Научная статья на тему 'Образ японцев в имиджеологии. От мифов до современности'

Образ японцев в имиджеологии. От мифов до современности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1543
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / IMAGE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЛЕГЕНДЫ / LEGENDS / МИФЫ / MYTHS / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Назарова Л. Х., Канаев Д. Н.

Целью исследования является анализ современного имиджа японцев через исследование различных аспектов современной и традиционной культуры Японии, её влияние на современную Японию. Современная Япония сумела сохранить свои уникальные традиции, которые смогла адаптировать под современный образ жизни, выраженные в имидже современных японцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE JAPANESE IN IMAGEZHEOLOGY. FROM MYTHS BEFORE THE PRESENT

The purpose of the study is to analyze the modern image of the Japanese through researching various aspects of modern and traditional Japanese culture, its impact on modern Japan. Modern Japan has managed to preserve its unique traditions, which it was able to adapt to the modern way of life, expressed in the image of modern Japanese.

Текст научной работы на тему «Образ японцев в имиджеологии. От мифов до современности»

ОБРАЗ ЯПОНЦЕВ В ИМИДЖЕОЛОГИИ. ОТ МИФОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Л.Х. Назарова, канд. экон. наук, доцент Д.Н. Канаев, студент

Сахалинский государственный университет (Россия, г. Южно-Сахалинск)

Аннотация. Целью исследования является анализ современного имиджа японцев через исследование различных аспектов современной и традиционной культуры Японии, её влияние на современную Японию. Современная Япония сумела сохранить свои уникальные традиции, которые смогла адаптировать под современный образ жизни, выраженные в имидже современных японцев.

Ключевые слова: имидж, культура, легенды, мифы, традиции.

Система адаптации традиций под современность явно выражена в Японии, но в других странах, как, например, в России, исторические ценности и традиции не так активно используются в современной индустрии, либо используются только некоторые из них.

Использование в Японии культурных особенной в различных современных сферах не уничтожило настоящей культуры Японии, а в некоторых моментах только способствовало её дальнейшему прогрессу.

Применение культурных особенностей Японии не является исключительно «данью традициям» и не создаёт трудности дальнейшему развитию страны, а только способствует сохранению уникальности.

Таким образом, перенять некоторые особенности японского имиджа, а именно адаптация некоторых аспектов культуры, является отличной возможностью продвижения собственных ценностей без создания затруднений дальнейшему развитию культуры.

Человеку очень трудно представить понять современную Японию. Как такая технически развитая страна сосуществует с традициями древности и применяет их на современном уровне? Японцы сохранили свои древнейшие традиции, эти традиции смогли «перекачивать» в их современную жизнь. Японцы используют свою историю, мифы, религию во всех отраслях жизни. От названия предметов техники в честь древних

божеств или мифических существ до включения известных личностей в компьютерные игры.

На развитие страны, и то какая она сейчас, влияют множество факторов: политические, исторические, культурные психологические и т.д. Японцы смогли сохранить свои традиции, во-первых, благодаря обострённому чувству национальной идентичности, во-вторых, гордостью этими национальными традициями, в-третьих, долгая изоляция страны, которая может играла и отрицательную роль в интернационализации страны [1].

Но для японцев культура неизменна и первична, редко поддающаяся влиянию, и цель которой - вести её мир к совершенному порядку. Это уже демонстрирует написание иероглифа «бунка» - культура: бун/фуми - «письмо, текст, предание», а также «образец, украшение», а ка/бакэру - «меняться к лучшему». Таким образом культура определяет направление к заданному образцу, создавая и укрепляя традиции [2].

Мифы, истории и легенды играют важную роль в культуре Японии. Так священный текст «Кодзики» приучает видеть во всём богов или «ками» наглядным описанием их поступков. Так же в книге «Хагакуре», несмотря на то что она была написана во времена самураев, можно отследить что в нынешней Японии многое сохранилось из прошлого. Как, например, уважение к вышестоящим, старшим, стремление

достигать совершенства, а также умения вести себя со всеми людьми [7].

Если на данный момент труды самураев и не изучаются, то мифология не только перешла в разряд сказок, основ для сюжетов фильмов или книг, а также популярного в стране «аниме», которое в свою очередь дало начало другим направлениям, сохранила свою актуальность в Японии. История Японии также сохранилась, и она также активно применяется в других сферах. Таким образом японцы продолжают оценивать мир через призму своих традиций, и используя их и по сей день в своём имидже. Так аниме и фильмы в Японии имеют в своём сюжете историческое и мифологическое содержание.

Говоря о современном японском имидже можно указать на то, что японцы действительно придерживаются общепринятых правил и соблюдают их, но скорее это влияние других стран. Если разделить составляющие имиджа на внутренние и внешние, то можно выделить следующее:

- современные японцы придерживаются европейского стиля;

- современные японцы сохранили особенности духовных качеств древности (общения, морали, отношений и прочее).

Использование европейского стиля оправдано удобством. Традиционная японская одежда может затруднять движение или вызывать дискомфорт, ввиду современного образа жизни японцев. В 2011 году около 80% опрошенных японцев хотя бы раз в жизни надевали кимоно, но лишь 40% ответили, что имеют собственное кимоно [6].

Темп жизни в современной Японии очень ускорился, и повод надеть национальную японскую одежду появляется нечасто - около половины опрошенных сообщили, надевают кимоно реже, чем раз в пять лет. Однако, современные японцы используют свою традиционную одежду на своих праздниках, как, например, «Ханаби» - праздник, когда японцы любуются фейерверком, и используют его в создании образов персо-

нажей для любимых ими аниме и видеоиграм и продвижения их.

Японцы также активно стали красить волосы где-то около 20 лет назад. «90-ые годы», - говорит Найто Кумико -консультант по крашению волос -«время внести радикальные изменения в стиль жизни японцев и их чувство прекрасного». В Японии 90-ые годы называют десятилетием поощрения индивидуальности. Красить волосы считалось способом не отстать от времени»

[5].

Однако, некоторые традиционные стили сохранились во многих культурных направлениях: боевые искусства, наряды гейш и жриц храмов, использование традиционной одежды в одежде студентов или свадебной одежды и т.д.

Несмотря на близость внешнего облика и стиля японцев к европейскому, японцы применяют различные и направления в своих субкультурах, что отразились на их имидже.

Янки - это субкультура японских хулиганов, которая была популярна в 80х - 90х годах. Их характерными признаками являются прически необычные прически, сбритые брови, видоизмененная школьная форма.

Лолиты - наиболее популярная субкультура в стране, распространившаяся за пределы Японии. Существует несколько подвидов Лолит. Готические представляют собой смесь рококо и предпочитают одежды темных цветов. «Сладкие» Лолиты выбирают пастельные тона, а также кружева и бантики. Любительницы панка сочетают оборки с цепями. Существует направление стиля, которое носит название «Wa». Они, в свою очередь, предпочитают традиционную японскую одежду - кимоно -расшитое иероглифами, здесь можно заметить, что существуют молодёжные направления, соблюдающие определённые традиционной Японии. Аксессуары, популярные для всех видов Лолит включают в себя обувь на платформе с завязками, а также гольфы с оборками, шляпки, зонтики.

Музыкальный жанр «Visual kei» появился на базе японского рока в резуль-

тате смешения его с глэм-роком, металлом и панк-роком в 1980-х годах. «Visual kei» означает буквально «визуальный стиль». Он определяется использованием макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов. Этот стиль принадлежит исключительно представителям «сильного» пола. Благодаря поклонникам, «visual kei» как субкультура смогла обрести и модную составляющую.

Декора - это один из крайне популярных японских стилей. В 1997-м году вышел журнал «FRUiTS», который публиковал фотографии самых ярких представителей моды улиц в Японии. Аки Кобаяси, первая модель, которая оказалась на обложке этого журнала, поделилась о созданном индивидуальном стиле одежды. Стиль стал известен как Декора, а его последователи стали продавать свои изделия в японском квартале Харадзюку. Девушки Декора используют большое количество украшений и заколок, надевают неоновые юбки и разноцветные гольфы, иногда даже носят марлевые повязки, которые сами и разукрашивают.

Гяру - общее название для ряда модных тенденций, субкультур и образа жизни в Японии. Они выделяются легкомысленным поведением, позитивным мышлением, любовью к яркой модной одежде, особыми представлениями об идеалах красоты. С самого своего появления гяру стали одним из важнейших элементов японской уличной моды. Однако, это своего рода субкультура, нарушающая табу, а именно увлечение западом большее, че м собственной страной [9].

В 2004-2005 годы в Японии существовала субкультура, отличавшаяся шокирующим внешним видом. Название субкультуры пошло от безобразной и отвратительной ведьмы Ямауба. Из-за вредности частого посещения соляриев Манба используют очень темную основу под макияж, отсюда и параллели с ведьмой. Собираясь в группы, адепты стиля танцуют под музыку Para или просто синхронно двигаются под техно.

Одежда и аксессуары Манба всегда эксцентричные и яркие. Косметики они тоже не жалеют: очень белые губы и огромные белые круги под глазами, кроме этого, подростки наклеивают прямо на лицо наклейки, а их лица обрамляют волосы всех оттенков радуги. Несмотря на то, что субкультура продержалась недолго, можно заметить, что использовалась мифологическая составляющая для определения субкультуры.

Ямауба, как упоминается в различных источниках, выглядит как старая и очень отвратительная женщина. У нее пронзительные глаза, огромный рот, который простирается до ушей. Иногда у нее есть и второй рот в верхней части головы. Волосы длинные, белого или и золотого цвета. Кимоно обычно красного цвета, оно грязное и оборванное

Японцы стремиться следовать современности, они также адаптировали свои традиции стиля либо сохранили их, но уже в более ограниченном виде. Этого нельзя сказать о современной России. Россия, как и Япония, впитала в себя значительную часть европейского имиджа, но не смогла их адаптировать под свои традиции и обычаи, утратив свою индивидуальность.

Говоря о внутреннем или духовном имидже можно сказать, что японцы отличаются особыми чертами характера.

Вежливость у японцев, по общему признанию - отличительная черта японского характера. Б.Х. Чемберлен, профессор Токийского университета писал, - «Более 25 лет сталкивался с этим народом и имел достаточно случаев убедиться, что это «вежливость, исходящая из сердца», то есть нечто гораздо большее, чем поклоны и улыбки. Она коренится в природной доброте японцев»

[3].

Черты японского характера безусловно присущи и другим народам, однако, только здесь они имеют «особый вес» во всём национальном характере. Вряд ли где-то ещё есть столь вежливые и скромные люди, и в то же время удивительно распущенными. Они трудо-

любивы и за чтобы японцы не взялись они достигают огромных высот и необыкновенной искусности. А иерархия в Японии не потерпит изменений. Эта страна, которая всю свою историю воспитывала уважение к старшим и людям стоящем выше по рангу.

Их менталитет формировался на протяжение многих веков, при том что подвергся влиянию извне. На менталитет, а следственно и имидж, повлиял и синтоизм, и долгий период изоляции. Однако синтоизм современной Японии всё же далёк от первоначального. Но синто сохранился, как умение японцев существовать в гармонии с природой. Возможно, благодаря этому Япония научилась брать у других лучшее, либо улучшать, при этом сохраняя свои традиции и обычаи.

Японцы успешно сумели адаптировать свои традиции и историю в современности. Так известная историческая личность Датэ Масамунэ стал прототипом для множества персонажей компьютерных игр и манги, аниме, таких как «Sengoku Basara» (аниме) и «Destiny's Princess: A War Story, A Love Story» (игра). Игры подобные ранее сказанной предназначены для женской аудитории и носят общее определение - визуальный роман (визуальная новелла), где игрок делает выбор в диалогах, чтобы в конечном итоге прийти к определённой концовке. В то же время существуют игры в жанре экшен (и не только), где роль игрока уже более значительна и не столь ограничена. Sengoku Basara: Devil Kings одна их таких игр и представляет собой краткое описание эпохи Сенгоку

[4].

Однако, Датэ Масамунэ не единственная историческая личность, используемая в современной индустрии Японии. Также используются имена Нобу-нага Ода, Тоётоми Хидэёси, Санада Юкимура и т.д [10].

При всём при этом в современной Японии постоянно создаются новые сюжеты, связанные с историческими личностями. А именно применяются различные жанры, как фэнтази, научная фантастика и т.д., чтобы увлечь потре-

бителя. Так в современной Японии весьма популярной среди женской аудитории является игра «Тоикеп Ranbu», где применяются элементы истории, фэнтази и научной фантастики.

Сюжет данной игры (аниме) заключается в оживлении оружия, которое принадлежало японским военачальника разных эпох. Этому оружию был дан облик человека. Однако, каждый «персонаж» - это конкретный вид японского оружия, такие как катана, тати, вакидза-си и т.д. Таким образом можно предположить о знание японцев о классификации оружия. И действительно, проведя небольшое интервью с одной из японок, которая играла в эту игру, удалось выяснить, что она действительно способна различать виды холодного японского оружия.

Аниме-адаптация игры позволяет рассмотреть различные исторические события, происходившие в Японии, так как это неразрывно связано с сюжетом самой игры. Суть сюжета игры и аниме заключает в сохранении хода истории Японии. На стороне главных положительных героев, своеобразных хранителей выступает игрок и его «оружие» (в ситуации с аниме, сюжет не меняется), а на стороне отрицательных героев выступают адаптированные под японский стиль монстры, именуемые «армией времени». Если и дальше рассматривать индустрию компьютерных игр, так как она становится весьма востребованной как в самой Японии, так и во всём мире, то можно указать как японцы смогли также адаптировать свою мифологию в ней.

Так многие чудовища, духи, божества занимают различные позиции в играх, в зависимости от их роли в самой мифологии. Как правило, многие игры предоставляют подробное описание этих существ и легенд, связанных с ними. А в самой игре, благодаря современным технологиям, этим существам придают наиболее приближённые черты, так что сами японцы сразу могут их узнать.

Историческая тема, как «Синсенгу-ми» (специальная военная полиция, от-

вечающая за безопасность, подчиняется сёгунату) также неоднократно используется в индустрии. Например, существует серия игр «НакиоиЫ» или же известная, как «Демоны бледной сакуры», которая в дальнейшем переросла в ани-ме-сериал и манга-адаптацию. Игра ориентирована на женскую аудиторию и имеет в своём сюжете исторические факты, как имена героев или некоторые события, которые сосуществую с фантастическим сюжетом. Фантастический сюжет заключается в присутствии «демонов» из японской мифологии.

Так же мифология присутствует при создании сюжета в манге. Достаточно известная в определённых кругах манга «Kamisama Hajimemashita» («Очень приятно, Бог»), созданная Судзуки Джульеттой, демонстрирует присутствие мифологии и религии уже в современном обществе. В данной манге присутствует огромное количество истинно японских мифологических существ, а также определённые традиции и ритуалы.

Тем самым можно предположить, что современный имидж японца - это имидж человека глубоко верующего в наличие сверхъестественного, духовного (либо же хорошо ознакомленного в мифологии), прекрасно следующего в истории собственной страны. На это также свидетельствует сохранение традиции, связанных с синтоизмом (синто), которые прослеживаются в быту, а также посещением японцев синтоиских храмов. Для примера, число синтоиских храмов в Японии по оценкам около 100000, в то время как Россия почти не имеет своих языческих мест поклонения. Да, японцы действительно сильно изменили своих великих деятелей и историю, но, возможно, это можно назвать оправданным изменением. Так Япония сохраняет интерес у людей интерес к истории и её сохранению. В России же не так сильно используют свою истории в современной индустрии, и если и используют, то такую тему как Вторую Мировую войну, событие ужасное, но не столь далёкое как

эпоха Сенгоку, упомянутую ранее (XV до начала XVII века).

Для небольшого эксперимента можно программу Play Market, которой пользуются многие и ввести два имени «Масамуно Датэ» и «Пётр I». Оба имени выведут множество вариантов, но «Масамуно Датэ» выведет в первую очередь игры, только потом программы вроде книг и дополнительных функций для телефона. «Пётр I» напротив выведет книги, развивающие предложения и прочее, но не игры. Таким образом можно отследить, что японцы смогли приспособить под современность свою историю, а русская история остаётся в классических источниках. А некоторые факты японской истории, мифы и легенды из источников, которые уже выражены в более современных «источниках».

Мифологическая составляющая уже была указана ранее, но если отойти от игровой индустрии, то можно указать на факт присутствия «отголосков» мифологии в бытовой жизни уже на другом уровне. Так в Японии укорачивают хвосты кошкам, чтобы те не стали «ба-кэнэко» - кошка-оборотень, которые выступали как отрицательный персонаж в мифологии. Или же манэки-нэко - которые, как считается приносят удачу. Существует небольшая легенда об ма-нэки-неко - «В древние времена в одном старом храме, в который никто не заходил, поселилась кошка. Она стала выходить на дорогу и садиться на задние лапы и поднимая переднюю лапу, как бы приглашая людей в храм. Узнав о таком диве, толпы повалили в этот храм. С тех пор статуи кошек с поднятой передней лапой считаются приносящими удачу и часто ставятся перед храмами и в домах» [8]. Таким образом можно сделать вывод, что современная Япония смогла адаптировать под современность свою историю и традиции, которые хоть и подверглись влиянию и изменениям, не утратили своё влияние и актуальность в Японии. Японцы действительно следуют имиджу современного европейского человека, но они пе-

реняли исключительно полезную и необходимую часть этого имиджа. Таким образом можно адаптировать свою собственную культуру под современную

Современный имидж японцев - это особая постоянно развивающаяся система, которая адаптирует под себя все необходимые для японцев направления.

жизнь, как это делают японцы.

Библиографический список

1. Алпатов В.М. Япония. Язык и культура / В.М. Алпатов. - М.: Языки славянских культур, 2008. - 208 c. - 978-5-9551-0273-3. - с. 43.

2. Григорьева Т.П. Япония. Путь сердца / Т.П. Григорьева. - М.: Новый Акрополь, 2008. - 392 c. - 978-5-901650-15-8. - стр.101 - 107.

3. Традиционная Япония. Нулевой уровень: по книге Б.Х Чемберлена «Вся Япония» / сост., адапт., коммент. О.Н. Кун. - М.: АСТ:Восток - Запад, 2008. - 256 с.

4. Аниме. [Электронный ресурс] https://news.rambler.ru/scitech/14781629-anime-i-igry-na-osnove-realnyh-sobytiiy/?updated.

5. Покраска волос в Японии. [Электронный ресурс] http://web-japan.org/nipponia/nipponia20/ru/trend/index.html.

6. Кимоно. [Электронный ресурс] https://www.nippon.com/ru/features/jg00048/.

7. «Кодзики». [Электронный ресурс] http://ml.volny.edu/index.html.

8. Кошки в Японии. [Электронный ресурс] http://myfhology.info/monsters2/neko.html.

9. Субкультура в Японии. [Электронный ресурс] https://ruposters.ru/news/30-07-2015/10-samyh-bezumnyh-subkultur-yaponii.

10. Японские видеоигры. [Электронный ресурс] http://miuki.info/2013/09/osobennosti-yaponskix-videoigr.

IMAGE OF THE JAPANESE IN IMAGEZHEOLOGY. FROM MYTHS BEFORE

THE PRESENT

L.Kh. Nazarova, candidate of economic sciences, associate professor D.N. Kanaev, student Sakhalin state university (Russia, Yuzhno-Sakhalinsk)

Abstract. The purpose of the study is to analyze the modern image of the Japanese through researching various aspects of modern and traditional Japanese culture, its impact on modern Japan. Modern Japan has managed to preserve its unique traditions, which it was able to adapt to the modern way of life, expressed in the image of modern Japanese.

Keywords: image, culture, legends, myths, traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.