Научная статья на тему 'ОБРАЗ ВЗРОСЛОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ОБРАЗ ВЗРОСЛОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2233
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / «ВЗРОСЛОСТЬ» / ОБРАЗ ВЗРОСЛОСТИ / ТИПЫ ОБРАЗА ВЗРОСЛОСТИ / СИТУАЦИИ / В КОТОРЫХ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЗ ВЗРОСЛОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Омельяненко Анастасия Витальевна, Кочетков Николай Алексеевич, Худаева Майя Юрьевна

В данной статье раскрываются психологические особенности образа взрослости подростков, а также ситуаций, в которых данный образ взрослости проявляется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Омельяненко Анастасия Витальевна, Кочетков Николай Алексеевич, Худаева Майя Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF TEACHERS OF EDUCALIONAL INSTITUTIONS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES

This article reveals the psychological features of the image of adulthood of adolescents, as well as situations in which this image of adulthood manifests itself.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ВЗРОСЛОСТИ ПОДРОСТКОВ»

ОБРАЗ ВЗРОСЛОСТИ ПОДРОСТКОВ Омельяненко Анастасия Витальевна, педагог-психолог (e-mail: omelianenko15@mail.ru) Кочетков Николай Алексеевич, педагог-психолог

(e-mail: moobghg@gmail.com) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа №1 Белгородского района Белгородской области», г.Белгород, Россия Худаева Майя Юрьевна, к.психол.н., доцент (e-mail: khudaeva@bsu.edu.ru) Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород, Россия

В данной статье раскрываются психологические особенности образа взрослости подростков, а также ситуаций, в которых данный образ взрослости проявляется.

Ключевые слова: подростки, «взрослость», образ взрослости, типы образа взрослости, ситуации, в которых проявляется образ взрослости.

Методики исследования:

1. Опросник «Мой образ взрослости» (О.В. Курышева) [5];

2. Сочинение на тему: «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым» (О.В. Курышева) [5].

Подростковый возраст является одним из важнейших этапов жизни, при этом этот период самый трудный в жизни.

Подростки отходят от «детского мира» и постепенно стремятся перейти к «миру взрослых». В этом возрасте их личность всесторонне проходит через качественную перестройку, в связи с чем у них появляются и формируются новые определенные психологические новообразования, а также закладывается база для формирования сознательного поведения, складываются социальные установки.

Подростковый возраст, как считает Е.С. Фокина, «является этапом активного самопознания, поиска себя и своего места в жизни, именно с этот возрастной период в связи с развитием рефлексии, формированием чувства взрослости и всесторонним развитием личности происходит осознанное формирование системы представлений о себе» [10, с.106]. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста, образ взрослости, возникающий у подростков, оказывает серьёзное влияние на психологическое состояние подростков, что делает актуальным изучение проявления образа взрослости у подростков.

В переходном возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка, формируется нравственное мировоззрение, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают зани-

мать нравственные мотивы, что приводит к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции [3, с. 12]. Это благоприятно воздействует на развитие образа взрослости подростков.

Не стоит путать «чувство взрослости» и образ «взрослости». Определение чувства взрослости приводит Д.Б. Эльконин. Согласно ему «чувство взрослости»: «... особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослости или, по-другому, новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [13, с. 159].

О.В. Курышева рассматривает образ взрослости как «особое новообразование самосознания подростка, рассматриваемое как целостный аффективно-когнитивный комплекс, включающий представления ребёнка о собственной взрослости и динамическую (эмоциональную) составляющую, с помощью которой происходит реализация представлений в действиях» [5, с. 26].

Т.В. Драгунова же выделяла у подростков определённые проявления в развитии чувства взрослости: «подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне); ориентация на качества взрослого «настоящего мужчины», «настоящей женщины» (стремление приобрести качества взрослого); взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.) и интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков)» [2, с. 393].

Следовательно, без представлений о том, что именно в действительности означает быть взрослым, без представлений о внешности, поведении, отношениях и деятельности взрослых у подростков не может возникнуть чувства взрослости, тенденции к развитию собственной взрослости. Подростки выходят из «детского мира», но они всё ещё не готовы перейти в «мир взрослых». Однако, они стремятся к становлению взрослым, так как чувство взрослости является центральным новообразованием уже во младшем подростковом периоде. У вчерашних детей возникает интерес и желание познать взрослый мир: сначала они наблюдают и анализируют, сравнивают взрослых и их качества, выбирают наиболее привлекательные личности, этакий идеал или эталон.

В.И. Зорина в своём исследовании дала возможность понять, что «сформированный образ «идеального взрослого» служит ориентиром направления развития подростка, при этом она считает, что эту направленность можно обозначить как предпосылку к проявлению волевых усилий для достижения намеченных целей, реализации своих желаний. Затем подро-

стки после того, как сформируют образ «идеального взрослого», копируют элементы внешности, поведения, общения и деятельности, и уже после анализируют себя, своё поведение, внешность, характер, и на основе обнаруженного моделируют и выстраивают свои параметры «взрослости» [1, с. 91].

Неизбежно возникающий разрыв между «результативной взрослостью» и «мнимой взрослостью» переживается подростком весьма болезненно. Однако, как отмечает Н.Н. Толстых, в последние десятилетия был обнаружен и исследуется такой феномен, как «добровольное детство», когда люди не хотят наделять себя взрослостью [9, с. 14]. Предположительно, это может происходить из-за недостаточно сформированного у таких подростков образа взрослости.

Проявляется чувство взрослости у подростка, как говорит С.В. Черно-бровкина, прежде всего, «в желании, чтобы окружающие относились к нему не как к ребёнку, а как к взрослому, в стремлении к самостоятельности, независимости, желании оградить отдельные стороны своей жизни от вмешательства родителей и т.д.» [12, с.63].

По мнению О.В. Курышевой подросток может реализовать свои представления о взрослости, проявить «взрослость» и ощутить чувство взрослости в определённых ситуациях: «ситуация «соблюдение общепринятых норм, ситуация «общение со взрослыми, ситуация «самостоятельное действие», ситуация «школьная жизнь», ситуация «оценивание взрослости», ситуация «общение с младшими детьми», ситуация «подражание», ситуация «общение со сверстниками», «домашние ситуации», а также «другие различные ситуации», которые возникают в разных сферах жизни человека, например проявление взрослости при походе в театр» [4].

На основе этих ситуаций была составлена теоретическая матрица образа взрослости, содержащая в себе типы образа взрослости. Существует 2 характеристики типов образа взрослости: план действий (реальный и виртуальный) - он отражает степень реальности проявления взрослости, а также внешнюю либо внутреннюю сторону взрослости; и признак взрослости (формальный и содержательный), который определяет степень осознанности и наполненности комплекса представлений о взрослости. Исходя из этих характеристик О.В. Курышева выделяет четыре типа образа взрослости: «виртуальный план действий - формальная взрослость», содержащий героические действия, не разделенные по форме и содержанию; «реальный план действий - формальная взрослость», включающий представления «взрослого» поведения и противопоставляющий «детское», раннее от «взрослого», «недетского» поведения; «реальный план действий - содержательная взрослость», характеризующийся взрослостью, наделенной личностным смыслом; «виртуальный план действий - содержательная взрослость», содержание взрослости в данном случае обобщено, указаний на эмоцию и реальные действия нет» [5].

При появлении «чувства взрослости» у подростков «взрослые должны разрешить им определенную самостоятельность в действиях и поступках, увеличить меру ответственности подростка за свои действия, повысить к нему требовательность. Однако отношения должны меняться, но меняться органично, с взаимной внутренней необходимостью, не вдруг и не через предоставление свобод и прав взрослого мира» [6, с. 41].

В рамках данной работы было организовано и проведено исследование образа взрослости подростков, в частности типов образа взрослости и ситуаций, в которых образ взрослости проявляется.

Цель исследования: изучить образ взрослости подростков для дальнейшей работы по формированию и развитию образа взрослости подростков.

75% подростков в нашей выборке имеют такой тип образа взрослости, как «Реальный план действий - формальная взрослость». Эти подростки имеют определённые представления о «взрослом» поведении и ситуативно противополагают ему своё прежнее «детское» поведение.

Тип образа взрослости «Виртуальный план действий - формальная взрослость» характерен для 15% испытуемых, что свидетельствует о том, что данные подростки ощущают себя взрослыми в основном в каких-то героических ситуациях, не разложенных по форме и содержанию.

Тип образа взрослости «Реальный план действий - содержательная взрослость» имеет меньшая часть выборки - 10%. Такие подростки наделяют образ взрослости, наделённую личностным смыслом.

Результаты нашего исследования отличаются от результатов исследования О.В. Курышевой [5], которое она проводила в 2000 году. Тогда школьникам в период 13-14 лет был наиболее свойственен характерен такой тип образа взрослости, как «Реальный план действий-содержательная взрослость», в базе которого отраженно не только лишь реальное изменение существующей ситуации, но и изменение личности самого человека, его личностных качеств, характера и способностей, в то время, как сейчас, в современном мире подросткам больше характерен такой тип образа взрослости, как «Реальный план действий-формальная взрослость», который опирается на формальные стереотипы о взрослости, которые подростки пытаются реализовывать. Следовательно, мы можем сделать вывод, что с течением времени у подростков изменяются представления о взрослости и способы для её реализации в реальной жизни, вкладывая во взрослость более формальный смысл.

Далее мы изучили распределение подростков по типам образа взрослости в гендерном аспекте. Большая часть девочек - 69,4% - имеют тип образа взрослости «Реальный план действий - формальная взрослость» Для 16,7% девочек свойственен тип «Виртуальный план действий - формальная взрослость», а для 13,9% девочек - тип «Реальный план действий - содержательная взрослость». Большая часть мальчиков - 83,3% имеют тип образа взрослости «Реальный план действий - формальная взрослость», 12,5% мальчиков - тип «Виртуальный план действий - формальная взрос-

лость», а 4,2% мальчиков-подростков - тип «Реальный план действий - содержательная взрослость». Однако в результате данной математико-статистической обработки при помощи Ц-критерий Манна-Уитни мы не обнаружили статистически значимых различий по типу образа взрослости между девочками и мальчиками (р > 0,05).

Анализируя типы ситуаций проявления взрослости подростками, мы увидели, что наибольшую выраженность (Мх=13,2) имеет такой тип ситуаций проявления взрослости подростками, как «Самостоятельное действие». Помимо этого другие типы ситуаций проявления взрослости подростками имеют такую выраженность: «Общение со взрослыми» (Мх=10,6), «Соблюдение общепринятых норм» (Мх=10,2), а также «Общение с младшими детьми» (Мх=9,9), «Оценивание взрослости» (Мх=9,8), «Домашние ситуации» (Мх=9,2), «Подражание» (Мх=8,5), «Общение со сверстниками» (Мх=8,5) и «Другое» (Мх=8,3), что соответствует низкому уровню выраженности. Менее остальных типов ситуаций проявления взрослости выражена такая ситуаций, как «Школьная жизнь» (Мх=7,5).

Далее мы изучили выраженность типов ситуаций проявления взрослости у мальчиков и девочек-подростков. Анализируя результаты девочек, мы можем увидеть, что максимальную выраженность (Мх=13,5) имеет такой тип ситуаций проявления взрослости подростками, как «Самостоятельное действие», что соответствует среднему уровню выраженности. Помимо этого среднюю выраженность имеют такие типы ситуаций проявления взрослости подростками, как «Соблюдение общепринятых норм» (Мх=11), «Общение с младшими детьми» (Мх=10,6), «Общение со взрослыми» (Мх=10,5), что соответствует среднему уровню выраженности, а также «Оценивание взрослости» (Мх=9,8), «Домашние ситуации» (Мх=9,6), «Подражание» (Мх=8,6), «Школьная жизнь» (Мх=8,3) и «Общение со сверстниками» (Мх=8,3), что соответствует низкому уровню выраженности. А самую низкую выраженность (Мх=7,8) имеет такой тип ситуаций проявления взрослости подростками, как «Другое», что соответствует низкому уровню выраженности.

Анализируя результаты мальчиков, мы можем увидеть, что максимальную выраженность (Мх=12,9) имеет такой тип ситуаций проявления взрослости подростками, как «Самостоятельное действие», что соответствует среднему уровню выраженности. Помимо этого среднюю выраженность имеют такие типы ситуаций проявления взрослости подростками, как «Общение со взрослыми» (Мх=10,9), что соответствует среднему уровню выраженности, а также «Оценивание взрослости» (Мх=9,8), «Соблюдение общепринятых норм» (Мх=9,1), «Другое» (Мх=9,1), «Общение со сверстниками» (Мх=9), «Общение с младшими детьми» (Мх=8,9), «Домашние ситуации» (Мх=8,6) и «Подражание» (Мх=8,3), и, что соответствует низкому уровню выраженности. А самую низкую выраженность (Мх=6,5) имеет такой тип ситуаций проявления взрослости подростками, как «Школьная жизнь», что соответствует низкому уровню выраженности.

Однако в результате данной математико-статистической обработки при помощи и-критерий Манна-Уитни мы не обнаружили статистически значимых различий по типу ситуаций проявления взрослости между девочками и мальчиками-подростками (р > 0,05).

Список литературы

1. Зорина, В.И. Опыт исследования идеального образа взрослого в подростковом возрасте с помощью семантических пространств [Текст] / В.И. Зорина // Вестник Пермского университета. - 2014. - № 1 (17). - С. 83-91.

2. Драгунова, Т.В. Проблема конфликтов в подростковом возрасте [Текст] / Т.В. Драгунова // Ю.И. Фролов Психология подростка. Хрестоматия. - Москва: Российское педагогическое агентство, 2015. - С. 385-404.

3. Кирилюк, Е.Ф. Изучение чувства взрослости подростков [Текст] / Е.Ф. Кирилюк // Гуманитарный научный вестник. - 2016. - №1. - С.11-15.

4. Курышева, О.В. Возрастные схемы самости подростков [Текст] / О.В. Курышева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - № 3. - С. 37-43.

5. Курышева, О.В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях [Текст]: дис. ... канд. псх. наук: 19.00.13 / О.В. Ку-рышева. - Москва, 2000. - 139 с.

6. Новгородцева, А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» [Текст] / А.П. Новгородцева // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. - С. 39-54.

7. Поливанова, К. Н. Соотношение образа взрослости и особенностей домашнего поведения у детей предподросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова, О.В. Курышева. // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С.36-46.

8. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. // На пороге взросления: сборник научных статей к третьей Всероссийской научно-практической конференции. Серия «Психология развития». - Москва: Российский гуманитарный научный фонд, 2011. - С. 14-22.

9. Толстых, Н.Н. Современное взросление [Текст] / Н.Н. Толстых // Консультативная психология и психотератия. - 2015. - № 4. - С. 7-24.

10. Фокина, Е.С. Самосознание как ключ к успешной социализации младших подростков [Текст] / Е.С. Фокина. // Ученые заметки ТОГУ. - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 105109.

11. Цветков, В.В. Субъективная оценка взрослости у подростков с разным уровнем психологического благополучия [Текст] / В.В. Цветков. // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - № 2. - С. 724-731.

12. Чернобровкина, С.В. Я-концепция и самооценка как факторы образа взрослости и самооценки взрослости у подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом [Текст] / С.В. Чернобровкина, Е.К. Суворова // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2015. - № 1. - С. 51-66.

13. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст] / Б.Д. Эльконин. - Москва: Академия, 2014. - 144 с.

14. Особенности мотивации к занятим физической культурой у студентов - психологов/ Гюлмамедова Т.И., Гут Ю.Н., Плахотникова Е.Н. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр.4-10

15. К вопросу о мотиваторах лидерской активности/ Ковшова Т.П./ Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 11-18

16. Особенности межличностных отношений в педагогическом общении/ Малышев К.Б., Малышева О.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 19-26

17. Искусственный интеллект в развитиии молодежи/ Мухамадиева К.Б. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 27-33

18. Инновационный продуктивный метод обучения иностранным языкам иностранных студентов/ Самарина В.П., Шевченко А.Н., Самарин А.В. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 33-40

19. Личностный аспект в качественном обучении и воспитании студентов/ Черняков А.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 41-45

Omelyanenko Anastasia Vitalievna, teacher-psychologist (e-mail: omelianenko15@mail.ru)

Municipal General Education Institution "Northern Secondary General Education School No. 1 of the Belgorod district of the Belgorod region", Belgorod, Russia Nikolay Alekseevich Kochetkov, teacher-psychologist (e-mail: moobghg@gmail.com)

Municipal General Education Institution "Northern Secondary General Education School No. 1 of the Belgorod district of the Belgorod region", Belgorod, Russia Khudaeva Mayya Yourievna, PhD of Science in Psycology (e-mail: khudaeva@bsu.edu.ru)

Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF TEACHERS OF EDUCALIONAL INSTITUTIONS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES Abstract. This article reveals the psychological features of the image of adulthood of adolescents, as well as situations in which this image of adulthood manifests itself. Keywords: adolescents, "adulthood", the image of adulthood, types of image of adulthood, situations in which the image of adulthood manifests itself.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.