Научная статья на тему 'Образ выборов в языковом сознании российской молодежи. Сравнительное исследование на материале русского ассоциативного словаря и свободного ассоциативного эксперимента'

Образ выборов в языковом сознании российской молодежи. Сравнительное исследование на материале русского ассоциативного словаря и свободного ассоциативного эксперимента Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ВЫБОРОВ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ / THE IMAGE OF ELECTIONS IN VERBAL CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN YOUTH / МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ГЕШТАЛЬТА / THE SEMANTIC GESTALT METHOD / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE ANALYSIS / РУССКИЙ АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / RUSSIAN ASSOCIATIVE DICTIONARY / СВОБОДНЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASSOCIATIVE EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кириллов Д. А.

На материале данных из Русского ассоциативного словаря и данных, полученных в результате свободного ассоциативного эксперимента, проводится исследование изменения образа выборов в языковом сознании молодых россиян с начала 1990-х гг. до наших дней. При сравнительном анализе ассоциативных полей слова «выборы» применяется метод семантического гештальта, разработанный Ю. Н. Карауловым. В работе выявляется ряд интересных особенностей отношения русской молодежи к институту выборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of Elections in Verbal Consciosness of Russian Youth

This paper conducts a comparative analysis of verbal associations related to the word «elections» obtained from the «Russian associative dictionary» and the 2008 associative experiment. The research was conducted in accordance with the semantic gestalt method suggested by Yu. Karaulov. This paper reveals some peculiar changes in young Russians' attitudes towards elections that have taken place since the early 1990's.

Текст научной работы на тему «Образ выборов в языковом сознании российской молодежи. Сравнительное исследование на материале русского ассоциативного словаря и свободного ассоциативного эксперимента»

УДК 80 81-139 81'23

Д. А. Кириллов

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: [email protected]

ОБРАЗ ВЫБОРОВ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО АССОЦИАТИВНОГО СЛОВАРЯ И СВОБОДНОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

На материале данных из Русского ассоциативного словаря и данных, полученных в результате свободного ассоциативного эксперимента, проводится исследование изменения образа выборов в языковом сознании молодых россиян с начала 1990-х гг. до наших дней. При сравнительном анализе ассоциативных полей слова «выборы» применяется метод семантического гештальта, разработанный Ю. Н. Карауловым. В работе выявляется ряд интересных особенностей отношения русской молодежи к институту выборов.

Ключевые слова: образ выборов в языковом сознании молодежи, метод семантического гештальта, сравнительный анализ, Русский ассоциативный словарь, свободный ассоциативный эксперимент.

В последние годы многочисленные сообщения прессы о результатах социологических исследований, проведенных среди российской молодежи, свидетельствуют о растущем недоверии молодежи к политическим институтам страны и, в частности, негативном отношении к институту выборов (см. [Омельченко; Царьков]). По словам члена Центральной избирательной комиссии РФ В. Лысенко, учитывая то, что любое государство, в том числе и Россия, связывает свои надежды прежде всего с молодежью и что в среднем каждый пятый избиратель -это молодой человек, подобное положение дел не может не тревожить (см. [Лысенко]). Методы современной психолингвистики, в частности свободный ассоциативный эксперимент, позволяют выявить некоторые особенности отношения людей к тому или иному феномену, недоступные в ходе обыкновенного социологического опроса, проводимого путем анкетирования или интервьюирования респондентов. Более того, учитывая, что языковое сознание по своей сути динамично, а концептуальная структура слов может претерпевать заметные изменения даже за очень короткий исторический период, особенно во время значительных социокультурных сдвигов, ценность экспериментальной проверки произошедших за последнее десятилетие изменений возрастает. Путем сравнения ассоциативных полей

одного и того же слова, зафиксированных в разное время, можно выявить некоторые тенденции в языковом сознании, позволяющие не только судить о трансформации взглядов и ценностей среди представителей данной языковой культуры за прошедший отрезок времени, но и делать в этом отношении определенные прогнозы на ближайшее будущее (см. [Корнеев, 2007. С. 3].

В данной статье для анализа нами были выбраны два варианта ассоциативного поля слова «выборы»: первый - зафиксированный в Русском Ассоциативном словаре (1994; далее - РАС); второй - полученный в результате проведенного нами в конце 2007 - начале 2008 г. свободного ассоциативного эксперимента (далее - САЭ). Принимая во внимание тот факт, что в ходе проведения САЭ были апробированы новые методы его проведения, следует остановиться на нем более подробно.

В нашей работе мы опирались на традиционную методику ассоциативного эксперимента, широко используемую в рамках московской психолингвистической школы.

На подготовительном этапе нами с помощью программы Microsoft Excel была составлена анкета, содержащая 100 слов-стимулов. Из них 20 относятся к лексико-семантической категории, условно обозначенной нами как «возраст / семья», 10 -к категории «политика», остальная лексика

ISSN 1818-7935. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. Том 6, выпуск 2 © Д. А. Кириллов, 2008

служила для отвлечения внимания от тематической категоризации этих 30 слов-стимулов, но, тем не менее, по большей части подобранной с целью проверки гипотез о значительном изменении ассоциативных полей этих слов за последние 10-15 лет.

Эксперимент проводился в три этапа.

1. Пилотный эксперимент традиционным «бумажным» способом проводился исследователем лично среди студентов факультета иностранных языков и факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии в ноябре 2007 г. Таким образом было опрошено около 40 человек.

2. Параллельно пилотный эксперимент проводился с помощью программы ICQ. Файл с анкетой высылался респонденту, предварительно получившему подробные инструкции по ее заполнению. Респондент же, заполнив в указанный срок анкету, отправлял ее обратно. На этом этапе было опрошено около 20 человек в возрасте от 18 до 25 лет, по большей части студентов.

3. Ставший основным, этот этап эксперимента был проведен в сети интернет, на базе популярного ресурса vkontakte.ru. Такой выбор был продиктован широким спектром бесспорных преимуществ, предлагаемых данным сайтом. Для начала мы считаем целесообразным предложить краткое описание этого ресурса. Сайт vkontakte.ru, являющийся аналогом всемирно известного ресурса facebook.com, задуманный как средство поиска старых знакомых, одноклассников и пр., является самым посещаемым сайтом в России. Количество людей, зарегистрировавшихся на сайте на данный момент, составляет боле 13 млн человек. Поиск людей может осуществляться по множеству параметров, в том числе и по таким необходимым для формирования требуемой выборки респондентов, как пол, возраст, город, вуз, факультет и пр. Собственно для проведения эксперимента был использован предлагаемый сайтом сервис «Мои группы». Как правило, он используется пользователями сайта для объединения выпускников тех или иных школ, вузов, факультетов либо для создания клубов любителей творчества различных музыкантов, режиссеров и пр. Нами была создана группа под названием «Ассоциативный эксперимент - войди в историю отечественной психолингвистики». На странице группы нами были опубликованы под-

робные инструкции для респондентов и размещены несколько ссылок на файлы с анкетой, различающиеся порядком слов. Варианты анкет периодически обновлялись и ссылки менялись местами для минимизации взаимовлияния слов-стимулов. В группу ежедневно приглашались студенты из различных городов России (в день можно пригласить не более сорока человек). В итоге в эксперименте приняли участие более 200 человек из Новосибирска, Новокузнецка, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Омска, Томска, Калининграда, Великого Новгорода, Мурманска, Волгограда, Екатеринбурга, Красноярска, Перми, Ростова-на-Дону, Челябинска, Хабаровска, Владивостока и других городов. Большинство респондентов составили студенты в возрасте от 17 до 24 лет, однако, учитывая то, что вступившие в группу пользователи иногда приглашали своих друзей и знакомых, в эксперименте есть возможность получить дополнительные данные от людей как более старшего так и более младшего возраста по отношению к контрольной группе.

Заполненные анкеты присылались на специально созданный электронный почтовый ящик, адрес которого был указан на странице группы. Имя респондента, указанное в его электронном письме, записывалось в название файла после кода, обозначающего пол и возраст (например Ш_Ьеш11еЫ8е, ш18_Лропуа), что обеспечивало удобную сортировку анкет и возможность обратной связи с респондентами, будучи несомненным достоинством данного метода, выгодно отличающим его от большинства применяемых в психолингвистике приемов проведения ассоциативного эксперимента. Так, несколько раз мы имели возможность уточнять пол и / или возраст респондентов, забывших указать их при заполнении анкеты.

Для более адекватного сравнительного анализа ассоциативных полей слова «выборы», зафиксированных в РАСе и полученных в результате САЭ, мы ограничили выборку до 113 анкет, где возраст респондентов составлял 17-24 года, как в эксперименте, по результатам которого был составлен РАС.

Составленное по результатам САЭ ассоциативное поле слова «выборы» выглядит следующим образом (орфография респондентов сохранена).

ВЫБОРЫ: президента 16; президент 8; пидоры 6; Путин 5; в Госдуму, день, кандидаты, кандидаты-пидоры 3; биллютень, депутатов, обман, Путина, урна, фигня 2; 1-й раз, elections, агитация, бобры, были, в думу, вереница идущих людей, вранье, всё куплено, выбор, выбор человека, который будет руководить государством, выборы кандидаты - ...))), выборы, выборы, кандидаты-пидары!!!!, голосование, голосуй за че попало!, государство, грибы, дамы, демогогия, депутат, депутаты, жизни, жирик, избирать, кино, кучма, лажа, ленинград, ЛОЖЬ, лозунг, лучших, медвед, Медведев, между, меня, на жизнь, нагрянут, нах, некого, не пойду, не состоялись, нелегальные, нечестные, опять???, опять много ассоциаций. не успела(, Партии, правительство, перестановка, проиграть, против всех, страны, ужасные, ходил!), хуиборы, царёв, цирк, честные, чушь 1; 113 + 70 + 0 + 57.

Для сравнения приведем ассоциативное поле этого же слова, зафиксированное в РАС.

ВЫБОРЫ: президента 18; депутатов 10; президент 7; в депутаты, в Думу, депута-

ты 4; в президенты, Госдумы, депутат, депутата 3; в Госдуму, в парламент, демократические, прошли 2; альтернатива, борьба, борьба за власть, в партию, все, всенародные, в Совет Федерации, выдвижение кандидатов, глупые, демократия, Дума, дурацкие, ежегодные, муть, надоели, народ, начальник, никчемные, парадокс, паранойя, парламент, парламента, перевыборы, предвыборные кампании, предстоят, провалились, проводить, проиграны, проходят, сбор, свободные, скука, собрание, советов, тайные, урна, фальшь, электив, 18 лет 1; 107 + 53 + 1 + 39.

Для сравнительного анализа данных ассоциативных полей мы сочли целесообразным использовать метод семантического гештальта, предложенный Ю. Н. Карауло-вым [2000. С. 193-194].

В результате тщательного исследования обоих ассоциативных полей нами была проведена классификация ассоциатов по лекси-ко-семантическому признаку: выделено 8 зон, составляющих гештальт (табл. 1, 2).

Классификация ассоциатов на материале РАС

Таблица 1

- -и р

ктер

ак н з рака ах Щ ны д

¡2 ни ^ § ° к р & ¡3 е ст ыи

а у 8 « й ю Е иб ни в в ё * ь 1 1 нр р и от К Й 8 о 3 & О х

О <з m s К О

Президента Выдвижение Демократические Глупые,

18, депута- кандидатов, 2, всенародные, дурацкие,

тов 10, перевыборы, ежегодные, сво- муть, на-

президент 7, предвыборные бодные, тайные 1 доели, ник-

в депутаты, компании, сбор, чемные,

в Думу, собрание, урна 1 парадокс,

в депутаты паранойя,

4, в прези- скука,

денты, Гос- фальшь

думы, депу-

тат,

депутата 3,

в Госдуму,

в парламент

2, в партию,

в Совет

Федерации,

Дума, пар-

ламента,

Советов

й

й £ Н о ^ о

и Я ft Ö а о

I ^

В о

а § 1 £ ft S

m р

Борьба, борьба за

власть 1

Предстоят, провалились, проиграны, проходят 1

18 лет, демократия, народ, начальник, электив

Таблица 2

Классификация ассоциатов на материале САЭ

§ I

S t« ю О

СП

5

6 «

С Л

g ^

И ю

1 SÜ

U К

К Й

m s

«

s л

S_

& g

* <u

a u

Ü & â °

« <u

к

5 ft

!

6

° 2 S c3

¿3 &

ft s s к

S s

к к

a p

S о

U M ^ «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m к

a л

a H

S ^

и m

S °

^ о

О о

^ es

ю g

о 2

« S л

¡3 g

Рч И È?

Президента 16; президент 8; Путин 5; в Госдуму, кандидаты 3, депутатов, Путина 2, в Думу, выбор человека, который будет руководить государством, депутат, депутаты, Жи-рик, Кучма, лучших, Медвед Медведев, Партии, правительство, против всех 1

Биллютень, урна 2, агитация, вереница идущих людей 1

Обман, фигня 2, вранье, всё куплено, демагогия, ЛОЖЬ, нелегальные, нечестные, ужасные, хуиборы, цирк, честные, чушь 1

Выбор, голосование 1

Были, нагрянут, состоялись 1

Пидоры 6, кандидаты-пидоры 3, выборы кандидаты...))), выборы, выборы, кандидаты-пидары!!!! 1

День, кино, Ленинград 1

1-й раз, elections, бобры, голосуй за че попало!, государство, избирать, грибы, дамы, жизни, между, меня, на жизнь, нах, некого, не, не пойду, опять???, опять много ассоциаций... не успела(, проиграть, ходил!) царёв

1. Объектная отнесенность. Сюда входят ассоциаты, прямо или косвенно отвечающие на вопросы «выборы кого?» и «выборы куда?», представляющие в обоих случаях большинство ответов респондентов.

2. Внешние признаки и атрибуты. В эту группу попали ассоциаты, описывающие внешнюю сторону выборов и связанную с ними деятельность.

3. Нейтральные характеристики выборов.

4. Оценочные характеристики выборов. Ассоциаты этой группы в большинстве своем являются прямым выражением отношения респондентов к институту выборов.

5. Реакции-определения. Ассоциаты, в той или иной мере отвечающие на вопрос «выборы - это что?».

6. Временная и результативная отнесенность.

7. Реакции, обусловленные влиянием массовой культуры. Ассоциаты этой группы являются ссылками на продукты массовой

культуры, такие как фильмы, песни и пр., связанные с темой выборов.

8. Индивидуальные ассоциации. Единичные реакции, не поддающиеся определенной классификации и / или интерпретации.

Процентное соотношение зон семантического гештальта представлено в следующих двух диаграммах (см. ниже).

Как видим, ассоциаты, относящиеся к первой зоне, как в РАС, так и в САЭ составляют большинство реакций, причем в РАС -это все частотные реакции, кроме двух (почти 70 % от общего числа реакций). Как для молодежи начала 90-х гг. ХХ в., так и для современной, выборы - это прежде всего выборы президента (26,2 % в РАС, 21,2 % в САЭ), причем в САЭ заметную часть реакций составили имена конкретных кандидатов - «Путин» и даже «Путина» (ироничное выражение «выборы Путина» действительно можно было часто слышать накануне последних президентских выборов) - в общей сложности 6,2 % ответов,

а среди единичных реакций встретились также «Медведев» и «Медвед», что можно связать с укоренившимся в сознании молодых людей убеждением о «предсказуемости» президентских выборов. Чуть менее актуальными в РАС представляются выборы в депутаты (22,4 %) и конкретно в Государственную Думу (всего 9,3 %) и в парламент (2,8 %), в САЭ же доля аналогичных реакций составляет лишь по 3,5 % в первых двух случаях, реакция «парламент» не встречается вовсе. Среди частотных реакций, не представленных РАС, в результатах САЭ в данной зоне также присутствует

реакция «кандидаты» (2,6 %), однако нам кажется вполне вероятным, что ее можно отнести, к реакциям, обусловленным влиянием массовой культуры, речь о которых пойдет ниже.

Незначительную долю реакций, как правило единичных, составляют образы, связанные с внешними атрибутами выборов (6 % в РАС, 5 % в САЭ). Удивляет дважды встретившаяся в САЭ реакция «биллютень» (sic!). Трудно сказать, является ли такое написание повсеместно распространенной орфографической ошибкой либо простым совпадением.

Временная и результативная отнесенность 3%

Реакции, обусловленные влиянием массовой культуры 0%

Реакции-определения 2%

Оценочные характеристики 9%

Нейтральные характеристики 6%

Внешние признаки и атрибуты 6%

Индивидуальные ассоциации 5%

Объектная отнесенность 69%

Индивидуальные ассоциации 17%

Реакции, обусловленные влиянием массовой культуры 14%

Временная и результативная отнесенность 3%

Реакции определения

2% Оценочные характеристики 14%

Объектная отнесенность 45%

Внешние признаки и

атрибуты Нейтральные 5%

характеристики

0%

Следующая выделенная нами в ассоциативном поле «выборы» смысловая зона «нейтральные характеристики» представлена лишь в РАС (6 % от общего числа реакций). Причем из них все ассоциаты, за исключением реакции «демократические», встретившейся дважды, являются единичными (всенародные, ежегодные, свободные, тайные).

Однако ассоциаты, непосредственно выражающие отношение молодых людей к институту выборов (зона «оценочные характеристики»), присутствуют как в РАС, так и в САЭ, и в обоих случаях представляют значительную долю от общего числа реакций (9 и 14 % соответственно), причем отношение это сугубо негативное (единственное исключение составляет встретившаяся один раз в результатах САЭ реакция «честные»). Собственно все ассоциаты, за исключением дважды встретившихся в САЭ реакций «обман» и «фигня», являются единичными, что не мешает сделать выводы о том, что негативное отношение молодежи к институту выборов в начале 1990-х гг. было по большей части немотивированным и являлось лишь частным случаем юношеского протеста против кажущегося скучным и бессмысленным «мира взрослых» (выборы представлялись «глупыми», «дурацкими», «никчемными», «мутью» и «скукой»), а входящие в эту зону ассоциации современных молодых людей, отражают более обоснованную позицию и выражают не столько простую неприязнь («фигня», «чушь»), сколько разочарованность и принципиальное неверие в институт выборов («обман», «все куплено», демагогия», «ЛОЖЬ» (sic!), «нелегальные», «нечестные», «цирк»).

В следующую зону вошли ассоциаты, являющиеся в той или иной мере определениями слова-стимула «выборы», всего по два в РАС и САЭ. Здесь можно предположить, что в сознании современной молодежи идея борьбы, которая и в начале девяностых находилась на периферии рассматриваемого ассоциативного поля, уже не актуализируется.

Входящие в выделенную нами семантическую зону «временная и результативная отнесенность» реакции тоже находятся на периферии ассоциативного поля «выборы» (по 3 % и в РАС, и в САЭ), и по ним можно судить, пожалуй, только о том, что ассоциативный эксперимент, результаты которого зафиксированы в РАС, также проводился

либо во время той или иной предвыборной компании, либо вскоре после выборов. Однозначно интерпретировать ассоциаты из РАС «провалились» и «проиграны», по нашему мнению, не представляется возможным.

Семантическая зона «реакции, обусловленные влиянием массовой культуры» представлена только в результатах САЭ (14 % от общего числа ассоциаций). Собственно, единственным «источником» всех вошедших сюда ассоциатов является известный комедийный спектакль «День выборов» или, что более вероятно, появившийся незадолго до начала проведения нашего эксперимента снятый по его мотивам одноименный художественный фильм. Большая часть реакций, вошедших в эту зону, в том числе и инвектива «пидоры», находящаяся на третьем месте по частотности после «президент» и «президента», полностью или частично цитируют финальную строчку звучащей в спектакле и в фильме песни «Выбора» вымышленной рок-группы «Ненормалы», известную, по нашим личным наблюдениям, многим людям, даже незнакомым с первоисточником. Не исключено, что частотная реакция «кандидаты», помещенная нами в первую семантическую зону, может являться наиболее «мягким» вариантом этой цитаты. Значительная доля ассоциатов в рассматриваемом ассоциативном поле, по нашему мнению, не только, и не столько свидетельствует о негативном отношении респондентов к институту выборов (оно в данном случае может быть и просто ироническим либо вовсе индифферентным, да и каким угодно), сколько подчеркивает всеобщую тенденцию увеличения влияния масс-медиа и поп-культуры на языковое сознание россиян, особенно молодежи, выявленного в процессе анализа данных, полученных в ходе нашего САЭ. Наиболее ярким примером, пожалуй, является тот факт, что на слово-стимул «НАША» около 90 % (!) респондентов дали реакции «Раша» либо «Russia» («Наша Russia» - название известной юмористической телепередачи). В рассматриваемой семантической зоне присутствуют и такие единичные реакции, как «кино» и «день» - очевидно, подразумевающие фильм «День выборов», и «Ленинград» (песню, о которой говорилось выше, исполнял солист популярной рок-группы «Ленинград» Сергей Шнуров).

И, наконец, в последнюю семантическую зону «личностные ассоциации», как уже упоминалось, вошли единичные реакции, не поддающиеся определенной классификации и / или интерпретации. Причем в САЭ эта зона более чем в три раза обширнее, нежели в РАС (17 % против 5 %) и является второй по величине после зоны «объектная отнесенность». Некоторые из них, очевидно, отражают личное участие / неучастие респондентов в голосовании либо их нежелание идти на выборы («1-й раз», «ходил!)» «не, не пойду», «нах», «некого», «опять???»). Любопытная реакция «Голосуй за че попало!», данная респондентом из Новокузнецка, явно цитирует написанный краской на стенах домов этого города ироничный лозунг «Голосуй за кого попало!», который можно было увидеть там во время проведения эксперимента. Ряд других единичных реакций интерпретировать практически невозможно, например «бобры» (созвучие со словом-стимулом или название рок-группы, участвовавшей в создании музыкального сопровождения к спектаклю «День выборов»?), «царёв» (Царей? Фамилия кандидата в депутаты?), «дамы» (выбор спутницы жизни?), «грибы» (возможно, ассоциация с телепередачей-мистификацией С. Шолохова и С. Курехина «Ленин-гриб», архивная запись которой обрела большую популярность в сети Интернет).

Подводя итоги проведенной работы, можно сделать следующие основные выводы.

1. Как в начале 1990-х гг., так и в наши дни образ выборов в языковом сознании молодых россиян в первую очередь связан с выборами президента (совпадение самой частотной ассоциации в РАС и САЭ), однако в сознании современной молодежи также актуализирован образ единственно возможного победителя этих выборов («выборы Путина»).

2. Количество реакций, свидетельствующих о негативном отношении молодежи к институту выборов, к настоящему времени с момента создания РАС выросло практически вдвое, причем на смену необоснованной неприязни пришли настроения разочарования и неверия в «честность» выборов. Нейтральные характеристики из рассматриваемого ассоциативного поля исчезли практически полностью.

3. Значительное усиление влияния средств массовой информации и поп-куль-

туры на языковое сознание молодежи отразилось и на образе выборов, которые у значительной части молодежи в первую очередь вызывают ассоциации с содержащей инвек-тивную лексику популярной песней.

4. По отсутствию отказов в ответах респондентов можно сделать вывод, что рассмотренный нами образ в языковом сознании российской молодежи был и остается весьма актуальным, несмотря на в целом негативное и критическое отношение ее к институту выборов.

Эта публикация конечно же не претендует на статус исчерпывающего исследования данного вопроса (в частности, нами не была рассмотрена гендерная специфика ассоциаций респондентов САЭ, а также реакции респондентов школьного возраста и представителей старшего поколения), и многие сделанные нами выводы не лишены субъективности. Однако, на наш взгляд, она успешно демонстрирует богатые возможности свободного ассоциативного эксперимента как еще одного эффективного метода исследования общественного сознания, представляющего интерес не только для лингвистов, но для гораздо более широкого круга гуманитариев, тем более что степень субъективности интерпретационного поля поддается корректировке в сторону уменьшения с расширением количества испытуемых в разных регионах России.

Список литературы

Караулов Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира: Сб. ст. / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. 320 с.

Корнеев П. Г. Динамика концептуальной структуры слов, входящих в ядро языкового сознания русских: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2007.

Лысенко В. Молодежь и выборы - опыт России (проблемы участия, правовой культуры, развития гражданского общества) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elections-in-europe.org/rus/show.php?id=21&ujs_id=2

Омельченко Е. Молодежь для политиков vs молодежь для себя? Размышления о ценностях и фобиях российской молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.polit.ru/research/2006/06/15/youth. html

РАС - Русский ассоциативный словарь / Сост. Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М., 1994-1998. Т. 1.

Царьков И. Новости в предвыборной гонке // Известия. 2007. 15 авг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.izvestia.ru/ ше&а/аГМе3107241

Материал поступил в редколлегию 20.06.2008

D. A. Kirillov

The Image of Elections in Verbal Consciosness of Russian Youth

This paper conducts a comparative analysis of verbal associations related to the word «elections» obtained from the «Russian associative dictionary» and the 2008 associative experiment. The research was conducted in accordance with the semantic gestalt method suggested by Yu. Karaulov. This paper reveals some peculiar changes in young Russians' attitudes towards elections that have taken place since the early 1990's.

Keywords: the image of elections in verbal consciousness of Russian youth, the semantic gestalt method, a comparative analysis, the Russian associative dictionary, the associative experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.