© С.А. Панкратов, В.Ю. Истомин, 2009
УДК 316.343-058.13 ББК 60.54
ОБРАЗ ЖИЗНИ СРЕДНЕГО КЛАССА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СОЦИУМА
С.А. Панкратов, В.Ю. Истомин
На основании выводов, полученных в ходе социологического исследования, проведенного в сентябре - ноябре 2007 г., авторам удалось достичь поставленной изначально цели: на основе факторов и условий трансформации структуры российского социума выявить и обосновать характерные черты «образа жизни» среднего класса в современной России. Итогом исследования явилось выделение и описание наиболее типичных образов жизни среднего класса, характерных для города Волгограда.
Ключевые слова: средний класс, трансформация, образ жизни, социальная структура, стратификационное пространство.
«Обеспечение конкурентоспособности России связано с решением значительного числа серьезных внутренних задач. Одна из наиболее долгосрочных и в наименьшей степени поддающихся государственному регулированию - это задача формирования массового среднего класса, который определяет качество человеческого потенциала страны и характерные черты общенациональной идентичности, обеспечивает преемственность поколений и жизненных ценностей» [1, с. 6].
Следует отметить, что смысл термина «средний класс» не получил в свое время достаточно ясной трактовки и теоретического объяснения. Как правило, это было связано с тем, что многие отечественные исследователи исходили из неявной предпосылки о том, что в России должен сформироваться средний класс западного образца, что в значительной степени искажало представление о российском среднем классе. На процесс его формирования по историческим меркам отводились короткие сроки, вследствие чего в обществе сложилась некая ситуация ожидания. Проводившиеся эмпирические исследования
фиксировали некую противоречивую картину: согласно одним оценкам получалось, что западный средний класс и российский в процентном соотношении равны. Согласно другим -его нет, так как подавляющая часть населения относится к бедным слоям.
Основными вопросами для изучения становятся: критерии выделения «среднего класса», материальные и имущественные характеристики, политические предпочтения, особенности экономического сознания и стратегии поведения, мировоззрение и ценности среднего класса, социальная мобильность и т. д. В меньшей степени изучается образ жизни представителей среднего класса, а полноценные исследования в данной области сведены к минимуму. Данная тенденция сохраняется и на сегодняшний день.
Таким образом, актуальность исследования образа жизни среднего класса в условиях трансформации отечественного социума обусловлена, во-первых, малоизученностью понятия «образ жизни» применительно к среднему классу, влиянием профессиональной деятельности на формирование образа жизни и внутреннего потенциала; во-вторых, необходимостью учета изменений в образе жизни представителей среднего класса и тенденций его развития в условиях трансформации российского социума; в-тре-
тьих, потребностью в совершенствовании образа жизни среднего класса в соответствии с имеющимися условиями и факторами его развития. В данной связи необходим комплексный социологический анализ социальных процессов, связанных с формированием среднего класса и его образа жизни, а также выявление перспектив его развития в условиях трансформации российского общества.
Теория социальной структуры общества занимает базовое положение в социологической науке. Без ее анализа нельзя понять социальные отношения и процессы, протекающие во всех общественных сферах, а также их социальные последствия для общества в целом и конкретных групп населения в особенности. Социальная структура общества может рассматриваться с точки зрения различных подходов. Наиболее распространенными в социологии являются классовый и стратификационный.
Социальную структуру российского общества можно представить как «придавленный к основанию треугольник», в отличие от «лимона» в развитых странах или «Эйфелевой башни» - в латиноамериканских. Особое значение в ней приобретает состояние маргинальности, сопровождающее вынужденный переход человека из одной социально-профессиональной группы в другую и существенно изменяющее характеристики социально-профессионального статуса. В связи с этим определенный интерес представляет изучение «среднего класса» как социально-структурной группы, выделяемой в структуре социума и определяемой комплексом критериев, количественными и качественными характеристиками.
Если говорить об отечественных теоретических разработках, то необходимо отметить, что российская социология начала 1990-х гг. отличалась тем, что у нее не было ни эмпирических фактов, позволяющих говорить о том, «сколько же классов в современном российском обществе», ни теорий и концепций, адекватно описывающих трудно поддающееся формализации стратификационное пространство. Положение дел также усугублялось рядом обстоятельств: отсутствием специфических теорий и концепций, учитывающих особенности российской системы социальной стратификации; заимствованием плохо согласующихся с российской системой социальной стратифи-
кации теорий и концепций, как правило, западного происхождения.
Тем не менее наиболее часто встречающиеся подходы к определению среднего класса в России можно свести к следующим:
1) средний класс фактически отождествляется со средними слоями и рассматривается как сугубо статическое понятие: совокупность лиц с душевым доходом в интервале между прожиточным минимумом и практически неограниченными финансовыми возможностями;
2) под средним классом понимаются преимущественно малое предпринимательство и близкие к нему группы. Поэтому основные характеристики среднего класса в их понимании так или иначе связаны со специфическим характером собственности на средства производства и стратегиями поведения, в основе которых - стремление к прибыли, деньгам как мерилу успеха; 3) третий подход - это упор на «новый» средний класс как движущую силу постиндустриализации. При этом в центре внимания оказываются главным образом интеллектуалы, обладатели дорогостоящего «человеческого капитала», который может быть востребован в условиях динамично развивающегося частного сектора экономики.
В современной западной социологии принято различать два подхода к определению среднего класса - субъективный и объективный. Субъективный основан на принципе «самоидентификации», то есть самозачислении индивида в тот или иной класс. Объективный подход, используемый социологами, основан на критериях, независимых от мнения индивида. В зарубежной социологической литературе преимущественно используются три критерия: характер деятельности (труда), материальное положение и уровень образования. Наряду с ними учитываются и другие критерии, тесно связанные с двумя вышеназванными или вытекающими из них: квалификационный, должностной уровень, качество жизни и стандарты потребления.
Материальный критерий является более точным, но его важнейшую составляющую -уровень дохода - достаточно трудно зафиксировать в количественном отношении, поскольку необходимо учитывать не только поддающиеся исчислению первичные доходы, включая заработную плату, предприниматель-
ский доход и ренту, но и социальные трансферты, льготы и пр. Определенную сложность представляет выявление уровня дохода в нынешнем российском обществе, где, во-первых, сохраняются весьма существенные государственные дотации на жилье, общественный транспорт и т. п., искажающие картину. Во-вторых, уровень реальных денежных доходов россиян, особенно относительно состоятельных слоев общества, значительно превышает официально декларируемые данные.
Существование среднего класса в современном обществе может быть принято за аксиому. Но, как показывает практика, многие теории, объясняющие возникновение среднего класса, либо становятся идеологией, либо слишком абстрактны и наполнены субъективизмом. Если сама актуальность проблемы среднего класса не вызывает сомнений, то различные ее аспекты, связанные с дефинициями, критериями идентификации, образом жизни, оценками реальной и потенциальной численности, основными моделями социального действия неизбежно носят остро дискуссионный характер.
Одной из малоизученных проблем остается проблема образа жизни населения России в целом и среднего класса в частности. В условиях трансформации современной России нынешний образ жизни можно считать переходным. Речь идет, во-первых, о моделях поведения, унаследованных от эпохи СССР, так как, несмотря на реформы, советские традиции из образа жизни населения не только не исчезли, но, напротив, продемонстрировали свою живучесть. Второй вид моделей поведения, входящий в состав современного образа жизни, - это совокупность черт, унаследованных от дореволюционной эпохи. Сюда относится стремление возродить «русскость», усилить национальное начало в жизнедеятельности общества. Третий вид моделей поведения, которые характерны для населения постсоветской России, сформировался в течение последних 10-15 лет реформ и успел войти в структуру образа жизни.
По своему генезису они очень различаются. Одни порождены переменами в политической системе и в экономике России в 90-е гг., другие заимствованы из образа жизни населения развитых стран. Третьи являются результатом дисфункций в поведении социальных
групп населения, в частности, коммерциализации работников милиции, коррупции среди чиновничества, роста массовой преступности и др. Население России, особенно молодежь, весьма успешно интегрируется в западный образ жизни, начиная с массовой компьютеризации и кончая моделями одежды известных брендов, стереотипами отдыха и развлечений, трудовыми притязаниями.
Еще одна особенность современного образа жизни - высокая концентрация социальных болезней - массовых отклонений норм поведения, кодифицированных в правовом и моральном кодексах данной страны или других (в первую очередь развитых) стран мира. Возможно, социальные болезни столь же естественны для населения мира, как и биологические, поэтому девиантное поведение является одним из стандартных компонентов любого образа жизни. Однако масштабы распространения отклоняющегося поведения в разных странах различны.
Следует отметить, что современный социально-экономический тип образа жизни населения России еще не сложился. В нем появилось много черт, характерных для западного образа жизни. В то же время российский образ жизни весьма далек от западного. Дистанциро-ванность объясняется, с одной стороны, цивилизационными различиями, с другой - конкретными экономическими и политическими условиями современной России. В частности, сказывается нестабильность российского общества, которая сдерживает формирование цивилизованного образа жизни и придает ему противоречивый характер. Адаптируясь к новым условиям, люди одновременно демонстрируют приверженность к советским стандартам жизни. Нынешний образ жизни является переходным. Это вполне естественно, ибо соответствует переходному типу самого общества.
С целью выявления содержания образа жизни, условий и факторов его развития применительно к среднему классу г. Волгограда в 2007 г. было проведено социологическое исследование. Выборку, основанную на не строго случайных методах, то есть целенаправленную, составили 650 респондентов. Объектом исследования выступило взрослое население г. Волгограда (от 18 лет) с ежемесячным доходом свыше 10 000 руб. на одного
члена семьи. Отбор респондентов, как правило, производился в общественных местах -торгово-развлекательных центрах, аптеках, салонах красоты и т. д. Для сбора первичной социологической информации использовалось личное интервью по структурированной анкете длительностью 30-40 минут.
В качестве основных критериев отнесения к среднему классу нами были избраны: образование (наличие высшего образования), социально-профессиональный статус (в исследовании в качестве такого критерия избран нефизический характер труда или предпринимательская деятельность в качестве основного занятия и самооценка человеком своего положения в обществе). В целом респондентов, принимавших участие в опросе, можно разделить на две категории: собственно средний класс, предполагающий сочетание у одного человека всех перечисленных выше критериев (10,7 %), периферию, куда вошли респонденты, которым для зачисления в первую категорию не хватило одного из перечисленных выше критериев (89,3 %). При этом главным, что мешало попаданию большинства представителей периферии в состав среднего класса, явился недостаток текущих доходов, значимость которых в становлении среднего класса непрерывно растет. Это свидетельствует о растущей недооценке квалифицированного умственного труда в российской экономике, особенно в бюджетной сфере. Темпы роста индексации зарплат бюджетников, по отношению к которым эта тенденция проявляется наиболее ярко, отстают пока от темпов роста зарплат в экономике в целом.
На основании проведенного исследования были выделены наиболее типичные типы образа жизни среднего класса, характерные для г. Волгограда:
- К первому типу образа жизни можно отнести 5 % респондентов. Они предполагают, что могут оказывать влияние на события в стране и не ограничивают круг своих интересов только тем, что происходит в их ближайшем окружении, активно интересуются политикой и экономикой. В мире потребления ориентируются только на товары самого высокого качества. Уверены в том, что нашли свое место в жизни и что в ближайшие пять
лет их жизненный уровень обязательно повысится. Такой тип образа жизни мы можем охарактеризовать как активный, причем активность проявляется во всем: работа, общественная деятельность, досуг, отпуск и т. д.
- Ко второму типу относятся 7 % опрошенных. Характеризуются тем, что довольно успешно делают карьеру, имеют хорошие профессиональные качества, работу выполняют со знанием дела. Им присуще желание работать организованно, по определенному плану. Убеждены в том, что добиться желаемого можно только при помощи личных связей. Считают, что жизнь не вполне стабилизировалась, но при этом можно рассчитывать на позитивное развитие событий. Проявляют интерес к политике, стремятся не замыкаться в узком кругу личных проблем.
- Третий тип составляет 7 %. Лидерские претензии этого типа довольно высоки, однако при этом он не верит в возможность какой-либо экстраполяции своего влияния во внешний мир. По его мнению, в российской действительности большую роль играют личные связи, а доля тех, кто их не имеет, заключается в том, чтобы держаться своего места и не претендовать на большее. Данному типу свойственен умеренный интерес к событиям, выходящим за рамки обыденности, и, соответственно, умеренный интерес к политике. В новой рыночной ситуации он видит бесконечные возможности удовлетворения продвинутых материальных потребностей, позволяющие приобретать самые современные и качественные товары. Большинство респондентов, относящихся к данному типу, считают, что нашли свое место в жизни и могут рассчитывать на более высокий жизненный стандарт потребления в ближайшем будущем.
-Процентная доля респондентов, относящихся к четвертому типу образа жизни, составляет 63,4 %. Как правило, претензии на лидерство здесь слабы. Представители данного типа склонны полагать, что обстоятельства сильнее человека, что всем правят личные связи и что такие люди, как они, не могут влиять на ситуацию в стране. Однако их сильной чертой
является организация жизненного пространства. Респонденты, относящиеся к этому типу образа жизни, ценят свое время и стараются действовать по плану. Считают, что в целом нашли свое место, но это место, по их представлениям, не дает гарантий материального благополучия.
- К пятому типу образа жизни можно отнести оставшиеся 17,6 %. В целом этот тип отличается от других более слабыми значениями почти всех переменных, рисующих его психологический портрет. Представители данного типа непоколебимо уверены, что их жизненный уровень в ближайшем будущем возрастет. Проекция во внешний мир слаба и претензии на продвинутые позиции не убедительны. Последние два типа образа жизни характерны для представителей периферии. Резюмируя все вышесказанное, отметим, что средний класс - это комплексное образование, которое имеет свою внутреннюю структуру и различия по происхождению отдельных социальных слоев, входящих в данную структуру, и поэтому проблема определения среднего класса не может сводиться только к критерию дохода и благосостояния. Средний класс как социально-структурный феномен определяется комплексом критериев, количественными и качественными характеристиками. Уже поэтому сущность среднего класса и его структуру следует рассматривать в аспекте социальных статусов тех групп, которые, вероятно, в него войдут. В данной работе на основе полученных данных под «средним классом» мы предлагаем следующее
определение: средний класс - это категория людей, которая благодаря своему образованию и профессиональным качествам смогла адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить своим семьям адекватный времени уровень потребления и образ жизни. Становление и развитие городского образа жизни представляет собой сложный и многоплановый процесс. Каждое поколение проходит и переживает его заново, постепенно усваивая те черты и нормы общественного поведения, которые были привычными для представителей более старших поколений. Вместе с тем, отражая изменение объективных условий жизни людей и сдвиги в социальной структуре общества, каждое последующее поколение обогащает этот образ жизни. Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняется во времени. Распределение времени и усилий людей между фундаментальными формами жизнедеятельности, уровнями и областями культуры различается не только по социокультурным группам, но и по стадиям индивидуального жизненного цикла. Изучение смены субъективных состояний и структур активности людей в подвижном социокультурном контексте придает анализу образа жизни более динамический характер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Средний класс в современной России / отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова ; Ин-т социологии РАН. - М. : Ин-т социологии РАН, 2008. - 320 с.
WAY OF LIFE IN A TRANSITION PERIOD OF RUSSIAN SOCIETY
S.A. Pankratov, V.Yu. Istomin
The authors have worked out a number of characteristics of the middle class lifestyle in modern Russia on the basis of the sociological data research which was carried out in the period of September -November, 2007. The received factors about transformation in the most typical ways of life of the middle class, characteristic for the city of Volgograd, proved the correctness of the initially set hypothesis.
Key words: middle class, transformation, way of life, social structure, stratification space.