal of Political Science, 2020, vol. 64, no. 7, pp. 191—203. DOI: 10.1111/ajps.12483.
4. Khimenes A., Portil'o D., Ardoy L. Social Patriotism: Populist Glue for a Multinational Democracy, National Identities,
2021, vol. 23, no. 2, pp. 127—148. DOI: 10.1080/14608944.2020.1735326.
5. Selezneva A.V., Azarnova A.A. Rozhdenie grazhdanina: politiko-psikhologicheskii analiz grazhdanstvennosti rossiiskikh starsheklassnikov [The birth of a citizen: a political and psychological analysis of the citizenship of Russian high school students], Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political studies], 2020, no. 5, pp. 101—113. DOI: 10.17976/jpps/2020.05.08.
6. Selezneva A.V., Antonov D.E. Tsennostnye osnovaniya grazhdanskogo samosoznaniya rossiiskoi molodezhi [Value foundations of civic consciousness of Russian youth], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya.
Sotsiologiya. Politologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science], 2020, no. 58, pp. 227—241. DOI: 10.17223/1998863X/58/21.
7. Selezneva A.V., Yakovleva A.F., Ibragimov E.S. Grazhdanskoe samosoznanie rossiiskoi molodezhi i mediapros-transtvo: "neskladyvayushchiisya pazl" [Civic consciousness of Russian youth and media space: "non-folding puzzle"], Galactica Media: Journal of Media Studies [Galactica Media: Journal of Media Studies], 2021, vol. 3, no. 4, pp. 109—138. DOI: 10.46539/gmd.v3i4.206.
8. Selezneva A.V. Politicheskaya moral' sovremennoi rossiiskoi molodezhi: tsennosti predstavleniya, ustanovki [Political morality of modern Russian youth: values of representation, attitudes], Nauchnyi rezul'tat. Sotsiologiya i upravlenie [Scientific result. Sociology and Management], 2022, vol. 8, no. 3, pp. 47—60. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-4.
9. Titov V.V. K voprosu o konstruirovanii natsional'no-grazhdanskoi identichnosti rossiiskoi molodezhi v tsifrovuyu epokhu [On the issue of Constructing the National-Civic Identity of Russian Youth in the Digital Age], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science], 2020, no. 57, pp. 257—264. DOI: 10.17223/1998863X/57/24.
10. Titov V.V. Natsional'no-gosudarstvennaya identichnost' v sovremennoi Rossii: spetsifika formirovaniya i stsenarii evolyutsii [National-state identity in modern Russia: specifics of formation and scenarios of evolution], Obshchestvo: politi-ka, ekonomika, pravo [Society: Politics, economics, Law], 2022, no. 4 (105), pp. 16—20. DOI: 10.24158/pep.2022.4.2.
11. Titov V.V. Politika pamyati i formirovanie natsional'no-gosudarstvennoi identichnosti: rossiiskii opyt i novye tendentsii [The Politics of Memory and the formation of national-State identity: Russian experience and new trends]. Moscow, 2017, 184 p.
12. Titov V.V. Natsional'no-gosudarstvennaya identichnost' rossiyan: spetsifika simvolicheskikh osnovanii [The nationalstate identity of Russians: the specifics of symbolic grounds], Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Trans-Baikal State University], 2020, vol. 26, no. 5, pp. 37—43. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-5-37-43.
13. Evgen'eva T.V. Istoricheskaya pamyat' i natsional'no-gosudarstvennaya identichnost' v sovremennoi Rossii [Historical memory and national-state identity in modern Russia], Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 2012, no. 5 (21), pp. 27—36.
14. Evgen'eva T.V., Selezneva A.V., Antonov D.E. Politicheskaya kul'tura rossiiskoi studencheskoi molodezhi: tsen-nostnye, obrazno-simvolicheskie i povedencheskie aspety [Political culture of Russian student youth: value, figurative-symbolic and behavioral aspects], Gumanitarnye nauki. VestnikFinansovogo universiteta [Humanities. Bulletin of the Financial University], 2021, vol. 11, no. 2, pp. 63—71. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-2-63-71.
15. Selezneva A.V., Palitai I.S. Vospriyatie svoei strany rossiiskoi molodezh'yu: tsennostno-simvolicheskii i politiko-kul'turnyi aspekty [Perception of their country by Russian youth: value-symbolic and political-cultural aspects], Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i ob-shchestvennye nauki [Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Humanities and social sciences]. 2019, vol. 10, no. 2, pp. 123—135. DOI: 10.18721/JHSS.10211.
16. Budko D.A., Luk'yanova G.V. Obraz ideal'noi Rossii v soznanii studencheskoi molodezhi [The image of an ideal Russia in the minds of students], Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Political Science], 2019, vol. 21, no 2, pp. 184—194. DOI: 10.22363/2313-14382019-21-2-184-194.
17. Velikaya N.M., Shushpanova I.S. Rossiiskaya molodezh' o perspektivakh i obrazakh budushchego sotsial'no-politicheskogo razvitiya strany Russian youth on the prospects and images of the future socio-political development of the country], Vestnik Yuzhno-Rossiiskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Bulletin of the South Russian State Technical University (NPI). Series: Socio-Economic Sciences], 2021, vol. 14, no. 2, pp. 29—40. DOI: 10.17213/2075-2067-2021-2-29-40.
18. Zakharova V.A. Studenty pokoleniya Z: real'nost' i budushchee [Students of generation Z: reality and the future], Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Scientific Works of the Moscow University for the Humanities], 2019, no. 4, pp. 47—55.
19. Komarovskii V.S. (et al.) Obraz budushchego Rossii glazami molodezhi [The image of the future of Russia through the eyes of youth], monogr. Moscow, Aspekt Press, 2021, 224 p.
20. Malenkov V.V. Obraz patriotizma i grazhdansko-patrioticheskie orientatsii molodezhi [The image of patriotism and civic-patriotic orientations of youth], Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya [Izvestiya Saratov University. A new series. Series: Sociology. Political Science], 2022, vol. 22, no. 1, pp. 60—65. DOI: 10.18500/1818-9601 -2022-22-1 -60-65.
21. Palatkina G.V., Sharonov A.A., Dzhangazieva A.S. Sushchnost' i struktura patrioticheskikh tsennostei podrostkov [The essence and structure of patriotic values of teenagers], Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki [Izvestiya Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medical and biological sciences], 2019, vol. 21, no. 64, pp. 14—19.
Сведения об авторе
Асеев Сергей Юрьевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и политологии, Алтайский государственный университет, Барнаул, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the author
Sergey Yu. Aseev — Candidate of Historical Sciences, associate professor of the Department of Philosophy and Political Science, Altai State University, Barnaul, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.12.2022; одобрена после рецензирования 14.01.2023; принята к публикации 02.02.2023.
The article was submitted 21.12.2022; approved after reviewing 14.01.2023; accepted for publication 02.02.2023.