Научная статья на тему 'ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКИХ ПРОПАГАНДИСТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКИХ ПРОПАГАНДИСТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ ВРАГА / МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА / ПРОПАГАНДИСТСКИЙ МУЛЬТФИЛЬМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зыков Н.П.

В статье рассматриваются основные сюжеты, к которым прибегала советская мультипликационная пропаганда для формирования образа врага в период Великой Отечественной войны. На примере приведённых мультфильмов даётся подробное описание данных сюжетов, их задач по эмоциональному воздействию на солдат и мирное население СССР по ряду вопросов, связанных с донесением образа врага

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE ENEMY IN SOVIET PROPAGANDA CARTOONS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article deals with the main subjects used by the Soviet cartoon propaganda to form the image of the enemy during the Great Patriotic War. On the example of these cartoons, a detailed description of these subjects, their tasks on the emotional impact on the soldiers and civilians of the USSR on a number of issues related to the reporting of the image of the enemy is given

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКИХ ПРОПАГАНДИСТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ (HISTORICAL SCIENCES)

УДК 94

Зыков Н.П.

магистр кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет»

(Россия, г. Красноярск)

ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКИХ ПРОПАГАНДИСТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация: в статье рассматриваются основные сюжеты, к которым прибегала советская мультипликационная пропаганда для формирования образа врага в период Великой Отечественной войны. На примере приведённых мультфильмов даётся подробное описание данных сюжетов, их задач по эмоциональному воздействию на солдат и мирное население СССР по ряду вопросов, связанных с донесением образа врага.

Ключевые слова: образ врага, мультипликационная пропаганда, пропагандистский мультфильм.

В советском мультфильме «Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины» 1941 г. изображена кровожадная человекообразная свинья, одетая в мундир солдата вермахта, носящая рогатый немецкий шлем - образ фашизма. Рогатый германский шлем - весьма распространённый приём советской военной пропаганды тех лет. За ремнём у неё изображён кинжал, в правой руке пистолет, в левой - горящий факел. Фашизм идёт по карте Европы. Он топчет Чехословакию, Польшу, Данию, сбрасывает бомбы на Голландию, Бельгию, Францию, растаптывает Югославию и Грецию. Затем, крадучись подходит к границе СССР и собирается ступить на неё, но получает отпор и погибает, т.к. ему навстречу выдвигаются советские кавалеристы, самолёты и танки. Для этого

мультипликационного фильма характерно то, что в качестве образа врага авторы используют не солдат и офицеров неприятельской армии, не немецкий народ, а персонажа, олицетворяющего фашизм как германский фашизм как таковой («Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины», СССР, 1941, реж. Иван Иванов-Вано, Александр Иванов). Также стоит отметить, что в первой половине мультфильма, показывающей продвижение германского фашизма, звучит одна из мелодий кинофильма «Александр Невский», символизирующая немецких захватчиков.

Советский мультипликационный фильм «Кино-Цирк», снятый в 1942 г., представляет собой политическую сатиру на Гитлера и состоит из трёх частей. Первая часть под названием «Дрессировщик Адольф и его собачки» показывает Гитлера, сидящего в ресторане «Новая Европа». Можно отметить, что как и у персонажа, олицетворяющего фашизм в предыдущем мультфильме, у Гитлера на поясе имеется кинжал. Он подзывает своих ручных собачек, которых зовут: Муссолини, Хорти, Антонеску. Внешность этих собак представляет собой карикатуру на указанных политических деятелей. Гитлер заставляет их выполнять различные телодвижения, чтобы они развеселили его, а затем кидает им кость, из-за которой они начинают драться между собой. Вторая часть под названием «Гитлер у Наполеона» в гротескной форме изображает встречу двух лидеров. Гитлер, подходя к саркофагу, в котором покоится Наполеон Бонапарт, говорит ему, что хочет завоевать весь мир и просит у него совет и благословение. Но Наполеон ответил Гитлеру, чтобы тот лёг рядом с ним «пока не поздно». Затем умерший завоеватель схватил Гитлера и стал тянуть его в свою могилу. Киносоветская пропаганда использовала похожий сюжет в «Боевом киносборнике номер 1» (Сюжет «Сон в руку» - Л. Ленч и Б. Ласкин, реж. Е. Некрасов, Союздетфильм, 1941 г.), а также в «Боевом киносборнике номер 2» 1941 г. («Боевой киносборник номер 2», СССР, 1941, реж. Евгений Червяков, Виктор Эйсымонт, Владимир Файнберг) в сюжете «Случай на телеграфе». Также он присутствовал в песне «Гадам нет пощады»: «Гитлер ждал ответа от

Наполеона. «Ты скажи, чем кончу я с Россией бой». Тот ему ответил из могилы сонно: «Я, мой друг, подвинусь, ты ложись со мной». Завершающая часть мультфильма «Жонглёр Адольф на бочках с порохом» изображает Гитлера, играющего зажжёнными факелами и стоящего на бочках с порохом, каждая из которых имеет название оккупированных нацистской Германией стран. Гитлер в ходе жонглирования роняет один зажжённый факел на бочку с порохом, вследствие чего они все взрываются («Кино-Цирк», СССР, 1942, реж. Ольга Ходатаева, Леонид Амальрик). Особенностью данного мультфильма является то, что в качестве образа врага, также как и в предыдущем мультипликационном фильме, использован не немецкий народ. В нём в качестве образа врага использован гротескный образ Гитлера, как лидера германского фашизма.

Советский мультфильм «Стервятники» 1941 г. в образной форме изображает вражескую авиацию. Немецкие самолёты изображены как кровожадные стервятники со шлемами солдат Вермахта на головах. Они летят к границе Советского Союза, превращаются в немецкие бомбардировщики, напоминающие Не - 111. Они сбрасывают бомбы на советскую землю и затем встречают сопротивление советских истребителей, напоминающих по своему поведению ястребов. После появления советских истребителей, немецкие «стервятники» начинают отступать и уничтожаются ими. Заканчивается рассматриваемый мультфильм фразой «Смерть фашистским стервятникам!». В данном мультфильме враг показан кровожадным, хищным, как стервятники, и, в то же время, весьма трусливым, отступающим при первом ударе советских воинов. Данный мультфильм, как и многие, подобные ему, был призван показать низменные качества врага и вселить решимость в советских людей в необходимости его уничтожить, а также уверенность в том, что это обязательно произойдёт. («Стервятники», СССР, Союзмультфильм, 1941, реж. Пантелеймон Сазонов). В рассматриваемом мультипликационном фильме также, как и в мультфильме «Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины» звучит мелодия

из кинофильма «Александр Невский», символизирующая немецких врагов, однако, несколько изменённая.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Сенявский А.С. Историческая имагология и проблема формирования «образа врага» (на материалах российской истории ХХ в.) / А. С. Сенявский, Е. С. Сенявская // Вестник РУДН. Серия «История России». 2006. № 2 (6). С. 54-72. Улизко В.П. Образ врага в советском плакате в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.) / Улизко В. П. // Гуманитарные проблемы военного дела. 2014. №1. С. 144 - 147.

Боевой карандаш /Л. Д. Каминский, В. И. Кюннап, М. Р. Романов; под общ. ред. Л. Д. Каминский. Л.: Художник РСФСР, 1975. 715 с.

Вашик К. Метаморфозы зла: немецко-русские образы врага в плакатной пропаганде 30-50-х годов // Образ врага / сост. Л. Гудков; ред. Н. Конрадова. М.: ОГИ, 2005. С. 191 -229.

Ватлин А. Ю. Образ врага в советской и немецкой фронтовой пропаганде / А. Ю. Ватлин // Россияне и немцы в эпоху катастроф. Память о войне и преодоление прошлого. Материалы конференции российских и немецких историков. М.: РОССПЭН, 2012. С. 152-159.

Лидин К.Л. Эмоциональное содержание пропагандистских плакатов Второй мировой войны: опыт компаративного анализа / К. Л. Лидин // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. №1. С. 81-110. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. 2006. № 20. С. 180-189.

Ворошилова М.Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. 2007. № 3. С. 73-78. Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению / М. Б. Ворошилова. Екатеринбург, 2013. 194 с.

Zykov N.P.

Master of the Department of History of Russia, World and Regional Civilizations Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)

THE IMAGE OF THE ENEMY IN SOVIET PROPAGANDA CARTOONS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Abstract: the article deals with the main subjects used by the Soviet cartoon propaganda to form the image of the enemy during the Great Patriotic War. On the example of these cartoons, a detailed description of these subjects, their tasks on the emotional impact on the soldiers and civilians of the USSR on a number of issues related to the reporting of the image of the enemy is given.

Keywords: image of enemy, cartoon propaganda, propaganda cartoon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.