Научная статья на тему 'Образ жизни империи гуннов'

Образ жизни империи гуннов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7333
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лозовик Д. С.

Данная работа посвящена великому, но малоизвестному народу Гуннов. Рассматривается распространенная теория об истории и образе жизни Гуннов, а так же некоторые противоположные высказывания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ жизни империи гуннов»

ОБРАЗ ЖИЗНИ ИМПЕРИИ ГУННОВ

Лозовик Д.С.

ОИРЭУ им. Г.В.Плеханова

Данная работа посвящена великому, но малоизвестному народу Гуннов. Рассматривается распространенная теория об истории и образе жизни Гуннов, а так же некоторые противоположные высказывания.

Гунны — кочевой народ, образовавшийся путём смешения разных племен Великой Евразийской Степи, Приволжья и Приуралья во II—IV вв [1]. В китайских источниках происхождение гуннов упоминается, как от центрально-азиатского народа сюнну или хунну, эта точка зрения принимается большинством учёных, но не имеет бесспорных доказательств.

Готский историк Иордан утверждал: «Может быть, они побеждали не столько войной, сколько внушая величайший ужас своим страшным видом; их образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а, если можно так сказать, на безобразный комок с дырами вместо глаз. Их свирепая наружность выдавала жестокость духа... Ростом они невелики, но быстры проворством своих движений и чрезвычайно склонны к верховой езде; они широки в плечах, ловки в стрельбе из лука и всегда горделиво выпрямлены благодаря крепости шеи. При человеческом обличье живут они в звериной дикости»[2].

Вторжение гуннов положило начало Великому переселению народов. Во время правление Аттилы (434—453гг) гунны достигли максимальной экспансии, охватив территорию от Волги и Кавказа до Рейна. К несчастью для гуннов, великий вождь и завоеватель Аттила в 453 г. заболел и умер. После него осталось 70 детей вдова. Возник вопрос о наследнике: все сыновья Аттилы претендовали на престол отца, а покоренные племена поддерживали разных царевичей. Большинство гуннов встало на сторону вождя Эллака, но против него выступили гепиды и остготы. В битве при Недао (славянское название этой реки - Недава) гунны были разбиты, и Эллак погиб (454г). Попытки гуннов бороться с византийцами привели их к поражению на Нижнем Дунае. На востоке, в Поволжье, гуннов разбили (463г) и подчинили себе сарагуры. Часть уцелевших гуннов ушла на Алтай, другие -на Волгу, где, смешавшись с аборигенами, они образовали народ чувашей. Гунны быстро растворились в среде других номадов, которые продолжали непрерывно прибывать с востока. Однако их имя ещё долго использовалось средневековыми авторами в качестве общего наименования всех кочевников Причерноморья.

Характерной чертой гуннской жизни является кочевное скотоводство. Они переходили со своим скотом с одних пастбищ на другие, вступали в борьбу с ближними и дальними соседями из-за лучших пастбищ. Из домашнего скота, прежде всего, содержали лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, который также был объектом меновой торговли с китайцами.

В стране гуннов имело место и земледелие. Оно связанно с оседлой частью населения в Южной Сибири и Северной Монголии. Земледелие было развито крайне слабо: единственной выращиваемой культурой, известной гуннам, было просо.

Хорошее развитие получило ремесло. Из продуктов скотоводства - кожи, шерсти, кости и рога изготавливались различные предметы домашнего обихода. Также существовало металлургия и гончарное производство [3].

Гунны обожествляли солнце, луну, воду и огонь, также почитали «богов дорог». Тенгри-хан являлся главным божеством («небесный», создатель растений и громовержец). Гунны носили на себе серебряные и золотые изображения фантастических животных и драконов в качестве охранительных амулетов. Также существовали и служители культа: колдуны, жрецы, знахари, шаманы и чародеи.

Гунны были очень воинственным народом и вели войны практически непрерывно, постоянно нападая на соседние народы, отвоевывая у них территорию, уводя скот, забирая в рабство мужчин и женщин. Исключительно большое внимание уделяли войне, оружию и воинским упражнениям. Оружием ближнего боя являлся меч и копье, а дальнего - лук со стрелами, который достигал в длину более полутора метров. Стрелы использовались с костяными, железными и бронзовыми наконечниками. Делали и стрелы, издававшие в полете устрашающий свист, прикрепляя к ним костяные просверленные шарики. Гуннский лук, или скифский лук ^суусш агсш) — самое эффективное и современное оружие античности, по свидетельствам римлян и они считали его очень ценным военным предметом. Все, кто имел навык владения луком, вступали в латную конницу[1].

Конница - главный род войск у гуннов. Конные отряды гуннов с воем налетали на неприятеля, осыпали его тучами стрел со всех четырех сторон, а при сближении пускали в ход мечи и копья. Соответственно строилась и военная тактика. Она характеризуется следующим образом: при удаче Гунны идут вперед, при неудаче отступают, и бегство не поставляют в стыд себе. Таким образом, они искусно заманивали неприятеля, чтобы захватить его. «Завидев неприятеля, устремляются за корыстью подобно стае птиц, а когда бывают разбиты, то подобно черепице рассыпаются и подобно облакам рассеиваются» [4].

Общественный строй господствующий у этого народа определяется как первобытнообщинный. Большую значимость в жизни гуннов имели родовые связи. Структура представляла собой союз из 24 племён, разделенных в свою очередь на западную и восточную часть. Каждое племя располагало собственной территорией, по которой и кочевало, совершая всевозможные передвижения. Во главе каждого племёни стоял вождь. Все вожди съезжались три раза в год для проведения совета и обряда жертвоприношений. Также они осуществляли верховный суд, решали дела связанные с войной и миром и утверждали нового общего вождя после смерти предыдущего [5].

В обществе гуннов наблюдался процесс имущественного расслоения. Среди погребений гуннов отчетливо выражены более бедные и богатые кладбища. Особо богатые погребения находятся в Ноин-Уле. Они располагались вблизи ставки гуннских вождей и, возможно, принадлежали тому самому роду, из которого и выходили дзэну (шаньюи) союза Гуннов. В этих гробницах было найдено большое количество серебра и золота, лаковые изделия и китайские шёлковые материи [5]. Наиболее важным фактором разложения первобытно-общинного строя было рабство. Во время набегов и войн происходило массовое порабощение пленных. При набеге гуннов на Китай уводились пленные, достигавших иногда даже 40 тыс. человек. Племенная знать, захватив себе львиную долю пленных, получала возможность присвоить их труд, вследствие чего богатела, выделяясь тем самым из среды соплеменников. Помимо внешних источников рабства существовали также и внутренние: в рабство обращались семьи преступников. В таких условиях гунны не могли использовать большое количество рабов в своём кочевом хозяйстве, поэтому часть рабов сажалась ими на землю и из них образовывалось зависимое земледельческое население.

Римский историк Аммиан Марцеллин, «крёстный отец гуннов», так описывает этот народ:

«Отличительной чертой являются плотные и крепкие руки и ноги, толстые затылки и отличаются столь чудовищным видом, что они подобны двуногим зверям или уподобить сваям, грубо вытёсанным при постройке моста. Гунны никогда не прикрываются никакими постройками, питают к ним отвращение, поскольку приравнивают их к гробницам. Они с колыбели приучаются переносить жажду, голод и холод, кочую по горам и лесам. На чужбине они также не входят в жилища, лишь за исключением крайней необходимости. У них даже не считалось безопасным сон под кровлей. Приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошадям, и, иногда сидя на них по-женски, они исполняют свои обычные дела: ночует и днюет на лошадях, а также едят и пьют, и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружаются в глубокий и чуткий сон» [6].

Свидетельства Приска являются полной противоположностью вымыслам Аммиана о том, что «гунны» боятся домов, будто проклятых гробниц, и только под открытым небом чувствуют себя уютно. Приск Панийский - посол к гуннскому царю Аттиле, описывает образ жизни гуннов следующим образом: «Мы приехали в огромное селение, переправившись через какие-то реки. Говорили, что именно в этом селении находились хоромы Аттилы. Они были более видные, чем в каком-либо месте. Построенные из брёвен и хорошо выстроганых досок, окружённые деревянной оградой, опоясывавшей их для красоты, а не для безопасности. Далее за царскими хоромами виднелись хоромы Оногесия. Но они уже не имели украшений в виде башен, подобно хоромам Аттилы. Внутри ограды находилось множество построек из тёсаных и выскобленных до прямизны брёвен, а другие из красиво прилаженных досок, покрытых резьбой» [7].

На сегодняшний день ученые не могут единогласно согласиться в какой-либо теории по их происхождению и образу жизни. Однако, никто не оспаривает, что Гунны внушали всему цивилизованному миру наибольший страх из всех варваров. В этих монголоидных всадниках видели не столько людей, сколько порождения демонов. Империя Гуннов возникла ниоткуда, создав одну из мощнейших империй в истории человечества, и так же загадочно исчезла, пройдя по Евразии стремительным вихрем.

Литература

1. Древние цивилизации. - [Электронный ресурс]. - http://www.drevnie-civilizatsii.ru/gunni.html

2. Косминский Е. А. Иордан Изд: ЁЁ Медиа. Москва, 2012 г.

3. Кочевники и земледельцы. - [Электронный ресурс]. - http://www.e-reading.club/chapter.php/1032599/33/Istoriya_chelovechestva._Vostok

4. Г. Ф. Миллер. История Сибири, т.1. М.—Л., 1937

5. Бадак А. Н. Всемирная история в 24 томах. Т.4. Эллинистический период// Изд: Харвест. Минск, 2003 г.

6. Аммиан Марцеллин «История» вып. 1—3, 1906—1908

7. Г.С.Дестунисъ. Сказания Приска Панийскаго. Учёные записки второго отд. Императорской Академии Наук кн. VII , вып. I СПб, 1861.

8. Зульфугарзаде Т.Э. Современные проблемы миграции в Российской Федерации // Федерация. 2007. № 5. С. 19-37.

9. Курбанов Р.А. Исторические модели регионального взаимодействия на евразийском пространстве. Правовые аспекты. Баку, 2016.

10. Метелев И.С. Миграция, цивилизация, адаптация (концептуальная связь понятий) - Омск, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.