Научная статья на тему 'Образ возлюбленного в стихотворениях Марины Цветаевой'

Образ возлюбленного в стихотворениях Марины Цветаевой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1424
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / М. ЦВЕТАЕВА / С. ЭФРОН / МОРЕ / МЕЧТАТЕЛЬ / ГЕРОЙ / РЫЦАРЬ / АЛЛЮЗИЯ / СТИХОТВОРЕНИЕ / ЦИКЛ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / ТРОПЫ / M. TSVETAEVA / S. EFRON / IMAGE / SEA / DREAMER / HERO / KNIGHT / ALLUSION / POEM / CYCLE / ART DETAIL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кучумова Римма Геннадьевна

Автор рассматривает творчество М. Цветаевой сквозь призму мужского образа, а именно сквозь призму отношений М. Цветаевой с C. Эфроном. Предлагается такое построение урока, на каждом этапе которого по-новому раскрывается образ возлюбленного. Особое внимание уделяется разнообразным формам работы на уроке: опережающее задание, работа по группам, самостоятельная работа, позволяющим вовлечь в исследование образа максимальное количество учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of the Beloved in Marina Tsvetaeva's Poems

The author considers the work of M. Tsvetaeva through the prism of the male image, but through the prism of relations with M. Tsvetaeva S. Efron. It is proposed to build a lesson at each stage of which is revealed in a new image of the lover. Particular attention is given to various forms of work in the classroom: anticipatory assignment, group work, independent work allowing the study to draw the image of the maximum number of students.

Текст научной работы на тему «Образ возлюбленного в стихотворениях Марины Цветаевой»

ИДЕТ УРОК

УДК 372.882.161.1 ББК Ч426.839(=411.2)-270

Р.Г. Кучумова

Екатеринбург, Россия

ОБРАЗ ВОЗЛЮБЛЕННОГО В СТИХОТВОРЕНИЯХ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Аннотация: Автор рассматривает творчество М. Цветаевой сквозь призму мужского образа, а именно сквозь призму отношений М. Цветаевой с С. Эфроном. Предлагается такое построение урока, на каждом этапе которого по-новому раскрывается образ возлюбленного. Особое внимание уделяется разнообразным формам работы на уроке: опережающее задание, работа по группам, самостоятельная работа, - позволяющим вовлечь в исследование образа максимальное количество учащихся.

Ключевые слова: образ, М. Цветаева, С. Эфрон, море, мечтатель, герой, рыцарь, аллюзия, стихотворение, цикл, художественная деталь, тропы.

R.G. Kuchumova

Yekaterinburg, Russia

IMAGE OF THE BELOVED IN MARINA TSVETAEVA'S POEMS

Abstract: The author considers the work of M. Tsvetaeva through the prism of the male image, but through the prism of relations with M. Tsvetaeva S. Efron. It is proposed to build a lesson at each stage of which is revealed in a new image of the lover. Particular attention is given to various forms of work in the classroom: anticipatory assignment, group work, independent work -allowing the study to draw the image of the maximum number of students.

Keywords: image, M. Tsvetaeva, S. Efron, sea, dreamer, hero, knight, allusion, poem, cycle, art detail.

Уроки по лирике М. Цветаевой всегда проходят по-особенному. Её стихи позволяют обратиться не только к страницам биографии, но и к истории страны, к литературным традициям. Поэзию Марины Цветаевой отличает неповторимая исповедальность, откровенность, острота переживания. Традиционно предметом изучения является образ лирической героини, но не менее интересным представляется и образ героя стихотворений, в котором, безусловно, много связано с биографиями Сергея Эфрона и Марины Цветаевой.

Цель урока: рассмотреть образ возлюбленного в поэтических текстах М. Цветаевой начала 1910-х гг.

Задачи:

1. Познакомиться со страницами биографии М. Цветаевой, связанными с С. Эфроном.

2. Закреплять навыки литературоведческого анализа поэтических текстов.

3. Воспитывать любовь к поэзии, способствовать формированию высоких нравственных идеалов.

Оформление:

• фотографии М. Цветаевой и С. Эфрона,

• аудиозапись (романс Настеньки из х/ф «О бедном гусаре»)

• сборники стихотворений,

• гроздья рябины,

• выставка книг Цветаевой.

• презентации

Форма урока: урок-исследование

Литературоведческий минимум для урока:

Художественная деталь - подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной, конкретизируя тот или иной образ.

Стихи мои — дневник М. И. Цветаева

Тропы - слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи. В основе любого тропа -сопоставление предметов и явлений.

Ход урока:

1-й этап. Актуализация знаний.

Устная работа по теории литературы.

1. Что такое «образ»?

2. Какие стихотворные жанры вам знакомы?

3. Художественная деталь- это...

4. Троп- это.

2-й этап. Знакомство с новым материалом.

Учитель читает стихотворение «Кто создан из камня.» (1920), а затем предлагает ребятам поработать с текстом самостоятельно.

Задание: Прочитайте стихотворение и выпишите ключевые слова; определите, к каким выразительным средствам языка они принадлежат, прокомментируйте их роль в стихотворении.

- пена морская (инверсия), купель морская (инверсия), кудри беспутные (инверсия), волна, пена, веселая пена (все ключевые слова связаны с образом моря).

Слово учителя: Это не случайно. Имя Марина обозначает «морская», с образом моря многое связывает Цветаеву. Увлечение Владимиром Ниленде-ром выразилось в первом сборнике - «Вечерний альбом»; впрочем, любовь к этому человеку вскоре прошла, а вот стихи заметил М. Волошин, который не только написал рецензию на первую книгуЦве-таевой, но и пригласил юного поэта с сестрой в Коктебель, в свой дом. Мариной Цветаевой было сделано откровение Волошину: «Я смотрю на море, издалека и вблизи, но не всё оно моё, а я не его. Раствориться в нём и слиться нельзя. Сделаться волной»?

5 мая 1911 года. Коктебель. Пустынный берег моря. И встреча, определившая судьбу двоих: Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: Если он найдет и подарит сердолик (Сердолик - оранжевокрасный камень, камень цвета крови, цвета жизни, в связи с чем древние народы Востока приписывали ему свойство оберегать живых от смертей и болезней, нести любовь и счастье. Считалось, что он дарует богатство, укрепляет здоровье, поднимает настроение, успокаивает гнев, но, прежде всего, это камень счастливой любви), то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».

Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого выгравирована дата свадьбы и имя - МАРИНА.

За «Вечерним альбомом» последуют поэтические сборники «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913), изданные при содействии С. Эфрона.

3-й этап. Исследование образа возлюбленного.

Работа в группах.

Слово учителя. В течение нескольких последующих дней после знакомства с Сергеем Эфроном Марина Цветаева пишет стихотворения «Бабушкин внучек», «Контрабандисты и бандиты», «Венера», которые посвящает любимому.

1-я группа. Прочитайте стихотворения и выделите ключевые слова, словосочетания, создающие образ возлюбленного.

- возлюбленный больше напоминает ребенка, чем взрослого человека: маленький мальчик, бабушкин внучек, боится темноты, ручонки, темнокудрый мальчуган.

2-я группа. Прочитайте стихотворения и выделите художественные детали, создающие образ возлюбленного.

- это детали, создающие романтический образ: шпаги, контрабандисты, таверны, сиянье голубой звезды, даль без меры, мечта, воля...

3-я группа. Прочитайте стихотворения и сформулируйте, каким вам представляется возлюбленный.

- образ возлюбленного, несмотря на всю его детскость, предстает романтическим, жаждущим героизма, действий.

4-й этап. Этап проверки домашнего задания.

Слово учителя: Расскажите, что вам известно о Сергее Эфроне?

Доклад учащегося, сопровождаемый презентацией (схема ответа):

Родители Сергея Эфрона, Елизавета Петровна Дурново и Яков Константинович Эфрон, были народниками. Мать неоднократно оказывалась под арестом за антиправительственную пропаганду. Трагическая смерть вначале отца, потом брата и матери тяжело переживалась Сергеем Эфроном. Учился на филологическом факультете Московского университета. Писал рассказы, пробовал себя в роли актера, занимался подпольной деятельностью.

Слово учителя: Без Сергея Эфрона Марина не мыслила своего существования. Когда-то она запи-

сала в дневнике: «Моя любовь - это страстное материнство, не имеющего никакого отношения к детям». И действительно, она боготворит своего любимого в стихах.

5-й этап. Фронтальный опрос.

Анализ стихотворения.

Задание: Прочтите стихотворение «Есть такие голоса....», определите его жанровую особенность. Что нового появляется в образе возлюбленного, на ваш взгляд? Какие аллюзии возникают у Вас при чтении этого стихотворения и почему?

По жанру это произведение напоминает стихотворение-портрет (огромные глаза цвета моря, лоб и брови, торжествует синева каждой благородной веной, сине-зеленых, серо-синих всегда полузакрытых глаз, по наклоненью Вашей юной, великолепной головы).

Теперь перед нами не просто возлюбленный, в котором угадывается мечтатель, теперь это воин, герой, рыцарь. Его голос обещает чудеса. Его взгляд способен двигать горы.

В герое угадываются черты декабристов, героев прошлого (Вашего полка - драгун, декабристы и версальцы!)

Слово учителя: Марине Цветаевой не терпелось вылепить своего героя по образу, сотворенному ее воображением. Она проецирует на Сергея Эфрона отблеск славы юных генералов-героев 1812 года, старинного рыцарства; она убеждена в его высоком предназначении.

6-й этап. Этап закрепления новых знаний.

Задание: прослушайте романс Настеньки (стихи М. Цветаевой «Г енералам двенадцатого года») из кинофильма «О бедном гусаре» и подумайте, чьё имя и почему поэт называет в стихотворении. Каких ещё героев Отечественной войны 1812 года вы знаете? Почему стихотворение разделено на две части? (звучит аудиозапись)

Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след —

Очаровательные франты Минувших лет..

Стихотворение написано в 1913 году и посвящено генералам Горчакову, Ермолову, Милорадови-чу, Раевскому и многим другим, сражавшимся на Бородинском поле за Отечество. Имя одного из героев поэт называет: Тучков-четвертый. Именно ему посвящена вторая часть стихотворения, в его образе Марина Цветаева воссоздает черты Эфрона (нежный лик, хрупкая фигура), поэтому стихотворение разделено на две части.

Слово учителя: Почему Марина Цветаева решила не только посвятить это стихотворение Сергею Эфрону, но и в отдельной части рассказать о Тучкове?

Доклад учащегося, сопровождаемый презентацией:

Ариадна Сергеевна Эфрон рассказывала: «Мама купила чудесную круглую высокую коробочку из папье-маше с прелестным романтическим портретом Тучкова-четвёртого в мундире. В плаще на алой подкладке - красавец!» Этот герой привлек Марину Цветаеву не только своей красотой, в которой она угадывала красоту Сергея Эфрона, но и героизмом, и символикой вечной любви. Именно этому генералу, после его гибели на Бородинском поле, жена, Маргарита Михайловна, урожденная Нарышкина, так и не найдя тела своего мужа, поставит сначала часовню, а потом заложит церковь Спаса Нерукотворного. А после станет настоятельницей монастыря - игуменьей Марией. История любви генерала Тучкова и его жены станет символом вечной любви, которую Цветаева тоже испытала к своему мужу -Сергею Эфрону.

Слово учителя: В «вечную любовь» Сергея Эфрона и Марины Цветаевой ворвется война. Ещё в далеком 1914 году Цветаева предчувствовала трагедию.

Я с вызовом ношу его кольцо -Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге... -

так начинает Цветаева стихотворение, в котором рисует романтический портрет Сережи и загадывает о будущем. Каждая строфа - ступень, ведущая вверх, к пьедесталу - или эшафоту? - последних строк:

В его лице я рыцарству верна.

- Всем вам, кто жил и умирал без страху. -Такие - в роковые времена -Слагают стансы - и идут на плаху.

Она не могла предположить, что «роковые времена» не за горами. 1915 год. Сергей Эфрон -брат милосердия в санитарном поезде. 1916 год. Мобилизация на военную службу. 1918-1920. Сергей Эфрон - участник Белого движения.

Появятся новые генералы. Белые: Деникин, Врангель, Марков, Корнилов, Колчак... И красные командиры: Буденый, Ворошилов, Тухачевский,

Фрунзе. И бесконечные потоки крови со стороны белых и красных.

7-й этап. Самостоятельная работа.

Задание. Прочитайте три стихотворения из цикла «Лебединый стан» («На кортике своем: Ма-

рина...», «Семь мечей пронзали сердце», «Хочешь знать, как дни проходят...») и определите, что их сближает с Плачем Ярославны из «Слова о полку Игореве». Напишите, какая новая сторона образа возлюбленного Вам открывается в этом цикле?

- Стихи «Лебединого стана» обращены не только к Сергею Эфрону, но и ко всем любящим, разлученным войной, всем, кто не знает, где их любимый. Конечно, сменились приметы времени: нет крепостной стены, обращений к языческим богам, но осталась надежда, что возлюбленный жив:

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне

Теперь Сергей Эфрон обратился в Белого Воина и Белого Лебедя «Лебединого Стана».

Слово учителя: Марине Цветаевой и Сергею Эфрону предстоит ещё многое пережить. Долгая разлука, эмиграция, рождение сына Георгия, возвращение на Родину, арест дочери, расстрел Сергея Эфрона. Словно предчувствие этой трагической («горькой») судьбы звучали её прежние стихи:

Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.

7-й этап. Рефлексия. Сегодня вы познакомились с творчеством и биографией Марины Цветаевой через необычную форму - исследование образа возлюбленного. Ответьте одним предложением, что

1. Было интересно.

2. Меня удивило.

3. Урок дал мне для жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Домашнее задание: Выучить одно стихотворение Марины Цветаевой, посвященной Сергею Эфрону.

ЛИТЕРАТУРА

Кутьёва Л.В. «Я с вызовом ношу его кольцо.»: Марина Цветаева и Сергей Эфрон // Литература в школе. 2003. - № 9. - С. 12-15.

Минералова И.Г. О стиле Марины Цветаевой // Литература в школе. - 2003. - № 9. - С. 7-11.

Данные об авторе

Римма Г еннадьевна Кучумова - учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ гимназии № 200 г. Екатеринбурга.

Адрес: 620073, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 39 E-mail: rimma.kuchumova@yandex.ru

About the author

Rimma Gennadievna Kuchumova is a Teacher of Russian and Literature of the Highest Category of the Gymnasium № 200 (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.