Научная статья на тему 'Образ войны Тройственного альянса 1864–1870 гг. в бразильских иллюстрированных журналах 1860–1870-х гг.'

Образ войны Тройственного альянса 1864–1870 гг. в бразильских иллюстрированных журналах 1860–1870-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
война Тройственного альянса / Парагвайская война / визуальный источник / иллюстрированный журнал / Бразилия / визуальный образ / the War of the Triple Alliance / the Paraguayan war / visual source / illustrated magazine / Brazil / visual image

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нистратова Елена Денисовна

Статья посвящена анализу визуальных источников на тему войны Тройственного альянса 1864–1870 гг. в иллюстрированных журналах Бразилии 1860–1870-х гг. Исследуется визуальный образ войны, созданный иллюстраторами журналов Semana Ilustrada и A Vida Fluminense в период войны и последующей оккупации Парагвая Бразилией. Для анализа целостного визуального образа были использованы публиковавшиеся в избранных для исследования периодических изданиях карикатуры, портреты офицеров, пейзажи, рисунки с фотографий и другие изображения на тему Парагвайской войны. Кроме того, неизбежно было обращение к сопровождающим иллюстрации заметкам, несомненно влияющим на восприятие изображений. Особое внимание уделяется характеристике образа врага, бразильской армии и командования, национального символа Бразилии и его трансформации, а также выявлению образа союзников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the war of the Triple Alliance of 1864–1870 in Brazilian illustrated magazines of the 1860s and 1870s

The article is devoted to the analysis of visual sources on the theme of the war of the Triple Alliance of 1864–1870 in illustrated magazines of Brazil of the 1860s and 1870s. The visual image of the war created by the illustrators of the magazines Semana Ilustrada and A Vida Fluminense during the war and the subsequent occupation of Paraguay by Brazil is investigated. To analyze the holistic visual image, cartoons, portraits of officers, landscapes, drawings from photographs and other images on the theme of the Paraguayan War published in periodicals selected for research were used. In addition, it was inevitable to turn to the notes accompanying the illustrations, undoubtedly affecting the perception of images. Special attention is paid to the characterization of the image of the enemy, the Brazilian army and command, the national symbol of Brazil and its transformation, as well as the identification of the image of allies.

Текст научной работы на тему «Образ войны Тройственного альянса 1864–1870 гг. в бразильских иллюстрированных журналах 1860–1870-х гг.»

УДК 070(09) ББК 76.003

Е.Д. Нистратова

Образ войны Тройственного альянса 1864-1870 гг. в бразильских иллюстрированных журналах 1860-1870-х гг.

Статья посвящена анализу визуальных источников на тему войны Тройственного альянса 1864-1870 гг. в иллюстрированных журналах Бразилии 1860-1870-х гг. Исследуется визуальный образ войны, созданный иллюстраторами журналов Semana Ilustrada и A Vida Fluminense в период войны и последующей оккупации Парагвая Бразилией. Для анализа целостного визуального образа были использованы публиковавшиеся в избранных для исследования периодических изданиях карикатуры, портреты офицеров, пейзажи, рисунки с фотографий и другие изображения на тему Парагвайской войны. Кроме того, неизбежно было обращение к сопровождающим иллюстрации заметкам, несомненно влияющим на восприятие изображений. Особое внимание уделяется характеристике образа врага, бразильской армии и командования, национального символа Бразилии и его трансформации, а также выявлению образа союзников.

Ключевые слова: война Тройственного альянса, Парагвайская война, визуальный источник, иллюстрированный журнал, Бразилия, визуальный образ

Одним из ключевых событий истории Бразилии XIX в. является война Тройственного альянса 1864-1870 гг.: она повлекла за собой существенные изменения в политической и экономической жизни страны, а также оказала влияние на формирующееся в тот период национальное самосознание народа Бразилии. В изучении образов Парагвайской войны работа с визуальными источниками приобретает фундаментальное значение. Они представлены батальными картинами, выполненными художниками по заказу правительства, которое, опираясь на Императорскую Академию изящных искусств,

© Нистратова Е.Д., 2023

создавало национальную иконографию Бразилии; а также комплексом изображений в периодических изданиях.

Визуальный источник находится на позициях полноценного исторического источника лишь с недавних пор, что связано с визуальным поворотом, коснувшимся целого ряда гуманитарных дисциплин. Теоретик искусства Э. Панофски, разработавший иконологический метод искусствоведческого анализа произведений, в «Этюдах по иконологии» сформулировал подход, лежащий в основе работы с визуальными источниками. Он утверждает, что искусствоведу необходимо обращаться к различным документам цивилизации, которые исторически связаны с исследуемой группой произведений искусства, а историку же следует обращаться к визуальным источникам в поиске внутреннего значения, содержания [Панофский 2009, с. 42]. Так, визуальный источник, находящийся в определенном историческом контексте, становится одинаковым по значению с традиционным письменным источником.

К визуальным источникам по теме войны Тройственного альянса обращаются представители различных гуманитарных дисциплин, поскольку они позволяют им изучить художественные тенденции в бразильском искусстве XIX в., получить дополнительные исторические сведения о конфликте и, наконец, выявить образ Парагвайской войны, созданный посредством визуальной коммуникации. Доктор исторических наук Университета Сан-Паулу А. Торал провел наиболее полное исследование корпуса изображений на тему Парагвайской войны, существующих в контексте создания странами Латинской Америки национальных иконо-графий после обретения независимости. Признание и поддержку академической живописи правительством Бразилии А. Торал связывает с необходимостью проецирования образа нации в европейские страны на известном там изобразительном языке [Toral 2001, pp. 149-151]. Социальный антрополог Университета Сан-Паулу Л. Стумпф, исследуя становление национальной идентичности народа Бразилии путем анализа визуальных образов войны, в своей диссертации рассмотрела как публикации в бразильской прессе, так и батальные картины. Она исследует социальные изменения в бразильском обществе, акцентируя свое внимание на расовом аспекте [Stumpf 2019, pp. 416-417]. Исследователи посредством анализа визуальных источников приходят к различным выводам, но оба указывают на большую роль Парагвайской войны в становлении бразильской национальной идентичности.

Среди бразильских периодических изданий стоит выделить иллюстрированные журналы на португальском языке Semana Ilustrada и A Vida Fluminense, которые издавались в Рио-де-Жанейро в 18601876 гг. и 1868-1875 гг. соответственно. Выбор именно этих источни-

ков обусловлен тем, что в сравнении с другими иллюстрированными журналами редакторы "Semana Ilustrada" и "A Vida Fluminense" проявили особую активность в вопросе освещения войны. Корпус представленных в них изображений разнообразен: помимо стандартных для той эпохи карикатур и подобного рода картинок, публиковались рисунки сражений, присылаемые в редакции офицерами, карты и схемы, портреты полководцев и монарха, рисунки с фотографий. Помимо этого, стоит отметить, что хронологически данные журналы охватили как период войны, так и оккупацию Парагвая Бразилией. Обозначенные аспекты делают "Semana Ilustrada" и "A Vida Fluminense" наиболее репрезентативными источниками по исследуемой теме.

Новаторский журнал "Semana Ilustrada", издававшийся на протяжении 16 лет, был основан немецким графиком Энрике Флейусом и получил признание публики [Stumpf 2019, p. 46]. Выпуски журнала, состоящие из 8 страниц (4 - текста, 4 - иллюстраций) выходили еженедельно с декабря 1860 г. по март 1876 г., охватив, таким образом, весь период Парагвайской войны. Выпуски журнала "A Vida Fluminense" публиковались также еженедельно с января 1868 г. по декабрь 1875 г. До ноября 1868 г. они состояли из 12 страниц, далее формат был сокращен до 8 страниц. Одним из совладельцев "A Vida Fluminense" был иллюстратор итальянского происхождения Анджело Агостини, который и занимался иллюстрированием журнала [Augusto 2009, p. 4].

Парагвайская война стала одной из основных тем, "Semana Ilustrada", чему помимо иллюстраций посвящались информационные сводки и стихи. Стоит отметить, что литографии, опубликованные на начальном этапе войны, в большей мере посвящены агитации добровольцев на фронт: были представлены изображения, иллюстрирующие отбытие новобранцев в армию, которые подкреплялись патриотическими лозунгами1. После 1867 г. чаще можно встретить рисунки эпизодов сражений, пейзажи военной жизни, так как необходимости столь масштабной агитации не было [изображение № 1 Агитация. Подпись: Отбытие 1-го батальона добровольцев. "Semana Ilustrada", 12 марта 1865 г.].

Тема войны освещалась исключительно в патриотическом контексте. Энрике Флейус создал на страницах журнала образ Педру II как защитника отечества, отстаивающего национальные интересы, и образ бразильских солдат как защитников национальной чести2. Призыв "Semana Ilustrada" - забыть внутриполитические противоречия и приложить все усилия к достижению общей цели - победы над президентом Парагвая Франсиско Солано Лопесом: «Перед

1 Semana Ilustrada. 1865. № 222. P. 8; № 228. P. 4; № 230. P. 4.

2 Ibid. № 219. P. 8.

лицом свирепого врага, который вторгается на нашу территорию, топчет наши поля, совершает всевозможные жестокости, нет и не должно быть двух мнений». Это в большей степени связано с партийными спорами консерваторов и либералов, что также отражено на иллюстрации, споровожденной цитируемым текстом. Идея, транслируемая журналом, может быть выражена в словах: «Кто не за Бразилию, тот против Бразилии»3 [изображение № 2 Бразильская армия. Подпись: «Добровольцы стекаются со всех уголков Империи туда, куда их зовет национальная честь». "Semana Ilustrada", 19 февраля 1865 г.], [изображение № 3 Педру. Подпись: «Кто не за Бразилию, тот против Бразилии». "Semana Ilustrada", 25 июня 1865 г.].

Интересно то, что в качестве олицетворения единения нации Энрике Фейсом в духе индианизма (специфического направления бразильского романтизма) был избран образ индианки, которая становится своеобразным национальным символом - матерью нации, ведущей бразильцев к победе4. Иллюстрации, связанные с использованием этого образа, относятся к начальному этапу войны, в дальнейшем мифический национальный герой уступит место собирательному образу бразильского солдата. И позже именно бразильский солдат станет героем масштабных батальных картин [изображение № 4 индианизм. Подпись: «На защиту земли, нашей общей колыбели!» "Semana Ilustrada", 23 апреля 1865 г.].

Иллюстрации Анджело Агостини на страницах "A Fluminense" также носили патриотический характер, но в большей степени они представлены картинами военной жизни, картами, тогда как в "Semana Ilustrada" изображения более разнообразны по содержа-нию5. Это может быть связано как минимум с другими хронологическими рамками: "A Vida Fluminense" освещал лишь два последних года войны, и перед журналистами не стояла задача агитации новобранцев. На пейзажах, публикуемых редакторами "A Vida Fluminense", особая роль отведена бразильскому флоту, на фоне которого парагвайский выглядит архаичным, обреченным на пораже-ние6. На изображениях, иллюстрирующих морские сражения, главным героем является именно бразильский флот, символизирующий технологический потенциал Бразилии и ее принадлежность к миру "цивилизации"7 [изображение № 5 Корабли. Подпись: Бразильские корабли у форта Курупайти. "A Vida Fluminense", 7 марта 1868 г.].

Аспектом военной кампании, который подвергался иронии редакторов изданий, является принудительный призыв солдат в ар-

3 Ibid. № 237. P. 8.

4 Semana Ilustrada. 1865. № 228. P. 1; № 232. P. 1. № 239. P. 4.

5 A Vida Fluminense. 1868. № 7. P. 3; № 11. P. 3.

6 Ibid. № 10. P. 9.

7 Semana Ilustrada. 1865. № 240. P. 5; № 281. P. 5.

мию Бразильской империи под видом "voluntários", т. е. добровольцев. В выпуске "Semana Ilustrada" от 5 февраля 1865 г. опубликована литография, изображающая двух мужчин в кафе. Она сопровождена подписью: «- Что случилось с Джукой? - Ну разве ты не знаешь? Пи-менталь арестовал его как добровольца»8. Указ о создании корпуса для военной службы в чрезвычайных обстоятельствах Voluntários da pátria был подписан 7 января 1865 г. императором Педру II с целью увеличить численность бразильской армии. Указ гарантировал добровольцам повышенное жалованье, землю в военных или сельскохозяйственных колониях, пенсию семьям в случае их гибели в бою и др. Правительство не выполняло свои обязательства перед добровольцами, информация об этом быстро распространилась, что, в совокупности с вспыхнувшей в Аргентине революцией и выходом значительной части аргентинской армии из войны против Парагвая в 1867 г., обострило проблему нехватки кадров. Это повлекло за собой увеличение количества людей, насильно завербованных в ряды Voluntários da pátria [Rodrigues 2001, pp. 70-102]. То, что словосочетание "voluntários da pátria" используется журналистами в качестве общего наименования солдат бразильской армии хоть и говорит о некоторой иронии над батальонами добровольцев, часть которых вошла в их ряды принудительно, но в большей степени отражает все ту же агитационную политику журналов [изображение № 6 Джука. Подпись: «Ну разве ты не знаешь? Пименталь арестовал его как добровольца». "Semana Ilustrada", 5 февраля 1865 г.].

Говоря об образе врага, созданном периодическими изданиями, стоит отметить, что он был недвусмысленным: парагвайцы представлены варварами, свирепыми дикарями, угрожающими народу Бразилии9. Но этот вывод можно сделать, опираясь скорее на заметки и подписи к литографиям, нежели на сами иллюстрации, так как парагвайские войска встречаются на страницах журналов крайне редко, постоянным предметом изображения была армия Бразилии. Гораздо большее внимание графиков было обращено на фигуру Солано Лопеса, его образ высмеивался, что делало президента Парагвая постоянным объектом изображения карикатуристов, в особенности на страницах "Semana Ilustrada"10. Лопес представлен самодуром, жестоким тираном, которого необходимо остановить силами народа Бразилии - оплота цивилизации. В выпуске "Semana Ilustrada" от 27 марта 1870 г. надпись под литографией, изображающей убийство Солано Лопеса, гласит: «Шику Дьябу, пронзающий копьем самое варварское и отвратительное чудовище, которое когда-либо видел

8 Semana Ilustrada. 1865. № 217. P. 5.

9 Ibid. 1868. № 402. P. 4; № 402. P. 5.

10 Ibid. 1865. № 227. P. 5; № 234. P. 5; 1867. № 349. P. 8.

мир, - проклятого Франсиско Солано Лопеса, разрушителя собственной страны»11. Его убийство трактуется как величайшее благо, оказанное бразильцами народу Парагвая, находящемуся под гнетом тирана12 [изображение № 7 Лопес. Подпись: Шику Дьябу, пронзающий копьем президента Парагвая Лопеса. "Semana Ilustrada", 27 марта 1870 г.].

Стоит отметить, что союзники Бразилии в войне Тройственного альянса практически полностью игнорируются журналистами. Аргентинские и уругвайские солдаты упоминаются крайне редко, как такового визуального образа союзников не складывается вовсе, все внимание редакторов обращено на национальных героев - "voluntários da pátria". 14 мая 1865 г. в "Semana Ilustrada" был опубликован портрет президента Аргентины Бартоломе Митре и его слова; «Через 3 дня в казармах, через 15 в лагере, через 3 месяца в Асунсьоне»13. Образ «храброго союзника» генерала Митре распространяется на всю аргентинскую армию, и союзники предстают сподвижниками Бразилии в борьбе с тираном, позорящим великую Южную Америку.

В послевоенный период на страницах журналов стали появляться изображения, иллюстрирующие похороны солдат. Но они все также сопровождались патриотическими лозунгами, солдаты были представлены погибшими за отечество героями. Конец войны авторы заметок при этом называют триумфом бразильского оружия, счастливым окончанием пятилетнего бедствия, которое пойдет на пользу Бразилии, послужит началом эпохи прогресса14.

В дальнейшем тема Парагвайской войны потеряет какую-либо актуальность, в журнале "Semana Ilustrada" 9 июня 1872 г. была напечатана заметка, которая гласит, что комментирование деятельности политических партий заменит собой освещение Парагвайской войны15. В годовщины ключевых сражений публиковались статьи, восхваляющие бразильскую армию и командование, но они редко сопровождались иллюстрациями. В десятилетие битвы при Риачу-эло автор процитировал текст, озаглавленный словами «Кто не за Бразилию, тот против Бразилии», из выпуска от 25 июня 1865 г., что в совокупности с другими публикациями свидетельствует о таком же ультрапатриотическом настрое редакторов журнала16.

Среди прочего стоит отметить, что Парагвайская война - первая война с участием Бразилии, где применялась фототехника. Журна-

11 Semana Ilustrada. 1870. № 485. P. 8.

12 Ibid. № 488. P. 7.

13 Ibid. 1865. № 231. P. 8.

14 Ibid. 1870. № 486. P. 6.

15 Ibid. 1872. № 600. P. 2.

16 Ibid. 1875. № 757. P. 7.

лы сотрудничали с корреспондентами, которые предоставляли им материалы для публикации. И помимо разного рода иллюстраций, в издательства также поступали фотографии с фронта, рисунки с которых печатались [Stumpf 2019, p. 51]. Редакторы журналов были весьма избирательны в своем воздействии на читателей посредством визуальных образов: задокументированные на фотографиях, которые нам доступны сейчас, жестокие стороны войны подвергались серьезной корректировке. С фотографий делали рисунки, которые искажали их изначальное содержание.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для бразильской иллюстрированной прессы, освещавшей Парагвайскую войну в период конфликта, характерна однородная редакционная линия, выраженная в политике обостренного патриотизма. Война Бразилии с союзниками против Парагвая представлена как противоборство варварству и тирании, защита оскорбленной национальной чести. По окончании конфликта тема войны постепенно потеряла свою актуальность, она была вытеснена насущными политическими проблемами, разгоравшимися на тот момент партийными спорами. Тем не менее редакторы иллюстрированных журналов посредством визуальных методов воздействия сформировали образ врага, ключевой фигурой которого является Солано Лопес, образ бразильской армии и командования, а также представления о целях войны и миссии Бразилии в ней.

Литература

Панофский 2009 - Панофский Э. Этюды по иконологии: Гуманистические темы в искусстве Возрождения. СПб., 2009.

Augusto 2009 - Augusto J.C. A Vida Fluminense, "folha joco-séria-illustrada" (1868-1875). Curitiba, 2009.

Rodrigues 2001 - Rodrigues M.S. Os (in)voluntários da pátria na Guerra do Para-guai (a participado da Bahia no conflito). Salvador-Bahia, 2001.

Stumpf 2019 - Stumpf L.K. Fragmentos de guerra: Imagens e visualidades da guerra contra o Paraguai (1865-1881). Sao Paulo, 2019.

Toral 2001 - Toral A.A. Imagens em desordem: a iconografia da Guerra do Paraguai. Sao Paulo, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.